Через многие жития проходит тема медведя и ворона. К пустынной келье преподобного Сергия не раз приходил голодный медведь. Однажды, сжалившись над ним, Преподобный вынес ему хлеба. С тех пор зверь полюбил доброго к нему пустынника и часто ждал его у дверей кельи. Так было и с преподобным Серафимом. Приходившие к нему часто встречали батюшку, который кормил медведя сухариками. Если недобрый человек подходил к кузовку, подвешенному преподобным Герасимом Болдинским на дороге, то ворон его клевал. Преподобный Пафнутий Боровский любил черноперых воронов, гнездившихся в множестве в монастырском лесу, и заповедал не убивать этих птиц. Ворон питал преподобных Афанасия и Кирилла Вытегорских. К преподобному Никодиму Кожеезерскому так привыкли олени, что стадами ходили вокруг него и кормились. Змеи и гады, по молитвам угодников Божиих, оставляют места жительства святых, и укрываются в иных дебрях (пре­подобный Павел и Феодор Борисоглебские, Антоний Сийский). Но недолго остается пустынник в своем уединении. Весть о нем доходит до сел или города, и однажды приходит новый богомолец, тоже ищущий уединения и спасения от мира. Новоначальный инок строит себе келью, а со временем собираются другие и скит становится пустынью. Братия строят деревянную церковь, и основатель такой колонии, которого считают настоятелем, идет к архиерею просить благословения для новооснованного монастыря и освятить церковь. Князья удельные дают возникшему монастырю те луга и леса, на которых он находится. Личность основателя привлекает посетителей, являются богатые и дают вклады, записывают за монастырем села, князья освобождают эти села от пошлин, дают монастырю льготы для тех людей, которые будут селиться на монастырских землях. Но это потом, а пока монастырь состоит из нескольких деревянных келий, стоящих вокруг церкви. Рядом с церковью трапезная. Между кельями огороды, которые обеспечивают братию необходимой пищей. Место, где стоит монастырь, расчищается от леса руками братии. Сам подвижник, ставший строгим игуменом, во всем подает пример братии: исполняет самые трудные работы — тешет камни, рубит лес, мелет жерновом рожь, носит воду, трудится с другими над рытьем пруда или колодца. Если местность, где стоит монастырь, болотистая, то он прокладывает канал для осушения болот (например, преподобные Ефрем Перекомский, Леонид Устьнедумский). Он заботится и о возведении монастырских построек, о монастырском хозяйстве, ходит на мельницу, судит монастырских крестьян.

http://pravmir.ru/traditsionnoe-prirodop...

Радуйся, бодрственнаго к себе внимания стяжателю; Радуйся, Антония, Онуфриа и Павла Фивейскаго единонравниче. Радуйся, яко со онеми днесь на небесех ликуеши; Радуйся, яко с теми Христу ныне молишися, да низложится сила диаволя. Радуйся, от Бога над многими, яко верен раб, поставленный; Радуйся, еще в житии на земли, яко чудотворец дивен явленный. Радуйся, страны нашея славо и украшение; Радуйся, Никодиме, скорый наш помощниче, Кожеезерский чудотворче. Кондак 8 Странники суща на земли сей, преподобне Никодиме, враг присно искушает ны и многи поставляет препоны, да не достигнем отечествия небеснаго; но ты, яко сокрушивый того ухищрения, помози нам, житие твое поминающим. Дадеся бо ти благодать помыслы разумети, недуги целити и выну быти со призывающими тя верою и купно Богу поющими: Аллилуиа. Икос 8 Все житие наше на земли печали и скорби полно есть, искушения же и падения предлежит нам претерпети; но ты помози нам, преподобне, да благодарственно зовем ти: Радуйся, помышления сердец провидевый; Радуйся, злонравнаго Феодосия на путь спасения призывавый. Радуйся, гордыню того обличивый; Радуйся, Иоанну ученику твоему и инем от зубнаго недуга даровавый изцеление. Радуйся, тогожде очесем возвративый зрение; Радуйся, в мори потопляемым ловцем