и боролся с дикими зверями, встречаясь в непроходимых дебрях с целыми стадами волков, медведей, оленей и других зверей, как гласят жития северо-восточных отшельников русских – Трифона Печенгского, Никодима Кожеезерского, Антония Сийского, Павла Обнорского, Макария Унженского и других, которые в тоже время, по следам колонизации, распространяли христианство среди чудских и бесерменских племен 35 . И когда народ русский, призывая на помощь Георгия храброго, в основных частях, совершил первоначальную, подготовительную физическую культуру, архитектоническую обстройку и пограничную территориальную установку русской земли путем покорения и собрания всей земли, путем вольно-народного перехода и колонизационного самоустройства среди лесов непроходимых, среди финских и частью бесерменских племен, – тогда для него наступил многознаменательный в наших юридических актах Юрьев-день, – памятный доселе и в народной земледельческой истории и в народном физическом или сельско-хозяйственном дневнике – день Георгия храброго. Позволяя себе такую догадку об исторической основе народного стиха о Георгии храбром, мы тем не менее должны признать в нем, особенно по другой редакции его, и мифологические оттенки, восходящие к глубокой древности. По духовному народному стиху, изданному Киреевским, Егорий храбрый наезжал на светло-русскую землю еще в эпоху пастушеского быта наших предков, в эпоху доисторическую. Вместо людей, наезжал он на стада чудовищных, мифических животных, на стада летучих змиев, да рыскучих волков. Только пастухи этого последнего стада носят на себе обличье человеческое; но их чудовищный, сверхъестественный вид, напоминающий мифические, стихийные существа, в роде вил, русалок, леших, не оставляет ни малейшего сомнения, что Егорий храбрый наезжал еще вязыческие места светло-русской земли и притом в жилища мифических пастухов. И пастят стада три пастыря. Три пастыря, да три девицы На них тела, яко еловая кора, Влас на них, как ковыль трава 36 Как Илья пророк, под влияниям церковно-библейских изображений и мифологических народных воспоминаний, является в христианском народном миросозерцании громовержцем, небесным возбудителем и оживителем природы, а Георгий храбрый, под влияниям смутных мифологических и исторических воспоминаний народа, представляется земным устроителем, основоположителем физической и земледельческой культуры русской земли; так другие святые, особенно русские, в народном эпическом миросозерцании являются противоборцами прежним языческо-мифологическим силам или духам.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Иоанна «Большой колпак», Тихона Лухомскаго, Евфросина Синозерского, Варлаама Ветлужского, Трифона и Прокопия Вятских, сказания об открытии мощей и чудесах Адриана Пошехонского, о чудесах Герасима Вологодского, о чудесах красноборского образа Спасителя и др. 426 Во вторую половину XVII в.: Курский летописец или повесть о курской иконе Знамения Б. Матери, повесть о чудесах Тихвинской иконы Б. Матери, сказания о жизни и чудесах преп. Трифона Кольского, Арсения Комельского, Вассиана Тиксенского и Филиппа Иранского, Жития преп. Никандра Псковского и Никодима Кожеезерского, описание чудес преп. Даниила Переяславского – неизвестных авторов 427 . Сим. Полоцкого литературно обработанная повесть о иконе Одигитрии и Владимирской Б. Матери 428 ; митр. казанского Лаврентия (1657 – 1678 г.) Житие св. Германа Каз.; иподиакона Иоанна Шушерина Жизнеописание патриарха Никона 429 ; патр. Иоакима Духовное завещание с краткими сведениями о собственной жизни; Корнилия, игумена Зеленецкого; впоследствии бывшего митрополитом сибирским и новгородским (†1698 г.), Житие преп. Макария Зелееецкого; Игнатия, митр. тобольского, описание жизни и чудес прав. Симеона 430 . Жития святых иногда собирались в сборники или же на основании их составлялись сборники биографических сведений