К. в залог того, что сдержит свое обещание, дал преподобным свой перстень. Когда К. стал императором, Никита и Иоанн приехали в К-поль, чтобы напомнить ему о данном им обещании. Тот предложил выбрать в качестве образца для строительства монастырского храма любую церковь, кроме Св. Софии. Преподобные остановились на «малом храме святых Апостолов», к-рый X. Бурас считает мавзолеем Константина Великого, находящимся с вост. стороны знаменитой ц. св. Апостолов. Император отправил на Хиос архитектора и строительные материалы. Имп. хрисовулы обеспечили материальное благосостояние мон-ря, и обитель освободили от налогов ( Σκαμπαβας Κ. Η Να Μον Χου: Ιστορα και τχνη. Αθνα, 2004. Σ. 6-8). Известны значительные пожертвования и грамоты К., подтверждавшие права и привилегии мон-рям на Св. Горе Афон: Великой Лавре (1048; RegImp, N 886, 907), Иверскому монастырю (RegImp, N 881а, 885a-b, 928с), Ватопеду (RegImp, N 928g), мон-рю Иера близ г. Сампсон (Приена, Фракия; RegImp, N 909a-b). В 1045 г. К. утвердил новый устав-типикон для всех мон-рей Св. Горы, уточнявший многие правила типиконов X в. (RegImp, N 874, 876a, 879; Actes du Protaton. N 8. P. 216-232). В 1053 г. К. поддержал мон-рь прп. Лазаря Галисийского, разрешив его общине занять гору Галесий (близ Эфеса) для основания своего монастыря, а спустя год утвердил его типикон (RegImp, N 911a, 920а). В 1052 г. по инициативе Никиты Стифата , поддержанной К-польским патриархом Михаилом I Кируларием (1043-1059), в К-поль были перенесены мощи св. Симеона Нового Богослова. Главным объектом интересов К. как мецената в К-поле был мон-рь вмч. Георгия Победоносца в Манганах. На территории мон-ря размещались 2 храма, помещения для монахов, дворцовые покои К., а позднее и других императоров. Мон-рь получил полный иммунитет от выплат в казну; ему предписывалось давать кров монахам горы Олимп Вифинский и мон-ря Неа-Мони во время их поездок в К-поль. В праздник св. Георгия рядом с мон-рем совершались крестные ходы. При мон-ре была организована большая б-ка, к-рой при К.

http://pravenc.ru/text/2057052.html

Никодим в завещании для монастыря Неа Гефира 14 пошел еще дальше и ввел прямое правление судьей и стратигом, хотя не упразднил и пост настоятеля, которого выбирали те же должностные лица 5. Выбор игумена братией Документы, согласно которым игумен избирается братией, почти равны по численности тем, в которых настоятель назначается предшественником. Зачастую речь идет не о всей братии, а о наиболее видных ее представителях. Так, в Типиконе Афанасия Афонского предусмотрено, что если игумен умрет за пределами Лавры и не успеет назначить преемника, то наиболее выдающиеся и благочестивые монахи (των ευλαβστερων κα προεχντων) должны выбрать игумена Типикон Евергетидского монастыря также подразумевает эту практику: если игумен умрет неожиданно, то в этом случае его должна будет избрать верхушка монастыря (ο πρκριτοι τν λλων δηλοντι κα’ι ευλαβστεροι) Григорий Пакуриани, о котором мы говорили в параграфе о назначении игумена ктитором, предусматривает и случай внезапной смерти настоятеля, который должен быть назначен согласно суждению и одобрению лучших, добродетельных и наиболее ученых братьев (τν κρειττνων κα ενρετων και γνωστικωτρων) 51, 53]. В монастыре Богородицы Верной Надежды предусматривался типиконом следующий порядок: сестры должны были собраться в церкви и молиться, чтобы Бог наставил их. Затем из их числа выбиралась одна монахиня 33] 33 . Избрание игумена могло быть двухступенчатым. Так, в монастыре Богородицы Кехаритомени в случае неожиданной смерти настоятельницы собирались все монахини и выдвигали три кандидатуры. Если среди монахинь 34 не было единогласия, то вмешивалась попечительница и разрешала недоумение 49]. 6. Прочие варианты В завещании Герасима для монидрии Святого Евфимия в Иерусалиме предусматривается, что высший пост будут занимать коллегиально четыре брата, притом один будет возглавлять этот коллективный орган, по его смерти его пост отойдет следующему по старшинству из четырех 256] 35 . Таким образом, мы видим здесь необычное, но в то же время традиционное назначение игуменом своего преемника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

