" Архим. Дионисий диктует инокам патриотическую грамоту " . Литография по рис. В. М. Васнецова. 1911 г. (СПГИАХМЗ)      Очевидно, напор скептиков, с ревнивым недоброжелательством противодействовавших прославлению Дионисия, на Симона и его единомышленников в оценке наследия почившего архимандрита и самой памяти о нем был беспрецедентно велик. В этом свете кажется промыслительным тот факт, что написанием Жития Дионисия озаботился человек, не имевший ничего общего с лаврой и потому не боявшийся возможного противодействия ее облеченных властью насельников – настоятель Кожеезерского монастыря Боголеп (Львов). Боголеп только что окончил свою редакцию Жития Никодима Кожеезерского, в которое вошел эпизод чудесного посещения умирающего отшельника двумя светоносными старцами – святителем Алексием и Троицким архимандритом Дионисием (имена обоих явившихся, без сомнения, были широко известны в церковных кругах эпохи). Никодим умирал в 1640-м году, всего через 7 лет после смерти Дионисия, и Боголеп, лично знавший своего героя и неоднократно беседовавший с ним, поместил в Житие не только живые свидетельства старца-отшельника о годах пустынных искушений, но и это последнее знаменательное видение… Смерти нет, и то, что не было завершено в жизни, находит завершение в вечности В лавре же Дионисий в эти годы является только умирающему иерею храма в честь иконы Богоматери «Казанская» Феодору. Да и исцеляет отчаявшегося сохранить свою жизнь священника Дионисий как бы невзначай, походя, после смерти отказываясь от всякого подобия рисовки, которая и при жизни была глубоко чужда ему. Сопровождаемый незнакомым Феодору иноком, Дионисий повелевает больному пройти в храм «и перед местные иконы свечи поставляше архимандрит своими руками. А говорил пред иконою Святыя Троица сице: „Слава Тебе, Господи, что церковь святаго пророка Ильи устроилася”». Еще при жизни, печалуя об окрестных «христианех», Дионисий желал выстроить храм, в котором будет престол, посвященный пророку Илии, «отвечающему» за дождь и вёдро, и вот теперь его мечта воплотилась: в подклети Казанского храма находится Ильинский престол. Удивительное видение! Смерти нет, и то, что не было завершено в жизни временной, находит завершение в начавшейся вечности. Явление архимандрита представляется чем-то в высшей степени обыденным, естественным, и одновременно становится цельбоносным: проснувшись, Феодор чувствует себя полностью исцеленным. Однако наиболее удивительно то, как интерпретирует произошедшее сам Симон, получивший от исцеленного «списочек» с описанием произошедшего : «и чего ради видение сие священнику Феодору, а не иному явленно есть, мню, яко той некогда за имя преподобнаго Дионисия тяжки раны прием на телеси своем за едино слово, еже рече: “Ныне, де, у нас уже не Дионисей архимарит”». Действительно, Дионисий словно избегает являться насельникам собственной обители, и, можно думать, по какому-то таинственному закону духовной жизни, «по неверию» их, отказывается чудотворить в стенах лавры.

