С сайта: http://www.herzenlib.ru/ История Феодоровской церкви начинается весной 1914 года, когда епископом Вятским и Слободским был избран Никандр (Феноменов). Газета " Вятская речь " в день закладки нового храма 15 июня 1915 года сообщала о том, что " преосвященный Никандр по приезде на Вятскую кафедру обратил серьезное внимание на отсутствие приходских храмов в северной и южной частях города Вятки. Городская дума по ходатайству вятского архиерея уступила места в северной и южной частях города под постройку храмов, и первой началась постройка в южной части города. Преосв. Никандр внес первую лепту на это святое дело, выделив из своих личных средств тысячу рублей " . Предполагаемый же храм в северном районе города так и не был воздвигнут. Для нового храма было избрано очень красивое место - на крутом берегу реки Вятки, в начале улицы Морозовской (ныне - улица Розы Люксембург). Новый храм должен был дополнить ансамбль городских церквей. В 1913 году состоялось торжественное всенародное празднование 300-летия царствующего дома Романовых. В память об этом событии нижний престол начатого в 1915 году постройкой храма решено было освятить в честь Феодоровской иконы Божией Матери - святыни рода Романовых. Так церковь получила в народе наименование Феодоровской или Романовской. Феодоровский храм, как и единоверческий Серафимовский, строился по проекту И.А. Чарушина. Если в проекте Серафимовской церкви архитектор черпал вдохновение в облике храмов Москвы XVII века, то во внешнем виде Феодоровской церкви заметно влияние новгородской и псковской храмовой архитектуры. Перечислю лишь некоторые характерные детали: строгий облик здания - скупость в декоре; щипцовые фронтоны; псковская звонница - вместо колокольни. Интересно, что Чарушин и на этот раз не отказался от многоглавия, только декоративные маковки получили иную форму - не луковиц (как в облике Серафимовской церкви), а " языков пламени " . Небольшой по объему храм смотрится высоким, устремлённым в небо. По проекту Чарушина церковь должна была быть двухэтажной. К осени 1915 года строительство и отделка нижнего храма были окончены, 15 ноября состоялось его освящение. А еще через год, в октябре 1916 года был открыт самостоятельный приход. Интересно, что строительство верхнего храма продолжалось и после октября 1917 года и завершилось (предположительно) в конце 1918 года. В 1930 году Феодоровская церковь была закрыта, в здании размещены воинские склады. Бывший храм стал объектом строгой охраны. В годы Великой Отечественной войны в здании храма располагался сборный пункт. С этим временем связана еще одна легенда из истории Феодоровской церкви. В июле 1941 года тело Ленина из мавзолея в Москве было эвакуировано в Тюмень. Секретный состав следовал через Киров. Несколько дней и ночей мумия вождя мирового пролетариата хранилась в здании бывшей Феодоровской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=32844

Англичанин Дж. Флетчер, побывавший в России в кон. 80-х гг. XVI в., называет Н. человеком, «который сделал много добра», св. мужем. История с куском сырого мяса у Флетчера изложена несколько иначе. Царь, побывав у блаженного на дому, послал ему подарок, а Н. отправил царю кусок сырого мяса. Царь велел передать Н., что «удивляется, как святый муж предлагает ему есть мясо в пост». Н. ответил: «Да разве Ивашка думает, что съесть постом кусок мяса какого-нибудь животного грешно, а нет греха есть столько людского мяса, сколько он уже съел?» И угрожал царю, что с ним случится что-то ужасное, если он не перестанет умерщвлять людей и не оставит город в покое ( Флетчер. 2002. С. 131). Сходство мотивов и деталей разных источников, не совпадающих вербально, но близких, передаче поступков Н., доказывает, что факт встречи этого блаженного с Иоанном Грозным и обличение юродивым кровопролития и жестокости царя несомненен. Блж. Николай, прп. Елеазар, прп. Никандр Псковские. Фрагмент иконы «Собор Псковских святых». 2-я пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) Блж. Николай, прп. Елеазар, прп. Никандр Псковские. Фрагмент иконы «Собор Псковских святых». 2-я пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) Представитель англ. Московской компании Дж. Горсей, прибывший в Москву в 1573 г. и проживший в России длительное время, также сообщает, что Н. («Mickula Sweat», т. е. Микула Свят) «осыпал Ивана смелыми проклятиями, заклинанием, руганью и угрозами, называл его кровопийцей, пожирателем христианской плоти, клялся, что царь будет поражен громом, если он или кто-нибудь из его войска коснется с преступной целью хотя бы волоса на голове последнего из детей в этом городе, предназначенного Богом и его добрым ангелом для лучшей участи, нежели разграбление...». Сам Горсей относился к подвигу юродства иронически, считая Н. мошенником или колдуном: «Жалкое существо, нагое зимой и летом, он выносит как сильную стужу, так и жару, совершает многие странные действия благодаря дьявольскому колдовскому отводу глаз, его боятся и почитают все, как князья, так и народ» ( Горсей Дж.

