Однажды, когда святитель Нектарий, изможденный нищетой и потрясенный предательством и недоверием своих друзей и близких, молился в сокрушении, на сердце его опустился удивительный мир. Ему показалось, что он слышит стройное пение. Догадываясь, что происходит, он поднял глаза и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении сонма ангелов, поющих особым напевом. Он записал слова и мелодию. Этот самый прекрасный гимн Пресвятой Богородице, известный как Агни Парфене, знает весь православный мир. Но мало кто знает, что гимн этот написан рукой и сердцем Нектария Эгинского. Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице, Царице, Мати Дево, Руно, всех покрывающее, Превысшая Небесных Сил, нетварное сияние, Ликов девичьих Радосте и Ангелов Превысшая... В 1904 году владыка с несколькими духовными чадами, девушками, желавшими посвятить себя Христу, приехал на остров Эгина, с тем, чтобы выбрать место для монастыря. Благословенный остров! Здесь даже собаки не лают на незнакомцев. Повстречав на своем пути прохожего, мужчину или женщину, вы чаще всего услышите Христово приветствие: " Радуйтесь! " На скудные средства и пожертвования благотворителей, Нектарий приобрел развалины старого монастыря. На одной из мраморные плит, укрепленных на стене церковного притвора написано: " Нектарий, Митрополит Пентапольский, воздвиг сей храм в вечную славу Триединого Бога. " Однажды Эгинский монастырь, находившийся еще в стадии строительства, посетил митрополит Афинский. Остановившись у служебного входа, он попросил у бедно одетого старика, готовившего строительный раствор, позвать митрополита Пентапольского. Старик тотчас отправился за " ним " . Когда Афинский митрополит увидел рабочего, превратившегося в иерарха, он испытал некоторое замешательство и сказал: - Это ты, Нектарий? В таком виде?.. Через несколько лет твой монастырь, на который ты тратишь столько сил, будет выглядеть так же как развалины напротив. Святитель вдохновенно ответил: - Брат мой и сослужитель, речь вовсе не о том, придет ли мой монастырь в такое состояние, как ты говоришь. Наоборот, в скором времени эти развалины восстанут на острове во славу Триединого Бога.

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/18/...

Внутренний устав, регулирующий все стороны жизни телесной и духовной, есть предписания о трапезе – для первой и общежительное пребывание – для второй. Что касается сумм, вносимых в кассу обители, то управляющей монастырем игумении указано представить мне подробный реестр поступлений и расходов, каковой реестр мною высылается. Вашего Высокопреосвященства благопокорнейший служитель Нектарий Пентапольский». Игумения Ксения составила требуемый реестр, не преминув с подобающей почтительностью, но также и с обычной своей прямотой включить туда все пожертвования монастырю самого владыки Нектария и добавить от себя несколько важных доводов в его защиту. В Высокопреосвященном Пентапольском, писала она, «...мы усмотрели... неложного наставника и путеводителя духовной жизни... По благоволению Божию он наставлял нас с любовью и усердием, напутствуя и руководствуя на стези горнего жительства. Его Высокопреосвященство явился нашим помощником, щедро доставляя из собственных средств все потребное для поддержания обители. Расходы на обитель, понесенные Высокопреосвященным, суть следующие. Сколько на сие издержал Высокопреосвященный, нам неведомо, то ведает Бог... остальное восполняет Высокопреосвященный отец наш». На протяжении следующих трех лет Феоклит Афинский, не давая делу официального хода, не переставал ежегодно присылать в монастырь специально уполномоченного архимандрита, выражая через него всяческое недовольство вперемежку с угрозами, хотя владыка с тех пор не совершил сам ни одного пострига. Но вот наступил 1917 год, когда за руководящее участие в знаменитом анафематствовании премьера Венизелоса митрополит Феоклит был лишен не только престола, но некоторое время спустя и сана 283 . 