32 Памятники древне-русской духовной письменности. Житие преподобного Никодима Кожеезерского чудотворца//Православный собеседник. 1865. Т. I, сс. 199–242. 33 Толстой М. В. Книга глаголемая описание о Российских святых. М., 1867, с. 180. Архимандрит Леонид называет также почитавшихся в Кожеезерской обители подвижников: преподобного Корнилия, а также настоятелей Лонгина, Германа и Боголепа (Архим. Леонид. Святая Русь…, сс. 100–102). Последние, впрочем, не названы в справочном труде П. М. Строева. 34 Архим. Аполлос. Начертание жития и деяний Никона, Патриарха Московского и всея России. Изд. 4. М., 1845, сс. 12–13. 35 Здесь не учитываются мученики, пострадавшие в свое время вне пределов Московской Руси, например, святой Иоанн (†1529; пам. 24 янв.), замученный в Казани до ее покорения, или священник Исидор, пострадавший от латинян в Юрьеве в 1472 г. (пам. 8 янв.). Попутно следует указать еще один малоизвестный факт. Внучка князя Ярослава Мудрого, дочь французской королевы Анны Ярославны, блаженная Эдигна (†1109) подвизалась под Мюнхеном (Тысячелетие почитания Пресвятой Богородицы на Руси и в Германии. Изд. отд. Московской Патриархии. Ин-т Вост. Церквей в Регенсбурге, ФРГ. Мюнхен-Цюрих. 1990, с. 182). 36 Русское рассеяние обратило внимание на древних святых, подвизавшихся в западных странах. “В различных местах вселенной праведники Христа Единому Богу работали, единым духом водились и купно Им прославлены. Волна революций и реформаций уничтожила их мощи на Западе, как дошедши до нашего Отечества коснулась кощунственно и русских святых. Она пыталась уничтожить их память, как и Иулиан Отступник сжигал святые мощи Преподобных. Но они ликуют в Церкви Небесной, а мы должны еще более славить их труды, прославляя тем Бога, творящего чрез них чудеса” (Архиеп. Иоанн Максимович. О почтиании святых, просиявших на Западе//Русский паломник. 1994, 9, с. 58). Здесь же в статье приведены изображения православных икон западных святых. 39 Архим. Евлогий. Жизнь и апостольские труды Иннокентия (Вениаминова) (1797–1879)//ЖМП. 1975, 3, сс. 58–65; Он же. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в последние годы своей жизни//ЖМП. 1981, 9, сс. 68–72; Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский и его миссионерская деятельность//ЖМП. 1979, 3, сс. 70–75; 4, сс. 73–77; 5, сс. 73–77; 6, сс. 68–77.

http://pravmir.ru/zametki-po-russkoj-agi...

3. Житие преподобного Иосифа Волоколамского и его творения, творения преподобного Нила Сорского, житие святого Нифонта Цареградского.    XVI век 1–е поколение 1.  Преподобный Корнилий Комельский, преподобный Александр Свирский, преподобный Даниил Переяславский, Иаков Новый. 2. Вологодский край, северная Россия, Афон. 3. Жития: преподобных Александра Свирского, Даниила Переяславского, Корнилия Комельского и его учеников (см. также Устав преподобного Корнилия Комельского). 2–е поколение 1. Преподобный Максим Грек; святые казанские: Гурий, Варсонофий и Герман; ученики Корнилия Комельского: преподобный Геннадий Костромской, Филипп Иранский и др.; святитель Филипп Московский.2. Казань, Волоколамский монастырь, Вологодский край. 3. Творения преподобного Максима Грека, жития казанских святителей, житие преподобного Геннадия Костромского и других учеников преподобного Корнилия Комельского, житие святителя Филиппа Московского (сочинения князя Курбского, там же о святом Гурии Казанском и Максиме Греке). 