церквей по окончании эпохи иконоборчества стало сложение системы украшения крестово-купольного храма. Ее отдельные элементы можно видеть и в памятниках более раннего времени, но регулярно и последовательно эта система декора стала применяться лишь со 2-й пол. IX в. Одной из первых церквей, где она была воплощена, стала ц. Пресв. Богородицы Фаросской в К-поле (ее образам посвящена одна из проповедей патриарха Фотия), но мы можем видеть ее лишь в памятниках XI в.: в мозаиках мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (30-40-е гг. XI в.), Св. Софии в Киеве (30-40-е гг. XI в.) и мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (ок. сер. XI в.). Речь идет прежде всего о строгой иерархии образов от верхней зоны купола, где чаще всего изображен Христос Вседержитель или Вознесение Христа, к нижним поверхностям стен, где верующий оказывался лицом к лицу с сонмом святых. В простенках барабана располагались образы пророков или апостолов, в парусах - евангелистов, в конхе апсиды - образ Богоматери, на верхних поверхностях стен - сцены из жизни Христа, ниже - изображения святых. Эта схема делала храм подобным Космосу, где все строго упорядочено и подчинено единому замыслу. Программа декорации конкретного храма, в составлении к-рой, вероятно, принимали участие ученые-богословы, могла изменяться, поскольку зависела от ряда факторов: таких как посвящение храма, особенности его архитектуры, пожелания заказчиков и т. д., лишь общие принципы оставались неизменными. М. украшают прежде всего своды и верхние поверхности стен, которые отведены для самых важных персонажей и событий Свящ. истории. Фоны изображений золотые. Особенно эффектно М. смотрятся на сферических поверхностях: расположенные под углом друг к другу тессеры по-разному отражают падающий на них свет и исходящие от золотых частичек лучи создают ощущение особого сияния, залитого божественным светом пространства, в к-ром пребывают персонажи. Евхаристия. Мозаика апсиды собора Св. Софии в Киеве. 30–40-е гг. XI в. Евхаристия. Мозаика апсиды собора Св. Софии в Киеве.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