2 марта 1918 года, через два дня по избрании нового митрополита Афинского, Кипрского Мелетия Метаксакиса, святой Нектарий подал новое ходатайство об утверждении обители, но и на сей раз не получил ответа. Вскоре последовало другое испытание, куда более тяжелое. Владыка был уже семидесятидвухлетним старцем и готовился к переходу в вечность, когда одна женщина, пресловутая «свечница» (торговка свечами), обвинила его ни много ни мало в безнравственности! Речь идет об Ирине, жене Ставроса Франгудиса. Имея от первого брака дочь Марию, она со временем задумала выдать ее за местного торговца 284 . Но девушка, склонная, как оказалось, к монашеству, искала прибежища в монастыре, и святой Нектарий, по договоренности с вышестоящей церковной властью 285 , принял ее, вовсе не предполагая немедленно постричь. Тогда разъяренная мать явилась в прокуратуру Пирея и подала на него чудовищную жалобу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Святитель был уволен в отставку, как простой слуга, без малейшего расследования обстоятельств, вопреки церковным правилам и канонам, вопреки святым Отцам и традициям. Одним росчерком патриаршего пера епископ Пентапольский лишился своей кафедры и был изгнан. “Владыка Нектарий, – говорилось в патриаршем указе от 3 мая 1890 г., – освобождается от должности руководителя патриаршего бюро и церковного управления. Ему, однако, разрешается, по его желанию, продолжать жить в своей квартире (какое снисхождение!) для занятий и писаний, а также участвовать в трапезах за общим священническим столом. Ему также разрешается совершать требы. Ему категорически запрещается под любым предлогом ездить в города, находящиеся в патриаршем ведении, равно как в древний Каир, без специального разрешения”. Изгнание Другой указ, датированный 11 июля того же года, повелевал митрополиту Пентапольскому покинуть египетскую землю. Святитель Нектарий уехал из Египта, не пытаясь оправдываться или защищаться, а лишь повторяя за Иовом: Господь дал, Господь и взял ( Иов. 1, 21 ) – и за Апостолом: мы уверены, что имеем добрую совесть... ( Евр. 13, 18 ). Нектарий обладал такой чистой совестью, и потому ему нечего было страшиться. Ибо говорил он сам в одной из своих проповедей, произнесенной в храме Пирея: “Добрая совесть – это самое великое из всех благ. Она – цена душевного мира и сердечного покоя. Мирный покой совести – это покой духа. Она дает радость сердцу, она придает мужество перед лицом Бога, она делает наши молитвы услышанными, она отверзает нам двери небесные, она передает нам божественную благодать, она расточает нам дары Духа Святого. Она распределяет харизмы, она исполняет во благих желание, она ведает нас к счастью и блаженству. Она соединяет души в Царстве небесном...” Но вопросы о совести, конечно же, мало интересовали или беспокоили гонителей святителя Нектария, и ему пришлось покинуть Египет. Путь к патриаршему трону оказался открытым для иных претендентов. Удовлетворенные отъездом чуждого им человека, честолюбцы принялись выяснять отношения между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

2)  С 25 ноября 1916 г. Пирейский порт был блокирован силами союзников (держав Антанты), которые поддерживали Венизелоса и разрешали доступ туда лишь отдельным рыболовецким судам. Владыка Нектарий оставался чужд партийных пристрастий, да и ввиду крайней своей болезненности не решился бы предпринять такое путешествие, особенно в зимнее время. Помимо этого есть прямые свидетельства, что в период блокады он находился на Эгине. 3)  Будь святой Нектарий участником анафематствования, местоблюститель митрополита Афинского и председатель нового, верного Венизелосу Священного Синода вряд ли пригласил бы его в январе 1918 г. совершить хиротесию в Эгинском кафедральном соборе (см. далее, эту же главу). 4)  Равным образом владыка не дерзнул бы 2 марта 1918 г., в обстановке, когда многие иерархи недавно были осуждены за участие в анафематствовании и Высший Церковный суд все еще заседал (последнее заседание его состоялось 10 июля 1919 г.), ходатайствовать перед Синодом об официальном утверждении его монастыря (см. ниже, главу «Новые испытания»). 5)  Не преследовал святого и фанатичный приверженец Венизелоса митрополит Мелетий Метацакис, несмотря на то, что мог найти предлог для гонений в доносах пресловутой «свечницы» (см. ниже, главу «Новые испытания»); напротив, известно, что он совершал богослужение в его Свято-Троицкой обители, когда та еще не имела официального статуса. Более того, сама канонизация Нектария Пентапольского произошла при Патриархе Афинагоре, который состоял иеродиаконом при митрополите Мелетии и, по собственному признанию, имел его своим «честным старцем». Другой поборник Венизелоса, близкий Мелетию будущий митрополит Афинский Хризостом (Пападопулос), который по причине своих убеждений в ноябре 1916 г. был доставлен под полицейским конвоем в прокуратуру для предания суду «за государственную измену», в ноябре 1920 г., когда разделение нации достигло апогея, выступил в журнале «Панденос» с дифирамбами Пентапольцу и здесь же упомянул о безотлучном его пребывании на Эгине с самого переезда туда. И вполне вероятно, что публикация эта призвана была рассеять необоснованный слух, распространению которого сам автор