Преподобный Афанасий Паросский Память 24 июня / 7 июля Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Святой Афанасий родился в 1722 году в благочестивой семье, жившей на острове Паросе. Начальное образование он получил у себя на родине и в разных школах на других островах. Горячо желая углубить свои познания, он в 1745 году записался в знаменитую Евангельскую школу в Смирне и учился там шесть лет. Оттуда преподобный Афанасий отправился в Афониаду – Афонскую академию, целью которой было соединение энциклопедического образования и православной традиции в том виде, в каком она целиком сохранилась на Святой Горе. Преподобный Афанасий мог насыщать жажду знаний, учась у двух величайших ученых, которые по очереди возглавляли это заведение: Неофита Кавсокаливита и Евгения Вулгариса. Афанасий отличался большими успехами во всех предметах, но в особенности – в изучении Священного Писания и в составлении проповедей. Он стал преподавателем в 1757 году, и очень быстро молва о нем распространилась далеко за пределы Афона. Вскоре ему доверили руководство Солунской школой (1758–1762). Четыре года Афанасий блистал не только как преподаватель, но и как проповедник. Его слова, насыщенные верой и упованием на Господа, стяжали ему всенародную любовь. Когда из-за эпидемии чумы школа была закрыта, преподобный Афанасий отправился на остров Корфу, чтобы пополнить свои знания в области философии, физики и риторики. Здесь он учился у Никифора Феотоки († 1800), одного из наиболее образованных церковных деятелей того времени. Затем преподобный Афанасий был приглашен преподавать в школе в Месолонги, основанной его соучеником и другом Панайотисом Паламой. Преподобный Афанасий много сделал для развития этого учебного заведения, которое было очень известно вплоть до революции 1821 года. В 1771 году Патриархия поставила святого преемником Евгения Вулгариса, и на протяжении шести лет преподобный возглавлял Афониаду. Подвизавшийся в то время на Афоне святой Макарий Коринфский (память 17 апреля) рукоположил преподобного Афанасия в священный сан, несмотря на его смиренные отказы. Вместе со святым Никодимом (память 14 июля) Афанасий принимал участие в трудах по изданию и восстановлению первоисточников православной духовности. Этим трудам, которые были справедливо названы «возрождением Добротолюбия», весьма содействовал и святой иерарх Макарий.

http://pravoslavie.ru/54675.html

Свято-Троицкий Пустынный мужской монастырь (с. Хорошее) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий пустынный мужской монастырь - православный мужской монастырь Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви. Первоначально именовался Свято-Троицким Самарским. Основан в 1885 г. в пожертвованном имении помещика Рафаила Вербовского. В советское время обитель уничтожили. Вновь учреждена в 2011 г. Содержание История [ править править код ] Первое упоминание об урочище Хорошем как населенном пункте Самарской паланки датируется 1750 годом. В то время здесь было несколько зимовников и хуторов запорожских казаков. В 1776 году, после ликвидации Запорожской Сечи, земли с урочищем Хорошим и Добреньким царское правительство подарило в ранговую дачу премьер-майору Екатеринославского пикинерного полка Алексею Ивановичу Писемскому. Казаки, которые жили в зимовниках и на хуторах, были переселены в новообразованную слободу Писемское. А. Писемский отмежевал из своей дачи 120 десятин земли для будущего причта, законным порядком закрепил эту землю за церковью в вечное владение. Он также составил письменное обязательство в том, что он сам и его дети, и все его потомки и наследники будут заботиться как о поддержании и благолепии церкви, так и о довольстве и безбедном содержании церковного причта. В это же время хозяин слободы стал хлопотать о постройке в поселении храма в честь святого Алексия , митрополита Московского и всея России чудотворца. 