Оборонительную же роль стены особо можно усматривать в условиях земного странствования Церкви. Большая и высокая стена , «охраняющая живущих во святом граде, есть Христос», – пишет Андрей Кесарийский . С другой стороны, устами Невесты-Суламиты говорит Пречистая Дева Богородица всем верным чадам Церкви: «Я – стена» ( Песн. 8:10 ). Потому и взываем молитвенно: «Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству». «Яко стену прибежища стяжахом, и душ всесовершенное спасение, и пространство в скорбех, Отроковице, и просвещением Твоим присно радуемся: о, Владычице, и ныне нас от страстей и бед спаси». «Пристанище и предстательство к Тебе прибегающих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же и покров и веселие». (Из молебного канона к Богородице). Стена города имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых. Двенадцать ворот в стене Иерусалима означают двенадцать колен Израилевых. Имена этих колен и начертаны на них, как в древности были написаны на нарамнике израильского первосвященника. В видении пророка Иезекииля двенадцать ворот города, именующегося «Господь там», также называются именами колен Израилевых ( Иез. 48:30–35 ). Имена колен Израилевых на воротах Небесного Иерусалима указывают на спасение Израиля, которое совершится в кончину века. «И так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их» ( Рим. 11:26–27 ). Спасется причем не только уцелевшее колено Иуды, но и все двенадцать. Бог придет к цели с народом Своим. Так сыны двенадцати патриархов, сынов Иакова, станут сынами вечности. С другой стороны, здесь разумеется духовный Израиль, Церковь искупленных Ветхого и Нового Заветов. О духовном значении имен колен Израилевых см. 7,4–8. Исповедание (Иуда), видение (Рувим), искупление (Гад), блаженство (Асир), молитва (Неффалим), забвение (Манасия), послушание (Симеон), священнодействие (Левий), награда (Иссахар), сила и благоухание (Завулон), приложение (Иосиф), болезнь (Вениамин) – вот двенадцать ворот, вводящих в небесный Иерусалим. Нареченных этими именами Бог нарекает своими чадами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

2 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. 3 Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. 2–3. Первосвященник и вместе председатель синедриона Анания 50 считал Павла отъявленным и самым дерзким противником Богу и Его закону, так как, по его мнению, он не только сам не исполнял закона Божия, но и других учил тому же. Поэтому слова апостола, что он служил Богу со всею доброю совестью, должны были показаться ему дерзкою ложью и гнусным лицемерием, а потому они привели его в бешенство, и он приказал стоявшим пред подсудимым, вероятно прислужникам при синедрионе, бить его по устам. Но это было совершенно беззаконным действием со стороны первосвященника, всецелым нарушением порядков суда и прав подсудимого, определяемых всяким законом. Такое беззаконное действие председателя суда и блюстителя правосудия возбудило в апостоле тем более справедливый гнев, что он сознавал себя совершенно невинным. Сознавая себя, кроме того, стоящим пред судом не столько синедриона, сколько римской власти, и чувствуя себя в некоторой мере защищенным этою властию от злобы своих противников, апостол в ответ на беззаконное действие первосвященника сказал ему: Бог будет бить тебя 51 , стена подбеленная, – лицемер, показывающий себя ревнителем закона, а на самом деле всего менее радеющий о его невредимости и нерушимости, – ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня, – как председатель верховного судилища, ты должен бы быть блюстителем нерушимости закона, ты же являешься первым его нарушителем. 4 Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? 5 Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь. 4–5. Это резкое слово апостола вызвало строгое замечание со стороны некоторых из судей, что, говоря так, он поносит не обыкновенного человека и даже не простого судью, но первосвященника Божия, и, следовательно, оскорбляет Самого Бога. На это Павел отвечал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь ( Исх. 22, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