о святых. Из таких сборников известны: Чети – Минеи троице – сергиевского монаха Германа Тулупова (1627 – 1632) и священника посадской церкви того же монастыря Иоанна Милютина (1646 – 1654,), состоящие из житий и статей исторического содержания 431 ; Книжка о русских святых, расположенная в минейном порядке и заключающая в себе еще список рус. чудотворных икон 432 . К концу XVII или началу XVIII в. относится «Книга о российских святых, где кто поживе и чудеса сотвори» 433 . Из рассказов о частных исторических событиях одни касаются церковных, другие – смешанных церковно – гражданских и третьи – гражданских событий. Из рассказов первого и второго рода 434 известны: Сказание об осаде Троице –  Сергиева монастыря поляками и литовцами, знаменитого келаря Авраамия Палицына; оно состоит из 86 небольших глав, где автор кратко обозревает состояние России в правление Феодора Ивановича, Бориса Годунова, Лжедимитрия и Василия Шуйского (1 – 6 гл.), подробно изображает весь ход продолжительной осады монастыря (7 – 58 гл.) и кратко – события, совершившиеся во всей России во время и после этой осады (59 – 86 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Как-то батюшка сказал мне, что отец Макарий – великий старец – через каждые три года перечитывал авву Дорофея и «Лествицу» и находил все новое и новое, ибо рос духовно. Перечитывал их батюшка и мне сказал, что надо через каждые три года. Батюшка благословил мне прочитать житие преподобного Никодима, Кожеезерского чудотворца (3 июля), а потом благословил начать изучение устава Богослужения. Батюшка прибавил, что это нужно для всякого послушника. За разрешением недоумений батюшка благословил обращаться к отцу Кукше, а в пособие взять из библиотеки книгу Булгакова. Праздники батюшка благословил употреблять на чтение, так как это единственно свободное у меня время, но благословил делать и проходки по скиту или за скитом, сказав, что это для меня будет полезно. Читал письма старца Макария. Батюшка говорил мне, чтобы в один день я не брал разных книг: то ту, то другую – а чтобы читал что-либо одно. 7 ноября 1910 г. Я спрашиваю батюшку: – Исповедь и откровение обязательно должны быть у одного лица или можно у одного исповедоваться, а другому открывать помыслы? – Конечно, исповедь – одно, откровение помыслов – другое. Святые отцы пишут: когда не к кому обратиться, то избери себе единодушного брата и ему открывай свои помыслы. Помыслы можно открывать даже не имеющему священного сана... (отец Иосиф, отец Нектарий). На этом дневник отца Никона обрывается 43 Пасхалов Виктор Никандрович (1841 – 1885) – ученик Н.Г. Рубинштейна, член Балакиревского кружка, автор многих романсов. С 1873 года преподавал в Казани. 45 Житие преподобного Иакова Постника (VI век; память 4 марта), отшельника Кармильского (Палестинского)//Четьи-Минеи. 4 марта. С. 104–116. 46 Имеется в виду участие России в европейских революционных войнах и конфликтах, в том числе – подавление восстания в Венгрии графом И. Паскевичем. 47 Святитель Петр – митрополит Московский и всея Руси († 1326; память 21 декабря), великий чудотворец. 53 Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров ; 1779– 1857) – ректор трех семинарий, с 1816 года – Московской духовной академии, с 1819 года – епископ, с 1837 года – митрополит, скончался в схиме. Известен как богословскими сочинениями, так и подвижнической жизнью. Нетленные мощи его пребывают в Киево-Печерской лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Как-то батюшка сказал мне, что отец Макарий – великий старец – через каждые три года перечитывал авву Дорофея и «Лествицу» и находил все новое и новое, ибо рос духовно. Перечитывал их и батюшка, и мне сказал, что надо через каждые три года перечитывать их. Батюшка благословил мне прочитать житие преподобного Никодима, Кожеезерского чудотворца (3 июля), а потом благословил начать