Иконография Г. Иконография Г. обширна, т. к. неразрывна с иконографией Животворящего Креста Господня. Древнейшие изображения и символы Г. восходят к IV-V вв. Мозаика V в. в ц. Санта-Пуденциана показывает Г. как округлую каменистую вершину, увенчанную золотым крестом. Более традиционно изображение Г. в виде площадки, на к-рую с 2 сторон ведут ступени: на визант. монетах (напр., имп. Феодосия II и Евдокии, 420 г.) - от 1 до 4 ступеней (DACL. Col. 3096), на паломнических ампулах и флягах - обычно 2-3 ступени (напр., на флягах из Монцы и Боббио, V в., музей Studium Biblicum Franciscanum - см.: Barag. 1970). Вероятно, это является отражением реального оформления Г., к вершине к-рой шли ступени, ставшие известными благодаря иконографии и описаниям паломников. В др. случаях Г. представлена условно, в виде точки или треугольника под крестом (напр., ампула из Музея земли Вюртемберг, Штутгарт; крышка реликвария, Музеи Ватикана). В иконописи и книжной миниатюре Г. изображается в соответствии с Евангелиями как небольшая гора с округлой или острой вершиной, венчаемая крестом (напр., Хлудовская Псалтирь, IX в.- ГИМ. Греч. 129 д. Л. 4, 19, 67, 86, 98 об.; Киевская Псалтирь, 1397 г.- РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 47 об.). Обычно форма горы близка к треугольной, иногда с выраженными ступенями на склонах или с лежащей под ней головой Адама (Хлудовская Псалтирь. Л. 72 об.), к-рая может изображаться в пещере-разломе (Киевская Псалтирь. Л. 36, 92 об., 101, 185). В случае, когда необходимо было изобразить 3 креста, Г. могла также иметь 3 вершины (Хлудовская Псалтирь. Л. 45 об.). В поздней иконографии Г. с адамовой головой часто служила символом смерти (напр., на надгробиях XVIII-XX вв.). В соответствии с апокрифическими сказаниями об адамовой голове (кровь из ран Христа коснулась головы и омыла грех Адама) изображаются потоки крови, льющиеся на череп Адама (мозаика собора мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос, 1042-1056). Изображения Г. в визант. и древнерус. памятниках часто сопровождаются буквами, число к-рых может быть более 100. На рус. изображениях чаще др. встречаются М. Л. Р. Б., означающие «место лобное рай бысть».

http://pravenc.ru/text/165249.html

Журналист газеты «Неа» господин Д. Псафас опубликовал статью, рассказывающую об одной девушке, которая хочет сохранить чистоту до брака, но недоумевает, как можно это осуществить, так как все юноши, с которыми она в разное время встречалась, со второго свидания ищут «полноценных отношений ». Одна читательница нашей газеты прислала нам копию своего письма господину Псафасу на данную тему. Это письмо мы и публикуем ниже. «Глубокоуважаемый господин Псафас! Я прочитала Вашу публикацию от 31 числа прошлого месяца (марта) под названием - " Чистота». С большой радостью я узнала о принципах девушки, написавшей Вам письмо, в котором она говорит, что хочет сохранить чистоту до брака. Но ее ошибка в том, что она ищет дружбы с юношами, и к тому же, очевидно, с юношами современных взглядов... Я напишу Вам о моем собственном опыте. Возможно, он будет интересен и для этой девушки. Мне 26 лет. Я окончила университет. Я рано лишилась отца и очень нуждалась. Но с Божией помощью я осталась в лоне Церкви, одержала победу в войне с нравственными опасностями юности. Компании с юношами я не водила. Моим окружением были несколько подруг, разделявших мои взгляды. Заботу о своем замужестве я с полным доверием возложила на Отеческий Промысл Божий... И ответ пришел очень быстро. Один юноша, старше меня на три года, друг моего брата (мой брат разделяет мои убеждения), выпускник Политехнического института, сделал мне предложение. Мы обручились. Из-за объективных трудностей со времени помолвки и до венчания прошло более года. Но с помощью Божией и Таинств Церкви оба мы сохранили чистоту и чистыми вступили в брак. Конечно, нам обоим пришлось пережить сильное борение, но именно это борение возвысило каждого из нас в глазах другого, в собственных глазах. Мы уже два года состоим в браке. У нас чудесный ребенок, мы ждем второго, и потом, как Бог даст... Мы не занимаемся «планированием семьи». (Сегодня в этой семье уже шестеро детей. – Е.Ф.) С мужем мы живем в полном согласии. Нас связывает, конечно, глубокая человеческая любовь и сильная привязанность друг к другу, но прежде всего нас связывает Христос и Его Церковь , сознательными членами Которой мы стараемся быть. Так наш союз стал очень крепким. У нас не бывает разногласий.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

