Во всяком случае, изображение Богоматери в типе Оранты встречается уже в V веке на рельефе дверей церкви св. Сабины в Риме. Можно предполагать, что на иконографию Оранты, закрепившей также и строгие правила в изображении одеяния Богородицы, повлиял институт дьяконисс – женщин, выполнявших функции священников, который существовал в восточнохристианской церкви в IV–V веках. 117. Богоматерь Оранта. Мозаика. 1065–1067 гг. Никея, церковь Успения Богоматери На основе переработки изображения Оранты в раннехристианском искусстве сложился канонический византийский тип Богоматери Оранты, или Великой Панагии, который называется также «Богоматерь Влахернитисса», или «Нерушимая Стена». «Панагия» означает в переводе с греческого «Всесвятая». Этим словом называли и небольшие круглые иконы Богоматери Оранты, которые стали нагрудным знаком архиереев. Наименование «Влахернитисса» образ Оранты получил благодаря тому, что та­ кое изображение было помещено в виде мозаики на алтарной стене Влахернского храма в Константинополе. Подобные по иконографии образы известны по рельефу XIII века в соборе Сан-Марко, алтарным мозаикам Софии Киевской, Неа Мони на Хиосе, Никейского собора, собора в Чефалу на Сицилии (1148), фреске Нередицы в Новгороде и другим памятникам. Оранта обычно изображается стоящей на помосте-пульпите. Она облачена в мафорий темно-красного цвета, который представляет собой четырехугольное покрывало вроде плаща, накинутое на голову и окутывающее накрест грудь, и в столу – длиннорукавный хитон синего цвета с поясом. Под мафорием на голове надет чепец. Образ Оранты типичен не только для настенных композиций, но известен также по книжным миниатюрам и станковым иконам. Последние, вероятно, если судить по известной иконе «Ярославская Оранта» XIII века (Третьяковская галерея) из ярославского Спасского монастыря, заменяли собой алтарную композицию. 118. Богоматерь Оранта. Мозаика. 1148 г. Чефалу, собор Кроме изображений Оранты в полный рост известен также и поясной тип, встречающийся уже на мозаике в нарфике церкви Успения в Никее, которая датируется серединой XI века.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Пол и стены декорированы обливными плитками, тип декора сасанидского происхождения, проникший сюда из К-поля ( Krautheimer. 1986. P. 370). В качестве залов для приемов и дворцовых часовен широко использовались триконхи, напр. в церкви в Винице (ок. 950), 3-частный алтарь примыкает к купольному квадрату наоса, расширенному по сторонам парами округлых ниш. В Перистероне, в Фессалонике, частично сохранилась ц. во имя ап. Андрея на подворье Великой Лавры (870-871) с планом в форме греч. креста и 5 куполами, напоминающая ц. св. Апостолов в К-поле. Центральная ячейка плана этого небольшого здания была преобразована во вписанный крест (угловые зоны - 60 ´ 60 см), а рукава - в триконхи. В X-XII вв. в этом регионе создавали и простые композиции - зальные и 3-нефные церкви, упрощенные до одной пары столпов, техника их кладки и убранство фасадов развивали греч. традицию, подобные здания получили особое распространение в Кастории и Юж. Македонии. После победы имп. Василия II в 1018 г. в культуре и зодчестве Балканского п-ова повысилась роль Фессалоники. От периода нач. VIII - 1-й пол. XI в. не сохранилось ни одного памятника. Первая средневизант. постройка - ц. Панагии Халкеон (освящена в 1028) типа вписанного креста, ее кирпичная техника кладки и внешние полукруглые пилястры отражали связь с Мирелейоном, а капители близки ц. Неа-Мони на Хиосе. В отличие от столичной традиции 2 купола поставлены над галереей нартекса и сильно выступали над крышами, 8-гранные барабаны оформлены округлыми нишами, в осевых устроены окна, стены между пилястрами на фасадах оформлены ступенчатыми нишами с широкими окнами ( Krautheimer. 1986. P. 373-374). Торжественность, монументальность форм и отточенность отделки свойственны храмам, возведенным под имп. патронатом на Афоне: кафоликонам Великой Лавры, Ивирона, Ватопеда. В результате перестройки прп. Афанасием Афонским крестово-купольного кафоликона Великой Лавры (ок. 1002) и кафоликона типа вписанного креста мон-ря Ватопед (ок. 1000) поперечные рукава этих зданий были расширены полукруглыми экседрами (хорами, пространствами для певчих).

