После смерти в 1842 г. еп. Досифея епархия была присоединена к Акарнанийской епископии до 1852 г. (в состав которой в 1833-1852 также была включена и Нафпактийская епархия, названная в отличие от предшествовавшей ей Навпактской епархии не по городу Навпакту (ныне Нафпактос), а по административно-территориальной единице Нафпактия). Это образование получило наименование Этолийской и Акарнанийской архиепископии. В 1852 г. она была разделена на 2 епископии - Нафпактийскую и Эвританийскую (с зимней кафедрой в Нафпактосе и летней в Карпенисионе) и Акарнанийскую. Из Нафпактийской и Эвританийской епископии в 1899 г. была выделена Эвританийская епископия (с кафедрой в Карпенисионе), а Нафпактийская епархия присоединена к Акарнанийской епископии, в результате чего образовалась Акарнанийская и Нафпактийская епископия с кафедрой в Месолонгионе. В 1909 г. Эвританийская и Нафпактийская епархия снова объединились. В 1923 г. Нафпактийская и Эвританийская епископия возведена в ранг митрополии. В 1932 г. эта митрополия была упразднена, Нафпактия была присоединена к Фокидской митрополии, а Эвритания разделена между митрополией Этолийской и Акарнанийской и митрополией Фанарийской и Фессалиотидской. Однако из-за протестов жителей уже через год Нафпактийская и Эвританийская митрополия была восстановлена. Зимняя резиденция митрополита находилась в Нафпактосе, а летняя - в Карпенисионе. В 1978 г. на территории Эвритании была образована К. м., а в Нафпактии - Нафпактская и Айос-Власийская митрополия. 28 янв. 1979 г. хиротонисан 1-й митрополит К. м. Николай (Дросос), возглавляющий епархию до наст. времени. В 1982 г. по инициативе К. м. и об-ва «Евгений Этолийский» К-польским Патриархатом был канонизирован прп. Евгений Этолийский (Яннулис). В 1989 г. был заложен храм во имя Всех Эвританийских святых, освящен в 2002 г. В 2013 г. в епархии насчитывалось 97 приходских храмов, 1 домашняя церковь и 15 монастырских храмов (Δπτυχα. 2013. Σ. 603). Действуют 2 муж. мон-ря - Прусу и Татарны Пресв. Богородицы мон-рь (основан в 1111, возрожден на новом месте в 1969). 2 подворья мон-ря Пресв. Богородицы Татарны - свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, на окраине Карпениси (1971-1974) и прп. Марии Египетской близ Микро-Хорьо (1973), а также кафизма прп. Саввы Освященного в Трипотамо заселены женскими монашескими общинами. Кроме того, в епархии сохранилось 8 недействующих монастырей, в т. ч. монастырь Преображения Господня близ с. Враха (основан в XVII в., собор построен в 1745, фрески 2-й пол. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/1681139.html

В нижнем храме преп. Иова Почаевского хранится рака с 88 частицами мощей Киево-Печерских святых, иконы с частицами мощей великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца, мч. Христофора, святителей Нектария Пентапольского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феодосия Черниговского, Белгородского Иоасафа, сщмч. Иоанна (Помера) и др. Перед иконой «Новомучеников и исповедников Российских» работы о. Киприана в особом ковчеге – частицы мощей сщмч. Игнатия Богоносца, св. равноап. Марии Магдалины, свт. Николая Чудотворца, свщмч. Макария, митр. Киевского, святителей Арсения Сербского, Иркутского Иннокентия, преподобных Евфимия Великого, Харитона, Кириака, Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского и др. Другой почитаемый образ – список Почаевской иконы Божией Матери. За алтарной частью Троицкого собора находится небольшое монастырское «братское кладбище». Здесь покоятся братия и архиереи Русской Православной Церкви за границей, в том числе архиепископы Североамериканский Аполлинарий (Кошевой), Детройтский Иероним (Чернов), Чикагский Григорий (Боришкевич), Каракасский Серафим (Свежевский), Лос-Анджелесский Антоний (Синкевич), Буэнос-Айресский Афанасий (Мартос), епископ Сиэтлский Нектарий (Концевич), основатель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Пантелеимон (Нижник). Под алтарем Троицкого собора сооружены два склепа, в которых покоятся останки Первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского), архиепископов Сан-Францисского Тихона (Троицкого), Сиракузского Аверкия (Таушева) и постриженика Валаамского монастыря, многолетнего духовника Свято-Троицкой обители игумена Филимона (Никитина). В 2000 с северной и южной сторон были пристроены еще две усы-пальницы, в южной покоятся останки иконописца архимандрита Киприана (Пыжова), в северной погребены Первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский) и архиепископ Западноамериканский Антоний (Медведев). Позднее здесь похоронили еще одного Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра (Шкурлу). Братский корпус монастыря был заложен 28 сентября 1952 архиепископом Виталием (Максименко) и построен к 1958. В полуподвальном помещении находятся пекарня, книжные склады и кладовые, на 1-м этаже – типография, трапезная, книжный магазин, на 2-м этаже - канцелярия, фальцовочная и переплетная мастерские, покои настоятеля, на 3-м и 4-м этажах – кельи. В 1987–1988 корпус был значительно расширен, с западной и восточной сторон пристроены два новых крыла. В типографии находится большой чтимый образ преп. Иова Почаевского, вывезенный из Почаевской Лавры. На 3-м этаже братского корпуса 17 ноября 1991 была освящена часовня во имя преп. старцев Оптинских, иконостас и иконы которой выполнены иеромонахом Андреем (Эрастовым). В Оптинской часовне хранятся частицы мощей многих святых, частица Креста Господня, камень от Гроба Господня, камень из храма Воскресения Христова в Иерусалиме, камень со Св. Голгофы, камень с судного места, скуфьи святителей Митрофана Воронежского и Феофана Затворника.