53 См. ниже его письмо святителю Нектарию. К. Проиос – сын видного агронома (учившегося за границей) Иоанна Проиоса († 1861) из хиосского селения Мирминки. До 1856 г. был учителем в школе взаимного обучения, затем преподавателем греческого училища и гимназии на Хиосе. Близкий друг Яниса Хоремиса. К роду Проиосов принадлежал и известный митрополит Адрианопольский Дорофей, повешенный турками в 1821 г. в Константинополе. 54 Подразумеваются тяжелейшие последствия землетрясения, разразившегося на острове несколькими месяцами ранее. 58 Источники позволяют думать, что Нектарий Кефалас был рекомендован Патриарху Софронию Янисом Хоремисом (см. ниже, главу «Дальнейшие отношения с Патриархом Софронием», письмо И. Грипариса) или профессором богословского факультета Николаем Дамаласом. Разумеется, не исключено, что оба выражали свое расположение к нему и раньше, и впоследствии. 59 Когда Софроний занял кафедру, в Александрийской Церкви было лишь четыре архиерея: Фиваидский Мелетий (сосланный в Иерусалим), Триполийский Феофан, Киренский Спиридон и Пелузийский Амфилохий, проживавший сперва на Патмосе, затем на Святой Горе. Новый Патриарх привез с собой из Константинополя епископа Ксанфупольского Игнатия, которого возвел в 1884 г. в митрополита Ливийского. 60 Крупный коммерсант Янис К. Хоремис совместно с братьями и детьми владел огромным торговым домом «Хоремис, Бенакис и Сиас», имевшим связи, помимо Афин и Египта, с Францией и Англией. На основании сведений, которые любезно сообщил мне несколько лет назад (10 сентября 1996) внук Я. Хоремиса г-н Янис Г. Хоремис, даты жизни братьев-филантропов представляются следующими: Янис – 1827–1897, Микес – 1832–1895 и Демосфен – 1838–1907 гг. Известно, что за диаконской хиротонией Нектария Кефаласа, кроме духовенства, присутствовал Янис Хоремис, на которого новый иеродиакон произвел неизгладимое впечатление. А то, что финансовая поддержка иеродиакону Нектарию оказывалась не только Янисом (как утверждает большинство современных биографов), но и остальными братьями, видно из письма святого к Софронию, где говорится о Демосфене, и из записи в кодексе монастыря Неа Мони: «Рукоположенный в диаконы и нареченный Нектарием отбывает вспоможением Микеса К. Хоремиса в Афинский университет».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

