Далее последовало прощание мирян, а на другой день, 10 ноября, во вторник, в четыре часа пополудни, – отпевание, которое возглавил иерокирикс архимандрит Пантелеимон. Он же произнес и надгробное слово 320 . Затем гроб, усыпанный белыми цветами лимона и непрестанно источающий миро, был опущен в могилу возле знаменитой сосны, с которой связано еще одно чудесное событие. Задумав в 1905 году посадить ее на месте будущего захоронения, монахиня Афанасия Мурцис услышала таинственный голос: «Не здесь, но поодаль. Оставь место для гроба!» – и перенесла саженец немного в сторону. В тяжелые для Греции ноябрьские дни 1920 года о кончине Нектария Пентапольского сообщили лишь некоторые церковные издания: «Зои», «Трис иерархе», « Григориос Паламас » и «Пандинос». Газета «Зои» назвала его «добродетельным и ревностным», журнал «Трис иерархе» – «маститым и высокодобродетельным». Журнал «Пандинос» опубликовал статью крупнейшего церковного историка современности, будущего архиепископа Афинского, а тогда архимандрита Хризостома, который дал истинно объективную оценку его жизни и дела и, в частности, написал: «Ушел из жизни митрополит Пентапольский, преосвященнейший иерарх, украшенный великими добродетелями и выдающимися трудами. Исполненная подвига, земная его жизнь явила собой высочайшую степень христианского совершенства и делания. Безмерно кроткий и многополезный для всех, сей добрый и благой архипастырь пользовался огромной любовью и уважением каждого, кому довелось его знать. Высоко почитаемый... за добродетель, ученость и подвижническую жизнь, приснопамятный митрополит Пентапольский Нектарий оставил нам пример настоящего подвига, ревностного наставничества и, сверх того, дивно-притягательный образ истинно православного иерарха». 307 В отличие от других авторов, мы датируем эту фотографию не 1920-м, а 1915 г. на основании письма афонского монаха Иоасафа от 23 сентября 1915 г.: «С сердечной радостью получил долгожданное святое письмо и, вскрыв конверт, замер от восторга, когда внезапно узрел тебя, глубокочтимейшего владыку моего, перед царскими вратами в окружении святых икон, в полном облачении, во всем одеянии для ангельского служения».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Письма Послание об уставе монашеского общежития, писанное по настоянию Высокопреосвященнейшего митрополита Пентапольского господина Нектария (Кефаласа) инокиням его на Эгине Святой игумении госпоже Ксении и ее во Христе сестричеству Полное воссоздание святой обители вашей и строго общежительный ее порядок, учрежденный неусыпным попечением и покровительством Высокопреосвященнейшего Владыки нашего господина Нектария, с известных пор исполняют смиренную мою душу радостью, которую невозможно передать чернилами и тростью. Чья, спрошу я, боголюбивая душа не подивится и не прославит Всеблагого Бога, видя в нынешнем охладевшем к иноческому подвигу поколении сонм божественных дев, подвизающихся в стяжании добродетелей и ангельском житии? Если сравнить древние времена, в которые благая ревность христиан воздвигла множество святых обителей, с нынешними, когда подобная ревность о спасении, увы, иссякла, то какой награды удостоитесь вы от Спасителя нашего Иисуса Христа, показав приличное горнему сему поприщу и сообразное с ним жительство? Пребывая в толикой духовной радости, я, смиренный ваш послушник, в письме своем почел всенепременным долгом передать Высокопреосвященнейшему вашему, как и моему, духовному отцу и Владыке приветствие и пожелание здравия, желая и Вам преуспеть во всяческих боговидных добродетелях, каких достигают на пути ангельского сего жительства все неложно в нем подвизающиеся. Между тем в ответном своем письме Его Высокопреосвященство побудил меня – не знаю уж, по какой причине – написать духовное увещание, могущее укрепить вас, духовных его чад, на стезе горнего восхождения, которую вы избрали. И, конечно, не мне, невежде, в слове и деле не преуспевшему, предлагать советы и наставления боголюбивым девам, кои пребывают под неложным и попечительнейшим руководством отца, известного божественной мудростью и благодатными дарованиями, и посему не имеют нужды в иных наставниках, тем паче столь ничтожных и недостойных, как моя худость. Но наученный от преподобных и богоносных отцов Церкви нелицемерно и сверх сил повиноваться начальствующим, а вместе с тем опасаясь и пагубы преслушания, поспешаю, убежденный просьбою отца вашего, изложить то малое, что усвоил из длительного общения с многоопытными духовниками и что, без сомнения, известно и вам благодаря постоянному и внимательному чтению.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