3–е поколение 1. Святой священномученик Дорофей, святой Ири–нарх Ростовский, блаженные ростовские и московские, преподобный Трифон Вятский, святитель Гермоген Московский, патриарх Иеремия II Константинопольский, святая Иулиания Лазаревская. 2. Северная Россия (Вятка), Ростов, Москва. 3. Житие преподобного Трифона Вятского; «Цветник» , священномученика Дорофея; жития Иулиании Лазаревской, Иринарха Ростовского и др.; творения патриарха Иеремии Константинопольского (переписка с лютеранами).   XVII век 1–е поколение 1. Преподобный Дионисий Радонежский, святитель Гермоген Московский, преподобный Иринарх Ростовский, преподобный Иов Почаевский, Никодим Хозьюрский (Кожеезерский). 2. Московский край, Ростов, северная Россия. 3. Житие преподобного Дионисия Радонежского (написано Симоном Азарьиным); творения святителя Гермогена, житие преподобного Иринарха Ростовского, «Алфавит Духовный»; жития преподобного Иова Поча–евского и Никодима Кожеезерского. 2–е поколение 1. Блаженный Иларион Суздальский; преподобномученик Афанасий Брестский; преподобный Макарий Ов–ручский. (Лазарь Баранович и его сподвижники.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

80 Повесть о Евфросине Псковском (рукопись Лаврской библиотеки 205. Рукописи Императорской Публичной Библиотеки 70)//ПамСРЛ. С. 69; то же и по рукописи ВС МДА 632. Л. 460. 84 Житие преподобного Александра Свирского. СПб., 1818. Л. 4: “вдаша его родителие в научение Божественного Писания”. 89 По рукописи СПбДА 271; Митрополит Макарий (Булгаков). Указ. соч. Т. I. СПб., 1889. Прил. 2. С. 262. В краткой редакции раннейшего времени этой фразы нет, см. Славяно-русский Пролог. Ч. I. С. 43; то же по списку МДА 208. Л. 221. 91 См. житие в: Великие Минеи-Четии. Сентябрь, дни 1–13. СПб., 1868. Столб. 455. То же в: Славяно-русский Пролог. Ч. I. С. 160. Но по списку, изданному Невоструевым (М., 1865. С. 5), просто: “сему же от юнна возраста священныя книги извыкшу”. 94 Житие святого Антония Римлянина//Православный Собеседник. 1858. Ч. IV. С. 160. См. Ключевский В. О. Указ. соч. С. 306–310. Также Кадлубовский А. П. Указ. соч. С. 1–43; Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. I. Пол. II. С. 590–591. 99 Житие преподобного Никодима Кожеезерского//Православный Собеседник. 1865. Ч. I. C. 211; рук. 346. Л. 25. 104 Ключевский В. О. Указ. соч. С. 353. Ср. Ярославские Епархиальные Ведомости. 1873. 37. С. 302. 112 Архиепископ Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею церковью или местно. Чернигов, 1862. Июль 14. 113 Моисей уже в 1324 г. был посвящен в сан архиепископа. Если полагать ему в это время около 40 лет, что необходимо, так как до этого он был еще архимандритом в Юрьеве монастыре, то годы его отрочества падают на 80–90-е годы XIII столетия. 115 До избрания он основал пустынь на урочище Вяжиги, а умер в 1458 г. Если полагать его жизни от 60 до 80 лет, то отроческие года его падают на 70–80 е годы XIV столетия. 118 †1481 г., 95 лет от рождения. См.: Книга глаголемая описание о российских святых. М., 1887. С. 52. 123 Житие преподобного… Сергия Чудотворца. Ср. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад, 1892. С. 3–4. 133 Славяно-русский Пролог. Ч. II//Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. IV. СПб., 1898. Также: Архиепископ Филарет (Гуми­левский). Русские святые… Март 31.