http://pravenc.ru/text/2565938.html

В приходе были две часовни. Одна находилась на приходском кладбище, другая, деревянная - вблизи деревни Исаково. Она построена вместо прежней ветхой часовни в 1883 году жителями этой деревни. В часовне находилась икона Святителя и Чудотворца Николая. Богадельни, больницы и церковно-приходского попечительства при церкви не было. В числе благотворителей церкви был помещик Зыбин. Церковно-приходская школа открыта 25 ноября 1885 года, помещалась в доме, построенном специально для нее. В память чудесного спасения семьи Императора Александра III во время крушения царского поезда 17 октября 1888 года близ станции Борки Харьковской железной дороги по приговору прихожан от 31 января 1889 года решено установить ежегодный попечительный сбор на содержание школы с каждого крестьянского земельного душевого надела. В 1900 году в ней обучалось 54 мальчика и 4 девочки. Священник Никандр Александрович Пятницкий был родом из погоста Крекшино Островского уезда, сын дьякона, родился 17 сентября 1865 года. После окончания Псковской духовной семинарии он назначен псаломщиком в погост Барута Новоржевского уезда, священником погоста Лужник Торопецкого уезда, с 20 января 1900 года служил в здешнем погосте, преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе. Духовенством церковного округа он избран членом благочиннического и попечительного советов. За заслуги по духовному ведомству награжден набедренником, скуфьёй, камилавкой. 29 июня 1917 года о. Никандр награжден саном протоиерея. Псаломщик-дьякон Павел Петрович Архангельский родился 22 июня 1860 года в этом же погосте в семье пономаря. По болезни он не смог окончить Великолукское духовное училище, был на военной службе, преподавал в Иваньковской церковно-приходской школе, служил псаломщиком в погосте Славковичи Псковского уезда. С 3 октября 1887 года Павел Петрович служил в здешнем погосте, в 1895 году рукоположен в сан дьякона. 22 апреля 1908 года его перевели священником в погост Детковичи Великолукского уезда. Псаломщик-дьякон Василий Васильевич Назарецкий родился 5 февраля 1878 года в погосте Морино Порховского уезда в семье священника, учился в Торопецком духовном училище, по прошению отца был уволен из 2-го класса, служил псаломщиком в погосте Золвие Торопецкого уезда. После того, как он выдержал экзамен на звание дьякона, с 10 февраля 1909 года служил в погосте Иваньково. В 1911 году Василий Васильевич посвящен в сан священника, служил в погосте Верхний Мост Псковского уезда. В 1924 году о. Василий был привлечен к суду в качестве обвиняемого в «фальсификации» обновления икон в Псковской епархии, приговорен к 1 году лишения свободы. В 1937 году его арестовали вновь, 30 декабря 1937 года приговорен к расстрелу. Реабилитирован священник Василий Васильевич Назарецкий 1 марта 1963 года. Его отец, священник Василий Назарецкий расстрелян в 1919 году.