http://pravenc.ru/text/383977.html

5 В степеной книге об этом написано следующим образом: « Владимир Мономах ради мужества и Греческого царя Константина Мономаха диадиму, венец и крест животворящего древа прием, и парамниду царскую и скрабийцу сердоличную, из неа же веселяшеся иногда Август Кесарь Римский, и чепь златую Аравицкого злата, и иные многие царские почести в дарех прият мужества ради своего и благочестия; и не просто рещи таковому дарованию не от человек, но Божиим судьбам неизреченным претворяще и предволяще слову Греческого царства на Российского царя. Венчан же бысть тогда в Киеве тем царским венцем в святей велицей соборней и апостольстей церкви от святейшего митрополита Неофита Ефесского, и от прочих святителей вкупе с митрополитом пришедших (Степ. I, стр. 217). 7 Год издания сего устава нам неизвестен, но подлинность его и принадлежность Владимиру Равноапостольному не подлежит никакому сомнению: в этом уверяют как содержание и язык устава, свидетельствующие о его древности и неподдельности, так и то, что и в XIII веке и позднее на Руси не сомневались в подлинности сего устава; ибо древнейший список его найден в пергаминной кормчей, писанной между 1276 и 1294 годами по повелению Новгородского князя Дмитрия Александровича и архиепископа Климента, да и вообще списки сего устава почти постоянно встречаются во всех древних Русских кормчих на ряду с другими основными законоположениями Русской церкви. 8 Вот подлинные слова устава о десятине: «летом многым минувшим создах церковь святыя Богородица, десятиньную, и дах ей десятину по всей земли Рустей, из княжения в соборную церковь , от всего княжа суда десятую векшу, а и с торгу десятую неделю, а из домов на всяко лето от всякого стада и от всякого жита чюдному спасу и чудней его матери». 19 Банное строение Ефрема Болтин и Каразмзин называют крещальней, а Евгений и Арцыбышев – купальней при храме. Последнее правильнее; действительно, Ефрем устроил при церкви баню, но собственно только для больных и трудоватых, как лучшее и обыкновенное лекарство у нашего народа. На это указывает прямо степенная книга, упоминая рядом с банею о врачах и больницах, и при том объясняя, что все это устроено для больных и трудоватых и странных, на безвозмездное врачевание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Текстологический анализ редакций Сказания об обретении мощей преп. Макария Калязинского показывает, что все они восходят к одному архетипному тексту, созданному в 20-е гг. XVI в. Поскольку в старшем списке Первоначальной редакции из собрания Погодина, 836 между листами 8 и 9 утрачен один лист, текст Сказания далее цитируется по списку 30-х гг. XVI в. – СПбИИ, ф. 115, 155 Q, л. 455 об. 478 об. Прежде всего, необходимо отметить оригинальное риторическое предисловие Первоначальной редакции памятника 271 . За традиционными формулами авторского самоуничижения скрыто мастерство древнерусского книжника-поэта, который составил предисловие из фрагментов 12 слов Иоанна Златоуста и Кирилла Туровского . Так, инципит Сказания заимствован автором из начальных строк Слова Иоанна Златоуста в неделю о блудном сыне, что, по мысли автора, должно было создать параллель сюжету о возвращении преп. Макария в родную обитель: Сказание , л. 456 Присно убо человколюбие Божие проповдати длъжни есмы, тм бо живем и движемся и есмы, в се бо врмя длъжни есмы се творити за свою си пльзу и за благодяние хотящим звздам възсиати от купли, ти бо тою сияют, якоже и мы ею спасени быхом и спасаемся; да речем и мы, якоже рече Владыка Христос человколюбец, Сын человколюбца Отца, един дължен повстник Отча милосердиа; да разгнм всю повсть и да навыкнем от нея, како подобает с усръдием приступати и память творити Богу угождьшим... Присно убо Божие человколюбие проповдати должни есмы, от негоже живем и движемся и есмы, в сие же время дължни есмы се творити ради нашеа ползы и ради благодтельства хотящих