Ему возбраняется въезд по любому поводу в прочие города [состоящие в ведении] Престола Нашего, как и в Старый Каир, без кириархального разрешения. Каир, 3 мая 1890 года. Софроний Александрийский». Обязанности Патриаршего представителя в Каире исполнял теперь, по крайней мере в течение июля 1890 года, митрополит Фиваидский Герман. Из письма архиепископа Порфирия Синайского архимандриту Корнилию от 12 мая 1890 года явствует, что до отьезда Софрония из Каира (приблизительно в середине мая) предпринимались какие-то попытки разубедить его, не имевшие, впрочем, успеха. Показательно, что автор письма величает святого не митрополитом Пентапольским, а по фамилии: «Патриарх находится в Каире с Высокопреосвященным Фиваидским, так и не примирившись с Кефаласом, которого не намерен оставлять своим представителем, но всего лишь архиереем для служения и требоисполнения по мере надобности, без всяких иных церковных полномочий и административных обязанностей». А в письме архидиакону Константину Пагонису от 29 мая 1890 года он же вспоминает: «Высокопреосвященного Пентапольского видел сегодня сильно переменившимся, сдержанным в своих притязаниях и, как показалось, каким-то странным. Да просветит его Бог! 98 ». К сожалению, нам неизвестно, в чем состояли «притязания» владыки Нектария, но они, надо полагать, были связаны с его архиерейскими полномочиями. Лишенный их без всякой вины, он попытался, быть может, восстановить справедливость. Но после объяснения с новым Патриаршим представителем Германом Фиваидским Пентаполец, как глубоко чуждый честолюбия, как любитель ученых занятий 99 и, наконец, как истинный монах (который, в отличие от иных, вовсе не считал оставленную ему малую келью «тюрьмой»), принял все условия, не задевавшие его внутреннего достоинства и не препятствовавшие деятельному исполнению Евангелия. Однако примерно через полтора месяца, 11 июля 1890 года, из Александрии пришел второй Патриарший указ, выдворявший его за пределы Египта: «Указом от 3 мая 1890 года митрополиту Пентапольскому Нектарию Кефаласу, уволенному от заведования патриаршей канцелярией в Каире, равно как и от управления Патриаршим представительством и церковными делами, была оставлена возможность свободно проживать, если пожелает, в патриаршей резиденции, питаясь там и совершая любые архиерейские священнодействия по приглашению христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Воспользовавшись тем, что Синод не спешил отвечать на просьбу митрополита Нектария (от 14 февраля 1892) разрешить ему священнослужение в Халкидской епархии 154 , они составили донесение Синоду от 23 мая того же года (то есть через два дня после его отъезда по описанному маршруту 155 ) и, приложив к отчету владыки, отправили в Афины. В донесении отмечались факты «самочинного» архиерейского служения иерокирикса Нектария Кефаласа и его соблазнительное для мирян стремление любой ценой занять Халкидскую кафедру. Текст донесения до сих пор не найден, и поэтому мы не можем прямо заявлять, что авторы дошли до чудовищного утверждения, будто для проповедника в архиерейском сане священнослужение есть «уклонение» от основной его обязанности, но в их устах и оно не кажется невероятным 156 . Рассмотрев это донесение на заседании 12 июня 1892 года, Священный Синод предписал митрополиту Пентапольскому заручаться впредь для архиерейского священнослужения разрешением Епископской эпитропии, а также напомнил о необходимости представить отчет и две проповеди: «Зачитано: донесение Халкидской эпитропии Священному Синоду от 23 мая сего года, которое она предпосылает отчету иерокирикса нома Эвбея. Сим донесением Синод извещается, что упомянутый иерокирикс священнодействовал без разрешения церковного начальства и вызвал немалый соблазн, добиваясь для себя церковной реабилитации в качестве канонического архиерея Халкиды. В соответствии с предписанием от 15 июня текущего года эпитропия, во-первых, доводит до Вашего сведения, что выполнение иерокириксами действий, приличных священному сану, несовместимо с возложенной на них высокой обязанностью, которая состоит, конечно, не в священнослужении ради прибытка, но в том, чтобы неустанно обходить и назидать верующих в спасительном учении евангельском и твердых правилах нравственности для возгревания в них религиозного чувства и изглаждения различных пороков. Посему возбраняем Вам впредь совершать без дозволения эпитропии любые священнодействия, хотя бы и просил о том кто из христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Каждый Христа ради подвизающийся, помимо труда, посвященного церковному служению, обязательно ставится перед необходимостью совершения особого, внутреннего подвига. И чаще всего именно этот подвиг, иногда внешне