93 Об этом говорит, в частности, отзыв все того же Грипариса, который в цитированном выше донесении сообщает об архидиаконе Константине, что «через него осуществлялось все управление Патриархией». Дипломированный выпускник Халкинской богословской школы, принят на службу в Патриархию в 1888 г., 15 декабря того же года рукоположен Патриархом Софронием в диаконы, a 1 января 1889 г. им же возведен в архидиаконское достоинство. Оставаясь архидиаконом, был в последующие десять лет, до смерти Софрония, секретарем, затем управляющим патриаршей канцелярией в Александрии и, наконец, патриаршим эпитропом. 94 В тот же день митрополит Фиваидский в письме Патриарху по поводу возвращения в Александрийскую Патриархию митрополита Игнатия Ливийского намекает на его преимущества перед опальным Пентапольцем: «Отныне буду трудиться рука об руку с братом искушенным, рассудительным и многому в силу обстоятельств научившимся». 95 Передают, что за обедом в представительстве один из его участников пожелал митрополиту Пентапольскому стать «и Патриархом», а он никак на это не отреагировал. Это было незамедлительно доложено Софронию с прибавлением, что Нектарий Пентапольский жаждет занять его место. 96 Примечательно, что и тогда, и позже Патриарх Софроний, несмотря на возраст, обнаруживал подчас немалый запас телесных и духовных сил, о чем свидетельствуют хотя бы ежегодные его поездки на Лерос, собственноручные заметки (часть которых сохранилась доныне в Кодексе Патриархии), переписка и многие действия в конфликте с синаитами. 97 Ср. характеристику Софрония из газеты «Агон» (27 августа 1899): «Настойчивый, упрямый, властный, он одним махом решал вопросы, требовавшие длительного обсуждения». 98 видимости, сочувственное «Да просветит его Бог!» отдает прямым лицемерием, если учесть, что двумя днями раньше (27 мая 1890) он писал тому же адресату: «Поскорее бы встретиться, чтобы порадоваться немного. Радуюсь и здесь, но ты-то знаешь, как надо радоваться!». 99 См. ниже, глава «Дальнейшие отношения с Патриархом Софронием»: письмо святого Патриарху Софронию от 1893 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Вот с каким восторгом отозвался на эту хиротонию Патриарх Антиохийский Герасим в личном письме новопоставленному митрополиту от 7 февраля 1889 года: «Извещаемые и ранее благою молвой о безупречном и верном служении любезного Вашего Высокопреосвященства со многим на всякое время благоугождением Господу в возлюбленном вертограде Его, мы питали к Вам все возрастающую любовь и отнюдь не изнемогали испрашивать для Вас всяческих благ и спасения от Всеблагого Бога. Когда же и нас достигли... вожделенные и благие известия об избрании Вашем на высшую степень архиерейства и посвящении в митрополита Пентапольского честными руками достопочтенного во Христе брата Нашего и сослужителя, Святейшего и Блаженнейшего Патриарха Александрийского Господина Софрония, известия сии стали для нас причиной преизобильной радости и веселия и величайшую доставили нам усладу. Посему, возлюбленный брат Наш ο Господе, веселясь душой ввиду обоих сладостных поводов – во-первых, возведения тебя в высшее достоинство архиерейства, каковое полагаем праведным и подобающим воздаянием доселе бывшего доброусердного твоего служения Святейшей Церкви Александрийской, и, во-вторых, получения нами в дар от тебя двух превосходных сочинений, ясно свидетельствующих о твоей опытности и искушенности в Священном Писании , желаем через