Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранный от Воеводы сил небесных, приим крест свой, последовал еси Христу, преподобне отче наш Никодиме. Темже, яко дерзновение имеяй ко Господу, молися выну, от всяких бед и скорбей избавитися нам и душ спасение получити, да благодарственно зовем ти: Радуйся, Никодиме, скорый наш помощниче, Кожеезерский чудотворче. Икос 1 Ангела на земли яви тя милосердый Творец небесе и земли: вся бо земная в уметы вменил еси, преподобне Никодиме, да Христа приобрящеши. Темже вси, многотрудное житие и блаженную кончину твою зряще, радостно тебе вопием: Радуйся, от детства твоего в жилище Духа Святаго чистое и непорочное предуготованный; Радуйся, ко иночеству гласом свыше призванный. Радуйся, от лютаго недуга чудесне изцеленный; Радуйся, еще в мире яко пустынник Хозьюгский прославленный. Радуйся, от Пафнутия ко стаду Христову причтенный и Божественным писанием наученный во спасение; Радуйся, от царствующаго града во страну полунощную устремивыйся. Радуйся, во обители Кожеезерстей безплотных житие показавый; Радуйся, в пустыни Хозьюгстей водворився, со врагом спасения брань совершивый. Радуйся, вся приражения того отгнавый, на высоту же добродетелей востекий; Радуйся, благодати сосуде избранный. Радуйся, с небесными лики нетленнаго Царя ублажаяй, на земли же выну прославляемый; Радуйся, Никодиме, скорый наш помощниче, Кожеезерский чудотворче. Кондак 2 Видя тя Владыка угодна Себе быти, преподобне отче Никодиме, егда млад сый, пасл еси в поли стадо отца твоего, призва тя, суща именем Никиту, гласом: «Никодиме, Никодиме!» Ты же, сего убоявся, возвратился еси ко родителем, поведав им бывшая. Они же, видевше Владычнее к тебе милосердие, благодарственне воспеша Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум добрый от юности стяжавая, к небесным чистое сердце твое устремил еси, преподобне Никодиме. Сего ради вопием ти: Радуйся, сыне молитвы, рождших тя земледельцев похвало; Радуйся, от младых лет к Церкви Божией прилепивыйся. Радуйся, труды своя молитвою выну услаждавый;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Книга о северных пустынножителях Средневековья вышла в Архангельске 12 февраля 2016 г. 11:22 Книга «Пустынники Русского Севера. Житие преподобных и богоносных отцов Никодима и Серапиона Кожеезерских» вышла в свет в Архангельске. Святые подвизались в XVI веке в Кожеезерском Богоявленском монастыре. Издание богато иллюстрировано и содержит канон и молитвы преподобному Никодиму. Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь Архангельской епархии — уединенная пустынь, не имеющая автомобильных дорог, удаленная на многие десятки километров от селений. Монастырь находится к юго-востоку от города Онеги на Лопском полуострове, омываемом водами озера Кожи. Был основан в 1560 году священноиноком Нифонтом и преподобным Серапионом Кожеезерскими. В монастыре некоторое время (1643–1646) подвизался игумен Никон , впоследствии Патриарх Московский, при котором монастырь достиг высокого благоденствия: число братии умножилось до ста. В 1758 году за бедностью монастырь был приписан к Спасо-Каргопольскому, что окончательно его истощило, и в 1764 году он был закрыт не только в силу оскудения, а в силу секуляризационной политики Екатерины II. Согласно монастырскому синодику, за время от основания обители и до упразднения в ней пребывало 346 иноков. После упадка и запустения возобновление Кожеезерского монастыря началось в 1851 году стараниями соловецкого иеромонаха Митрофана (Правоторова). В 1885 году игуменом был назначен соловецкий иеромонах Питирим, который стал подлинным восстановителем и преумножителем Кожеезерской пустыни. В результате трагических событий революционного переворота 1917-1918 годов в Кожеезерском монастыре безвинно погибли: настоятель иеромонах Арсений, иеромонах Пантелеимон; иеродиакон Иоанникий; монах Илия; послушник Михаил Черепанов; работница Марфа Зайцева; богомолец Иоанн Анциферов. В 1920-е годы монастырь упразднили. Указом епископа Архангельского и Холмогорского Тихона (Степанова, † 2010) возобновлена монашеская жизнь в обители. 19 апреля 1999 года постановлением Священного Синода Кожеезерский Богоявленский монастырь был официально открыт.