476-477 477-478 НАЧАЛО ОБЫЧНОЕ в правосл. богослужебной терминологии - наименование набора молитвословий, открывающих ряд церковных служб 478-479 НЕА-МОНИ [Новый монастырь], правосл. мон-рь Пресв. Богородицы на о-ве Хиос (Греция), крупнейший памятник визант. архитектуры и изобразительного искусства XI в. 482-486 486-487 НЕАС [Ней], мч. (пам. греч. 6 июля) - см. в ст. Лукия дева, Рикс, Антоний, Лукиан, Исидор, Дион, Диодор, Кутоний, Аронос, Капик и Сатур, мученики НЕБЕСНАЯ ЛИТУРГИЯ в христ. изобразительном искусстве название литургической композиции, в основе к-рой лежит представление о непрестанном служении ангелов Богу 487-489 «НЕБО» конструкция потолочного перекрытия деревянных храмов, имеющая форму пологой усеченной пирамиды, радиальные грани к-рой возвышаются к центральному кольцу 489-492 НЕВЕЖА Андроник Тимофеевич (Тимофеев) († между 30.11.1602 и 29.04.1603), рус. типограф, гравер, автор послесловий к старопечатным книгам 492-494 НЕВЕЖИН (Тимофеев) Иван Андроников, рус. мастер печатного дела кон. XVI - нач. XVII в., сын известного московского типографа 2-й пол. XVI в. Андроника Тимофеева Невежи 494-495 НЕВМАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ вид церковного монодического распева, в котором преобладают короткие мотивы, приходящиеся на отдельные слоги распеваемого текста 495-499 499-500 НЕВОСТРУЕВ Капитон Иванович (1815-1872), археограф, палеограф, филолог и археолог, чл.-кор. Российской Имп. АН, проф. богословия МДА 500-502 502-504 504-505 НЕДЗВИ исторический муж. мон-рь с церковью (50-е гг. IX в.) - памятником груз. зодчества, наиболее крупной из известных трехцерковных базилик Грузии 505-506 «НЕДРЕМАННОЕ ОКО» символическая композиция, представляющая Христа Отрока , почивающего на ложе с открытыми глазами 506-508 НЕЕМИЯ евр. наместник Иудеи в период персид. владычества, центральная фигура Книги Неемии, описывающей деятельность Н. по восстановлению Иерусалима 508-514 514-516 516-519 519-521 НЕККАМ (1157 - 1217), англ. регулярный каноник-августинец; богослов, философ, поэт; ведущий представитель европ. христ. гуманизма XII-XIII вв.

