Кафоликон мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос. 1042 - 1056 гг. Рисунок-реконструкция интерьера На основе форм и принципов, существовавших ранее на периферии, зодчими к-польского круга были разработаны новые типы церквей, к-рые Краутхаймер, в частности ( Краутхаймер. 1986. P. 337-341), разделяет на 5 основных: 1) укороченный греч. крест в плане, как в ц. Архангелов в Сиге (ок. 780), формируется большим подкупольным квадратом с неглубокими сводами по сторонам, к востоку примыкает апсида, зап. часть сообщается с нартексом посредством трибелона - церковь мон-ря Хора в К-поле (Кахрие-джами, после перестройки нач. XII в.), церковь в Куршунлу в Вифинии (2-я пол. XII в.); 2) октагонально-купольный, вероятно к-польский по происхождению, как в кафоликоне мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056), центральное пространство к-рого представляет собой квадратный зал с 8 пристенными пилястрами, во 2-м ярусе угловые и плоские осевые широкие ячейки преобразованы в округлые ниши, завершаемые конхами, их арки включены в парусную конструкцию под барабаном; 3) смешанный тип, соединяющий греч. крест с октагоном, как в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (1011 или 1022), в Дафни (ок. 1080), где в центре - подкупольный квадрат с 3-частным алтарем на востоке и с 3 др. сторон 2-ярусный обход (в Дафни 1-ярусный), к-рый пересекают до внешних стен сводчатые рукава креста более узкие, чем сторона подкупольного квадрата; углы квадрата перекрыты большими коническими тромпами, расположенными на одном уровне со сводами рукавов и сферической поверхностью парусов; 4) здания с амбулаторием (обходом), развивающие тему купольной базилики с галереями, встроенными в структуру крестово-купольного храма, открывающимися в подкупольное пространство (чаще всего аркадами), напр. церкви Христа Акаталепта, или Богоматери Кириотиссы в К-поле (XII в., ныне Календерхане-джами); 5) вписанный крест - самый распространенный в средневизант. время; с ним отчасти были связаны и крестово-купольные композиции с полуизолированными угловыми компартиментами и куполом на 4 опорах, формируемых углами стен; их истоки можно видеть в церквах типа Осиос Давид в Фессалонике, развитые образцы - ц. Атик-Мустафа-джами в К-поле (IX в.) и основное ядро кафоликона Великой Лавры на Афоне (963).

