Скачать epub pdf Содержание Обращение к монастырям Писательский труд святителя как выражение его священного желания Письмо 1-е     9/22 ноября – день празднования памяти святого Нектария, митрополита Пентапольского (†1920). По этому поводу представляем вниманию наших читателей статью, опубликованную ранее изданием “Пемптусия”. В архиве Монастыря Ватопед обнаружено одиннадцать неизданных писем святого Нектария Кефаласа, митрополита Пентапольского, любимого народом Эгинского святителя. В этот статье мы представим эти письма. Свою теплую благодарность и признательность я выражаю Его высокопреподобию игумену монастыря Ватопед архимандриту Ефрему, уважаемому старцу монастыря Ватопед монаху Иосифу, по благословению которых публикую эти письма, Его высокопреподобию протопресвитеру Феодору Зисису , профессору богословского факультета Аристотелевского университета города Фессалоники за его советы и руководство. В продолжение четырнадцати лет (1894–1907), когда святой Нектарий возглавлял Ризарийскую школу, он написал и издал значительное количество своих выдающихся работ. Для издания его сочинений требовалась крупные денежные средства, которыми святитель не располагал. Обращение к монастырям В этом месте следует обратить особое внимание на обращение святого к монастырям за финансовой поддержкой его писательской деятельности на пользу Церкви и ее полноты (9-е письмо). Помимо монастыря Ватопед он переписывался и с другими афонскими обителями. И это неслучайно. Ревнитель монашеского жития, на двадцать седьмом году жизни он поступает в монастырь. И, несмотря на то, что спустя три года он оставил его, равно как и ничем не развлекаемое наслаждение жизнью во Христе, для того, чтобы трудиться в лоне Церкви, он остался подлинным почитателем монашеского жития, учением и примером передавая свое благочестие другим. Так объясняется это его обращение. Одиннадцать публикуемых нами писем датируются, начиная с 3 июля 1900 года (1-е письмо)и заканчивая 30 июля 1906 года (11-е последнее письмо) и обращены к эпитропам монастыря Ватопед. Святой испрашивает финансовую помощь вначале для издания своего труда «Христология», а позднее для издания сочинения «Бессмертие души и ее церковное поминовение». По всей видимости, монастырь Ватопед пользовался финансовым достатком и поэтому с готовностью и скоро откликнулся на просьбу святого об издании обоих сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Содержание От издателей От переводчика Жизнеописание почившего о Господе старца Даниила, уроженца Смирны и устроителя каливы в честь преподобных отцов, на Святой Горе подвизавшихся, что погребен в Катунаках († 1929) На пути к монашеству В Свято-Пантелеимоновой обители В Ватопеде Катунакский безмолвник Соболезнования братству Даниилеев в связи с кончиной монаха Даниила Соболезнующее послание Великой Лавры Святой Горы Утешительное послание Дорофея из Каракалла, монаха и духовного сына новопреставленного Сочинения о монашестве Устав общежительного пребывания на основании святых определений Церкви Христовой Наставление желающему восприять великий и ангельский образ монашества Изъяснение великого и ангельского образа Введение. Монашеское во Христе жительство О высоком предназначении и достоинстве иноческого образа О таинстве совершенного и святого образа Точное изложение последования святого и великого ангельского образа Письма Послание об уставе монашеского общежития, писанное по настоянию Высокопреосвященнейшего митрополита Пентапольского господина Нектария (Кефаласа) инокиням его на Эгине Ответ монаха Даниила Маркиану, монаху Иверского скита, об отвержении мечтаний Ответное письмо монаха Иверского скита Маркиана иконописца на послание Даниила монаха от 12 января 1918 года об отвержении видений Об умной молитве. Письмо старца Даниила Каллистрату Четыре письма святителя Нектария Пентапольского старцу Даниилу Письмо 1 Письмо 2 Письмо 3 Письмо 4     От издателей A­ γιον ρος, Святая Гора, Святой Афон – земной рай, дивная обитель блаженных, страна мужей преподобных, овеянная славой непобедимая