Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Никандрова Благовещенская пустынь. Мужской монастырь Россия, Псковская обл., Пороховский рн, на р. Демьянке, в 76 км от г. Пскова. Пустынь была основана преподобным Никандром (в миру Никоном). Он родился 24 июля 1507 года в семье крестьян в селе Виделебье на Псковщине. В 17 лет поступил в услужение к торговому человеку Филиппу во Пскове. Никон обучился грамоте и через несколько лет удалился в пустыню на реке Демьянке (между Псковом и Порховым). Спустя некоторое время он поступил послушником в Крыпецкий монастырь. Никон был пострижен в монашество с именем Накандр. Вскоре преподобный Никандр ушел из монастыря и снова поселился в своей пустыни, но потом вернулся в Крыпецы и был назначен келарем. Стремление к безмолвию и отшельнической жизни вновь заставило преподобного Никандра покинуть монастырь. Он поселился на одном из островов близ монастыря, где и устроил себе хижину. Слава отшельника привлекала к нему посетителей. Игумен и братия Крыпецкого монастыря, потребовала, чтобы он удалился с этого места, и он снова отправился в свою пустынь. В 1574 году преподобный Никандр принял схиму в Рождественском монастыре (находился при впадении реки Демьянки в реку Шелонь). Умер 24 сентября 1581 года. Диакон Петр устроил над могилой преподобного Никандра церковь, положив тем самым начало обители. В 1585 году на место подвига преподобного Никандра пришел один мирянин, принявший монашеский постриг с именем Исайи. При игумене Исайе был построен храм во имя Благовещения Богородицы при гробе преподобного Никандра. В 1652 году по благословению Никона, митрополита Новгородского (впоследствии – патриарха), иждивением дворянина Иакова Матвеевича Муравьева «близ двора его» была построена деревянная церковь во имя преподобного Никандра. В середине XVII века в монастыре были построены деревянные церкви во имя Святой Троицы и преподобного Александра Свирского . В 1665 году обитель была разграблена поляками, а в лето 1673 году был пожар в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы где лежали мощи преподобного Никандра, от чего монастырь сгорел, и в нем бывшие три церкви деревянные: Живоначальной Троицы, преподобного Александра Свирского , Никандра пустынножителя со всей монастырской казной, иконами и книгами.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Преподобный Евфросин (Елеазар) Псковский Святой Евфросин появился на свет в 1386 году. Он был родом из села неподалеку от Пскова, того же, где родился святой Никандр (память 24 сентября). В крещении он получил имя Елеазар. С детства он придерживался строгой жизненной дисциплины, отказывался есть сладкое и отворачивался от детских игр, предпочитая читать или ходить в церковь. Святой приобрел глубокое знание Священного Писания, так что был способен разъяснить его и поучениями наставлять соучеников. Из любви к Богу он отказался от уготованного родителями брака и убежал из отчего дома, чтобы стать монахом в Снетогорской обители Рождества Пресвятой Богородицы недалеко от Пскова. Святой усердствовал в подвиге, смиренно прислуживал братиям на кухне, в пекарне или на любых других наложенных на него послушаниях. Слава о его добродетелях разнеслась повсюду. Он этим опечалился и испросил благословения игумена уйти, дабы вести безмолвную жизнь (1425). Отправившись искать подходящее место для уединения, он, по Промыслу свыше, дошел до места рядом с рекой Толвой. Там Евфросин построил хижину и начал вести доблестную брань с невидимым врагом с помощью поста, бдения и молитвы. Много времени спустя мать отшельника узнала, где он живет. Она пришла к его келье и умоляла показать свое лицо, чтобы ей не умереть в огорчении. Святой ответил из хижины через щель: «Не печалься, мать моя. Иди и не терзай свою старость. Ибо если ты меня увидишь в этом мире, то не увидишь в ином. Уйди в монастырь, тогда трудами ты спасешь свою душу». По совету сына она ушла в монастырь, где благочестиво жила до конца своих дней. Через некоторое время монах по имени Серапион (память 8 сентября) присоединился к святому Евфросину, чтобы разделить с ним подвиг. Затем и другие пришли жить под его руководством и создали полуотшельническую общину. Святой принимал их при условии, что они подчинятся строгому уставу, созданному им по примеру установлений святого Иосифа Волоцкого. В 1477 году ему было видение трех святителей, и он построил церковь в их честь. Затем святой Евфросин передал руководство общиной ученику Игнатию и ушел жить в уединении на берегу Псковского озера.