от купли восиати звзд, ибо и сами тоа ради спасени быхом и спасаемся; рцм убо о ней, яже рекл есть Владыка Христос, человколюбивый сын человколюбиваго отца единыи достоин отчаго благоютробиа сыи сказатель; разгнем и яже о блуднм сын богоучительную притчю и навыкнем от неа, како достоит приближитися к неприступному... Далее после слов «и грхом нашим отпуста просити», составитель Сказания вводит в текст начальные строки Слова в неделю цветную Кирилла Туровского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рисунок. См. изображение в оригинале Мозаики кафоликона монастыря Неа Мони на Хиосе открывают византийское искусство второй половины XI в. По преданию, Константин построил здесь храм и украсил его блистательной росписью в память о том, что монахи обители предсказали ему, тогда изгнаннику, триумфальное восшествие на императорский трон. Система росписи отличается по сравнению с Осиос Лукас, тоже храмом на тромпах, большей сложностью. Праздничные сцены украшают здесь восемь тромпов – четыре по осям основного пространства («Рождество Христово», «Крещение», «Распятие», «Сошествие во ад») и четыре, более глубокие, в углах («Благовещение», «Сретение », «Преображение», «Снятие со креста»). Цикл «выходит» за пределы наоса в нартекс, где представлены сюжеты в соответствии с богослужениями Триоди Цветной, открывавшимися Лазаревой субботой: «Воскрешение Лазаря », «Вход в Иерусалим», «Омовение ног», «Моление о чаше», «Целование Иуды», «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа на апостолов». В центральной апсиде – Богоматерь Оранта в рост, в конхах боковых алтарей – полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила. В барабане купола представлены пророки (скуфья не сохранилась). В декорации очевидно расширение праздничного цикла, акцентирование страстных сцен, а главное – тенденция к динамике развития эпизодов в храмовом пространстве. Все это свидетельствует об изменении значения монументальной декорации в храме и иной роли молящихся по отношению к изображенному. На место статичного предстояния, предусматривающего жесткую фронтальную ориентацию изображения и зрителя, приходят более гибкий композиционный ритм, более естественные и динамичные формы взаимодействия. Фигуры в сценических композициях движутся в различных направлениях, в том числе по диагонали, отдельно стоящие образы обретают легкие ракурсы и сдвиги. Композиции перестают выстраиваться вдоль стенной поверхности, наподобие египетского рельефа. Они сложно построены, и в их организации большое значение приобретают перекрестные взаимосвязи. И элементы архитектуры и пейзажа, и фигуры все активнее начинают располагаться под углом к поверхности фона. Взгляды изображенных персонажей не обращаются вовнутрь или к молящемуся, а построены на взаимодействии. они свободно проходят композицию в разных направлениях. Возникают пространственные эффекты: в элементах стаффажа фиксируется их глубина, фигуры размещаются не рядом, а за спиной друг друга. Фон еще не утрачивает плотность, но контуры силуэтов становятся подвижными, и в их интерпретации обязательно подчеркивается скругление формы к краям. Форма моделируется не только параллельными контуру и фону пластами, «послойно», но и в большей мере – штрихами, идущими под углом к силуэтным обводкам (см., например, моделировку хитона Спасителя из сцены «Сошествие во ад»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богородицы (на нижнем этаже парекклисион ап. Иоанна Богослова) (1809). Рядом расположена новая ризница (1998). Др. парекклисионы в стенах мон-ря посвящены вмц. Евфимии, св. бессребреникам Косме и Дамиану, Успению Пресв. Богородицы, первомч. Стефану, св. Апостолам, свт. Нектарию Эгинскому и Св. Троице. К юго-западу от мон-ря расположен кладбищенский храм Св. Троицы (1817). Владения К. п. м. включают скит Благовещения Пресв. Богородицы, келлии мч. Трифона и свт. Нектария Эгинского, а также келлию-конак