твердыня Вселенского Православия. Под благодатным покровом Пресвятой Богородицы столетие за столетием сонмы честных отцов, отважных воинов Христовых, в бесчисленных монастырях, келлиях и каливах творя свой высокий подвиг, работали Господеви, мужественно превозмогая и тяжкие телесные недуги, и гибельные духовные искушения. И ныне боголюбцы афонские бесстрашно оберегают чистоту Православия, решительно противостоя и дерзким еретическим притязаниям на истину, и церковному неообновленчеству, живо ополчась на диавольские страсти современного, скорого на грехи, мира. И ныне Афон – этот цветущий оазис в бесплодной пустыне всеобщей и повсеместной развращенности – является домом молитвы ( Мф. 21, 13 ), священным для всей православной ойкумены, для каждого православного христианина. И ныне Святая Гора – царство нелицемерного покаяния и беспрекословного послушания, земля радостотворных слез и непрестанной молитвы – место служения сосудов избранных (ср.: Деян. 9, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

Димитракопулос Софоклис Митрополит Пентапольский Выдающиеся личные качества и неистощимая работоспособность архимандрита Нектария, как и огромный его авторитет у православных жителей Каира, побудили Патриарха Софрония возвести своего ближайшего сотрудника в архиерейское достоинство. В январе 1889 года он избирается «митрополитом некогда просиявшей митрополии Пентапольской», которая в первые века церковной истории составляла обширную епархию на территории нынешней Ливии 77 . В Великом Кодексе Александрийской Патриархии имеются «Памятная запись» о его архиерейском избрании и «Деяние о хиротонии», внесенные туда рукой самого первоиерарха. И избрание, и хиротония совершены были Патриархом с двумя архиепископами – бывшим Керкирским Антонием и Синайским Порфирием I (примечательно, что оба – уроженцы Закинфа, родины святителя Дионисия Эгинского). «Памятная запись» гласила: « Церковь Христова имеет древний обычай в должное время ставить и законно рукополагать архиереев в епархии, сущие лишь по имени, некогда просиявшие, ныне и следа не имущие. Итак, согласно древнему сему церковному обычаю, ввиду настоящей нужды поставить архиерея для митрополии Пентапольской, сущей лишь по имени, некогда под патриаршим престолом Александрии просиявшей, ныне же и следа не имущей, мы, пребывающие в Египте архиереи, с поощрения и дозволения Святейшего и Блаженнейшего Папы и Патриарха великого града Александрии и всей земли Египетской, Ливии, Пентаполя и Эфиопии, Судии Вселенной кир Софрония, собрались в храме иже во святых отца нашего Николая и, подав, по правилам, голоса для обнаружения и избрания лица, достойного рукоположения и возведения на степень вышеназванной и лишь по имени сущей митрополии, предложили, во-первых, высокопреподобнейшего во иеромонахах архимавдрита кир Нектария Кефаласа, во-вторых, преподобнейшего во иеромонахах господина Хрисанфа и, в-третьих, преподобнейшего во иеромонахах господина Паисия, чьи имена занесены в сей священный Кодекс Святейшего престола Алексавдрийского на вечное свидетельство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Димитракопулос Софоклис Духовная поддержка Наряду с богослужением, изучением Писания и творений отцов, источником новых духовных сил для святого была в этот период регулярная переписка с такими выдающимися подвижниками, как Пахомий Арелас и святогорец Даниил Катунакский 199 . Укрепляло его и участие в литургических собраниях за пределами семинарии. Укажем в этой связи на несколько важных обстоятельств. Проживая юношей на подворье Иерусалимского Патриархата в Константинополе, он и впоследствии сохранил особые связи с Иерусалимской Церковью. Именно в «ризарийский» период началась его духовная дружба с митрополитом Вифлеемским Анфимом, в ту пору экзархом Патриарха Иерусалимского в Афинах, и с давним учеником владыки Анфима афонским пострижеником иеромонахом Иоакимом Специерисом, уже тогда зрелым мужем. Митрополит Анфим 200 был одним из самых знаменитых иерархов Иерусалимской Церкви. Святой Нектарий верил, что