Последние соображения были тем вероятнее, что в Молдавии по раскольническому сказанию, еще в 40-х годах 18 ст. правительство предлагало поселившимся там старообрядцам поставить для них епископа по старопечатным книгам, иными словами – пропагандировало между ними мысль о едииоверии на самых широких началах, но старообрядцы под разными предлогами уклонились от предложения 21 . Знакомство представителей церковной власти с таким наличием раскола, нуждавшегося во внутреннем перевороте отношений его к церкви, и сознание ими потребности сообразоваться с постановлениями соборов 1666–67 гг. 22 имели своим следствием то, что Св. Синод и теперь еще не изменил своей прежней осторожности и мудрой медлительности касательно официальной постановки у себя дел, подобных возбужденному иноком Никодимом. Замечательно, что новгородский митрополит Гавриил немедленно предложил Св. Синоду письмо кн. Потемкина от 26 авг. 1785 г. с сообщением девятого пункта высочайшего рескрипта от 13 того же августа по делам вверенных ему губерний, – именно о назначении для старообрядцев мест между Днепром и Перекопом и о дозволении им отправлять служение по старопечатными книгами, – и повторили тоже предложение 20 янв. 1787 г. 23 , тогда как данный митрополиту 11 марта 1784 г. высочайший указ объявлен ими был Синоду лишь 21 июля 1788 года 24 . В обоих этих случаях Св. Синод определяет сдать документы в архив до востребования, предоставляя исполнение высочайших повелений первенствующему своему члену, к которому они направлялись непосредственно и через кн. Потемкина. В свое время митр. Гавриил, сообщая славенскому архиепископу Никифору Феотоки текст высочайшего указа 11 марта 1784 года, закончили свое письмо так: «Я сим оное высочайшее повеление вашему преосвященству для единственного вашего ведения препровождая, рекомендую делать исполнение с ведома его светлости князя Григория Александровича Потемкина, впрочем не относить оного ни к Консистории, ни к другой команде, а если обстоятельства потребуют, то писать ко мне» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/edinover...

Эти (благоразумные) мужи правителю их сказали такие слова, а он этот совет и это слово быстро исполнил. Избравши из них четырех мужей, умеющих различать доброе от худшего, посылает в старейший Рим, чтобы они разведали и осмотрели все там и разузнали хорошо все, что касается богопочтения их. Они, так сказать, на крыльях достигают Рима " … (Отсюда начинается текст Бандурия, а посему мы лишь коротко изложим для незнакомых с этой повестью ее содержание). В Риме послы осматривают храмы, знакомятся и вступают в беседы не только с архиереями, но даже и самим папою. О всем виденном и слышанном послы доносят князю и прибавляют: «если хочешь принять их веру, то дай знать им и ты хорошо будешь посвящен в их учение». Советники убеждают князя тех же послов отправить с тою же целью в Константинополь, где сам царь Василий Македонянин встречает их радушно и оказывает им всевозможное покровительство. Послы осматривают достопримечательности города и присутствуют за богослужением, за которым сначала «оные языческие мужи с открытыми глазами и небоязненно смотрели и все совершаемое замечали», но после великого выхода удостоились видения ангелов и признали его «превыше естества человеческаго». Когда вернулись домой, послы подробно рассказали свои новые впечатления великому князю, заключая свой рассказ такими словами: «великое нечто и славное мы видели в Риме, все же виденное в Константинополе поражает ум человеческий». Немедленно великий князь обратился с просьбою к византийскому императору выслать архиерея, чтобы он «научил и крестил» русский народ. Император с удовольствием исполнил просьбу великого князя, отправил архиерея и двух мужей Кирилла и Афанасия, которые не только научили благочестию «совершенно варварский и невежественный» русский народ и крестили его, но научили их «тридцати пяти письменам», так как «находили невозможным научить их 24 письменам эллинским«(!). Повесть оканчивается рассказом о том, что новоприбывший архиерей из Константинополя должен был совершить чудо в удостоверение истинности своего вероучения, т.е. бросить в горящую печь Евангелие, которое, к изумлению толпы, осталось невредимым среди страшного огня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