скорое избавление приведый. Радуйся, яко никтоже, вразумления иский, тощь от тебе отыде; Радуйся, сердец скорбных уврачевателю. Радуйся, яко коегождо от мудрости жития твоего наставлял еси; Радуйся, нищ сый плотию богатство многоценное дарований духовных имевый. Радуйся, аки крин в Хозьюгстей пустыни явивыйся; Радуйся, Никодиме, скорый наш помощниче, Кожеезерский чудотворче. Кондак 9 Всею душею прилепився Богови, славою земною не уязвился еси, преподобне Никодиме, дар бо патриарха, аще и с честию приял еси, абие обители предал еси, глаголя: «Довлеет моей худости единаго рубища». Темже и нас добродетели сей научи, во еже чистыми усты пети Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витии премудрии высоту твоих подвигов всюду возвестиша, преподобне, темже и первосвятитель Церкве даром своим смирение твое чествовати хотяше. Мы же, добродетели твоя воспевающе, в похвалу тебе сия вопием:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Впоследствии, когда окрестные жители, приносившие Никодиму «от потребных по силе своей», выстроили ему новую келью, более просторную и удобную, «от первыя растоянием, яко единою или дважды стрелою стрелити вверх по реце», преподобный долгое время отказывался переселиться в нее, несмотря на то, что «бяше бо первая его келлия скудна зело и от диаволскаго огненнаго запаления прогорела». Утлая хибарка была, по всей видимости, дорога святому («паче царьских чертог любяше ю») не только тем, что «егда бо прииде преподобный в пустыню, тогда своима рукама создаша ю себе» (теперь же, состарившись, Никодим не имел сил выправить накренившиеся стены), но и памятью о тех скорбях и лишениях, которые он в ней перенес, выйдя из схватки с демонскими полками – в соответствии со своим победным именем – венценосным сокрушителем бесов. Изведав на своем опыте тесноту пустыннической жизни, преподобный отказывается благословить на отшельничество одного из своих учеников. Ослушавшись учителя и вселившись во внутреннюю пустыню, самонадеянный инок «впаде в вещи неудобныя» – начал совершать Литургию без благословения епископа на неосвященном алтаре, после чего был изгнан братией Кожеозерского монастыря из его пределов. Кожеозерский монастырь Как видим, северорусское отшельничество в начале XVII века не разрушало свои связи с монастырем, хозяйственное устроение которого во многом обеспечивало жизнедеятельность пустынника, а являлось маргинальным, но тем не менее узаконенным проявлением одного из возможных образов монашеского жития. Из монастыря преподобный нередко получал продовольствие, время от времени принимал посетителей, некоторые из них становились его учениками. Таким образом, та родовая пуповина, которая связывала Никодима с Церковью в лице ее представителей, никогда не обрывалась, а подвиг отшельничества являлся одним из способов монашеской социализации. Когда же возникала такая необходимость, монастырское священноначалие могло изгнать из-под своей юрисдикции самочинного гордеца. Неудивительно, что, узнав о скорой кончине, изнемогший от старости Никодим соглашается по уговорам игумена Авраамия вернуться под кров Кожеезерского монастыря. Искренняя радость исполняет сердца братьев при возвращении старца в пределы монашеского «града ограждения»: «вся братия изыдоша на сретение, честь велию воздающе преподобному, ведуще его свята быти, и со многим благоговением приступающе к нему и любезно руками своими объемлюще, благословение и святую молитву, яко некое освящение, приемлюще». Однако последнего благословения преподобного сподобляется не убеленный сединами богомолец, а простой монастырский трудник по имени Иоанн, «рекомый Дятлев», которого призывает в свою келью Никодим непосредственно перед кончиной: «“Иди, чадо Иоанне, с миром, Господь да будет с тобою во вся дни живота твоего”».