http://sobory.ru/article/?object=19057

На литургии вся служба святителю. Молитва О великий угодниче Христов, святителю отче Нектарие, митрополии Пентапольския похвало и украшение, Эгины предивный чудотворче! От юности Божественною любовию уязвився, все желание твое ко единому Владыце Христу простре, темже и благодать Святаго Духа всякую страсть в сердце твоем попали и душу твою храм чист и совершен Святыя Троицы содела, уста же твоя сладчайшаго нектара словес Божиих исполни неоскудно. Обаче яко служитель истиннейший Христов, скорбь и гонения претерпел еси, клеветою и злобою человеческою, якоже многоценное злато в горниле, искушен и очищен быв, светлейше всякаго злата ныне Престолу Всецаря и Господа предстоиши, моляся со умилением о всяцей души христианстей, в болезни и печали тя призывающей. Услыши убо и нас, недостойных чад твоих, с сокрушением сердечным ко благости твоей припадающих, помощи и заступления от тебе присно взыскующих. Призри, угодниче предивный Христов, на нужды наша и Твоим благоприятным ходатайством скоро посети и умоли Пресвятую Троицу мир вселенней даровати, от глада и пагубы люди христоименитыя благосердно избавити, страждущих язвы и недузи тяжкия милостивно исцелити, в нечестии погибающия к познанию истины и покаянию обратити, верныя же в вере утвердити и укрепити и вся, яже ко спасению потребная, всем даровати. Наипаче же, святителю отче Нектарие, потщися умолити Владыку Христа, да не лишит нас милости Своея богатыя в день Страшнаго Суда Своего, части шуия всяко да избавит, части же десныя и Царствия Небеснаго милостивно да сподобит, идеже в радости неизреченней немолчными гласы да славим Его со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, Троицу Единосущную и Нераздельную, во веки веков. Аминь. Акафист 339 иже во святых отцу нашему Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Эгинскому чудотворцу Кондак 1 Православия звезду новосветлую и Церкве новозданное ограждение воспоим в веселии сердечнем Нектария богомудраго. Прославлен бо Духа действом, исцелений точит благодать независтную вопиющим: Радуйся, Нектарие, Эгинский чудотворче.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