изучение устава Богослужения. Батюшка прибавил, что это нужно для всякого послушника. За разрешением недоумений батюшка благословил обращаться к отцу Кукше, а в пособие взять из библиотеки книгу Булгако­ва. Праздники батюшка благословил употреблять на чтение, так как это единственно свободное у меня время, но благо­словил делать и проходки по скиту или за скитом, сказав, что это для меня будет полезно. Господи, и нам полезно перечитывать через каждые три года авву Дорофея и «Лествицу». Господи, прости нас, что не придерживаемся такого порядка и не перечитываем этих книг для своего духовного возрастания. Читал письма старца Макария. Батюшка говорил мне, что­бы в один день я не брал разных книг: то ту, то другую, а чтобы читал что-либо одно. Господи, прости, что не читаем что-либо одно, а набираем в один раз много книг. Я спрашиваю батюшку: – Исповедь и откровение обязательно должны быть у одного лица или можно у одного исповедоваться, а другому открывать помыслы? – Конечно, исповедь – одно, откровение помыслов – другое. Святые отцы пишут: когда не к кому обратиться, то избери себе единодушного брата и ему открывай свои по­мыслы. Помыслы можно открывать даже не имеющему свя­щенного сана... (отец Иосиф, отец Нектарий). Господи, Ты даешь нам знание, что исповедь – это одно, а откровение помыслов – другое. Помыслы можно открывать даже единодушному брату, не имеющему священного сана. Господи, прости нас, что не умеем делать ни того, ни другого. Читать далее Источник: Прикосновение к тайнам Царствия Божия : размышления для боголюбивой души, ищущей спасения, изложенные в виде исповеди по Беседам великих русских старцев/протоиер. Геннадий Нефедов. - Москва : Паломник, 2014. - 591 с. ISBN 978-5-88060-054-0 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Когда я шел от бдения, была прекрасная лунная ночь, но я мало обращал внимания, так как ноги очень устали, и было морозно, думал как бы поскорее в келию придти.К обедне меня разбудил мой сосед Григорий, спаси его Господи, а то проспал бы. Пришел в церковь минут за пять до звона. Люблю я придти в храм за 15-10 минут до звона и сесть, творя молитву Иисусову. Я замечал, что после этого всегда уже и за службой легко творится молитва Иисусова. А если придешь не заблаговременно, то иногда очень долго не наладишь себя на молитву Иисусову.Вечерком ходил с Батюшкой немножечко по скиту и на ходу открывал помыслы.5 октября Бдение правили у Батюшки. Батюшка служит в монастыре. Я к обедне не ходил, а в 6 часов утра поехал на скитскую дачу по поручению Батюшки. Скорбь всем истинно любящим обитель нашу святую… Пока скит еще стоит в стороне. Но вот сию минуту комиссия пришла осматривать наш новый храм. Как и зачем - не знаю.Как-то Батюшка сказал мне, что о. Макарий -великий старец - через каждые три года перечитывал Авву Дорофея и Лествицу и находил все новое и новое, ибо рос духовно. Перечитывал их Батюшка, и мне сказал, что надо через каждые три года.Батюшка благословил мне прочитать житие преп. Никодима Кожеезерского чуд. (3 июля), а потом благословил начать изучение устава Богослужения. Батюшка прибавил, что это нужно для всякого послушника. За разрешением недоумений Батюшка благословил обращаться к о. Кукше, а в пособие взять из библиотеки книгу Булгакова. Праздники Батюшка благословил употреблять на чтение, так как это единственно свободное у меня время, но благословил делать и проходки по скиту или за скитом, сказав, что это для меня будет полезно.Читал письма старца Макария. Батюшка говорил мне, чтобы в один день я не брал разных книг: то ту, то другую - а чтобы читал что-либо одно.19 октября Вчера приехал в Оптину Иванушка, ночевал у Батюшки. Сегодня был я на водоосвящении в новом храме. Иванушка почти весь день был у меня, ночует опять у Батюшки. Не знаю, что про него сказать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1386...

