Итак, согласно апостольским утверждениям, своим Богу и согражданином святых ( Еф. 2:19 ) является всякий верующий во Христа, как в Сына Божия, пришедшего во плоти и победившего смерть во Своем Воскресении; всякий, кто исповедует эту веру как основу своей жизни ( 1Кор. 3:11 ). Если же в таком человеке, согласно утверждению другого апостола, пребывает Бог, а он – в Боге, то отрицать принадлежность такого христианина к числу спасаемых, т. е. к истинной Церкви – Телу Христову ( Кол. 1:18 ), значит совершенно пренебрегать Словом Божиим, ставить его ни во что и вместо него руководствоваться традиционным конфессиональным самопревозношением, гордостью, которая как всякая гордость греховна и ничего общего с духом любви Христовой не имеет. Если же человек не христианин, то есть не находится еще в церковной ограде, то когда он подходит к купели крещения, Церковь говорит ему обращенными к эфиопскому сановнику словами апостола Филиппа: «Если веруешь от всего сердца – можно»; и услышавший эти слова эфиоп тут же крестился, исповедав свою только что приобретенную веру словами: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» ( Деян.8:26 ). Такое же краткое исповедание веры явилось достаточным основанием для крещения и, следовательно, для вхождения в церковную ограду также и тюремщика, который обратился к апостолам с жгучим для каждого вопросом: «Государи мои! Что мне делать, чтобы спастись?» и услышал ответ апостола Павла: «Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься Ты и весь дом Твой» ( Деян.16:30–31 ). Опять-таки возникает вопрос: можно ли, признавая несомненный для христианина авторитет Священного Писания, отрицать принадлежность к основанной Христом Церкви людей крещеных, исповедующих веру в Христа как пришедшего во плоти Сына Божия, «распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанию»? (из Никейского Символа веры ). Но именно такое исповедание, составляющее сущность всех приведенных выше свидетельств Слова Божия, является наследием не только нас, православных христиан, но и всего христианского мира! Если обратимся, наконец, к Божественному Первоисточнику всякой церковной истины, к Господу Иисусу Христу, то услышим прямое указание на тех, кто, исповедуя веру в силу Имени Иисуса Христа, избегал прямой принадлежности к узкому кругу учеников, к группе, являвшейся тогда зародышем будущей Церкви, как на людей, которых не следует отвергать, хотя сами они по каким-то причинам предпочитали держаться в стороне; на сообщение Иоанна «мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов и запретили ему, потому что он не ходит с нами» – последовал ответ Божественного Учителя: «Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас» ( Лк.9:49–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Потом уже, в пятом только месте, поставлен подле Григория Богослова святой папа Климент (какое смирение для превозношения римского!); здесь и самая его кафедра уступает Цареградской, коей два иерарха стоят выше. Напротив его, рядом со Златоустом, начертан святитель Григорий Нисский , брат Василия Великого , известный по своим духовным творениям и присутствовавший на Втором Вселенском соборе, на котором окончательно утверждён и дополнен Никейский символ веры , с тех пор неизменно сохраняемый в Церкви Православной. И так лик его служит свидетельством нерушимости её догматов и обличением нововведений римских в символе. Наконец последними начертаны, друг против друга, на стенах алтаря святитель Епифаний Кипрский , написавший обличительную книгу против всех ересей, бывших до него и при нём, и потому глубоко уважаемый Восточной Церковью , и святитель Григорий чудотворец Неокесарийский, прославленный чудесами и составлением первого символа веры ещё до Никейского. Вот какие великие поборники православия собраны в святилище Софийском, во свидетельство векам грядущим, дабы и позднейшие совершители таинств, в священных стенах сего храма, не отступали никогда от завещанного им православия. Все они изображены в белых крещатых фелонях, с Евангелием в руке, как истинные проповедники дома Премудрости Божией, по слову книги Притчей: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его… заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума. ( Притч.9:1–6 ). Трапеза и Чаша уготованы горе, пред глазами всех; проповедники сзывают к ней проповедью, и потому у каждого в руке священная книга; другая рука или благоговейно прижата к сердцу, или благословляет, и здесь мы можем видеть всю суету мудрствования мнимых старообрядцев; ибо в уцелевших мозаиках крестное знамение употребляется безразлично, судя по тому, как с большею или меньшею точностью, изобразил благословляющую десницу мозаист, не всегда искусный: у святителя Николая оно ближе к двуперстному, а у Златоуста, и ещё явственнее у святителя Григория Нисского , оно прямо именословное; все же кресты на стенах без изъяна четвероконечные, в обличение суемудрых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Принимай причастие