http://pravoslavie.ru/113183.html

Романа Влад. Угличского – 3 – го февраля (1595), пр. Корнилия Комельского – 19 – го мая (1600), царевича Димитрия – 15 – го мая в день кончины, 3 – го июня в день перенесения мощей и еще в день рождения (1606), пр. Макария Уиженского – 25 – го июля (1620), Авраамия Галицкого – 20 – го июля (1621), Даниила Переяславского – 7 – го апреля (1652), Никодима Кожеезерского–3 – го июля (до 1662 г.), Нила Столбенского – 27 – го мая и 7 – го декабря (1667), Никандра Псковского – 24 – го сентября (1687) и др. Кроме того народным обычаем или с разрешения церковной власти установлялись дни для местного чествования святых: напр. святителей Моск. Филиппа и казанск. Германа, преподобных Галактиона Вологодского († 1613), Антония Леохновского († 1612 или 1613), Евфросина Синоезерского († 1612), Елеазара Анзерского († 1656), Иринарха Ростовского († 1616), Мартирия Зеленецкого († 603), Симона Воломского († 1641), Трифона Печенского († 1583), Трифона Вятского († 1613), Ферапонта († 1591) и Адриана († 1619) Монзенских, Адриана Пошехонского († 1550), блаженных Иоанна Ростовского († 1581), Симона Юрьевецкого († 1584), Андрея Тотемского († 1673), князей Георгия Всеволодовича Владимирского († 1238) и Даниила Московского († 1303), прав. Юлиании Муромской († 1604) и многих других. В честь святынь и в память явленных от них чудесных благодеяний установились следующие местные и общерусские праздники: 19 – го августа – в честь Донской иконы Богоматери в память победы над крымцами (1591 и 1646 г.); 22 – го октября – в честь Казанской иконы Богоматери и в память освобождения Москвы от поляков ее заступлением (1613 г. 527 ); сначала, до 1649 года, 22 – го октября было лишь местным московским праздником, а с 1649 г. – по случаю рождения в этот день у Алексея Михайловича сына Димитрия – сделано общерусским; 14 – го марта – в честь Феодоровския иконы Божией Матери (в Костроме) в память избрания на царство Михаила Феодоровича, который дал на это свое согласие пред Феодоровской иконой (1613 г.); 26 – го июня – в честь Тихвинской иконы Божией Матери в память чудесного ее явления (1383) и помощи от нее Тихвинской обители и Новгороду при нападении шведов (1613) – общерусский праздник; 27 – го марта – в честь Ризы Господней по случаю принесения ее в Москву (1625 г.) – общерусский праздник, впоследствии перенесенный на 10 – е июля 528 ; 13 – го октября и 26 – го июня – в честь Семиезерской иконы Божией Матери в память принесения ее в Семиезерскую пустынь (XVII в.) и освобождения Казани от моровой язвы (1654 – 1656 г.); праздник (местный) установлен в 1658 г.; 22 – го августа – в честь Грузинской иконы Божией Матери (1658 г.) – общее празднество и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

И с тех пор, как поселился в лесу пустынник, устроялась обитель, и проносилась в народе молва про чудотворения лесного отшельника-пустынножителя, – с тех пор не так страшным представлялись взорам народа и темные леса северные. И лесные бесы все более и более из них изгонялись, удалялись в более пустынные леса. «Прежде место сие, на нем же обитель твоя, – восхваляет напр. Антония Сийского жизнеописатель его, – никто же знаяше е, и никим же именовано бысть, точию зверем и бесом жилище тогда обреташеся. Ныне же егда благоволи Бог призрети на нь; тогда обитель твоя тобой красуется и твоим именем именуется, и оттоле обычай от всех человек именоватися Живоначальные Троицы Антониева пустыня, от нея е пустыни святымити молитвами беси далече прогнани суть и безвестни быша; вместо же сих Богом спасаема, святыми ангелы призираема и честными иноки населяема, в ней же Бог в Троицеприсно славится и божественные песни непрестанно воспеваются. О пустыня святая и присноблаженная, спасаемая Богом, ангелом превозлюбленная, всем человеком превожделенная!» 