В нек-рых чинах Д. л. составляют их центральную часть, напр. в чине умовения ног , где священнодействие сопровождается поочередным чтением рассказа об умовении ног из Евангелия от Иоанна: протодиакон читает нарративный текст, архиерей читает слова Господа Иисуса Христа, архимандрит - слова ап. Петра (можно отметить, что тот же принцип чтения Свящ. Писания несколькими людьми поочередно лежит и в основе популярных в средневековье народных представлений на темы Священной истории; кроме визант. чина умовения ног известно его использование и во время др. церковных служб в различных христ. традициях). Диалогические формы используются также в христ. гимнографии - в первую очередь в сир., где диалогическая поэзия составляет один из древнейших гимнографических жанров (см., напр.: Brock. 1991). Диалогические гимны присутствуют и в принятом ныне в правосл. Церкви корпусе богослужебных песнопений; наиболее заметными из них являются песнопения в честь праздника Благовещения Пресв. Богородицы. Канон Благовещения 4-го гласа составлен из неск. источников, а именно: 8-я и 9-я песни представляют собой двупеснец (по ирмосу и 5 тропарей в каждой песни), без акростиха, с посвященными Благовещению ирмосами (начало 1-го тропаря:        ) и тропарями; тропари 1-й, 3-7-й песней (по 4 тропаря в каждой песни) образуют самостоятельную систему с алфавитным акростихом (нач.:        ); наконец, ирмосы 1, 3-5, 7-й песней являются не благовещенскими, а общими богородичными ирмосами (1-й:      ). Как первые 6 песней, так и 8-я песнь благовещенского канона независимо написаны в форме диалога Пресв. Богородицы и арх. Гавриила; 9-я песнь посвящена созерцанию тайны Боговоплощения и прославлению Пречистой Девы. Первые 6 песней канона и двупеснец (8-я и 9-я песни) существенно различны: 1) в первых 6 песнях ирмосы выпадают из структуры, образуемой тропарями, они нарушают строгий алфавитный акростих, проходящий через тропари, выпадают из диалогической последовательности, развертывающейся в тропарях, и не являются специфически благовещенскими; в 8-9-й песнях ирмосы, наоборот, включены в диалог (ирмос 8-й песни - это высказывание арх.

http://pravenc.ru/text/171927.html

С первых дней войны Церковь оказывала материальную помощь фронту и тылу. Фактически легализовать сборы денег митрополиту удалось только в январе 1943 года. Был открыт счет для сбора средств на строительство танковой колонны имени Димитрия Донского. Колонна была построена (40 танков Т-34). Боевой путь танкистов 38-го и 516-го отдельных полков - действенный пример слияния патриотических чаяний верующих и духовенства с героизмом и доблестью наших солдат. Последние годы жизни патриарха Сергия пришлись на начало " нового курса " государственно-церковных отношений, ставшего десятилетней передышкой, за которой последовали хрущевские гонения. Патриарх Алексий I (Симанский) С этим периодом в жизни Церкви связано предстоятельство Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Арест и ссылки 20-х годов, служение Церкви и православному народу в составе Временного Патриаршего Синода митрополита Сергия в 1930-е годы, духовное водительство Ленинградской епархии и блокадного города в военное лихолетье укрепили патриарха Алексия I. Он ранее всех почувствовал изменения со стороны гражданских властей: " Чувствую себя нервным от общего лада церковных дел " . Эти слова он произнес в августе 1959 года. Годом позже, 16 февраля 1960 года, на конференции советской общественности патриарх Алексий I произнес слова о начавшихся гонениях, которые услышал весь мир: " Церковь Христова, полагающая своей целью благо людям, от людей же испытывает нападки и порицания, и тем не менее она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви. Кроме того, в таком положении Церкви есть и много утешительного для верных ее членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против Христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его! " (ЖМП, 1960, N 3, с. 34-35). Борясь со сталинским наследием, Н.С. Хрущев ликвидировал все так называемые " нарушения законодательства о культах " , допущенные в послевоенное десятилетие: это и де-факто представление юридического лица религиозным организациям, и возрождение издательской и благотворительной деятельности. А главное - разрешенное в 1945 году возвращение настоятеля к административному, хозяйственному и финансовому руководству приходами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