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

Во время сего вторичного посещения совершенно престала болезнь очей послушника Иоанна, так что он мог свободно читать книги. Когда же опять впал в ту же болезнь, исцелился прикосновением лоскута от мантии преподобного. Ему явился однажды в тонком сне святой старец и, слегка прикоснувшись, сказал: «Чадо Иоанн, я всегда молил Бога, да подаст тебе исцеление», – и с сими словами скрылся. С тех пор не возвращалась к нему болезнь. Писатель жития испытал милость преподобного и над своими присными. Когда однажды заболела его мать Евдокия, явился ей в тонком сне блаженный старец и велел молиться Господу и Пречистой Его Матери для получения исцеления. На том месте, где стояла ветхая его хижина, поставлен был впоследствии Животворящий Крест. В летнее время многие из трудившихся на покосах монастырских, воспоминая с любовью труды святого старца, приходили молиться на место земного его подвига и там получали исцеления. Ко гробу святого старца отовсюду притекали также болящие и одержимые духами нечистыми и все получали, по вере своей, облегчение от недугов. Некоторым являлся Никодим во время их болезни, один или с другом своим, священноиноком Авраамием, и благодатное их явление всегда приносило помощь. Также мантия его иноческая и посох, которым подпирался в преклонные годы преподобный, приносили благодатную помощь. Много таких дивных исцелений записано было в обители Кожеезерской. Являлся он и путникам, заблудившимся в дебрях и лесах, и приводил их в обитель, когда уже предстояла им голодная смерть. Спасал он и обуреваемых на Северном море. Житель города Архангельска, пришедши в обитель, рассказывал, что весною ходил он по Белому морю для ловли моржей и отлучился от своей дружины, без всякого запаса. Долго скитался он по льдинам и, уже не видя нигде исхода, истомленный, лег на льду в ожидании смерти. Со слезами призывал он на помощь Господа и всех Святых. Было утро, при солнечном свете внезапно увидел он как бы на воздухе пятиглавую церковь , а в головах у себя старца, который сказал ему: «Обещайся идти в обитель Богоявления на Кожье озеро помолиться Всемилостивому Спасу, и Он тебя избавит от горькой смерти». На вопрос, кто он, старец назвал себя Никодимом, а виденную им церковь – Богоявленскою, и в сию минуту очнулся от чудного видения заблудившейся путник. Внезапно почувствовал он, что сильным ветром оторвало от других ту льдину, на которой он лежал, и несет ее с моря, а громады льдов расступались перед нею, доколе не прибило ее благополучно к берегу. Тогда спасенный от смерти прославил Господа и его угодника и поспешил, по чудному зову, в обитель Кожеезерскую принести благодарственную молитву над гробом неведомого ему спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре соорудил Серапион и другую церковь – Благовещения Богоматери, по благословению митрополита Новгородского Александра и по его прошению, митрополит Исидор учредил в 1608 г. игуменство в новой обители, назначив настоятелем Авраамия. Три года спустя преставился к вечной жизни блаженный Серапион (27 июня 1611 г.) после 46-летних подвигов в пустыни Кожеезерской, в которой собралось под сенью его до 40 человек иноков. Между ними особенно прославились святостью жизни Леонид – основатель Усть-Недумской пустыни – и преподобный Никодим – отшельник Хозь-Югский. 4 Жизнь преподобного Серапиона говорит нам: «Мы погреблись со Христом крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях» ( Рим.6:4,12 ). Тропарь и Кондак общие. Сведения о преподобном отце нашем, игумене Антонии Соловецком 8, 69, 55 Память его празднуется месяца апреля в 17-й день и месяца августа в 9-й день † 1613 Предшественник преподобного Иринарха Соловецкого, возведен на игуменство в 1604 г. † 1612 г., погребен в часовне преподобного Иринарха (История Российской иерархии, II. 435. Ратшин, стр. 4). 8 Дополнительные сведениям Андроник (Трубачёв) , игумен. Антоний Соловецкий// 55 С. 606–607. Досифей, архимандрит. Топографическое и историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря// 69 Москва. 