28 сентября 1781 года он направил бумаги к Азовскому губернатору В.А. Черткову, который, в свою очередь, обратился с прошением к Преосвященному Никифору (Феотоки). Святительская благословенная храмозданная грамота на закладку церкви в селе Хорошем была выдана 13 декабря 1781 года, а 10 сентября 1785 года храм был построен. 12 октября 1785 года Павлоградский протопоп Феодор Тисаревский соборно освятил новосооруженный храм в честь святого Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца и совершил в нем богослужение. Никаких других сведений об истории первого деревянного храма пока не найдено.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Костаки) (20.12.1768, Рошиешти, жудец Васлуй - 18.12.1846, мон-рь Слатина), митр. Молдавский в 1803-1842 гг. В крещении Василий. Родители В.- Григорий Костаки и Мария Канта - принадлежали к древней и знаменитой в истории Молдавии фамилии Болдур. Получив начальное домашнее образование, Василий продолжил учение в греч. школе при мон-ре Трех святителей в Яссах. Г. Костаки, видя устремленность сына к монашеской жизни, отдал его на попечение еп. Хушского Иакова (Стамати), к-рый постриг его в 1783 г. в монашество с именем Вениамин в честь младшего сына ветхозаветного патриарха Иакова. Спустя три года В. был рукоположен во иеродиакона. В 1788 г. митр. Молдавский Леон (Геукэ) призвал В. на службу в митрополию, в Яссы, рукоположив во иеромонаха и сделав его великим экклисиархом кафедрального собора. Вскоре он был возведен в сан архимандрита и в марте 1789 г. назначен игуменом в мон-рь св. Спиридона в Яссах. 26 июня 1792 г. был выбран во епископа Хушского вместо еп. Иакова, ставшего Молдавским митрополитом. Хиротония В. состоялась 27 июня в монастырском храме св. Спиридона. После смерти правящего архиерея Романской епархии В. был избран 1 июня 1796 г. на вдовствующую кафедру. 18 марта 1803 г. еп. Романский В. был выбран митр. Молдовы и Сучавы. Он управлял митрополией ок. 40 лет вплоть до 18 янв. 1842 г., за исключением периода 1808-1812 и 1821-1823 гг. В. был также гос. деятелем: в 1807 и 1821 гг. являлся наместником господаря, председателем Государственного совета Молдавского княжества, затем - Общественного собрания. Последние годы жизни провел в мон-ре Слатина, где и был похоронен. 30 дек. 1886 г. его останки были перенесены в новый кафедральный собор в Яссах. Митр. Вениамин (Костаки) Митр. Вениамин (Костаки) В. способствовал изданию духовной и богослужебной лит-ры, реорганизовал типографию митрополии в Яссах и открыл в 1807 г. в Нямецком мон-ре новую типографию. Всего было напечатано ок. 130 книг, более 100 из них - при материальном содействии В. (труды св. отцов Афанасия Великого, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, более поздних богословов Феофилакта Охридского и Никифора Каллиста (Ксанфопула), греч. богословов XVIII в. архиепископов Никифора (Феотоки) и Евгения (Булгариса) , проповедника еп. Илии (Миньятиса) и др.). Были переведены и увидели свет богословские и богослужебные книги. После кончины В. были опубликованы его переводы Толковой Псалтири Евфимия Зигабена (в 2 т. Яссы, 1852-1862), «Церковной истории» Феодорита Кирского (Бухарест, 1894), «Толкования на Послания св. ап. Павла» Феофилакта Охридского (в 3 т./Пер. с новогреч. текста Никодима Святогорца. Бухарест, 1904-1906).

