Османское завоевание Г. остановило развитие визант. зодчества. Эпоха турецкого и венецианского господства: 1453-1830 гг. Длительное порабощение Г. Турцией привело к резкому упадку греч. культуры и отразилось на ее развитии, особенно в городах Фракии, Македонии и Эпира. Присутствие венецианцев на Крите, на островах Ионического и Эгейского морей и частично на Пелопоннесе привело к столкновению и взаимопроникновению культур христ. мира - правосл. греч., гл. обр. островной, и лат., в ее колониальном венецианском варианте. Однако ни турки, ни венецианцы не создали в Г. что-либо способное восполнить разрушенную визант. культуру. В тяжелом положении оказалась церковная архитектура: несмотря на то что строительство приходских и монастырских церквей продолжалось, она была обречена на самоповторение и оскудение ( Полевой. 1984. С. 340). Скромные по размерам и облику церкви этой эпохи в большинстве своем имели простейшие композиции. Десятки однонефных сводчатых построек или крестообразных с перекрытием типа ставрепистегос сохранились на территории всей Г. Распространение получили и 3-нефные базилики в самой простой форме, иногда с галереями, но всегда под общей 2-скатной кровлей. Таково большинство поствизант. церквей Фессалоники: Неа-Панагия (1727), св. Афанасия (1818), Панагии Горгоэпикоос (1818) и др. Необычна форма перекрытия базилики Пантанассы в р-не Монастираки в Афинах (2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в.). К средней сводчатой зоне с запада и востока примыкают конхи. Подобное перекрытие представлено и в зальной ц. св. Бессребреников Колокинти в Афинах (1-я пол. XVII в.). Аналогичная композиция, но с куполом между конхами посреди прямоугольного зала - и в кафоликоне мон-ря Агнундос в Арголиде. 3-нефной купольной базиликой является кафоликон мон-ря Панагии Фанеромени на о-ве Саламин (XVIII в.). Гораздо реже в мон-рях Афона и Метеор, а также на Пелопоннесе возводили крестово-купольные храмы. Классическую структуру воспроизводят пелопоннесские церкви XVI в.- кафоликон мон-ря Луку в Кинурии и св. Феодоров в Прастио на Мани, отличающиеся на фоне упадка строительной техники качественной каменной кладкой и гармоничными пропорциями. В поствизант. ц. св. Николая в Мистре крестово-купольная композиция имеет приземистые пропорции с подчеркнутой мощью простых по формам конструкций. Снаружи интересен аркатурный пояс, охватывающий апсиду и включающий алтарное окно под свою центральную арку.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Все, о чем нам говорили святой Иоанн Златоуст  и святой Иоанн Дамаскин , доказывает, что Священное Писание нуждается в систематическом, постоянном и упорном изучении. Не достаточно беглого, поверхностного и быстрого просматривания и чтения. Мы не можем играть с книгой Божией, мы не беремся за нее легкомысленно и не пренебрегаем ей. Это не газета, не журнал, не теле- или радиопередача! Оно нуждается во вдумчивом изучении. Благотворное влияние и всесилие Божественного слова мы видим в нижеприведенном случае: 73.  Когда-то я служил диаконом в храме Богородицы Явленной в Неа Миханьоне, близ Салонник. Однажды тамошнего священника, отца Василия, попросили прочитать молитвы изгоняющие злых духов над одной одержимой бесами женщиной (она была связана веревками, и даже четверо мужчин не могли ее удержать). В ответ он сказал: – Здесь понадобится Четвероевангелие, поэтому останьтесь на четыре дня. Я буду читать над ней по целому Евангелию каждый день. Во время чтения Евангелий злой дух яростно бился, и родственники с большим трудом держали женщину под епитрахилью. После окончания чтения четвертого Евангелия священник совершил отпуст, сказал «молитвами» и ударил ее правой рукой легонько по голове. Когда он поднял епитрахиль, злой дух убежал, а женщина пришла в себя. Чудо Господа нашего, подобное чудесам, что описывают евангелисты 216 ! В продолжении Божественной литургии после чтения Апостола и Евангелия следует проповедь слова Божия, затем «сугубая ектения». Так было в древности и до недавнего времени. Иногда так происходит и сегодня. Таково каноническое расположение проповеди, а не после Причастного. Проповедь переносится, конечно, по причинам чисто практическим, потому что христиане, к сожалению, опаздывают приходить в храм. Проповедь слова Божия всегда была связана с