Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Портрет. Сер. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. 16) Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Портрет. Сер. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. 16) (Феотоки (Феотокис) Николай; 15.02.1731, о-в Корфу (Керкира), Венецианская республика - 31.05.1800, Данилов монастырь, Москва), архиеп. Астраханский и Ставропольский. Грек по происхождению, род. в православной семье Стефана и Анастасии Феотоки, у которых было 7 детей: 5 сыновей и 2 дочери. Сохранился родительский дом иерарха на о-ве Керкира, где размещается филармония. Крещен свящ. Спиридоном Санторином в ц. свт. Николая Чудотворца. С малых лет родители Н. Феотоки привили ему любовь к Богу. Первые учителя Николая - духовник семьи иером. Иеремия (Каввадия), один из почитаемых керкирских учителей, а также иером. Евфимий Парамифиот. У них Николай обучался греческому языку, поэзии, риторике, основам Аристотелевой философии и богословию. Иером. Иеремия (Каввадия) стал для него не только учителем в светских науках, но и его духовным наставником. Руководствуясь личным примером и советом иером. Иеремии, юноша избрал путь священноучителя (иеродидаскала), т. е. образованного монаха - аскета в миру, посвятившего себя просвещению греч. народа. 6 авг. 1745 г. в храме свт. Спиридона Тримифунтского Н. Феотоки был поставлен в чтецы и канонархи. В 17 лет он принял решение стать монахом и священником. На рукоположение столь юного диакона требовалось особое разрешение смотрителя Керкиры, поскольку на острове, находящемся под управлением венецианцев, на возведение в священный сан необходимо было согласие не только церковных, но и светских властей. По закону, действовавшему на Керкире с 25 мая 1631 г., кандидат в диаконы должен был сдать экзамены перед светскими и церковными комиссиями: правлением, Советническим заседанием и пятичисленным Советом клира. Кроме того, обязательным условием для рукоположения во диакона было достижение 25-летнего возраста, а для рукоположения во иерея - 30-летнего.

http://pravenc.ru/text/2565502.html

Содержание (Посвящаю пастырям и пасомым Астраханской епархии)   Неутомимый исследователь памятников древней письменности своего народа, маститый греческий ученый Иоанн Саккелион, состоящий ныне на скромной, но симпатичной сему труженику и подходящей его преклонному возрасту, должности хранителя рукописного отдела при национальной библиотеке Афинского университета, продолжает с замечательною энергиею дарить, и довольно часто, историческую науку своими ценными изданиями. Правда, его издания всегда по объему не велики, так как первоначально помещаются в каком нибудь из многочисленных ученых периодических изданий Афин, но они всегда обогащают историческую науку чем-нибудь новым, или же восполняют в ней существующие недочеты. Знаток патмосских рукописей, описание которых ожидалось учеными с живейшим интересом и ныне уже вышло в свет, и замечательный библиограф, г. Саккелион снабжает свои издания обширными и, по новости материала, весьма ценными примечаниями, благодаря чему его издания в глазах занимающихся греческими и византийскими древностями приобретают особенную ценность и значение. В настоящий раз мы намерены остановить внимание русских читателей на одном из его изданий, которое для нас, русских, не лишено и особенного значения, так как имеет непосредственное отношение к истории нашего отечества.    