930 Греч. переводчик увидел игру слов между первым словом, которое он прочел в сопряженной конструкции мн.ч. вместо Духа МТ, и последним – Действительно, в оригинале, скорее всего, имела место перекличка омонимов, причем нерушимость засовов неба, заключение которых жители региона так чувствительно переживали при засухе и трепет которых при открытии «хлябей небесных» ясно угадывался в грозе, противопоставлена подвижности морского чудища, которая в LXX интерпретируется как его непослушание (отступничество). 931 Текст поэмы воспроизводим по Шифману, на авторитетные коммент. которого преимущественно и опираемся в этом раделе: О Ба‘лу. Угаритские поэтические повествования. М., 1999. С. 129,157–158. Транскрипция согласных иврита дана по учебнику Ламбдина. 932 «Перед нами, – пишет Шифман, – несомненно, поэтический штамп, общий для всего древнего сиро-палестинского региона» (Там же. С. 158). 933 Ср. араб. 934 Шифман. Цит. соч. С. 28. Ба‘лу (ср. евр. , букв, «господин», «обладатель») – хананейский бог плодородия. Муту (ср. евр. , «смерть») – хананейский бог смерти. 936 Версия LXX композиционно совершеннее: «В тот день воспоют песнь сию в земле Иудейской, говоря: вот, город крепкий спасение даст нам – стену и ограду... В тот день захотят воспеть о хорошем винограднике: я город крепкий, город осажденный. Напрасно Я поливаю его, захвачен будет ночью, а днем падет стена его, и нет такого, кто бы не взял его». Все это согласуется со стт. 27:10–11 «Ибо укрепленный город опустеет, жилища покинуты и заброшены, как пустыня... Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его». В МТ слова об укрепленном городе и винограднике звучат как похвала, оторванная от этого трагического сюжета. 938 МТ: и устыдятся ненавидящие (Син). LXX: ζλος λψεται λαν παδευτον охватит народ Пер. относится только к последним двум словам, так как первая пол. предложения отнесена к предыдущему: «...а когда уразумеют, постыдятся». Таким образом, означает, с точки зрения толковников, «ревность (вариант: зависть) народа», и своей интерпретацией LXX пытаются дать объяснение этим словам исходя из предшествующего текста: поскольку воли Бога народ не уразумел, а когда уразумеет, постыдится, то из-за своей необразованности он и будет жертвой зависти к тем, которые окажутся верными (ср. ст. 12 и далее). Возможно, этот текст был одним из источников апостола Павла: «Не возбужу ли ревность в [сродниках] моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?» ( Рим 11:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

«Кресте живоносный, ты ми буди крепость и победа, щит и стена нерушимая, бесов отогнание и ума моего сохранение». Аминь. Христос — добрый Пастырь Во время земной жизни Христа к Нему приходили разные люди. Среди них были мытари, грешники, больные, здоровые, бедные и богатые. Он их всех принимал, беседовал с ними, питал и исцелял. Вокруг Него, всегда живущего, пребывающего и действующего в Церкви, собирались и собираются целые поколения людей всех сословий, рас и возрастов. И мы с вами приходим во святой храм, чтобы слушать слова Его учения и участвовать в Бескровной Жертве. «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью» — говорит Христос ( Лк.15:4-5 ). Христос, Добрый Пастырь, непрестанно ищет каждого из нас, когда мы теряемся среди суеты мира сего. А когда найдет, открывает нам, посредством своей Церкви, посредством пастырей, истины вечной жизни, подает нам все необходимое для достижения Царствия Божия, к которому непрестанно призывает свое создание разнообразными путями всеблагого своего промышления. Так исцеление двоих больных одержимых злым духом, о чем повествует сегодняшнее Евангелие, свидетельствует о Христе, творящем чудеса, о Его любви к роду человеческому. Бог избрал израильский народ для того, чтобы научить и объявить ему свою волю. «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля… новый завет» ( Иер.31:31 ). Христос утвердил это Своею кровью. Благодаря этому мы являемся участниками этого завета, «родом избранным, царственным священством, народом святым» ( 1 Петр 2, 9-10 ). Христос — наш Пастырь Добрый, Который умер за наши грехи и воскрес для нашего спасения. Об этом говорит апостол Павел: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» ( Рим.10:9 ). В наши дни не все люди принадлежат к Церкви, но Она является зерном единства, надежды и спасения всего рода человеческого, источником Божьей благодати в мире.