От первого управления его – в 1664 г. – отыскана нами только одна купчая о покупке в г. Каргополе половины избы. Подлинная купчая писана на свитке (столбце); начало ее до слова- «...ну своей избы» – оторвано. Первые слова восстановлены нами по списку XVIII века 556 . На обороте свитка подпись: «У купъчей, седел Никифорко Федоров и руку приложил, к сей купчей вместо продавца Корнила Михайлова сына, по его веленью, Сенька Ерьмилов сын руку приложил». Половина избы куплена строителем Филаретом, вероятно, для пристанища-подворья в г. Каргополе. Иной причиной объяснить покупку не возможно. Но долго ли существовало у наглимозерцев это подворье – не знаем. Засим в течение 8 лет, что происходило в Наглимозерской пустыни, когда и по какой причине оставил в первый раз Филарет настоятельство – не известно. 3. Строитель старец Александр (1) Неросликов, 1672 г. Строителей Александров было два, если не три. Когда избран в настоятели Александр Неросликов – не известно. Он упоминается в следующей отписе – росписке. «180-го (1672) году, февраля в 26 де(нь) Каргопольские съезжие избы подьячей Петрушка Михаилов взял в Государеву казну на 180-й год Наглимозерские – Артовы пустыни у строителя старца Александра Неросликова с пустотной земли оброку и пошлин пять алтын две деньги. Отпись писал Петрушка своей рукой». Отпись длиною З 1/8, шириной 3 5/8 вершка. Вторично, почти через девять лет (в 7181 – 1673) строителем опять значится черной поп Филарет, а затем снова старец Александр, – 1675, 1678, 1679 и 1681 гг. По «Истории Российской Иерархии» в 7184 (1676) г. было здание в обители сей все деревянное: 1) церковь во имя Неопалимыя Купины, с приделом св. Николая; 2) колокольня; 3) кельи (сколько – не сказано) и 4) ограда. Настоятельство строительское, монашествующих 4 человека и 1 работник 557 . Мы уже упоминали выше, что основателем Наглимозерской пустыни, монахом Тимофеем, выпрошена была у царя «к строению и на клирас» руга «по 10-ти рублев в год», о чем и дана была царская грамота. Но, по тогдашним порядкам все таковые и им подобные грамоты обязательно представлялись для подтверждения каждому новому царю – иначе грамота не имела силы, – таковые или вновь переписывались от имени уже нового царя, или только подтверждались простой припиской какого-либо подьячего с дьяком. В данном случае и грамота царя Алексея о руге должна была подвергнуться подобному же утверждению при воцарении Феодора, о чем и принужден был обратиться с челобитьем тогдашний наглимозерский строитель монах Александр. Вследствие сего и состоялась новая, подтвердительная царская грамота 7186 (1678) г., 6 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

47 Франц. «прельщенный». 48 A-2 согласно нумерации G 1 . 49 См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Гл. 6. Сергиев Посад, 1908. С. 86–89. 50 См.: Прп. Макарий Египетский. Беседа 26,6. — Духовные беседы, послание и слова. СТСЛ, 1904. С. 195. 51 Греч.: «Добро уже не добро, когда не бывает добрым образом». Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 68. — Слова. В 2 т. Т. 2 Пер. свт. Феофана Вышинского. М., 1892. С. 181. 52 A-3 согласно нумерации G 1 . 53 A-4 согласно нумерации G 1 . 54 12 сентября 1932 г. Д. Бальфур был принят в Православие с признанием его иерейского чина. Таинство совершил Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе, митрополит Елевферий. 55 См.: Приложение I, 1: «О послушании при отсутствии старца». 56 A-5 согласно нумерации G 1 . 57 Письмо не сохранилось. 58 M SB исправл.: «подает Господь силу». 59 M SB добавл.: «Господь... биет... всякого сына, егоже приемлет» (Евр.12:6; Притч.3:12). 60 M BS — начало 2-го письма от 16 (29) сентября: «Дорогой о Господе брат мой отец Давид. Благословите. Всю эту неделю радуюсь за Вас и благодарю Господа и Пресвятую Владычицу нашу Богородицу. Мысленно часто обнимаю Вас с тихим радостным чувством братской любви. Как хочу я, чтобы эта наша любовь пребыла вечной; чтобы удостоил нас Господь в этом чувстве взаимной нашей любви об имени Его в смерти нашей предстать пред Ним, поклониться Ему, омочить Его ноги слезами радости и благодарности». 61 Молитва на часах. 62 M SB исправл.: «Хотел Вам написать о том, что хорошо решили, что предаваться в волю Господа, “быть испытываемым Самим Господом” есть самый верный и надежный путь, “надо только согласиться терпеть”. Но вот пред этим Вы пишете: “Я знаю, как трудно и почти безнадежно бороться аскетически чрез самоисправление против дурных привычек”. Это уже понимание неверное. В нашей жизни неизбежно необходимы подвиг, аскеза, борьба со страстями. К доброму устроению — предаваться во всем на волю Божию — нам все же приходится приложить и самопонуждение во всем. Однако смотреть на это нужно несколько иначе, чем Вы (если только это выражение не явилось плодом некоторого недосмотра, недействительно выражает Ваше понимание и подход). Но это еще не важно. Гораздо существеннее вопрос о том...»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