1834 г. С. 90–114. О преподобном Антонии известно, что он был иноком Соловецкого монастыря. Для братии он был образцом подвижника: «Бяше муж зело трезвен и великий терпеливец в подвизех иноческих, в молитвах и постех небесною помощию укрепляем, ко утешению и укреплению иноков и всех православных». За труды и иноческие подвит Антоний был посвящен во игумена Соловецкого монастыря в 1605 г. Настоятельствовать ему довелось в Смутное время. 55 Слава о Соловецком монастыре далеко в старину простиралась в Шведских пределах, и могущество его известно было самим королям. Близкое соседство и частые войны, на которых храбрые Соловецкие стрельцы и поморские крестьяне одерживали знатные победы, заставили шведов уважать обитель Соловецкую.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Действительно Вологда была разорена ими; сам Галактион подвергся истязаниям и чрез три дня мученически скончался. Иринарх ростовский († 1616 г.), урожденец ростовской области, постриженник ростовской Борисоглебской обители; он начал подвиги тем, что ходил босой и в рубище; братии и монастырским властям это не понравилось, и он удалился в Авраамиев монастырь, где уединился в келье отшельника Лазаря, наложил на себя тяжелые вериги на плечи и оковы на ноги; чрез три года он возвратился в Борисоглебский монастырь и здесь безвыходно затворился в келлье, приковав себя к стулу; так подвизался 38 лет и сподобился дара прозрения. Иоанн псковский († 1616 г.), 22 года подвизался в городской стене, как в пустыне, в молчании великом; пищу его составляла только рыба. Адриан монзенский († 1619 г.), урожденец Костромы, рано почувствовавший влечение к иноческой жизни и основавший Благовещенский монастырь на р. Монзе (в Костромской губ.) Вассиан Тиксенский († 1624), подвизавшийся при храме Св. Николая (верстах в 50 от Тотьмы, Вологодской губ.) затворником в келлье. Он наложил на себя вериги и железную шапку, никого не принимал в келлью и питался подаянием чрез оконце; сам выходил из келльи только в храм к церковным службам. Иринарх, соловецкий игумен († 1628), кроткий и снисходительный к другим, но строгий к себе; он много ревновал о доброй иноческой жизни. Преп. Дионисий троицкий († 1633), известный своим патриотизмом, заботою о бедных, нуждавшихся в приюте и помощи, и участим в книжном исправлении. Диодор юрегорский († 1633), постриженник Соловецкаго монастыря, подвизавшийся отшельнически сначала на одном из пустынных соловецких островов, потом в глухом лесу на р. Онеге и наконец на Юрьевой горе (в 25 верст. от гор. Олонца), где и устроил обитель. Никодим кожеезерский († 1639) из ростовской области, бывший кузнец, постригся в Московском Чудовом монастыре, но из любви к уединенному отшельничеству удалился на глухой остров озера Кожи, где недалеко от кожеезерской обители подвизался в уединенной хижине среди болот; слава о нем дошла до Москвы и патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Жития святых дополняют сведения о его жизни. Святейший Патриарх Иоасаф послал свою шубу Кожеезерскому подвижнику, старцу Никодиму (†1640; пам. 4 июля), узнав о его строгой жизни. Преподобный поцеловал первосвятительский дар и затем передал его в обитель, сказав: “Для моей худости довольно и рубища”. Патриарх Иоасаф вложил в Кожеезерский монастырь ризу из лазоревой камки, Требник и 5 рублей 94 . Святейший Патриарх Иоасаф I благословил игумена Макарьевского Желтоводского Пафнутия (1640–1642) освидетельствовать чудеса, совершавшиеся при гробе преподобного Варнавы Ветлужского (†1445; пам. 11 июня) 95 . Игумен Пафнутий, собрав на месте сведения о чудесах, представил затем их Патриарху. С того времени началось почитание преподобного Варнавы, он был причислен к лику святых Русской Церкви, и ему было положено совершать память 11 июня, в день его блаженной кончины 96 . Русская Церковь украшается при Патриархе Иоасафе не только памятями святых, но и празднованиями чудотворных икон. Боярский сын Василий Потапов, собиравший архиерейскую дань в Нижегородской земле, сообщил Патриарху о новоявленной чудотворной Оранской иконе Богоматери (пам. 21 мая). По грамоте Патриарха Иоасафа I была создана комиссия, в которую вошли нижегородский архимандрит Печерского монастыря Рафаил и протопоп Архангельского собора Иосиф. Комиссии предписывалось: “И целбу от образа того получивших кому от каковыя болезни и в кое время, и в