http://pravoslavie.ru/61798.html

Демянка. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1828. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Псковская область, Порховский район, село Демянка, сельское кладбище. Координаты: 57.850722, 29.551962 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Небольшой кирпичный однопрестольный храм с декором в стиле классицизма, построенный в 1828. Закрыт не позже 1930-х, венчания сломаны. До настоящего времени уцелела только коробка стен. http://svyatayarus.su/church/detail/47554/ Погост упоминается в писцовых книгах под 1581 годом как Михайловский на Узе погост, здесь находился царский посланник для заключения мира с поляками. Здесь же находился монастырь: «В Михайловском же погосте на Узе монастырь на речке на Демянке. А в нем храм Рождества Христова, да в приделе Илья Пророк, церковь деревянная, да другой храм Никола Чудотворец, церковь теплая, и тот храм Николу воинские люди литовские сожгли в 89 году». Когда был основан монастырь - неизвестно. Здесь 3 июля 1352 года, на обратном пути из Пскова, скончался Новгородский епископ Святой Василий, прозванный Калика. В Пскове он был по приглашению псковичей, чтобы развеять их уныние и поднять дух во время мора (эпидемии). В этот монастырь приходил Преподобный Никандр для принятия Святых Тайн, здесь же в 1574 году он принял схиму. Монастырь разорен и сожжен поляками в годы Ливонской войны. В 1686 году его приписали к Новгородскому дому Святой Софии. Другие документы свидетельствуют, что здесь в 1685 году была построена деревянная церковь. На месте этой сгоревшей церкви, прихожанами в 1828 году из камня и кирпича построена новая церковь. Престол в церкви один. Колокольня также кирпичная, построена в связи с церковью. На колокольне висели шесть колоколов. Первый колокол весил 57п. 19 ф., второй - 19 п. 35 ф., третий - 6 п. 12 ф., четвертый - 3 п., пятый - 1п. 10 ф., шестой - 1п. На первом колоколе было изображение Иисуса Христа и надпись: «Воспойте Господеви, благословите Имя Его, благословите день от дне спасение Его. Сей колокол сооружен на средства прихожан церкви погоста Демянка Псковской епархии Порховского уезда в 1905 году». На втором колоколе также было изображение Иисуса Христа и надпись: «Лит в городе Валдае в 1905 году в заводе братьев Усачевых». На четвертом колоколе была надпись на латинском языке: «Sit nomen Domini benedictum лето 1637». На шестом колоколе была надпись: «Старец Паисий дал поклон в Демянский монастырь в дом Рождества Христова». На других колоколах изображений и надписей нет.

http://sobory.ru/article/?object=23857

Дубровы. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1731. Год утраты:Не установлен. Адрес: Псковская область, Новоржевский район, Дубровы Координаты: 56.97832, 29.20328 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь Святой Троицы в селе Дубровы, IV Благочиннического округа Новоржевского уезда Псковской Епархии, действовала с 1731 года до установления советской власти. Церковь построена рядом с погостом села Дубровы, предположительно в 1731 году, на средства Родиона (Ирадиона) Михайловича Кошелева (1683-1760), владельца имения в Дубровах и окрестных деревень, шталмейстера, генерал – лейтенанта, кавалера ордена Святого Александра Невского (1747 год). До постройки церкви весь приход села Дубровы был причислен к приходской церкви погоста Столбушина. Храм был построен из кирпича, колокольня находилась в связи с церковью. На колокольне установлены четыре колокола с надписью фамилий жертвователей — «помещиков Еремеева и Кушелева». В 1790 году церковь «сохранялась под присмотром» ротмистра Родиона Александровича Кошелева (1743-1827) — внука создателя храма – шталмейстера Р.М. Кошелева. Ремонтировалась в 1855, 1872, 1884 гг. В 1891 году к церкви с северной стороны пристроен придел стараниями церковного старосты крестьянина Федора Семенова, на который употреблено им собственного капитала 2500 руб. По завещанию графини Варвары Александровны Татищевой (1776-1853) — племянницы Р. А. Кошелева, в монашестве Анастасии, церковь получала ежегодный доход (завещана 1/4 часть государственного непрерывнодоходного 4% билета за в 2857 рублей). На 1905 год надельной земли у церкви – 35 десяти и 1506 саженей. В 1909 году в церкви служат: священник Полистовский Николай Васильевич, дьякон Смиречанский Иоанн, временно исполнял обязанности псаломщика Заклинский Никандр.