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

храмов архитекторами-реставраторами, углубленно изучавшими визант. наследие. Плодовитым архитектором сер.- 2-й пол. ХХ в. был Г. Номикос (род. в 1905), построивший в неовизант. стиле более 200 церквей. Его первой постройкой стал митрополичий собор Св. Троицы в Пирее (1928), к числу значительных сооружений принадлежит собор свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского (1973-1994), являющийся уменьшенной копией собора Св. Софии в К-поле. Сооружение напоминает масштабом и куполом (диаметр - ок. 20 м), прорезанным множеством окон, юстиниановские храмы, а основными массами, формами окон, портика, сочетанием объема храма со стройной звонницей - греч. кафоликоны. Широкая купольная ячейка окружена октагональными пространствами галерей. Постройка состоит из 2 храмов - верхнего и нижнего, 2 гинекотисов, 2 парекклисионов в алтаре главного храма, 5 баптистериев-парекклисионов в нижнем храме. Открытые арочные галереи длиной 137 м в 2 яруса огибают периметр стен храма, портик зап. фасада фланкирован 2 колокольнями высотой 42 и 26,5 м. Мн. большие совр. и разнотипные храмы по размерам и внушительности облика приближаются к собору Св. Софии в К-поле (Божественного Промышления (Βασιλικς Πρνοιας) в р-не Кесариани на территории Б. Афин (1975), многоэкседровый 3-ярусный храм в городке Неа-Муданья на п-ове Халкидики). Крупный масштаб - главная особенность этих построек, существенно отличающая их от средневек. храмов на территории Г. В рамках местной традиции и более естественно выглядят храмы средней величины. Особенности фессалоникийских церквей отражает, напр., архитектура церкви мон-ря Преображения на горе Хортиатис (1988 - 90-е гг. ХХ в.) - крестово-купольного триконха с 5 куполами и арочной галереей с запада. В посл. десятилетия повсеместно получило распространение строительство небольших и простых по композиции купольных церквей и часовен: напр., церковь на островке в зал. Вистония близ Лагоса. В традиции островной эгейской архитектуры ее стены побелены, и в целом постройка выглядит органично в окружающем ландшафте.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Он сам говорит: «Знаете, что меня спасло? Богородица. У меня был кусочек пояска от Честного Пояса, и с тех пор я храню его в особом отделении в кошельке и не расстаюсь с ним». Монастырь Ватопед. Афон 20. Мечта стала явью. 14–4-1998 К. Ламера 9, Неа Макри «Мы писали вам о наших мучениях и попытках завести детей и о благословении, которое даровал нам Господь. Через 9 месяцев непрестанной борьбы (7 месяцев жена провела в постели) настал долгожданный день, когда мечта стала явью. С Божьей Помощью 26–12–97 у нас родилась потрясающая девочка. Святые отцы, благодарим вас за ваши молитвы. Они были услышаны Господом, и нам явила это Богородица, когда отправили вы нам икону, масло и поясок от Святого Пояса». С уважением, Константин и Елевферия 21. Мы хотим поблагодарить вас за чудотворный Пояс. Лимассол «Хотим поблагодарить вас за чудотворный Пояс Богородицы, который вы нам отправили из Обители. Еще раз Милость Ее помогла нам завести ребенка, которого нарекли мы Павлом. Благодарим вас, что вы нам помогли и Ее Благодать еще раз сотворила чудо». Нижайше кланяемся, Антонис и Георгия 22. Врач подтверждает мой рассказ. 27–4-1996 Барсау (Румыния) «Меня зовут Сулигетеан Христина, я живу в деревне Барсау, 12, в общине Харау округа Хунедоара. Я православная христианка и часто хожу в храм. Я родилась в 1971 году, и в возрасте 19 лет, то есть в 1990 году, я вышла замуж за Лукиана. Мы очень хотели ребенка, но не могли его завести. Мы пытались семь лет, нам назначали различные курсы лечения, но все было безрезультатно. Мы ездили и в Совата, на термальные источники, которые лечат бесплодие, но мне это не помогло. Мы потеряли всякую надежду завести детей, и оба были весьма расстроены. Наш семейный врач дал нам еще одну надежду и посоветовал обратиться к Богу, так как люди слабы и не все им подвластно, а для Него подвластно все. Врач сам принес мне освященный поясок (от Честного Пояса Богородицы) из Обители Ватопед, который ему дал один его друг из соседней деревни Баботок. Я начала молиться и опоясалась пояском с верой в Бога. Божественное чудо произошло быстрее, чем могла бы ожидать человеческая логика. Я забеременела, и это произошло, по подсчетам врача, в первые дни после того, как я надела поясок. Богоматерь приняла меня в свои объятия. У меня была обычная беременность, и 4 января 1998 года я родила в больнице Девас красивого мальчика, которого мы назвали Христиан-Иван, так как он родился незадолго до 7 января когда празднуют Св. Иоанна.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2879

