Псаломщик-дьякон Феодор Павлович Никифоровский (10 февраля 1859-?) родился в семье дьякона села Матюшкино Опочецкого уезда. После окончания Опочецкого уездного училища «упражнялся в церковном чтении и пении», в Лукинской церкви в Опочке организовал хор из любителей церковного пения, был его регентом. 14 января 1886 г. допущен исполнять должность псаломщика в родном селе вместо больного отца. С 1 мая 1889 г. Феодор Павлович служил псаломщиком в Троицкой церкви, 7 апреля 1896 г. рукоположен в сан дьякона. В 1895-1897 гг. он одновременно был делопроизводителем Опочецкого отделения Псковского епархиального училищного совета. Дьякон Нил Смиречанский служил в церкви с 3 октября 1907 г., до этого служил в погосте Дубок Островского уезда. Дьякон Никандр Михайлович Горностаев (1878-?) был сыном псаломщика, после обучения в Псковской духовной семинарии, которую не окончил по болезни, служил учителем и законоучителем в Ладыгинской церковно-приходской школе Опочецкого уезда, затем служил псаломщиком, псаломщиком-дьяконом в погосте Афанасьева Слобода Опочецкого уезда. С 12 января 1909 года служил дьяконом в Троицкой церкви. Псаломщик Павел Александрович Финашев (1885-?) был сыном крестьянина Опочецкого уезда, окончил Псковскую Арсениевскую псаломщическую школу, служил псаломщиком в погосте Дубров Новоржевского уезда, с 20 ноября 1913 года начал служение в Троицкой церкви. Дальнейшая судьба священника Иоанна Белинского, псаломщика Никифоровского, дьяконов Смиречанского и Горностаева, псаломщика Финашева неизвестна. Церковным старостой с 25 августа 1899 г. был крестьянин Ярославской губернии Ростовского уезда Угодичской волости села Угодичи Михаил Авраамович Карсаков. Приход церкви составляли жители Опочки и окрестных населённых пунктов: село Буданово, деревни Афонькино, Васьково, Вересенцы, Дедково, Заводы, Загребицы, Ивахново, Игрища, Исаки, Кирово, Кожино, Костелево, Красная Дудка, Лапугино, Латовицы, Лоскуты, Лентяево, Маслово, Матюши, Михейково, Морозово, Пикали, Поташово, Рогатки, Самулино, Ситихино, Усрхино, Фронино, Шипули, Щурупово, Язвищи, Языково.

http://sobory.ru/article/?object=41713

Остров Залит, принадлежащий к группе Талабских островов, до 1919 г. назывался Талабск (Талабским именовалось и само озеро Псковское). Храм свт. Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585-1587 гг., что одно пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился местными жителями, которые, как и теперь, были рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 г. сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, основанный около 1470 г. в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла преп. Досифеем Верхнеостровским, память 8/21 октября (в 1584 г. обитель была приписана к Псково-Печерскому монастырю, а в 1764 г. — упразднена, храм же превращен в приходскую церковь). Вероятно, пострадал и Никольский храм на Талабске. В 1792 г. построен каменный храм. В 1939 г. храм после сильного разорения был закрыт. Уничтожено все убранство. Куда были вывезены иконы — неизвестно. В 1947 г. храм вновь открыт для богослужений. В 1958-2002 настоятелем храма был известный старец прот. Николай Гурьянов (1909-2002). Подробнее... Церковь свт. Николая Чудотворца (Серёдка) [ править править код ] Церковь свт. Николая Чудотворца (Серёдка) Адрес: Псковская область, Псковский район, село Серёдка, пер. Колхозный, д. 11-А В 1858 в Маслогостицах построена каменная однопрестольная тёплая церковь вместо прежней деревянной, постройки 1615. В советское время храм закрыли, а потом разрушили. Вместо него в 2006 году выстроена новая деревянная церковь того же посвящения, на месте каменной церкви установлен памятный крест. Настоящая деревянная церковь представляет собой сруб под высокой клинчатой кровлей, с алтарным прирубом и западным крыльцом. Подробнее... Церковь свт. Николая Чудотворца (Виделебье) [ править править код ] Церковь свт. Николая Чудотворца (Виделебье) Адрес: Псковская область, Псковский район, село Виделебье. Виделебье известно тем, что здесь родились прп. Евфросин Псковский и прп. Никандр Псковский. Храм свт. Николая Чудотворца был построен из плитняка, в конце XVI века, как четырёхстолпная одноглавая трёхапсидная церковь (в настоящее время имеющая четырёхскатное покрытие). Северный Покровский придел пристроен в 1753-1758, обширный одноглавый южный Казанский придел заново сооружён в технике валунной кладки в 1903-1904.На хорах в палатке помещён придел прпп. Никандра и Евфросина Псковских.Отдельно стоящая многоярусная колокольня в стиле классицизма выстроена в 1827-1837.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Псковско...