3) ГПБ, Кир-Бел. 21/1098; 8°; кон. XVI в. Сборник. Л. 356 об. — «Аще хощеши обрести день лунный...»; л. 357 — «Сказание о глаголющих, что ради нет втораго пришествия Христова долго» (второе из «Сказаний о скончании седьмой тысящи»); л. 372 — «Сказание» в защиту Ефрема Сирина (третье из «Сказаний»); л. 394— «счет греческих купцов». Подробное описание рукописи см.: И. В. Я г и ч. Рассуждения южнославянской и русской старины о церковно-славянском языке и исследования по русскому языку, т. I, СПб., 1885—1895, стр. 987 (отд. изд. СПб.. 1896, стр. 699). Ср. выше, стр. 257; 4) ГПБ, Погод. 1292; 8°; кон. XVI—haч. XVII в. Сборная рукопись. Лл. 112 об.— 232 об. — пасхальные расчеты; л. 233 —«Сказание от божественных писаний, яко его же бог не повелел ведати...» (первое из «Сказаний»; начала заголовка нет; текст «Сказания» обрывается на словах: «Никто же да не дерзнеть рещи, яко вем разум божий еже в божественном писании...» — см. ниже, стр. 398); л. 243 об. — «Сказание о том, егда седмь тысящ лет изошла...» — рассказ о составлении пасхалии в 1492 г., несколько отличающийся от упомянутого выше рассказа «Миротворного круга»; лл. 258—268 об. — отрывок из «Начала пасхальи» Геннадия, читающийся и в «Миротворном круге» (ср.: РИБ, т. VI, стлб. 813—817); л. 268 об. — «Сказание» в защиту Ефрема Сирина (третье из «Сказаний); л. 306 об. — «О антихристе»; 5) ГПБ, Погод. 1135; 4°; сер. XVII в. Сборник, содержащий «Просветитель» (см. ниже, стр. 462). Вместо 8-го «слова» «Просветителя» — первое из «Сказаний» (лл. 391 об.—412 об.). Далее — 9-е и 10-е «слова» «Просветителя». В остальных известных нам рукописях «Сказания» представляют собой часть «Великого миротворного круга», составленного новгородским священником Агафоном в 1541 г. «Сказаниям» здесь предшествует предисловие Агафона, «Извещение о пасхалии» Зосимы (без указания автора) и «Начало паскальи» Геннадия (непосредственно продолжающее «Извещение» Зосимы): 6) БИЛ, Троицк. 736; Г; XVI в. «Сказания»— лл. 59—82. Описание см.: Описание славянских рукописей Троицко-Сергиевой лавры, ч. III. M., 1879, срр. 128;

http://sedmitza.ru/lib/text/433601/

В верхней палате - сенате - 56 членов, избираемых сроком на 6 лет (3 избирают прямым голосованием мавританцы, проживающие за рубежом; остальных - главы местных органов власти путем непрямого и тайного голосования). Судебную власть представляют Верховный суд (разделен на уголовную и 2 гражданские палаты) и Конституционный совет. Религия По оценочным данным на сер. 10-х гг. XXI в., 99,5% (официально - 100%) жителей М. являются мусульманами, от 0,2 до 0,5% - христианами или приверженцами традиц. африкан. верований. Православие Исповедуют немногочисленные иностранцы. В июле 2010 г., по благословению Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II митрополит Карфагенский и экзарх Сев. Африки Алексий (Леондаритис) рукоположил в сан иерея диак. Лабро Кефаллино - 1-го правосл. священника, направленного на служение в М. Католич. собор свт. Иосифа в Нуакшоте. XX в. Церковь Матери Слова Божия в Россо. XX в. Представлена еп-ством Нуакшот, принадлежащим к Конференции епископов Сенегала, Мавритании, Кабо-Верде и Гвинеи-Бисау. Поставляемые епископы - французы по происхождению. Кафедральной является ц. св. Иосифа в Нуакшоте. По данным на 2013 г., в М. ок. 5,3 тыс. католиков в 6 приходах, в них служат 8 священников. Внелитургическое богослужение и проповеди проводятся на 2 языках: арабском (диалект хассанийя) и волоф. Католицизм исповедуют преимущественно иностранцы, гл. обр. французы, а также выходцы из Зап. Африки (Сенегала, Мали, Бенина и др.) и Юж. Америки. Католики из числа местных жителей (гл. обр. волоф, фульбе и сонинке) проживают помимо столицы в вилаях Трарза и Кудимага. Начало непрерывного присутствия католич. общины на территории М. датируется 1-й четв. XX в. В 1958 г. в страну прибыли священники из конгрегации Св. Духа, к-рые взяли на себя окормление немногочисленных верных, а также вели благотворительную деятельность для основной массы населения. В дек. 1965 г. папа Римский Павел VI буллой «Peramplum territorium» выделил из апостолической префектуры Сен-Луи-дю-Сенегал новое еп-ство Нуакшот, к-рому подчинялись ок.