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОДИМ Прп. Никодим Кожеозерский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание) Прп. Никодим Кожеозерский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание) (В миру Никита; † 3.07.1639, Кожеозерский мон-рь), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых). Житие прп. Никодима Основным источником сведений о жизни и чудесах Н. является его Житие, сохранившееся в 16 списках. Самый ранний список «Об отшельнице авве Никодиме» (ГИМ. Син. 850, 1646-1654 гг.) - т. н. первоначальная записка о святом - представляет собой его Краткую редакцию (КР), составлявшуюся с 1640 по 1649 г. иноком Боголепом (в миру Б. В. Львов; 1675), навестившим отшельника за полгода до его смерти. Возможно, по благословению Н. Борис (Львов), послушник Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря , впосл. принял постриг в Кожеезерском (Кожеозерском) в честь Богоявления мужском монастыре. «Боголепово повествование» представляет собой отголосок непосредственного разговора с Н., сохраняет особенности «крестьянской» речи старца и его живые воспоминания о детстве, о ярославском и московском периодах жизни. Краткое Житие Н. с небольшими изменениями было внесено в Пролог 1662 г., что подтверждает факт канонизации подвижника (Пролог, 2-я пол. [март-авг.]. М., 17.03.1662. Л. 146-147). Примерно в это же время была составлена служба Н. (БАН. Арханг. Древлехран. 405, нач. XVIII в.; РНБ. Собр. П. Н. Тиханова. 473, кон. XVIII - нач. XIX в.; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 196-224). Видимо, пространное Житие, на которое могли опираться создатели стихир и канонов, уже существовало. Прп. Никодим Кожеозерский. Литография В. А. Черепанова. 1884 г. Прп. Никодим Кожеозерский. Литография В. А. Черепанова. 1884 г.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

31. Понедельник. Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха. Прп. Никодима Кожеезерского (службу зри 3 июля) . Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах. Служба апостолов и мученика не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостолов, глас 1-й 3, и мученика, глас 4-й 3. «Слава, и ныне» Богородичен Минеи, глас тот же: «В землю низвержен бых...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» Богородичен Октоиха, глас тот же: «Архангельски воспоим...». По Трисвятом тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава» тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воспитавшейся во храме...». На утрене на «Бог Господь» тропарь апостолов, глас 3-й (дважды). «Слава» тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воспитавшейся во храме...». Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), апостолов на 4 и мученика на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях ирмосы канона Минеи (мученика). По 3-й песни седален апостолов, глас 1-й. «Слава» седален мученика, глас 3-й, «И ныне» Богородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мученика, глас 4-й: «Многообразныя раны...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 273 об.) этот кондак также отсутствует. По 6-й песни кондак апостолов, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен апостолов, «И ныне» Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Архангельское слово...». По Трисвятом тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава» тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Яко всех еси творений...». На часах – тропарь апостолов. «Слава» – тропарь мученика. Кондак апостолов. На литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь апостолов, тропарь мученика; кондак дня, кондак апостолов. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь апостолов, тропарь мученика; кондак дня, кондак храма, кондак апостолов. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен дня. Апостол и Евангелие – дня. ← предыдущий день   следующий день → Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-13/

