Е.Никифоров: - Замечательно, буду рад видеть Ваш фильм на фестивале «Радонеж», который в этом году будет отмечать своё 20-летие. Он пройдет в конце ноября - начале декабря, перед  началом Рождественского поста. И там вновь наши слушатели, наши зрители смогут посмотреть этот фильм. Почему   он             так мало, всего лишь две недели проходил в Москве? О.Сытник: - Это сложная маркетинговая история. Чтобы показать этот фильм, донести его до людей, нужна реклама, нужны средства, которых у нас, к сожалению, нет. И мы приняли решение для себя, что мы обязаны фильм донести людям, и идем с таким предложением, с показом фильма в народ. Е.Никифоров: - Предполагается, что он отобьется в прокате? О.Сытник: -Тяжело сказать. Я думаю, что, скорее всего, это некоммерческая история. Е.Никифоров: - Помогай Бог! Что касается дальнейшей судьбы фильма. Вы сказали, что Вы  будете показывать его там, где он востребован.  Во-первых, в тех местах, которые связаны с жизнью и подвигом самого святителя Луки. Святой, святыня - это всегда вне границ, вне партии. Это то, что  всех объединяет. Вот, сейчас, учитывая крайне сложные отношения между Украиной и Россией? На Украине уже был показ? О.Сытник: - В Украине были только закрытые презентационные показы. Планируется прокат в июле этого года. Е.Никифоров: - Не было никаких искушений, проблем? О.Сытник: - Вы знаете, естественно, не было, мы вне политики. Несмотря на то, что фильм очень актуален на сегодняшний день. И даже я сам себе задаю вопрос – выход фильма в 2013, 2014 году и сейчас - это более серьезно, более насущно, более актуально? То, что мы фильм показываем сейчас, здесь, на территории России и стран СНГ в этом году? Е.Никифоров: - Почему? О.Сытник: -Вы знаете, я скажу своё личное мнение. Святитель Лука - это тот образ, тот человек, тот святой, который объединяет наши славянские народы. Если посмотреть -  его корни из Белоруссии, родился он в Керчи, жил учился на Украине, служил в России. И даже с первого дня съемок, пять лет назад, наша  творческая группа, где были украинцы, русские, белорусы, евреи, узбеки, даже мусульмане -  каждый считал его своим святым. Украинцы его называют «это наш святой». Россияне, белорусы - тоже самое. Вот это объединение самой творческой группы   от идеи создания этого фильма -  явный пример сплочения наших народов на  основе образа святителя Луки.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-09-05-20...