http://pravenc.ru/text/2561156.html

Βο-1-х, некоторые эфиопские месяцесловы, более полные чем копто-арабские, и под 1-м тоут-маскарам (правда в конце и после других памятей) отмечают «память св. Иоанна Крестителя» 13 . Во-2-х, абиссины для выражения того, что данная церковная книга (напр. «myъrâf») обнимает полный круг на весь год, употребляют стереотипную фразу: «на все дни от Иоанна до Иоанна» 14 . В-3-х, эфиопские «антифоны (вазема) на праздник Иоанна Крестителя в первый день абиссинского года, в который (день) поминается также и преставление апостола Варфоломея» 15 , не оставляют никакого сомнения, что 1-го маскарам Эфиопская церковь празднует именно Предтече. Эти «вазема» представляют 94 небольшие гимна, и только три из них посвящены апостолу Варфоломею, все прочие – в честь Предтечи. О тоне праздника можно судить по след. выдержкам: (Самое начало гимнов): «Вазема святого Иоанна. Глас простой 1-й». «Блажен еси, Иоанне, яко был еси возвещаяй и грядый пред Господом. Молися за ны». «Во главу круга лет написася память твоя. Благослови мя, да прииму благословение твое». «Ответ: Во главу – твое». – «Вопияше церковь ко Иоанну и глаголаше: Христос ли еси? И глагола: несмь. Се агнец Божий, вземляй грехи мира». Лишь в одном антифоне упоминается о его кончине: «Иоанн славный, пустыни Сина насельник, в совершение свидетельства его, мечем усечен бысть». Обыкновенно же он восхваляется как пророк, пустынник и креститель, как священник от священника, друг женихов, друг Слова, сродник Его по плоти, муж евангельский, и т.п. Одним словом, эти антифоны написаны не на усекновение главы, а на праздник «собора Предтечи». – В-4-х, для абиссин новый год и «кыддус Йоханныс», «св. Иоанн», – понятия, неразрывно связанные 16 . Все это вместе с тем фактом, что на востоке и на западе память усекновения главы Предтечи совершается 29 августа, говорит за то, что некогда так было и в Александрийской церкви. Смысл перемены, совершившейся позже, понять не трудно. Ведь и западная церковь в конце концов поста в 1-е января не установила; требования в этом смысле негласно взяты назад, как слишком строгие. И Александрийская церковь в виду того, что для естественных человеческих представлений новый год – день светлый и начинать его воспоминанием усекновения главы Крестителя печально, перенесла эту память на 2-е тоут. Практика церкви Эфиопской выражает тот переходный момент, когда усекновение главы было заменено собором Предтечи, праздником, который впоследствии в Египте впал в забвение, отодвинутый на второй план церковным празднованием новолетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Данное толкование, получившее распространение на православном Востоке во II тысячелетии, является попыткой объяснить факт отсутствия в евангельских повествованиях о воскресении Христа какого-либо упоминания о Деве Марии. Петр и Иоанн у гроба Согласно Евангелию от Луки, после того, как женщины вернулись от гроба и возвестили то, что видели, «одиннадцати и всем прочим», «показались им слова их пустыми, и не поверили им. Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Лк. 24:10-12). Эпизод, которому Лука посвящает одно предложение, более подробно изложен Иоанном. У него к Петру присоединяется «другой ученик»: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак ученики опять возвратились к себе» (Ин. 20:1-10). Под «другим учеником» древнецерковная экзегетическая традиция понимает самого автора четвертого Евангелия; с этой атрибуцией согласно и большинство современных ученых. «Другой ученик» — тот, кто свидетельствует из первых уст, а не с чьих-либо слов, и это придает его свидетельству особую значимость. Он «увидел» то, о чем говорит, а не просто узнал от кого-то. Нельзя не вспомнить здесь начало 1-го Послания Иоанна Богослова: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни... о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам...» (1 Ин. 1:1,3).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5927767...