послание сие братски тебя облобызать и тем выразить наше поздравление, сердечно моля призвавшего Вас на высокое сие служение и возвеличившего Свою милость на Вашем Высокопреосвященстве Пастыреначальника Христа во всякое время укреплять Вас спасительной и всемощной силой и благодатью для безупречного прохождения высочайших и наиважнейших архиерейского сана обязанностей». Став митрополитом Пентапольским, святой Нектарий исполнял все прежние обязанности. Новое свое положение он ознаменовал лишь еще большим усердием и самоограничением, ибо «ввиду финансовых затруднений» Патриархии (о чем впоследствии говорил сам 79 ) не получал жалованья и не имел других сколько-нибудь постоянных доходов. Особого упоминания заслуживает его деятельное участие в подготовке к пятидесятилетию архиерейской хиротонии Патриарха Софрония, лишний раз доказывающее, сколь глубоко почитал он своего благодетеля. Вот что писал он как «уполномоченный председателя греческой общины Каира председателю греческой общины Александрии Г. Аверофу»:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Поскольку же ввиду настоятельной нужды в новом заведующем патриаршей канцелярией и Патриаршем представителе таковое лицо было призвано, дальнейшее Его Высокопреосвященства пребывание в Египте оказывается совершенно излишним. Посему настоящим Патриаршим указом Его Высокопреосвященство призывается покинуть пределы, подлежащие ведению Патриаршего Нашего Престола, и отбыть куда пожелает. Предоставляем в его распоряжение приложенную к сему отпускную грамоту вкупе с необходимыми подъемными в размере тысячи франков. И объявляем, что с момента сдачи им всех дел по управлению и с выплатой всего жалованья по период, когда это жалованье ему причиталось, он ничего сверх сего от Патриаршего Нашего Престола получить не должен и не имеет. Александрия, 11 июля 1890 года. Софроний Александрийский». А вот текст увольнительного свидетельства, или отпускной грамоты: «Настоящей отпускной грамотой Мерность Наша уведомляет, что предъявитель ее, Высокопреосвященнейший митрополит некогда просиявшей митрополии Пентапольской кир Нектарий Кефалас, не сумев освоиться с климатом Египта, отбывает в иные земли и может исполнять архиерейские свои обязанности всюду, куда прибудет, с ведома и официального разрешения местной церковной власти. В доказательство же сего вручена Его Высокопреосвященству настоящая Патриаршая отпускная грамота, дабы он воспользовался ею в надлежащем случае. Александрия, 11 июля 1890 года. Софроний Александрийский» 100 . Выданный без всякой просьбы со стороны владыки Нектария, этот документ называет причиной увольнения неспособность «освоиться с климатом Египта». Но такая формальная отписка невольно выдает истинную причину – крайне нездоровый «климат» в высших сферах Александрийской Патриархии. Мог ли святой «освоиться» с ним? Отметим и другую ложь – о жалованье, якобы выплаченном сполна, а на деле удержанном за много месяцев! 101 Некоторые биографы пишут, что после второго указа, который достиг Каира после 15 июля, владыка пытался увидеться с Софронием, но это не удалось; между тем архимандрит Иоаким Специерис, ученик, друг и составитель второго по времени (1929) жизнеописания владыки Нектария, говорит, что он, покидая Египет, «простился с Патриархом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Ты – приятная услада, ибо ты – плод Духа Святого. Ты вводишь освященных верующих в Царство Небесное. Ты – пленительное благоухание верующих. Через тебя верующие причащаются райскому блаженству. Через тебя свет духовного солнца восходит в душе. Через тебя раскрываются духовные очи верующих. Через тебя верующие соучаствуют в божественной славе и в жизни вечной. Через тебя рождается в нас жажда неба. Это ты восстанавливаешь Царство Божие на земле. Это ты распространяешь мир среди людей. Это ты делаешь так, что земля уподобляется небу. Это ты соединяешь людей с ангелами. Это ты возносишь наше пение к Богу. Это ты во всем победительница. Это ты пребываешь выше всего. Это ты поистине управляешь