Однако во втором часу дня на них опустились такие мгла и мрак, что они проблуждали весь остаток дня по пустыне, а наутро оказались возле обители Маркиана, находившейся неподалеку от Вифлеема, после чего оставили свое намерение. 878 Впоследствии, около 540 года, представив зачинщиком смуты Геласия, они поставили его перед выбором либо принять изгнанников, либо изгнать из Великой Лавры и их противников. Геласий избрал второе и выслал из обители шестерых братьев. Братья эти отправились в Антиохию и обратились за помощью к патриарху Ефрему, созвавшему поместный собор, осудивший оригенизм. После этого оригенисты (Леонтий к этому времени уже отбыл в Конетантинополь) стали принуждать Петра, патриарха Иерусалимского, исключить имя Ефрема из церковных диптихов. Однако Петр побудил Геласия и Софрония подписать//bellus (прошение) против оригенистов, в котором они просили его оставить [в диптихах] имя Ефрема. Прошение это было послано им в Константинополь, где римский легат Пелагий уже работал в том же направлении. Вследствие этого в начале 543 года Юстиниан издал эдикт против «оригенизма», под которым вынуждены были поставить свои подписи и епископы Феодор Аскида и Дометиан. Когда же Дометиан (ставший к этому времени митрополитом Анкирским) обнаружил, что эдикт был подписан не всеми и что Феодор Аскида, несмотря на подписание его, продолжал придерживаться своих прежних взглядов, он обрил себе бороду, порвал с церковью и через какоето время (там же, в Константинополе) умер без причастия от водянки. 879 В Иерусалиме же оригенисты, едва прослышав об эдикте, покинули Новую Лавру и отступили в долину. Однако в самом скором времени, опасаясь угроз Аскиды, Петр весьма неосторожно дозволил оригенистам вернуться назад. Аскида же (Леонтий умер примерно в это же время) пытался бороться с Пелагием и Петром, выступая против «Трех Глав» (Феодор Мопсуэстийский и др.). Петр впал в немилость у императора после того, как привез в Конетантинополь еще один libellus от архимандритов, возражавших против отмены «Трех Глав», и под давлением Аскиды вынужден был принять двух оригенистски настроенных «келейников» (σγκελλος) и назначить Иоанна Евнуха, преемника Домитиана в монастыре Мартирия, игуменом Новой Церкви Пресвятой Богородицы (Неа).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разделе «Преподобные отцы наши отшельники» он описан как «старец с редкой бородою, в куколе, говорит: дерзновение, со смехом смешанное, легко ниспровергает души» (Ерминия ДФ. М., 1993р. Ч. 3. § 13. 37). В раннее время Е. С. преимущественно изображался в монашеской мантии с непокрытой головой (в зап. части наоса кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.); в нартексе кафоликона Неа-Мони на Хиосе (1049-1055); в ц. Успения мон-ря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343); в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348)), впосл. утвердился тип изображения с куколем на голове. В левой руке Е. С. нередко держит свиток, правая - в жесте благословения. Иногда вместо свитка в его в руках книга, напр., один из ранних известных образов Е. С., представленный на створке триптиха с изображениями ап. Фаддея, преподобных Павла Фивейского и Антония Великого, царя Авгаря, свт. Василия Великого (сер. X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/6) Е. С. изображен с крестом в руке. В куколе, со свитком и с посохом Е. С. изображен в пареклиссионе св. Архангелов собора мон-ря св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе), Греция (1634). Среди ранних памятников - образ Е. С. на миниатюрах Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 354, 976-1025 гг., К-поль), Лондонской (Феодоровской) псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 97r, 1066 г.) и в рукописи XI в., где святой представлен вместе с сир. поэтом Иаковом Саругским (Дамаск, Патриархия Сиро-яковитской Церкви). В визант. время изображение Е. С. входило в состав храмовых декораций - обычно его образ находился среди преподобных в зап. части наоса или в нартексе. Известны изображения святого в вост. части (роспись каппадокийских храмов - ц. Цистерны близ Авджылара, 1-я пол. XI в.; ц. 29а в Гёреме, 1-я пол. XI в.) и в центральном пространстве храма (фреска ц. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, 1164). В Каппадокии помимо названных памятников образ Е.