В 1890 году, в Афинах, г. Саккелион выпустил в свет брошюру, которая заключает в себе несколько трактатов и писем графа Никифора Феотоки, бывшего архиепископа Астраханского (1786 — 1792 гг.). Личность графа Феотоки Никифора в одинаковой степени интересна, как его соотечественникам, так и нам, русским, потому что его педагогическая и ученая деятельность главным образом принадлежит востоку (до 1779 г.), а административная и публицистическая — России (с 1779 — 1792 гг.). He удивительно поэтому, что личность эта, для своего времени весьма замечательная, но не оцененная в литературе по достоинству, должна приковывать к себе внимание ученых Греции и России. Полная характеристика этого славного иерарха, ученого и великого оратора, еще не сделана, да и не своевременна, так как его многочисленные ученые труды, его проповеди и обширная корреспонденция еще не изданы в свет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Никифор, архиепископ Астраханский и Ставропольский (Феотоки Николай) Родился 15 февраля 1731 года на острове Корфу. Происходил из старинной греческой фамилии Феотокиев. Первоначальное образование получил под руководством местного учителя иеромонаха Иеремии Кавадии. В 1745 году посвящен в звание церковного чтеца. Через полгода уехал в Италию, где поступил в греческую гимназию в Потавии, а затем в Болонийскую духовную академию. В 1748 году, вернувшись на родину, решил посвятить себя Церкви и 17 декабря того же года принял монашество, а на другой день посвящен во иеродиакона. 30 апреля 1753 года рукоположен во иеромонаха и был три года проповедником при Корфской Богородицкой церкви. С этих пор все свои силы отдавал обучению бедного юношества в Корфской гимназии. В 1758 году устроил свою собственную школу, в которой преподавал ряд наук. Был настоятелем церкви Иоанна Предтечи, где приобрел популярность проповедника. В 1765 году переселился в Константинополь, где патриархом Самуилом I назначен проповедником Великой церкви. В 1768 году уехал в Яссы. С 1769 по 1773 год проживал в Лейпциге и занимался научными работами. В 1776 году переселился в Россию по приглашению архиепископа Славянского и Херсонского Евгения (Булгариса, † 1806), который готовил его себе преемником. 6 августа 1779 года в Преображенском соборе Санкт-Петербурга хиротонисан из иеромонахов в архиепископа Славянского и Херсонского. 28 ноября 1786 года назначен архиепископом Астраханским и Ставропольским. 16 апреля 1792 года уволен на покой согласно личной просьбе, с предоставлением ему в управление Московского Данилова монастыря, где он и пребывал до конца своей жизни. Скончался 31 мая 1800 года. Архиепископ Никифор известен главным образом как писатель, причем его писательская деятельность почти всецело относится к родной стране. Кроме того, он был высокообразованным, талантливым проповедником и ученым. Биографы называют его замечательным математиком, глубокомысленным богословом, «славой Греции». Много заботился о школах. Вел борьбу с раскольниками и стремился примирить старообрядцев с Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Библиографические заметки: [Отзывы о брошюрах И. Саккелиона, изданных на греческом языке: «Точная история, каким образом крещен был русский народ», и «Неизданные богословские сочинения Никифора Феотоки " ] Источник Λι γησις κριβς πως βαπτ σθη τ των σσν θνος, κ πατμιακο χειρογρφου κδιδομ νη π Ι. Ζακκελ ωνος, πιμελτο τν χειροηρφων τς θνικς βιβλιοθ κης. Αθην. 1891. Το μακαρ ου Νικηφ ρου το Θεοτ κη πον ματα ερ νκδοτα, κ χειρογρφου τεχους τ ς τθv ικς βιβλιοθ κης κδ δοντος Ι. Ζακκελ ωνος, το κα πιμελητο τν ν ατ χειρογρφων. Αθην. 1890. Неутомимый исследователь памятников древней письменности своего народа, маститый греческий ученый Иоанн Саккелион, состоящий ныне на скромной, но симпатичной сему труженику и подходящей его преклонному возрасту, должности хранителя рукописного отдела при национальной библиотеке афинского университета, продолжает с замечательной энергией дарить и довольно часто историческую науку своими ценными изданиями. Правда, его издания всегда по объему невелики, так как первоначально помещаются в каком-нибудь из многочисленных ученых периодических изданий Афин, но они всегда обогащают историческую науку чем-нибудь новым, или же восполняют в ней существующие недочеты. Знаток патмосских рукописей, описание которых ожидалось учеными с живейшим интересом и ныне уже вышло в свет 1 , и замечательный библиограф г. Саккелион снабжает свои издания обширными и, по новости материала, весьма ценными примечаниями, благодаря чему его издания в глазах занимающихся греческими и византийскими древностями приобретают особенную ценность и значение. В настоящих библиографических замечаниях мы намерены остановить внимание русских читателей на двух его последних изданиях, полное заглавие которых мы выписали выше. Обе эти брошюры для нас русских не лишены и особенного значения, так как имеют непосредственное отношение к истории нашего отечества. I. Первая небольшая брошюра в 24 долю листа, в 23 страницы, с ценой в 50 лепт, т.