http://pravenc.ru/text/150295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ (Банулеску[Банулеско, Бэнулеску]-Бодони Григорий Григорьевич; 1746, г. Бистрица, Трансильвания - 30.03.1821, Кишинёв), митр. Кишинёвский и Хотинский. Из древнего дворянского рода. Обучался в Бистрицком, затем в Семиградском уч-ще, с 1771 г. в Киево-Могилянской академии, с 1773 г. в Греции. В 1776 г. вернулся в Трансильванию, преподавал в г. Нэсэуде. В 1777 г. переехал в Яссы, преподавал лат. язык в господарском уч-ще. С 1779 г. изучал греч. язык в К-поле, где был принят лично Патриархом Софронием II . В Успенском мон-ре в К-поле пострижен в монашество с именем Гавриил, обучался в Патмосском уч-ще. Из-за эпидемии чумы вернулся в Яссы, преподавал в уч-ще, занимая кафедру греч. языка. В 1781 г. Г. был рукоположен Молдавским митр. Гавриилом (Каллимаки) во диакона, затем во иерея, служил проповедником на греч. и молдав. языках в Ясской митрополии. В 1782 г. по приглашению Славянского и Херсонского архиеп. Никифора (Феотоки) переехал в Полтаву, был преподавателем греч. языка, затем инспектором и преподавателем философии в Славянской ДС. В 1784 г. уволен по собственной просьбе по причине болезни и вновь приехал в Яссы, где был возведен в сан архимандрита. В 1786 г. Г. выдвинули кандидатом на Романскую кафедру, но предложение не было принято. Митр. Гавриил (Банулеско-Бодони). Гравюра. XIX в. (РГИА) Митр. Гавриил (Банулеско-Бодони). Гравюра. XIX в. (РГИА) Во время русско-тур. войны 1787-1791 гг. Г. переехал в Полтаву. Здесь же проживал бывш. господарь Молдавии А. Маврокордат. Г. стал его домовым священником (служил на греч. языке), обучал его детей. С 1788 г. ректор Екатеринославской ДС, преподаватель греч. языка, сформировал школу эллинистов, среди его учеников были И. И. Мартынов, впосл. издавший 26 томов переводов греч. классиков, Н. И. Гнедич, буд. переводчик «Илиады», и др. В 1789 г. Г. вернулся в Молдавию и был назначен первым членом Ясской духовной консистории. 26 дек. 1791 г. хиротонисан во епископа Белоградского и Бендерского. 11 февр. 1792 г., когда Дунайские княжества были заняты рус. армией, по повелению имп. Екатерины II Г. был возведен в сан митрополита и назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии. После ухода рус. войск из Дунайских княжеств и передачи территории под власть К-польского Патриарха Г. оставался в Молдавии. 19 июня 1792 г. за отказ отречься от кафедры был взят под арест стражниками нового молдав. господаря А. Морузи и под конвоем отправлен в К-поль. На созванном Патриархом Неофитом VII Синоде Г. был лишен митрополичьей кафедры и подвергнут анафеме. Лишь благодаря вмешательству рус. посла в К-поле В. П. Кочубея Г. был освобожден.

http://pravenc.ru/text/161283.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ Кирилл (Смирнов), архиеп. Тамбовский и Шацкий. Фотография. 10-е гг. XX в. Кирилл (Смирнов), архиеп. Тамбовский и Шацкий. Фотография. 10-е гг. XX в. (Смирнов Константин Иларионович; 26.04.1863, Кронштадт С.-Петербургской губ.- 20.11.1937, близ г. Чимкента Южно-Казахстанской обл. Казахской ССР), сщмч. (пам. 7 нояб., (Смирнов Константин Иларионович; 1863 - 1937), митр. Казанский и Свияжский, сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых,в Соборе Казанских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, ), митр. Казанский и Свияжский. Из семьи псаломщика Троицкой кладбищенской ц. в Кронштадте. В 1877 г. окончил Александро-Невское ДУ в С.-Петербурге, а в 1883 г.- С.-Петербургскую ДС, после чего как один из лучших по результатам проверочных испытаний был принят в СПбДА на казенный счет. В академии оказался под сильным влиянием архим. Антония (Вадковского ; впосл. митрополит), обратившего внимание на талантливого студента. В 1887 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия за соч. «Никифор Феотоки и его значение в истории Русской Церкви и духовной литературы». Проф. Н. И. Барсов писал, что это исследование «по интересу содержания... настолько ценно, что желательно было бы видеть его, после более тщательной обработки, в качестве диссертации магистерской» (Журналы заседаний Совета СПбДА за 1886/87 уч. г. СПб., 1891. С. 206). Однако оно не было опубликовано и осталось в «необработанном» виде. После женитьбы на дочери священника кронштадтской Троицкой кладбищенской ц. Ольге Николаевне (урожд. Азиатской) был рукоположен 15 нояб. 1887 г. ректором СПбДА Выборгским еп. Антонием (Вадковским) во диакона, 21 нояб. того же года - во иерея. Был назначен учителем Закона Божия и священником домового храма гимназии в г. Елизаветполь (ныне Гянджа, Азербайджан). 18 окт. 1894 г. стал законоучителем старших классов 2-й с.-петербургской гимназии, с 1896 г.- настоятель гимназической ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1897 г. избран членом С.-Петербургского епархиального комитета Миссионерского об-ва. В 1900 г. участвовал в работе подкомиссии по вопросу о надлежащей постановке преподавания Закона Божия в средних учебных заведениях Мин-ва народного просвещения. В окт. 1900 г. в связи с уходом на покой тестя, прот. Н. Я. Азиатского, переведен на освободившуюся должность настоятеля Троицкого кладбищенского храма в Кронштадте.