41 Теперь в лесах представляются народу разные чудеса, разные видения пустынников чудотворцев. Люди всех чинов рассказывают про разные чудесные явления лесных отшельников. И горемычные родители, плачущие о потере сына, уведенного лесным демоном, с утешительными надеждами и верой дают обет прославившемуся уже многими чудотворениями и победами над бесами лесному пустынножителю – идти в его пустынь, сослужить молебен о возвращении погибшего сына. Вот какое напр. передается в одной легенде XVII века «чудо преподобного Никодима Кожеезерского о некоем отроце пастыря како его избави от лесного демона», чудо, которое записано было со слов самого этого пастуха: 42 «Было в лето 7196 (1688) марта в 15-й день сотворилось чудо сие так: на Онеге реке есть село Кожеезерского монастыря, именуемо Кирнешки, и в том селе, по обычаю, в то лето пасся скот; пастух был из того села, именем Григорий, сын Васильев, пас скот: в один день пас он по обычаю, день преклонился квечеру, и было поздно; пастух тот Григорий отошел за реку Кирнешку собрать скот, и как то потерял дорогу, сам не знал, куда шел, и вдруг видит перед собой как будто человека привидением, в сером одеянии и колоколец мал у него в руке, колокольцем он звонит, а сам идет вперед его и пастуха Григория зовет за собой, а этот шел за ним, и немного опомнившись, начал многих святых призывать себе на помощь, призывал и преподобного отца Никодима (Кожеезерского).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Святейший Синод 5/12 октября 1894 года за 2729 постановил акафист св. равноапостольной Нине, «ввиду данного Преосвященным митрополитом Палладием одобрительного отзыва разрешить напечатать». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 12 октября 1894 года за 4558 287 . 115 Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице, прославления ради чудотворной Ее иконы «Грузинская» 15 ноября 1892 года служащий в Министерстве путей сообщения коллежский асессор Александр Степанович Шмаков представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет составленные им по просьбе настоятеля Красногорского Богородицкого монастыря Архангельской епархии иеромонаха Ювеналия «Службу и акафист Божией Матери, прославления ради чудотворной Ее иконы «Грузинская " ». Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет рукопись одобрил к напечатанию и представил в Святейший Синод. Святейшим Синодом поручено было дать отзыв преосвященному Анастасию, епископу Воронежскому, который нашел, что акафист нуждается в исправлении. 1 июня 1897 года А. Шмаков снова представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет акафист Божией Матери в честь Ее иконы «Грузинская». Комитетом акафист был одобрен. Святейший Синод поручил прочесть акафист снова преосвященному Анастасию. На этот раз преосвященный Анастасий, исправив шероховатости в языке акафиста, в своем отзыве от 4 августа 1897 года высказался об акафисте одобрительно. Святейший Синод разрешил напечатание акафиста. Указ Св. Синода Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан от 1 мая 1898 года 288 . 116 Акафист прп. Никодиму, Кожеезерскому чудотворцу 31 декабря 1894 года за 1091 преосвященный Никанор, епископ Архангельский и Холмогорский, представил в Святейший Синод службу и акафист прп. Никодиму Кожеезерскому, препровожденные к нему настоятелем Кожеезерского монастыря игуменом Питиримом, и ходатайствовал перед Синодом об их напечатании в количестве 500 экземпляров за счет монастыря. По поручению Святейшего Синода Синодальная канцелярия препроводила рукопись в Московский духовно-цензурный комитет для отзыва. В отзыве Московского духовно-цензурного комитета были указаны недостатки, требовавшие исправления представленного акафиста. 7 ноября 1895 года за 675 преосвященный Никанор в представлении сообщал Святейшему Синоду: «Студент Санкт-Петербургской духовной академии Александр Кононов представил мне исправленный им акафист преподобному Никодиму, Кожеезерскому чудотворцу, для отпечатания его. Находя этот акафист по составу его весьма полным и по изложению приличным, а употребление его в Кожеезерской обители в печатном виде неотложно необходимым, почтительнейше и усерднейше прошу разрешить печатание его в Синодальной типографии за счет Кожеезерского монастыря». Синод 3/15 ноября 1895 года за 3482 определил: «Представленную Преосвященным Архангельским рукопись под заглавием «Акафист преподобному Никодиму, Кожеезерскому чудотворцу» разрешить к напечатанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Известно, что в той или иной мере созданию и распространению Ж. л. способствовали патриархи Филарет , Иосиф , Никон, Адриан . Всячески поддерживали создание житий и сказаний о святынях епархиальные архиереи: в их числе - Маркелл , архиеп. Вологодский, Иона (Баранов) , архиеп. Вятский, Макарий, Киприан и Корнилий, митрополиты Новгородские и Великолуцкие, Лаврентий, митр. Казанский, Иона (Сысоевич) , митр. Ростовский, Серапион, архиеп. Суздальский и Тарусский, в нач. XVIII в.