храмов архитекторами-реставраторами, углубленно изучавшими визант. наследие. Плодовитым архитектором сер.- 2-й пол. ХХ в. был Г. Номикос (род. в 1905), построивший в неовизант. стиле более 200 церквей. Его первой постройкой стал митрополичий собор Св. Троицы в Пирее (1928), к числу значительных сооружений принадлежит собор свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского (1973-1994), являющийся уменьшенной копией собора Св. Софии в К-поле. Сооружение напоминает масштабом и куполом (диаметр - ок. 20 м), прорезанным множеством окон, юстиниановские храмы, а основными массами, формами окон, портика, сочетанием объема храма со стройной звонницей - греч. кафоликоны. Широкая купольная ячейка окружена октагональными пространствами галерей. Постройка состоит из 2 храмов - верхнего и нижнего, 2 гинекотисов, 2 парекклисионов в алтаре главного храма, 5 баптистериев-парекклисионов в нижнем храме. Открытые арочные галереи длиной 137 м в 2 яруса огибают периметр стен храма, портик зап. фасада фланкирован 2 колокольнями высотой 42 и 26,5 м. Мн. большие совр. и разнотипные храмы по размерам и внушительности облика приближаются к собору Св. Софии в К-поле (Божественного Промышления (Βασιλικς Πρνοιας) в р-не Кесариани на территории Б. Афин (1975), многоэкседровый 3-ярусный храм в городке Неа-Муданья на п-ове Халкидики). Крупный масштаб - главная особенность этих построек, существенно отличающая их от средневек. храмов на территории Г. В рамках местной традиции и более естественно выглядят храмы средней величины. Особенности фессалоникийских церквей отражает, напр., архитектура церкви мон-ря Преображения на горе Хортиатис (1988 - 90-е гг. ХХ в.) - крестово-купольного триконха с 5 куполами и арочной галереей с запада. В посл. десятилетия повсеместно получило распространение строительство небольших и простых по композиции купольных церквей и часовен: напр., церковь на островке в зал. Вистония близ Лагоса. В традиции островной эгейской архитектуры ее стены побелены, и в целом постройка выглядит органично в окружающем ландшафте.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Бог, управляющий миром, промышляющий обо всем и неизменно пекущийся о всякой твари и всяком существе, не забывал и Своего верного и усердного раба. Ибо отец мой и мать моя оставили меня, – говорит Псалмопевец, – но Господь примет меня ( Пс. 26, 10 ) Только Он, пути Которого неисповедимы, знает причину и смысл всего происходящего. Слухи о благочестивой жизни Пентапольского митрополита – скромного провинциального проповедника дошли со временем и до Греческого королевского дворца, до самой королевы Ольги. Она пожелала лично познакомиться с Нектарием и вскоре стала его духовной дочерью. Благодаря ей, Святитель был поставлен на должность, которую ему судил Бог . Он возглавил учреждение, призванное предоставить Греческой Православной Церкви образованных, всесторонне развитых ученых-богословов. Основанная братьями Ризари (и носящая их имя) богословская школа расположена в самом центре Афин, неподалеку от Византийского музея. Задача ее заключалась в подготовке как священнослужителей, так и светских церковных кадров. К моменту, когда ее возглавил святитель Нектарий, она находилась в полнейшем упадке, была практически лишена какого бы то ни было руководства. Сменивший его впоследствии на этом посту будущий Афинский митрополит Хризостом Пападопулос писал, что усилиями митрополита Нектария и подобранного им квалифицированного преподавательского состава, школа им. Ризари обрела внутреннюю стабильность и пережила значительный духовный подъем. Интересна речь, которую святитель Нектарий произнес 18 сентября 1895 г., в начале второго года своего пребывания на посту директора школы, перед собравшимися учениками: “Вот приступаем мы к занятиям нового учебного года... По счастливой случайности учебный год начинается тогда же, когда и год сельскохозяйственный. Сельские труженики уже сейчас начинают заготовлять семена, чтобы они дали дружные всходы и обильные плоды и чтобы урожай был богатым и своевременным. Точно так же учителя, как и другие возделыватели духовной нивы, начинают с сегодняшнего дня бросать свои духовные семена, закладывая добрые и обильные зерна, дабы получить от них урожай во время жатвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