Кондак, глас ? Не имамы иныя помощи... (общий Божией Матери). Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. 3/16 Мученика Иакинфа (108). Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца (1652). Преподобных Анатолия, в Ближних пещерах почивающего (XII), и другого Анатолия затворника, в Дальних пещерах почивающего (XIII), Киево-Печерских. Благоверных князей Василия и Константина Ярославских (XIII). Святителя Василия, епископа Рязанского (1295). Преподобных Иоанна и Лонгина Яренгских (1544–1545). Блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (1589). Преподобного Никодима Кожеезерского (Хозьюгского) (1640). Тропарь мученику Иакинфу, глас 4 Мученик Твой, Господи... (общий мученику). Кондак, глас 6 Древо жизни посреде души своея,/веру Твою, Христе, стяжавый Твой мученик,/Едемскаго рая честнейший бысть,/древо прелести змиевы погубив дерзновенно духом,/венчася славою Твоею, Многомилостиве. Ин кондак, глас 4 Камень честен показася, Иакинфе,/в Горнем оном светлем граде водрузися,/в разумнем Сионе блистая светло,/освещая вся, чтущия честное твое страдание,/моли спастися нам, твою память почитающим. Величание Величаем тя,/страстотерпче святый Иакинфе,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. Тропарь святителю Филиппу, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу, глас 8 Первопрестольников преемниче,/столпе Православия, истины поборниче,/новый исповедниче, святителю Филиппе,/положивый душу за паству твою./Темже, яко имея дерзновение ко Христу,/моли за град же и люди,/чтущия достойно святую память твою. Ин тропарь, глас 5 Радостный возсия день светлаго торжества:/ днесь церковная расширяются недра,/приемлюще духовных даров неоскудеемо боготворное сокровище,/струю благодатей неисчерпаемую,/источника чудесем обильна,/чудотворивыя и священныя мощи твоя, святителю Филиппе./Темже моли прославившаго тя Дародателя Христа Бога/о воспевающих тя/и кланяющихся священным мощем твоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однажды святому Никодиму явились два светоносных мужа: святитель Алексий, митрополит Московский, и преподобный Дионисий, архимандрит Свято-Троицкого Сергиева монастыря. Они возвестили преподобному о времени его отшествия ко Господу, которое и совершилось через 40 дней 3 июля 1640 года. Мощи преподобного Никодима покоились под спудом в Богоявленском храме Кожеезерской обители. Житие святого написал его ученик иеромонах Иаков. У гроба преподобного Никодима и в пустыне, на месте келлии святого, где позднее был водружен крест, больные получали исцеление. Иноческая мантия и посох святого получили целебную силу. Преподобный Никодим многим являлся в сонных явлениях, особенно заблудившимся путникам и мореплавателям, направляя их на верный путь и спасая от смерти. Июль 4 Андрей Боголюбский, благоверный князь Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1110–1174), внук великого князя Владимира Мономаха, сын князя Юрия Долгорукого и половецкой княжны (во святом крещении Марии), родился в 1110 году и 35 лет жизни провел в Ростово-Суздальской земле, которую получил в удел его отец. Но в молодые годы жил в Киеве, где его отец был великим князем. От деда Владимира Мономаха внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни. «От юнаго бо возраста, от младых ногтей, от мирских суемудрий отврати себе, — говорит описатель его жития. — Гласы Божественными всегда огласоваше ушеса своя, святых книг поучений сладце послушающи, отнюдуже притяжа себе зачало премудрости — страх Божий и премудрость разума от