когда-либо по ошибке письменно или устно способствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Митрополит Пентапольский Нектарий. Афины, 27 октября 1890 года». Прошение запротоколировано 31 октября, а через несколько дней, 5 ноября, Священный Синод по рассмотрении высказался за назначение просителя на должность иерокирикса в такой ном, где имелась вдовствующая епархия (или формально назначенный архиерей не мог исполнять свои обязанности), чтобы таким образом отчасти компенсировать фактическое отсутствие архипастыря. Надо сказать, что в период, когда образованные слои общества были заражены неверием, а правительство относилось к религии и Церкви с нескрываемым пренебрежением, церковный бюджет составлялся властями совершенно произвольно. Поэтому многие кафедры (как правило, епископии) в Греции годами не имели архипастырей, а всеми делами их распоряжались так называемые епископские эпитропии 131 . Итак, деяние Синода по данному поводу гласило: «Прочитав обращение в Синод Высокопреосвященнейшего митрополита Нектария от 27 октября сего года, коим он просит предоставить ему должность иерокирикса, законоучителя или замещающего епископа в одной из вдовствующих епископий, постановили: составить прошение в Министерство церковных дел о его назначении иерокириксом Эвбеи» 132 . Благожелательное решение Синода во многом определила позиция его председателя – знаменитого деятеля Элладской Церкви митрополита Афинского Германа Калигаса. Ранее служивший в Александрии, он, по-видимому, сохранял контакты с египетскими греками, которые могли уверить его в безупречной жизни и разносторонних дарованиях Пентапольца 133 . Первоначально Синод предполагал направить его иерокириксом в ном Фтиотида-Фокида, где находились две давно овдовевшие епископии, но епископ Каристийский, ввиду преклонного своего возраста 134 , попросил переменить назначение митрополиту-иерокириксу на ном Эвбея. Прошение Нектария Пентапольского было передано в Министерство по делам Церкви и народного просвещения, но здесь возникло серьезное затруднение, связанное с подданством просителя. Митрополит Нектарий родился за пределами независимого Греческого королевства, в Восточной Фракии, которая оставалась под властью Турции. Между тем действовавший в Греции с 1878 года закон требовал, чтобы иерокириксы всех номов наряду с дипломом богословского факультета имели и греческое подданство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Синод не удовлетворил ходатайства эвбейцев, уступив давлению внецерковных сил. Как писал ученый и благочестивый митрополит Гортинский и Мегалопольский Мелетий, «община Халкиды просила [у Синода] Нектария Пентапольского, директора Ризарийской семинарии, ранее служившего иерокириксом. Но предпочтение странным образом отдано было безвестному и из безвестности явившемуся Хрисанфу... игумену богатого Галатакийского монастыря... который был предложен королевским двором тогдашнему премьер-министру Георгию Феотокису. В этом предпочтении виноват был Правительствующий Синод, выдвинувший его без возражений из-за благоволения всесильного премьера» 171 . Достойно восхищения то, что в неизбрании своем Нектарий Пентапольский усмотрел Божий Промысл. «Высокочтимые члены Синода не хотят, так что, по-видимому, нет воли Божией», – написал он эгинским сестрам. В наши дни на Эвбее имеется ряд храмов, освященных в честь святого, и верующие благоговейно и с особого рода гордостью празднуют его память. Сам владыка с избытком вознаграждал их привязанность своей любовью. Он постоянно молился за дорогих его сердцу эвбейцев, скопелитов, скиафитов и скириотов и при случае щедро оделял своими книгами. Добавим, что вышедшее в 1892 году сочинение «Об Откровении Божием в мире» посвящено «благороднейшим и благочестивейшим халкидцам и кимийцам», а «Вселенские Соборы Христовой Церкви» – «Янису Кьяпекосу, халкидцу, мужу благочестивому, любителю искусств и благодетелю, в знак глубокого уважения». И наконец, в оставшееся время своей земной жизни Пентаполец побывал на Эвбее дважды: один раз в Киме, другой – в Халкиде. Приехав в Киму 23 июля 1894 года, он провел здесь несколько дней. Как писала «Палирия», «вчера прибыл отдохнуть от трудов по воспитанию будущих клириков Высокопреосвященнейший митрополит Пентапольский Нектарий, бывший иерокирикс нашего нома, а ныне директор Ризарийской семинарии, которого мы с нетерпением ожидали, желая узреть дневной свет святых его наставлений». Путешествие же в Халкиду он совершил в 1913 году, чтобы духовно укрепить Яниса Кьяпекоса и его супругу, потерявших сына. Капрал Георгий Кьяпекос, участник греко-турецкой войны 1913 года, умер от тифа в госпитале Арты в январе того же года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