http://pravenc.ru/text/383977.html

Простер же руц свои, приятъ святую и непорочьную еа душу. Во исхожение святыа ея душа исполнися вони благыа и неизреченна свта мсто то. И се глас съ небесе глаголя: «Блажена ты еси в женах!» И, текше, Петръ и Павелъ и прочии апостоли облобызахом честни еа ноз, да ся быхом освятили. И мы сами оба-на-десяте честное же и святое тло, на одр възложше, понесохом. И несущим намь, евринъ единъ, именем Иофониа, крпокь телесемь, устремлься, начатъ сметати на землю одръ, апостоломь носящимь. И се ангелъ Господень невидимою силою мечемь огненымь от плещу его отсче об руце и по аеру при одр сотвори висти. И сему чюдеси бывшу, възпиша вси обртшеися ту людие иудейсти, видвше, яко «поистин истиненъ Богъ есть, рожеися ис тебе, Богородице и приснодво Марие!». И той же самъ Иофониа, Петру повелвшу ему, да ся явять чюдеса Божиа, и вставше, въслдь одра вопиаше, глаголя: «Святаа Марие, рождешиа Христа, помилуй мя!» Обращь же ся, Петръ рече к нему: «Во имя рождьшася от неа прилпитася руц, отяти от тебе!» И абие словом Петровмь, руц от одра Госпожина висящии отшедши, прилпистася Офонии на мст своемь. И вру ятъ и прослави Христа Бога, рождьшагося из неа, емуже слава и дрьжава съ Отцемь и Святымь Духом и нын, и присно, и в вки вкомь. Аминь. 472 Вифлеем – город к юго-западу от Иерусалима; в нем, согласно Евангелиям, родился Иисус Христос. 473 Ефес – город, существовавший до VII в., один из крупнейших городских и культурных центров Средиземноморья. Руины его находятся на территории турецкого города Сельчука, к югу от города Измир. 475 Ты Симоне-Петре из Рима ... от Иерусалима. – После вознесения Христа апостолы разошлись проповедовать по разным странам. Здесь и далее упоминаются апостолы Андрей, Варфоломей, Иаков, Павел, Петр, Симон Канаит, Филипп и Фома, а также евангелисты Лука и Марк. 476 ...сына сестры цар, именем Давдань, мною хотяше знаменатися в полат. – В апокрифическом «Деянии Фомы» рассказывается о его пребывании в Индии, но имя Давдана не упоминается, и прокомментировать эти слова пока не представляется возможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Газета «Та неа» [«Новости»], занимающая в целом проправительственную позицию, вышла 21 декабря 2010 г. с передовой статьёй, в резких выражениях осудившей «вмешательство Церкви в политическую жизнь страны» . Архиепископ Афинский был обвинён в сближении с правыми силами и в притязаниях на систематическое вмешательство в политическую жизнь. Редакционная статья подозревает греческих митрополитов в том, что они действуют из «личного тщеславия» и требует от них впредь ограничиваться «социальными проблемами страны, а не издавать политические манифесты». Антицерковная риторика этой статьи основана на стандартных для Греции штампах политических дискуссий: враждующие силы обвиняют друг друга в стремлении узурпировать влияние на власть, — и потому вписывается скорее в общую динамику традиционных греческих политических дискуссий, чем говорит о переходе правящих левых сил к агрессивной политике в отношении Церкви. В действительности новая секуляризация представляет собой часть общего сокращения расходов на обеспечение внутренней безопасности страны. Газета «Та неа» сообщает о планах министра внутренних дел Янниса Ранкусиса в наступившем году: расходы на оплату труда и социальные нужды не будут сокращены только в области среднего образования и медицины, в том числе профилактической, тогда как Церковь разделит нелёгкое бремя кризиса с армией, полицией и пожарной службой. Циркуляр министра, выпущенный прямо накануне Нового года, уже начиная с 3 января 2011 г. широко обсуждается в греческой прессе. На заседании Синода Греческой Церкви 10 января 2011 г., как пишет авторитетное греческое издание «То вима» [«Трибуна»] в статье с красноречивым названием « МВФ требует уменьшения числа священников? », некоторые из архиереев потребовали вернуться к обсуждению требований МВФ по сокращению бюджетных расходов страны. По мнению членов Синода, сокращение аппарата государственных служащих ударит «по священнослужителям всех уровней, а также по многочисленным церковным служащим». Синод сформировал специальную комиссию для переговоров с министром внутренних дел, «до прояснения ситуации». Но некоторые архиереи сочли это полумерой, и обратились к Архиепископу Иерониму Афинскому с требованием более решительных заявлений и переговоров, упреждая возможные протесты духовенства. Часть собравшихся решила сделать ставку на юридическое различие между «служащими» (церковными администраторами) и «служителями» Церкви, и таким образом, добиться того, чтобы сокращение бюджетных расходов не затронуло священнослужителей.

http://pravmir.ru/elladskaya-pravoslavna...