Никифора могут произвести двусмысленное впечатление, раз Варлаам отыскал «кажимости», на основании которых его осудил. Судя по контексту, эти двусмысленности преп. Никифора относились к антропологии, к роли ума и сердца; Калабриец цитировал св. Григория Нисского , чтобы показать, что «…имеет место… растворение умной сущности в тонком и световидном из чувственной природы», в то время как св. Григорий Палама , защищая преп. Никифора, основывался на Псевдо-Макарии, в частности, на следующем знаменитом месте из Духовных бесед: «Сердце владычественно и царственно в целом телесном сочленении. И когда благодать овладеет пажитями сердца, тогда царствует она над всеми членами и помыслами: ибо там ум и все помыслы, и чаяние души». Роль сердца. Итак, мы видим, что по поводу преп. Никифора Исихаста и его способа молитвы возникает отмеченное выше противоречие между «интеллектуальной мистикой», основывающейся на антропологическом дуализме неоплатоников, и «мистикой сердца», более близкой к Библии, а иногда к стоицизму. Мы уже говорили, что св. Григорий Палама и исихасты XIV в. строго придерживались последнего направления. Большинство считало сердце средоточием всей духовной и телесной жизни; оно никоим образом не было для них метафорическим обозначением центра эмоциональной жизни человека, а являлось библейским термином, который преп. Макарий широко использовал для обозначения главнейшего органа жизни. С другой стороны, совершенно ясно, что для многих мистиков, как и для еврейских авторов, эта мистика соответствовала физиологической концепции, в которой сердце было центром. В этой концепции «сердце есть главнейшая часть; оно владычествует над телом, и именно в него Создатель поместил источник внутренней теплоты; вместе с легкими, играющими роль охладителя, оно участвует в дыхании и речи». Значит, именно в сердце должен «спуститься» ум, чтобы заново обрести «неподвижность» и таким образом восстановить в человеке внутреннюю гармонию, разрушенную грехом. В этом психофизиологическом процессе дыхание и положение тела играют важную роль на том же основании, что и психологический настрой или аскетические упражнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Следуя этой традиции, как будет показано ниже, свт. Григорий Палама учит, что различия в Боге можно помыслить именно в силу того, что они реальны. Поэтому если речь идёт, например, о мысленном различии Божественных энергий и сущности, то это совсем не значит, что если это различие мыслится, то в силу этого оно и не реально. Такой ход рассуждений был характерен именно для богословия антипаламитов: если нечто есть «мысленное», то, значит, и «нереальное» . Согласно антипаламитскому учению, мышление о Боге может вообще никакой реальности в Самом Боге не соответствовать, а потому такое мышление о Боге всегда отражает лишь то, что есть в нас же самих, — то есть наши понятия о Боге, наше мышление о понятии Бога — а не Самого Бога. В силу этого, согласно антипаламитскому учению, мышление о Боге может быть либо логически верным, либо логически неверным. В то время как согласно мысли свт. Григория, мышление о Боге может быть либо православным, то есть соответствовать Священному Преданию и совершаться «в Духе» (ν πνεματι), в молитве и через Бога , либо неправославным, то есть противоречить Священному Преданию и совершаться не «в Духе». Например, как свидетельствует свт. Григорий, Никифор Григора «учит, что и принадлежащие Богу божественные энергии суть лишь имена» . В другом месте он пишет: «…повредившись умом, он [Никифор Григора] стал учить, что божественные энергии суть простые имена» ; «Григора называет энергии простыми именами, не имеющими [за собой никакой] реальности, изобретением и творением людей, о чём мы до сего дня не слыхивали» . Сам Никифор Григора, комментируя текст Псевдо-Максима Исповедника (см.: Nicephorus Gregoras. Historia Romana III, 30, 34//CSHB. P. 293:18 — 294:4) в своей «Римской истории» пишет: «Видишь, как этот божественный учитель называет энергию и умом, и мышлением, и разумением, то есть мыслью и разумом, и показывает, что она тождественна сущности Я мог бы привести ещё больше других [цитат], ясно и недвусмысленно показывающих, что божественная энергия, всецелая энергия и само-энергия тождественна сущности, но не буду, так как их слишком много» . Здесь Григора настаивает на «тождестве» сущности и энергии в Боге, но не отрицает возможность употребления слов «сущность» и «энергия» по отношению к Богу, хотя в Самом Боге он отказывается различать «сущность» и «энергию» как две «реальности». Конечно, такой подход невозможен ни в рамках философии Аристотеля, ни в богословии свт. Григория.