Этот же сюжет передавал и митр. Евгений (Болховитинов) , ссылаясь на «Повесть о начале и основании Печерского монастыря» (М., 1807. С. 106). Блж. Николай Псковский с Псковскими святыми в молении перед Богородицей. Фрагмент Псково-Покровской иконы Божией Матери. Нач. XVII в. (Троицкий собор, Псков) Блж. Николай Псковский с Псковскими святыми в молении перед Богородицей. Фрагмент Псково-Покровской иконы Божией Матери. Нач. XVII в. (Троицкий собор, Псков) О почитании Н. в Пскове и внимании к его пророчествам свидетельствует небольшой эпизод в Житии прп. Никандра Псковского (кон. XVI в.). Однажды, еще до пострижения Никандра, подошел к нему «Никула, блаженный псковский, и ят его за руку, и начат глаголати ему, яко похаб ся творя, и прорече ему впредь страсти пустынныя». Никандр же «проразумев реченное ему и соблюдаше в себе вся глаголы реченныя». В изображении автора этого текста Н. ведет себя как типичный юродивый (хватает за руку, «похаб ся творя», говорит, видимо, намеками, к-рые нужно «проразумевати») (Житие Никандра Псковского// Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв. СПб., 2007. Т. 2. С. 527, 535). Н. был погребен в Троицком соборе Пскова, мощи находятся под спудом. В большинстве источников Нового времени преставление Н. датируется 28 февр. 1576 г. Дата 27 февр. 7084 г. читалась на доске, лежавшей на гробнице Н. в Троицком соборе ( Евгений (Болховитинов). 2009. С. 302-303; Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. С. 35). В иконописных подлинниках кон. XVII-XIX в. стабильно указывается дата преставления Н. 6 дек. (РНБ. ОСРК. O.XIII. 3. Л. 79; Тит. 4765. Л. 105; Тихан. 403. Л. 71 об. и др.); видимо, при отсутствии сведений была взята дата памяти свт. Николая Мирликийского. Почитание Н., по мнению Е. Е. Голубинского , могло начаться до 1581 г. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 117). В ряде псковских лит. памятников содержится рассказ о явлении кузнецу Дорофею Пресв. Богородицы, прп. Антония Киево-Печерского и прмч. Корнилия Псково-Печерского во время осады польским кор. Стефаном Баторием Пскова в 1581 г. Пресв. Богородица, стоя на крепостной стене, призвала явиться свт. Нифонта Новгородского и Псковских святых, погребенных в Троицком соборе. Перед Ней встали благоверные князья Всеволод (Гавриил) Мстиславич , Довмонт (Тимофей) , равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич , а также Н. Они обратились к Пресв. Богородице с молитвой о защите города. Роль Н. в разных памятниках (самостоятельном «Видении Дорофею» кон. XVI в., в составе Жития блгв. кн. Довмонта, «Повести о Псково-Печерском монастыре» и в поздних редакциях «Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков») описывается по-разному. Так, в «Видении Дорофею» Н. первым «начат дерзостней молитися» (Рассказ («видение»). 1952. С. 112-113). В др. текстах первыми обращаются со слезным молением к Пресв. Богородице прмч. Корнилий и Н. (Повесть о Довмонте. 2007. С. 518-520; Повесть о Псково-Печерском мон-ре. 2005. С. 490-491).