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Он не раз утешал тех, чей сродник умер или болен: не бойся! И вот опять, по другому случаю, говорит: не бойся, только веруй [ 5 ]. Без Домовладыки эта жизнь - ужас и кошмар, мрак и отчаяние. Но Он появляется как нерушимая стена [ 6 ], как солнце, как всесильный защитник людей и все обращает в радость. Маленькую кучку Своих преданных последователей Он ободряет, говоря: Не бойся, малое стадо! [ 7 ], и растолковывает им, что воля Отца Его, которая есть и Его воля, заключается в том, чтобы дать им бессмертное Царство Небесное [ 8 ]. И, когда называет им признаки последнего времени перед самым концом света, снова их ободряет, чтобы сердца их не устрашились, когда наступит это время, и говорит: и волос с головы вашей не пропадет (Лк. 21 , 18). Ведь и то, что погибнет и упадет, упадет в руки Бога Вседержителя, и Бог воскресит и восставит в еще большей славе и красе. Как истинный Домовладыка, Чьи всё время и всё пространство, Он радеет о всех людях до последних дней, до второго Своего Пришествия. Потому предупреждает: Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома (читай: Домовладыка, а это Он): вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. И завершает предупреждением, относящимся и к нам: А чтО вам говорю, говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13 , 35-37), то есть будьте подготовлены и настроены встретить Меня, когда Я приду во второй раз в силе и славе судить каждого по делам его [ 9 ]. Ах, берегитесь, чтобы, когда хозяин дома встанет и затворит двери, не остаться за дверями и не услышать страшные слова изнутри: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды (Лк. 13 , 25, 27). Как Домовладыка, Он ни к кому и ни к чему не равнодушен. Когда кто-то отгонял от Него детей, чтобы они не мешали Ему, Он решительно сказал: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне [ 10 ]; и предупредил: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное [ 11 ]. Он любит и благословляет детей [ 12 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

Приведем еще таинственное видение пророка Иезекииля. Ему было показано в видении украшение храма: «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные украшения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лице человеческое, а с другой стороны к пальме – лице львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стенам храма» ( Иез. 41:17–20 ). Оказавшийся в этом таинственном храме оказывался окруженным резными настенными изображениями пальм с взиравшими на них двуликими херувимами (другие два лика – тельца и орла – не могли быть изображены на плоскости). Это вводило в некий райский пальмовый сад с населявшими его херувимами. Пальма – образ Девы Богородицы, а двуликий херувим – образ Христа, Сына Человеческого и Льва-Царя, Царя Иудейского. Царь и Человек, божественный Соломон, таинственный Жених пришел в «запертый сад» ( Песн. 4:12 ), который суть Пречистая Матерь Его. Там взирает Он на Пальму свою, Возлюбленную Невесту, Деву Пречистую. Что еще говорит святая Песнь Песней о Деве Богоотроковице, Христовой Богоневесте? Дщерь именитая Дева Богородица есть Дщерь именитая (7:2). О том поет святая Церковь : «Многоименитая Отроковице, радуйся, из Нея же Бог Слово родися» (Окт. гл. 3, втор., утр., кан. ко Госп., п. 4). И кто может изчести имена Пречистой? Вот имена Её: Мария Дева Приснодева Пречистая Пресвятая Пренепорочная Отроковица Богоотроковица Невеста Неневестная Богоневеста Богородица Богоматерь Божия Матерь Владычица Царица Небесная Предстательница Ходатаица Скоропослушница Избавительница Целительница Троеручица Одигитрия (Путеводительница) Блаженное чрево В родах Помощница Млекопитательница Взыскание погибших Всех скорбящих радость Нечаянная радость Умиление Умягчение злых сердец Споручница грешных Спорительница хлебов Тучная Гора Неопалимая Купина Благодатное небо Нерушимая Стена Экономисса Живоносный Источник Благая Вратарница Неувядаемый Цвет