http://bogoslov.ru/article/6172777

– А дальше? – Женюсь, будут дети. – А дальше? – Состарюсь, выйду на пенсию, буду в саду цветы разводить. – А дальше? – Заболею и умру, и дети оплачут и похоронят. – А что дальше? – Конец. Жизненный цикл прервется, и все. – Нет, дорогой мой Иван Никифорович, это не конец. Это только начало. Вот, я вам скажу... И они проговорили всю ночь напролет. Отблески огонька керосиновой лампы, колеблясь, играли на многочисленных древних иконах, развешанных на стенах, и лики святых угодников Божиих, и Сам Христос, и Божия Матерь в игре света как бы кивали головами, подтверждая веские слова Григория Ефимовича, которые кирпичик за кирпичиком укладывались в душе молодого гостя, и в ней вырастало и укреплялось стройное здание веры. Когда он вернулся в Ригу, ночной разговор со старым наставником не выходил у него из головы. Старик открыл ему смысл в жизни. И он понял, что все, что он до сих пор делал, было пустым и суетным занятием, что истинную цель жизни можно выразить в трех словах: жить – Богу служить! Он уволился из юридической фирмы и устроился в русскую гимназию преподавать родной язык и русскую литературу. Жизнь его наполнилась совершенно иным содержанием. Из темного мира судейских дрязг, сутяжничества, преступной корысти, а иногда и уголовщины, он вошел в область чистых детских душ, в мир красоты русского языка и литературы. Посещал он и старообрядческий храм, где простаивал длинные службы, украшенные древним знаменным пением, однако очень сожалел об утраченной Божественной Литургии и частной исповеди. Исповедь здесь была только общая. Старообрядческая Гребенщиковская община выделила помещение, где Иван Никифорович вместе с учениками создал музей русской народной культуры. Дети, покопавшись в бабушкиных сундуках, натащили старинные свадебные наряды, расшитые полотенца, резные солонки и хлебницы, разные предметы старого деревенского быта и даже оружие времен стрелецкого войска. Музей получился на славу, и его охотно посещали рижане и гости города. После музея неугомонный Иван Никифорович начал издавать очень интересный журнал для русского зарубежья – Родная старина, который выходил лет десять, вплоть до прихода советских войск в Латвию в 1940 году. И завершением его бурной деятельности в 30-х годах было создание молодежного хора старинного церковного и русского народного пения. С этим хором Иван Никифорович объездил всю Европу, был в русских и украинских поселениях Канады и Америки. Везде их принимали с радостью и любовью, и их выступления пользовались неизменным успехом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2083...

Ибо практический философ издает законы для города, для дома, для ученика и для себя и судит других, восхваляя хорошо поступающих и порицая поступающих дурно». Значит, философия, по воззрениям византийцев, охватывала, кроме логики и метафизики, науки естественные, математические (арифметику, музыку, геометрию и астрономию), богословие, этику, политику, юриспруденцию и другие. Все эти науки охватывали тогда весь круг «высшего образования». Никифор Влеммид и был представителем этой универсальной философии и занимался преподаванием «всех указанных наук» в своей школе в Имафиях (С. 60). Об этом свидетельствуют его сочинения – руководства для учеников: толкование на некоторые псалмы, составленное для учеников-монахов, сочинения по логике, физике, географии, астрономии, медицине. Некоторые из этих сочинений, например, по логике и физике, были школьными учебниками в Византии и долгое время после Влеммида. Из учеников Влеммида известны Георгий Акрополит, выдающийся деятель XIII века, и император Феодор Ласкарис, который, по собственному его отзыву, «тщательно изучил у Влеммида все, что есть лучшего в философии». Вообще, Никифор Влеммид славился своей педагогической деятельностью и привлекал в свою школу немало лиц, желавших поучиться у знаменитого философа. «Сюда стремились лучшие люди того времени, здесь усматривали источник мудрости, здесь учились добродетели» (С. 58–65). Последние годы своей жизни Никифор Влеммид провел в научных занятиях и аскетических трудах в своей обители, мало интересуясь современными политическими и церковными событиями. Он скончался в своей обители в 1272 г., среди общего уважения со стороны народа и монахов. Его обитель Θεο το ντος была присоединена к Галисийскому монастырю. Впоследствии она была совершенно разрушена, а вся та местность, где некогда возносились в многочисленных монастырях ежедневные молитвы Господу Богу о мире и спасении всего мира, стала представлять пустынную область (С. 65–68). Современники были весьма высокого мнения об уме, познаниях и нравственном характере Никифора Влеммида, – как это видно из представленных г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