XIII в. «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий Севастийский», ГРМ), клиновидная борода, обычно доходящая до груди или до пояса (фреска ц. Успения на Волотовом поле, 1363). Монашеское одеяние И. Л. составляют хитон, мантия, схима с куколем на плечах или на голове (чаще в произведениях поздне- и поствизант. живописи, а также в отдельных древнерус. памятниках, как, напр., на иконе «Прп. Иоанн Лествичник» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, XV в.) и аналав. В руках И. Л. обычно держит крест, свиток или книгу, как автор «Лествицы». В греч. иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - И. Л. назван старцем «с большою бородою» (Ерминия ДФ. С. 172). Рус. сводные иконописные подлинники (XVIII в.) сообщают об облике И. Л. в связи с описанием композиции «Лествицы»: «…подобием сед, брада доле Власиевы [сщмч. Власия Севастийского.- Авт.], в схиме, риза преподобническая» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 306; То же см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 84). Иконография И. Л., как свидетельствует история его почитания, сложилась достаточно рано, но по сохранившимся памятникам прослеживается не ранее X в. (см., напр., миниатюры из рукописей «Лествицы»: Sinait. gr. 417; Vat. Chig. R IV 7 и др.). Единолично, в рост он представлен в миниатюрах ряда рукописей в Минологии на февраль и март 2-й четв. XI в. (ГИМ. Син. Греч. 183. Л. 263); в минологии Служебного Евангелия кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 304v); в Минологии 1327-1340 гг. (Bodl. gr. theol. F. 1. Fol. 34v). В мозаичных и фресковых декорациях храмов образ И. Л. нередко помещался среди прославленных преподобных и аскетов. В мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас (Греция, 30-40-е гг. XI в.) он представлен на арке у входа в наос, напротив прп. Макария Египетского, в рост как седовласый старец с заостренной бородой средней длины, в монашеской мантии, руки перед грудью ладонями вовне. В мозаиках кафоликона мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056) изображение И. Л. помещено в нартексе в арке вместе с преподобными Саввой Освященным и Пахомием Великим.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

