Жизненный путь Митрополита-Экзарха Владимира Митрополит-Экзарх Владимир, в миру Вячеслав Михайлович Тихоницкий, родился 22-ΙΙΙ-1873 г. в семье священника уездного города Орлова, Вятской губернии. Старый священнический род их принадлежал к тому народному, местному слою, который не имел устойчивых фамильных прозваний и получал их только в своей духовной школе в латинизированной часто форме: Сперанский, Мультановский, Обтемиперанский, Мансветов, Пурикордов, Кляритский и т. п. Крестили этими фамилиями обычно при самом зачислении в школу 10-летних мальчиков начальники духовных («уездных ») училищ, называвшиеся громко «ректорами». Так вот и в данном случае ректор уездного училища г. Вятки привезенного в 20ых годах XIX века в сдачу на бурсу деда владыки Владимира спросил: «Как твоя фамилия?» — «Федоров ». Спросил следующего, и тот случайно оказался тоже Федоров. Но когда среди поступающих оказался и третий Федоров, ректор, по обычаю, дал им новые фамилии. Ректорское творчество не было достаточно остроумным и грациозным. Он сказал деду: «Ты поклонился мне тихо, низко, — поэтому будь Тихонизким». Эстетическое чутье переработало затем фамилию в Тихоницкий. Они были коренные местные люди, северяне, из той расовой амальгамы, которую создали великороссы-обрусители, растворя в себе финскую кровь зырян, вотяков, вогулов, самоедов, лопарей... Они дали нам длинную вереницу тихих, кротких, долготерпеливых и святых строителей земли русской на северо-востоке: Свв. Стефана Пермского, Феодосия Тотемского, Никодима Кожеезерского, Трифона Печенежского и многих других. Слабенький, ежегодно попадавший в больницу от простуд, Вячеслав Тихоницкий, однако, успешно·, не застряв ни в одном классе, прошел всю 15-летнюю лестницу низшей, средней и высшей духовной школы, начиная с приготовительного класса Вятского духовного училища и(1883 — 1888 г.), продолжая Вятской же Духовной семинарией (1888 — 1894 г.) и завершая Казанской Духовной академией (1894 — 1898 г.). Из семинарии в академию на конкурсный экзамен В.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2708...

ЛОНГИН († после 1607 (?)), ГЕРМАН (кон. XVI - нач. XVII в.) и БОГОЛЕП († после 1601 (?)), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеезерские. Согласно сведениям «Книги глаголемой Описанию о российских святых», Л., Г. и Б. были монахами Кожеезерского в честь Богоявления мужского монастыря и учениками прп. Серапиона Кожеезерского († 1611). В одном из наиболее ранних списков «Книги глаголемой...» (МГУ НБ. ОРиРК. 293 (Сб. Моховикова). Л. 441, по датировке Н. А. Кобяк, 10-20-е гг. XVIII в.) имена Л., Г. и Б., а также прп. Корнилия Кожеезерского, «начальника Спасского монастыря Кожеозерского», внесены в основной текст позднее, чем 2 подзаголовка на том же листе: «Града Мангазея и Енисея святыя» и «Града Каргополя святыя», после которого следует перечень Каргопольских святых. Согласно наблюдениям А. А. Романовой, в поздних списках «Книги глаголемой...» (НБУВ. Собр. Киевского Софийского собора. 368/137, кон. XVIII в. (гл. 47); ГИМ. Увар. 17, 1-я четв. XIX в.) переписчики интерпретировали вставку так, что подзаголовок «Града Мангазея...», относящийся исключительно к «отроку Василию» (см. Василий Мангазейский , прав.), был соотнесен с именами Корнилия, а также Л., Г. и Б. Архангельский еп. Никодим (Кононов) предположил, что Кожеезерские преподобные скончались в Мангазейской обители (в пересказе этого текста в книге архиеп. Сергия (Спасского) появилось добавление: «Никодим… полагает, что означенные иноки с Корнилием переселились в Тобольскую епархию и там основали другой Кожеозерский монастырь»). Спасского мон-ря близ Мангазеи скорее всего не существовало: о нем не сохранилось никаких свидетельств. Т. о., подвижники помещены в число святых «Града Мангазея и Енисея» ошибочно. Очевидно, что Кожеезерскими они именуются по месту пострижения. Во Вкладной книге Кожеезерского монастыря имеется недатированная запись о денежном вкладе старца «Боголепа турчасовца» ( Косцова. 2008. С. 31), а под 1602/1603 г. записан денежный вклад (10 р.) «Логина крылошанина» (Там же. С. 97). По сообщению еп. Никодима (Кононова), Б. упоминался в книге купчих грамот под 1601 г., а Л.- под 1607 г. В иконописном подлиннике Г. Д. Филимонова под 12 авг. Л. и Г. названы «пустынниками Кожеозерскими за Онегою рекою». Канонизация святых подтверждена включением их имен в Собор Новгородских святых, установленный ок. 1831 г. (празднование Собору возобновлено в 1981).