http://pravenc.ru/text/2565938.html

И услышали о грабеже у Никандра в пустыни окрестные жители, и собрались вместе, и каждый из своего дома принес ему иконы, и хлеб, и одежду, и начали прославлять духовного старца. Он же не восхотел мирской славы, и ушел в Крыпецкий монастырь, и жил в нем, исполняя различные службы. И поставили его пономарем, и принудили его, и поставили келарем. И он не захотел ослушаться. И потом ушел от славы из монастыря за три поприща от Крыпецкой обители, и поставил на болоте малую хижину, и жил там 3 года и 6 месяцев, питаясь растениями. И той стороны окрестные жители нашли его, и стали приходить к нему за помощью душевной. Игумен же и братия Крыпецкого монастыря возроптали на преподобного, потому что не стало приношений в монастырь, и все направились к нему и повелели ему уйти с места того. А он слезно скорбел и молил Бога, чтобы избежать ему молвы и людей. И, в прозрении весть получив, пришел в прежнюю пустынь и прожил там 39 лет и 2 месяца. И тут много пакостей претерпел от бесов, но, в молитвах и посте пребывая, все терпел с благодарностью. И не знали о нем люди, и в лицо никого не видел он 15 лет. И пришел зверь лось в село, называемое Лодыгино, на гумно, недалеко от двора и ворот. Петр Есюков погнался за лосем с людьми на конях, и, преследуя, остался один, и гнал его десять поприщ болотом, и заехал далеко в темный лес, и не нашел преследуемого зверя, и повернул в сторону, и увидел еле заметный следчеловеческий, и направился по нему, и увидел хижину малую, окруженную деревянными строениями. Он начал потихоньку молитву творить, и дважды, и трижды, и не ответил ему никто, он же начал со слезами молиться. И Никандр ответил ему: «Аминь». И в прозрении сказал: «Ступай, Петр, в гостиницу, что у дуба, я к тебе приду». Он в гостинице недолго пробыл, и увидел преподобного Никандра, идущего к нему, и встретил его, и пал ему в ноги, и просил благословения, и спросил его: «Отче преподобный, сколько лет ты в пустыни этой живешь, скажи мне, отче». Он же, отвечая, сказал: «Бог знает, чадо». Петр же, прослезившись, пал у ног его и сказал: «Отче, помолись обо мне, грешном, ибо состарился я, а бездетен». А тот сказал ему: «Чадо, да будет у тебя сын». И, о душеполезном побеседовав, отпустил его с миром. Петр же стал приходить к преподобному из града Порхова ради пользы душевной, поучениям его внимая. И рассказал ему Никандр о пустыни и о церкви, об отшествии своем к Богу через несколько лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Савва крыпецкий 28 авг. 1495. Макарий митроп. киевский 1 мая 1497. Моисей прозорливый 23 фев. Елеазар Назарий олон. 4 июня 16 век Тихон луховский 16 июня 1503. Паисий угл. 6 июня 1504. Кассиан учмен. 4 окт. 1504. Геннадий арх. новгородский 4 дек. 1505 Нил сорский 7 апр. 1508. Евфимий и Харитон санж. 11 апр. 1509. Лаврентий калуж. 1 авг. 1515. Иосиф волоколамский 9 сент. 1515. Геннадий важеоз. 8 янв., 9 фев. 1516. Серапион арх. новгород. 16 мар. 1516. Аврамий и Коприй 4 фев. 1517. Давид серпух. 18 окт. 1520. Преподоб Иннокентий 19 мар. 1521. Онуфрий и Авксентий 12 июня 1521. Праведная Гликерия 13 мая 1522. Кн. Иоанн–Игнатий угл. 19 мая 1523. Филипп ирапский 14 нояб. 1527. Иоанн м. казанский 24 янв. 1529. Кирилл новоезерский 4 фев. 1532. Александр свирский 30 авг. 1533. Иона клим. 6 июня 1534. Корнилий ком. 19 мая 1537. Логгин кораж. 