Пречистых Христовых Таин, веруя, что это — воистину Тело и Кровь Христа Бога нашего, которые дал Он верующим во оставление грехов, ибо в ночь, в которую был предан, определенно завещал Он святым своим ученикам и Апостолам и всем Своим будущим последователям, сказав: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое… Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите… в Мое воспоминание» (Мф.26:26–28; 1 Кор. 11:24–25). Это — Само Слово Божие, действующее и всё творящее силою Своею, действует и претворяет чрез священные слова и чрез снисшествие Духа Святого предложенные хлеб и вино в Его Тело и Кровь и подает во освящение и просвещение причащающимся с верою. Покланяйся, также, с верою и лобызай честное изображение (лика) вочеловечившегося нас ради Бога Слова, имея в мыслях, что в этом изображении ты видишь Самого Творца: ибо «честь, оказываемая изображению, — говорить святой Василий Великий, — переходит на первообраз». А первообраз, — это тот, чье лице изображается и кто послужил причиною изображения: так, взирая на написанное на иконе, мы умственными очами восходим к тому, кого эта икона изображает, и, благоговейно поклоняясь образу Принявшего на Себя плоть нашу, не обоготворяем самого написанного образа, но образ Воплотившегося Бога и Уничижившего Себя нас ради до образа рабского крепко и с любовью лобызаем; равно лобызай и образы Пречистой Матери Его и всех святых. Покланяйся с верою и изображению Честного и Животворящего Креста и целуй его ради Распятого на нем плотью, на спасение роду человеческому, Христа Бога и Спаса мира, даровавшего нам образ креста в знамение победы над диаволом, который боится и трепещет силы крестной. Вот чему должен ты верить и с этой верой ты принимаешь св. крещение: так сохрани же эту веру без всякого изменения и еретических добавлений до последнего издыхания… Возненавидь же все учения, противные этой непорочной вере и считай их враждебными Богу, так как, по слову Апостола: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Галат. 1:8). — И действительно, нет другого Евангелия, нет другой веры, кроме проповеданной Апостолами и утвержденной Богоносными отцами на различных соборах и преданной Соборной Церкви. Сказав это и научив царского сына Иоасафа символу веры, изложенному на Никейском соборе, Варлаам крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа в водоеме, находившемся в царском саду. Таким образом сошла на Иоасафа благодать Святого Духа. Вошедши затем в спальню Иоасафа, Варлаам совершил там богослужение и приобщил его Пречистых и Животворящих Таин, и оба они пребывали в духовной радости, воссылая хвалу Богу. После того Варлаам научил царевича, как ему подобает жить после крещения, преподав ему учение о добродетели, и удалился к себе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Покланяйся и целуй с верою честное изображение воплотившегося за нас Слова Божия в той мысли, что ты видишь пред собою Самого изображенного. Ибо честь, воздаваемая иконе относится к тому, кто на ней изображен»; как сказал один из наших богословов (св. Василий Великий ). Так что мы в уме переносимся к живому, подлинному, истинному образу Того, Кто изображен на иконе. Мы не обожаем этих икон, но целуем их, как изображения воплотившегося за нас Бога, Который из любви к нам временно уничижил Себя. На том же основании мы лобзаем и поклоняемся изображениям Пречистой Его Матери и всех святых. Подобным образом, с верою целуй и поклоняйся изображению святого и Животворящего Креста ради Распятого на нем, распятого для спасения рода человеческого и давшего нам крест помощником для победы над диаволом, при виде которого диавол ужасается и дрожит, не перенося его силы. Следуя этому учению, прими св. крещение, сохраняя веру неизменной и чистой до последнего дыхания. Всякое же учение и мнение, противоречащее этой истинной вере, ты считай противным Богу, а потому отвергай его, ибо Апостол говорит: «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали мне, да будет анафема» ( Гал.1:8 ). Знай, что нет другого Евангелия, другой истинной веры, кроме возвещенной нам Апостолами и утвержденной на различных соборах Божественными Отцами и принятой кафолическою Церковью ». Св. крещение Иоасафа, последние наставления, прощание и удаление св. Варлаама в пустыню Сказав все это и передав царевичу Символ веры, изложенный на Никейском соборе, Варлаам крестил его во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, погрузив в водоем с водой, находящийся в царском саду. Тогда низошли на крещенного дары Святаго Духа. Возвратившись же в спальню Иоасафа и совершив бескровное священное жертвоприношение, старец преподал ему Святых Таин Христовых, возрадовался он духом, прославляя Христа, Бога нашего. После этого Варлаам сказал: «Да будет хвален Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, утвердивший тебя в надежде на жизнь в бессмертном, вечном, святом наследии чрез Духа Святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Слова ап. Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живаго » ( Мф.16:16 ) – выражают содержание, суть всего Нового Завета, всего христианства. До исповедания Петрова они были благовествуемы архангелом Гавриилом Деве Марии: «Раждаемое Свято наречется Сын Божий » ( Лк.1:35 ). Они возвещены при Крещении Господа Иисуса Христа; тогда Отец свидетельствовал о Сыне Своем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный , в котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ). Потом теми же словами свидетельствовал Отец о Сыне в день Преображения Господня. И они стали в центре всего круга христианских понятий; эта вера явилась началом новой жизни, зерном, вырастающим в Церковь Христову, сущностью христианства. «Начало евангелия Иисуса Христа, Сына Божия »: так начинает святое повествование св. евангелист Марк ( Мк.1:1 ). «Сие же все написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя имели жизнь во имя Его», заканчивает Евангелие (предпоследнюю главу) св. Иоанн Богослов ( Ин.20:31 ). Эта истина составляет предмет, или тему, всего первого соборного послания Иоанна Богослова, убеждающего многократно, что «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий , в том пребывает Бог , и он в Боге» ( 1Ин.4:15 ); «имеющий Сына имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни» ( 1Ин.5:12 ). Эта истина составляет главный предмет записанных в Евангелии от Иоанна речей Самого Спасителя, обращенных к иудеям. «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия » ( Ин.3:18 ) 5 . « И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия – Единороднаго , иже от Отца рожденного прежде всех век»: эти слова второго члена Никейского Символа веры были тем, ради чего собственно и собирался Первый Вселенский собор; арианство, отвергая истинное Богосыновство Христово, разрушало этим само основание Церкви . Св. Иувеналий, патриарх Иерусалимский, в послании к палестинскому духовенству после Халкидонского собора пишет: «Когда верховный и первый из апостолов Петр сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго », то Господь отвечал: «блажен еси, Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех. И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф.16:16–17 ). На этом исповедании укреплена Церковь Божия, и эту веру, преданную нам св. апостолами, Церковь сохранила и будет сохранять до конца мира. Эту веру изложил также и святый великий Никейский собор 319-ти Святых отцев; и ей же последовал святый великий Вселенский собор, недавно созванный в Халкидоне » 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Скачать epub pdf Содержание Чужие и изгнанники «Я гряду скоро» Святость и благочестие Маранафа! Гряди, Господи Иисусе! Ей, гряди скоро!     Православные христиане верят, что Господь Иисус Христос «придет снова во славе, чтобы судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца». Это исповедание веры, содержащееся в Никейском Символе, было произнесено при нашем крещении. Мы подтверждаем его за каждой Божественной литургией. Надеюсь, что мы повторяем его хотя бы один раз ежедневно. Апокалиптические места в Евангелии, говорящие о конце времен, весьма трудны для понимания. Иисус связывает Свое распятие с разрушением Иерусалима и с последними временами. Он говорит нам, что мы должны не пытаться узнать, когда наступит конец, но быть всегда готовыми. Он говорит, что «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Мф. 24:36 ). Действительно, это предупреждение нам быть всегда бдительными. «Итак, бодрствуйте, – говорит Он, – потому что не знаете ни дня, ни часа» ( Мф. 25:13 ). Ибо Сын Человеческий придет на облаках во славе со всеми ангелами Своими, чтобы судить живых и мертвых (см. Мф. 24 , Лк. 22 и Откр. 1–3 ). Чужие и изгнанники С тех пор как Христос, Сын Божий, был распят на земле и прославлен на Небе, конец веков пришел к нам. Прославленный Господь, сидящий по правую руку от Отца, посылает Святого Духа как залог и предвкушение грядущего Царства Божия. Будучи крещены во Христе во имя Святой Троицы и запечатаны даром Святого Духа, мы умерли для этого века со Христом и уже живем согласно веку грядущему. Мы проводим жизнь на земле, говорит Первое послание Петра, как чужие и изгнанники. Мы не имеем пребывающего града, как утверждает Послание к Евреям, но ищем грядущего, художник и строитель которого – Бог . Это – новый Иерусалим, приходящий с небес, как свидетельствует Книга Откровения. Каждый день мы молимся об окончании этого века. Мы взываем о пришествии Христа. Мы просим, чтобы День Господень явился в силе. Молитва Господня, данная Иисусом ученикам, – вопль о том, чтобы это произошло. Она предписывает нам умолять Бога словами: «Отче наш, Сущий на небесах, да святится имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на Небе». Такова непрестанная просьба христиан во все времена и на всяком месте: «Гряди, Господи Иисусе! Ей, гряди скоро!» ( 1Кор. 16:22 , Откр. 22:20 ). «Я гряду скоро»

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/na-...