http://sobory.ru/article/?object=15193

В нач. XVII в. создается Монастырская редакция, классическое Житие, соответствующее всем требованиям этого жанра. Монастырская редакция не сохранилась в чистом виде, она реконструируется на основе Новгородской редакции. Ее текст неоднороден: стиль и принципы художественной организации повествования в 7 последних чудесах (4-10), записанных в 1663-1665 гг., совершенно иные, чем в биографической части и в описании первых 3 чудес, что и позволяет предположить, что до редакции 60-70-х гг. существовал еще один вариант Жития - Монастырская редакция. Ее автор создает жизнеописание Н., опираясь на Жития Феодосия Печерского, Гурия и Варсонофия Казанских, Михаила Клопского, причем заимствования из текстов этих Житий есть как в историко-биографической части, так и в описании первых 3 чудес. Во вступлении и в описании истории старца Исаии (здесь - Чудо 1) автор неоднократно упоминает о том, что он знал старца: «Видехом бо калугера…», «якоже от самого оного слышахом исцелевшаго…», «видехом бо мниха безнога ходящя…» (ГИМ. Щук. 436. Л. 296 об.- 297). И хотя эти фразы читаются во фрагментах, заимствованных из др. Житий, их частое повторение позволяет предположить, что автор действительно видел и знал игум. Исаию, к-рый «пас церковь Божию лета довольна». Сохранилась обельная грамота на монастырские владения, выданная братии и игум. Исаии в дек. 1597 (7106) г. (ПИАМ. Ф. 502 (Никандрова пуст.). 602). Поэтому создание Монастырской редакции можно датировать 10-20-ми гг. XVII в. Эта редакция по сравнению с Псковской содержит ряд фактических дополнений (указаны место рождения Н.- с. Виделебье, в к-ром находится Никольская ц., имя брата - Арсений, иноческое имя матери - Наталия, названо село, где был избит Н.,- Локоть (Локоты) и др.). Текст Псковской редакции был не только дополнен, но и переработан. В непоследовательном, сбивчивом рассказе Псковской редакции автор Монастырской редакции попытался восстановить причинно-следственные связи, исправить хронологическую последовательность, устранить противоречия. Он был искушенным агиографом. Текст Псковской редакции, сохранивший непосредственные интонации, образность, строй и ритм устной речи, отразивший народные представления об идеальном святом, автор Монастырской редакции превращает в лит. произведение, созданное согласно строгим лит. канонам и отвечающее общепринятому идеалу святости.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

Священник Иоанн Георгиевич Горский (8 марта 1870 - 29 июня 1908) родился в семье дьякона погоста Матюшкино Опочецкого уезда. Скончался о. Иоанн в погосте Синяя Никола. После окончания Псковской духовной семинарии служил псаломщиком в погосте Верхний Мост Псковского уезда, надзирателем в Псковской духовной семинарии, рукоположен в сан священника в погост Малы Псковского уезда. С 9 ноября 1900 г. служил в здешнем погосте, за труды по должности он награжден набедренником. Священник Александр Симеонович Гривский (25 мая 1874 - 11 октября 1918) был родом из погоста Болчино Порховского уезда, сын священника. Их было трое братьев, все они стали священниками, все стали новомучениками в годы гонений на церковь. Его брат Никандр прославлен в Тверской епархии, брат Сергий расстрелян НКВД в 1937 году. Священник Александр после окончания Псковской духовной семинарии служил псаломщиком в погосте Чирски Псковского уезда. 10 мая 1907 г. он назначен священником в здешний погост, 24 июня 1907 г. в церкви Псковского Иоанно-Предтеченского монастыря рукоположен в сан дьякона, 1 июля 1907 г. в Псковском Троицком соборе – в сан священника. Служил о. Александр около года, переведен в погост Подоклинье Порховского уезда. Здесь в начале осени 1918 г. его арестовала Порховская ЧК. Без суда и следствия священник расстрелян «за принадлежность к контрреволюционному направлению и погромную проповедь в церкви». Место захоронения неизвестно. Священник Иоанн Александрович Знаменский до назначения 28 августа 1908 г. в здешнюю церковь служил учителем в Островском уезде. Служил священник Знаменский здесь до 10 июня 1913 г., был переведен в погост Синское Устье Островского уезда. Священник Иоанн Александрович Скоропостижный служил с 1913 г. до 12 февраля 1915 г., переведен священником в погост Опоки Порховского уезда. Священник Евгений Ильич Бойков (2 января 1888 -?) был сыном учителя. После окончания Псковской духовной семинарии служил учителем в Псковской епархиальной Арсениевской псаломщической школе, затем рукоположен в сан дьякона, служил в церкви Новое Вознесение в Пскове. С 23 июня 1913 г. служил священником в погосте Синяя Никола, преподавал Закон Божий в земских училищах, был членом благочиннического попечительного совета. В годы советской власти священник Бойков был лишен избирательных прав как служитель религиозного культа. Его жена Наталия Викторовна была лишена избирательных прав как жена служителя культа.