Архимандрит Леонид (Кавелин) сообщает о преподобном Серапионе следующее: “Есть житие и служба, в которой другой канон «Творение Макария, Митрополита Гревенского» (который был заточен в Соловки в 1666 году). Составителем жития считается инок Боголеп, постриженник Кожеезерского монастыря” 29 . Однако в последнем издании Богослужебных Миней, вобравших в себя максимально обширную русскую гимнографию, отмечена лишь память святого в день его преставления — 27 июня. Поэтому, возможно, у отца Леонида ошибка, так как указанный им автор является составителем службы преподобному Никодиму Кожеезерскому 30 . Деятельность преподобного Серапиона и прежде всего строительство Кожеезерского монастыря пришлась на тяжелое время в Русском государстве: начало опричнины, затянувшаяся Ливонская война, пресечение царской династии, начало Смутного времени. Однако Кожеезерская обитель явилась школой благочестия и воспитания иноческого духа. Как известно из истории, позднее в Кожеезерском монастыре под руководством его основателя полагали начало своим монашеским подвигам преподобный Леонид Усть-Недумский (†1654; пам. 3 июля) 31 , а также преподобный Никодим Кожеезерский (†1640, пам. 3 июля) 32 . М. В. Толстой сообщает имя еще одного инока-сподвижника: “Антонием, по местному преданию, назывался в схиме блаженный Авраамий, ученик и преемник преподобного Серапиона” 33 . С 1642 г. по 1646 г. настоятелем обители был игумен Никон, ставший впоследствии Всероссийским Патриархом (†1681) 34 . Таким образом, преподобный Серапион нашел в Московской Руси свою вторую Родину и драгоценную жемчужину (см. Мф 13:46) — святое Православие. Все названные святые трудились на благо святого Православия, созидая своими трудами и подвигами святую Русь, нашу страну. Их святость и ревность служат и поныне добрым примером всем, обращающимся к их духовным заветам. “Тела их погребены в мире, и имена живут в роды; народы будут рассказывать о их мудрости, а церковь будет возвещать их хвалу” (Сир 44:13–14). Русская Православная Церковь, совершая их священную память, являет нам их благочестивые заветы молитвенного служения миру и братолюбию наших соотечественников. Русские святые, подвизавшиеся вне пределов Русской Церкви

http://pravmir.ru/zametki-po-russkoj-agi...

Радуйся, Никодиме, скорый наш помощниче, Кожеезерский чудотворче. Кондак 6 Проповедают подвиги твоя, преподобне Никодиме, вси концы земли, люботрудному житию твоему чудящеся. Воздвиже бо на тя брань лютую враг спасения, прираженьми плоти и уныния тебе искушая; ты же постом и молитвою таковая соодолел еси, благодарственне воспев Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсия благодать в подвизех пустыннаго жития твоего, преподобне Никодиме. Не точию бо на тя бывшая искушения мужественне отразил еси, но и всем во искушениих мудрый споборник явился еси, да с радостию тебе вопием: Радуйся, святаго ради жития от Бога зело возлюбленный; Радуйся, яко сего ради дуси злобы в конец на тя озлобишася. Радуйся, искушение плотское твердо отразивый; Радуйся, яко молитву сотворив, силою креста в зраке жены древо ветхо объявил еси. Радуйся, исхитившим потребная Именем Иисуса возвратити тая повелевый; Радуйся, сущей келлии потопляеме, от молитвы в ней не преставый. Радуйся, зря оную во огненнем запалении, никакоже устрашивыйся; Радуйся, безстрастия проявителю. Радуйся, твердый в бедах на Бога упователю; Радуйся, тщавшияся тя погубити безсильны сотворивый. Радуйся, в покров себе имевый Пресвятую Богородицу, пред Еяже образом выну умиленно прекланялся еси; Радуйся, Никодиме, скорый наш помощниче, Кожеезерский чудотворче. Кондак 7 Хотяй Владыка явити тя, преподобне отче Никодиме, мужа во всем совершенна, попусти врагу последи искусити тя по всяческим гордыни своея приражением: представаху бо ти множества льстивых духов, глаголавших свята и велика тя быти, да возгордевся падеши. Ты же смирением искушения посрамив, победне воспел еси Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новая купель Силоамская явися ти, преподобне, пустыня Хозьюгская, в нейже от всякия болезни душевныя изцелился еси, и яко муж в меру возраста Христова, Богови предстал еси. Тем вопием ти: Радуйся, вся приражения духов злобы яко дым разсеявый; Радуйся, понеже Сам Христос спобораше по тебе. Радуйся, истинного трезвения учителю; Радуйся, спасительнаго созерцания любителю.