- Варнава, архиеп. Холмогорский и Важский. В создании житийных памятников участвовали архиереи ( Александр , еп. Вятский и Великопермский, Симеон, архиеп. Сибирский и Тобольский, и Игнатий (Римский-Корсаков), митр. Сибирский и Тобольский), а также игумены мон-рей, напр. Викентий, архим. Троице-Сергиева мон-ря, Иосиф, архим. Троицкого Данилова мон-ря, и Феодосий, игум. Антониева Сийского мон-ря. В этих благоприятных условиях возникали региональные Соборы святых и своды агиографических памятников - примером может служить созданный к кон. XVII в. на основе произведений кон. XV-XVII в. Соловецкий патерик, сохранившийся во множестве списков. В целом XVII век - эпоха расцвета региональной агиографии. В XVII - нач. XVIII в. были созданы жития мн. основателей мон-рей Сев. и Центр. России, живших в XV-XVII вв.: Жития преподобных Адриана и Ферапонта Монзенских, Антония Леохновского, Варнавы Ветлужского, Диодора (Дамиана) Юрьегорского, Илариона Суздальского, Иннокентия Комельского, Иова Ущельского, Иродиона Илоезерского, Кассиана Угличского, Корнилия Палеостровского, Мартирия Зеленецкого, Никандра Псковского, Никодима Кожеезерского, Паисия Галичского, Серапиона Кожеезерского, Сильвестра Обнорского, Симона Воломского, Трифона Вятского, Феодосия Тотемского, временами являющиеся более или менее искусными компиляциями, иногда подробными и литературно обработанными повествованиями, а в нек-рых случаях, по замечанию Ключевского, представляющие собой «необработанную записку без литературных притязаний» ( Ключевский.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Как-то, проходя Кулишки, Никита остановился у хижины юродивого Илии, который, увидев его, закричал: «Хозьюгский пустынник пришел!» Эти слова сильно поразили Никиту, и он принял их как призвание к монашеской жизни. Продав имущество, он пришел к архимандриту Чудова монастыря Пафнутию и попросил принять его в число братии. В монастыре он принял постриг с именем Никодим. Одиннадцать лет преподобный был примером для братии монастыря в смирении, послушании, нестяжании и братолюбии. В 1602 году архимандрит Пафнутий был поставлен митрополитом Сарским и взял с собой преподобного Никодима. Но угодник Божий искал жизни уединенной и подвижнической. Через год преподобный Никодим по благословению архипастыря отправился на север и поступил сначала в общежительную Кожеезерскую обитель, в которой прожил полтора года. Желание безмолвия привело его на речку Хозьюгу, в пяти верстах от Кожеезерского монастыря. Там он поставил себе в лесной чаще небольшую келлию и прожил в ней уединенно 35 лет, подражая преподобному Павлу Фивейскому. В полной тишине, вдали от мира совершал святой строгое молитвенное правило о мире. Он делился с братией обители рыбой, которую любил ловить на удочку. Дикие олени безбоязненно ходили и кормились около пустынника. Ночь преподобный Никодим проводил в молитве и только изредка позволял себе дремать сидя. Пламенная молитва и упование на помощь Божию не раз спасали преподобного от бед. Так, однажды загорелась его келлия, но он не оставил ее. Взяв икону Божией Матери, святой стал молиться Богу; неожиданно пошел дождь, и огонь угас. В другой раз святой Никодим избавился молитвой от наводнения. Когда построенная преподобным келлия пришла в такую ветхость, что грозила рухнуть, иноки Кожеезерской обители поставили старцу новую келлию. Рядом с ней преподобный Никодим своими руками выкопал могилу и часто спускался в нее для молитвы. Однажды он молился в могиле всю святую Четыредесятницу. Суровыми подвигами он достиг высоких духовных дарований, стяжая дар слез и непрерывной молитвы. Бог наградил его благодатной прозорливостью и силой исцеления болезней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В 1653 г. в Богоявленском храме хранились образ «Милосердие Божие», икона Пресв. Богородицы с предстоящим прп. Корнилием Комельским «на золоте», Казанский образ Божией Матери, «обложен серебром, позолочен, оклад