http://pravenc.ru/text/2110710.html

Кожпосёлок, урочище. Кожеозерский Богоявленский монастырь. Часовня Никодима Кожеезерского. /// Объект утрачен В 1849 г. Митрофан с четырьмя другими иноками пришел на Кожозеро и нашел здесь одни развалины. Храм пришел в ветхость, другие монастырские постройки не сохранились. Иноки поселились в курной избе. В следующем году ветхая Богоявленская церковь сгорела. Митрофан отправился в Архенгельск для сбора пожертвований. На собранные 400 рублей подрядили мастеров на строительство церкви. Затем Митрофану предстояли мытарства по обеим столицам. Прежде чем возбудить ходатайство в Синоде, необходимо было изыскать средства для возобновления обители, поскольку на помощь казны рассчитывать не приходилось. Средства нашлись: московский фабрикант Павел Матвеевич Александров пожертвовал десять тысяч рублей. Митрофан переехал в Петербург и начал хлопоты в Синоде. 30 мая 1853 года последовало высочайшее утверждение постановления Святейшего Синода об открытии второго класса Кожеозерской пустыни " в самостоятельной степени, но без всякого от казны пособия " . Средствами для содержания монастыря были назначены 689 десятин леса, 1800 сажен пахотной земли и рыбное Кожозеро. Позже Государственным Советом было отчислено во владение монастыря по четыре версты вокруг озера (как было в прежние времена) и местность, где находилась часовня преп. Никодима на речке Хозъюге. Благодаря П.М. Александрову и другим жертвователям над гробницей преп. Никодима была сооружена серебряная рака. Над гробницей блаженных старцев Серапиона и Авраамия была построена часовня. http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=81894 К вопросу о местонахождении часовни и её датировке. Немного истории. Монастырь первоначально был основан в 1580-е годы на сосновом песчаном мысу материковой части северного берега оз. Кожозера, напротив Лопского острова, отделенный от него узким проливом. Позже пролив был засыпан камнями и песком и Лопский остров был соединён с мысом перешейком. Песок брали неподалеку на мысу к северу от монастыря, отчего на месте карьера образовалось небольшое озеро, называемое Келейное (ныне - бухта Кожозера).