незаметный, приводит человека в Царство Небесное. В остальном мы – рабы неключимые – делаем то, что обязаны. Для святителя Нектария Эгинского (Кефаласа), митрополита Пентапольского, таким подвигом было мужественное, смиренное терпение зависти и клеветы. Письмо от Бога Анастасий Кефалас Анастасий Кефалас родился в многодетной семье в Силиврии в 1846 году. Добрым христианским воспитанием он обязан родителям и, прежде всего, – матери. Очень рано обозначились в юном христианине тяга к образованию и желание послужить Христу. Поэтому в 14 лет он направился в Константинополь, чудесным образом попал на корабль и добрался до желанной цели. Однако бедность не позволила любознательному и одаренному мальчику сразу начать обучение. Анастасий стал трудиться на табачной фабрике и потихоньку заниматься самообразованием. «Жил он в то время в такой нужде, что однажды, стесненный в средствах до крайности, решил... написать Господу письмо с изложением своих проблем и потребностей – такова была его детская простота и непосредственность. “Я попрошу у Него, – думал Анастасий, – фартук, одежду, обувь, ведь у меня ничего нет, мне холодно...” Вооружившись карандашом и бумагой, он написал: “Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне. Ты знаешь, как я люблю Тебя”. Затем сложил письмо, запечатал его и на конверте проставил следующий адрес: “Господу Иисусу Христу на Небеса” и с тем отправился на почту. По дороге ему повстречался сосед-торговец, и, как показало дальнейшее, встреча эта (как, впрочем, и все, что с нами происходит) была делом Промысла Божия. — Анастасий, куда ты идешь? — спросил сосед. Этот неожиданный вопрос смутил мальчика, пробормотавшего что-то в ответ и продолжавшего держать в руке письмо. — Давай мне твое письмо, я его отправлю. Не раздумывая, он отдал письмо. Торговец взял его, положил в карман и пошел дальше. А Анастасий, радостный, вернулся домой.

http://pravoslavie.ru/108386.html

Поначалу Патриарх Софроний проявлял терпимость (о чем и напоминал позже архиепископу Порфирию в письме от 13 августа 1893), ограничиваясь устными ссылками на прежние соглашения, замечаниями и возражениями и постоянно слыша в ответ, что все это – временно. Но когда «временное» стало постоянным и резиденция архиепископа Синайского фактически переместилась в Каир, он решительно этому воспротивился. Вполне возможно, что на позицию Патриарха повлияла боязнь новых злоупотреблений со стороны синаитов, а то и прямые сведения о них 82 . Первый инцидент, омрачивший отношения двух иерархов, отмечен в 1888 году 83 . Дальнейшее их обострение произошло в марте 1890 года, когда Порфирий начал переговоры о продаже – и к тому же мусульманам! – старого подворья в Джубани, а затем, втайне от Патриарха Софрония, и о строительстве нового, с храмом в квартале Дахер. К этому надо добавить контакты Порфирия с видными греческими деятелями, в том числе политиками, и слухи (архиепископ Синайский Порфирий II Логофет называл их «клеветническими»), будто он домогается Александрийского престола. О том, что у Порфирия могли быть такие намерения, говорит фрагмент письма 84 жителей Кимы (Эвбея), посланного в 1893 году с ведома Нектария Пентапольского министру иностранных дел Греции: «...весьма вероятно, что... будут встревожены тамошние алкатели и соискатели Александрийского престола (и первый из них – небезызвестный синаит, человек весьма богатый и к тому же россофрон 85 , уроженец Закинфа, а ввиду богатства своего – большой приятель и любимец некоего Грипариса, доводящегося кузеном нашему дипломатическому агенту в Египте)». Действия синаитов привели в 1893–1894 годах к серьезному осложнению, временно урегулированному тогда (а полностью – лишь в 1932 86 ) обращением к каноническому праву и другими мерами Александрийской Патриархии. Но у Порфирия и некоторых его собратьев имелись связи не только с «сильными» греческого мира, но и с клириками Александрийской Патриархии, которые за спиной у Софрония получали от них вознаграждение и гарантии будущей поддержки за своевременные действия в нужный момент. Следует учесть, что в выборах Патриарха Александрийского издавна принимали участие и уполномоченные общин. Для характеристики закулисной стороны дела приведем выдержку из недатированного письма синайского архимандрита Игнатия митрополиту Фиваидскому Герману, который после смерти Софрония († 1899) упорно добивался патриаршества:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