http://sobory.ru/article/?object=47100

И. И. Бриллиантов. Нач. ХХ в. Быстро был определен и список лиц, призванных к работе в Присутствии. Его составили как архиереи и клирики, так и миряне — профессора духовных школ и знатоки различных богословских вопросов. В течение всего 1906 г. список пополнялся и изменялся. «Церковные ведомости» регулярно сообщали об этом. К работе Присутствия привлекались компетентные специалисты, которые могли разобраться в хитросплетениях церковно-государственных отношений и предложить осуществимый в России проект внутрицерковных изменений. Имена членов Предсоборного присутствия были широко известны не только в церковных кругах империи, но и за границей. Среди них были митрополиты: Петербургский Антоний (Вадковский) — председатель Предсоборного присутствия, Московский Владимир (Богоявленский), Киевский Флавиан (Городецкий); архиепископы: Херсонский Димитрий (Ковальницкий), Литовский Никандр (Молчанов), Ярославский Иаков (Пятницкий), Финляндский Сергий (Страгородский); епископы: Волынский Антоний (Храповицкий), Псковский Арсений (Стадницкий), Могилевский Стефан (Архангельский). В самом конце работ, 24 ноября 1906 г., в Присутствие был приглашен епископ Сухумский Кирион (Садзагелов). Впрочем, архиереи не имели в Присутствии большинства, большинство составляли священники (например, профессора, протоиереи Михаил Горчаков, Тимофей Буткевич, Федор Титов и др.) и богословы-миряне (например, профессора Н.А. Заозерский, Н.Н. Глубоковский, А.И. Бриллиантов и др.). В конце марта 1906 г. император повелел ввести в состав Присутствия светских ученых, известных своей приверженностью церковной реформе и глубокой религиозностью (например, «неославянофилов» А.А. Киреева, Д.А. Хомякова, Ф. Самарина). Всего принять участие в работе было приглашено 49 человек. Со времен Петра Великого это была первая попытка обсудить вопросы, необходимые для созыва Поместного Собора и проведения реформ в Русской Церкви. На этом пути избежать ошибок было практически невозможно, как невозможно было и уравновесить все интересы. Однако, несмотря на трудности, Предсоборное присутствие все-таки было созвано и успело обсудить многие актуальные для Церкви вопросы.