ап. Андрея в Карее и 4 кафизмы (3 из них - в окрестностях мон-ря). Подворья мон-ря находятся на п-ове Касандра, на п-ове Ситония, на о-ве Скопелос, в Афинах (Неа-Иония). Недавно близ оз. Керкини был построен жен. мон-рь св. Иоанна Предтечи, к-рый тоже является подворьем мон-ря. Благовещенский скит расположен на холме к востоку от мон-ря. Отшельники селились здесь издавна, но организованную форму это монашеское поселение приобрело только в 1753 г. Кириакон скита был построен незадолго до 1757 г. и украшен фресками в 1766 г. мастерами Константином и Афанасием из Корицы (ныне Корча, Албания). В 1896 г. была возведена колокольня, в 1900 г. на месте старого был построен просторный лити. В Благовещенском скиту был принят в лоно Церкви через таинство миропомазания прмч. Акакий Новый из Нивори († 1816). Здесь также останавливались греч. писатели А. Пападиамантис и А. Мораитидис. Мощи и реликвии Кроме ктиторского креста, к-рый содержит фрагмент Честного и Животворящего Креста Господня, в монастыре хранятся части мощей апостолов Андрея Первозванного, Варнавы и Филиппа, великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Иакова Персянина, Мины и Меркурия, великомучениц Марины и Параскевы, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, Модеста, патриарха Иерусалимского, Фотия, патриарха К-польского, Григория Паламы, мч. Трифона, священномучеников Игнатия Богоносца и Харалампия, прп. Игнатия Агаллиана, митр. Мифимнского, преподобномучеников Евфимия Нового из Димицаны, Игнатия и Акакия Нового из Нивори, новомучеников Димитрия Пелопоннесского и Феодора Византийского.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

При К. были установлены отношения с правительством Греции во главе с И. Каподистрией , к-рый желал создания независимой Церкви на освобожденных от турок территориях, но считал, что автокефалия должна быть получена каноническим путем. Переговоры, шедшие по этому вопросу в 1830-1831 гг. с К-польским патриархом, были прерваны после убийства Каподистрии. Автокефалия Элладской Православной Церкви была провозглашена в 1833 г., при новом правителе Греции - кор. Оттоне I, однако Восточные патриархи отказались ее признать как объявленную в одностороннем порядке, без согласия Синода К-польской Православной Церкви. Несмотря на церковный конфликт, урегулированный только в 1850 г., К. продолжал своими советами содействовать установлению должного церковного порядка и сохранению догматического единства с К-польской Церковью. При участии К. были упорядочены церковные дела в Сербии, к-рой была предоставлена внутренняя церковная автономия. В 1831 г. по распоряжению патриарха на Крите из-за запустения острова и малочисленности населения было осуществлено слияние ряда епархий: Кидонийская была объединена с Кисамской, Иерская - с Ситийской, Аркадийская - с Петрской, Авлопотамская - с Рефимнской, Лампская - со Сфакийской, Херсонесская и Гортинская - с Критской митрополией. Особым покровительством патриарха пользовались афонские мон-ри. В 1830 г. он разрешил спор между мон-рем Пантократор и Илии пророка скитом , причем встал на сторону рус. иноков. В 1832 г. К. ввел дифференцированный подход при уплате хараджа: насельники крупных мон-рей стали платить больше, а монахи из бедных келлий - меньше. В 1833 г. патриарх подтвердил киновиальное устройство Пантелеимонова мон-ря и избрание игуменом иером. Герасима, в 1834 г.- установил общежительный устав в мон-ре Дохиар . К. предоставил большому числу мон-рей ставропигиальные права (напр., Неа-Мони на Хиосе, Троянскому в Тырновской епархии, вмч. Георгия Победоносца в Васесе на о-ве Карпатос и др.) или подтвердил их ставропигиальный статус ( Влатадона в Фессалонике, Анастасии св. Узорешительницы муж. ставропигиального мон-ря на п-ове Халкидики, мон-рей Успения Пресв. Богородицы (Моливдоскепасту) близ Коницы, св. Отцов в Янине и др.), что защищало обители от произвола и разорения.