е. около 16 коп. на наши деньги, касается интереснейшего вопроса нашей отечественной истории, а именно вопроса о крещении русских при св. Владимире. Несмотря на укоренившиеся предание в греческой церкви о том, что Русь была просвещена светом евангельского учения церковью константинопольскою, усвоившею себе с давних пор титул «матери», по отношению к церкви русской, именуемой ею официально всегда своею «духовной дщерью», византийская церковь , однако, никогда не могла выставить достаточно веских данных на те свои права, какие она предъявляла по отношению к русской церкви. Великое событие, как крещение бесчисленного русского народа, в душе византийских летописцев-анналистов не оставило никакого впечатления, и, как это ни странно, однако, факт, они об этом важном событии не сохранили даже сухих летописных замечаний. Факт во всяком случае весьма любопытный и наводящий на серьезные размышления...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

свящ. Михаил Благонравов 17. Архиепископ Никифор Никифор, архиепископ Астраханский и Ставропольский, в мире Николай Феотоки, родом грек, родился в феврале 1731 г. в городе Корфу, на острове того же имени, от благородной графской фамилии. Первоначальное образование он получил в Корфской гимназии, где обучался греческому, ла- тинскому, французскому и итальянскому языкам, словесности, поэзии, риторике, философии и богословию. Окончательное образование получил в итальянских университетах, где преимущественно слушал высшие курсы математики, физики и астрономии. По возвращении в свой родной город Корфу, он принял монашество; 11 апреля 1753 г. посвящен в иеромонаха и был проповедником в Богородицкой церкви, а с 1757 по 1765 г. был в Корфской гимназии учителем риторики, математики, физики и астрономии. Желая посетить Афонскую гору, он прибыл в г. Константинополь, где познакомился с Молдавским господарем Григорием Гикою, который удержал его при себе для воспитания своих детей, а затем увез его в свой г. Яссы и вместе с тамошним митрополитом упросил его быть ректором Ясской гимназии и преподавателем математики и географии. Желая видеть Россию, иеромонах Никифор в 1778 г. Прибыл в Полтаву, к своему соотечественнику, архиепископу Славянской и Херсонской епархии Евгению Булгарису. Архиеп. Евгений, зная хорошо дарования и ученость иеромонаха Никифора, определил его ректором Полтавской семинарии и присутствующим в Консистории. Когда престарелый архиеп. Евгений уволился на покой, то на его место назначен был иеромонах Никифор, как по рекомендации Евгения, так и по тому, что он, как сказано в указе Св. Синода, был «как всюду известно, довольно ученый, и не только греческий, но и другие языки знающий, и в сказывании проповедей не мало упражнялся», и 6 августа 1779 г. посвящен в архиепископа Славянского и Херсонского. 28 ноября 1786 г. Высочайшим повелением переведен в Астрахань, куда и прибыл 5 мая 1787 г. Не мало трудов ожидало преосвященного Никифора в Астраханской епархии, в этом более Азиатском, чем Европейском краю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Днепропетровская Основана 09.09.1775 Образована из областей, присоединенных от Турции. Архиепископия в 1775–1823 гг. (с 1823 г. обычно замещалась епископами). Местопребывание: до 1797 г. – в Полтаве (в 1791 г. назначено местопребывание в Самарском (ок. Екатеринослава) Пустынно-Николаевском монастыре), 21.12.1797 – 1803 г. – в Новомиргороде, с 1803 г. – в Екатеринославе (с 1926 г. – Днепропетровск). Именовалась: Славянская и Херсонская; с 28.11.1786 – Екатеринославская и Херсонеса Таврического (Высочайший указ от 09.09.1786 гласил: «...