http://sobory.ru/article/?object=12681

Тоскуя о своей пустыни, прп. Никандр скоро вернулся в нее и прожил в ней несколько лет, питаясь «ужевником» (видимо, дикой горчицей). Раз напали на него разбойники, ограбили и изранили его. Святой молился за них, но попущением Божиим злодеи утонули в реке. Уцелели двое; они пришли с покаянием и вернули награбленное. Преподобный принял их с любовью и учил оставить свой злой промысел, а разбойники разнесли о нем великую славу как о святом муже. Избегая ее, преподобный вернулся в монастырь, но подвижническую свою жизнь не прервал. Он питался хлебом и водой, вкушая лишь раз в неделю вареную пищу. Ночи проводил без сна, часто в лесу, отдавая тело свое комарам и оводам на съедение, причем сам в это время прял шерсть и пел псалмы; утром же он всегда первым приходил в церковь. За подвиги его сделали пономарем, просфорником и, наконец, по общему желанию — келарем. Но послушание это, как связанное с властью, тяготило его, и он ушел на безмолвие за 4 версты от обители, на остров. Но и там стали приходить к нему за назиданием. Тогда, видя, что не уйти ему от славы человеческой, он решил вернуться в указанную ему Богом пустынь. По дороге его избили злые люди, и его еле спасли прохожие; святой же простил поднявших на него руку от всего сердца и спокойно продолжал свой путь. Затем он увидел двух волков и сказал, ударив жезлом: «Отыдите от меня, все делающие беззакония!» И звери исчезли. В своей пустыни на этот раз преподобный прожил 32 года, до самой кончины, и 15 лет не видел никого. Наконец его нашел случайно охотник Петр Есюков и стал приходить за наставлениями. Преподобный предсказал, что над гробом его воздвигнется церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и что пустынь его расширится. Предсказал охотнику и рождение сына, что и сбылось скоро. Некоему Симеону преподобный велел постричься в чаянии близкой кончины; Симеон послушался и скоро мирно скончался. Преподобный питался растениями и водой, спать не ложился, а дремал сидя, но, если к нему стучались, отвечал, как бы проснувшись от сна, — хотя, подходя к келье, слышали, что он молился.

http://sedmitza.ru/lib/text/437681/

В 1272 г. ливонцы вторглись в Псковскую землю и разграбили много окрестных деревень. О набеге стало известно псковскому князю Тимофею Довмонту. С небольшой дружиной он выехал к погосту Камно и разбил войско ливонцев. В 1407 году произошло знаменитое «Каменское побоище» псковичей с ливонскими рыцарями. Храм построен в XV веке из местного камня-известняка. Но есть предположение, что церковь более старая. Князь Довмонт, любивший насаждать страну свою церквями, в память победы 1271 года (23 апреля/6 мая день Св. Георгия) мог заложить на Камени церковь в честь этого святого. Св. Георгий Победоносен, как воин-победитель, воин-заступник, помогал жителям Камно в борьбе с врагами. Также святой является покровителем землепашества. В XIX веке к храму был пристроен придел в честь преподобного Никандра - пустынножителя Псковского. Тогда же и возведена каменная ограда вокруг кладбища. С южной стороны стоит часовня-усыпальница в честь Св. Николая Чудотворца. Местность вокруг погоста Камно богата источниками. С древних времен известны источники «12 Апостолов», Пророка Илии и Преподобного Никандра. На левом ручье реки Каменки находится источник Преп. Никандра. По преданиям, на камне, из-под которого вытекает источник, любил молиться Преп. Никандр, путешествуя по святым местам. Батюшка Валентин тоже очень любил это место, тоже молился здесь, и может по молитвам праведников водичка с этого источника помогает в болезнях и скорбях. На этом месте стоит маленькая часовенка. Последнее время прославился исцелениями источник Св. Вмч. Георгия Победоносца. Особое внимание на него никто не обращал, но со временем батюшка Валентин заметил, что некоторые прихожане хвалят воду из этого ключа и даже указывают на ее целебные свойства. И вот ручей расчистили, выстроили купальню. Получился настоящий источник. Отец Валентин освящал его по чину Иорданской купели. По молитвам о. Валентина водичка из источника помогает при различных болезнях суставов, ног, при телесных и духовных болезнях. Паломники рассказывают о множестве исцелений после купания в источнике.