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУХОБОРЦЫ рус. христ. секта. История Предположительно секта возникла в нач. XVIII в. на территории Слободской Украины. К 30-40-м гг. XVIII в. относится появление очагов духоборчества в Тамбовской и Воронежской землях, к 70-м гг. Д. появились также на землях войска Донского, на территории Екатеринославского наместничества в Новороссийском крае. Сведения о первых проповедниках духоборческого учения скупы и носят легендарный характер. В «псалмах» Д. в качестве первого учителя упоминается некий «мудрец» Едом, в 40-х гг. XVIII в. в с. Охочем на Слободской Украине духоборческое учение проповедовал отставной прусский унтер-офицер. В 30-х гг. этого столетия в с. Горелом Тамбовского у. в качестве проповедника духоборческих идей подвизался «польский жид», или беглый поляк. После него приблизительно до кон. 70-х гг. XVIII в. вождем секты, имевшей иерархическое устройство, был И. Побирахин по прозвищу Радость, сначала нелегально живший в Горелом, а с 1763 г. скрывавшийся среди Д. Вождь почитался Д. как «воплощение» Христа Сына Божия (см. ниже). Духоборцы Елизаветпольской губ. в традиционных костюмах. Фотография. Нач. XX в. Духоборцы Елизаветпольской губ. в традиционных костюмах. Фотография. Нач. XX в. Секта Д. никогда не была массовой и широко распространенной, даже в период расцвета ее численность не превышала 20 тыс. чел. Социальной базой секты стали прежде всего служилые люди - однодворцы и казаки. Большую группу составляли гос. и дворцовые (с 1797 удельные) крестьяне, число помещичьих крестьян среди Д. было невелико. По этническому составу среди сектантов преобладали русские, было много украинцев, в кон. XVIII в. к Д. примкнуло небольшое число ясашных крестьян из тамбовской мордвы. Название «Д.» было дано сектантам Славянским архиеп. Никифором (Феотоки) в 1786 г., сами себя они именовали «сынами Божьими», «людьми Божьими» и лишь в кон. XVIII - нач. XIX в. приняли слово «Д.» как самоназвание. Сектанты придали ему символическое значение: «Мы же Богу духом служим, духом избираем, духом бодрствуем, от духа меч берем, духовным мечом и воюем» (Животная книга духоборцев. 1909. Пс. 3).

http://pravenc.ru/text/180628.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ Прп. Никодим Святогорец. Гравюра. XVIII в. (Геннадиевская б-ка, Афины) Прп. Никодим Святогорец. Гравюра. XVIII в. (Геннадиевская б-ка, Афины) [Греч. Νικδημος Αγιορετης] (1749, о-в Наксос - 14.07.1809, Св. Гора Афон), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф. Н. С. считается духовным учителем греч. народа. Высокую оценку его творчеству дают как греч. авторы, так и зап. ученые (см., напр.: Stiernon. 1981. Col. 248-249; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 379; Citterio. 2002. P. 905). Н. С. даже на фоне своих знаменитых просвещенных современников (таких, напр., как Евгений (Булгарис), Никифор (Феотоки), Дорофей Вулизма и др.) выделялся знанием как святоотеческих трудов, так и греч. богословской, учительной, экзегетической лит-ры, созданной уже в годы тур. владычества. Несмотря на знакомство со схоластическим методом (и даже умеренное его использование в нек-рых изданиях), Н. С. всегда оставался по преимуществу «византийским» богословом в том смысле, что был верен традициям визант. святоотеческого богословия, усвоил его дух и мн. сложные проблемы разрешал, руководствуясь глубоким пониманием творений древних святых. В то же время использование Н. С. текстов, принадлежащих римско-католич. традиции, и усвоение им некоторых свойственных этой традиции представлений (гл. обр. из области пастырского богословия и богословия таинств) были в последние десятилетия предметами дискуссии в Греции и вообще в правосл. мире. Источники Главным источником биографических сведений о Н. С. является его Житие, составленное иером. Евфимием (Ставрудой) (новейшее комментированное издание см.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 1-27; сведения о 1-м издании 1920 г. см.: Ibid. Σ. 121-129 (здесь же обзор рукописей); Citterio. 2002. P. 906-907). Иером. Евфимий был «собратом» Н. С. по постригу; греч. παραδελφς на Афоне означает обычно монахов, постриженных одним и тем же старцем и подвизающихся в одной келлии или каливе; возможно также пострижение старцем монаха из др. келлии или каливы, причем в этом случае последний будет считаться собратом по отношению к др. постриженикам того же старца (см.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 41. Σημ. 12; ср.: Citterio. 2002. P. 906). Об иером. Евфимии известно, что он подвизался на Афоне, в скиту Пантократора на Капсале, в братстве старца Анании, к к-рому принадлежал и старец Дамаскин (Ставруда), впосл. постригший Н. С. в великую схиму (Ibid.; подборку сведений об иером. Евфимии (Ставруде) см.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 44-50). Скончался иером. Евфимий в 1829 г. на о-ве Скиатос в мон-ре Благовещения (Ibid. Σ. 49).