Славянского и Херсонского архиепископа переименовать в Екатеринославского. Херсонского и Таврического и подчинить ему все находящиеся там церкви...» [Родионов M., прот. Ук. соч., с. 45]); с 21.12.1797 – Новороссийская и Днепропетровская (в 1797–1803 гг. Екатеринослав носил наименование Новороссийска); с 04.12.1803 – Екатеринославская, Херсонская и Таврическая; с 09.05.1837 – Екатеринославская и Таганрогская; с 01.04.1911 – Екатеринославская и Мариупольская (в связи с учреждением Таганрогского викариатства); с 1926 г. – Днепропетровская. далее – Днепропетровская и Запорожская; с 14(27)07.1992 – Днепропетровская и Криворожская; с 14(27)07.1996 – Днепропетровская и Павлоградская. Викарные кафедры: Таганрогская, Луганская. 01.10.1775 05.05.1779 06.08.1779 28.11.1786 Никифор граф Феотоки Грек 28.11.1786 13.10.1792 13.03.1793 10.05.1793 10.05.1793 29.09.1799 01.10.1799 18.08.1805 18.08.1805 20.10.1811 07.02.1812 28.03.1823 19.05.1823 16.10.1827 28.11.1827 20.04.1828 22.05.1828 09.05.1837 Гавриил II Гозавов 22.05.1837 16.04.1838 23.04.1838 19.08.1853 19.08.1855 14.11.1864 13.12.1864 21.08..1868 Платон II Троепольский 21.08.1868 23.06.1871 Алексий Новоселов 23.06.1871 05.02.1885 16.02.1885 05.12.1891 14.12.1891 30.11.1892 05.12.1892 12.06.1896 Владимир Шимкович 12.06.1896 04.10.1911 Симеон Покровский 04.10.1911 10.1922 12.1924 Иоанникий Соколовский 09(22)12.1925 12.1925 12.1925(01.1926) 05.1927 22.04(05.05)1928 22.04(05.05)1928 05. 1934 09.1934

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЙ (ок. 1793, Хора, ныне Хошкёй, иль Текирдаг, Турция - 18.03.1885, Дамаск), патриарх Антиохийский (с 9 окт. 1850). Церковную карьеру начал в иерусалимском Святогробском братстве , пользовался особым покровительством секретаря Иерусалимского Синода, известного историка и книжника Анфима Анхиальского . В 1823 г. рукоположен во диакона, в 1828 г.- во иерея. По свидетельству находившегося тогда в Иерусалиме рус. инока Серапиона, 8 марта 1831 г. в храме Воскресения Христова И., игумен Гефсиманской ц., был хиротонисан во епископа ( Румановская. 2006. С. 64). В апр. 1832 г. Иерусалимская Церковь, обремененная непосильными долгами, обратилась к России с просьбой об оказании финансовой помощи. 2 дек. 1832 г. Святейший Синод принял решение «допустить в России сбор доброхотных пожертвований в пользу Иерусалимского храма» и «дозволить Иерусалимскому Патриарху отправить для сбора в Россию кого-либо из благонадежных духовных лиц» (Мат-лы к истории Иерусалимской Патриархии. С. 295). Патриарх Афанасий V (1827-1844) поспешил не только воспользоваться этим разрешением, но и повысить иерархический статус Иерусалимского подворья в Москве, назначив его настоятелем архиерея, а именно И., архиеп. Фаворского. Однако Синод в мае 1833 г. разрешил архиерею находиться в Москве для сбора милостыни только 1 год. И., со слов А. Н. Муравьёва , ко времени приезда в Россию знал русский язык, что свидетельствует о том, что он заранее готовился к предстоявшей ему миссии. После прибытия в Москву в окт. 1833 г. И. направился в столицу. 20 дек. он был торжественно принят в Святейшем Синоде, где произнес речь, вручил грамоты и дары патриарха - Крест с частицей Животворящего Древа и часть мощей св. ап. Андрея Первозванного. В С.-Петербурге И. пробыл ок. 6 месяцев. Срок сбора милостыни был увеличен на 3 года, впосл. он продлевался еще раз. Оставив по рекомендации Святейшего Синода сбор милостыни, не подобающий сану архиепископа, И. возложил эту обязанность на 2 прибывших с ним архимандритов, после чего занялся книгоиздательской деятельностью - готовил к печати литографии св. мест, молитвословы на греч. и слав. языках, богословские труды живших и работавших в России греч. архиепископов Никифора (Феотоки) и Евгения (Булгариса) .