http://pravenc.ru/text/376984.html

Неа Мони на Хиосе. 18 сентября 1882 года. Игумен Никифор». Возможно, что и диаконская вакансия, полученная им в Афинах и дававшая кое-какие дополнительные средства к существованию, найдена была с помощью монастырского начальства. Зачисленный в университет по поручительству Николая Дамаласа, студент-иеродиакон выделялся особой любовью к наукам и уже на втором году обучения получил по конкурсу стипендию А. Пападакиса 64 (денежная помощь Патриарха Александрийского и братьев Хоремисов стала к тому времени, по-видимому, уже недостаточной или вовсе пресеклась ввиду египетских событий, о которых мы говорили выше). На положенное для соискателей стипендии испытание Нектарий Кефалас явился во вторник 12 марта 1883 года в 3 часа пополудни. Проходившее в присутствии профессоров Никифора Калогераса (декана богословского факультета), Николая Дамаласа, Анастасия Кириакоса, Панайота Павлидиса и Зикоса Росиса, оно продолжалось до семи часов пополудни. Результаты стали известны спустя два месяца, 3 мая 1883 года, и на их основании победителем конкурса был признан («единогласно», как сказано в факультетском отчете) Нектарий Кефалас, о чем свидетельствует приказ ректора от 19 мая 1883 года: «Решением Академического совета от 7-го числа настоящего месяца утвержден отчет богословского факультета по итогам конкурса на стипендию из доли наследства А. Пападакиса, среди участников коего Вы найдены лучшим. Посему назначаем Вас стипендиатом доли означенного наследства до конца Вашего обучения на богословском факультете при ежемесячном пенсионе в сто (100) старых драхм, считая с указанного дня решения совета. Вам же надлежит вести достойную сего жизнь и в конце каждого академического года представлять в ректорат свидетельства своих преподавателей, откуда явствовало бы, что по должном испытании Вашего прилежания Вы признаны заслуживающим возобновления настоящей стипендии. Ректор Π. Г. Кириакос. Секретарь Г. Канелидис». На богословском факультете он прослушал следующие курсы: догматическое и нравственное богословие (профессор Зикос Росис); Ветхий Завет и древнееврейский язык (профессор Панайот Павлидис); Новый Завет (профессор Николай Дамалас); пастырское богословие, патрология и христианская археология (профессор Никифор Калогерас); история Церкви (профессор Анастасий Кириакос и доцент Георгий Дервос); апологетика (доцент Спиридон Сукрас); церковная риторика, гомилетика и катехетика (доцент Игнатий Мосхакис); история догматов (доцент Прокопий Икономидис) и христианская символика (доцент Янис Месолорас).

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Вечно живая традиция Доклад, прочитанный во время Недели православной книги в Варне, 2010 г. Источник: Npabocлabue.Bg Афонский монастырь Ксиропотам. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru К концу периода 1960-1974 гг., когда существенно улучшились способы передвижения из Салоник на Афон, многие из нахлынувших паломников стали свидетелями толков об одном “странном” монашеском братстве, обитающем на северном берегу Святой Горы. Это была бывшая русская келлия Св. Артемия, населяемая в то время греческим монашеским сообществом – братством отца Ефрема (“папа-Ефрема“ из Катунакии). Те, которые решались посетить “странных” братьев, слышали еще на дороге, приближаясь к скиту, слова молитвы “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”. Ею молились громко и непрерывно монахи, работавшие в саду этой большой святогорской келлии. Они были весьма неразговорчивы и только отвечавший за посетителей монах угощал их традиционным рахат-лукумом, рюмкой ракии и стаканом воды. Он же и давал им нужную информацию о братстве, но только после того, как их принимали на ночлег. Устав этого братства не предусматривал вечерню. У братий была общая послеобеденная трапеза (ужин), после чего часто повечерие, а на другой день акафист Пресвятой Богородице и Литургия. Братья требовали от малого числа избранных посетителей хранить полную тишину и не вести разговоров ни с кем кроме старца отца Ефрема. Остальные молитвы суточного круга монахов совершались ими по кельям, а в летние вечера – в саду под деревьями. Гостю, которому случалось выглянуть ночью из окна во двор, видел среди теней под лунным светом монахов с большими четками из 300 узлов, делающих поклоны, молящихся стоя, сидя или медленно шагая, чтобы побороть сон и суметь совершить полностью свое молитвенное правило. Таким же образом совершали они и утренний молитвенный чин (около двенадцати раз по 300 узлов, что составляет 3600 молитв), после чего шли в храм для акафиста и св. Литургии. Таков был устав, которому следовали все приемники старца Иосифа Исихаста или Спилиота. На Святой Горе в то время были три такие братства: отца Ефрема в Катунакии, пока был еще жив его нареченный старец Никифор, его же в келлии Св. Артемия, и отца Харалампия в Неа Скити, а потом и в большой русской келлии “Буразери” близ Кареи.

http://pravoslavie.ru/42698.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010