ПоЮще ТвоЕ рождество, Якоже дрЕвле ИзрАиль в кимвАлех сенОвную скИнию воспеваше, тАко мы ныне Тя, скИнию Истинну, добродЕтельми прославляем, да слЫшиши от всех сицевАя: Радуйся, пЕсне, воспеваемая горЕ; радуйся псАлме, слышимый нИзу. Радуйся, Единому Богу достойно послужившая; радуйся, Божественней Троице смирением угодившая. Радуйся, вЕки Носящаго носившая в Себе; радуйся, престоле СодержАщаго вселенную в руцЕ. Радуйся, тАйно неизреченная векОв и времЕн; радуйся, упование твердое нарОдов и племЕн. Радуйся, сердечное рАдование иерЕев благоговЕйных; радуйся, быстрое слЫшание молитв церковных и келЕйных. Радуйся, премудрости дОме богозданный; радуйся, мИлости сосУде, Богом избрАнный. Радуйся, Всецарице, недуги наша благодатию исцеляющая. Кондак 13 О Всецарице Мати, рОждшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее наше приЯвши песнопение, от всякия смертныя болезни исцелИ ны и будущаго избАви осуждения вопиющих: Аллилуиа. Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос " Ангел предстАтель... " и 1-й кондак " НовоявлЕнней Твоей... " Молитва О Всеблагая досточУдная Богородице, ПантанАсса, Всецарице! Несмь достОин да внИдеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутрОбная Мати, рцы слово, да исцелИтся душа моя и укрепИтся немощствУющее тело мое. Имаши бо державу непобедимую, и не изнемОжет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упросИ, Ты за мя умолИ. Да прославлЯю преславное имя Твое всегда, ныне и в безконЕчныя веки. Аминь. Акафист святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, ЭгИнскому чудотворцу От раковых болезней Святитель Нектарий ЭгИнский (1846–1920) явился в наш непростой век той евангельской свечой, которую Бог поставил светить всему миру. С детства воспитанный в благочестии и добродетели, он еще при жизни своей был почтен от Бога дАром прозорлИвости и чудотворения. Господь удостоил Своего раба высоким саном епископа. Но и будучи митрополитом ПентапОльским, святитель НектАрий претерпел многочисленные и несправедливые обвинения и клевету, перенося все это с неизменной кротостью и смирением. К рАке его мощЕй, находящейся на греческом острове Эгина, стекаются паломники со всего мира. Особенно славен святитель Нектарий исцелениями от раковой болезни, многочисленные свидетельства чему собраны в книге, посвященной святому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1232...

Если говорить об оставлении гнева, то эту степень смирения святой прошёл ещё до пострига. Когда он служил сельским учителем на Хиосе, мальчик, помогавший ему по кухне, однажды забыл на открытом огне кастрюлю с едой. Еда сгорела, и сам дом оказался в опасности. Вспылив, Анастасий дал юному помошнику два подзатыльника, но тут же раскаялся. Он попросил у мальчика прощения, а для себя в наказание за грех выпросил у Бога полную потерю вкусовых ощущений. Бог исполнил его просьбу: до самой смерти святой Нектарий не чувствовал ни гнева, ни вкуса принимаемой им пищи . Вот так до крови подвизались святые! А уж неверию собственным делам и постоянному желанию поучаться преисполнена вся жизнь святого Нектария. Святитель Нектарий Эгинский Будучи совершенным в смирении, он не мог не полюбить молитву, о которой Лествичник пишет: «Тогда ты достоверно узнаешь, что святое существо смирения есть в тебе, когда будешь исполнен неизреченного света и несказанной любви к молитве» . Часто святой Нектарий настолько погружался в богомыслие, что не слышал стука в дверь. И если посетители всё же решались ее приоткрыть, то видели его отрешённым, стоящим на коленях, с воздетыми к небу руками и взглядом, устремлённым вверх . А однажды маленький мальчик увидел святого словно купающимся в ослепительном золотом свете. «Пожар! Пожар!» – закричал ребёнок и принялся тушить огненные языки пламени, которые исходили от лица и тела святителя . И уже незадолго до смерти смиренному Пентапольскому митрополиту явилась Честнейшая Херувим и оставила дивной красоты песнопение, переведенное теперь практически на все языки мира и известное как «Агни Парфене» . На свете нет ничего прекраснее смирения. Оно есть одеяние Божества и неизреченный аромат святых. Смирение есть высшая из добродетелей и одновременно их основание. «Смирение, – пишет преподобный Ефрем, – есть райский сад, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений. Им очищаются грешные, оправдываются виновные, возвращаются на истинный путь заблудшие, спасаются погибшие, торжествуют сражающиеся, увенчиваются победители» .