На присоединенных в результате войны территориях по обе стороны Днепра, где возникли поселения греков-эмигрантов, в 1775 г. была создана новая епархия - Славянская и Херсонская. Архиереем Екатерина II назначила Е., к-рый на тот момент носил сан архидиакона. В течение неск. недель он был последовательно рукоположен во иерея, во епископа и возведен в сан архиепископа. Архиерейскую хиротонию 1 окт. 1775 г. возглавил Московский митр. Платон (Левшин) . 5 окт. того же года Е. отправился из Москвы в Полтаву, к месту своей резиденции, куда прибыл 23 окт. 1776 г. Штат архиерея состоял из 29 слуг, а также священника, диакона, 2 келейников и библиотекаря. Из-за недостаточного знания рус. языка Е. нуждался в помощнике, им стал архим. Феоктист (Мочульский ; впосл. архиепископ Курский), назначенный настоятелем полтавского в честь Воздвижения Креста Господня монастыря и управляющим Славянской духовной консисторией. Ориентируясь на потребности греч. паствы, Е. перевел с латыни на греч. язык хрестоматию «Школьные разговоры» И. Ланге, а также «Духовный регламент» , составленный Псковским архиеп. Феофаном (Прокоповичем) . Изучение «Духовного регламента» помогло Е. ознакомиться со своими новыми адм. функциями. Во многом он был солидарен с позицией архиеп. Феофана, перевел и нек-рые др. его труды (напр., «К спору об исхождении Святого Духа»). Евгений (Булгарис), архиеп. Славянский и Херсонский. Раскрашенная литография Л. Луара. Сер. XIX в. (ЦАК МДА) Евгений (Булгарис), архиеп. Славянский и Херсонский. Раскрашенная литография Л. Луара. Сер. XIX в. (ЦАК МДА) В февр. 1777 г. Е. отправил в Святейший Синод пространный отчет, в к-ром отмечал отсутствие в епархии семинарии и просил выделить средства на ее организацию. Не получив поддержки, решил действовать самостоятельно и основал небольшую школу в полтавском Крестовоздвиженском мон-ре, в к-рой обучались чтению и письму 10 мальчиков. Обратился к бывш. укр. гетману К. Г. Разумовскому с просьбой предоставить для семинарии один из его домов в Полтаве. В результате здание было получено (открыто в нояб. 1778). Одновременно Е. обратился с просьбой о помощи к местным помещикам, «любителям просвещения». В мае 1777 г. назначил главой школы иером. Никифора (Феотоки) . При его помощи Е. удалось составить программу обучения, к-рая впосл. была признана образцовой. В школу принимались мальчики младше 14 лет как из духовной среды, так и из мирян. Вначале она не имела офиц. статуса семинарии, до 1779 г. Синод не утверждал также ежегодную субсидию в 2 тыс. р., необходимую для содержания. В 1780 г. были введены классы семинарского уровня по греч., франц., нем. языкам, арифметике и рисованию. При Е. в епархии начали строиться мн. храмы, однако лишь небольшое количество было возведено до его ухода.