— Вы читали рассказ «Неумеха» из «Православного патерика» Майи Кучерской? — Я слышал об этой книге, но не читал. — Там описан один батюшка, который ничего не умел. Ни красиво служить, ни проповедовать, ни храм отремонтировать. И ничего у него не было: ни спонсоров, ни верных чад, ни машины, ни мобильного телефона, ни даже детей. Он словно вообще отсутствовал. Но, когда он прожил жизнь и умер, свечи у прихожан на заупокойной службе зажглись сами собой, а в храме вспыхнул неземной свет. Священник должен быть ярким человеком, привлекающим сердца, или вот таким незаметным, «неумехой»? — Могу повторить слова владыки Антония, который говорил о том, что священник должен быть прозрачным, он должен проявить в себе образ Христа. Если он ставит на первое место себя, а не Христа, ему туго будет. Это основной фундамент пастырского служения — вести людей ко Христу, а не к себе. Священник должен умалиться, чтобы за ним Христа было видно. Я читал недавно интересные рассуждения о том, как менялось церковное искусство в России за последние 500 лет. Раньше человек заходил в храм, например, в Софийском соборе в Новгороде, и видел икону Спасителя в византийском стиле, с такими огромными глазами, что они сияли даже в полумраке храма. И уже на пороге человек вытягивался, он ощущал себя в присутствии Христа. Когда церковное искусство стало более секулярным и начало перенимать иллюстративные приемы западной живописи, эта тяга ко Христу в иконе стала слабеть. Секуляризированное церковное искусство начало ставить барьеры между человеком и Богом, а не снимать их.  В иконе заложен литургический смысл, иначе это, как говорил митрополит Антоний, «дуб раскрашенный». И священник, если он ставит себя на первое место, может тоже превращаться в такой вот дуб раскрашенный. «Одним глазом в книгу, другим — по сторонам» — А вы любите нецерковное искусство — театр, кино? — Ой, я и не помню, когда я был последний раз в театре. Еще до священства, это точно. Кино я смотрю иногда, в последний раз смотрел фильм «Человек Божий» про Нектария Пентапольского. Это греческий фильм, неплохой. Но вообще — все это просто дело вкуса.

http://pravmir.ru/svyashhennik-hristofor...

Архив Пн Состоялось пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии 19 марта 2020 г. 18:11 19 марта в Свято-Троицкой Сергиевой лавре под председательством митрополита Петрозаводского и Карельского Константина состоялось первое в 2020 году пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии . Митрополит Константин сообщил членам Комиссии об итогах заседания Священного Синода, состоявшегося 11 марта, на котором были утверждены  тексты молитвословий, представленные Комиссией, — тропари и кондаки следующим святым: сщмч. Василию Максимову , пресвитеру Кабановскому; сщмч. Иоанну Смирнову , пресвитеру; сщмч. Сергию Кудрявцеву , пресвитеру Анискинскому; прпмц. Дарии (Зайцевой) ; мч. Иоанну Попову . В ходе заседания также были рассмотрены и одобрены тексты служб прпмч. Ефрему Новому, прп. Паисию Святогорцу, прп. Поликарпу Брянскому. Одобренные тексты служб направлены на утверждение Священного Синода. Члены Комиссии рассмотрели и отредактировали тексты молитв, полученных из Издательства Московской Патриархии : сщмч. Владимиру, митрополиту Киевскому; прп. Гавриилу Самтаврийскому; апостолу Иакову, брату Господню; свт. Нектарию Эгинскому, митрополиту Пентапольскому, чудотворцу; прп. Иустину (Поповичу); прп. Косме Этолийскому; мч. Лонгину Сотнику; свт. Николаю (Велимировичу), Охридскому и Жичскому; равноап. Николаю, архиепискому Японскому; прп. Паисию Величковскому; прп. Паисию Святогорцу; сщмч. Петру, митрополиту Крутицкому; прав. воину Феодору Ушакову. Участники заседания рассмотрели и одобрили последование молебного пения для беременных и готовящихся к рождению ребенка. На заседании были также рассмотрены официальные и частные письма, поступившие в адрес Комиссии. Синодальная богослужебная комиссия /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5609732.ht...

В настоящем издании, помимо Жизнеописания старца, печатаются его сочинения о монашестве, в том числе «Устав общежительного пребывания на основании святых определений Церкви Христовой» (1910), «Наставление желающему восприять великий и ангельский образ монашества», «Изъяснение великого ангельского образа» (1924). В последнем сочинении старец между прочим пишет: «Монашеское жительство – не собрание отвлеченных идей, не род безумного учения, но восхождение к небесному состоянию при бого-просвещенном руководстве и подвиге с рассуждением». В книге помещен и ряд писем старца, среди которых, на наш взгляд, особое значение, при нынешнем состоянии некоторых православных умов, имеют письма, посвященные «прельщениям» и борьбе с ними («Об отвержении мечтаний. Ответ монаха Даниила Маркиану-монаху» (1918) и «Об умной молитве. Письмо старца Даниила Каллистрату» (1916)). В последнем письме особенно любопытны тонкие размышления старца «о части деятельной и части созерцательной»,– размышления, весьма актуальные в настоящее время, ибо даже многоопытный подвижник может поторопиться в желании достичь чаемого совершенства и, соблазнившись, погрешит против аскетической традиции и погибнет. В заключение публикуются письма святителя Нектария, митрополита Пентапольского († 1920, память 9/22 ноября), светоча Православия, одного из наиболее почитаемых греческих святых, духовного друга старца Даниила. Нет, не оскуде преподобный ( Пс. 11, 2 ), не оскудела благодатными дарами Святая Гора, прославленная держава монахов – подвижников, аскетов, молитвенников, угодников Божиих,– грозная цитадель христианства, молитвенница за весь мир. И маленький скит-исихастирий Даниилеев, основанный приснопамятным отцом Даниилом,– всё смиренное братство скита, все мужи духоносные,– строго прилежит молитве, твердо следует Писанию и Преданию и свято чтит заветы великого старца-афонита, неложного свидетеля о Господе нашем Иисусе Христе. А над скитом, над всем Афоном держит Свой покров Хранительница Святой Горы, Великая Заступница наша, Пресвятая Богородица.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