http://sobory.ru/article/?object=00275

В 1584 году пришел на это место неизвестный мирянин и, поселясь при гробе Никандра, принял монашеский постриг под именем Исаии. Он собрал некоторое число братии и положил начало монастырю Никандровскому. В 1686 году при Патриархе Иоакиме состоялось прославление преподобного Никандра и было установлено празднование его памяти 24 сентября, в день кончины, и в храмовой праздник обители - Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта). При перестройке собора монастыря были обретены мощи преподобного Никандра, скрытые в стене, и 29 июня празднуется как день обретения его честных мощей. С тех пор Благовещенская обитель стала именоваться Никандровою пустынью. Служба и житие преподобного Никандра были напечатаны в 1805 году. Молитвы Тропарь, глас 6 Светило незаходимаго света стране нашей явился еси, Богоблаженне,/доблественне претерпев вражия озлобления,/биение и раны, яко одежда нетления, вменишася тебе,/со зверьми же брався еси, и от человек злых прободения прияв,/о тех молился еси, глаголя: не постави им греха сего./Темже Владыце Христу уподобился еси, достохвальне Никандре, отче наш,/молися о душах наших. Ин тропарь, глас 4 Глас Божественный,/иже во Евангелии, услышав, преподобне отче Никандре:/приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы,/и прием крест, последовал еси Христу,/мир оставль, в пустыню вселился еси,/поношением же и бдением небесный дар восприим,/и души недужных, приходящих к тебе с верою, исцеляеши./Темже и со ангелы срадуется, преподобне, дух твой. Кондак, глас 1 Яко лучу тя солнечную Христос показа, преподобне,/сияеши бо в замли Российстей чудес благодатию,/и отгоняеши тьму страстей же и скорбей от приходящих к тебе с верою./Темже почитаем твою память, Никандре/отче наш, и вопием ти:/радуйся, пустынножителей красото,/и стране нашей похвала и утверждение. Ин кондак, глас 8 Во избрание Богосиянная звезда веры,/иже возсия в Русстей земли, отче преблаженне Никандре,/слезами и постом и бдением и молитвами удручал тело твое,/темже и обрете Небесную жизнь,/и радостно тайно со ангелы ликовствуя, да зовем ти:/радуйся, преподобне отче Никандре, пустынный жителю.