коих местех, в той ли пустыни, или в их домех, или на пути, о сем приискренне повелевает изыскав свидетельствовати: колико кто лет, какою болезнию одержим бе, все неизменно описати повеле. И по сем в сем описании ради совершеннейшаго уверения и сие приложив, повеле о них испытати всеми родители и сродники, и соседы их ту близ живущыми всякаго чина духовных и мирских, яко да от неразумных не возмнится истина, лож бысти” 97 . Проверяющие “своими печатми те книги запечатлеша, ко Святейшему Иоасафу Патриарху восписавше, вкупе же и тех свидетельствованых народа Богоматере чудес книгу воспослаша”. Святейший Патриарх сам прочел все и затем возвестил о всем царю Михаилу Феодоровичу. Вскоре последовало патриаршее благословение на открытие Оранского монастыря. В Сказании не называется дата этого события, но, очевидно, оно произошло в 1635 году 98 . В Повести Святейший Патриарх Иоасаф назван “тихосмиренным” 99 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Жития святых дополняют сведения о его жизни. Святейший Патриарх Иоасаф послал свою шубу Кожеезерскому подвижнику, старцу Никодиму (†1640; пам. 4 июля), узнав о его строгой жизни. Преподобный поцеловал первосвятительский дар и затем передал его в обитель, сказав: «Для моей худости довольно и рубища». Патриарх Иоасаф вложил в Кожеезерский монастырь ризу из лазоревой камки, Требник и 5 рублей 443 . Святейший Патриарх Иоасаф I благословил игумена Макарьевского Желтоводского Пафнутия (1640–1642) освидетельствовать чудеса, совершавшиеся при гробе преподобного Варнавы Ветлужского (†1445; пам. 11 июня) 444 . Игумен Пафнутий, собрав на месте сведения о чудесах, представил затем их Патриарху. С того времени началось почитание преподобного Варнавы, он был причислен к лику святых Русской Церкви, и ему было положено совершать память 11 июня, в день его блаженной кончины 445 . Русская Церковь украшается при Патриархе Иоасафе не только памятями святых, но и празднованиями чудотворных икон. Боярский сын Василий Потапов, собиравший архиерейскую дань в Нижегородской земле, сообщил Патриарху о новоявленной чудотворной Оранской иконе Богоматери (пам. 21 мая). По грамоте Патриарха Иоасафа I была создана комиссия, в которую вошли нижегородский архимандрит Печерского монастыря Рафаил и протопоп Архангельского собора Иосиф. Комиссии предписывалось: «И целбу от образа того получивших кому от каковыя болезни и в кое время, и в коих местех, в той ли пустыни, или в их домех, или на пути, о сем приискренне повелевает изыскав свидетельствовати: колико кто лет, какою болезнию одержим бе, все неизменно описати повеле. И по сем в сем описании ради совершеннейшаго уверения и сие приложив, повеле о них испытали всеми родители и сродники, и соседы их ту близ живущыми всякаго чина духовных и мирских, яко да от неразумных не возмнится истина, лож бысти» 446 . Проверяющие «своими печатми те книги запечатлеша, ко Святейшему Иоасафу Патриарху восписавше, вкупе же и тех свидетельствованых народа Богоматере чудес книгу воспослаша». Святейший Патриарх сам прочел все и затем возвестил о всем царю Михаилу Феодоровичу. Вскоре последовало патриаршее благословение на открытие Оранского монастыря. В Сказании не называется дата этого события, но, очевидно, оно произошло в 1635 году 447 . В Повести Святейший Патриарх Иоасаф назван «тихосмиренным» 448 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

За озером, на два поприща от обители, стоял монастырский скотный двор, и жившие там служители приходили иногда за благословением к преподобному. Они упросили дозволить им соорудить на другом месте новую для него келию, ибо первая много пострадала от огня и воды. Долго не соглашался пустынножитель, но должен был уступить их усердию. Со слезами оставил он первое, им самим устроенное жилище, которое, несмотря на тесноту, казалось ему пространнее царского чертога. Близ нового жилища ископал он себе глубокую яму и часто в нее спускался для сокрушенной молитвы. Однажды пребыл в ней всю Четыредесятницу без пищи, питаемый благодатию Божиею. Был в обители Кожеезерской добродетельный инок, который посещал блаженного Никодима в его пустыни; любил его старец, ради его смирения. Игумен Авраамий послал сего инока управлять монастырскою