http://pravoslavie.ru/5339.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церква й / Церква й культура Голова нараду з питань збереження об " спадщини для друку 28 березня 2024 р. 12:41 28 марта 2024 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Наро-Фоминский Никандр провел выездное совещание по реставрации церковных объектов Псковской епархии и Успенского Псково-Печерского мужского монастыря . В ходе совещания прошла встреча с митрополитом Псковским и Порховским Арсением , были осмотрены объекты инфраструктуры молодежного образовательного кластера. Финансово-хозяйственное управление /Патриархия.ru за темою Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года) [Стаття] ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] Кирил благословив повернутися до Голова нараду з питань збереження об " спадщини Кирил чергову нараду щодо Програми православних у У робота збору повторного застосування У Московському пройшла та живопис храму» Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] рада з культури провела нараду та культури У продовжиться ансамблю Донського монастиря з ключовими словами життя – – та   новини Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в У пройде виставка-форум Слова» П " ятигорський в м. Баку У проходить виставка-форум Слова» У нагородили Х сезону конкурсу У пройде виставка-форум Слова» На «Спас» пройшов телемарафон, присвячений Дню книги У пройшла розвитку Посада Ради взяла участь у Дня книги у   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6116464...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Никандр Псковский, прп. - житие Никандр Псковский (1507 - 1582), пустынножитель, чудотворец, преподобный. Память 24 сентября (день кончины), 25 марта (храмовый праздник Никандровой пустыни) и 29 июня (обрет. мощей) В миру Никон, родился 24 июля 1507 г. в селе Виделебье Псковского уезда в семье крестьян Филиппа и Анастасии. С детства он мечтал продолжить подвиги своего односельчанина - преподобного Евфросина, начальника Псковских пустынножителей. Первым в семье Никона принял монашество его старший брат Арсений. После смерти отца семнадцатилетний Никон сумел убедить и мать раздать имение и удалиться в монастырь, где она жила до самой кончины. Обойдя обители Псковской земли, поклонившись мощам преподобного Евфросина и его ученика преподобного Саввы Крыпецкого, он окончательно утвердился в стремлении к отшельнической жизни. Чтобы иметь возможность читать Слово Божие, Никон нанялся в работники к псковскому жителю Филиппу, который за усердие отдал его на обучение к опытному учителю. Видя ревность юноши, Господь Сам указал ему место подвига. Горячо молясь в одной из псковских церквей, он услышал глас из алтаря, повелевавший ему идти в пустынь, которую Господь укажет через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом Там поставил себе Никон небольшую хижину и проводил время в уединении, питаясь одними растениями. Народ, узнав о его жилище, начал посещать его, чем невольно нарушил спокойствие отшельника. Никон, избегая мирской чести, удалился в общежительную пустынь прп. Саввы Крыпецкого. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр. Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества преподобный Никандр. О " страстех пустынных " ему предсказал еще в Пскове блаженный Николай. Молитвами всех псковских угодников и преподобного Александра Свирского, который дважды являлся преподобному, наставляя и укрепляя его, он, с помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого. Силой молитв преподобный победил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и диавольские страхования. Однажды его чуть не убили разбойники, отняв его единственное и самое ценное для отшельника имущество - книги и иконы. По молитвам святого, двое из них, устрашившись внезапной смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.

http://pravicon.com/info-3017

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Александр Подоклинский (Гривский), сщмч. - житие (Гривский Александр Семенович, +24.10.1918) Святой священномученик Александр Гривский родился 25 мая 1874 г. в погосте Болчино Порховского уезда Псковской губернии в семье протоиерея Симеона Афанасьевича Гривского. Семья, в которой он родился, принадлежала известному в Псковской губернии роду Гривских. Представители этого рода оставили заметный след в истории Псковской губернии. Они подвизались на ниве образования, народного просвещения и культуры, многие становились священнослужителями. В семье протоиерея Симеона Афанасьевича Гривского сыновья шли по стопам отца. Протоиерей Симеон служил в Христорождественской церкви с. Чирская, преподавал Закон Божий и заведовал церковно-приходской школой. Его сыновья - Александр, Сергий и Никандр, подрастая, один за другим поступали в Псковскую Духовную семинарию. После окончания семинарии они приняли священный сан и служили священниками в разных приходах Псковской епархии. Сам глава семейства продолжал служить Святой Церкви до глубокой старости. В годы гонений XX столетия все трое братьев-священников стали мучениками за Христа. Двое из них прославлены в лике святых новомучеников и исповедников российских. Старший в семье, священник Александр Гривский, был расстрелян ЧК в 1918году; священник Никандр Гривский, служивший в Христорождественской церкви п. Почеп Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне Тверская обл.), был приговорен НКВД к 10 годам лишения свободы. В Соловецком концлагере он тяжело заболел и получил инвалидность. В1932 г. заключение в концлагере было заменено ему на ссылку до окончания срока. В 1938 г. НКВД санкционировал его новый арест и приговорил к 5 годам лишения свободы за «контрреволюционную деятельность». 2 октября 1940 года священник Никандр Гривский скончался в заключении в Обозерском лагпункте Архангельской обл. Священномученик Никандр Гривский прославлен в лике святых новомучеников и исповедников от Тверской епархии.

