Папа, будучи от рождения не православным, просил «маму» держать православный быт в доме. Все церковные праздники у нас начинались, конечно, хождением в церковь, а потом — обязательно праздничный стол, на который «мама» была большой мастерицей: всё было вкусно, несмотря на скудость продуктов. Последней страницей в открытой священнической жизни отца была светлая страница, связанная с его службой в храме Святителя Николая у Соломенной сторожки. Это была замечательной красоты деревянная шатровая церковь, построенная за северной окраиной Москвы неподалеку от Петровско-Разумовской (ныне Тимирязевской) академии. Когда-то к академии ходил от Страстной площади паровичок — позже его сменил трамвай, — и одна из остановок называлась необычно и необъяснимо трогательно: «Соломенная сторожка». Давно снесена была эта самая сторожка под соломенной крышей, но в памяти зацепилось удивительно русское название, которое позже прилепилось к украшенному ажурной резьбой павильону остановки, а позже перешло и на возведенный перед революцией храм. Прихожанами были большей частью преподаватели и служащие академии, обожавшие своего батюшку, отца Василия Надеждина, также прославленного позже в лике святых священномучеников. Проповедями батюшки — русского красавца с добрыми голубыми глазами и красивым голосом — заслушивались прихожане, хотя и не всегда были проповеди отца Василия в пользу властей. Но тучи сгущались, милиция запретила батюшке появляться в своем доме у храма, и, в конце концов, в слякотную осеннюю ночь 1929 года отца Василия арестовали. Сослан он был в кемский лагерь, где заболел сыпным тифом. Следом началась гангрена: с уколом внесли батюшке инфекцию. Беременная жена его, оставив, в Москве четверых детей, поехала к мужу и измыслилась скрытно причастить его Святых Таин. 19 февраля отец Василий скончался. Похоронили его в Кеми. По воспоминаниям очевидцев весть о кончине любимого батюшки быстро облетела прихожан, и они потихоньку стали собираться в темном храме. Службы не было, и тишину нарушали только редкие женские всхлипы да потрескивание свечей. Их тусклый свет освещал образа иконостаса и стоявшую у амвона высокую аскетическую фигуру близкого друга отца Василия — отца Владимира Амбарцумова. Его удлиненное смуглое лицо было скорбным и величественным. Он тихо начал свое прощальное слово об умершем друге, об ушедшем духовном пастыре, об осиротевших его чадах: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10, 11). Говорил он об отце Василии как о человеке бесконечной доброты и любви к людям и призвал духовных его чад не забывать осиротевшую семью доброго батюшки…

http://pravmir.ru/kaleda-moli-boga-o-nas...

В 1911 году настоятелем Петропавловского храма и преподавателем богословия в Московском сельскохозяйственном институте, то есть в бывшей Петровской академии, стал выдающийся пастырь, священномученик Иоанн Алексеевич Артоболевский. Родом из Пензы, из семьи священника, он окончил Московскую духовную академию, одно время занимался историей в Московском археологическом институте, был учеником Ключевского, а в 1905 году принял священнический сан. Через несколько лет отца Иоанна избрали профессором и заведующим кафедры богословия в Московском сельскохозяйственном институте, избрали вопреки желанию министра просвещения, который не соглашался с его кандидатурой, считая его «либералом», – под этим словом тогда понимали всякого свободомыслящего, развитого и ученого человека. Отцу Иоанну предстояло стать последним настоятелем этой церкви.   «В те годы дальние, глухие» После указа СНК об отделении Церкви от государства и школы от Церкви кафедра богословия в Московском сельскохозяйственном институте была закрыта, церковь была отделена от института и теперь ненадолго стала обыкновенным приходским храмом, в котором продолжал служение отец Иоанн, в 1919 году возведенный в сан протоиерея. Он стал совсем ненужным власти, как и вверенный ему храм на территории академии союзного значения, что и определило его судьбу. Первым ударом было изъятие церковных ценностей в апреле 1922 года – собрали чуть больше пуда. В августе отец Иоанн был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации «с использованием своего положения священнослужителя», а также в организации кружка христианской молодежи при Петровской сельскохозяйственной академии и в распространении «провокационного» послания патриарха Тихона по поводу изъятия церковных ценностей. Священник отвечал, что на собраниях христианской молодежи бывал, но «не руководительствовал», на воскресной службе в Петропавловском храме действительно читал послание патриарха Тихона, но не комментируя, и вообще не касался в проповедях политических тем, кроме слов о тяжелом положении страны и о голоде.