изнемогавшая тогда под бременем многих трудностей Церковь эта воспрянет, если найдутся люди, готовые послужить ей своей незыблемой верой и решимостью. Вот почему, когда в начале XX столетия запрашивались мнения видных лиц о том, как изменить ситуацию вокруг Гроба Господня, самый лаконичный ответ дал Пентаполец, приведя слова древнего поэта: «Благими мужами спасается град». Иеромонах Иоаким подвизался некоторое время на Афоне и впоследствии составил одно из первых жизнеописаний Нектария Пентапольского 201 . Святой был участником всенощных бдений и в ныне упраздненной церкви Пророка Елисея (улица Ареу, 14, поблизости от Монастираки) совместно с иереем Николаем Планасом 202 и другими боголюбцами, среди которых были литераторы Александр Пападиамандис и Александр Мораитидис. По всей вероятности, именно там и состоялось его знакомство с этими уроженцами Скиафоса, которое в случае Мораитидиса перешло затем в прочную духовную связь и регулярную переписку 203 . Нельзя не вспомнить и другое место, много раз служившее владыке духовным прибежищем, – часовню Святой Параскевы в поместье Хараламбоса Матфопулоса в Патисии 204 . Там довелось ему, по милости Божией, завязать или возобновить благочестивую дружбу с мужами глубокой веры, готовыми пострадать за Церковь и дело благовестия. Среди них выделялись митрополит Патрасский и Элейский Иерофей Митропулос и два архимандрита – основатель общества «Зои» Евсевий Матфопулос и Панарет Дулигерис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Димитракопулос Софоклис Назначение разъездным проповедником К моменту приезда в Грецию (август 1890) сорокачетырехлетний владыка Нектарий находился в расцвете творческих сил, но, как мы знаем из его письма Патриарху Софронию 128 , терпел крайнюю нужду. Первое время он жил на новой афинской окраине Неаполис (Экзархия) у церкви Святителя Николая в Певкакии, где квартировал еще студентом 129 . Известно, что он посещал здешний храм, где и служил, если представлялась возможность (как и позже, когда стал директором Ризарийской семинарии, – до 1895 года в старой, а потом в новой, великолепно украшенной). Старый храм, расположенный рядом с новым (сразу при входе во двор с улицы Асклипиу) и впоследствии использовавшийся как учебное помещение детского сада, начальной школы и гимназии, в 1979 году был преобразован в часовню и заново освящен в честь Нектария Пентапольского, что еще более запечатлело связь святого с Николо-Певкакийским приходом и всей округой 130 . Первой мыслью святого Нектария было удалиться на Афон или остров Парос, где находилось подворье монастыря Неа Мони. От этого шага владыку удержал (имея в виду пользу, какую могли принести многочисленные его дарования в миру) митрополит Патрасский и Элидский Дамаскин, а возможно, преемник последнего Иерофей Митропулос. (Дружеские отношения с будущим митрополитом Иерофеем завязались у него, кажется, еще со времен обучения в Афинах.) После этого Пентаполец, нимало не терзаемый себялюбием и не смущаемый архиерейским саном, стал искать любой церковной должности. Поистине, то был пример великого смиренномудрия, уподобляющий его архипастырю Эгины – святому Дионисию, который по удалении с Эгинской кафедры был принят жителями Закинфа как простой священник. Сохранилось прошение владыки Нектария Священному Синоду Элладской Церкви от 27 октября 1890 года: «В Священный Синод Королевства Эллинов. Многочтимейшие! Причины, независящие от моей воли, вынуждают меня оставаться в Греции. Ввиду того, что скудость средств не дозволяет мне пребывать в праздности, не сочтет ли Церковь королевства мою особу пригодной для откомандирования – если соблаговолит Священный Синод – в какое-либо место иерокириксом, законоучителем или замещающим архиереем на вдовствующую кафедру с разрешением архиерейски священнодействовать, дабы тем самым обязать благодарностью как наипочтительнейшего и остающегося в непрестанной готовности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Димитракопулос Софоклис Нетленные мощи Спустя шесть месяцев могилу понадобилось