http://pravenc.ru/text/2057130.html

В начале 1996 года из состава «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции вышли митрополиты Афанасий (Хараламбидис) Ахарнонский и Антоний (Фанасис) Аттический, образовавшие собственную синодальную администрацию во главе с митрополитом Афанасием. Причиной их отделения послужило резкое неприятие внутрицерковной политики, проводимой «флоринистким» архиепископом Афинским Хризостомом (Киюсисом). В январе 1996 года в эту группу из архиерейской оппозиции во «флоринитском» синоде церкви ИПХ Греции перешли митрополиты Паисий Американский, Викентий Эввийский, Иустин Эувийский, Стефан Хиосский. Митрополит Викентий (Маламатениос) в новой юрисдикции получил новый титул митрополита Пирейского 547 . В октябре 1996 года иерархами «афанасиевского» синода церкви ИПХ Греции были рукоположены епископы Антоний (Граббе) и Плотин (Агрителлис) 548 . Таким образом, в 1996 году «афанасиевский» синод церкви ИПХ Греции состоял из следующих лиц: 1 . Афанасий (Хараламбидис), митрополит Ахарнонский и Неа-Ионийский, председатель синода 549 ; 2 . Антоний (Фанасис), митрополит Аттический; 3 . Паисий (Лулургас), митрополит Нью-Йоркский и Американский; 4 . Викентий (Маламатениос), митрополит Пирейский; 5 . Иустин (Колотурос), митрополит Эувийский; 6 . Стефан (Цикурас), митрополит Хиосский; 7 . Антоний (Граббе), епископ 550 ; 8 . Плотин (Агрителлис), епископ (позднее получил новое имя Нектарий). В 1998 году группировка митрополита Ахарнонского Афанасия (Хараламбидиса) прекратила своё существование. Причиной тому послужили следующие обстоятельства: Во-первых, в феврале 1997 года умер митрополит Аттический Антоний (Фанасис); Во-вторых, весной 1997 года возникло размежевание «афанасиевского» синода церкви ИПХ Греции на две противоборствующие партии. В числе первой группировки оказались митрополиты Афанасий Ахарнонский, Иустин Эувийский и Стефан Хиосский. Вторую партию представляли митрополиты Паисий Нью-Йоркский, Викентий Пирейский и епископы Антоний (Граббе) и Нектарий (Агрителлис). Обострённая борьба раскольников в мае 1997 года привела к отмежеванию партии митрополита Паисия (Лулургаса) от «афанасиевской» группы. Это резко уменьшило представительность «афанасиевского» синода и повлекло за собой воссоединение в сентябре 1997 года митрополитов Иустина Эувийского и Стефана Хиосского, а в январе 1998 года митрополита Ахарнонского Афанасия с «флоринитским» синодом 551 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Леонида в Лехее (Коринф; 50-60-е гг. V в. и 518-527) составляет 600 визант. футов, что равно 186 м. В таких городах, как Филиппы, Амфиполь, Фессалоника, Неа-Анхиал, Никополь, базилик было несколько и располагались они на небольшом расстоянии друг от друга. Наиболее сложно устроенные из них имеют 5 нефов, пересекаемых трансептом перед самой апсидой. На пересечении, в квадратном пространстве перед апсидой, вероятно перекрывавшемся шатром и отделенном от нефа низкой преградой, располагался престол с 4-колонным киворием. Полукружие апсиды огибали скамьи синтрона, прерываемые под центральным окном каменным епископским креслом (о композиции нек-рых из них, а также о функциональных особенностях отдельных зон храмовой структуры см. в ст. Византийская империя . Архитектура//ПЭ. Т. 8. С. 279-290). В центральном нефе, иногда по оси базилики (св. Леонида в Лехее; в Мастихари), но чаще к югу (в дер. Алики на о-ве Тасос) или северу (в Элефтерне на Крите) от оси, располагался мраморный амвон. Памятники архитектуры Греции Памятники архитектуры Греции