резной, прикладу венец и ожерелье и рясы жемчюжны». Имелись и иконы местного письма, напр. Всемилостивый Спас с предстоящими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, исполненный иконописцами Св. Горы Афонской (вклады старца Боголепа). В 1649 г. старец Боголеп пожаловал в Никольский придел Деисус, а также двери с надписями: «Зряще мя безгласна» и «Кая житейская слава печали бывает непричастна». В Никольском приделе собора под спудом почивали мощи прп. Никодима Кожеезерского. С 1642 г. при раке хранился серебряный крест с мощами святых и частицами Животворящего Древа и ризы Господней. Над ракой висела икона Божией Матери «Умиление», к-рой, по преданию, митр. Крутицкий Пафнутий благословил мон. Никодима на пустынножительство. В алтаре Петропавловского придела хранились рукописное Евангелие, Деисус «старой церкви» (видимо, уцелевший при пожаре 1634 г.), «ризы полотняныя ветхи, оплечье камка синяя травчатая, поручи крашенныя ветхия, пояс шелковый, кадило медное старое, фонарь церковный слудяной… две окольницы слудяныя». В трапезной части собора помещались «Деисус нового письма», иконы свт. Николая Чудотворца и вмч. Георгия Победоносца, Минея общая печатная (вклад игум. Никона). Согласно Пространной редакции Жития прп. Никодима, чудотворная икона преподобного, которой митр. Пафнутий благословил его на пустынножительство, сгорела «вкупе же и прочими церковными и монастырскими вещми» (РНБ. Солов. 182/182. Л. 36 об.- 37). В монастырской Иоанно-Предтеченской ц. находился почитаемый образ Божией Матери Тихвинской, перед к-рым каждую субботу читали акафист. Среди реликвий в К. м. хранилась песцовая шуба, подаренная в 1639 г. прп. Никодиму патриархом Иоасафом. Жезл и мантия прп. Никодима, монастырский синодик, заведенный в сер. XVI в. старцем Нифонтом, сгорели во время пожара 1884 г. В Архангельском музее хранится настоятельский посох игуменов обители.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

Как бы ни были велики и утомительны твои труды и занятия, христианин, не оставляй ни утренней, ни вечерней молитвы, – и Господь подаст тебе силу и благословит твои труды успехом («Воскр. чт.» 1888 г. 34). 2 . Преподобный Никодим, память которого 3 июля, родился в Ростовском уезде, в крещении был наречен Никитою. Родители его занимались хлебопашеством и скотоводством. Однажды, когда он, будучи юношею, пас овец отца своего, то услышал в поле голос, который звал его: Никодим! Никодим! Испуганный зовом, юноша прибежал к родителям и разсказал о случившемся. «Верно быть тебе монахом Никодимом», – сказали тогда родители сыну. Так и случилось. Для заработка Никита переселился в Москву, где вскоре поступил в Чудов монастырь и был пострижен с именем Никодима, – один юродивый по имени Илия, увидавши его, назвал его пустынником Хозьючским, чем предсказал ему, что он будет спасаться в пустыне Хозьючи. Всё это сбылось. Проживши некоторое время при архиерейском доме Крутицкого митрополита Пафнутия, он, любя уединение, с его благословения удалился в Кожеезерскую обитель, где прожил в подвигах иноческих полтора года. Но так как здесь, как и в Москве, ему казалось шумно, то он удалился в близ находившуюся пустыню на берегу реки Хозьючи. Здесь, среди непроходимых болот, в чаще густого кустарника построил он себе маленькую келлию и начал подвизаться, – он около своей келлии устроил огород, над которым и трудился, соединяя труд с молитвою и псалмопением. Ни днем, ни ночью не давал он себе отдыха, упражняясь в молитве; – лишь к утру, и то сидя, дозволял себе немного подремать. Молитва Иисусова была постоянно на устах и в сердце его. Ею он отгонял вражеские навождения. Зимней порой снежная метель заметала жилище пустынника, и святой терпеливо ожидал, когда весеннее солнце сгонит снег с него. Св. Никодим еще при жизни сотворил много чудес. За семь дней до смерти явились ему святой Алексий, митрополит Московский, и Дионисий, архимандрит Троицкой Лавры, в таком виде, как пишут на иконах Ангелов, явились ему и возвестили о времени смерти. Пред смертию братия упросила его переселиться в обитель. Скончался преподобный в 1640 г. Мощи его почивают под спудом в Кожеезерской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда же узнал о кончине сподвижника