вселенной. Это ты мудро руководишь миром. Это ты несешь и хранишь все. О, любовь, полнота сердца моего! О, любовь, сладчайший образ сладчайшего Иисуса. О, любовь, священная печать учеников Господних. О, любовь, символ сладчайшего Иисуса. Срази мое сердце твоим желанием. Исполни его благами, добром и ликованием. Соделай его обиталищем Пресвятого Духа. Воспламени его божественным пламенем, дабы его жалкие страсти сгорели и оно осветилось, воспевая тебе непрестанную хвалу. Исполни мое сердце нежностью твоей любви, дабы любил я одного лишь сладчайшего Иисуса, Христа Господа моего и чтобы я пел Ему бесконечную песнь от всей души моей, от всего сердца моего, изо всех сил моих, от всего духа моего. Аминь! Святитель Нектарий Эгинский Акафист Святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Эгинскому чудотворцу Кондак 1 Взбранный Нектарие ПентАполя Митрополите и Эгинский чудотворче, приносим ти прошения о болящих сродниках наших; изряден бо явился еси целитель раковыя язвы и прочих недугов, всей вселенней благодать даруя, сего ради единеми усты и единем сердцем воспеваем ти присно: Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий. Икос 1 Ангела хранителя во святем крещении обретый, от младых ногтей равноангельнаго жития возжелал еси, отче наш Нектарие; ныне же со Ангелы зрением Славы Божия наслаждаяйся, моли всех Ангелов Владыку о поющих ти сицевая:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В 2020 году Синодальная богослужебная комиссия составила и отредактировала 64 службы и чинопоследования 02.02.2021 Синодальная богослужебная комиссия представила отчет о своей деятельности в 2020 году. В 2020 году состоялось лишь одно очное общее пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии — 19 марта. В дальнейшем в связи со сложной эпидемиологической обстановкой работа комиссии проходила в онлайн-режиме. По мере возникновения необходимости в очной форме отдельно проходили заседания Московской и Санкт-Петербургской рабочих групп. Постоянно велась работа по редактированию и составлению богослужебных текстов и чинопоследований, а также работа над обращениями из епархий и от частных лиц. На все поступившие запросы был составлены аргументированные ответы. Усилиями одного из членов Синодальной богослужебной комиссии и с использованием ресурсов Петрозаводской епархии осуществлялась поддержка сайта комиссии. В 2020 году Комиссией составлены и отредактированы 64 службы и богослужебных последования, которые утверждены Священным Синодом Русской Православной Церкви. Синодом утверждены следующие службы: Священным Синодом также утверждены следующие богослужебные тексты, подготовленные комиссией: Комиссией подготовлены и направлены на рассмотрение Священного Синода: службы преподобномученику Ефрему Новому, Собору Пермских святых, преподобноисповеднику Гавриилу Мелекесскому, священномученику Павлину Могилевскому, преподобному Антипе Валаамскому, преподобномученице великой княгине Елизавете и инокине Варваре, священномученику Кириллу, митрополиту Казанскому; молитвы священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому; преподобному старцу Гавриилу Самтаврийскому; апостолу Иакову, брату Господню по плоти; святителю Нектарию Егинскому, митрополиту Пентапольскому, чудотворцу; преподобному Иустину (Поповичу); преподобному Косме Етолийскому; мученику Лонгину сотнику; святителю Николаю (Велемировичу), Охридскому и Жичскому; равноапостольному Николаю, архиепискому Японскому; преподобному Паисию (Величковскому); преподобному Паисию Святогорцу; священномученику Петру, митрополиту Крутицкому; праведному Феодору Ушакову; молебное пение о беременных и готовящихся рожать, чин благословения нежилого помещения, чин благословения трапезной, молебное пение об обретении достойного спутника жизни, молебное пение о безчадных супругах, молебное пение о заблудших чадах, чин благословения лечебницы, молебное пение перед хирургической операцией. Как отмечается в сообщении Синодальной богослужебной комиссии, план ее работы на 2020 г. полностью выполнен.