— Я, Клавдия Никифоровна, ваш новый настоятель, вот указ архиерея. Клавдию Никифоровну несколько покоробила бесцеремонность молодого священника. Она глянула на указ, потом на отца Никиту и отчеканила: — Это Вы, Никита Александрович, в храме для бабушек настоятель, а здесь для меня как бухгалтера Вы наемный работник, работающий согласно законодательству по трудовому договору. И согласно этому трудовому договору между Вами и церковным советом я начисляю Вам зарплату. Но если Вы нарушите советское законодательство или какой-нибудь пункт договора, то церковный совет вправе расторгнуть его с Вами. И тогда Вам даже архиерей не поможет. — Что Вы, что Вы, Клавдия Никифоровна, как можно, уже только одна мысль о нарушении законов является грехом, — с деланным испугом на лице произнес Никита. Затем он встал и торжественно произнес: — Великий московский святитель Филарет говорил: «Недостойный гражданин царства земного и Небесного царствия не достоин». И уже более спокойно, глядя прямо в глаза Клавдии Никифоровне, произнес: — Я не только сам не нарушу советского закона, но и никому другому этого не позволю. После этого он снова сел на стул. — Ну, так где трудовой договор, который я должен подписать? Клавдия Никифоровна молча подала бумаги отцу Никите. Ее очень смутило и озадачило поведение нового настоятеля. Всегда уверенная в себе, она вдруг почувствовала какую-то смутную тревогу. Когда отец Никита вышел, она, обращаясь к старушке, сказала: — Молодой, да ранний, уж больно прыток. Посмотрим, что будет дальше, не таких обламывали. Ты за ним внимательно приглядывай, Авдотья Семеновна. Если что, сразу докладывай. — Не изволь беспокоиться, Никифоровна, присмотрю. Прошла неделя. Отец Никита исправно отслужил ее и заскучал. Эту неделю должен служить по очереди отец Владимир, а отец Никита решил посвятить это время административной работе. Он с утра расхаживал по храму, размышляя о том, что необходимо сделать для улучшения жизни прихода. Тут в глаза ему бросилось, что в храме, где и так не хватало места для прихожан, стоят две здоровые круглые печи. Такая же печь стоит в алтаре, где тоже тесновато. Он решил, что необходимо убрать эти печи, а заодно и печи в крестильне, бухгалтерии и сторожке. Вместо них поставить один котел и провести водяное отопление. Этой, как ему казалось, удачной идеей он поделился со старостой Николаем Григорьевичем. Но тот выслушал и замахал руками.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2298...

Эфир от 09.05.2015, 22:31. Беседа директора радиостанции «Радонеж» Е.К. Никифорова с продюсером фильма «Излечить страх» Олегом Григорьевичем Сытником 26.05.2015 09:51:09 Кульков Сергей Андреевич Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/05/09/22-31.html Е.Никифоров: - Олег Григорьевич, Вы - продюсер и почти режиссер фильма, также организатор крупного проекта – и то, и  другое связано, в свою  очередь,  с  масштабным  международным просветительским проектом «Дни Святителя Луки». Сейчас мы с Вами обсудим часть этого проекта - фильм, который называется «Излечить страх», хотя его международное название «Лука». Почему в России фильм о святителе Луке выходит под названием  «Излечить страх»? О.Сытник: - Мы долго обсуждали название фильма, было несколько вариантов, и по решению нашего заказчика, выбрали «Излечить страх».  Перед  нами  стояла задача: показать этот  фильм  максимальному количеству людей, это такой ход, чтобы  привлечь  зрителей. Е.Никифоров: - Но  название должно  быть  связано с  фильмом. Что Вы имели  в   виду, когда так называли? Это присутствует в концепции произведения -  излечить страх? О.Сытник: - Концепция протянута по фильму тонкой нитью.  Речь   идет о  преодолении страха в различных жизненных ситуациях. Е.Никифоров: - Фильм имел сложную художественную судьбу, он создавался три-четыре года? О.Сытник: - Более пяти лет. Е.Никифоров: - Даже более пяти! Это беспрецедентно, и, вместе с тем, достаточно заметно для православного кино. Фильм снимался, напомню, на  Украине и в Белоруссии. Было много режиссеров, они  приходили и уходили, а фильм получился, несмотря на это, цельным и ярким. И те, кто был  на предварительном просмотре, высоко его оценили с  художественной  точки  зрения. Как вы считаете, с чем это связано? О.Сытник: - Сам себе долго задавал этот вопрос.Ответ у меня один – незримое присутствие Святителя Луки на площадке чувствовалось постоянно. От первого до последнего дня. Никто не мог понять эту глубину, невозможно   описать словами то, что чувствуешь, когда люди работают по 20 часов на площадке, и у них есть силы, есть дух. Когда человек берет сценарий в руки, читает, входит в кадр - и заметно меняется. С нами постоянно происходили чудеса.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-09-05-20...