156 Нов. Скрыж. 1803 г. Москва, ч. I стр.25, крат. о Богослуж. пр. Церк., протоиер. Дебольск. 1851 г., Спб, стр. 67. 158 Стихирами на Господи, воззвах и на хвалитех называются песни Октоиха, поемые после стихов из псалмов, а стиховными стихирами – те песни Октоиха, которые в разные праздники поются с разными стихами. В обителях на Литии в притворе поют стихиры святого без стихов, потом, возвратившись в Церковь , поют стихиры со стихами. Отсюда – стиховные стихиры. Нов. Скрыж. Стр. 25. 162 В них возвещается воскресение Господа или от Ангелов Мироносицам, или от Апостолов всем верным, которые имеют нужду в подслушивании и внимании, дабы уверовать в радостное Евангелие. Потому и называются Ипакоями. (Смотр. Евген. Булгарин рассужд. о музык. рукоп. 1828 г., наход. в Библиот. Киевской Духов. Академии. 163 Антифоны названы так по подобию виденного святым Игнатием Богоносце м на небе Ангельского пения и степенными потому, что выбраны из псалмов степеней. Каждый степенный Антифон имеет свой напев и не сообразуется с другими, как тропари с ирмосами. Потому и названы не тропарями, а степенными. Nea Klimaks monach. Nekod. Agiorit. Konstantinop. 1844, An. pag. 6. 177 Кондак от kondos – малый, есть краткая песнь, а икос от ikos – дом, песнь более пространная, содержащая в себе суть праздника. Нов. скры. ч. I, стр. 74. 214 3– песн. 1-й троп. четвертая песнь опускается, поскольку мысли, находящ. в ней, были высказаны в канонах предыдущих гласов. 215 5-й песни 1-й троп.; прочие тропари и целые шестая и седьмая песни, по сказанной выше причине, опускаются. 250 9-й песн. 1-й и 2-й тропари. Эти последние слова – «подаждь мир и церквам соединение», – показывают, что Троичные каноны написаны во время споров и начала разделения между Восточной и Западной церковью. 251 Эта степенна поставлена в греч. окт. во втором антифоне восьмого гласа, а в славянском – в третьем, а 1-я степенна 3-го антифона по греческому, поставлена в славянском октоихе во втором антифоне. Мы следуем в этом месте размещению степенных по греческому октоиху. Самые псалмы, из которых составлены первые степенны второго и третьего антифонов, подтверждают правильность размещения их по октоиху греческому, именно первая степенна второго антифона составлена из 129, а 1-я степенна 3-го антифона из 130 псалмов. См. Неа Климакс стр. 279, 292.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Он сказал мне остаться в Монастыре ещё на 15 дней, держать строгий пост и часто причащаться. Каждый день мы пели молебный канон Святому Герасиму. В последний день, когда я лежал в келлии уставший и измождённый, предо мной явился наяву сам сатана, самый скверный и отвратительный злой дух, князь тьмы и всякого зла. Невозможно вообразить, насколько жутким был его вид. У него была морда грязного рогатого козла. От него шло такое сильное зловоние, что у меня дыханье спёрло, хуже, чем от самой гнилой падали. Он схватил меня за горло и принялся душить. Я успел только выговорить, что «Я приехал к Святому Герасиму у...». Он тотчас исчез, как только услышал имя Святого, так что я даже не успел договорить слово «умереть» – окончание своей реплики. Какую же великую силу имеют наши Святые! Уезжая из Монастыря, я почувствовал себя намного лучше, но бесы продолжили время от времени мне угрожать и избивать. Меня свозили и в Монастырь Святого Ефрема в Неа Макри. Во время Божественной Литургии я был спокоен. В конце из северных врат вышла игумения Макария и каждого из присутствовавших на службе, подходивших к ней друг за другом, осеняла крестом с мощами святого Ефрема. Когда подошла моя очередь, я почувствовал, как какая-то сила, словно нагнетающая волна, толкает меня назад. Шесть человек безуспешно пытались мне помочь, подталкивая вперёд, чтобы я смог подойти к святыне. Тогда старица сама спустилась с солеи и подошла ко мне. Ей удалось с большим трудом перекрестить меня, а затем позвали священника, подвели меня к ковчегу с мощами святого Ефрема и отслужили молебен. В храме тогда было около ста-ста пятидесяти киприотов-паломников, а я начал бить сам себя, хрюкать, лаять и блеять, как коза. Затем, я вдруг увидел свет, осветивший ковчег с мощами, и как Святой встал в полный рост из ковчега, сияя как солнце! Невозможно было мне выдержать это божественное явление и я начал выть: «Не приближайся… ты меня ослепляешь, испепеляешь, ты меня жжёшь… я тот демон, который сделал из твоих внутренностей шашлык» 19 ! Народ вокруг испугался, многие плакали.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Л. Никита, сторонник иконоборчества, упоминается как участник посольства от визант. имп. Михаила II Травла к франк. имп. Людовику Благочестивому и папе Римскому Евгению II . В IX-X вв. в М. Л. известны сборщики налогов (диикиты) и хорреарий (заведующий гранарием в Андриаке). Св. Константин Синадский из иудеев в эпоху правления имп. Василия I Македонянина (867-886) совершил паломничество из Вифинии к гробнице свт. Николая в М. Л., откуда ему пришлось отправиться в Атталию, чтобы отплыть на Кипр. В IX-X вв. городу угрожали критские арабы. Так, священник из Митилины Христофор, ежегодно посещавший М. Л. как паломник, ок. 830 г. попал в плен к арабам и был увезен на о-в Крит. В одной из повестей о чудесах свт. Николая («О Василии, Агриковом сыне») рассказывается о ночном нападении на храм святого в его праздник: всех христиан, схваченных там, увезли на Крит, крестьянский сын Василий стал виночерпием критского эмира. Из венецианского рассказа (1116 г.) о перенесении мощей свт. Николая в 1100 г. следует, что византийский имп. Василий (неясно, I или II) после тщетных попыток перенести в К-поль саркофаг с мощами святителя так спрятал его мощи, что никто не мог их найти. Имп. Константин VII Багрянородный (сер. X в.) называет М. Л. «городом мироточивым и триблаженным» ( Const. Porphyr. De them. 78). В 1034 г. город сильно пострадал во время нападения североафрикан. арабов. В последующие годы (до 1042) имп. диикит Иоанн Орфанотроф организовывал восстановление городских стен. Проведение этих работ подтверждается строительной надписью на большом мраморном блоке из М. Л. 1042/43 г. имп. Константина IX Мономаха и его жены августы Зои. В то же время Иоанн Орфанотроф, получив исцеление от болезни у гробницы святого, пожертвовал в его храм масло и др. ценные дары ( Scyl. Hist. 397). Действия имп. Константина IX являлись, вероятно, частью его широкой программы церковного строительства по всей Византийской империи (мон-ри Неа-Мони на Хиосе, св. Георгия в Манганах в К-поле, Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ).