http://pravicon.com/info-1695

Состоялось совещание древлехранителей епархий Русской Православной Церкви Москва, 19 мая 2023 г.      19 мая 2023 года и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иеромонах Никандр (Пилишин) провел в режиме видео-конференц-связи совещание древлехранителей епархий Русской Православной Церкви. Первым вопросом в повестке дня стало обсуждение принятых 16 мая 2023 г. на заседании Священного Синода по представленному рапорту председателя Патриаршего совета по культуре митрополита Псковского и Порховского Тихона предложений, выдвинутых в ходе XXXI Международных Рождественских образовательных чтений участниками Совещания епархиальных древлехранителей, архитекторов и представителей отделов культуры. В частности, в предложениях говорится о том, чтобы каждый из «руинированных храмов был закреплен за епархиальным монастырем или приходом, силами которых один раз в год или чаще в непосредственной близости от каждого памятника проводились бы богослужения», также в каждой епархии необходимо будет создать опись значимых исторических икон, предметов утвари и колоколов с фотофиксацией. Последнее предложение вызвало много вопросов о необходимости выработать единую схему учета церковных ценностей. Руководитель отдела культурного наследия Патриаршего совета по культуре С.А. Анохина пояснила участникам, что данная работа начнется после выработки соответствующих методических рекомендаций и утверждения формы учетных документов, которую разработает ПСК. Настоятельница московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова) предложила привлекать аттестованных экспертов к проблеме определения ценностных характеристик церковных предметов. Эту идею поддержал отец Никандр, призвав участников совещания обращаться с этой целью в местные музейные сообщества. Затем иеромонах Никандр рассказал о государственных программах по сохранению культурного наследия и строительству духовно-просветительских центров. Он сообщил, что Финансово-хозяйственное управление реализует совместно с Минкультуры России программу консервации памятников церковной архитектуры, перечислил, какие виды работ включает в себя консервация памятников, какие документы необходимы для включения в программу, в каком объеме необходимы проектные работы.

http://pravoslavie.ru/153750.html

Закрыть itemscope itemtype="" > " На какую - то ступеньку всходишь, уже чувствуешь потребность идти дальше " 11.10.2005 1207 Время на чтение 7 минут Начиналось древнее монашество первых веков христианства с пустынножительства. Собственно, первым монахом стал по образу жизни Креститель Господа нашего Иисуса Христа - Иоанн Предтеча, живший в Иудейской пустыне. В русском языке безлюдным местом, некоей параллелью пустыне стали дремучие леса, болота, острова - пустынь. Что такое монашеское пустынножительство современный человек плохо представляет и не понимает. Зачем уходить от людей, почему надо претерпевать мучения и физические, и духовные в одиночестве? Зачем нужно молиться в безлюдье, если можно это делать в храме? В совершенном одиночестве голос Бога более слышен, и ценой больших лишений и духовной борьбы, происходит непосредственное молитвенное общение с Богом. О Никандре пустынножителе, Псковском чудотворце мы начали с разговор с игуменом Свято - Благовещенского Никандрова монастыря, бывшей Никандровой пустыни, отцом Спиридоном (Иващенко). Преподобный Никандр - единственный из псковских святых закончил свою физическую жизнь в пустыне, в порховских лесах, еще при своей жизни указал, где взять храмовую икону и построить сам храм. Благовещенская церковь была построена на месте погребения святого, а пустынь превратилась в богатейший монастырь, полностью разрушенный в 20- годы XX столетия. Игумену Спиридону 44 года, родом - из кубанского казачества. Отец Спиридон, наши псковские святые, преподобные похожи своим смирением, кротостью, чудотворением, но они - разные. А какой он - Преподобный Никандр?Еще в атеистическое время в справочниках по аномальным зонам Никандрова пустынь числилась в ряду самых известных на земном шаре, о которой говорили, что здесь хрономиражи и время идет по - другому. И неспроста это. В советское время люди, когда приезжали на праздник Никандра и просто ночевали здесь, молились в лесу, видели Преподобного: он обходил монастырь с крестом и благословлял. А по - научному это называли тогда хрономиражи. Для нас, верующих, еще одно доказательство молитвенного подвига Преподобного.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010