опять припадочек... Её положили, и в ту же минуту устами её опять, очевидно для всех –Сама Матерь Божия – произносит тихим голосом: «Не тут вы были " …, «не там Меня искали»... Мать в ужасе упала и завопила: «Матушка Ты наша! Царица Небесная! Да объявись Ты хоть нам: где Ты находишься? Где нам найти Тебя! Скажи!...» Девочка очнулась было ненадолго, но почти тотчас же опять впала в забытье, и голос устами её продолжал: «Моя церковь в глазах ваших... направо..., а Я нахожусь там налево..., а служитель там – Константин». Такими намеками и отрывочными фразами девочка говорила часа три. Много – много говорила, всего и не упомнить было, а многое не удалось и понять. Говорила между прочим: «Не плачь! Не плачь! Она будет здорова, прекрасна, богата здоровьем 33 ...». «Вы обещайтесь кому–нибудь»... Или еще: «Тебе это сделалось оттого, что ты сорвала цветочек и понюхала... принеси ко Мне цветочек, и ты будешь здрава...» – «Свет... лампадочки–то у Меня не светится... Свету Мне нет... Я – во тьме»... и многое другое. Любопытно, что до сих пор девочка совершенно не помнит ничего происходившего с ней, но дальше уже помнит и рассказывает и сама все с ней происходившее в состоянии припадков и забытья. Из намеков девочки мать поняла, что искомая святыня находится в церкви Благовещения, которая действительно видна из их комнат направо, и священником в ней действительно О. Константин (Любимов). 44 В тот же день отец увидал и спросил о. Константина: «Есть ли у вас в церкви икона «Умиления?» О. Константин, подумав, не припомнил такой иконы. Предположив, что, может быть, она имеется где-нибудь в столбике, на святцах, или в другом каком незаметном или забытом месте, обещал поискать, велев наведаться дня через два. Вечером того же 3-го Августа от девочки в тихом забытьи после припадка слышится голос: «Не спите! Не спите!... Я посещу вас в 9 часов». Это слышали ясно и отец и мать девочки. Проговорив приведенные слова, девочка вошла в себя, но вскоре же ее начало клонить ко сну. Время было уже к вечеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Мф.13:19 . [начало]  Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, Предпосылая эту мысль, Он убеждает нас, чтобы мы с большим прилежанием слушали то, то говорится. Мф.13:20–22 .[продолжение 19-го, начало 21-го]  Приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен Приходит злодей и похищает то, что посеяно в сердце его: это и есть посеянный при пути. А посеянный на каменистой почве, это есть тот человек, который слышит слово и тотчас принимает его с радостью, но корня в себе он не имеет, а подчиняется обстоятельствам времени. – Злодей похищает доброе семя. Вместе с тем обрати внимание и на то, что оно посеяно в сердце, и что есть различие душевной почвы у верующих. Когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. Обрати внимание на слова: «тотчас соблазняется». Отсюда следует, что есть некоторое различие между тем, кого вынуждают отречься от Христа многими мучениями и наказаниями, и, с другой стороны, тем, кто под действием первого преследования тотчас же соблазняется и падает. Мф.13:22 .  А посеянный среди терний это тот, который слушает слово, но заботы мира сего и обольщение богатства подавляют слово, и оно бывает без плода 263 . Мне кажется, что и буквально сказанное Адаму: «Среди терний и колючек будешь вкушать хлеб свой» ( Быт.3:18 ). 264 в таинственном смысле обозначает то, что всякий, отдающийся мирским пожеланиям и заботам временным, будет вкушать небесный хлеб и истинное брашно среди терний. Кроме того, Он присовокупил прекрасные (elegamter) слова: «Обольщение богатства заглушает слово» ( Мф.13:22 ). В самом деле богатство льстиво: оно обещает одно, а делает другое. Обладание богатствами обманчиво, как они переходят то туда, то сюда, и нетвердым движением или покидают тех, которые их имели, или наполняют тех, у которых их не было. Посему Господь и говорит, что богатые с трудом вступают в Царство Небесное, это потому, что богатства подавляют 265 слово Божие и ослабляют силу добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010