Мы с вами это исповедуем как таинство веры. Потому что при слове «рождение» у нас по аналогии с нашим рождением возникает мысль: «Да, рождается тот, кого не было до рождения». Вот и пришёл Арий к мысли, что «Христа до рождения не было». Вот видите, суть ереси: «Было, когда Его не было». Свет Никейского богословия: «Не было, когда Его не было». То есть Он был всегда. Вот на этом можно споткнуться. Поэтому, если вы встречаете для себя трудные для понимания тексты – в Евангелии ли, в Посланиях ли, тем более в Апокалипсисе, в апокалиптической литературе, в третьей книге Ездры, – вот все эти тексты вы обходите, прочитав с благоговением и чувствуя, что это не под силу: обходим. Обходим, не буравим своей мыслью, потому что мы можем заблудиться. Нужно или к кому-то обратиться, или подождать момента, когда Господь таинственным образом вам откроет Сам. Все будут научены Богом (ср. Ис. 54:13 )! Придёт такое время. И у пророков это сказано: Не будут учить друг друга и брат брата (см. Иер. 31:34 ). Открывайте, пожалуйста, книгу пророка Исайи. Посмотрим вот эти слова. Эти великие слова Господь обещает нам исполнить, да и примеры такого исполнения мы видим, но в единичных только случаях, когда люди удостаиваются за свою такую жизнь. Откройте 11-ю главу, 9-й стих: «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей [а гора в данном случае символизирует Церковь . Посмотрите-ка – сколько зла сейчас! Как искушаются христиане! Да мы мало чем отличаемся от язычников. Но вот 9-й стих говорит: «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей], ибо земля будет наполнена Господа, как воды наполняют море». Вот какое бы должно быть с приходом Мессии! Вот третье тысячелетие пошло, как Он пришёл. Четвёртый год проживаем третьего тысячелетия. Где мы видим исполнение этого свидетельства, этих слов – «земля будет наполнена Господа, как воды наполняют море»! Где мы такое видим? Не видим. Откройте 31-ю главу пророка Иеремии. 31-ю главу пророка Иеремии. Вот он говорит о Новом Завете, а ведь Новый-то Завет Господь заключил с нами! На Тайной Вечери Он заключил с нами Новый Завет. 33-й стих 31-й главы: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренности их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня [непосредственно от Бога], от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» ( Иер. 31:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Седьмой вселенский собор в 783 – 787 годах в Никее (второй никейский) против иконоборцев. На нем утверждено почитание св. икон, а вместе с тем окончательно подтверждены все правила и постановления прежних соборов. Кроме вселенских соборов были еще частные, на которые пастыри и учители Церкви собирались лишь из нескольких мест для обсуждения каких-либо местных недоумений по делам Церкви, которые потому и называются поместными. Главных, правила которых православная Церковь приняла в руководство, было девять. Были и на Руси соборы поместные. Теперь прочитаем Символ веры , и хоть коротко рассмотрим, чему он учит и чего требует от нас. О Боге Отце Член первый. «Верую во единого Бога-Отца, вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Это значит: я верю, что един Бог-Отец, первое лицо пресвятой Троицы, сотворил все, и все содержит в своей власти: все, что я вижу, т. е. землю и все что на ней есть, солнце, месяц, звезды, и то, чего не вижу, т. е. мир ангельский. Впрочем, если я только верю и исповедую, что есть Бог и что Он все сотворил и все содержит в своей власти, а между тем живу так, как бы ни думал о Боге, то такая вера называется мертвой и даже бесовской. «Вера, если дел не имеет, мертва сама по себе. Ты веришь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут», – вот что говорит св. апостол Иаков 130 . Значит, кто истинно, делом, а не словами, верует в Бога Отца, тот верует и в то, что Он всюду присутствует, все видит и все знает, а поэтому и наедине и в глубочайшей тайне страшится сделать что-нибудь противное Божьему закону. Верующий знает, что Бог премудр и благ, поэтому, безусловно уверен, что Он все делает премудро и все во благо людям. Верующий во всех скорбях, горях и несчастьях жизни не падает духом, и в радостях, и в довольстве, и на высоте земного величия не забывается. Мысль о Боге-Творце, промыслителе и распорядителе судеб человеческих, как луч солнца, должна разгонять все мрачное и вносить теплоту и жизнь во все существо наше. Вот мысли и убеждения истинно