волостью на реку Онегу. Никодим просил прислать оттуда ему несколько удиц, и тот, исполнив повеленное по усердию к старцу, завязал в плат, кроме удиц, еще несколько серебряных денег. Присланный постучался в келию старца, но, прежде нежели принять от него плат, преподобный по духу прозорливости велел развязать узел. Оставив деньги, он взял одни лишь удицы; такова была его нестяжательность. Господь сподобил его дара чудес еще при жизни. Пришли в обитель Кожеезерскую в 1635 г. помолиться Спасу и Пречистой двое из поморских жителей – Кириак Козлов и Иван Пешков – и рассказали братии, что в весеннее время вышли они в море из реки Варзуги и долго их носило бурею между льдов, так что уже отчаивались в жизни, ибо нигде не могли пристать к берегу от плавающих льдин. Многих святых призывали они на помощь, чтобы спастись им от потопления, вспомянули и блаженного старца Никодима; и, когда, истомившись от последних усилий, впали как бы в забвение, представилось им, что пришел в их ладью старец и говорит: «Знаете ли Хозь-Югского Никодима, которого призвали себе на помощь?» Сказав сие, старец стал на корму и начал управлять ладьею, говоря: «Не бойтесь, чада, но все упование возложите на Бога и на Пречистую Богородицу, Она спасет вас». Ладья находилась еще за два поприща от берега, но при управлении чудного кормчего, надвое разделялись пред ним льдины, оставляя широкий проток наподобие реки; и так благополучно достигли они берега. Явление сие было еще за девять лет до кончины блаженного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Зимней порой снежная метель заметала жилище пустынника, и святой терпеливо ожидал, когда весеннее солнце сгонит с него снег. Св. Никодим еще при жизни сотворил много чудес. За 7 дней до смерти св. Алексий, митрополит Московский, и Дионисий, архимандрит Троицкой лавры, в ангельских одеждах, явились к нему и возвестили о времени смерти. Перед смертью братия упросили его переселиться в обитель. Скончался преподобный в 1640 г. Мощи его почивают под спудом в Кожеезерской обители. 4-е число Св. Андрей, епископ Критский, был родом из Дамаска. 14-ти лет он оставил мир и поселился в Иерусалимской обители св. Саввы, Феодор, правитель патриархии, зная его благочестивую и подвижническую жизнь, взял его к себе на должность секретаря. Св. Андрей присутствовал на 6-м Вселенском Соборе против еретиков монофелитов, которые учили, что в Иисусе Христе хотя и два естества – божеское и человеческое, но одна божественная воля. После того был поставлен диаконом великой Софийской церкви в Константинополе, а затем и епископом на острове Крите. Скончался в 712 г. Мощи его почивают в Константинополе, в монастыре его имени. Св. Андрей оставил сочинения: слова на праздники и великий покаянный канон, читаемый Великим постом, по частям – на 1-й неделе, за повечерием, и всецело – на 5-й неделе, в четверг за утреней. Священномученик Феодор, епископ Киринейский, пострадал в 310 г. Вместе с ним замучены были жены: Лукия, Иароя и Киприлла. Мученики Феодот и Феодотия обращены были ко Христу св. мучеником Иакинфом (память 3 июля) в темнице и вскоре после его смерти усечены мечом при Траяне. Преподобная Марфа была матерью св. Симеона Дивногорца (память 24 мая). С молодых лет сердце влекло ее к монашеской жизни, но родители убедили выйти замуж. Муж ее жил недолго; тогда св. Марфа устремила все свое попечение на благочестивое воспитание сына и в самой себе показывала пример благочестия. Она любила раздавать милостыню, посещать больных, хоронить на свои средства бедных, была в высшей степени кроткой, не любила говорить много. Когда сын ее Симеон сделался знаменитым подвижником, то, посещая его, Марфа внушала ему не возноситься подвигами. Незадолго до смерти она была восхищена на небо, и Пресвятая Богородица показала ей места райского блаженства, приготовленные для праведников. По желанию сына, св. Марфа была погребена близ столпа, где он подвизался. При погребении ее совершилось немало чудес. Кончина св. Марфы полагается в 551 г. Обретение мощей преподобного Ефремия Суздальского. Читать о нем под 1 апреля. Св. мощи его были открыты в 1507 г. при перестройке устроенной им церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010