В ту эпоху нищий и далеко не юный выходец из порабощенной части эллинского мира мог обучаться в Афинском университете лишь при содействии щедрого благотворителя. Вдобавок к квартирным и столовым расходам студентам полагалось, как и в сравнительно недавние времена (до начала 1960-х), вносить плату за учебу. Освобождало от нее лишь решение академического совета, и только в том случае, если имелись «свидетельства от властей мест, где они [малоимущие студенты] проживают, об их бедности» 62 . Никаких сбережений иеродиакон Нектарий, как монах, не имел (хотя монастырь Неа Мони слыл богатым), добывать же их ручным трудом не мог ввиду сана и по недостатку времени, поскольку утренние и послеобеденные часы занимали лекции, за посещением которых строго следили. Диаконское вознаграждение на приходе, где он служил, было совсем незначительным. Да и само получение университетского образования монашествующими в атмосфере усиливавшегося неверия и тяжких потрясений греческой государственности считалось ненужной роскошью. Благотворителем новоиспеченного студента оказался сам Патриарх Александрийский. Но при всей важности его материальной поддержки (особенно на первых порах) она не была постоянной. Это объясняется крайне тяжелым финансовым положением Александрийской кафедры в начале 1880-х годов. Мятеж, поднятый в Египте Ораби-пашой 11 июля 1881 года, был направлен против европейцев и привел к страшным гонениям на христиан, разорению храмов и бегству из страны почти всего греческого духовенства. Достаточно сказать, что из всех клириков Египта остались тогда на местах протосинкелл Порфирий, архимандрит Иеремия с монахами Саввой и Каллистом в Александрии да архимандрит Игнатий в Каире. Донесения Иеремии и Игнатия Патриарху Софронию на остров Лерос изображают тамошнюю ситуацию в самых мрачных и трагических красках. Перелом наступил в сентябре 1881 года после вмешательства англичан, а 5 октября Патриарх смог вернуться на кафедру. Сохранилось письмо Патриарху Софронию самого иеродиакона Нектария, посланное из Афин 11 октября 1882 года (это – первый известный его автограф, если не считать уже упомянутой росписи в монастырском кодексе Неа Мони). Из него видно, что автор несколько ранее получил от Демосфена Хоремиса обещание денежной помощи до конца учебы и что помощь эта последует тотчас за водворением порядка в Египте. После водворения мира иеродиакон Нектарий счел возможным обратиться к Патриарху, чтобы тот посодействовал в получении обещанной помощи. Но, не дерзнув обратиться к нему напрямую, он попросил Константина Проиоса предпослать его письму сопроводительную записку, что тот и исполнил. Приводим оба текста:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Так, но типу купольной базилики в IX в. Были построены самые знаменитые святыни Константинополя – храм Влахернской Богородицы, базилика Неа Василия Македонянина, церковь Богоматери Фарос. Ни одна из этих построек не дошла до наших дней, и известия о них мы можем почерпнуть лишь из письменных источников. Следует заметить, что названные храмы входили в комплексы императорских дворцовых сооружений и в них хранились самые избранные, самые чтимые и значимые для сердца христианина реликвии, связанные со Спасителем и Богоматерью: терновый венец, гвоздь, копие, погребальная пелена Спасителя (так называемая Туринская плащаница), риза Богоматери и др. Выбором старинного 1 типа здания создатели этих храмов хотели подчеркнуть их особое значение. К сожалению, для более основательных выводов в этой теме недостаточно архитектурного материала. Можно только предполагать, что тип купольной базилики косвенно ассоциировался с самым ранним периодом развития христианства. Он мог избираться в тех случаях, когда важно было напомнить о символах – «архетипах», стоявших в начале христианской духовности и значимых для вселенского христианства. Возможно, купольные базилики каким-то образом отвечали статусу «царской» постройки. Не случайно многие из них входили в состав императорских дворцовых ансамблей или возводились при личном участии василевса в строительстве (базилика Неа Василия II, храм Богородицы Перивлепты Романа Аргира). Важно, что купольные базилики – часто храмы больших Митрополий 2 или грандиозные паломнические церкви. Самые блестящие из них были построены уже после появления Св. Софии, но они не воспроизводили главный столичный храм, а были его упрощенной аналогией. Наиболее простым и продуктивным способом создания купольной базилики было соединение идей базилики, крестчатой композиции и купола. Но самые совершенные купольные базилики (та же Св. София) стоят вне этого пути. Простой тип купольной базилики представлен храмом Алахан-монастыря (Койя-Колесси) в Анатолии, возведенным в середине V в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нартекс церкви состоит из неск. ячеек, перекрытых крестовыми сводами; короткие сев. и юж. стороны нартекса имеют полукруглое завершение (аналогичное решение было использовано в придворном храме мон-ря Мирелейон в К-поле, созданном в одно время с сев. церковью Л. м.). В верхнем ярусе нартекса также была предусмотрена галерея, подъем на которую осуществлялся по внешней деревянной лестнице, установленной с южной стороны храма. Небольшой размер здания и наличие капелл на уровне галереи подтверждают общую тенденцию, свойственную храмовому зодчеству средневизантийского периода: тяготение к малому или среднему масштабу церковных построек, наличие угловых компартиментов, богатый декор. Эти черты являются выражением архитектурных предпочтений визант. аристократии, к-рая с этого времени обретает все большую силу. Данная тенденция усилится в поздневизант. эпоху. В случае с Л. м., как и с др. монастырскими комплексами, размер мон-ря должен был соответствовать количеству людей, составлявших монастырскую общину ( Marinis. 2004). Пятиглавие сев. церкви указывает на существование определенной архитектурной типологии и позволяет сравнить ее с ц. Неа-Экклисия (876-881), возведенной имп. Василием I при Большом дворце в К-поле. Неа-Экклисия, очевидно, послужила образцом для данного типа храмов, что подтверждается такими ее архитектурными репликами, как церковь мон-ря Мирелейон, а в более позднее время - ц. Панагии Халкеон (1028) в Фессалонике. Сев. церковь сложена из плинфы, что является характерной чертой архитектуры средневизант. периода в целом и к-польской IX-XI вв. в частности. Здесь эта строительная техника использована в чистом виде, а в соседней юж. церкви усложнена за счет применения широких слоев раствора и особой декоративной кладки (преимущественно в слепых нишах и на апсидах), формирующей геометрический орнамент, как это было принято в палеологовское время. По внешней стороне 3 апсид сев. церкви проходит длинная, выполненная на мраморных пластинах строительная надпись (сохр. фрагментарно). В ней упоминается посвящение церкви Пресв. Богородице, прославляется основатель мон-ря Константин, уповающий на спасение ( Megaw. 1964; James. 2008; Rohby. 2012. p. 738-739; Spingou. 2014). Изначально надпись легко читалась с большого расстояния благодаря контрастному сопоставлению выполненных из металла (свинца) букв и белого мраморного фона.