http://pravoslavie.ru/552.html

Священномученик Василий (Надеждин ) .12.01.1895-19.02.1930. Ил.: Иерей Василий Надеждин. Фото 1920-х гг.; Из последнего письма отца Василия жене Елене, написанного в пересыльной тюрьме в Кеми 24 декабря 1929 года. В. Надеждин; Его жена Елена; Могила Василия (Надеждина) на кладбище в Кеми. Фото//Фома. февраль 2021. — С.24-27. — (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Священномученик Василий родился 12 января 1895 года в Москве в семье чиновника Дворцового управления Федора Надеждина. В 1910 году окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1916 году — Московскую духовную семинарию и в том же году поступил в Московскую духовную академию. Однако после прихода к власти большевиков духовная академия (в начале 1919 года) была закрыта. В 1919 году Василий Федорович обвенчался с Еленой Сергеевной Борисоглебской и уехал в село Никольский Поим Чембарского уезда Пензенской губернии, где служил знакомый ему священник, и поступил учителем в школу. В марте 1921 года он решил переехать с семьей поближе к Москве и устроился счетоводом в управлении узкоколейки в Орехово-Зуеве. 24 июня 1921 года Василий Федорович был рукоположен во диакона, а 26 июня — во священника к Никольскому храму у Соломенной Сторожки в Москве, построенному как храм 675-й пешей Тульской дружины в начале ХХ столетия. В храм ходили разные люди, но состав приходской общины прежде всего определялся близостью Петровско-Разумовской академии. Группа ее профессоров и преподавателей обратилась к отцу Василию с просьбой заняться религиозно-нравственным воспитанием их детей. Он живо отреагировал на просьбу: создал молодежный хор, поющий на правом клиросе храма, учил юношей и девушек не только церковному пению, но и церковной службе, разбирал основные вопросы вероучения, ходил с ними на концерты классической музыки, читал и обсуждал литературные произведения. Для маленьких детей в доме отца Василия проводились запрещенные тогда рождественские елки. Отец Василий был прекрасным проповедником. Московская духовная академия, хотя и была официально закрыта, продолжала существовать.

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-214-...

Священномученик Михаил Тихоницкий 6 (†1918; память 7/20 сентября) родился в 1846 году в селе Ошеть Нолинского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Спасской церкви Петра Тихоницкого и его жены Анфисы Ивановны. Окончил Вятское Духовное училище и Вятскую Духовную семинарию. По кончании полного курса семинарии, в 1868 году рукоположен во священника к Ильинской единоверческой церкви Ижевского завода. Многих людей молодой священник удержал от заблуждений, многих старообрядцев вернул в лоно Святой Матери-Церкви. «Ревностен в проповедании Слова Божия и разъяснении учения Святой Церкви. Располагает к ней зараженных расколом прихожан. По многотрудной пастырской деятельности заслуживает внимания епархиального начальства», – писал об о. Михаиле благочинный. В 1881 году о. Михаил был переведен в Троицкую церковь города Орлова, в 1889 году – в Вознесенскую церковь при старом городском кладбище Орлова. С 1913 года – клирик орловского Казанско-Богородицкого собора, духовник городского духовенства. 8 сентября 1918 года протоиерей Михаил был арестован гонителями, 19 сентября допрошен, а 20 сентября 1918 года «по обвинению в контрреволюционной деятельности» приговорен к расстрелу. В тот же день в 9 часов вечера приговор был приведен в исполнение. Его могила не была утеряна и стала местом особого благоговейного почитания православных людей. 8 сентября 2008 года святые мощи новомученика протоиерея Михаила Тихоницкого были обретены на кладбище г. Орлова . Ныне они пребывают в приходской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Преподобномученик Мина 7 (†1937; в миру Иван Власович Шелаев – память 22 октября/4 ноября) родился 15 сентября 1882 года в селе Пересве- тово Дмитровского уезда Московской губернии. Отец его был выходцем из крестьянской семьи, но, имея незаурядные природные способности труженика и хорошего организатора, со временем перебрался в Москву, где организовал сначала артель, а затем и небольшую фабрику по производству бахромы. 23 марта 1896 года Иван успешно заканчивает полный четырехгодичный курс обучения в Московском городском Петровско-Пятницком училище. С 1902 по 1906 год он работал меднолитейщиком на одном из заводов Москвы. В этот период он не только работает, но и усиленно занимается самообразованием. Благодаря глубоко верующей и смиренной матери, он был воспитан в истинной любви к Богу и Церкви, что и определило главное направление его устремлений к познанию. Он самостоятельно изучает Священное Писание , святоотеческое наследие, догматическое богословие, а также труды по истории Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novomuch...