А ремесленники Эвбеи направили своему депутату в парламенте Александру Кондоставлосу телеграмму: «Мы, постоянно проживающие в Халкиде и временно находящиеся здесь кимийцы, каристийцы и прочие, спешно умоляем Вас поддержать всеми силами наше справедливое обращение и законную просьбу министру церковных дел отозвать перевод иерокирикса нома Эвбея Нектария, из-за чего пришли в смущение епархии Халкидская и Каристийская». Депутат Кондоставлос, приложив к телеграмме докладную записку, собственную просьбу и вырезку из «Палирии», переслал все это министру церковных дел, которого, по всей вероятности, посетил и лично. Так или иначе, но 26 марта 1892 года был подписан, а на другой день опубликован новый королевский указ, отменявший перевод Нектария Пентапольского в Лаконию. 1 апреля уведомления об этом были разосланы Священному Синоду, самому владыке Нектарию и номарху Эвбеи. Ликование эвбейцев выражают все те же местные газеты. «Эврипос», от 21 апреля 1892 года: «Из полученного вчера телеграфного известия мы с величайшей радостью узнали, что перевод иерокирикса Эвбеи кир Нектария, митрополита Пентапольского, отменен, поскольку справедливая просьба наших сограждан убедила господина министра. Радуемся и ликуем, ибо не подобало в наступающие святые дни лишать наш город достопочтенного и высокообразованного иерокирикса, тем более что с кончиной Высокопреосвященного архиепископа Халкидского Христофора архиерейское место вдовствует и поныне, все еще не занятое. Сам же господин министр заслуживает наилучших пожеланий и благопризнательности нашего города за усердную готовность и доброе к нему расположение». «Палирия», того же дня: «С ликованием извещаем, что перевод нашего иерокирикса, Высокопреосвященного Пентапольского Нектария, отменен. Решение это исполнило радости весь народ, у которого Высокопреосвященный Нектарий пользуется особым почтением. Благодарим всех, кто помог осуществиться общему желанию края». Нектария Пентапольского с министром К. Папамихалопулосом связывала впоследствии особая дружба. В письме святого к игумении Ксении есть такие строки: «Посылаю Вам многоценный и нечаянный рождественский дар с горы Синай – три листочка Неопалимой Купины (все еще цветущей в храме ее имени). Их прислал мне оттуда, как тамошнее благословение, Константин Папамихалопулос. Когда получите, то прежде чем взять их и осенить всех крестообразно, пропойте догматик второго гласа “Прейде сень законная благодати пришедшей”. И осеняйте себя так всегда, и храните их в панагиарии 167 , чтобы никогда не терялись, и да будут Вам в помощь!». При освящении храма Святой Троицы листья эти находились на престоле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Министр по делам религии, до которого он неоднократно пытался “достучаться”, в конце концов стал недоумевать. Он затребовал через сотрудника греческого консульства в Каире дополнительную информацию по “делу” митрополита Пентапольского и получил в ответ следующее письмо (датированное 28 января 1894 года): “Господин Министр! По поручению Министра иностранных дел имею честь направить Вам некоторую информацию, касающуюся Его Преосвященства Владыки Нектария, бывшего епископа Пентапольского, и причин, вынудивших его уехать из Египта. Г-н Иоанн К. был знаком с этим епископом еще в бытность его простым монахом в одном из монастырей Хиоса. Он взял его под свое покровительство и представил Его Блаженству Патриарху Александрийскому. Благодаря пожертвованиям некоторых людей он был направлен в Афины для изучения богословия, где прошел обычный курс обучения и получил диплом нашего национального Университета. Затем он вернулся сюда и Патриарх возвел его в сан архимандрита, назначив проповедником и секретарем Патриархии. Исполняя свои обязанности, он проявил себя усердным и верным тружеником и вел по-настоящему аскетический образ жизни. Впоследствии он был командирован Патриархом к его каирскому представителю, епископу Ливийскому, который также вследствие некоторых разногласий с Патриархом удалился в Смирну. Тогда Нектарий получил титул Патриаршего легата, который он сохранил за собой и после его хиротонии во епископа Пентапольского. Поначалу Патриарх был вполне удовлетворен служением епископа Пентапольского, который отличался прямотой и активностью. Однако этот епископ начал раздражать Патриарха своей тенденцией к самостоятельности, личной инициативе, что не понравилось Патриарху, посчитавшему такую позицию мятежной. Его Блаженство счел нужным удалить его из Египта. По данным из патриарших источников, к обвинениям в мятежности добавились и обвинения в аморальности. Однако я считаю своим долгом сообщить Вам, что, по другим достоверным источникам, митрополит оказался жертвой интриг и оклеветания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