http://pravenc.ru/text/2110542.html

1-ый: - Ты помощник? 2-ой: - Неа. 1-ый: - А-а, ты помощник помощника? 2-ой: - Неа. А ты, случайно, не из этой тусы, кочетковской? 1-ый: - Ну, да! А что?! А ты чего тут делаешь? 2-ой: - У меня жена верующая, вот я с ней и приехал. " Лучше один раз увидеть, чем много раз слышать " . Приезжайте, сами посмотрите на все это .... Русич 1 декабря 2012, 01:02 Хоть с момента написания того же " Суд им давно готов " О вероучении и пастырской практике священника Г. Кочеткова. прошло уже более 10 лет, но ничего в практике и вероучении кочетковцев не изменилось, а часто даже усугубилось. Русич - Александру 1 декабря 2012, 00:57 Вполне достаточно, даже более чем, но.... За кочетковцами стоит вся безбожная оранжевая либеральная полит- и " культур " - тусовка. Вся либеральная пресса(в т.ч. и зарубежная) поднимет великий " демократический " вопль. Архимандрит Иоанн(Крестьянкин), прекрасно прозревая, куда могут завести эти «прогрессивные батюшки» с их неудержимым реформаторским зудом, воззвал в те годы к православным: «Если мы не разорим это движение, то они разорят Церковь»... http://www.moral.ru/blagodat/fr_Ioann.html prot Andrei Fillips 30 ноября 2012, 23:59 Nado molitsia za bednogo o. Georgiya. Na Zapade my znaem etot neo-obnovlencheskiy i seychas ochen staromodny dukh osobenno khoroso; Bogoslovie (=Filosofiya)Parizhskoy Shkoly osonovano na obnovlenchestvom. Pomnu, kak byvshiy amerikanskiy Episkop Vasiliy (Osborn) priglasil o. Georgiya v London, predlozhiv emu mesto klyucharya v Uspenskom Sobore. Vidite, kak eto vsio zakonchilos. Neoobnovlenchestvo predstavlyaet soboy perezhitok post-sovetskogo vremeni, vmeste s ekstrasensami i privatizatsiey. Vremia proshlo. Prelest,samoobman, gordost, sektantstvo pod maskoy pravoslaviya - eto vsio chelovecheskaya tragediya. prot. Andrei Fillips (RPZTs, Angliya) Надо молится за бедного о. Георгия. На Западе мы знаем этот нео-обновленческий и сейчас очень старомодный дух особенно хорошо; Богословие (=Философия) Парижской Школы осоновано на обновленчестве. Помню, как бывший американский Епископ Василий (Осборн) пригласил о. Георгия в Лондон, предложив ему место ключаря в Успенском Соборе. Видите, как это всё закончилось. Неообновленчество представляет собой пережиток пост-советского времени, вместе с экстрасенсами и приватизацией. Время прошло. Прелесть,самообман, гордость, сектантство под маской православия - это всё человеческая трагедия.