http://pravenc.ru/text/2563358.html

За богослужением – возвышался ли владыка на архиерейском месте, стоял ли в скромной стасидии 219 , за истекшие века до блеска отполированной локтями множества монахов, преклонял ли колени на каменных плитах, орошенных потоками слез и изборожденных следами бесчисленных «метаний», внимал ли дивным песнопениям или взирал на братий, неподвижных, словно тени в полумраке храма, – ум и душа его были устремлены к горнему, а в памяти невольно вставали, быть может, обитель Неа Мони и скит Овчей горы на Хиосе тех далеких времен, когда он был простым иноком. И подобно всем паломникам, особое умиление испытывал он, когда за византийской литургией в храмах Протата, Ксиропотама, Ватопеда, Великой Лавры и других звучали прошения «о приснопамятных ктиторах Пульхерии, Романе, Никифоре (Фоке. – С. Д.) и Иоанне (Цимисхии. – С. Д.)», – и это во времена турецкого господства над Святоименным местом! Как человек обширной учености, митрополит Нектарий не уставал дивиться несказанным сокровищам монастырских ризниц и, сколько позволяло время, просматривал особо заинтересовавшие его рукописи. За время посещения Вертограда Пречистой он побывал, разумеется, в ближайшем к Карее монастыре Кутлумуш и во всех обителях – главенствующих и зависимых от них – на восточной стороне полуострова. Навестил и Ватопед, много помогавший ему в книгоиздании. Середина июля застала владыку в Великой Лавре, куда он возвращался потом на праздник Преображения Господня. Поднявшись оттуда выше, Пентаполец оказался на южном склоне Святой Горы, где также расположены знаменитые скиты, эримитирии 220 и монастыри. Здесь он посетил келлию преподобного Нила, а затем сошел вниз поклониться его пещере. Как гость Кавсокаливийского скита, митрополит был радушно принят в каливе известных иконописцев Иоасафеев, постоянно подписывавшихся на его книги. В скитской книге посещений сохранилась запись, сделанная рукой владыки 28 июля 1898 года: «Пустынным живот блажен есть, Божественным рачением воскриляющимся» 221 . Здесь познакомился он и с монахом-иконописцем Панаретом Кавсокаливитом, который в 1908 году организовал подписку на новую книгу владыки «Псалтирь пророка и царя Давида», а еще позже, в 1911 году, посетив его на Эгине, взял на себя расходы по изданию первого тома «Истории схизмы». Исполненный высочайшего благоговения к Святоименному месту и глубокой признательности к насельникам Афона, и притом будучи сам истинным монахом, автор посвятил свой труд «Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, державному Покрову и Предстательству Святой Горы и всех православных христиан».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

постоянных доходов. Деятельность Н. Э. вызвала зависть и неприязнь со стороны синаитов и личного окружения патриарха Софрония. Недоброжелатели оклеветали Н. Э. перед Софронием как сеющего смуту и намеревающегося занять Александрийский престол. Кроме того, были распространены слухи о безнравственности Н. Э. В результате Софроний в сопровождении митр. Фиваидского Германа прибыл в Каир и официально отстранил Н. Э. от заведования патриаршей канцелярией, но позволил ему проживать в здании представительства и питаться в общей трапезной (указ от 3 мая 1890). Н. Э. было позволено совершать требы, но запрещалось въезжать без особого разрешения в Ст. Каир и в др. города Египта. 11 июля 1890 г. патриарх подписал в Александрии указ о выдворении Н. Э. за пределы Египта. Офиц. причиной названа неспособность Н. Э. «освоиться с климатом Египта». Владыка, возможно, хотел увидеться с патриархом Софронием, однако их встреча не состоялась. Афонский иеромон. Иоаким (Специерис; 1858-1943), составитель 2-го по времени (1929) жизнеописания Н. Э., утверждал, что он, покидая Египет, простился с патриархом, однако Димитракопулос считает, что это маловероятно ( Димитракопулос. 2012. С. 80-81). Н. Э. уехал в Грецию, о чем говорится в его письме от 1902 г. патриарху Александрийскому Фотию. Удаление Н. Э. из Египта не изменило его титула «Пентапольский». Несмотря на причиненную Софронием обиду, Н. Э. и впосл. испытывал к нему уважение и признательность за прежние благодеяния ( Димитракопулос. 2012. С. 87). Владыка прибыл в Афины в авг. 1890 г., первое время жил в квартале Неаполис при церкви свт. Николая в Пефкакии и терпел крайнюю нужду. Хотел удалиться на Афон или на Парос, где находилось подворье Неа-Мони, однако Дамаскин, митр. Патрасский и Элидский, убедил Н. Э. остаться в Афинах, чтобы проповедями приносить людям пользу. 27 окт. 1890 г. владыка написал прошение Синоду Элладской Церкви о предоставлении ему к.-л. церковной должности. 5 нояб. Синод высказался за назначение Н. Э. иерокириксом в ном, где имелась вдовствующая епархия ( Димитракопулос.