http://sobory.ru/article/?object=20923

(† после 1606 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеезерский. Согласно сведениям «Книги глаголемой описания о российских святых», К. был монахом Кожеезерского в честь Богоявления муж. мон-ря и учеником прп. Серапиона Кожеезерского († 1611). По сообщению еп. Никодима (Кононова) , К. упоминался как игумен обители в книге купчих грамот ок. 1606 г. (в справочнике «Списки иерархов» П. М. Строева игуменство К. не указано). В одном из наиболее ранних списков «Книги глаголемой...» (МГУ НБ. ОРиРК. 293 (Сб. Моховикова). Л. 441, по датировке Н. А. Кобяк, 10-20-е гг. XVIII в.) имена К., «началника Спаского монастыря Кожеозерского», а также Лонгина, Германа и Боголепа внесены в основной текст позднее, чем 2 названия на том же листе: «Града Мангазея и Енисея святыя» и «Града Каргополя святыя», после которого следует перечень каргопольских святых. В поздних списках «Книги глаголемой...» (НБУВ. Собр. Киевского Софийского собора. 368/137, кон. XVIII в. (гл. 47); ГИМ. Увар. 17, 1-я четв. XIX в.) вставка была интерпретирована следующим образом: «Святый преподобный Корнилий началник Спаскаго монастыря Кожеозерский чудотворец во граде Мангазее и Енесеи». Еп. Никодим (Кононов) предположил, что К., Лонгин, Герман и Боголеп Кожеезерские скончались в Мангазейской обители (в пересказе этого текста в книге архиеп. Сергия (Спасского) появилось добавление: «Никодим… полагает, что означенные иноки с Корнилием переселились в Тобольскую епархию и там основали другой Кожеозерский монастырь»). Очевидно, что Кожеезерским К. именуется по месту пострижения. Спасского мон-ря близ Мангазеи скорее всего не существовало: о нем не сохранилось никаких свидетельств. К. помещен в число святых «Мангазеи и Енисея» ошибочно, поскольку подзаголовок «во граде Мангазеи и Енисеи», относящийся исключительно к «отроку Василию» (мч. Василию Мангазейскому ), позднейшими переписчиками соотнесен с именами К. и всех остальных учеников прп. Серапиона. Канонизация К. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, установленный ок. 1831 г. (празд. Собору возобновлено в 1981).

http://pravenc.ru/text/2458673.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 13 ноября 2024 года 31. Среда. Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха. Прп. Никодима Кожеезерского (службу зри 3 июля) . Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах. Служба апостолов и мученика не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 18я (если накануне совершалась полиелейная служба, то кафизма 9я). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостолов, глас 1й 3, и мученика, глас 4й 3. «Слава, и ныне» Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агнца и Пастыря…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3й. «Слава, и ныне» Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «На Кресте Тя воздвижена, Христе…». По Трисвятом тропарь апостолов, глас 3й. «Слава» тропарь мученика, глас 4й, «И ныне» Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Дево Пренепорочная…». На утрене на «Бог Господь» тропарь апостолов, глас 3й (дважды). «Слава» тропарь мученика, глас 4й, «И ныне» Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Дево Пренепорочная…». Кафизмы 10я, 11я и 12я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), апостолов на 4 и мученика на 4. Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 1, с. 692. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях ирмосы канона Минеи (мученика). По 3й песни седален апостолов, глас 1й. «Слава» седален мученика, глас 3й, «И ныне» Крестобогородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мученика, глас 4й: «Многообразныя раны…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 273 об.) этот кондак также отсутствует. По 6й песни кондак апостолов, глас 8й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен апостолов, «И ныне» Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с небес…» и хвалитные псалмы.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Иванково на Лиге. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты на 1908 год: Церковь во имя Казанской Божьей Матери построена в 1813 г. прихожанами. Зданием каменная, с таковою же колокольнею. Престолов 3: во имя Казанской Божьей Матери, в правом приделе теплом - во имя Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в левом теплом - Святителя и Чудотворца Николая. В приходе 9 селений: Иванково, деревни: Синягина Гора, Пирогово, Троицкая, Стрижово, Землево, Моклоково, Инальцево, Носырево. Всег в приходе 555 прихожан мужского пола и 624 женского. Справочник Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. 1908 г. 14) Иваньково, помещичье село при р. Лиге, в 23 верстах от Ростова; 14 дворов, 48 рев. душ и 23 надела. Одноглавая каменная, в связи с колокольнею, церковь во имя Казанской Пр. Богородицы построена в 1813 году усердием прихожан и, в особенности, помещика с. Горы, г. Савина, До названного года на месте каменного храма существовали два деревянных: 1-й во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, и 2-й во имя св. Николая, которые вследствие ветхости и нарушились сами собой, а на место их в новосозданной церкви и были устроены два придела, посвященные тем же святым; места прежних храмов огорожены деревянными ящиками, увенчанными крестами, и теперь тут находится кладбище. Местные жители чтут особо храмовой образ Казанской Пр. Богородицы; но в настоящей церкви нет вообще вообще чего-либо замечательного по своей древности. При церкви числится 37 дес. земли и приход из 10 селений. Крестные ходы здесь существуют следующие: 4 июня в деревне Инальцево, установленный по случаю пожара; в Духов день в дер. Троицкую и Стрижево, учрежденный в честь праздника Св. Троицы; 23 июня крестный ход в селе Иванькове, по случаю бывшего в этот день градобития; 4 июля в д. Гора и Пирогово, установленный в честь преставления преп. Никодима Кожеезерского, который, по устному преданию, был уроженец сельца Горы; 24 июля, в день благов. кн. Бориса и Глеба, крестный ход в д. Землеве, установленный как из уважения к Борисоглебской обители, отстоящей от прихода на 9 верст, тк и в память холеры 1848 года.