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Богородицы на Рву, дав ему попить воды из сосуда. В акафисте, составленном иером. Никодимом (Кононовым) в 1895 г. (Акафист прп. отцу нашему Никодиму, Кожеезерскому чудотворцу, его же память празднуем месяца иулия в 3 день и месяца октября в 31 день. СПб., 1898), юродивый назван св. Василием Блаженным . Однако встреча Никиты с блж. Василием ( 1552) не могла произойти в реальности. Вполне возможно, что Никиту исцелил блж. Иоанн Большой Колпак Московский ( 1589), также уроженец Ростова, который подвизался в Москве в кон. 80-х гг. XVI в. К тому же юродивый, описанный в Житии Н., был одет в «стамъбредную» одежду, а св. Иоанн в отличие от Василия Блаженного не ходил нагим. Никита пришел на Кулички к человеку Божию Илии, и тот спросил его: «Откуда грядешь, Хозьюгский пустынник?» Задумавшись над сказанным, Никита воспринял слова блаженного как Божие предопределение. Вскоре он «оставляет убо мир сей и яже в нем вся суетная века сего» и принимает постриг с именем Никодим в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре при архим. Пафнутии (1589-1600). Одиннадцать лет Н. трудился в великой обители, выполняя послушания «кадиловжигателя», просфорника, келейника архимандрита. Как повествует Житие, Н. был «кроток, смирен, послушлив, нестяжателен и братолюбив. Ядение же и питие без молвы держаше... мало глаголаше и множая разумеваше…». После назначения архим. Пафнутия на митрополичью кафедру Н. вместе с ним переехал на Крутицы, а через год отпросился на пустынножительство к «Студеному морю-окиану». Митр. Сарский и Подонский Пафнутий напутствовал инока словами: «Господь да есть и будет с тобою!» и благословил его иконой Божией Матери «Умиление» (списком Псково-Печерского образа, чудесно защитившего Псков от вторжения польск. короля Стефана Батория в 1581). Офиц. празднование образу установлено в 1601 г., что совпало со временем ухода Н. в Кожеозерский мон-рь. О мон-ре на Кожеозере Н. мог слышать от старца Серапиона и иером. Авраамия, приходивших в Москву по делам обители в 1599 г.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Между ними 1000 км. Таких совпадений очень много», — подчеркивает П. Субботин, обращая внимание также на исследовательскую стезю владыки Никодима, который, будучи еще студентом Санкт-Петербургской духовной академии Александром Кононовым, в старинных церквях и монастырях изучал документы, жития и иконы и обнаружил единственную икону преподобного Кирилла Кожеезерского, чудотворца, благодаря чему был спасен для нас лик святого. А в 1896-м г. в память о преподобном Никодиме Кожеезерском студент принял монашество с именем Никодим. Имена двух святых заступников земли белгородской соединились в 1911-м г., во время празднования прославления в лике святых Иоасафа Белгородского (Горленко) Акафист священномученику Никодиму, епископу Белгородскому, недавно составленный и читаемый в храмах Белгородской и Старооскольской епархии, гласит: «Спасение от Бога улучивший в Невечернем Свете, яко звезда небесная, светом Христовым сияеши, святителю блаженне Никодиме, и паки в обагренной кровьми твоими ризе, яко в царской порфире, пред очима Божиима предстоиши и вкупе с исповедницы и новомученицы российстими поеши Богу: Аллилуия!» Имя епископа Никодима, служившего на Белгородской кафедре в тяжелые братоубийственные годы ХХ в., во времена величайших потрясений основ отчей веры и крушения Российской государственности, советским белгородцам было известно мало. Что же православные историки рассказывают о трагической биографии белгородского святого? Будущий епископ Никодим, в миру Александр Михайлович Кононов, родился 18 июня 1871 г. в семье священника-миссионера Архангельской губернии. Закончил духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию, с 1896 г. пребывал в иноческом лике, служил архимандритом и ректором Калужской и Олонецкой духовных семинарий. Довольно быстро снискал известность в церковных и просветительских кругах как исследователь святого подвижничества и истории монастырей Русского Севера. Собрал и переработал изобильные материалы, затем опубликованные им в виде многочисленных научных статей и отдельных трудов, в частности, «Древнейшие архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании», «Соловецкие подвижники благочестия XVIII–XIX вв.», «Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Санкт-Петербургской епархии, XIV–XVII вв.», «Архангельский Патерик».