Строительство базилик в каждой из крупных областей Г. находилось под влиянием тех сопредельных регионов христ. мира, где этот тип постройки был ярко представлен уже в IV в. Архитектура и строительная техника в зап. центрах, Никополе и Коринфе имела миланские особенности, в Фессалонике отражала к-польскую и эфесскую традиции. Композиции фессалоникийских базилик в свою очередь повлияли на строительство в Фессалии и на севере Балканского п-ова. Очевидное влияние античности на структуру церквей (идея базилики) и их отдельные формы (применение ордеров) явилось результатом сложного процесса культурного преемства и не связано непосредственно с перестройкой ряда языческих храмов в христианские, получившей массовый характер только в VI-VII вв. (Парфенон, превращенный в городской собор Феотокос; храмы Эрехтейон и Гефеста в Афинах). Такие перестройки сопровождались пристройкой к вост. стороне апсиды, а если пространство церкви охватывало и внешние галереи языческого храма, то закладывались промежутки между колоннами, формируя стены с округлыми пилястрами (храм Афины Пронайи в Дельфах).

http://pravenc.ru/text/166461.html

Обычная с виду пуговица военного, похоже, образца. На бронзовой металлической шляпке — двуглавый орёл, но не такой, какие приходилось видеть нынче. Тимофей осторожно, взял пуговицу в руки. Осмотрел со всех сторон: металлическая петля с обратной стороны, обтершаяся местами поверхность и какая-то несоответствующая размерам пуговицы тяжесть. —Пуговица? — пожал плечами Тимоха. — Пуговица, да не простая. Ребята из Екатеринбурга сдали. Проиграли, короче. Если не врут, то эта пуговица из ипатьевского дома. Слышал про такой? — Неа… — Там царскую семью расстреляли. Николая и всех его родственников. Про это-то слыхал? — Немного. Революция какая-то была, Ленин там, флаги красные… — Во-во. Лет десять назад тебе эту историю в башку, как собственное имя, вдолбили бы. А теперь… — Мы по истории пока средние века прошли. Королей всяких, папу римского. А русскую историю только начали. Интересно, только я их плохо запоминаю, князей много. Так эта пуговица что, золотая? — Да нет, обычная. Но, возможно, она у царя на мундире была или у сына его, царевича Алексея. Он чуть старше тебя был. Я по телику программу смотрел. Короче, Тимоха, это антиквариат. Пуговицу очкарикам впарить можно. Но цену я ей, Тимоха, не знаю. — Эх, спросить бы историка нашего! — В общем, когда их расстреляли, то сняли с них все драгоценности, забрали личные вещи и, выходит, даже пуговицы содрали. Говорят, в брюликах царевен потом большевицкие жёны рисовались. Даже туфлями не побрезговали. Во какая у нас революция была, Тимоха, — Миша скривился и опрокинул в себя остатки пива из бутылки. — Так почем её толкать? — Не знаю, Тим, но и в моём кармане ей делать нечего. Тянет чего-то. Да и поверит кто? Пацаны эту пуговицу, может, у какого видного антиквара поимели. Кто его знает?.. За такими вещицами, бывает, контора охотится. — Какая контора? — ФСБ, слышал? Федеральная служба безопасности. — Круче ментов? — Круче. Если этим чё надо — они до печёнки достанут. Так что пуговка эта… — Миша задумчиво прищурился. — Хотя вряд ли. Всё-таки пуговица не брюлик и не золотой портсигар. Попробуй, если какой-нибудь лох за неё хоть что-то даст, отдавай. Верю тебе на слово! За остальное, как обычно, десять процентов твои. Всё в пакете, — кивнул под стол. — Вначале подстрахую, потом уйду. Часа через три вернусь, встречаемся здесь же.

http://azbyka.ru/fiction/malchik-bez-shp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010