http://sobory.ru/article/?object=07007

Кожпосёлок, урочище. Кожеозерский Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь, освящённая в честь Богоявления Господня, ведёт свой отсчёт с момента основания обители, т.е. со второй половины XVI века. По освящению этого главного храма была названа обитель. Несмотря на то, что в 1-й пол. XVII века Кожеезерский монастырь был один из богатейших в Поонежье, а в 1643 -1646 годах в нём настоятелем был будущий патриарх Никон, упразднён монастырь был во время секуляризационной реформы Екатерины II, разделив печальную судьбу многих обителей того времени. С 1764 года его храмы становятся приходскими, но из-за отдалённости монастыря от деревень приход был крайне мал, состоящий только из местных жителей, оставшихся после закрытия монастыря. Деревянные храмы постепенно ветшали, поэтому в 1845 году они становятся приписными. Вскоре стали задумываться об открытии монастыря. В 1849 году, приехавший в бывшую Кожеезерскую обитель о. Митрофан с послушником Троице-Сергиевой Лавры Львом, увидели одни развалины, ветхую деревянную церковь, в которой находилась рака с мощами прп. Никодима Кожеезерского. В мае 1851 года по указу Священного Синода монастырь был снова возобновлён как приписной к Николаевскому Корельскому монастырю, но вскоре, по Высочайшему указу от 30 мая 1853 года, стал самостоятельным с причислением ко II классу. Первую деревянную церковь в возрождённом монастыре построили в 1887-1889 годах и освятили в честь Богоявления Господня. Это был зимний клетский ярусный храм, четверик которого был увенчан небольшим световым восьмериком под луковичным куполом. Храм имел шатровую одноярусную колокольню, стоящую над папертью. Высота колокольни - 6 сажен 1 аршин (13,5 м). Церковь, согласно страховой оценке 1910 года, стояла на булыжном фундаменте, стены снаружи и внутри были обшиты тёсом и крыты железом. Длина храма с колокольней составляла 10 сажен 2 аршина (22,7 м), наибольшая ширина - 6 сажен (12,8 м), высота до карниза - 3 сажени (6,4 м). На ней стояла 1 большая глава и 1 малая. Больших окон в стенах было 12, а на световом барабане - 8 малых.