http://pravoslavie.ru/132487.html

Ист.: Грамота царя Феодора Иоанновича Турчасовского стана выборным земским судьям об освобождении от податей деревень, полуурена и двора, принадлежащих Кожеезерскому мон-рю от 19 марта 1595 г.//АИ. Т. 1. С. 462-463. Лит.: Митрофан (Правоторов), иером. Описание Кожеозерской пуст. (в Архангельской губ.) от ее основания до наст. времени. СПб., 1882; Докучаев-Басков К. А. Подвижники и монастыри крайнего севера: Кожеозерский монастырь//ХЧ. 1886. 1/2. С. 266-291; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Св. России. СПб., 1890. С. 36, 177-178, 184-185; Никодим (Кононов), еп. Прп. Александр Ошевенский чудотворец и церк.-просветительское значение его обители. СПб., 1895; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 81-82; Челмогорский В. Кожеозерский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1901. 18. Ч. неофиц. С. 472-481; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 372; Макарий (Веретенников), архим. Прп. Серапион Кожеезерский//АиО. 1996. 2(9). С. 5-14; Вкладная книга Кожеозерского мон-ря/Подгот.: А. С. Косцова. СПб., 2008. Кн. 1. С. 5, 10, 24-25, 29, 46, 48, 50, 66, 68, 202; Полетаева Е. А. Б-ка Кожеозерского монастыря: Вопросы реконструкции//Совр. проблемы археографии/Сост.: М. В. Карогодина. СПб., 2011. С. 138-152. Е. А. Полетаева Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/text/2577709.html

Косма и Дамиан: История в картинках Космо-Дамианский монастырь   Православные праздники 15 июля Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V) Косма и Дамиан: История в картинках Космо-Дамианский монастырь   Православные праздники 16 июля Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1652) Святой Филипп был митрополитом при царе Иване Грозном. Недолго он пробыл в своем священническом чине - его подвергли суду, а затем, Малюта Скуратов собственноручно убил его. Митрополит Филипп хотел мира и согласия в обществе, любви между людьми, поэтому обличал злостную политику Опричнины, публично не дал благословения Ивану Грозному. Митрополит Филипп   Мученика Иакинфа Римского   Благоверных князей Василия и Константина Ярославских   Святителя Василия, епископа Рязанского   Преподобных Анатолиев Печерских   Преподобных Иоанна и Лонгина Яренгских   Блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского   Преподобного Никодима Кожеезерского   Православные праздники 17 июля Страстотерпцев царя Николая II, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии Церковь чтит память святой царской семьи в день их убиения - 17 июля Царственные страстотерпцы: За что канонизирован император Николай II и его семья? Почему канонизирован Николай II? 1917: Почему Синод не вступился за царя? Святая царица Александра Федоровна Романова: Афоризмы Джой. История царской собаки Дармштадт: Пьеса о раненом городе Храм, который строили святые: История русской церкви в Дармштадте, на родине двух православных святых Моя история: Романовы. Фоторепортаж с выставки «Православная Русь» Три книги о святых из династии Романовых Романовы Романовы Спецвыпуск «Романовы: 400 лет в истории»   Преподобного Андрея Рублева, иконописца Андрей Рублев - великий мастер своего времени. Им, совместно с Феофаном Греком, был расписан Благовещенский собор Московского Кремля. Его рукой написаны иконы, получившие впоследствии название «Звенигородский чин». Совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора  Троице-Сергиева  монастыря. Ему же принадлежит икона «Троица».

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010