10 фев. 1540. Даниил пер. 7 мар. 1540. Стефан озер. 12 июня 1542. Иродион илоз. 28 сент. 1542 Княгиня София 16 дек. 1542. Севастиан пошехон. 18 дек. 1542. Иаков боровский 23 окт. 1543. Артемий веркольский 23 июня 1545. Арсений ком. 24 авг. 1549. Никифор важеоз. 9 фев. 1550. Зосима ворбоз. 4 апр. 1550. Адриан ондрусовский 26 авг. 1550. Стефан и Петр муч. каз. 24 мар. 1552. Василий юродивый м. 2 авг. 1552. Герасим. болдинский 1 мая 1554. Нил столбенский 7 дек. 1554. Иоасаф м. м. 25 июля 1555. Максим грек 21 янв. 1556. Антоний сийский 7 дек. 1556. Иоаким. опоц. 9 сент. 1560. Вассиан и Иона 12 июня 1561. Иоанн и Логгин 3 июля 1561. Симон сойгинский 24 нояб. 1562. Гурий архиеп. казанск. 4 дек. 1563. Геннадий любимский 23 янв. 1565. Герман архиеп. казанск. 6 нояб. 1567. Феодосий тотемский 28 янв. 1568. Филипп м. м. 9 янв. 1570. Корнилий псковский 20 фев. 1570. Арсений новгородский 12 июля 1570. Николай юродивый п. 28 фев. 1576. Варсонофий еписк. твер. 11 апр. 1576. Иоанн ростовский 3 сент. 1580. Анания новгородский 17 июня 1581. Никандр псковский 25 сент. 1581. Трифон коль. 15 дек. 1583. Агапит марк. 21 мая 1584. Симон юрьевский 4 нояб. 1584. Сергий малопинеж. 16 нояб. 1585.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И по други пут се преподобном Никандру преподобни Александар Свирски у га на подвиге он рече: „Не се, брате Никандре: од овог часа Господ те избавити од свих замки – И од тада задоби такву власт над да се они чак не приближити се човек по имену недалеко од преподобног Никандра, разболе се тешко: црви му покрише цело тело, а на грудима му се отвори велика рана, те му се могла видети изнутрица; болесник се могао мрднути без страховитог бола; и од такве болести годину и по дана. да оболео од неизлечиве болести и да непомичан лежи, плакаху не како да му муке. мислено призиваше себи у светог Никандра, и нареди да га однесу преподобноме. Они га однесоше и положише пред Када Никандар из свога жилишта, скупивши сву снагу стаде грлити и сузама заливати ноге и молити Га да се помоли за Господу. Преподобни му рече: пусти ми ноге. – Болесник се зачуди откуда му преподобни зна име кад га досада никада па стога стаде молити – Ако ме ти, оче, говораше оставиш, са овога места и пред тобом. та мене су жива црви! Тада преподобни нареди да однесу у за госте, и препоручи му да се постара да заспи. На то му болесник одговори: Оче свети, за све време болести ни нисам могао ока склопити, а како ми ти сада да заспим? – Никандар рече: сам долазак. Заспи у но прво ми покажи ране. – хтеде да му одмах покаже рану, али не могаде, пошто му се беше прилепила за рану. закрсти рану и посла у гостопримницу, где он убрзо заспа чврстим сном. А сам се у сву усрдно Господа да Он, свих подари болеснику. Брз на свима са вером свето име Господ услиши молитву слуге Свога: пробудивши се се осети потпуно здрав; одмах устаде на ноге, краста од ране се са као Тада он стаде ватрено благодарити Бога за и угодника светог Никандра. Преподобни пак, не славу од запрети му да не прича о притом додаде: да ти не буде горе. Симеон к преподобном Никандру и горко му се како му украден ево пет дана. На то свети отац стаде благо говорити: Сине не што су ти украли и што он пропао, због човека га украо, он то учинио по – Симеон примети Чуди ме, оче, да ти због лопова. – Подвижник одговори смирено: Ко много греши, се крив и за грех – Онда додаде: Сине Симеоне, иди украденог брзо