http://sobory.ru/article/?object=61137

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (АВРААМИЙ) КОЖЕЕЗЕРСКИЙ ( 1634), прп. (пам. местн. 27 июня, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых). Сведения о святом содержатся в «Сказании о зачале места святые обители Кожеозерского монастыря и о житии блаженных создателей и предивных строителей пустыни сея священноинока Нифонта и инока Серапиона» (В. О. Ключевский датировал «Сказание» 1613) и в житии прп. Никодима Кожеезерского (пространная редакция составлена в 1649-1677 кожеезерским иеромонахом; сказание и житие известны по списку: РНБ. Сол. 552/182, 1741 г.). Желая иноческой жизни, А. К. пришел в мон-рь к прп. Серапиону Кожеезерскому (мон-рь, видимо, был основан ок. 1559). Прп. Серапион постриг А. К. в монашество с именем Авраамий. Вместе они ходили в Москву по делам обители. Св. Патриарх Иов назначил прп. Серапиона строителем мон-ря, Авраамия рукоположил во иеромонаха и благословил освятить первый построенный в обители храм в честь Богоявления Господня. В 1608 г. митр. Новгородский Исидор поставил Авраамия во игумена обители, т. к. прп. Серапион последние 3 года жизни провел в строгом затворе († 27 июня 1611). По просьбе Авраамия мон-рю была пожалована р. Кожа от озера до впадения в р. Онегу, что значительно облегчило существование мон-ря, в к-ром братия нередко голодала. Авраамий сам часто бывал на полевых работах, духовное укрепление он получал от бесед с прп. Никодимом Кожеезерским, жившим недалеко от мон-ря на р. Хозьюге. Перед кончиной Авраамий принял, по преданию, схиму с именем Антоний, погребен рядом с прп. Серапионом. Время местной канонизации А. К. неизвестно, но «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) свидетельствует о почитании прп. Серапиона и А. К. как «новых чудотворцев». Возможно, их местная канонизация совершилась в 1648-1652 гг. при Новгородском митр. (впосл. Патриарх) Никоне , к-рый в 1634-1646 гг. жил в Кожеезерском мон-ре и 3 года был его игуменом. А. К. упоминается под 27 июня в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.)

http://pravenc.ru/text/116050.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 16 июля 2024 года 3. Вторник. Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца. Мч. Иакинфа. Свт. Василия, еп. Рязанского. Блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских. Прпп. Иоанна и Лонгина Яренгских. Прп. Никодима Кожеезерского. Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского. Прпп. Анатолия, в Ближних пещерах, и Анатолия затворника, в Дальних пещерах, Печерских. Приводим порядок совершения полиелейной службы свт. Филиппа, митрополита Московского. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 5й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8й: «Радуйся и веселися…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры святителя, глас 8й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6й: «Яко светозарная звезда…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…». Кафизмы 7я и 8я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен святителя, глас 4й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие святителя. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Филиппа…». Стихира святителя, глас 8й: «Апостолов ревнителя…». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8. Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8й: «Воду прошед…»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОДИМ Прп. Никодим Кожеозерский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание) Прп. Никодим Кожеозерский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание) (В миру Никита; † 3.07.1639, Кожеозерский мон-рь), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых). Житие прп. Никодима Основным источником сведений о жизни и чудесах Н. является его Житие, сохранившееся в 16 списках. Самый ранний список «Об отшельнице авве Никодиме» (ГИМ. Син. 850, 1646-1654 гг.) - т. н. первоначальная записка о святом - представляет собой его Краткую редакцию (КР), составлявшуюся с 1640 по 1649 г. иноком Боголепом (в миру Б. В. Львов; 1675), навестившим отшельника за полгода до его смерти. Возможно, по благословению Н. Борис (Львов), послушник Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря , впосл. принял постриг в Кожеезерском (Кожеозерском) в честь Богоявления мужском монастыре. «Боголепово повествование» представляет собой отголосок непосредственного разговора с Н., сохраняет особенности «крестьянской» речи старца и его живые воспоминания о детстве, о ярославском и московском периодах жизни. Краткое Житие Н. с небольшими изменениями было внесено в Пролог 1662 г., что подтверждает факт канонизации подвижника (Пролог, 2-я пол. [март-авг.]. М., 17.03.1662. Л. 146-147). Примерно в это же время была составлена служба Н. (БАН. Арханг. Древлехран. 405, нач. XVIII в.; РНБ. Собр. П. Н. Тиханова. 473, кон. XVIII - нач. XIX в.; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 196-224). Видимо, пространное Житие, на которое могли опираться создатели стихир и канонов, уже существовало. Прп. Никодим Кожеозерский. Литография В. А. Черепанова. 1884 г. Прп. Никодим Кожеозерский. Литография В. А. Черепанова. 1884 г.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

  001     002    003    004    005    006    007    008