Это привело к тому, что о Боге стали забывать. Об  истинном понимании справедливости стали забывать. А Евангелию осталась чисто начетническая, вспомогательная  роль. Евгений Никифоров:- Или внешняя, т.е. оно понималось не как   религиозное Благовестие, а как некоторая идеология. Леонид Петрович Решетников: - Вот, я и хотел бы ответить на Ваш вопрос. Большевики  - осознанно или неосознанно -  стали орудием в руках сил, исторически враждебных России. Этим стенобитным орудием они пробили стену -  и туда рвануло всё. Затопило всю нашу историческую Россию, потому что тысячу лет, а начиная с XIV века  - открыто, мы были неприятным конкурентом, неприятной альтернативой. Даже не в экономическом смысле, а в духовном, что самое главное. Евгений Никифоров:- Как Вы считаете, сейчас не то  же самое повторяется? Сначала думали: вот, всё мы включим их в нашу глобалистскую орбиту, навяжим наши ценности, всё прочее. А мы действительно оказались другими. Недавно мы праздновали 8-е марта, подумал я, Боже, вот, что называется русский человек! Пережует, что угодно. Из оголтелого  феминистского праздника мы сделали что-то человеческое. Когда мальчики девочкам дарят цветы. Леонид Петрович Решетников: - Связано с любовью. Евгений Никифоров:- Да. Леонид Петрович Решетников: - Мама, бабушка, жена. Евгений Никифоров:- Приятно говорить слова любви. Леонид Петрович Решетников: - Но в свое время Валентин Григорьевич Распутин написал, что  русский человек заразился коммунизмом, съел его, переварил, и вышло всё вот это. Переварили -  да, по-своему. Помните, я вам рассказывал, что несколько лет назад на одном мероприятии   выступала Академия Франции. Ко мне подошел бывший французский министр обороны и сказал: я вас слушаю и понимаю, как правы Бжезинский и Кисинджер, что надо перестать из русских делать европейцев. Вы совсем другой народ, из вас это не получится. Я говорю: и что вы будете делать? – Он мне: Вас надо ещё на 15 республик разделить. Это разговор в присутствии двух плюс переводчик. Вот понимание, что мы иные, у них больше, чем у нас самих. Что мы по-другому мыслим. Да, мы можем за столом договориться с любым человеком, с американцем, рассказывать анекдоты.

http://radonezh.ru/text/leonid-reshetnik...

