С помощью поста, бдения и молитвы, совершаемых согласно православному Преданию, и на основании богословских принципов, изложенных великим святым отцом и богословом Григорием Паламой , мы также можем шествовать по пути духовного совершенства. 215 Слово βιαστς, употребленное митр. Иерофеем, образовано от глагола βιζω – «применять силу, одолевать» – и единственный раз встречается в Новом Завете в Мф. 11,12 : «Царство Небесное силою берется ( βιζεται), и употребляющие усилие е( βιαστα) восхищают его». – Пргшеч. ред. 225 Такое толкование основывается, в частности, на созвучии греческих слов λεος – «милость» и λαιον – «елей». – Примеч. ред. 237 Свт. Григорий Палама подразумевает слова книги Даниила, имеющиеся только в Септуагинте: «Но ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним, и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их» ( Дан. 3, 49–50 LXX). – Пргимеч. ред. 246 Свт. Григорий Палама . Беседа 12. – Беседы. В 3 ч. Ч. 1. М., 1994. С. 121–122. У свт. Григория в указанном месте мотив беседы не столько связан с общением Бога и человека, сколько продолжает идею «созвучия» молитвы и поста: «Пост как бы беседует с молитвой, которая, в свою очередь, беседует с Господом». – Примеч. ред. 321 Буквальнее было бы перевести «когда молитва отходит от души», однако данная фраза привносит негативный смысловой оттенок духовного кризиса или даже падения, отсутствующий в оригинале. – Примеч. ред. 323 Букв.: «они [молящиеся] переживают исступление и божественное восхищение», даже «похищение» ( αρπαγ)· – Примеч. ред. 331 Собственно говоря, яростную и вожделевательную силы души ( τ θυμικ κα πιθυμητικ е Στρωματων ). – Примеч. ред. 340 В дальнейшем (Триады, II, 2,26) свт. Григорий раскрывает эту мысль применительно к учению свт. Василия Великого : сущность ума «не перемещается в пространстве» и никогда не оставляет саму себя; любому здравомыслящему человеку ясно, что, говоря о «растечении» ума «вовне» и его «возвращении», свт. Василий (равно как и прп. Никифор) имеет в виду не сущность ума, а «его подвижные действия, каковы бы они ни были». – Примеч. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Как на беду, в тот день он надел именно эти панталоны. И потому едва только он предался размышлениям, как страшный лай со всех сторон поразил слух его. Антон Прокофьевич поднял такой крик, громче его никто не умел кричать, что не только знакомая баба и обитатель неизмеримого сюртука выбежали к нему навстречу, но даже мальчишки со двора Ивана Ивановича посыпались к нему, и хотя собаки только за одну ногу успели его укусить, однако ж это очень уменьшило его бодрость и он с некоторого рода робостью подступал к крыльцу. Глава VII и последняя «А! здравствуйте. На что вы собак дразните?» сказал Иван Никифорович, увидевши Антона Прокофьевича, потому что с Антоном Прокофьевичем никто иначе не говорил, как шутя. «Чтоб они передохли все! Кто их дразнит?» отвечал Антон Прокофьевич. «Вы врете.» «Ей-богу нет! Просил вас Петр Федорович на обед.» «Гм.» «Ей-богу! так убедительно просил, что выразить не можно. Что это, говорит, Иван Никифорович чуждается меня, как неприятеля. Никогда не зайдет поговорить, либо посидеть.» Иван Никифорович погладил свой подбородок. «Если, говорит, Иван Никифорович и теперь не придет, то я не знаю, что подумать: верно он имеет на меня какой умысел! Сделайте милость, Антон Прокофьевич, уговорите Ивана Никифоровича! Что ж, Иван Никифорович? пойдем! там собралась теперь отличная компания!» Иван Никифорович начал рассматривать петуха, который, стоя на крыльце, изо всей мочи драл горло. «Если бы вы знали, Иван Никифорович», продолжал усердный депутат: «какой осетрины, какой свежей икры прислали Петру Федоровичу!» При этом Иван Никифорович поворотил свою голову и начал внимательно прислушиваться. Это ободрило депутата. «Пойдемте скорее, там и Фома Григорьевич! Что ж вы?» прибавил он, видя, что Иван Никифорович лежал всё в одинаковом положении. «Что ж? идем или нейдем?» «Не хочу.» Это не хочу поразило Антона Прокофьевича. Он уже думал, что убедительное представление его совершенно склонило этого, впрочем достойного человека, но вместо того услышал решительное: не хочу. «Отчего же не хотите вы?» спросил он почти с досадою, которая показывалась у него чрезвычайно редко, даже тогда, когда клали ему на голову зажженную бумагу, чем особенно любили себя тешить судья и городничий. Иван Никифорович понюхал табаку. «Воля ваша, Иван Никифорович, я не знаю, что вас удерживает?» «Чего я пойду?» проговорил наконец Иван Никифорович: «там будет разбойник!» Так он называл обыкновенно Ивана Ивановича. Боже праведный! А давно ли… «Ей-богу не будет! вот как Бог свят, что не будет! Чтоб меня на самом этом месте громом убило!» отвечал Антон Прокофьевич, который готов был божиться десять раз на один час. «Пойдемте же, Иван Никифорович!»