Не помню, то ли я, то ли Женя, провожая Калед на вокзале, с грустью помечтал: «Хорошо б нам всегда жить с Каледами вместе». Впоследствии, с моим замужеством, эта мечта осуществилась, а тогда беда подстерегала уже это дружное семейство. Придется забежать немного вперед. У Калед в Москве часто бывали папа и Женя. В 1933 году папа, уже выйдя за штат, работал в Москве сразу в нескольких организациях, в основном сельскохозяйственного профиля. Уверена, что здесь не обошлось без содействия преподавателей Петровско-Разумовской (Тимирязевской) академии, — бывших папиных прихожан в храме Николая у Соломенной сторожки. В Москве же, еще совсем мальчишкой, устроился работать и Женя: занимался он проверкой каких-то термических приборов. Надо сказать, что Женя к этому времени уже изрядно «задурил» (так называли это женино состояние родители), и выражалось это в отказе Жени посещать церковь. Позже все образумилось, но сколько же папе и «маме» стоило это крови и нервов! Так вот однажды, в ноябре 33-го года Женя вернулся вечером из Москвы и выпалил: «Умерла Александра Романовна». С «мамой» от неожиданности случился приступ. Наутро поехала «мама» с Женей к Каледам, на похороны, где был уже наш папа. Александра Романовна скончалась от скарлатины. Сгорела в три дня. В последний день она уже не приходила в сознание, но шептала наизусть из Евангелия от Иоанна. Осиротели Каледы… В доме на Красюковке были и общие молитвы. Молились в большой, незаселенной комнате тети Маруси Шитовой, специально убранной под молельню. Молились долго, истово. Как-то много раз читали «Господи помилуй», вошли Гриша, сын Ольдекопов, и Женя, а Гриша и говорит: «Пойдем, опять то же и одно же». А то как-то Женя со всеми клал земные поклоны, а Гриша, балуясь, все старался дотянуться до него головой. Катюша не удержалась тогда от смеха. К сожалению, Гриша, при замечательных родителях, вырос совсем неверующим, а еще и не лучшим образом повлиял на Женю, хотя и был моложе не только его, но и меня. Обедали тоже все вместе, в Катиной комнате.

http://pravmir.ru/kaleda-moli-boga-o-nas...