вскрыть для дополнительного ее укрепления 321 и установления каменной плиты, сооруженной на средства Ризариона. Взору рабочих и монахинь предстало удивительное зрелище. Честные останки, по-прежнему источавшие миро, выглядели так же, как в день погребения, а цветы лимона – как свежесрезанные. На два дня тело перенесли в настоятельские покои. За это время была приведена в полный порядок могила и установлена плита с эпитафией, написанной гекзаметрическими стихами: «Зришь иерарха Божия гроб пред собою, о путник. Троном Пентаполец он, Кефалас же Нектарий – прозваньем. Жизнь его благочестия полной была с добродетелью вкупе И животворной наукою горних словес. А посему жало печали в певцах музолюбивых оставил, И вопиет, естеству отдавая свой долг. Теплым кроплением слез, девственниц эгинских сонм. Горестный хор “ризаритов” рыдает, разлукой томимый С добрым отцом и наставником мудрым всяческих благ. Геликониды, укромной тиши насельницы-музы, Плачем чтут и они служителя верного их. 8.11.1920». Тот же вид останки святого являли собой и позже, в чем многие могли убедиться при последующих вскрытиях могилы. Об одном из них, в 1924 году, говорит письмо старца Даниила Катунакского (от 18 июня того же года): «Эту спасительную весть прислал мне господин Александр Мораитидис, муж высокоблагочестивый и всесторонне образованный, который написал: “У них [в монастыре] состоялось перенесение останков упокоившегося во благих Высокопреосвященного Нектария Пентапольского, причем святое его тело было обретено нетленным, как если бы он был жив, и благоухающим”». Через пять лет по кончине владыки официальная газета Вселенского Патриархата «Апостолос Андреас» сообщала, что при вскрытии гроба монахини «обнаружили тело своего игумена таким же, как и погребли! И само тело, и даже одежды его ничуть не изменились. К тому же оно источало особое, нездешнее благоухание. Едва узнав о дивном явлении, приснопамятный митрополит Афинский Хризостом поспешил к месту его, где совершил поклонение и молитву пред честными останками».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Димитракопулос Софоклис Приложения Святитель Нектарий Пентапольский Молитва Божией Матери (общеизвестный вариант перевода молитвы «Агни Парфене») Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице, Царице, Мати Дево, Руно, всех покрывающее, Превысшая Небесных Сил, нетварное сияние, Ликов девичьих Радосте и Ангелов Превысшая, Небес Честная Сило и Свете, паче всех светов, Честнейшая Владычице всех Небесных Воинств, Всех праотцев Надеждо, пророков Исполнение, В подвизех Ты помоще, Кивоте Бога Слова, И девам Ликование, и матерем Отрадо, Целомудрия Наставнице, душ наших Очищение, Покрове ширший облака и страждущих Пристанище, Немощных Покров и Заступнице, Надеждо ненадежных, Марие, Мати Христа, Истинного Бога, Ааронов Жезле прозябший, Сосуде тихой радости, Всех сирых и вдов Утешение, в бедах и скорбех Помоще, Священная и Непорочная Владычице Всепетая, Приклони ко мне милосердие Божественного Сына, Ходатайце спасения, припадая, взываю Ти: Радуйся, Невесто Неневестная. Служба 338 святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Эгинскому чудотворцу ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры, глас 6. Подобен: Тридневен: Троицы служитель истиннейший,/заветов богомудрых отец ревнитель,/Православия страж неусыпный явился еси,/достоблаженне отче Нектарие;/моли убо ныне,/в небесных кровех водворяяся,//о иже на земли верно чтущих память твою. Велия скорби и напасти,/клеветы и озлобления/в земнем житии твоем претерпел еси,/отче Нектарие преподобне;/темже и ныне, праведне,/Троице Единосущней на небеси предстоя,/можеши и нам, напаствуемым,//от бед и обстояний лютых избавление испросити. В тяжцем недузе и мучительнем,/Христу спострадати вожделев,/течение твое скончал еси, святителю славне;/темже и ныне благодать имаши,/от болезней и язв телесных//страждущим и недугующим исцеление подавати. Слава, глас и подобен тойже: В преставлении твоем, отче Нектарие,/скорбь велия и печаль горькая/сердца и души чад твоих объят./Обаче ныне, иерарше приснопамятный,/молитвою твоею благодерзновенною/всякия неутешимыя скорби и печали//всех любящих тя верно избавляеши.