Книга эта – поэма о нашей святой православной вере, написанная в изящном изложении, какое отличает Святого Нектария во всех его литературных трудах и проповедях. Недаром блаженный старец Порфирий сказал, что святые – поэты. Автор в обращении к читателям, говорит, что цель ее – укрепление веры христиан. А мы знаем, что Христос по слову прп. Симеона Нового Богослова ищет в человеке прежде всего жемчужину веры и смирение. С уверенностью можем сказать, что цель блестяще достигнута. Читающий может сам убедиться в этом. Книга чрезвычайно полезна для каждого христианина, вникающего в истину. Прочитав ее, вы еще более полюбите Христа и святого автора. Просим снисхождения у читателя, за возможные «занозы» слуха и смысла вонзившиеся в текст великого Святого при переводе. Переводчик Христология или О божественном характере и деле Спасителя нашего Иисуса Христа и об исполнении пророчеств в божественном Его Лице. Митрополита Пентапольского Нектария Кефаласа Директора Церковной Ризарийской Школы «Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложеная ему. И той чаяние языков»: ( Быт.49:10 ) «Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, того послушайте по всему, елика аще речет к вам: будет же, всяка душа, яже аще не послушает пророка онаго, потребится от людий»: ( Деян.3:22–23 ; Втор.18:15–18 ) «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога и егоже послал еси Иисус Христа»: ( Ин.17:3 ) Читателям Главной нашей целью при сочинении настоящей Христологии было укрепление веры христиан, да бы были они непоколебимыми и неизменными в вере и, достойно поступая согласно Евангелия, соподвизаясь верою Евангельскою и ни в чем не устрашаемые от противников, разумно и праведно и благочестиво жили в веке сем, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, да избавит от всякого беззакония и очистит Себе люди, изобилующие ревностью добрых дел. Такова цель произведения. В сочинении сем мы всячески прилагали труд к более совершенному его составлению для безошибочного достижения цели. Молюсь от всего сердца, да будет Пресвятой Начальник и Совершитель спасения нашего помощник всем к совершенному исполнению искомой цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

В праздник иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Благовещенском храме Алма-Аты 22 ноября 2023 г. 15:55 22 ноября 2023 года, в праздник в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», день памяти святителя Нектария, митрополита Пентапольского, Эгинского чудотворца и священномучеников Константина Черепанова, Нестора Панина, Феодора Чичканова и Виктора Климова, пресвитеров Семипалатинских, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в микрорайоне Алатау города Алма-Аты, где располагается институт ядерной физики Национального ядерного центра Республики Казахстан. Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили епископ Талдыкорганский Клавдиан , епископ Уральский и Атырауский Вианор , благочинный храмов Алма-Аты, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров, настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, ключарь Христорождественского собора протоиерей Александр Гайченя, настоятель Алексеевской церкви поселка Байтерек протоиерей Анатолий Бойко, настоятель Иоанно-Предтеченской церкви поселка Гульдала протоиерей Георгий Харлов, протоиерей Владимир Глухих, клирик Алексеевского храма поселка Байтерек иеромонах Алексий (Самосенков), настоятель Александро-Невской церкви села Саймасай (Александровка) иерей Роман Клюев, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, иерей Николай Матлашов, клирик храма подворья во имя святых Царственных страстотерпцев иеромонах Савва (Кульбакин), протодиакон Николай Гринкевич. Песнопения исполнил хор храма Христа Спасителя под управлением Екатерины Скоровой. За богослужением молились православные жители микрорайона Алатау и верующие из окрестных населенных пунктов. Иерарх прочитал молитву об умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы. Проповедь после запричастного стиха произнес иерей Николай Матлашов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010