http://pravenc.ru/text/186971.html

Ревностным сторонником Единоверия стал " Иргизский строитель " , настоятель Верхнее-Спасо-Преображенского монастыря Сергий Юршев. В пределах Астраханской епархии, куда до образования в 1799 году Саратовской епархии, входила значительная часть приходов Саратовской губернии, Единоверие вводил епископ Никифор Феотоки. Преосвященный Никифор, прибывший в Астраханскую епархию в 1786 году в момент наивысшей славы Сергия, написал окружное послание, в котором призывал раскольников соединиться с Церковью. Автор множества сочинений по физике и математике Владыка Никифор привнес в богословие столь неопровержимую логическую ясность, что многие читатели окружного послания были навсегда убеждены силой его аргументов. Послание Никифора было прочитано на созванном Сергием соборе всех иргизских монастырей. Собор составил особый документ, так называемые " Вопросы " к ревнителю единоверия. Когда в 1790 году Преосвященный Никифор не поленился приехать в Саратовскую губернию и не побоялся встретиться с ревнителями древнего благочестия, Сергий с уставщиком своего скита Прохором явились к нему и подали заготовленную бумагу. В ответ на это Никифор Феотоки написал специальное сочинение " Ответы на вопросы иргизских раскольников и рассуждение о святом мире " , оказавшееся не менее убедительным, чем окружное послание. Преосвященный Никифор оказался для Сергия тем авторитетом, который убедил его присоединиться к единоверию. Помощником Сергия в этом стал главный иргизский попечитель Вольский именитый гражданин Василий Алексеевич Злобин. Будучи человеком самых широких убеждений, Злобин искренне желал видеть приверженцев старых обрядов членами единой православной российской Церкви. Однако это стремление встретило неожиданное препятствие в лице жены Злобина Пелагии. Московский митрополит Макарий Булгаков пишет, что настроенная фанатично Пелагия Злобина, услышав разговор своего супруга с Сергием, решила во что бы то не стало не допустить соединения старообрядцев с господствующей Церковью. Когда Сергий отправился в 1791 году в Петербург для законного присоединения Иргиза, Пелагия Злобина расставила по всем дорогам своих караульных, чтобы они по пути схватили и умертвили его.

http://sobory.ru/article/?object=17716

Архиепископ Никифор своими пастырскими доблестями много утешил Церковь и, быть может, был одним из тех пастырей, которые отвратили ее от падения среди века строптивого и развращенного. Труды: Толкование воскресных Евангелий (на греческом языке): в 2 ч. – М., 1796, в русском переводе. – М., 1805. Толкование воскресных чтений из апостола (на греческом языке). – М., 1800. в русском переводе. – М., 1819. Свод 51 толковника на первые 8 книг Священного Писания Ветхого Завета и на книги Царств (на греческом языке): в 2 т. – Лейпциг, 1772–1773. Поучительные слова на Четыредесятницу и несколько речей (на греческом языке). – 1766. Речь императрице при посвящении во епископа. – СПб., 1799. Четыре слова огласительные к монахине, в день облечения ее в ангельский образ. – М., 1809. Окружное послание к старообрядцам Словенской епархии. – 1780. Ответы на Соловецкую челобитную, присланную бахмутскими раскольниками. Ответы на 15 вопросов киргизских раскольников и рассуждение о святом мире. – М., 1800. Грамоты к раскольникам//Астраханские епархиальные ведомости. – 1845, 8. О насилии католиков и о том, кто суть раскольники (схизматики) и униаты (на греческом языке). – Галле. 1775. Физика (на греческом языке): в 2 ч. – Лейпциг. 1766, 1767. Курс чистой математики: в 3 ч. – М., 1798, 1799, 1800. Сочинения Исаака Сирина (на греческом языке). – Лейпциг, 1770. Литература: Саввинский И. Исторические записки об Астраханской епархии. – Астрахань, 1903. Соловьев М. М. Никифор Феотоки//Труды Киевской духовной академии. – 1894, кн. 3. Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря. – Киев. Грановский А. Полтавская епархия в ее прошлом и настоящем. – Полтава, 1901. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. – T. 2. Платон (Любарский), архимандрит. Иерархия Вятская и Астраханская//Чтения в Обществе истории и древностей Российских. – М., 1848, 8. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 311, 487.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 80-х годах XVIII-ro столетия схоларх известной Афониадской Академии Евгений Вулгарис, после своего ухода из училища, приезжает в Россию вместе со своим учеником Никифором Феотоки. Здесь, пользуясь благосклонностью императрицы Екатерины II, они продолжают свою богословскую деятельность. Впоследствии, оба учёных мужа избираются митрополитами Херсона. В ризнице Обители хранится омофор Никифора Феотоки, дар Екатерины II. В XVIII-м веке святитель Игнатий Ватопедский, епископ и основатель города Мариуполя, вместе со своей паствой переселяется из турецкого Крыма в Российскую Империю, чтобы спастись от тяжестей турецкого рабства. По прошествии многих лет, прожитых на новой родине в заботах о своей пастве, он почил о Господе, оставив свои святые мощи во освящение русскому народу. В 1826 г. царь Александр I награждает епископа Иринупольского и Ватопедского Григория, экзарха подворий Обители на подвластных России территориях Бессарабии, за благотворительную и духовную деятельность во благо местных верующих. С 1890 по 1932 гг. в Москве проживают в статусе игуменов Патриаршего подворья преподобного Сергия, ученые и добродетельные иеромонахи Иаков Димопулос и его племянник Василий, чада и воспитанники монастыря Ватопед. Отец Иаков удостоился особой благосклонности последнего русского царя Николая II. Как представитель Вселенской Патриархии, он присутствовал на интронизации императора. В ризнице Монастыря хранится золотой наперсный крест с подписью царя Николая II, также вышитые золотом 4 священнических и 3 диаконских облачении, подаренные российским самодержцем ватопедскому проигумену Иакову Димопулосу, в день своей интронизации и свадьбы. В нартексе соборного храма Монастыря хранятся выносные иконы Христа и Богородицы – дар Царя Петра I Великого в 1690 г. Среди многих русских облачений, хранящихся в нашей ризнице, достойны внимания епитрахиль, подаренная царём Феодором Ивановичем в 1585 г. и вышитые золотом хоругви, подаренные императрицей Екатериной II. Наша Обитель сохранила большое количество, около полутора тысяч, русских икон, письма XVI-ro и более поздних веков. Это собрание считается самой большой коллекцией русских икон вне российских пределов, что свидетельствует о духовной связи России с Ватопедским Монастырем.