http://azbyka.ru/fiction/mirgorod-nikola...

В этом смысле можно говорить о предшествовании естественным образом сложившегося византийского ренессанса западноевропейскому  и его определяющей роли в становлении последнего (в том числе через «открытие» для западноевропейской культуры античной литературы). Сложно судить, каким мог бы быть византийский ренессанс, однако представляется возможным заключить, что многие его тенденции своеобразно воплотились в течение последующих за падением Византии веков. Это же касается и гуманистических тенденций византийского ренессанса . Исследователи наследия Никифора Григоры обнаруживают в его богословии философские основания, позволяющие объяснить как его антипаламитскую позицию (номиналистическая критика мистического реализма ), так и гуманистические  и светские тенденции в его творчестве (в том числе астрономические и исторические исследования ). Следует отметить, что в отечественной литературе практически отсутствуют специальные исследования, посвященные творчеству Никифора Григоры , и, как следствие, отсутствует систематическое описание его богословской и философской позиций. Тем не менее концептуальные оценки его творчества встречаются как в исторических исследованиях византийской культуры на поздних этапах ее становления, так и в философских работах, апеллирующих к поздневизантийскому богословскому наследию . В данной работе мы попытаемся рассмотреть особенности оценки гуманизма Никифора Григоры и применимости к его творчеству терминов «Ренессанс» и «гуманизм» в рамках отечественной византинистики (по большей части опираясь на труды И. П. Медведева, С. В. Красикова и К. В. Хвостовой) и религиозной философии (на примере работ А. Ф. Лосева и В. В. Бибихина). Отечественные исследования поздневизантийской культуры чаще всего косвенно апеллируют к творчеству Никифора Григоры: либо в общем контексте становления «византийского ренессанса», либо в контексте паламитских споров. Тем не менее, ряд исследователей выделяют общие черты, которые могут послужить для реконструкции творчества Никифора Григоры в рассматриваемой перспективе.

http://bogoslov.ru/article/6176234

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Православному радио " Радонеж " грозит отказ в пролонгации лицензии 17.04.2003 Об этом сообщил гендиректор радио " Радонеж " Евгений Никифоров со ссылкой на чиновников Минпечати. Евгений Никифоров подчеркнул, что никаких официальных уведомлений он не получал, однако 11 апреля в телефонном разговоре сотрудники Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации сообщили ему, что решение об аннулировании лицензии " Радонежа " уже принято соответствующими инстанциями. Комментируя эту информацию, директор " Радонежа " отметил, что министерство отказывается пролонгировать лицензию " по чисто формальным признакам " : руководство радиостанции несколько задержалось с подачей необходимых документов. В то же время, ссылаясь на " компетентные источники " , Евгений Никифоров сообщил, что истинным инициатором аннулирования лицензии является популярная певица, ведущая православной программы на радио " Голос России " Жанна Бичевская, за которой стоят деньги тех, кто финансировал в последнее время всю раскольническую деятельность внутри Русской Православной Церкви - в частности, кампании против принятия ИНН и за канонизацию Ивана Грозного и Григория Распутина. Ранее, 1 апреля, Е. Никифоров направил письмо на имя заместителя начальника Управления регистрации и лицензирования Минпечати Виктора Горегляда, в котором пояснил, что одной из причин небольшой задержки с подачей документов на пролонгацию лицензии стало расширение регионального вещания, требующее сбора дополнительных документов. Евгений Никифоров выразил надежду, что Минпечати займет ответственную позицию и не станет аннулировать лицензию радиостанции, вещающей с 1991 года по благословению Патриарха Алексия II и не имевшей за все эти 13 лет " ни единой задолженности или замечания " . Закрытие " Радонежа " в настоящий момент, когда Россия готовится к выборам, считает Никифоров, может быть расценено как " политический жест " и проявление недружественного отношения к Русской Православной Церкви.