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Архипастырская поездка Архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона по приходам Буэнос-Айресской и Южно-Американской епархии   Буэнос-Айресская и Южно-Американская епархия, 11 февраля 2008 г.  Первый день архипастырской поездки Первого Заместителя Председателя Архиерейского Синода по приходам Буэнос-Айресской и Южно-Американской епархии. По поручению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, Преосвященнейший Иларион, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский, в сопровождении своего секретаря, протоиерея Михаила Бойкова, прибыли в город Сантьяго, столицу Чили. Митрополит Лавр, переживая о недостатке духовного окормления чад Русской Зарубежной Церкви, проживающих в Южной Америке, командировал Преосвященнейшего Владыку Илариона, чтобы посетить духовенство и мирян в Чили, Бразилии и Аргентине. В аэропорту г. Сантьяго владыку Илариона и его спутника, протоиерея Михаила, особо почетно встретили, при содействии таможних властей, священник Алексий Аэдо и д-р Елизавета Георгиевна Юрлова, представители Нектариевской общины. С аэропорта, почетных гостей сопроводили в часовню святителя Нектария Пентапольского, которая находится в здании Сантьягского Центрального университета. Настоятель о. Алексий, который одновременно является профессором этого университета, с небольшой группой прихожан встретил владыку с крестом на блюде. При пении «Тон деспотин» греческим напевом Преосвященнейший Владыка поклонился святым иконам и благословил всех присутствовавших, среди которых были: Роберто Леон – староста и псаломщик прихода, Энрике Парце и вышеупомянутая д-р Елизавета Георгиевна Юрлова – секретарь прихода. Затем, по поручению Преосвященного Илариона, протоиерей Михаил Бойков совершил благодарственный молебен, во время которого на испанском языке о. Алексием было прочитано евангельское повествование о чудесном исцелении Иисусом Христом десяти прокаженных мужей. По окончании молебного пения, все проследовали на обед в дом Екатерины Георгиевны Юрловой, старшей сестры д-ра Елизаветы Георгиевны. Здесь был предложен вкусный традиционно русский стол с особой южно-американской рыбой – Бланкини.

http://pravoslavie.ru/25733.html

Димитракопулос Софоклис Прославление в лике святых Через несколько месяцев по кончине Пентапольца духовник Свято-Троицкой обители иеромонах Савва затворился у себя в келье и, пребывая в молитве, писал икону святого. По окончании работы он вручил ее игумении Ксении с наказом поместить в храмовый проскинитарий 329 , что та и исполнила 330 . Позже, когда открылись первые чудеса и установлено было, что останки нетленны, началось почитание их как святых мощей – сперва негласное, затем открытое и все более торжественное. Тогда же установился обычай отмечать годовую его память. Праздничное богослужение 9 ноября, впервые совершенное в 1946 году по инициативе школьного учителя (впоследствии архимандрита) Яниса Илиопулоса, повторилось в 1947 и 1948 годах, а с 1949 года стало всенародным торжеством. Еще в 1932 году молодой гимнограф монах Герасим из скита Малая Анна составил богослужебное последование, спустя пять лет изданное архимандритом и бывшим игуменом Хризолеондийского монастыря Феодосием. С тех пор, заново отредактированное и дополненное молебным каноном и другим материалом, оно не раз переиздавалось. В Афинах годовая память Пентапольца впервые была совершена 9 ноября 1945 года в церкви Божией Матери «Живоносный Источник» штатным ее священником Ангелом Нисиотисом и с тех пор отмечалась здесь неопустительно. А с 1950 года, по почину священников Фемистокла Папаконстантину и Еммануила Волудакиса, тот же обычай укоренился в Николо-Певкакийской церкви. В 1961 году, спустя сорок лет по отшествии, Церковь причислила Нектария Пентапольского к лику святых. Подготовительная процедура началась 30 ноября 1959 года. В этот день правящий митрополит Идрский, Специйский и Эгинский Прокопий представил Священному Синоду Элладской Церкви доклад, где на основании прилагаемых материалов предложил исполнить «благочестивое ходатайство православных христиан, которых облагодетельствовал богоданным даром чудотворений приснопамятный Высокопреосвященный Пентапольский Нектарий Кефалас» и приступить к действиям, необходимым для официального его прославления. 