http://pravoslavie.ru/114370.html

Радуйся, на селе трудящу ти ся, к деланию духовному предуказанный. Радуйся, родители своя до скончания их честне упокоевавый; Радуйся, послушания сыновняго наставниче. Радуйся, от Иваньковы веси во грады Ярославль и Москву кроткий пресельниче; Радуйся, кованием гвоздий приобретавый потребная. Радуйся, от техже питавый и гладныя; Радуйся, целомудрия и чистоты душевныя рачителю. Радуйся, тайн Божиих верный хранителю; Радуйся, Никодиме, скорый наш помощниче, Кожеезерский чудотворче. Кондак 3 Силою свыше от лютыя смерти избавлен был еси, преподобне Никодиме. Сущу бо недугующу, предста ти святый Василий, Христа ради юродивый, и от чаши своея повеле испити; ты же, с верою сие сотворив, абие здрав был еси и благодарственне воспел еси Богу, дивному во святых Своих: Аллилуиа. Икос 3 Имеяй богатство милосердия неизреченное, скоро руку помощи Своея простре ти Господь, преподобне Никодиме: зане с верою к Тому притекл еси, на Него единаго все упование свое возложив. Темже мы, видяще веру твою и оправдание ея дивное, умиленно вопием ти: Радуйся, благочестиваго дружества наставниче; Радуйся, благонравия ради, злою женою единохудожнаго ти мужа возненавиденный. Радуйся, от тоя вкусивый яства со ядом, имже муж ея умре абие; Радуйся, Божиим смотрением от верныя смерти избавленный. Радуйся, яко, недугом чревным одержим быв, христианскаго терпения наставник показался еси; Радуйся, явльшагося ти блаженнаго Василия собеседниче. Радуйся, яко от чаши сего вкусив, от недуга изцелился еси; Радуйся, по изцелении единому Богу поработати возжелавый. Радуйся, молитвою указания пути себе просивый; Радуйся, сие приемый во гласе Илии, пустынное житие ти предрекшаго. Радуйся, в мире пожив, ничимже Бога прогневавый; Радуйся, Никодиме, скорый наш помощниче, Кожеезерский чудотворче. Кондак 4 Бури многих бед и напастей в мире сем бегая, пришел еси, преподобне Никодиме, ко блаженному Илии, вразумления ища, и тому последовав, вселился еси во обитель иноческую архистратига Михаила, отнюдуже, подвигом пустыннаго жития, преселился еси во обители небесныя, идеже с лики Ангельскими поеши Богу: Аллилуиа. Икос 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Большевикам содержание проповедей епископа Никодима не нравилось и не раз они угрожали епископу, что примут в отношении его самые крутые меры, если он будет затрагивать в своих проповедях большевиков и критиковать их действия». Когда весть о взятии Белгорода красными дошла до Киева, близкие люди стали уговаривать владыку повременить с возвращением в епархию, «пересидеть» опасное время… Однако епископ Никодим счел необходимым возвратиться к своей пастве. Чекисты давно установили за владыкой слежку. В Свято-Троицкий монастырь под видом богомольцев не раз являлись осведомители. «Контрреволюционные» высказывания епископа тщательно фиксировались и в итоге стали основанием для ареста. Решение об убийстве владыки было принято большевиками еще когда епископ Никодим был в Киеве. Когда владыка отправился в Белгород на поезде, в один вагон с ним сел старший уполномоченный белгородского уездного ЧК Набоков… Рано утром поезд прибыл на белгородский вокзал. Владыка сошел с перрона, сел в ожидавшую его карету и намеревался ехать в Белгородский Свято-Троицкий монастырь. Однако вместо этого оказался в местной «чрезвычайке». «Мы ехали с Архиереем в одном вагоне, — с гордостью вспоминал „герой“ Набоков, — приехали в Белгород рано утром, примерно часов в 6 утра. Духовенство мужского монастыря знало время приезда в Белгород Архиерея и для встречи на станцию выслали Архиерейскую карету с игуменом. И как только Архиерей с игуменом сели в карету, закрыли дверцы и спустили на окна шторы, мы моментально на козлы к кучеру и в вежливой форме предложили ему сидеть тихо и спокойно. Мы взяли бразды управления конями в свои руки и рысью приехали прямо в тюрьму…» Ученый владыка Столь ненавистный красным епископ Никодим (Кононов) был без преувеличения выдающимся архиереем Русской Православной Церкви и принадлежал к цвету русского ученого монашества. Потомственный священнослужитель, он родился в Архангельской губернии в семье священника Михаила Кононова, в крещении был наречен Александром. Как и большинство поповичей тех лет, получил духовное образование — окончил Архангельскую семинарию, а затем Санкт-Петербургскую Духовную академию. Ha IV курсе академии в возрасте 27 лет принял монашеский постриг с именем Никодим — в память святого Никодима Кожеезерского. Вскоре после этого был рукоположен в иеродиакона, а затем во иеромонаха.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ni...