http://pravmir.ru/igumen-efrem-vatopedsk...

На долю современных ученых выпадает, следовательно, скромная роль быть пока лишь издателями многочисленных трудов сего иерарха. Эту то скромную роль и взял на себя почтеннейший труженик И. Саккелион, издавший, как сказано выше, несколько его трактатов и писем. Самое видное и первое место занимает в этой брошюре превосходный и обширный трактат архиепископа Никифора «о молитве святых, когда, по учению боговдохновенного Писания и богоглаголивых апостол, Церковь апостольская Господа вашего Иисуса Христа стала считать святых ходатаями пред Богом», занимающий едва ли не половину всей брошюры (стр. 1—42). Непосредственно за ним следует не менее интересный и обширный трактат того же архиепископа в ответ на вопрос иеродиакона Кавсокаливита Неофита: «справедливы ли слова Писания: во всю землю изыде вещание их (Псалм. XVIII, 4) и т. д. и в другом месте: За упование отложенное вам на небесех, еже прежде слышасте в словеси истины благовествования, сущаго в вас, якоже и во всем мире, и есть плодоносно и растимо (Колосс. I, 5 — 6)», адресованный им в особом письме от 25 августа 1773 года, которое издателем предпослано в брошюре самому ответу архиепископа. Никифор Феотоки дает из Лейпцига в том же году октября 30 дня своему ученику ответ утвердительный. Здесь знаменитый иерарх российской Церкви обнаруживает не только глубокое знакомство с словом Божиим, но громадную эрудицию по наукам естественно-географическим. В его ответе цитуются путешествие по Сибири нашего путешественника Х?Ш столетия Крашенинникова немецкое путешествие по Камчатке Стеллера, итальянское «путешествие по свету» (Giro del mondo), изданное Иоанном Франциском Carreri в Неаполе в 1699 году. В последнем сочинении, между прочим, автор описал Мексику и другие местности нового материка и доказывает ту мысль, что христианство было известно в Америке раньше 1492 года, т. е. того времени, когда знаменитый Колумб сделал открытие этого материка. Доказательство свое он основывает на теории, хорошо ныне известной, о связи материков старого и нового в том месте, где ныне находится Берингов пролив, который образовался по причине действий вулканических подземных сил, разорвавших эти два когда-то соединенные материки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Иоанникий Казанский 1901–1908. Михей Алексеев 1908. Кемское викариатство, учр. в 1910 г. Епископы (в Веркольском монастыре): Варсонофий Вихвелян 1910. Астраханская, учр. в 1602 г. Кафедра в Астрахани Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606. Архп. с 1605. Онуфрий 1615–1628. Макарий 1629–1638. Рафаил 1638–1640. Пахомий 1641–1655. Иосиф 1656–1667. Митрополиты Астраханские и Терские: Иосиф 1667–1671 (до 1667 г. бывший Архп.). Парфений 1672–1680. Никифор 1681–1682. Савватий 1683–1696. Сампсон 1697–1714. Епископы Астраханские и Ставропольские: Иоаким 1716–1723. Лаврентий Горка 1723–1727. Варлаам Леницкий 1727–1730. Лев Орлов назначен 1730, но не был. Иларион 1731–1755. Мефодий 1758–1776. Антоний Румовский 1776–1786. Архп. Никифор Феотоки 1786–1792. Архп. Тихон Малинин 1792–1793. Архп. Феофил Раев 1794. Платон Любарский 1794–1805. C 1799 г. «Астраханский и Моздокский», с 1803 г. «Астраханский и Кавказский». Архп. с 1796 г. Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806. Сильвестр Лебединский 1807–1808. Гаий Токаов (грузин) 1808–1821. Иона Василевский 1821. Авраам Шумилин 1821–1824. Мефодий Пишнячевский 1824–1825. Павел Саббатовский 1826–1882. Виталий Борисов Жегачев 1832–1840. Стефан Романовский 1841. Епископы Астраханские и Енотаевские: Смарагд Крыжановский 1841–1844. Архп. Евгений Баженовч, 1844–1856. Архп. Афанасий Дроздов 1856–1870. Архп. с 1858. Феогност Лебедев II 1870–1874. Хрисанф Ретивцев 1874–1877. Герасим Добросердов 1877–1880. Евгений Шерешило 1880–1889. Павел Вильчанский 1889–1892. Исаакий Положенский 1892. Павел Вильчанский (вторично) 1892–1893. Митрофан Невский 1893–1896. Сергий Серафимов 1896–1902. Георгий Орлов 1902. Архп. с 1911. Царевское викариатство, учр. в 1910 г. Епископы (в Астрахани): Арсений Тимофеев 1910–1911. Иннокентий Кременецкий 1911. Благовещенская 3 Кафедра в Благовещенске (с 1859 г.). Епископы Камчатские, Курильские и Алеутские (до 1870 г.): Иннокентий Вениаминов 1840–1868. Архп. с 1850.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Плакать же о таком его благополучии и блаженстве — очевидная и несомненная несправедливость. А мы, скорбящие по причине лишения от него помощи, заступления и прочих услуг и утешения, оказываемся чрезмерно самолюбивыми, любя нас самих выше его. Образец скорби об умерших дал нам всеславный Павел, говоря: не скорбите, яко же прочии не имущии упования (1 Фессалон. IV, 13), почему печаль допустил, но чрезмерную скорбь о нем воспретил. Упованием же здесь называется упование вечной жизни, лишение которой у неверующих вызывает безутешную и безмерную скорбь, мы же бедные, богатящиеся ею, плачем благоутешно и в меру, ибо убеждены, что веруяй в Мя (т. е. в Господа Иисуса), аще и умрет, оживет (Иоанн. XI, 25) и что умирающий не умер, но прешел (точно: прейдет) от смерти в живот (глав. V, 24). Итак, возлюбленный мой Елевферий, ты и я, как люди, поскорбели, теперь же, как верующие и послушные апостольской заповеди, отрем капли слез и наш ум и нашу заботу обратим на иное. Ты посвяти свою заботу и попечительность о доме возлюбленнейшего своего брата, будучи отцем его домашних, как он некогда был тебе, а я учрежу возлюбленному и милейшему блаженному другу моему Николаю помин и (принесу) недостойные свои молитвы, прося, чтобы Всещедрый учинил душу его в селениях праведных, во светлостях святых и в ликостояниях авгелов. Аминь. Мы, русские, не должны довольствоваться тем, что нам станет известно об этом иерархе по изданиям греческих ученых, а в свою очередь, из благодарности к этой светлой личности великой екатерининской эпохи, обязаны самостоятельно потрудиться над изданием и изучением его некоторых литературных трудов, явившихся на русском языке и имевших значение только в нашем отечестве для нашей русской Церкви. Греция не знает об этих трудах своего лучшего сына и едва ли может интересоваться ими. Мы разумеем проповеднические литературные труды архиепископа Никифора, которые главным образом создались на служении его в России в сане архиепископа сначала Славянского, а потом Астраханского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2638...