верующих:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Итак, никто не должен недуговать неверием, относительно учения о Божестве, никто, да не хромает в учении о домостроительстве, но каждый, да исповедует рожденного от Девы – Христом Богом и, вместе, человеком. Посему и Святая Дева учителями благочестия называется Богородицей и человекородицей: последним (именем называется Она) – потому, что родила, естеством подобного рабу, а первым – потому, что с образом раба соединился и Образ Бога. Таким образом, мы, учением и о Божестве, и о домостроительстве, да прославим, открывшего нам сокровенную тайну и, чистотой жизни уготовив себя в храмы Богу, да соделаемся Его обителями, и, просвещаемые лучами Его, как днем, будем вести себя благочинно ( Рим. 13:13 ), ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ). В «Изъяснении Символа веры », также, читаем у святителя Кирилла: По изъяснении того, что Сын единосущен Отцу, равен Ему по славе и действиям, Собор святых учителей (Никейских отцов) весьма благовременно говорит о вочеловечении Сына и изъясняет тайну домостроительства Его по плоти, справедливо постановляя, чтобы в подобном исповедании и впредь состояло совершеннейшее учение веры; ибо, верующим в Сына, не довольно верить и разуметь, что Он есть Бог, рожденный от Бога Отца, единосущный Отцу и образ Ипостаси Его; им необходимо еще знать, что сей Сын, для спасения и жизни всех, уничижил Себя, приняв образ раба, и соделался человеком, родившись по плоти от жены. Посему, отцы прибавляют в своем Символе: Который (Сын) для нас человеков и для нашего спасения нисшел, воплотился и вочеловечился. Примечай, как хорошо и в каком приличном порядке изложено это учение отцов! Они говорят: нисшел, желая тем внушить нам, что Он есть Господь, высший всего по Своему естеству и славе. Далее: нисшел для нас человеков – этим показывают, что Он добровольно принял на Себя образ наш и явился миру с плотью, ибо в Книге псалмов сказано: Бог явно придет, Бог наш, и не будет безмолвен ( Пс. 49:3 ). Нисшествие Сына всякий может понимать и иначе, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Но и в мирных условиях разобщенность христиан наносит неподдающийся учету и даже описанию вред великому делу, которое Христос завещал Своей Церкви, как основную, важнейшую и неотложную задачу – призывать ко спасению тех, кто еще не просвещен светом Евангелия: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ); «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19 ). Легко представить не раз повторяющуюся трагическую ситуацию, когда в каком-то африканском или австралийском поселке один проповедник, католик, призывает не слушать другого, протестанта, и наоборот, хотя оба говорят об одном и том же Христе, распятом и воскресшем. Взаимное отчуждение, тем более борьба между различными христианскими вероисповедными (конфессиональными) объединениями становятся совершенно неоправданными, если вспомнить, что все они имеют одну и ту же основу, позволяющую им всем считать и именовать себя христианами: все Церкви, входящие во Всемирный Совет Церквей, исповедуют Единого Истинного Бога во Святой Троице славимого, Отца, Сына и Святого Духа, в Троицу Единосущную и нераздельную; все веруют в Иисуса Христа, Сына Божьего, воплотившегося и вочеловечившегося; страдавшего, умершего и воскресшего нас ради и нашего ради спасения (наш православный Никейский символ веры !); все имеют, читают, чтут одну и ту же Библию, воспринимая ее как Священное Писание , т. е. как преподанное Богом откровение; все принимают «едино Крещение во оставление грехов», все ожидают второго пришествия Христова и веруют в будущую жизнь, когда будет «новое небо и новая земля» ( Откр. 21:1 ). Этот перечень общих почти для всех христиан вероучительных положений может быть при желании значительно расширен, и невольно вспоминаются слова святого апостола Павла: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:11 ). Следует не упускать из виду факт, что подавляющее большинство христиан не принимает близко к сердцу (а многие даже не знают) детали догматического учения, свойственные их вероисповедному объединению, или иначе – их Церкви, и потому в большинстве не имеют оснований сколько-нибудь глубоко переживать особенности, характерные для других вероисповеданий, с представителями, учением и культом которых многим вообще никогда не приходится соприкасаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010