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Учители православной церкви определяют спиритизм как тяжкий грех, считая, что человек таким образом отвращается от Бога и обращается к дьяволу и духам нечистым, и ссылаясь на Второзаконие 18, 9–13: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии – то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» С церковной точки зрения, занятия спиритизмом инспирированы людям злыми духами, а само занятие спиритизмом может привести человека к одержимости бесами. Наиболее страшным, считает церковь , является то, что человек думает, что обращается к душам умерших, а на самом деле общается с бесами, которые могут явиться человеку в различных образах, в том числе и человеческих. В некоторых церковных кругах бытует мнение, что человек, занимающийся спиритизмом, будто бы со временем может заболеть неизлечимыми страшными заболеваниями. Спиритизм, как было сказано выше, эту таинственную разумную силу считает проявлением душ умерших. Но между живыми людьми и душами умерших людей стоит стена нерушимая и препятствующая грубо-вещественному общению, ибо вещество плоти находится по одну сторону стены, а по другую сторону такого вещества нет. Проникновение через эту стену может быть только делом особого чуда, т.е. нарушением обычных естественных законов, делом сверхъестественным, актом особой благодатной воли Бога. Низведение таких чудес на степень обычных явлений представляет собой коренное заблуждение тех, которые на спиритических сеансах с кощунственной развязностью обращаются со своими вопрошениями к являющимся им будто бы душам умерших. «Спрашивают ли мертвых о живых», – говорит пророк Исаия (8:19). «Невозможно, как учит св. Иоанн Златоуст , здесь блуждать душе, уже отделившейся от тела». По земле, «яко лев рыкая», ходит, «иский кого поглотити», дьявол ( 1Пет. 5, 8 ). Для уловления людей в свои сети он может принимать всякие виды и даже образ ангела света. И на спиритических сеансах таинственные деятели, как хамелеоны, меняющие свой вид в зависимости от среды и обстановки, не кто иные, как демоны.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kritika-...

– «Я объединю все страны мира в «Союз нерушимый республик свободных»; то есть в единое коммунистическое человечество. И что пред этим жалкие попытки Александра о создании греко-македонской державы от Египта до Индии или захватнические походы монголов во главе с Чингисханом и Тамерланом?!». – «Я написал Четвертую главу (вошедшую в «Краткий курс ВКП(б)»), излагающую суть моей философии; так что теперь (во избежание преступного инакомыслия) нет надобности изучать по первоисточникам ни древнюю, ни новую философию. Отныне никто и в руки не посмеет брать философских творений Платона или Гегеля... Свое мировоззрение – по мне! – пусть формируют люди!» – «Я поистине гениальный победитель народов; ибо мною на островах Архипелага ГУЛАГа захоронено около ста миллионов врагов народа. И пигмеями ничтожными выглядят предо мною такие завоеватели, как Наполеон, с миллионом погибших в сражениях воинов, и даже Гитлер, погубивший около одиннадцати миллионов людей» 217 . – «Я объективно должен засвидетельствовать, что во всех областях науки и культуры, с древнейших времен до наших дней, нет такой знаменитости, которую бы я не превзошел. В истории мира не было человека, подобного мне; имя мое – составлялось из самолетов и проносилось в поднебесье над миллионами кричащих: «Да здравствует Сталин!» И в потрясающем успехе «надменного сердца», властитель продолжал: «Силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен; и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатства народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул» ( Ис.10:12, 13–14 ). – Я ныне, в память о себе, как создателе коммунистического рая на земле сооружаю грандиозную во всех отношениях столицу мира. И что пред нею бесформенная груда камней, оставшаяся от Вавилона древнего и от Навухудоносорова Вавилона?! И что ныне разваливающаяся пирамида Хуфу?! Или Великая Китайская Стена, никого ни от кого ныне не защищающая?!