молитвой и церковной службой. Сам Господь учил в синагогах «по субботам» 217  и там совершал чудеса. Великий апостол народов Павел чувствовал серьезную ответственность перед проповедью: «горе мне, если не благовествую» 218 . И, обращаясь к своему ученику и апостолу Тимофею, писал: «проповедуй слово» 219 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л. 358 об. О погребении слово св. отца нашего Николы. Нач. Благословен еси Господи Ис. Христе Боже нашь, иже дивная и неизреченная дела творя. Апокрифическое житие святителя Николая, кажется, русское. л. 364. Мес. декабря в 6, Слово похвално иже в святых отда нашего Николы, архиеп. Мурь ликийскыя чюдотворца. Нач. Се наста, братие, светлое праздньство. Русское, см. 9 л. 213. л. 367. Св. и знаменоносца Логына. Из Патерика. См. 784 л. 328. л. 370 об. Мес. маиа в 9 день, чюдо св. Николы о трех друзех. См. М 769 л. 33. л. 372 об. О перьмской азбуке. Нач. Кирил философ иже створил грамоту словенскую в 38 слов. Название букв, срав. Опис. Рум. Муз. стр. 514. В конце небрежною скорописью выписана из постной Триоди стихира крестная. л. 374. Николе канон глас 2. Внизу л. 79 скорописью: Сия книга Иванова Посникова сына Панова, что нет дела никому до неа, благословил яго дедушка Селиверст лета 7076 (1568). 792. (1897.) Сборник, полууст., напис. 1572 года, в четверть, 343 листа. л. 1. Сказание главам в настоящей сей книзе. л. 3. Мес. февраля в 11 день, житие и жизнь св. благовернаго Вел. Князя Всеволода Мьстиславича, нареченнаго в св. крещении Гаврила, новаго чюдотворца пьсковьскаго. Нач. Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала. За тем л. 18. Мес. ноемьвриа 27 день, Слово о обретении мощей св. благовернаго Вел. Князя Всеволода, нареченнаго во св. крещении Гаврила, и о пренесении честных его мощей. Сочинение Василия священника псковского. Чудес 21, последнее 7058 (1550) года. л. 58. Мес. сентября в 14 ден, Слово св. Андрея на Вдзвижение честнаго Креста. См. 786 л. 196. л. 62. Мес сентября в 20 день, житье св. мученика Еустафиа Плакиды и жены его и чад его. Там же л. 257. л. 82. Мес. июля в 15, житие благовернаго Князя Владимера, нареченнаго в св. крещении Василиа, крестившаго русьскую землю. Нач. Блаженный Князь Владимер, внук Евгин (sic), крестився сам и чада своя и всю землю русскую крести от конца. То же самое, что в Оп. Рум. Муз. стр. 677, где между прочим говорится: не дивимся, взлюблении, аще чюдес не творить по смерти, мнози бо святии и праведнии не створиша чюдес, но святии суть.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Перестройке в церкви подверглись и др. античные сооружения, напр. мастерская Фидия в Олимпии. В конструкциях и отделке интерьеров базилик применялись мрамор разных цветов и оттенков, резной декор из стука. С исключительным вкусом и филигранным мастерством орнаментированы капители колонн, архивольты арок, колонки, разделяющие спаренные окна. В большинстве базилик представлены варианты коринфских и ионических капителей с крупной резьбой, пластичными обобщенными формами, но наряду с ними, иногда в тех же зданиях, присутствовали капители т. н. феодосианского стиля, с утонченной резьбой и глубокой перфорацией (церкви Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике, св. Леонида в Лехее, базилика А в Филиппах), или вариант коринфской капители со спиралевидно закрученными и расправляющимися листьями аканфа (церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, базилика В в Филиппах). В церквах Македонии и Фессалии (Амфиполь, Фессалоника, Неа-Анхиал) широко представлены образцы капителей со скульптурными изображениями орлов, львиных или бараньих голов. Полы выстилались мозаикой (Дельфы, Никополь) или плитами мрамора, набранными в геометрические рисунки (церкви св. Леонида в Лехее, базилика Г в Филиппах). В небольшой базилике в Элефтерне на Крите наос вымощен крупными плитами, пол алтаря инкрустирован мрамором неск. видов, а нартекс и боковые нефы покрыты мозаиками. Обращает на себя внимание мощение полов и облицовка стен мраморными панелями с состыкованными прожилками (ц. Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике). Отдельные участки стен, поверхности арок и пространство между ними, конха апсиды покрывались мозаиками (см. ст. Византийская империя . Изобразительное искусство//ПЭ. Т. 8. С. 309-310). Базилика " В " в Филиппах. Кон. VI - VII в. Базилика " В " в Филиппах. Кон. VI - VII в. Высокое качество базилик, масштаб их строительства, пик к-рого приходится на рубеж V и VI вв., позволяют ставить вопрос о вероятности имп. поддержки строительства на зап. побережье Эгейского м. Наряду с базиликами в Г. в раннехрист.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Классическое чувство тектоники, удивительное в этой идеально «невесомой» структуре, поразительная найденность элегантных, но отнюдь не хрупких, как в столице, пропорций рождают гармонию прямо-таки музыкальных соотношений. Деликатно подчеркнуто структурное начало. Все вогнутые формы обведены тонкими карнизами, а единый резной карниз в уровне пят центральных сводов объединяет зальное пространство интерьера. Все отмеченные черты вряд ли случайны. Греция, в отличие от византийской столицы, часто «выдавала» более пластические и классические в старинном смысле этого слова решения. Рисунок. См. изображение в оригинале Церковь Богоматери Фарос (864 г.) внутри императорского дворца не сохранилась. Но поскольку эта самая знаменитая святыня Константинополя, хранительница величайших христианских реликвий, сравнительно хорошо известна по описаниям, то ее смогли реконструировать (К. Манго и Р. Дженкинс). Ее структура довольно необычна. Это не был храм на четырех колонках. Зальности в этой постройке не существовало, так как со всех сторон ее центральное пространство окружалось обширными хорами. Они обходили центральный квадрат П-образно и раскрывались в него в двух ярусах тройными аркадами (под хорами и на хорах). Такая структура не могла сочетаться с круглыми колоннами; по всей вероятности, купол здесь опирался на столбы. Интерьер отличался необыкновенной роскошью. Великолепные мозаики дополняли позолоченные резные карнизы и капители, полы и стены на уровень человеческого роста украшала драгоценная инкрустация. Серебряная алтарная преграда отделяла зону апсид. Ее скульптурное убранство, судя по описаниям, было выполнено по образцу алтарной преграды храма Св. Софии Константинопольской. К церкви примыкали атриум и портики, украшенные мраморной инкрустацией. Знаменитую базилику Неа Василия Македонянина (880 г.) выделяли среди других столичных построек грандиозные размеры, явная вытянутость по продольной оси и многоглавие. Вряд ли центральный купол опирался в ней на колонны, поскольку четырехколонный тип не мог сочетаться с большими размерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во второй половине IX века крестово-купольный храм становится преобладающей формой храмовой архитектуры в Византии. Широкому распространению этого типа храма способствовала его большая технологическая простота в сравнении с грандиозными купольными базиликами. Характерным примером крестово-купольного храма этого периода является церковь Пресвятой Богородицы в Скрипу (Беотия), построенная в 873–874 годах. В плане она представляет собой крест с куполом; в основе плана лежит трехнефная базилика, пересеченная в центре поперечным нефом. Храм богато украшен не только изнутри, но и снаружи: на главной апсиде храма имеются барельефы и медальоны с изображениями животных и богатым растительным орнаментом. Нередко план крестово-купольного храма представляет собой квадрат, расчлененный на девять пространственных ячеек (компартментов) четырьмя опорами купола: четыре конца креста вписаны в квадрат. По такому плану построен пятинефный храм монастыря Акаталепта в Константинополе, датируемый концом IX века. Если сравнить византийские крестово-купольные храмы рубежа двух тысячелетий с купольными базиликами VI века, то бросается в глаза существенное изменение пропорций в сторону «вертикализации». Византийский храм на протяжении всей второй половины первого тысячелетия постепенно «вытягивался» в высоту – как за счет сокращения длины западной части центрального нефа, так и за счет увеличения высоты стен по отношению к их длине. Кроме того, изменили форму купола храмов: они стали меньшими по диаметру, но большими по высоте, поскольку ставились теперь на высоких барабанах. В начале второго тысячелетия величественные крестово-купольные храмы возводятся в монастырях Святой Горы Афон – Великая лавра, Ивирон, Ватопеди. Выдающимися памятниками крестово-купольной архитектуры являются кафоликоны (соборные храмы) монастырей Неа-Мони на о. Хиос (1042–1056), Осиос Лукас (1011 или 1022) и Дафни (ок. 1080). Активное церковное строительство продолжается и в поздневизантийский период: к этому периоду относятся, в частности, собор Святой Софии в Трапезунде (между 1238 и 1263), церковь Панагии Паригоритиссы в Арте (1282–1289), церковь Спасителя монастыря Хора в Константинополе (нач. XIV в.). На рубеже XIII и XIV веков при некоторых византийских храмах возникают колокольни башнеобразной формы: в их возникновении ученые усматривают итальянское влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