— Что Вы, что Вы, Клавдия Никифоровна, как можно, уже только одна мысль о нарушении законов является грехом, — с деланным испугом на лице произнес отец Никита. Затем он встал и торжественно произнес: — Великий московский святитель Филарет говорил: «Недостойный гражданин царства земного и Небесного Царствия не достоин». И уже более спокойно, глядя прямо в глаза Клавдии Никифоровне, произнес: — Я не только сам не нарушу советского закона, но и никому другому этого не позволю. После этого он снова сел на стул. — Ну, так где трудовой договор, который я должен подписать? Клавдия Никифоровна молча подала бумаги отцу Никите. Ее очень смутило и озадачило поведение нового настоятеля. Всегда уверенная в себе, она вдруг почувствовала какуюто смутную тревогу. Когда отец Никита вышел, она, обращаясь к старушке, сказала: — Молодой, да ранний, уж больно прыток. Посмотрим, что будет дальше, не таких обламывали. Ты за ним внимательно приглядывай, Авдотья Семеновна. Если что, сразу докладывай. — Не изволь беспокоиться, Никифоровна, присмотрю. Прошла неделя. Отец Никита исправно отслужил ее и заскучал. Эту неделю должен служить по очереди отец Владимир, а отец Никита решил посвятить это время административной работе. Он с утра расхаживал по храму, размышляя о том, что необходимо сделать для улучшения жизни прихода. Тут в глаза ему бросилось, что в храме, где и так не хватало места для прихожан, стоят две здоровые круглые печи. Такая же печь стоит в алтаре, где тоже тесновато. Он решил, что необходимо убрать эти печи, а заодно и печи в крестильне, бухгалтерии и сторожке. Вместо них поставить один котел и провести водяное отопление. Этой, как ему казалось, удачной идеей он поделился со старостой Николаем Григорьевичем. Но тот выслушал и замахал руками. — Что ты, что ты, даже не заикайся, я сам об этом еще задолго до тебя думал, но Клавдия Никифоровна против. — Почему против? — Пойдем в бухгалтерию, я тебе там разъясню, сегодня понедельник — у Клавдии Никифоровны выходной. Когда они зашли в бухгалтерию, староста молча показал на стену.

http://pravmir.ru/shutnik-2/

Из учеников Влеммида известны Георгий Акрополит, выдающийся деятель XIII b., и император Феодор Ласкарис, который, по собственному его отзыву, «тщательно изучил у Влеммида всё, что есть лучшего в философии». Вообще, Никифор Влеммид славился своей педагогической деятельностью и привлекал в свою школу немало лиц, желавших поучиться у знаменитого философа. «Сюда стремились лучшие люди того времени, здесь усматривали источник мудрости, здесь учились добродетели». Последние годы своей жизни Никифор Влеммид провёл в научных занятиях и аскетических трудах в своей обители, мало интересуясь современными политическими и церковными событиями. Он скончался в своей обители в 1272г., среди общего уважения со стороны народа и монахов. Его обитель Θεο το ντος была присоединена к Галисийскому монастырю. Впоследствии она была совершенно разрушена, а вся та местность, где некогда возносились в многочисленных монастырях ежедневные молитвы Господу Богу о мире и спасении всего мира, стала представлять пустынную область. Современники были весьма высокого мнения об уме, познаниях и нравственном характере Никифора Влеммида. Так, император Феодор Ласкарис называл его «мудрейшим», «сокровищем мудрости», «источником разума», «кладезем словес», «скалой догматов», «истинным философом, возвышающимся над всем миром», «жилищем всякой мудрости». Своей педагогической деятельностью и учёными трудами Влеммид создал Никее славу города философов. «Как Коринф некогда славился музыкой, Фессалия тканями и пр., так Никея – философией». А Никифор Григора говорит о Влеммиде: «Это был муж, отлично знакомый с учёностью: и с той, которую передали потомкам древние греки, и с той, которой ознаменовали себя представители и ораторы нашей Церкви». С большой похвалой о благочестии и учёности Влеммида отзывались последующие писатели – иезуит Петавий, историк Бароний и другие. Вообще, «не восхвалять Влеммида было невозможно», – писал император Феодор Ласкарис. И как моральная личность, Никифор Влеммид заслуживает большого внимания. Глубокая религиозность Влеммида и непрестанное стремление к Богу, пламенная любовь к науке и научным занятиям, любовь ко всем людям и даже к врагам, суровая подвижническая жизнь, исполненная и иноческого делания, и мистического созерцания, смирение и непрестанное служение церковной правде, прямота и независимость в моральной оценке поступков и лиц, высокое нравственное воздействие на окружающую среду – вот некоторые особенности Влеммида как моральной личности в высшей степени цельной, оригинальной и исключительной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010