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=106

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Е.Никифоров: - Роль у него удивительная, цельная и актер он очень мощный. Я так думаю, что Сергей Безруков многое усвоил от своего отца и даже не просто в технике актерской, а именно в таланте. В актерском таланте, который у Виталия Сергеевича есть. О.Сытник: - Виталий Сергеевич   проделал неимоверную работу, даже похудел на 20 кг. Во время сцен с пытками святителя Луки он изъявил желание, чтобы все было по-настоящему, то есть избиение, допросы на экране - это все правда. Е.Никифоров: - Но вот эти моменты… как удалось избежать натурализма, который сейчас так часто практикуется? В фильме о святом не хочется этого видеть. Хотя вот в фильме «Страсти Христовы» Мела Гибсона, они впервые поставили эту проблему, и я считаю, что правильно. Мне кажется, люди должны знать, какой кровью, какими страшными муками было искуплено человечество, и какой подвиг понесли наши святые новомученики. О.Сытник: -Действительно, то, что происходит в нашем фильме, в кадре - мы даже специально оставляли эти сцены страданий, которые ярко свидетельствуют о том, какие испытания, какие тяготы прошел наш русский святой. Но мы максимально пытались передать образ святителя Луки, чтобы донести до людей. Е.Никифоров: - Фильм снят очень качественно. По кино, несмотря на то, что менялись режиссеры, и у фильма длинная такая судьба - пять с половиной лет съемок. Он производит  впечатление очень целостное и, мне кажется, во многом благодаря и очень хорошей работе оператора? О.Сытник: -Да, оператор у нас очень хороший – Сергей Рябец. Он один из лучших операторов Украины. Е.Никифоров: - То- есть Вы подтверждаете мои слова? О.Сытник: - Да,  операторская работа на уровне. Е.Никифоров: - Действительно, это очень качественно снятое, современное кино, и по монтажу, и по режиссерской работе, хотя и менялись режиссеры, но все равно все они были достойны этого продукта? О.Сытник: - Да, однозначно. То- есть люди внесли каждый свою лепту. Большое спасибо им за такую ответственную работу. Е.Никифоров: - Кто еще снимался из известных актеров?

http://radonezh.ru/text/efir-ot-09-05-20...

И понятие «Ренессанс», и понятие «гуманизм» А. Ф. Лосев склонен употреблять в широком значении, выводя их из исторического и культурного контекста определенного периода западноевропейской культуры. В работе «Эстетика Возрождения» А. Ф. Лосев говорит о различных видах Ренессанса (не только европейского, но и, к примеру, азиатского ). А. Ф. Лосев отмечает гуманистичность как принцип христианского богословия вообще : так, он обнаруживает гуманистические мотивы в Ареопагитском корпусе . Связывая понятия гуманизма и Ренессанса, А. Ф. Лосев определяет первый как практическую реализацию последнего . При этом основной особенностью ренессансного мышления и гуманистической практики, по А. Ф. Лосеву, оказывается гносеологическая и творческая обращенность человека к имманентному тварному миру  (его рациональному или чувственному измерению ) . Этим определяется индивидуальность и самоценность человека вне связи с трансцендентной перспективой (антропоцентризм) . Признание же существования и трансцендентной истины (необходимое в рамках христианской культуры любого типа) рождает тенденцию к «двойной истине», трансцендентной и имманентной . Как мы упоминали выше, данная тенденция была нередкой в среде поздневизантийских интеллектуалов . Таким образом, лосевская концепция Ренессанса и гуманизма во многом соответствует показанным выше особенностями творчества Никифора Григоры. Определенные философские обобщения творчества Никифора Григоры можно обнаружить и в трудах одного из учеников А. Ф. Лосева — В. В. Бибихина . Так, В. В. Бибихин показывает, что упоминаемое выше «удвоение» истины в эпоху исихастских споров могло разрешаться диалектически (рациональная истина есть образ мистической — богословие Григория Паламы) и рационалистически (мистическая и рациональная истина никак не связаны — богословие Никифора Григоры) . При этом, как отмечает В. В. Бибихин, диалектичность паламизма (исходящее из базовой интуиции тождество и различие сущности и энергии) для Никифора Григоры была неприемлемой и богословски обманчивой (отсюда обвинение им паламитской молитвенной практики в чувственной прелести). Таким образом, В. В. Бибихин, как и вышеупомянутые исследователи, классифицирует творчество Никифора Григоры как рационалистическое.