http://drevo-info.ru/news/26559.html

Димитракопулос Софоклис Назначение в Ризарийскую семинарию Одна из самых знаменитых духовных школ Греции, Ризарийская семинария (или Ризарион 174 ), с 1881 года переживала упадок. Причинами его были продолжительный конфликт административного («Многочленного») совета семинарии с Министерством церковных дел и неумелые действия часто сменявшихся ее директоров. Серьезные затруднения, то и дело встававшие перед руководством Ризариона, породили обширную переписку с Министерством церковных дел и Священным Синодом. В конце концов усилиями митрополита Афинского Германа (который учредил премию для лучших учеников) и тогдашнего министра церковных дел Афанасия Евтаксиаса (в прошлом «ризарита») было разработано новое «Положение» о семинарии. После этого Многочленный совет подал ходатайство о введении должности постоянного директора 175 и предложил трех своих кандидатов: «Афины, 3 января 1894 года. На заседании 23 числа истекшего месяца Многочленный совет нашей Духовной семинарии, приняв во внимание статьи 20-ю и 21-ю нового “Положения”, касающиеся должности директора, постановил предложить трех [кандидатов], которые обладают качествами, необходимыми для этой должности: 1) Нила Смирнопулоса, митрополита бывшего Казосского, имеющего диплом Халкинской богословской школы, подданного Греции, и в бытность его жителем дима Тегеи ни за какие преступления или проступки ни гражданским, ни церковным судом не осужденного; 2) Нектария Кефаласа, архиепископа бывшего Пентапольского (в Египте), а ныне иерокирикса нома Фтиотида-Фокида, имеющего диплом Халкинской богословской школы 176 , подданного Греции, состоящего на государственной службе и ни за какие преступления или проступки ни гражданским, ни церковным судом не осужденного; 3) Самуила Анестопулоса, архимандрита, лиценциата богословского факультета Национального университета, подданного Греции, ныне состоящего на государственной службе и ни за какие преступления или проступки ни гражданским, ни церковным судом не осужденного. Представляя Вам настоящее предложение, убедительно просим ускорить назначение одной из означенных персон на должность директора семинарии, поскольку отсутствие такового парализует ее деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Радуйся, за законы отеческия твердо подвизавыйся; Радуйся, на камени заповедей Господних стопы твоя утвердивый. Радуйся, во Египте учение истинное возвестивый; Радуйся, паству твою от Египта мысленнаго спасый. Радуйся, палато кротости и любве сокровище; Радуйся, просвещение разума и мудрости вместилище. Радуйся, яко явился еси Церкве земныя украшение; Радуйся, яко показался еси верных благое утверждение. Радуйся, правило изряднаго жития; Радуйся, образе благочестия и мудрости. Радуйся, иерарше, веру православную возвысивый; Радуйся, писаньми твоими зловерие обличивый. Радуйся, Нектарие, Эгинский чудотворче. Кондак 6 Украшение Христовы Церкве во Египте явился еси, Нектарие, яко Евангелия делатель истинный; сего ради стяжавше тя водителя Божественнаго, отче, верных лицы лучшему поучахуся, вопиюще с тобою Господеви: Аллилуиа. Икос 6 Возсиявый яко Апостол иный во стране Эллинстей, озаряеши благочестивых сердца сиянием Божественных учений и светом жития твоего, преподобне; темже