http://pravoslavie.ru/50002.html

Димитракопулос Софоклис Нетленные мощи Спустя шесть месяцев могилу понадобилось вскрыть для дополнительного ее укрепления 321 и установления каменной плиты, сооруженной на средства Ризариона. Взору рабочих и монахинь предстало удивительное зрелище. Честные останки, по-прежнему источавшие миро, выглядели так же, как в день погребения, а цветы лимона – как свежесрезанные. На два дня тело перенесли в настоятельские покои. За это время была приведена в полный порядок могила и установлена плита с эпитафией, написанной гекзаметрическими стихами: «Зришь иерарха Божия гроб пред собою, о путник. Троном Пентаполец он, Кефалас же Нектарий – прозваньем. Жизнь его благочестия полной была с добродетелью вкупе И животворной наукою горних словес. А посему жало печали в певцах музолюбивых оставил, И вопиет, естеству отдавая свой долг. Теплым кроплением слез, девственниц эгинских сонм. Горестный хор “ризаритов” рыдает, разлукой томимый С добрым отцом и наставником мудрым всяческих благ. Геликониды, укромной тиши насельницы-музы, Плачем чтут и они служителя верного их. 8.11.1920». Тот же вид останки святого являли собой и позже, в чем многие могли убедиться при последующих вскрытиях могилы. Об одном из них, в 1924 году, говорит письмо старца Даниила Катунакского (от 18 июня того же года): «Эту спасительную весть прислал мне господин Александр Мораитидис, муж высокоблагочестивый и всесторонне образованный, который написал: “У них [в монастыре] состоялось перенесение останков упокоившегося во благих Высокопреосвященного Нектария Пентапольского, причем святое его тело было обретено нетленным, как если бы он был жив, и благоухающим”». Через пять лет по кончине владыки официальная газета Вселенского Патриархата «Апостолос Андреас» сообщала, что при вскрытии гроба монахини «обнаружили тело своего игумена таким же, как и погребли! И само тело, и даже одежды его ничуть не изменились. К тому же оно источало особое, нездешнее благоухание. Едва узнав о дивном явлении, приснопамятный митрополит Афинский Хризостом поспешил к месту его, где совершил поклонение и молитву пред честными останками».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

В Духовной школе он проработал четырнадцать лет (1894 –1908). Наряду со своими обязанностями в сфере образования, митрополит Пентапольский Нектарий, «наставник духовной жизни», по благословению Афинских митрополитов нес богослужебные, проповеднические и благотворительные обязанности и за пределами школы. Святой всегда был слабого здоровья, в начале же 1908 года он перенес тяжелую болезнь, после чего принял решение уйти со своего поста и 7 февраля 1908 года в возрасте 62 лет написал прошение об отставке с должности директора школы, которая была принята. Святой, когда пришла полнота времени 7 2 – 10 сентября 1904 года – посетил остров Эгину, где находится сегодня монастырь Святой Троицы, чтобы благословить восстановление древнего монастыря, лежавшего тогда в руинах, и заселение в нем женской общины, выбравшей это святое место для подвижнической жизни. Из отчета первой настоятельницы монастыря игуменьи Ксении Стронгилу митрополиту Афинскому Феоклиту мы узнаем о первых шагах по осуществлению этого святого замысла: «Живя в Афинах, я познакомилась с девушками, с которыми меня связали сестринские узы, ибо были мы сходных взглядов и вместе горячо стремились к монашеской жизни, и вот нашли мы святителя Пентапольского, из проповедей которого мы узнали незыблемое учение и руководство к духовному житию . И в это время узнали мы, что на Эгине есть древний монастырь, освященный в честь Пресвятой Богородицы “Живоносный Источник”, и что, при поддержке губернатора Эгины… сей находящийся в руинах монастырь было решено восстановить. Однако, прежде чем принять решение об отъезде, мы решили посоветоваться с всечестным нашим учителем Пентапольским. Владыка, выслушав наше предложение, сначала не одобрил его по причине неустроенности сего монастыря и отсутствия всяких гарантий, а также по причине того, что нами не получено благословение от Высокопреосвященнейшего Владыки. Однако он принял решение съездить туда в паломническую поездку и увидеть своими глазами этот монастырь. Так и случилось» 8 .Святой в сопровождении игумена монастыря Хрисолеонтиссы и мэра Эгины Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010