http://pravicon.com/info-3017

В воскресенье, 4 апреля, заупокойную литургию в академической церкви совершил почетный член нашей Академии, высокопреосвященный Николай, архиепископ Варшавский, в сослужении профессоров протоиереев С. А. Соллертинского и М. И. Орлова и студентов священников и диаконов. По окончании литургии архиепископ с сослужившим ему духовенством, в сопровождении профессоров, студентов, бывших учеников, почитателей покойного Василия Васильевича, торжественно, при несмолкавшем пении студенческого хора, проследовал на Никольское кладбище Александро-Невской Лавры. Многочисленная толпа вплотную со всех сторон окружила сооруженный на его могиле любовию учеников и почитателей его гранитный памятник, к подножию которого чья-то сочувственная рука принесла живые цветы. У памятника, перед красующимся на нем большим образом св. Василия Великого , отслужена была владыкой лития. В конце литии студент III курса академия А. Акимов произнес речь, в которой поведал присутствующим о том чувстве благоговейного умиления перед идеально-ученою личностию Василия Васильевича Болотова , которое неизменно живет среди студенчества С.-Петербургской Академии, передаваясь в нем из поколения в поколение, как самое дорогое наследие минувшей славной жизни Академии. Высокопреосвященный Николай, с своей стороны, в живом, импровизированном слове обрисовал образ покойного Василия Васильевича, как истинного христианина, и призывал учащуюся академическую молодежь к деятельному подражанию всему жизненному подвигу его и подвигу его научного воодушевления и труда, и подвигу истинно-христианской его жизни. 5 апреля, в 6½ часов вечера, панихиду по приснопамятном рабе Божием Василии совершил в академическом храме почетный член Академии высокопреосвященный Тихон, архиепископ Ярославский, в сослужении наместника Лавры архимандрита Феофана, профессоров Академии, имеющих священный сан, столичных священников учеников почившего, в том числе почетного члена Академии прот. Т. А. Налимова, и священников-студентов. По окончании панихиды открылось в актовом зале особое, устроенное Советом Академии, торжественное собрание в память незабвенного для нее Василия Васильевича Болотова . Вблизи кафедры на особом пьедестале, изящно декорированном зеленеющими растениями (в изобилии доставленными управлением Лавры), возвышался портрет Василия Васильевича в лавровом венке. На торжественное академическое собрание прибыли, кроме преосв. Тихона, присутствовавшие и за панихидой, высокопреосвяшенные архиепископы Никандр Питовский и Арсений Псковский, преосвященные епископы Иоанн Полтавский и Иоаким Оренбургский, г. обер-прокурор Св. Синода С. М. Лукьянов, академическая профессорская корпорация, ученики, почитатели и почитательницы ученых трудов Василия Васильевича. Кругом них плотными рядами разместились студенты Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В дек. 1857 г. Н. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и, видимо, произвел благоприятное впечатление на митр. С.-Петербургского Григория (Постникова) , способствовавшего его дальнейшему карьерному росту. В 1858 г. Н. была поручена ревизия Оренбургской консистории и оренбургских духовно-учебных заведений и уфимских муж. и жен. мон-рей. По окончании ревизии 17 мая 1859 г. Н. назначен ректором Новгородской ДС и настоятелем Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Митр. Григорий предполагал поставить Н. викарием С.-Петербургской епархии. Но из-за скорой кончины митрополита (17 июня 1860 г.) это назначение не состоялось. 22 окт. 1860 г. в столичном Казанском соборе Н. был хиротонисан во епископа Тульского и Белёвского, в нояб. прибыл в Тулу. При нем велось строительство Щегловского тульского в честь Пресвятой Богородицы монастыря . В обители архиерей освятил 9 июня 1863 г. первую (домовую) ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (в нее перенесли копию чудотворной Киево-Печерской иконы «Успение»), а 8 сент. 1864 г.- 2-этажный собор в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Высочайшим соизволением и определением Синода от 30 сент. 1868 г. мон-рь был учрежден. 24 мая 1886 г. в честь 25-летия служения Н. на Тульской кафедре в Щегловской обители заложен теплый храм во имя прп. Никандра Псковского, освященный 24 сент. 1889 г., в день памяти этого святого. Н. особо заботился о жен. обителях. В 1861 г. он выдал Каширской жен. богадельне (см.: Каширский во имя великомученика Никиты женский монастырь ) «сборную книгу» и благословил одну из сестер отправиться в С.-Петербург для сбора средств «в пользу устрояемой общины» ( Геронтий (Кургановский). 1909. С. 44-45). По ходатайству Н. указом Синода богадельня была обращена в общежитие, открытие к-рого епископ возглавил 27 июля 1862 г. Когда в 1884 г. община была преобразована в нештатный общежительный мон-рь, Н. возглавил его торжественное открытие. В 1893 г. Н. поддержал инициативу вдовы полковника Г. К. Голикова по устроению в имении Липово Крапивенского у. Тульской губ. жен. общины (см.: Липовская в честь Владимирской иконы Божией Матери женская пустынь ).

http://pravenc.ru/text/2565278.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010