убо светлостию твоею световодимии верно вопием: Радуйся, таинство Триипостаснаго Божества прославивый; Радуйся, апостольскую ревность стяжавый. Радуйся, силу Божию в немощи явивый; Радуйся, исцелений благодать показавый. Радуйся, витие боговещанный глаголов жизни; Радуйся, водителю премудрый слова Благодати. Радуйся, яко очищаеши душевная расположения; Радуйся, яко сообразуеши сердечная смотрения. Радуйся, верных учителю великий; Радуйся, Христа таинниче преизрядный. Радуйся, тайноводителю во Обители Небесныя; Радуйся, стяжавый в мире обогащающую нищету. Радуйся, Нектарие, Эгинский чудотворче. Кондак 7 Велий во иерарсех и премудрых учителех яко таинник смирения явился еси, Нектарие: твоя богомудрая писания оставил еси Церкви, святе, имиже верно услаждающеся, Прославльшему тя Богу вопием: Аллилуиа. Икос 7 Нектар праведности и благодати Божия росу, чудотворче святый Нектарие, аки облак духовный во время бездождия нам даровал еси, веселя души наша и подвизая вопити тебе: Радуйся, росо утешения; Радуйся, дыхание нетления.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

196 . Temple R. Silence of the heart: The call for awakening in the Philokalia//Parabola. 1990 (May). 15:2. 28. 197 . Touraille J. L’esprit de la Philocalie//Contacts. 1995. 17. 83–105. 198 . Turner С. H. Two notes on the Philocalia//Zs. für die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde des Urchristentums. 1911. 12. 231. См. также 1 .89; 13 .242. Нектарий Эгинский ThEE 9, 397–399 Анастасий Кефала, 1.10.1846–10.11.1920, св. Митроп. Пентапольский (с 1889). Канонизирован Константинопольской Церковью 20.04.1961. Житие и церковное почитание 199 . Акафист святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Эгинскому чудотворцу. Мытищи б. г. 31. 200 . Mikrayannanitis G. σιος Νεκτριος Κεφαλ ς. Βος κα κολουθα. Αθναι 1965. 201 . Papakonstantinou Τ. κολουθα, βος κα θαματα το ν σοις πατρς μν κα ποιμηνρχου Νεκταρου μητροπολτου Πενταπλεως. θναι 1952. Сочинения 202 . Нектарий, св. О святых Божиих заступниках наших на небесах. М. 1999. 62. Исследования 203 . Мелинас М. Я говорил со св. Нектарием: Интервью с людьми, знавшими св. Нектария/Пер. с новогреч. [Сергиев Посад] 1995. 256. [Греч. оригинал: Афины 1987]. 204 . Cavarnos С. St. Nectarios of Aegina. Belmont, MA 1981 (Modern Orthodox Saints. 7). 205 . Chondropoulos S. γιος το ανα μας. σιος Νεκτριος Κεφαλ. θναι 3 1973. пер.: Saint Nectaire d’Égine. Brive-la-Gaillarde 1982. (Les Cahiers de la Fraternité Saint Basile le Grand et Saint Marc d’Éphèse). 206 . Fontrier A. Saint Néctare d’Egynë esquisse biographique/Préf. Justin Popovi. 2 Lausanne 1993. 158. (La Lumière du Thabor). пер.: Амвросий (Фонтрие), архим. Святитель Нектарий Эгинский : Биографический очерк. Б.м. Б.г. 146. же: Святитель Нектарий Эгинский : Жизнеописание/Сост. архим. Амвросий (Фонтрие). М. 1998. 221. 207 . Kastoupakis Κ. Α. Βος, πολιτεα κα θαματα το γου Νεκταρου Αγινς. θναι 1963. 2 Χανι 1965. 208 . Konstantinou Ε. Die Botschaft der Heiligen in unserer Zeit. Der heilige Nektarios von Ägina (Griechenland, 1846–1920)//Der Christliche Osten. 1987. 42. 63–71, 148–157, 160–163; 1988. 43. 14–27, 89–103, 1790–189, 230–246, 297–310; 1989. 44. 51–65, 113–130.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010