Нифонта, сам отправился в Москву просить благочестивого Царя Феодора Иоанновича об отведении места для обители, устроенной Нифонтом. Уважил Государь прошение доброго инока и велел отвести земли для обители, весь остров Лобский, кругом же Кожеозера по четыре версты во все стороны, а Митрополит Дионисий выдал грамоту на устройство монастыря. – Возвратясь в свою пустыню, усердный Серапион расчистил леса, обработал земли, соорудил первую церковь во имя Богоявления Господня и устроил там общежитие. Потом и вторично ходил в царствующий град, с иноком Авраамием за антиминсом для новой церкви. Патриарх Иов восседал тогда на святительском престоле; он рукоположил Авраамия в сан Иеромонаха и поручил Серапиону строительство обители. Вскоре соорудил он и другую церковь , благовещения Богоматери, по благословению Митрополита Новгородского Александра и, по его прошению, Митрополит Исидор учредил в 1608 году игуменство в новой обители, назначив настоятелем Авраамия. Три года спустя, преставился к вечной жизни блаженный Серапион, после 46–летних подвигов в пустыне Кожеезерской, в которой собралось под сению его до 40 человек иноков; между ними особенно прославились святостию жизни: Леонид основатель Усть–Недумской пустыни и преподобный Никодим отшельник Хозь–Югский. Близь города Ростова, в селении Иванкове, родился сей великий труженик и мирское имя его было Никита; родители его были земледельцы и часто с ними находился он в поле, пася стадо отцовское. Однажды, посреди тишины сельской, услышал тайный голос его зовущий, но не тем именем, которое он носил: «Никодим, Никодим!» – Ужаснулся отрок, ибо никого другого не было в поле, и возвестил о том родителям; они успокоили его, ибо уразумели в этом голосе предзнаменование иного образа жизни, но как сын послушания, он оставался с ними до их кончины. После их смерти, чувствуя сиротство свое, переселился в Ярославль, где научился ковать железо и делать гвозди, чтобы питаться трудами рук своих; потом переселился в царствующий град, где занимался ремеслом своим, не забывая и нищих, которым уделял свои избытки, и часто посещал храмы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

СПб., 1882; Таушев Н. История Кожеозерского муж. мон-ря с описанием жизни и чудес св. прп. отца нашего Никодима, Хозьюгского пустынника, Кожеезерского чудотворца. Архангельск, 1884; Докучаев-Басков К. А. Подвижники и мон-ри крайнего севера: Кожеозерский мон-рь//ХЧ. 1886. 1/2. С. 266-291; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Сев. России. СПб., 1890; Никодим (Кононов), еп. (Кононов А. М.). Судьбы Кожеозерской Богоявленской пуст. Архангельской епархии с описанием жизни и чудес прп. Никодима Кожеозерского чудотворца. СПб., 1894; он же. Прп. Александр Ошевенский и церковно-просветительское значение его обители. СПб., 1895; он же (Никодим (Кононов), иером.). Прп. Никодим, пустынножитель Хозьюгский, чудотворец Кожеозерский. СПб., 1900; Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. М., 1895. Вып. 1; Архангельский Патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах нек-рых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии/Сост.: А. М. Кононов. СПб., 1901; Челмогорский В. Кожеозерский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1901. 18. С. 472-481; 19. С. 505-510; 20. С. 534-544; 22. С. 630-637; 23. С. 646-656; 24. С. 672-682; он же. Кожеозерский мон-рь//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 466-517; Никольский Н. К. Рукописная книжность. По Северному краю (о вскрытии мощей)//Красный Север. Вологда. 1919. 19. С. 3; Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963. С. 297; он же. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 261; Малышев В. И. Новые материалы о протопопе Аввакуме//ТОДРЛ. 1965. Т. 21. С. 327-345; Алферова Г. В. Каргополь и Каргополье. М., 1973. С. 180-182; Дмитриев Л. А. Житийные повести Рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера. Л., 1977. С. 103; Спасский И. Г. Московская математическая книга сер. XVII в. и ее владелец//АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 56-74; Соловьёв. История. 1989. Т. 7/8. С. 229, 383; Полетаева Е. А. Житие Никодима Кожеозерского как памятник севернорус.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010