Писаний святых». Любил князь церковное пение и церковные службы, хорошо знал устав церковный и прекрасно помнил память какого святого и в какой день совершается. Любил он тайные ночные молитвы и часто ночью, тайком от всех, ходил в храм, зажигал свечи и молился. Вместе с глубоким благочестием святой князь Андрей совмещал ратные подвиги. Храбрый и искусный воин, Андрей отличавшийся особой находчивостью и сноровкой, «мужество и ум в нем жили, правда и истина в нем ходили, вторым мудрым Соломоном был он», — писал летописец. Участник многих походов своего воинственного отца, князь Андрей не раз в сражениях был близок к смерти. Под Луцком (1150 г.) он гнал неприятелей и был окружен ими на мосту — был спасен от копья немецкого наемника молитвами к великомученику Феодору Стратилату, чья память совершалась в тот день (8/21 февраля). Бросясь на другую сторону реки, он гнал стрелков неприятельских к городу, но был оставлен своими; один из его дружины, схватив за узду коня Андреева, держал его и тем спас от плена, если не от смерти. В 1152 году в жаркой битве при р. Руте князь Андрей сильным ударом изломал свое копье, шлем слетел с головы его и щит упал на землю, но и на этот раз Промысл Божий незримо спас князя-молитвенника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Первый канон Тихвинской иконе Богоматери (память 26 июня) имеет надписание, где указан акростих. Однако в тропарях он сохранился искаженно: О Благодатная, Т(ы) облагодати ми преп спр 101 . В надписании же к канону он указан так: О Благодатная, Ты облагодати ми препроста слова песнь. В каноне службы на перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырнова в Рыльский монастырь (1469; память 1 июля) безупречно сохранился указанный в надписании акростих: Похвалу ти, отче Иоанне, плету, Димитрий 102 . Автором данного канона является Димитрий Кантакузен 103 . В службе святителю Филиппу, Митрополиту Московскому, на перенесение его святых мощей в царствующий град Москву в 1652 году канон имеет азбучный акростих 104 . В службе его ученикам, преподобным Иоанну и Лонгину Яренгским (†1561; память 3 июля) два канона. Первый содержит обычный азбучный акростих 105 . Во втором каноне акростих сложен вспять словесно по азбуце 106 . Такой прием характерен для творчества гимнографа XVI века игумена Маркелла Безбородого. Служба святителю Рязанскому Василию (†1295; память 3 июля) имеет акростих, указанный в надписании: Память Василия, святителя Рязани, хвалю 107 . Интересно надписание ко второму канону в службе преподобному Никодиму Кожеезерскому (†1640; память 3 июля): Никодима блаженнаго в песнех пою. Творение Макария, митрополита Гревенскаго. Однако до конца акростих не выдержан, девятая песнь дает подпись автора: Мака 108 . Особенный характер имеет надписание канона в службе благоверному князю Андрею Боголюбскому (†1174; память 4 июля): …вместо краегранесия стихословное перворечие 109 . Начальные слова тропарей первого канона дают следующее чтение: “Славнейшаго Богоспасаемаго града Владимира святыя соборныя апостольския великия церкви перваго иерея светом тезоименитаго тщанием написася сие все святому благоверному великому князю Андрею Боголюбовскому славному чудотворцу Владимирскому трудолюбием многогрешнаго Иоанна Владимира жителя нища” 110 . Таким образом, служба святому, имя которого стоит у истоков Владимирской Руси, была составлена во Владимире его жителем — “многогрешным, нищим” Иоанном по благословению “первого иерея”, очевидно, протопопа Успенского собора Фотия (? “свету тезоименитому”).