– Нет, но я могу удалиться или приблизиться к очагу, который ее повышает. – Значит, этот очаг вне “Наутилуса”? – Разумеется. Мы плывем в кипящей воде. – Неужели это правда? – воскликнул я. – Судите сами. Ставни раскрылись, и я увидел совершенно белую воду вокруг “Наутилуса”. Сернистый пар стлался в воде, кипевшей, как в котле. Я прикоснулся к стеклу, но оно было так горячо, что я вынужден был тотчас же отдернуть руку. – Где мы находимся? – спросил я. – Возле острова Санторина, господин профессор, – ответил капитан. – Если хотите точнее – в проливе, отделяющем Неа-Каммени от Палеа-Каммени. Я хотел показать вам это редкое явление – извержение подводного вулкана. – А я думал, – заметил я, – что образование новых островов давно прекратилось… – В вулканических местностях ни один процесс нельзя считать завершенным, – ответил капитан Немо. – Ведь земной шар попрежнему полон внутреннего огня. Если верить историкам Кассиодору и Плинию, в девятнадцатом году нашей эры на том самом месте, где недавно образовались эти островки, возник новый остров – Тейя. Затем он исчез под волнами, чтобы снова появиться на свет в шестьдесят девятом году и скова окончательно исчезнуть. С этого времени и до наших дней вулканическая деятельность здесь замерла. Но третьего февраля 1866 года возле Неа-Каммени среди облаков серного пара неожиданно поднялся из воды новый островок. Его назвали островом Георга. Шестого февраля он слился с Неа-Каммени. Через семь дней после этого, тринадцатого февраля, из воды появился еще один островок – Афроэса, отделенный от Неа-Каммени узким проливом в десять метров. Я случайно присутствовал в этих йодах, когда произошло это редкое явление, и наблюдал все фазы его. Островок Афроэса, почти круглый по форме, имел триста футов в диаметре при тридцати футах в высоту. Он состоял из черной стекловидной лавы, в которую были вкраплены куски полевого шпата. Наконец, десятого марта из моря вынырнул возле Неа-Каммени третий островок, еще меньший, – Рэка – и все три острова слились.

http://azbyka.ru/fiction/dvadcat-tysjach...

Научи ны, суетными попечениями обуреваемыя, первее Царствия Небеснаго искати, и в послушании и смирении сердечнем волю Божию исполняти. Яко руце, на помощь нам немощным простираемыя, да будут твоя святыя к Богу за ны молитвы. Подаждь же исцеления душам и телесем нашим, да в радости духовней благодарственныя и хвалебныя пения не престанем возсылати, и тако твоим заступлением храними, достигнем в тихое и безмятежное пристанище, идеже ты со Ангелы и всеми святыми присно славиши Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. преподобномученику Ефрему Новому, Неа-Макринскому Тропарь преподобномученику Ефрему Новому, Неа-Макринскому, глас 1 На горе Непорочных яко солнце возсиял еси,/и мученически, богоносне, к Богу изшел еси,/варварское нашествие претерпел еси,/Ефреме великомучениче Христов,/сим присно источаеши благодать всем благочестно вопиющим ти./Слава давшему ти крепость,/слава прославльшему тя,//слава подающему тобою всем исцеления! Кондак преподобномученику Ефрему Новому, Неа-Макринскому, глас 3 На горе Непорочных подвизался еси, богомудре,/и на сей прошел еси мученичества путь,/сего ради сугубым венцем Живодавец достойно тя венчал есть,/священномучениче Ефреме,//прилежно просяща помиловати славословящих тя. Молитва преподобномученику Ефрему Новому, Неа-Макринскому О, преславный священномучениче Ефреме! и скорый помощниче Христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне болящему исцеление от удручающия мя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