3 мая 1782 г. письменное обязательство с особым доношением об исходатайствовании разрешения на постройку церкви у преосвященного Никифора (графа Феотоки Грека), архиепископа Славенского и Херсонского было представлено в Азовскую губернскую канцелярию. В доношении говорилось: «Вновь заселившаяся в Азовскомъ уезде на Усть-Кагальнике малороссийская слобода наша распространилась количеством дворов не менее как со ста десятъ, а во оной хотя имеем ко исправлению мирских треб священника, но только церковь еще не сооружена, ниже и начало оной не составлялось, а на представление бывшаго земскаго коммисара секунд-майора Горленскаго, его Высокопревосходительством г. генерал-поручиком В. А. Чертковым к сооружению того храма назначено быть церкви Покрова Пресвятыя Богородицы. Того для оную Азовскую губернскую Канцелярию покорнейше просим о дозволении к сооружению в вышеписанной слободе храма Божия во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, за составлением полнаго числа дворов, о представлении, куда надлежит, милостивейше неоставить». 19 мая 1782 г. Славенская духовная консистория вынесла разрешение о строительстве в с. Кагальник церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В тот же день была выдана храмозданная благословительная грамота, подписанная архиепископом Славенским и Херсонским Никифором. 12 июля 1782 г. состоялась закладка Покровской церкви. Освящение места строительства и закладку храма осуществлял ростовский протоиерей Иоанн Андреев. 24 ноября 1782 г., т. е. через 4 с половиной месяца, Покровская церковь была построена. Антиминс для Покровской церкви был выдан 16 января 1783 г., а 16 февраля 1783 г. ростовский протоиерей Иоанн Андреев «соборне, по церковному чиноположению, в слободе Кагальницкой новоустроенную Покровскую церковь освятил и открыл в ней богослужение и священнодействие». Первая Покровская церковь существовала недолго. В мае 1789 г. она сгорела. В доношении от 28 мая 1789 г. Мариупольское духовное правление, располагавшееся в Таганроге, писало к преосвященному Амвросию Екатеринославскому: «Присланным в означенное духовное Правление сего мая 11-го числа слободы Кагальницкой священник Кирилл Остролуцкий репортом донеся, что сегож мая 2-го числа, то есть в день праздника Преполовения Господня, по отправлении литургии, пошел он с бывшими тогда в церкве прихожанами на источник для освящения воды, и в то время состоящая в той слободе Кагальницкой Покровская церковь не ведомо от чего, вся до основания сгорела, с коей церкви, при сгорении оной, святые дары и святый антиминс, также сосуды, иконостас и ризница вынесены и хранятся в целости, просил о позволении им построить на месте сгоревшей церкви часовню для богослужения и положения там оставшихся вещей, куда следует, представить; для того Вашему Высокопреосвященству, Мариупольское духовное Правление на благоразсмотрение сим представляя, нижайше просит о построении въ означенной Кагальницкой слободе, на первой случай, для богослужения часовни архипастырскаго разсмотрения и резолюции».

http://sobory.ru/article/?object=31320

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010