http://pravenc.ru/text/293750.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРСУНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Новокаховской и Генической епархии УПЦ), находится в с. Корсунка Новокаховского городского совета Херсонской обл. (Украина). Кон. XVIII - нач. XX в. Основан в 1787 г. близ с. Б. Знаменка Мелитопольского у. Таврической обл. как муж., старообрядческий; с 1803 г.- единоверческий монастырь во Фроловом (Флоровом) урочище, близ с. Казачьи-Лагери Днепровского у. Таврической губ. Основание К. м. связано с образованием Новороссии и расселением в новоучрежденной губернии старообрядцев. В июле 1780 г. архиеп. Славянский и Херсонский Никифор (Феотоки) освятил в слободе Знаменке на правобережье Днепра церковь для старообрядцев и дозволил совершать богослужения по старопечатным книгам (ГА Кировоградской обл. 1906; Арх. СПб ИИ РАН. Ф. 200. Оп. 3. Д. 345. С. 4-4 об.). Так было положено начало единоверческому движению, в которое в кон. XVIII - нач. XIX в. была вовлечена значительная часть старообрядцев-поповцев. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVIII в. представители старообрядческого дьяконова согласия из Стародубья священноинок Михаил Калмык и инок Никодим († 1784), к-рые искали пути выхода из кризиса, постигшего поповцев после «Перемазанского собора» в Москве, получили сведения о единоверческом движении в Елисаветградской пров. Новороссии. В 1783 г. инок Никодим от имени 1500 старообрядцев направил в Синод прошение, указывая в нем условия, на к-рых они готовы соединиться с РПЦ ( Бельский. 1999. С. 77-78). Указом 11 марта 1784 г. старообрядцам разрешалось строить каменные церкви и совершать богослужения по старому обряду (ГА Респ. Крым. Ф. 26. Оп. 4. Д. 307. С. 2). В кон. того же года из Стародубья в С.-Петербург во главе делегации старообрядцев с заверениями верности Православию и просьбой о назначении для старообрядцев особого епископа прибыл архим. Иоасаф, преемник инока Никодима. Он обратился к митр. С.-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу (Петрову) с просьбой о назначении его, согласно завещанию инока Никодима, строителем Никодимовой пуст. Вскоре он был утвержден настоятелем Успенского мон-ря (бывш. Никодимовой пуст.). В авг. 1785 г. кн. Г. А. Потёмкин объявил, что Российская империя заинтересована в заселении причерноморских степей и нижнего течения Днепра, в то же время призываемые на новые места жительства старообрядцы из внутренних губерний России и из-за границы приглашались к союзу с РПЦ, обозначенному в кон. XVIII в. понятием «единоверие».

http://pravenc.ru/text/2458759.html

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 13. Издательское дело. Создание библиотеки. Русские писатели в Оптиной: Жуковский, Снегирёв, Гоголь, Муравьёв, Шевырёв При жизни старца Макария было издано Оптиной пустынью семнадцать духовных книг (и после его кончины вышла еще «Лествица», подготовленная отцом Ювеналием на русском языке, где указатели составлены отцом Макарием). Вот их перечень: I. Два издания «Жития и писаний блаженного старца Паисия (Величковского) на церковнославянском языке». 1846. Второе издание вышло в 1847 году с прибавлением некоторых других писаний. II. «Четыре огласительных Слова к монахине» иеромонаха Никифора Феотоки (впоследствии архиепископа Астраханского) в переводе с греческого преподобного Паисия. Два издания: 1848 и 1849. III. «Преподобного отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском». На церковнославянском языке. 1849. IV. «Восторгнутые класы в пищу души». Отрывки из отеческих писаний, собранные преподобным Паисием. На церковнославянском языке. 1849. V. «Лествица» святаго Иоанна Лествичника . 1851. На церковнославянском языке (вернее, на «полуславянском наречии», как называли этот перевод трудившиеся над ним старец Макарий и его ближайший ученик отец Амвросий – будущий старец. Было семь переизданий этого замечательного перевода). VI. «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни; в ответах на вопрошания учеников». На церковнославянском языке. Старинный перевод с греческого, исправленный преподобным Паисием. 1852. VII. «Оглашения преподобного Феодора Студита ». Славянский перевод преподобного Паисия с новогреческого языка. 1853. VIII. «Преподобного отца нашего Максима Исповедника толкование на Отче наш ... и его же Слово постническое по вопросу и ответу». 1853. IX. «Святого отца нашего Исаака Сирина , епископа Ниневийского, Слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием (Величковским) ». На церковнославянском языке. 1854. X. «Книга преподобных отцев Варсануфия и Иоанна, руководство к духовной жизни, в вопросах и ответах». На русском языке. 1855.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010