На острове Эгина почтили память святителя Нектария Греция, 11 ноября 2013 г. На греческом острове Эгина прошли торжественные богослужения в честь одного из наиболее почитаемых в народе подвижников XX столетия – святителя Нектария Пентапольского (Кефаласа), сообщает сайт agionoros.ru .      Вечером накануне праздника в соборном храме монастыря Святой Троицы (Святого Нектария) была отслужена Вечерня. Сразу по её окончании начался торжественный Крестный ход. Честная глава Святого была перенесена в огромный собор Нектария Пентапольского, который расположен по соседству с монастырём. Наутро в соборе святого Нектария была отслужена Утреня и Божественная Литургия. В богослужении, которое возглавил Митрополит Маронийский Пантелеимон, приняли участие митрополиты Кифирский Серафим, Неврокопийский Иерофей, Арголидский Нектарий и Эгинский Ефрем. По окончании Литургии начался Крестный ход, который завершился молебном в кафедральном соборе в порту Эгины.      В праздничных мероприятиях приняли участие тысячи местных жителей и паломников со всех концов православного мира (в том числе и из России). Церковное прославление святителя Нектария Пентапольского (Эгинского) состоялось всего полвека назад, но уже сегодня можно без преувеличения сказать, что это один из самых почитаемых святых в православном мире. Подвиг святителя, его самоотверженные труды на ниве пастырства, богословское наследие, праведная кончина с последующими знамениями и чудесами сделали его имя известным далеко за пределами Греции. В России святителя Нектария пока знают и почитают меньше чем на Ближнем Востоке и Балканах (к примеру, в Сербии икона святого Нектария есть почти в каждом храме, а в Греции он официально признан покровителем учащихся духовных школ). По-прежнему не переведено на русский язык его богатейшее богословское наследие, а из написанных святым песнопений хорошо известно только знаменитое «Агни Парфене». Святой Нектарий соединяет в себе черты образцового архипастыря, настоящего монаха и выдающегося богослова. По словам известного греческого историка и духовного писателя архимандрита Илии Мастроянопулоса, «святой Нектарий был во всех проявлениях истинный и к главной цели устремлённый духовник, вдохновляемый Писанием и Отцами, молитвой и личным опытом. Библейский, святоотеческий, традиционный, но твёрдо стоящий на земле и подлинно современный. Всегда на почве Евангелия, но как святые Василий и Златоуст, отнюдь не невежда в психологии и медицине». Фото: Romfea.gr 11 ноября 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/65639.html

Фотий не ответил и Вселенскому Патриарху, хотя впоследствии официальным журналам Александрийского Патриархата «Экклисиастикос фарос» и «Панденос» разрешено было публиковать материалы, где владыка Нектарий именовался «митрополитом Пентапольским». Так, в первом из названных изданий появилась за подписью «Κ. А.» благожелательная рецензия на его «Историческое исследование причин схизмы» 125 . Рецензент отметил, что «автор по справедливости достоин похвалы и за сочинение, в котором видна знакомая читателю других его трудов ревность о Православной Церкви и истине». Во втором, в разделе «Хроника» (который очень часто, как показывают сохранившиеся рукописи, составлял сам Патриарх), сообщалось, что «8 ноября в лечебнице Аретэйон отошел ко Господу Высокопреосвященнейший митрополит Пентапольский»; в том же номере две страницы заняла согретая теплым чувством статья архимандрита Хризостома Пападопулоса «Нектарий Пентапольский». В последующие сорок лет предстоятели Александрийской Церкви многократно засвидетельствовали свое почитание святого Нектария. Так, младший его современник Патриарх Христофор II (1876–1967) в письме к эгинской игумении Христодуле от 15 апреля 1954 года с восторгом говорит о благоухающих мощах святителя: «Сколь же должна гордиться этим Церковь Александрийская!». Искренность своих слов приснопамятный Патриарх подтвердил в 1960 году, когда невзирая на глубокую старость и крайнюю немощь посетил Эгину, чтобы поклониться честным мощам и гробу. А за Божественной литургией в день прославления Нектария Пентапольского Александрийскую Церковь представляли митрополит Акрский и великий протосинкелл патриаршего престола Евстафий. Неоднократно бывали на Эгине Патриархи Николай IV и Парфений III; последнему принадлежат слова: «Этот святой – воплощенное преемство свидетелей Единой Церкви, которая дала Симона Киринийского, взявшего Крест Господень». Нынешний Патриарх Петр VII 126 , также ревностный почитатель Нектария Пентапольского, не раз посещавший Эгину еще митрополитом, благословил соорудить в его честь часовню при патриаршей резиденции в Александрии, восстановил дом, где святой проживал в Каире, и наметил строительство новых храмов его имени на канонической территории Алексавдрийского Патриархата 127 . И наконец, на экстренном своем заседании Священный Синод Александрийской Церкви принял следующее постановление:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Скачать