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь (Полтава) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь — православный монастырь Полтавской епархии, памятник архитектуры национального значения. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в 1650 г. по благословению Киевского митрополита Сильвестра (Косова) игуменом Мгарского монастыря Каллистратом, на средства 1-го Полтавского полковника Мартына Пушкаря, а также других представителей казацкой старшины и горожан. В 1695 г. обитель сожгли крымчаки, в 1709 г. – разорили шведы, которые, втащив сюда свои пушки, обстреливали из них город. По преданию, знаменитое пулевое ранение в ногу (25 июня 1709 г.), – из-за которого Карл XII был скован в движениях в день Полтавской битвы, – получено королем близ монастыря (при объезде аванпостов) от казаков (верных Петру). В память победы, с 1803 г. архимандритам обители повелели носить на скрижалях мантии образы прп. Сампсона Странноприимца (в день его памяти произошла битва) и св. вмч. Георгия Победоносца, а в 1857 г. к монастырю был приписан Свято-Сампсониевский храм на поле сражения. В 1775-1786 гг. монастырь был резиденцией епископов Славянских, в 1786-1797 гг. – Екатеринославских; в 1792 г. здесь был погребен широко известный своими проповедями и благочестием Екатеринославский архиеп. Амвросий (Серебренников), а в 1801 г. – свт. Афанасий (Вольховский); в 1790х гг. в обители жил и викарий Екатеринославской епархии епископ Иов (Потемкин) (†1823) – племянник Григория Потемкина; при учреждении в 1884 г. в Полтавской епархии должности викарного епископа Прилукского, монастырь стал его резиденцией. В 1923 г. обитель закрыли, в 1942 г. она возродилась как женская, в 1960 г. была вновь закрыта, в 1991 г. – возрождена. В монастыре началась история Славянской семинарии, созданной трудами Славянского архиеп. Евгения (Булгариса): в 1778 г. в обители устроили школу для подготовки монастырских певчих; в том же году ее реорганизовали в духовное училище и перевели в город, где оно в 1780 г. было преобразовано в семинарию; еще до перенесения семинарии в 1798 г. в Новомиргород, в ней учились основоположник новой украинской литературы Иван Котляревский (†1838), переводчик античных классиков Николай Гнедич (†1833), украинский писатель Василий Гоголь-Яновский (†1825) – отец Николая Гоголя (†1852). Семинария находилась в непосредственном ведении владык Славянских, ее ректорами были архиеп. Никифор (Феотоки) и митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони). С 1818 г. при обители существовало мужское духовное училище: до 1876 г. оно находилось в подаренном монастырю помещении на склоне холма, а затем было переведено в город (действовало до 1918 г.).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Крестово...