Слышав Пафнутий о гласе, к тебе бывшем, абие проразуме тя благодати сосуд избран, явитися хотящь, и во иноческий образ облече тя, преподобне. Мы же, проразумение того сбывшееся зряще, вопием ти: Радуйся, во обитель архистратига Михаила вшедый на спасение; Радуйся, от архимандрита Пафнутия любезне приятый. Радуйся, четыредесятидневный пост по образу Христову совершивый; Радуйся, вся испытания люботрудне исполнивый. Радуйся, образом равноангельным достойне почтенный; Радуйся, труды ко трудом, посты ко постом прилагавый. Радуйся, кротостию сугубую любовь озлоблявших тя стяжавый; Радуйся, со свещею во храме достойне Богови предстоявый. Радуйся, по всем житии зде преподобному Адриану, собрату Пафнутиеву, поревновавый; Радуйся, добрый подвижниче благочестия. Радуйся, новоначальным иноком правило; Радуйся, Никодиме, скорый наш помощниче, Кожеезерский чудотворче. Кондак 5 Боготочную кровь Христа, за ны пролиянную, духовныма очима выну созерцая, преподобне отче Никодиме, прилепился еси совершенною к Тому любовию. Темже Пафнутия, в митрополита на Крутицы преведенна, оставил еси, преселив же ся в пустыню Хозьюгскую, со единем Христом в делании духовнем пребывал еси, поя Тому выну: Аллилуиа. Икос 5 Врагу, присно на пустынныя ополчающуся, жестоким житием противустал еси, преподобне Никодиме, плоть духови твоему поработив воздержанием. Темже мы, подвигом твоим чудящеся, зовем ти: Радуйся, в Кожеезерскую обитель от Крутиц удаливыйся, славы и молвы уклонялся; Радуйся, Ангелу своему житием зде уподобивыйся. Радуйся, от Серапиона и Авраамия благословение приим, келлию в пустыни соградивый; Радуйся, яко хлад тоя не превозможе пламенныя веры твоея. Радуйся, ту ветхаго человека в себе умертвивый; Радуйся, дни и нощи в слезней молитве стоявый. Радуйся, от млека и иных яств отрекийся, плоды же селъными питавыйся; Радуйся, от рыб вкушавый, точию егда квасны суща червьми исполняхуся. Радуйся, воздержания образе; Радуйся, сластолюбцев посрамление. Радуйся, со врагом спасения брань велию ведый;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Первый указанный список, очевидно, не сохранился, но, по-видимому, именно по этой рукописи он был опубликован в «Архангельском Патерике» 1232 . Второй список хранится ныне в Соловецком собрании РНБ. Опубликованный иеромонахом Никодимом текст представляет собою сокращенный вариант, так как в нем местами выпущены либо отдельные слова, либо целые фразы, хотя смысл при этом в целом сохраняется. Русский историк В. О. Ключевский так характеризует житие преподобного Серапиона: «В XVIII веке составлен ряд сказаний о подвижниках Кожеозерского монастыря, получивший от позднейшего писца название летописи. Сказание об основании монастыря и о первом строителе его Серапионе написано каким-то монахом, пришедшим в Кожеозерский монастырь во второй год по смерти Серапиона – 1613. Этот очерк, не лишенный любопытных указаний, но вообще краткий и не вполне точный в подробностях, хотя автор писал по рассказам сотрудников Серапиона» 1233 . В житии сообщается о крещении будущего святого, о его трудах по созданию Кожеезерской обители и пропитанию братии. Обращает на себя внимание, с какими трудами и искушениями настоятеля было сопряжено начало этого монашеского вертограда; тот испытал поругания и побои терпя недостатки, скорби и озлобления ( Евр.11:36–37 ). Но Господь призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их. Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа ( Пс.101:18–19 ). Действительно, сила Божия совершается в немощи ( 2Кор.12:9 ). И Кожеезерская обитель молитвенными трудами настоятеля стала школой монашеского делания. В дореволюционном описании встречаем объяснение названию обители: «Кожеозерский монастырь на Лопском полуострове, омываемом водами озера «Коже» (которое по своим береговым очертаниям имеет вид распростертой кожи)» 1234 . Еще ранее здесь трудился старец иеромонах Нифонт, который принял Сергия и со временем сподобил его ангельского образа с именем Серапиона. Начало обители, то есть поселение святого на этом месте, в одном случае относят к 1565 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Прп. Леонид Устьнедумский. Икона. Кон. 80-х гг. XX в. (Благовещенская ц. в пос. Лальск Кировской обл.) Согласно «Сказанию...», Л. род. в крестьянской семье. В трудах дореволюционных историков названы имена родителей святого - Филипп и Екатерина, а также год рождения - 1551-й ( Верюжский. Вологодские святые. С. 668), однако эти сведения не подтверждаются другими источниками. Духовный путь Л. был определен явлениями Пресв. Богородицы. Впервые Пречистая Дева явилась подвижнику в 1603 г. (в позднем списке - в 1592) в Благовещенском приходе Щекинской вол. Пошехонского у., повелев ему перенести икону Божией Матери «Одигитрия» из Моржегорской Николы Великорецкого пуст. Холмогорского у. на Туринскую гору в Устюжский у., там построить храм для иконы и жить при нем до самой кончины. Л. не сразу последовал Ее велению, посчитав откровение случайным сновидением («никому видение не поведа и себе недостойна именова»), но прежде принял постриг в Кожеезерском монастыре на Лопском п-ове, где прожил год (в «Сказании...» нет упоминаний об основателе мон-ря прп. Серапионе Кожеезерском († 27 июня 1611) и о прп. Никодиме Кожеезерском, находившемся в обители в 1601/02 (БАН. Арханг. Д. 405. Л. 8, 20-е гг. XVIII в.; см.: Полетаева. 2011. С. 146), но сообщается о ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», к-рая была построена в 1608 ( Верюжский. Вологодские святые. С. 669)). В недатированных статьях Вкладной книги Кожеезерского мон-ря вместе с игум. Авраамием (1607/08-1632/33) упоминается келарь Леонид, возможно Л. (Вкладная книга Кожеозерского мон-ря/Подгот.: А. С. Косцова. СПб., 2008. Кн. 1. С. 93, 126). В Кожеезерском мон-ре Пресв. Богородица вторично явилась Л., после чего он направился в Соловецкий мон-рь и прожил там 3 года, трудясь в пекарне. Здесь Божия Матерь явилась подвижнику в 3-й раз, и он пошел в Моржегорскую пуст., где провел год. Явившись старцу, Пресв. Богородица вновь напомнила ему о Своем повелении. Тогда Л. поведал строителю и братии о видении и, наконец, получил от них икону.