http://pravoslavie.ru/106950.html

Тихомирова (икона украдена в 2010). В 2006 г. в Свято-Троицком Никандровом жен. мон-ре состоялись первые монашеские постриги. 6 июля 2012 г. еп. Боровичский и Пестовский Ефрем (Барбинягра) освятил престол во имя прп. Никандра Городноезерского в левом приделе трапезного храма. 29 июня 2015 г. мощи Н. были перенесены из Успенской ц. с. Внуто в монастырь и установлены в Троицком храме. Ист.: Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в., с прил. карты. СПб., 1853. С. 182-183; Прил. С. 197, 255; Список вещам, отобранным из церквей и мон-рей в Новгородский архиерейский дом, 1728 г.//ОДДС. Т. 8. Прил. 12. Стб. CXXI; Прошение бывшего сенатского копииста Никиты Жданова о разрешении ему постричься в монашество в Никандровой пуст., 1727 г.//Там же. С. 315. 308; Верный месяцеслов. С. 43. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 180; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 388; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 75; Жервэ Н. Н. Никандрова пуст.//София. Новг., 1997. 2. С. 21; Коваленко А., Коваленко Я. Святые Земли Русской: Преподобные Никандр Псковский и Никандр Городноезерский//Там же. 2003. 1. С. 27-30; Коваленко Я. В честь 400-летия памяти прп. Никандра Городноезерского//Там же. 4. С. 6; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 154. Е. В. Романенко Иконография Прп. Никандр Городноезерский. Икона из Успенской ц. в с. Внуто. Рубеж XIX и XX в. Фотография. 1993 г. Прп. Никандр Городноезерский. Икона из Успенской ц. в с. Внуто. Рубеж XIX и XX в. Фотография. 1993 г. В иконописных подлинниках Н. не упоминается. Сведения о его древних иконах отсутствуют. Известны неск. изображений Н., на основе чего можно разделить единоличные образы святого на 2 извода: фронтальные и вполоборота на фоне мон-ря. К 1-му можно отнести большую храмовую икону (датировалась рубежом XIX и XX вв.), которая находилась в ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Внуто Хвойнинского р-на Новгородской обл., в 2010 г. была украдена, и в наст. время ее местонахождение неизвестно. Образ написан в академической манере на золотом фоне с чеканным орнаментом, скорее всего происходит из деревянной часовни над захоронением Н.

http://pravenc.ru/text/2565252.html

Лицо его всегда сияло радостью и миром. Причащался он в соседнем монастыре в пятницу на шестой седмице Великого поста и сейчас же уходил в свою пустынь. Причащаться на Страстной или на Пасху он считал себя недостойным. Бесы поднимали шум, но он прогонял их чтением Псалтири. Раз медведь стал сильно чесаться о его крыльцо, сотрясая келью. Преподобный вышел и перекрестил его; медведь стал лизать ему ноги, а потом ушел. Страхования прекратились после явления ему прп. Александра Свирского, который сказал ему: «Не бойся, брат мой Никандр, с сего времени избавит тебя Господь от всех сетей вражеских». Принесли к нему больного Назария, покрытого ранами. Преподобный перекрестил самую большую язву на груди. Больной заснул и проснулся здоровым, но преподобный запретил рассказывать это. У крестьянина Симеона Васильева украли лошадь; преподобный сказал, что лошадь вернется, но что он жалеет вора. Лошадь вернулась, но вор утонул, и преподобный долго поучал Симеона прощению обид. За 8 лет до кончины прп. Никандр принял схиму. Порховскому диакону Петру, незадолго до кончины, он признался, что у него очень болели ноги, и, к ужасу своему, Петр увидел, что его ноги — одни обнаженные кости. Затем преподобный сказал, что он скоро скончается и что в это время поляки и литовцы осадят Псков и Порхов, но велел Петру не бояться прийти погребсти тело его и затем повторил свое пророчество о сооружении над гробом его церкви в честь Благовещения. 24 сентября 1581 г., со словами «Благословен Бог, тако изволивый, слава Тебе!», прп. Никандр скончался во время осады Пскова войсками Стефана Батория. Похоронил его крестьянин Иоанн Долгий, пришедший к нему за наставлениями, и он же принес весть о его кончине в осажденный Порхов. Прошел Иоанн незамеченным. Тогда Петр убедил духовенство и граждан идти погребсти преподобного. Никто их не задержал. Не осталось забытым уединенное место подвигов прп. Никандра. Через 2 года над могилой его была воздвигнута церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в 1585 г. там поселился один мирянин, который принял постриг с именем Исаия и стал первым игуменом создавшегося там монастыря. Мощи прп. Никандра были обретены нетленными в 1684 г., и он был причислен к лику святых