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

Перевод: Православным разумом возненавидев юношеские страсти и начав мужественно подвизаться, ты победил врага, и в своем усердии угодил Богу, и свыше от Него получил дар чудотворений: прогонять бесов, исцелять болезни. Никита преславный, моли Христа Бога да спасет души наши. Никите, Кириллу, Никифору, Клименту и Исаакию, братьям Алфановым (Сокольницким) в Новгороде, глас 1 Послушаша Господня гласа,/добрии рачители бывше,/благий Его ярем на ся вземше,/усердно понесосте/и постничества путь достигше,/преподобнии отцы, святии чудотворцы,/воини Небеснаго Царя Христа,/Никито, Кирилле, Никифоре, Клименте и Исаакие,/сего ради от Вседержительныя десницы/венцы неувядаемыми увязостеся, и Небесною славою одеястеся,/и чудотворении обогатистеся,/темже и о нас молити не престайте,/да получим вечных благ,/мы же сице взываем:/слава Давшему вам к подвигу крепость,/слава Венчавшему вас,//слава Дающему вами всем исцеления. Никодиму Кожеезерскому, глас 8 От Царствующаго града пресельник явися/и яже в нем великия обители/и, промышлением Божественнаго разума окормляемь,/к морским странам устремися,/вселися же в пустыню, уклоняяся мирския молвы,/и силою Святаго Духа вооружился еси,/крестным оружием враги своя прогоняя,/постом и непрестанною молитвою жизнь свою совершая,/сревнуя великим отцем Антонию, и Онуфрию, и Павлу Фивейскому,/с нимиже Господеви молися, отче Никодиме,//спастися душам нашим. Перевод: Ты переселился из царствующего города и великой его обители и, руководимый промышлением Божественного разума, устремился в сторону моря, поселился в пустыни, уклонясь от мирской суеты, и вооружился силой Святого Духа, прогоняя врагов своих оружием Креста и проводя жизнь в посте и постоянной молитве, подражая великим отцам Антонию, и Онуфрию, и Павлу Фивейскому, с ними же молись Господу, отче Никодим, о спасении душ наших. Никодиму Святогорцу , глас 3 Мудрости благодатию, отче, укра­шенный,/труба богогласная показался еси Духа/и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/всем бо подаеши спасительная учения,/жития чистаго показуя сияние/богатством Божественных твоих словес,//имиже, яко свет, мирови возсиял еси.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

Перевод с иконы XVII в. (Атлас,   179 ) представляет изображение вместе трех наиболее известных московских юродивых: Иоанна. Максима и Василия блаженных. Изображение Богоматери на престоле с младенцем Христом на руках и предстоящими Никитой епископом Новгородским и неизвестными святыми (Атлас, 181 ) относится к числу довольно редких новгородских икон. Публикуемая прорись с данным сюжетом – единственная? 53 Атрибуции изображения преподобного (Атлас.   182 ) помогает иконописный подлинник. Обратим внимание на форму бороды святого, помещенного на рисунке: она раздвоена, и концы ее имеют разную длину. Такая особенность не могла не быть отмечена в иконописном подлиннике, и описание ее мы находим в описании внешности Никиты Переяславского (Свод, 363). Все варианты текстов в подлиннике указывают на то, что брада Никиты «доле Власиевы, на концы раздвоилась, и от руки левые косм долг, мало не до пояса...». Следовательно, перед нами изображение Никиты столпника Переяславского. Впрочем, иконописцы не всегда точно и скрупулезно выдерживали указания подлинника, о чем свидетельствуют два других изображения преподобного Никиты (Атлас, 183 ,   184 ). 54 Прямо на рясах преподобных Никодима Кожеезерского и Пахомия Кенского (Атлас, 185 ) нанесены указания иконописцу, в каких тонах писать одежды: «Ряска вохра», «Ряска дичь». Такого рода пометы нередки в иконных образцах. Особой «портретной» выразительностью отличается изображение Нила Сорского (Атлас,   189 ), которому подлинник предписывает разные варианты «подобий»: борода Кирилла Белозерского, «брада до пояса доле Власиевой», «подобием аки Ефрем Сирин ». Наше изображение мы публикуем, доверяя атрибуции Ф. А. Калинина. Надо заметить, что до середины XIX в. Нил Сорский являлся только местночтимым святым. Возможно, поэтому иконография его варьируется в разных редакциях подлинника. Не исключено, что данное изображение свойственно местной кирилло-белозерской иконописной традиции, которую не мог не знать Ф. А. Калинин – выходец из крестьянско-старообрядческой среды вологодских иконописцев.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010