http://bogoslov.ru/article/6176234

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Анонс Международного Фестиваля кино и телепрограмм «Радонеж». 21 ноября. 19.11.2017 08:06:15 Кульков Сергей Андреевич Е.Никифоров: - Добрый день, дорогие братья и сестры! Сегодня мы начинаем работу нашего фестиваля «Радонеж». И серия программ, которые будут выходить все 4 дня фестиваля, посвящена анонсам того, что вы увидите в каждый из дней фестиваля. Сейчас мы будем говорить о том, что вы увидите 21 ноября. Но прежде всего я хочу представить участников сегодняшнего нашего круглого стола, это члены жюри и члены отборочной комиссии: Татьяна Ивановна Мальцева, Борис Григорьевич Криницын и Татьяна Викторовна Москвина - Ященко. Фильмов чрезвычайно много. Каждый фестиваль «Радонеж» получает по 100-200 фильмов. Сколько фильмов в этот раз? Т.Мальцева: - 260 в этом году. Е.Никифоров: - 260 фильмов! Как вам удалось это все пересмотреть? Конечно, все 260 фильмов невозможно просмотреть. Татьяна Викторовна, сколько фильмов мы взяли в конкурс? Т.Москвина- Ященко: - 108 фильмов. Е.Никифоров: - Это тоже очень много. Т.Москвина- Ященко: - Я хочу сказать, что у нас было задумано несколько ретроспектив, пришлось от них отказаться, потому что фильмы были, во-первых, длинные по формату, в основном полнометражные, если начинать с 52 минут неигровое кино, и до 1,5 часов съедало время просмотровое. И потом, они были просто интересные, они были профессиональные, а мы очень поддерживаем именно линию профессионализма на нашем конкурсе. Е.Никифоров: - Т.е. homevideo, когда снимал батюшка матушку, когда снимали епархиальные пресс-службы своего архиерея, таких, собственно, фильмов уже нет. Итак, завтра 21 ноября, конкурс. Сколько фильмов завтра у нас будет показано? Т.Мальцева: - Примерно 25 фильмов. Е.Никифоров: - С 11 часов фильмы «Шкафчик», «Сердце. 40 лет спустя», «Несколько слов о важном». Вот давайте начнем с этого. Какой фильм вы хотели бы отметить прежде всего? Б.Криницын: - Во-первых, я, как член жюри, не имею права оценивать, а рассуждать я могу. Поэтому я буду рассуждать, а не оценивать. Из предложенного списка первое, что бросилось мне в глаза, это замечательный фильм «Сердце. 40 лет спустя». Этот фильм о кардиохирургах сегодняшнего дня. Это высочайшего уровня профессионализм, потому что настолько тонко показана и работа хирургов, и их внутреннее состояние, их общение с пациентами, с больными, порой на грани жизни и смерти. И одновременно это такой очень деликатный фильм, потому что таких кадров, когда хирург держит трепещущее сердце у себя в руках, оно колышется, еще лишние пару секунд и уже какой-то надрыв внутри произойдет, но автор останавливается – и это ровно столько, сколько надо.

http://radonezh.ru/analytics/anons-mezhd...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010