http://pravenc.ru/text/2463399.html

Существует виршевая «История о святом игумене Логгине...», к-рая известна в 2 списках нач. XIX в.: НМРК. 4117; ГАВО. ВУФ. 3647. Поскольку в тексте сказано, что «История...» создана «усердием графов Строгановых господ», можно предположить, что она была написана после 1761 г. (в этом году А. С. Строганов возведен в графское достоинство, с 1722 Строгановы имели титулы баронов). Установлено текстуальное сходство «Истории» и виршевой редакции Жития Никодима Кожеезерского ( Рыжова. 2005. С. 228-230). Создание текста приурочено к празднованию дня Св. Троицы и, возможно, было произнесено в форме «речи» или «слова» Устюжским еп. Лаврентием (Горкой) по случаю его прибытия в Коряжемский мон-рь ( Власов. 2011. С. 24-25; опубл.: Рыжова. 2005. С. 234-235; «История о святом игумене Логгине...». 2013. С. 483-484). Биография и почитание «Сказание...» сообщает, что Л. «прииде из Верховьских градов» на р. Коряжемку с иконой Животворящего Креста (ВОКМ. 2151. Л. 21-22). Согласно описаниям, на нижнем поле иконы находилась надпись: «Лета 7043 (1535)», а на оборотной стороне - «Крест Христов Павловы пустыни» ( Верюжский. Вологодские святые. С. 476). Исходя из текста надписи, исследователи предполагают, что Л. нек-рое время подвизался в Павловом Обнорском мон-ре и пришел на р. Коряжемку в 1535-1540 гг. ( Власов. 1995. С. 39). Поскольку свой мон-рь святой создавал вместе с прп. Симоном Сойгинским, выходцем из Усолья (ныне Сольвычегодск) ( Верюжский. Вологодские святые. С. 487-488), более обоснованным представляется отнести основание обители к периоду с 1537 г. (известно, что Симон покинул Комельский мон-рь после преставления прп. Корнилия Комельского 19 мая 1538) по 16 сент. 1539 г. (дата основания Сойгинской Преображенской пуст.) (Там же. С. 478, 488-489). Л. с Симоном построили часовню и келью, а затем деревянную ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Согласно Сказанию о Христофоровой пуст., написанному еп. Вятским Александром (РНБ. Q.XVII. 142. Л. 86, XVII-XVIII вв.; опубл.: Власов. 2011. С. 76-129), в Коряжемском мон-ре жил еще 1 ученик Л.- прп. Христофор († 25 июля 1572), основавший в 1543-1551 гг. пустынь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» ( Власов. 2011. С. 74-75), к-рая в кон. XVI в. была приписана к Коряжемскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/2110689.html

8 января 1911 г. в Св. Синоде состоялось наречение архимандрита Никодима в епископа Рыльского, второго викария Курской епархии. Наречение совершили митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин), епископ Тульский Парфений (Левицкий), епископ Самарский Константин (Булычев). Примечательно, что двое из участников этого наречения, как и сам нарекаемый, причислены к лику святых как новомученики, пострадавшие за веру в годы послереволюционных гонений.  С 15 ноября 1913 г. - епископ Белгородский, викарий той же епархии. Владыка Никодим много потрудился в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. Им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под его руководством в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы покои святителя Иоасафа, открыт музей с обширным фондом документов. Не забывал он и церковного песнотворчества; кроме упомянутого акафиста свт. Иоанну Златоусту, им составлены акафисты препп. Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу. В 1917 удостоен степени магистра богословия. 8 января 1919 года был арестован комиссаром С. А. Саенко в алтаре Троицкого собора за проповеди против грабежа и насилия. По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одна из верующих, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, была сразу же расстреляна комиссаром Саенко. На следующие сутки епископ Никодим был повторно арестован и тайно расстрелян 10 января 1919 года, похоронен в общей могиле за городом. После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была открыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия несмертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010