http://sedmitza.ru/lib/text/437681/

Строгим своим житием обратил он на себя внимание сподвижников, но не желая иметь отличия перед тружениками, он удалился в прежнюю свою пустынь на безмолвие и провел там 15 лет. Впоследствии, избегая мирской славы, он еще раз приходил на жительство в Крыпецкую обитель. Там избрали его в звание екклисиарха (уставщика церковного), а потом в должность монастырского келаря. Но начальственные сии должности, ввиду точного им их исполнения, подвергли Никандра многим наветам и оскорблениям. Пустынник оставил обитель. В 3-х верстах от нея, на одном острове, поставил он келью и мирно жил в ней, пока все те же завистники и клеветники не вытеснили его и из этого убежища. Он в третий раз возвратился в первую свою пустыню на речку Демьянку и пребывал уже там неотлучно до кончины своей. Ежегодно Великим постом преподобный Никандр ходил в Дамиановский монастырь, где исповедовался и причащался Святых Христовых Таин. За восемь лет до кончины он принял там великую схиму. К преподобному стало приходить много народа. Пустынник с любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих посетителей и даже устроил им для ночлега убогую " гостиницу у дуба " , которую сам протапливал. Преподобный не позволял себе выставлять напоказ свои дарования. Приходя тайно к его келлии, люди всегда слышали, что он молится с горьким рыданием. Он же, заметив близость людей, тотчас умолкал, пряча от них полученный дар слез. Преподобный Никандр до конца жизни оставался пустынником (его так и величают - преподобный Никандр пустынножитель), но завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря. Диакону Порховского женского монастыря Петру преподобный заповедал на его могиле поставить церковь и перенести туда икону Благовещения Пресвятой Богородицы из погоста Тишанки. Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение. 24 сентября 1582 года во время нашествия войск польского короля Стефана Батория, один крестьянин, Иван Долгий, нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками. Он предал останки преподобного земле близ дуба, где стоит ныне соборная Благовещенская церковь, а потом известил о сем Порховских жителей, которые совершили погребение по христианскому чиноположению 1 октября 1582 г.

http://pravicon.com/info-3017

Прп. Никандр Псковский с видом Никандровой пуст. Резная икона. 1924 г. Мастер мон. Аполлос (ЦМиАР) Прп. Никандр Псковский с видом Никандровой пуст. Резная икона. 1924 г. Мастер мон. Аполлос (ЦМиАР) В 60-х гг. XVII в. текст Монастырской редакции дополнился 7 рассказами о чудесах 1663-1665 гг., они отмечены единством в проявлении авторского «я»: повествование ведется от 1-го лица, хотя автор не был участником или свидетелем событий, а только повествователем. Его информаторы - люди высокого социального положения (дворяне, стряпчий и диакон Софийского собора, игумен), почти все они связаны с Новгородом, ни один не назван псковичом. Возможно, рассказы о чудесах были записаны диаконом Софийского собора Петром, об исцелении которого говорится более подробно, чем о др. (Чудо 8). Об изменениях в историко-биографической части Новгородской редакции судить трудно, поскольку каждый из 4 сохранившихся списков имеет свои отличия, в основном сокращения. В 70-х гг. XVII в. к тексту Новгородской редакции были добавлены еще 3 рассказа о чудесах (вариант с 12 чудесами), при этом никаких изменений в тексте самого Жития сделано не было. Дополнения внесли, вероятнее всего, по инициативе братии и игумена Никандровой пуст. Один из рассказов (Чудо 10) был записан со слов игум. Макария, в рассказе «о погорении церквей» (Чудо 12) повествование ведется от лица игум. Илариона. В 1674-1679 гг. к 12 чудесам были добавлены краткие записи еще о 3 чудесах (вариант с 15 чудесами). К варианту 70-х гг. следует отнести и список из поморского сборника В. О. Ключевского (ГИМ. Музейск. 1510), хотя он и заканчивается описанием только 3 посмертных чудес, но текст историко-биографической части сходен с редакцией 70-х гг. XVII в. Специальный текст Жития составили для Собора 1687 г., где он был зачитан. Соборная редакция представлена 2 списками (РГИА. Ф. 834. Синод. 3786; БАН. Арх. Ком. 8) и является продолжением Новгородской редакции (вариант с 15 чудесами), в тексте читаются еще 5 дополнительных пространных рассказов о чудесах, последнее из к-рых датируется 1685 г.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010