http://pravenc.ru/text/2564898.html

В 1458 г., после 3-месячной осады, город взяли турки. В кон. XV в. число епископий Коринфской митрополии сократилось до 5 (Дамальская и Педиадская, Кефалинийская, Закинфская, Зименская и Тарсская, Полифенгская - Darro u z è s. Notitiae. Р. 420. N 21), в 1715 г. их осталось только 2 (Дамальская и Полифенгская). Несмотря на это, Коринфский митрополит сохранял титул «всечестнейший и экзарх всего Пелопоннеса». В эпоху турецкого господства Коринф снова был заселен, многие жители одновременно имели дома и в нижнем городе, и в крепости Акрокоринф. В качестве кафедрального собора в османский период путешественники упоминали ц. Пресв. Богородицы (видимо, находилась к юго-востоку от агоры). Из письменных источников известно, что в 1676 г. внутри крепости существовало 5-6 церквушек, от которых теперь остались только руины ( Κουμοση. 2001. Σ. 14). До наст. времени на Акрокоринфе сохранился пещерный аскитирий ап. Павла, однонефная ц. вмч. Димитрия Солунского XVII в. с фресками (ее кладка включает сполии раннехрист. базилики), полуразрушенная 3-нефная 3-апсидная церковь (90-е гг. XVII в.; посвящение неизв.). В нижнем городе до 1935 г. просуществовала однонефная сводчатая ц. ап. Иоанна Богослова (нач. XVII в.). Во время турецко-венецианской войны (1684-1689) по обвинению в ведении тайных переговоров с врагами Османской империи был казнен сщмч. Захария († 1684), митр. Коринфский. Венецианцы захватили Коринф в 1687 г. и удерживали его до 1715 г. В XVIII - нач. XIX в. Акрокоринф пришел в запустение, тогда как нижний город развивался. В 1764-1776 гг. Коринфскую митрополию возглавлял свт. Макарий Нотара , один из лидеров движения духовного возрождения колливадов . Коринф был освобожден от турок 26 окт. 1823 г. После провозглашения автокефалии Элладской Православной Церкви, в 1833 г., Коринфская епархия получила статус епископии, и в ее состав был включен Аргос с окрестностями, ранее входившими в Аргосскую и Нафплийскую митрополию. Название епархии теперь звучало как Коринфийская, т. к. оно было образовано не от названия города - Коринф, а от названия административно-территориальной единицы нового греч. гос-ва - Коринфия. В дек. 1841 г. Коринфийская епископия была объединена с Арголидской, в дек. 1842 г. эта епархия получила название Коринфийской и Арголидской епископии и в ее состав была включена Идрская епископия. В 1852 г. эти епископии были разделены и была создана Коринфийская архиепископия (в 1900 она снова получила статус епископии). После землетрясения 1858 г. в 8 км к северо-востоку от Коринфа был основан Неа-Коринтос (сейчас обычно именуется просто Коринф), а населенный пункт на месте древнего города стал называться Палеа-Коринтос (с 1951 Архея-Коринтос). С 1922 г. Коринфийская епископия, как и все епархии Элладской Православной Церкви, кроме Афинской архиепископии, возведена в ранг митрополии с названием Коринфийская.

http://pravenc.ru/text/2458655.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010