По сообщению газеты « И катимерини », на заседании Синода некоторые архиереи упрекнули митрополита Дорофея за робость его позиции. «Я не делаю карьеру, я служу людям» — ответил архиепископ, тем самым подчеркнув, что с оглядкой на общественное мнение можно будет выработать стратегически верную позицию. На заседании Синода прозвучали и другие предложения митрополитов: так, один из них призвал отказаться на год от получения государственного денежного содержания, направив все сэкономленные средства на оплату труда семейных священнослужителей. На это возразил другой архиерей, призвавший просто ввести мораторий на рукоположения в священники на ближайшие несколько месяцев: тогда требование министерства внутренних дел о сокращении пяти оплачиваемых ставок после одного рукоположения просто не будут работать. Как мы видим, спектр выдвинутых предложений весьма широк, и в переговорах Церкви и правительства точка ещё далеко не поставлена. В греческой прессе, особенно недоброжелательной по отношению к Церкви газете « Та Неа », обсуждались высказывания митрополита Пирейского Серафима (Ментзелопулоса) по вопросам международной политики. 22 декабря 2010 г. митрополит заявил в телеинтервью, что ислам неизбежно порождает терроризм, сионизм является главным фактором нестабильности на Ближнем Востоке, и неожиданно воспроизвёл антисемитскую мифологию времён дела Дрейфуса. Речь митрополита вызвала возмущение греческих и международных общественных организаций, и представитель Синода митрополит Сирский Дорофей, признавая право епископов на особое мнение, отметил, что «каждый епископ несёт ответственность за сказанное им». Газета «Та Неа», пристально следившая за поведением митрополита Серафима, заподозрила в нем жёсткого политика, сознательно провоцирующего межнациональные и межконфессиональные конфликты в Греции. В одном из номеров «Та Неа» даже был напечатан фельетон « Серафим — ты супер-звезда! », в котором митрополиту припомнили прошлые примеры его общественной активности: начиная от коммунистических убеждений в молодости и кончая письмом королеве Елизавете с призывом лишить титула сэра поп-музыканта Элтона Джона за его кощунственные высказывания.

http://pravmir.ru/elladskaya-pravoslavna...

После того как Ангел позвонил Андрейкиной маме, он отпустил Андрейку погулять: — Ты можешь пойти вон туда, в лесок. Только далеко не ходи. Всё время поглядывай, чтобы нас видеть. Как мы готовы будем, я тебя позову. Да, безрукавку эту можешь снять! Вася погладил Андрейку по голове. Кожаная безрукавка была явно велика Андрейке. Но он не замечал этого и не хотел снимать её, потому что безрукавка делала его причастным к байкерскому братству! — Потом! — Андрейка оторвался от Васиной руки и вприпрыжку побежал в сторону лесочка. Когда он отбежал достаточно далеко, к Васе подошла девушка, черноволосая и красногубая. — Это что, твой родственник? — спросила она с недовольным видом. — Тебе что, его всучили? Втюрили? Ну, навязали? — Неа, — задумчиво произнёс Вася, глядя на черноволосую. — Это что — твой? Сын, что ли? — Неа… — Тогда кто он, этот задохлик? Зачем он тебе? Ты что, решил заняться благотворительностью? — Неа. — Вася обнял черноволосую за талию своей ручищей и прижал к себе. — Ты, Юла, не задавай глупых вопросов. Девушка, по имени-прозвищу Юла, недовольно сняла со своей талии Васину ручищу. — А ночью он где спать будет? — спросила Юла. — Со мной или с тобой? Или посреднике? — Придумаем что-нибудь! — усмехнулся Вася. — Нет проблем. Лес большой. — Ну, смотри! — немного подобрела Юла. — Ты думай. А то… В лесу медведи! — Да что мне медведи! — пожал плечами Вася. — Вот однажды, когда я был молодым… Тут Васю позвал Степаныч — надо было перекатить поближе к палаткам толстый ствол срубленного дерева, чтоб народу удобно было посидеть возле пылающего костра. — Ладно, потом доскажешь! — крикнула вслед Васе Юла. Может быть, она была неплохой девушкой, эта Юла. Правда, не имелось у неё постоянного друга среди байкеров. Вася тоже, как оказалось, давно уже ездил без подружки. Привела Юлу подруга Степаныча, Линда. Она пригласила её для того, чтобы всем было веселее и никто не скучал. Может быть, думала Линда, Вася-Ангел и Юла понравятся друг другу. А что касается чёрных волос и ярко накрашенных губ, то… всем же хочется выглядеть красиво. Только не все знают как.

http://azbyka.ru/fiction/angely-ne-brosa...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010