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Софии по своей длине, обширности, ширине и подбору цветов мозаики на его стенах и на полу. В нем, от верху абсиды до низу (около 7 арш. высоты) в высшей степени прекрасное изображение Владычицы (вып. II, стр. 69), именуемой «Нерушимая стена». Богоматерь изображена во весь рост, она стоит «с платом у пояса, с раскрытыми дланями, подняв руки. Изображение сделано из разноцветной блестящей мозаики с позолотой» (вып. II, стр. 69). Это одно из самых редких мозаических изображений Богородицы Византийского стиля. – Основанием для наименования образа Богоматери «Нерушимая стена» послужило, по всей вероятности, то обстоятельство, что это изображение на стене, видимое в храме всеми, при низком иконостасе, вызывало в мысли распространенное в памятниках письменности сравнение Богоматери с твердынею. Она покровительница Константинополя; она надежнее крепостных стен его, она, по выражению церковных песнопений, «Царствия нерушимая стена», держава и утверждение, нерушимая стена и предстательство, стена необоримая, стена недвижимая, стена прибежища, стена нерушимая, прибежище и покров; палата, которою сохраняется нерушимо град наш (Константинополь); всех городов и весей непобедимое хранилище и предградие 96 . Эти общеизвестные уподобления легко могли послужить поводом к тому, чтобы усвоить изображенной на стене Богоматери наименование «Нерушимой стены». Мозаика эта имеет большую важность для характеристики византийско-русского иконографического предания; замечательна она и со стороны стиля. He видно здесь ни излишней манерности, ни сильной наклонности к аскетическим формам представления, ни педантического увлечения мелочами в ущерб целому, характеризующих эпоху упадка Византийского искусства; напротив, изящество формы и глубина внутреннего содержания – суть ее отличительные признаки. «Здесь же, под Непорочной Девой изображен стол Тайной вечери, окруженный ангелами» (вып. II, стр. 69). Стол покрыт материей багряного цвета с четырьмя золотыми наугольниками, с белыми и серыми полосами, с золотыми украшениями в виде кругов и цветов, образующих собою фигуру четвероконечного креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. Кондаковым признаков этого типа, именно «монументальные фигуры при нем апостолов, святителей и пр.» в памятниках древности встречается одинаково в связи с тем и другим типом. Как понимать тип этот в сюжете «Вознесение Господне» – в смысле ли олицетворения церкви, как полагают Гримуар и А. И. Кирпичников, об этом скажем в особом сочинении. Остановимся в данном случае на одном ближайшем значении рассматриваемого изображения: это есть образ Богоматери, которому издревле усвоено наименование «Нерушимая стена». Основание для наименования заключается едва ли в том, что изображение это, несмотря на многочисленные бедствия, постигшие этот храм в разные времена, сохранилось целым и невредимым. Вернее думать, что величественное изображение на стене, видимое в храме всеми, при низком иконостасе, вызывало в памяти довольно распространенное в памятниках письменности сравнение Богоматери с твердынею. Богоматерь-покровительница Константинополя; она надежнее крепостных стен его, она, по выражению церковных песнопений, «Царствия нерушимая стена» (χαρε τς βασιλεας τ πρθητον τεχος cf. τεχος ε τν παρθνων); держава, стена и утверждение, нерушимая стена и предстательство, стена необоримая, стена недвижимая, стена прибежища, стена нерушимая, прибежище и покров; палата, которою сохраняется нерушимо град наш (Константинополь); всех городов и весей непобедимое хранилище и предградие. Эти общеизвестные уподобления легко могли послужить поводом к тому, чтобы усвоить изображенной на стене Богоматери наименование «Нерушимой стены». Мозаика эта имеет таким образом большую важность дли характеристики византийско-русского иконографического предания; замечательна она и со стороны стиля. Не видно здесь ни излишней манерности, ни сильной наклонности к аскетическим формам представления, ни педантического увлечения мелочами в ущерб целому, характеризующих эпоху упадка византийского искусства; напротив изящество формы и глубина внутреннего содержания – суть ее отличительные признаки. Ниже Богоматери в той же алтарной апсиде помещено мозаическое изображение тайной вечери по литургическому переводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010