14 октября следующего года Священный Синод Элладской Церкви после выступления митрополита Фессалоникийского Пантелеимона Папагеоргиу одобрил предложение митрополита Прокопия и переслал его доклад в Константинополь с сопроводительной запиской от 1 декабря того же года, в которой просил Вселенский Престол «согласно с обычаями Великой Христовой Церкви издать Патриаршее и синодальное деяние» о канонизации, удовлетворив тем самым желание церковной полноты. Это деяние 260) последовало 20 апреля 1961 года, при Патриархе Константинопольском Афинагоре, который, как мы уже говорили, в бытность свою диаконом митрополита Афинского Мелетия по милости Божией сподобился личного знакомства с митрополитом Нектарием Пентапольским. Вот текст этого деяния:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Димитракопулос Софоклис Выборы Патриарха Александрийского 1899 года После смерти Софрония IV (22 августа 1899) и во время вдовства Александрийской кафедры многие православные жители Египта, сохранив память о благочестивой и исполненной трудов жизни Нектария Пентапольского, настойчиво убеждали его выставить свою кандидатуру на предстоящих выборах Патриарха. Повинуясь уговорам, владыка 3/15 сентября 1899 года отправился в Египет. Вместе с ним выехал титулярный митрополит Триполийский Феофан Мосхонас, избранный Священным Синодом Вселенского Патриархата по личной просьбе Софрония буквально накануне его кончины и спустя несколько дней (1 сентября) рукоположенный 114 . Митрополит Фиваидский Герман, который называл себя «единственным действующим» архиереем Александрийского Патриархата, отзывался о Высокопреосвященном Феофане (по-видимому, желая нейтрализовать возможного соперника) как о рукоположенном насильно и «хищением». У парохода обоих архиереев встретили Герман Фиваидский, представители духовенства и многие миряне. Афинская газета «Асти» писала: «В Александрию прибыли митрополит Пентапольский кир-Нектарий Кефалас и только что рукоположенный митрополит Триполийский кир-Феофан Мосхонас. Они проследовали в Патриархию, где вскоре их посетили дипломатический агент и генеральный консул г-н Грипарис, председатель консульского суда г-н Димарас, следователь г-н Пападопулос, г-н Либритис и другие известные лица, поздравившие гостей с благополучным прибытием. По словам Высокопреосвященного Пентапольского, цель его приезда – содействовать умирению Церкви; по избрании же Патриарха он намерен при необходимости остаться в Египте, в противном случае – вернуться на прежнюю свою должность директора Ризарийской Духовной семинарии. Оба митрополита считаются кандидатами на вдовствующую патриаршую кафедру». Но обстановка вокруг выборов показала, что дело чем дальше, тем больше уклоняется в нецерковное русло. Из секретных материалов МИД Греции известно, что Патриарх Софроний назвал своим преемником митрополита Эфесского Иоакима Эвфибулиса, Афины же усиленно продвигали собственных кандидатов. Сохранилось донесение генерального консула Греции в Египте Грипариса министру иностранных дел Афосу Романосу, где наиболее приемлемыми кандидатами названы бывший Патриарх Вселенский Иоаким III и митрополит Нектарий Пентапольский. При этом об Иоакиме III Грипарис сообщал, что его подозревают в русофильстве, а относительно Нектария Пентапольского ссылался на прежнее свое донесение и сведения, полученные из Египта, когда «ожидалось его назначение директором Ризарийской семинарии» 115 . Спустя несколько дней (1 сентября 1899) он извещает министра, что, по предварительным оценкам, кандидатуру Иоакима III «примет большинство». И добавляет:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010