http://pravoslavie.ru/57788.html

В последние годы вышел ряд теоретических и практических книг, написанных совр. иконописцами. Свящ. Стаматис (Склирис) (род. в 1946; автор росписи ц. прор. Илии Кастелас в Пирее, ц. вмч. Георгия в Стемнице и др.) написал соч. «В зеркале: иконологические исследования» (Афины, 1992), И. Х. Вранос - автор книг «Теория иконописи» и «Техника иконописи» (Фессалоника, 1992, 2001), К. Ксенопулос (род. в 1959; выполнил копии фресок Панселина для выставки в Фессалонике в 2004) опубликовал «Труд и учение: техника иконописи» (1996), «Достоинство кисти» (2000). Интерес к возрождению техники визант. мозаики связан с научно-реставрационными работами, проводимыми на визант. памятниках. Э. Воила-Ласкари (1908-1989), участвовавшая в реставрации мозаик Осиос Лукас (1938-1939) и Неа-Мони (1950), первой предприняла попытку воссоздания классической визант. мозаики. Ее работы украсили храмы: Капникарея, Большая Митрополия, Живоносного Источника и свт. Николая на ул. Патисион в Афинах, в мон-ре св. Иерофея близ Мегары. Др. мозаичист, С. Ксенопулос, выполнил мозаики в ц. сщмч. Дионисия Ареопагита на ул. Скуфа в Афинах (30-е гг. XX в.). Я. Колефас (1927-1986) начал эксперименты в области мозаики как реставратор (мозаики ротонды вмч. Георгия, Св. Софии в Фессалонике, ц. Порта Панагия близ Трикалы, Неа-Мони, Осиос Лукас, Дафни) и впосл. украсил мн. храмы (св. Иоанна на ул. Вулиагменис, св. Антипы в р-не Гуди, Успения Богородицы в р-не Палео-Фалиро, собор равноап. Константина и Елены в Глифаде - все на территории Б. Афин, собор мон-ря Живоносного Источника в Клисуре в номе Этолия и Акарнания, Св. Софии в Лондоне, церковь в Калаврите и др.). Совр. мастеру В. Цоцонису принадлежат мозаики кафоликона мон-ря св. Ирины Хрисоваланту в Ликовриси в Аттике (1985-1989), «Положение во гроб» в храме Гроба Господня в Иерусалиме (1987), а также фрески кафоликона мон-ря св. Стефана в Метеорах (1991-1993). С 2000 г. под рук. А. Милкудиса создается мозаичная декорация ц. Пресв. Богородицы Сумела , имеющая задачей представить в ней копии лучших образцов визант. монументальной живописи.