41 нет этого слова 42 вставлено: говорил он 43 не имеющий 44 или наг добродетели, никак и т. д. 45 возлетать к небесному покою 46 по благодати Божией 47 совершеннейшую, святую, спасительную веру 48 то друг друга увидим 49 тогда вы узрите мое лице, тогда я вас увижу 50 святых 51 спасения 52 Слово о. Сергия Андреева на смерть Антония (Румовского) архиепископа, произнесенное им 15 ноября 1786 г. в Астраханском кафедральном соборе, напечатано нами в „Астрах. Епарх. Вед.“ за 1894 г. 11. 53 О. Рубашевский был весьма плодовитым проповедником. В нашем сборнике помещено множество его проповедей на различные дни года. 54 В греческом подлиннике: чтобы Его увидел 55 прибавлено: и уверился 56 Это одно служит неизреченным снисхождением 57 проницаема 58 становится 59 каким образом 60 на всех одинаково простирается 61 тот мир 62 Иисуса Христа 63 и ублажает тех, которые веруют в Него, прежде чем увидят Его 64 Опять 65 здесь опищены греческие слова, трудно поддающиеся переводу: ке ине антама ке типос 66 Прообраз образца пасхи в Галгалах 67 Христиане мои 68 на дела добродетели 69 сказать 70 доказал 71 том — нет 72 душа не помогает в делах плоти 73 ум человека 74 человек — нет 75 благополучнейший 76 что то, что смущает и беспокоит, то 77 прибавлено: душу нашу 78 и никой другой предмет не приносит мира 79 Пропуск писца рукописи 80 В подлиннике нет — „но“ 81 к тому же страсти и самый грех 82 и всю душу объемлет 83 это говорит Давид о тех, которые грешат 84 миром 85 В рукописи, по ошибке писца: радуйся 86 рождаемых 87 Только — нет 88 скорбная 89 на псалтири играл 90 делателем 91 нет слова: подлинно 92 истинным счастием 93 определим, рассмотрим счастие 94 прибавлено: придите сюда все, чтобы на вас посмотрели: придите мученики 95 придите преподобные 96 и узнали — нет 97 и сколько обогатила 98 из объятий 99 и потом, чтобы они видели 100 обращения нет 101 нет этого слова 102 в другой раз 103 мирской 104 добродетели одной 105 так что — нет 106 царь 107 святый 108 но и кончики сапогов его, которые он носил?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2636...

к тщательному изысканию подобных рукописных толкований в др. б-ках, в т. ч. на о-ве Халки и в Лейпциге. Одновременно Н. занимался переводом с латинского на греч. язык кн. «Златое сочинение, изобличающее заблуждение иудейское» Самуила Марокканского (Самуил Абу Наср ибн Аббас). Кроме того, биографы Н. отмечают, что он исполнял обязанности ритора. Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Литография. 1862 г. Мастерская А. И. Прокофьева (РГБ) Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Литография. 1862 г. Мастерская А. И. Прокофьева (РГБ) В этот период произошел инцидент, который, по всей видимости, повлиял на взаимоотношения Н. и патриарха К-польского Самуила . В Слове, произнесенном на похоронах Елены Гики, матери Григоре, Н. выразил свою благодарность и любовь к почившей, описав ее многочисленные добродетели. Эта речь вызвала недовольство патриарха, заметившего, что Н. «превознес смертную женщину выше Матери Божией». Некоторые исследователи считают это событие одной из вероятных причин отъезда Н. из К-поля вслед за Гикой в 1769 г., хотя из переписки известно, что основной целью Н. было намерение издать в Валахии свои труды Н., не увенчавшееся успехом из-за русско-тур. войны 1768-1774 гг. Н. вернулся в Лейпциг и в том же году опубликовал свой перевод «Златого сочинения...», а также продолжил работу над изданием «Цепи 51 толкования», начатую в К-поле. В течение неск. лет Н. собирал и изучал рукописи толкований на ВЗ и дополнял текст рукописи, найденной в б-ке Гики. Кроме того, в марте 1770 г. в Лейпциге Н. подготовил к изданию поучения прп. Исаака Сирина, проделав кропотливую работу по изучению рукописей этого сочинения. Сравнивая списки, он исправил ошибки переписчиков, впервые представив читателям проверенный текст. Это издание Н. осуществил по благословению и при поддержке патриарха Иерусалимского Ефрема II . В Лейпциге Н. получил неожиданное известие о том, что греч. община Венеции избрала его своим епископом. Правосл. община Венеции имела свою многовековую историю. В 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/2565502.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010