epub pdf Содержание Обращение к монастырям Писательский труд святителя как выражение его священного желания Письмо 1-е     9/22 ноября – день празднования памяти святого Нектария, митрополита Пентапольского (†1920). По этому поводу представляем вниманию наших читателей статью, опубликованную ранее изданием “Пемптусия”. В архиве Монастыря Ватопед обнаружено одиннадцать неизданных писем святого Нектария Кефаласа, митрополита Пентапольского, любимого народом Эгинского святителя. В этот статье мы представим эти письма. Свою теплую благодарность и признательность я выражаю Его высокопреподобию игумену монастыря Ватопед архимандриту Ефрему, уважаемому старцу монастыря Ватопед монаху Иосифу, по благословению которых публикую эти письма, Его высокопреподобию протопресвитеру Феодору Зисису , профессору богословского факультета Аристотелевского университета города Фессалоники за его советы и руководство. В продолжение четырнадцати лет (1894–1907), когда святой Нектарий возглавлял Ризарийскую школу, он написал и издал значительное количество своих выдающихся работ. Для издания его сочинений требовалась крупные денежные средства, которыми святитель не располагал. Обращение к монастырям В этом месте следует обратить особое внимание на обращение святого к монастырям за финансовой поддержкой его писательской деятельности на пользу Церкви и ее полноты (9-е письмо). Помимо монастыря Ватопед он переписывался и с другими афонскими обителями. И это неслучайно. Ревнитель монашеского жития, на двадцать седьмом году жизни он поступает в монастырь. И, несмотря на то, что спустя три года он оставил его, равно как и ничем не развлекаемое наслаждение жизнью во Христе, для того, чтобы трудиться в лоне Церкви, он остался подлинным почитателем монашеского жития, учением и примером передавая свое благочестие другим. Так объясняется это его обращение. Одиннадцать публикуемых нами писем датируются, начиная с 3 июля 1900 года (1-е письмо)и заканчивая 30 июля 1906 года (11-е последнее письмо) и обращены к эпитропам монастыря Ватопед. Святой испрашивает финансовую помощь вначале для издания своего труда «Христология», а позднее для издания сочинения «Бессмертие души и ее церковное поминовение». По всей видимости, монастырь Ватопед пользовался финансовым достатком и поэтому с готовностью и скоро откликнулся на просьбу святого об издании обоих сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

«Кроме этого огорчения (отсутствия средств, чтобы послать на монастырские нужды.– С. Д.), имел и другое, очень серьезное, которое, впрочем, улеглось сегодня само. Я выгнал из семинарии четверых воспитанников: двоих из четвертого [класса] и двоих из пятого (этим через месяц предстояло получить диплом). В судьбе их большое участие принимали “сильные”, но сегодня, наконец, они были отчислены, хотя и без решения об отчислении». Заметим, что официальное решение об отчислении могло навеки опозорить исключенных и серьезно осложнить дальнейшую их жизнь. Пентаполец был чужд всякой мстительности или намерения морально раздавить оступившихся. Но когда под угрозой оказывалась нравственность воспитанников и репутация Духовной школы, он становился строгим и непреклонным. Не прошло и четырех лет с его назначения, как Административный совет отметил «ревностную заботу Высокопреосвященнейшего директора о семинарии, преданность и безупречное служение ей и, сверх сего, то, что он без отдельного вознаграждения преподает в ней учебные дисциплины». Как признал впоследствии один из душеприказчиков Георгия Ризариса, «Высокопреосвященный митрополит Пентапольский кир Нектарий Кефалас... отменно управляет делами семинарии». То же писал преемник владыки на директорском посту архимандрит Хризостом Пападопулос: «По счастью... Ризарийская семинария, благодаря ее директору митрополиту Пентапольскому Нектарию, снова обрела мир и усилиями отборного контингента преподавателей движется вперед при обычном для нее духовном преуспеянии. Нынешний директор полностью восстановил церковный строй жизни этого учебного заведения». Как вспоминает архимандрит Иоаким Специерис, обучавшийся в Ризарионе прежде, чем его возглавил святой Нектарий, «то правда, что до назначения Высокопреосвященного Пентапольского директором Ризарийская семинария пребывала в расстроенном состоянии. Но как только он принял начальство, наступило умиротворение и школа получила верную постановку». Говоря о церковном образовании, духовный друг святого, старец Даниил Катунакский (1844–1929), называл Нектария Пентапольского среди тех, кто свое делание на этом поприще совершал в истинно православном духе и как христианское свидетельство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010