http://pravenc.ru/text/166461.html

К сожалению, Государство обмануло Монастырь, нарушив условия соглашения. Получив 38 000 стремм (3 800 гектар) земли, оно не возвратило озеро Обители. Тогда Монастырь обратился за помощью к Государственному Совету (τ Συμβολιο τς Επικρατεας) и был оправдан. Было решено подписать наконец-то Договор, предусмотренный Указом 1924 г., на основе которого озеро было бы возвращено Монастырю. Но Министр сельского хозяйства, подписывая Договор и искаженно толкуя положения Указа, вынудил Обитель выплачивать также процент от рыбного дела Государству, несмотря на то, что Указ не предполагал никаких других условий кроме вышеупомянутых двух. Таким образом важные пункты Договора были составлены вопреки Указу 1924 года в ущерб Монастырю. Но и этого не было достаточно. В 1935 г. Государство принудительным законом своевольно упразднило те условия Договора, по которым Монастырю предоставлялись права и оставило только те пункты, по которым у Обители забиралось 38 000 стремм (3 800 гектар) земли. Таким образом, мы имеем дело с односторонним нарушением Договора. Монастырь попытался реабилитировать Указ 1924 г. и добился этого изданием толковательного Указа в 1941 году. Но после 1950 года он уже не мог отстаивать свои права, потому что в Обители, как и на всей Святой Горе в то время, из-за войн сороковых годов и последующих внутренних нестроений в Греции, проживала крайне малочисленная и немощная братия. В 1990 г. монах Иосиф и его братия (в том числе и будущий игумен Монастыря иеромонах Ефрем) , подвизавшиеся ранее в Неа Скити («Новый Скит») , перешли в Ватопед. В 1995 г. государство стараясь отобрать также и островок, находящийся на озере, потребовала от Монастыря предоставить соответствующие Титулы. В результате после исследований, которые согласно законам государственные службы провели в 1999 г., Монастырь наконец-то был оправдан. Дело восстановления правосудия согласно Указу 8/10 апреля 1924 г., имеющему силу до сих пор, продолжалось до 2003 г., когда Монастырь окончательно был оправдан правительством партии ПАСОК, а позже правительством партии Неа Димократия.

http://pravmir.ru/delo-monastyrya-vatope...

Наиболее авторитетный пример такой системы представляли мозаики купола той же Константинопольской Софии, где под изображением Пантократора располагались: в пандативах серафимы, в всрхних частях тимпанов по два архангела, а в нижних – шесть малых и четыре великих пророка. Аналогичным способом был украшен свод восточного помещения южной галереи Софии Константинопольской конца IX – начала Х в., где вокруг Христа в медальоне в парусах находились изображения серафимов и херувимов. Эта мозаика, по мнению К.К. Акентьева, «представляла собой обобщенную синкретическую реакцию «видения Единого» в ветхозаветных пророчествах Иезекииля (10:1–22) и Исайи (6:1–5), где упоминаются соответственно херувимы и серафимы» 454 . Со временем значение теофанических мотивов ослабевает, в монументальной живописи позднемакедонской эпохи и комниновского времени изображения шестокрылов встречаются редко. Известны отдельные примеры таких памятников, сохранившиеся в основном на территории Греции. Это церковь Богоматери Прототронос на Халке первой четверти XI в. 455 , где изображение Пантократора в куполе сопровождают четыре архангела, два херувима и шесть пророков, церковь Спасителя в Коропи Х в. 456 , где вокруг полуфигуры Пантократора, вписанной в небесную сферу, которую поддерживают архангелы, расположены изображения символов евангелистов и шестокрылы. К числу более поздних примеров относятся мозаики Неа Мони, фрески Юсуф Каш Килисе, Камбазли Килисе в Каппадокии (XI в.) и церкви Апостолов в Перахорио на Кипре XII в. 457 Дула Мурики склонна видеть в данном типе декора стремление подчеркнуть славу Пантократора, как владыки мира, охраняемого и величаемого ангельскими сонмами. По ее мнению конструкция и живописный декор купола еще более подчеркивают «идею балдахина небес», поддерживаемого всей небесной и земной иерархией 458 . Та же Дула Мурики усматривает в доминирующем положении ангельских чинов в куполах наоса и нартекса Неа Мони, в центральном и малых главах Софии Киевской отражение духа эпохи – первой половины – середины XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010