131–132). В данном случае речь идет о совершении такого неуставного парастаса в память митрополита Платона (Левшина) и усопших преподавателей и студентов Вифанской семинарии. См.: Слово, произнесенное 23-го сентября за литургиею в Преображенской церкви Спасо-Вифанского монастыря преподавателем И.А. Артоболевским/Сборник, изданный по случаю столетия Вифанской духовной семинарии (1800–1900 гг.). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 12–19. Артоболевский Иоанн Алексеевич (1872–1938) – священномученик, профессор богословия (1911). Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1895); оставлен помощником секретаря Совета и Правления МДА. Преподаватель Священного Писания и еврейского языка в Вифанской ДС (1896). Магистр богословия (1899), диссертация «Первое путешествие святого апостола Павла с проповедью Евангелия. Опыт историко-экзегетического исследования» (Сергиев Посад, 1900). 05.07.1905 г. рукоположен во священника, определен настоятелем храма при Московском Коммерческом училище; священник Александро-Невской церкви при Усачевском училище (1907). Профессор богословия (1911–1918) и настоятель церкви святых апостолов Петра и Павла при Московском сельскохозяйственном институте (в с. Петровско-Разумовское). Член Священного Собора Православной Российской Церкви (1917–1918). В 1922 г. (март–апрель) арестован по делу об изъятии церковных ценностей, приговорен к трем годам лишения свободы, срок сокращен, освобожден в 1923 г. В мае 1924 г. включен в состав членов Высшего Церковного Совета при Св. патриархе Тихоне. Настоятель московской Введенской церкви по Аптекарскому переулку в Черкизове (с 1927 г.); после ее закрытия служил, возможно, в Подмосковье. 28.01.1933 г. вновь арестован, но 15.03.1933 г. освобожден. 22.01.1938 г. вновь арестован, 14.02.1938 г. осужден тройкой при УНКВД по Московской обл. (обвинен в контрреволюционной агитации, приговорен к расстрелу). 17.02.1938 г. расстрелян на Бутовском полигоне. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. причислен к лику святых. О нем см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 135. Личное дело студента МДА; Там же. Д. 5341. Личное дело служащего МДА; Там же. Ф. 427. Оп. 1. Д. 3860; Голубцов С. А., протодиак. Московское духовенство в преддверии гонений 1917–1922 гг. М., 1999. С. 155–156. «Блажени мертвии о Господе...» (слав.) – ср.: Откр. 14:13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1890-е гг. церковь капитально отремонтировали усердием церковного старосты московского купца Н.Г. Григорова. Одновременно отреставрировали и вызолотили оба исторических иконостаса, стены и алтарь вновь покрыли священной живописью и орнаментами. Старые ветхие клиросы заменили новыми, у боковых стен соорудили два киота, в которые поместили икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и иконы святых, имена которых носила царственная семья Нарышкиных. Снаружи стены украсили написанными на цинке иконами. Торжество освящения возобновленной церкви состоялось в январе 1896 г., сопровождаемое пением хора Петровского сельскохозяйственного института (впоследствии – академия), для которого храм был приходским. В апреле того же года освятили Казанский придел. С 1911 г. настоятелем храма был протоиерей Иоанн Алексеевич Артоболевский (1872–1938), который вместе с тем заведовал кафедрой богословия в Петровской сельскохозяйственной академии. Отец Иоанн Артоболевский был активным участником церковной жизни 1910– 1920-х гг., в 1917–1918 гг. он являлся делегатом Московского Поместного Собора. После закрытия храма отец Иоанн был переведен во Введенскую церковь в селе Черкизово. В 1920-е гг. его дважды арестовывали, вновь арестовали в 1937 г. и расстреляли. В 2000 г. отец Иоанн Артоболевский причислен к лику священномучеников. Его сын – известный ученый, математик и механик И.И. Артоболевский. После Октябрьской революции 1917 г., когда приступили к ликвидации домовых церквей, при Петропавловском храме образовалась большая община из студентов и служащих Петровской академии, жителей близлежащих деревень, рабочих железнодорожной станции. Несмотря на это, древний храм закрыли и опечатали 5 мая 1925 г. Богатое церковное имущество – два престола, серебряные сосуды, Евангелия, три серебряных креста, около двухсот икон, множество облачений и покровов, семнадцать серебряных лампад, около четырехсот богослужебных книг – передали в Благовещенскую церковь в Петровском парке. П.Д. Барановский, обследовавший Петропавловский храм в январе 1927 г., увидел в не отапливаемом помещении иконостас, наполовину зашитый тесом. В 1931 г. уникальный памятник церковного зодчества уничтожили. В 1947 г. на его месте установили памятник почвоведу В.Р. Вильямсу.

http://sobory.ru/article/?object=34828

В память об этих купцах остались построенные ими храмы, больницы, производства… Сохранил глубокую веру и Николай Григорьевич. Он стал главным благотворителем храма Воскресения Христова в Кадашах, к приходу которого относились его дом и фабрика. В ходе капитального ремонта храма, который проходил в 1893–1903 годах, он отремонтировал лестницы на паперти, выстлал чугунными плитами полы, подарил приходу дорогую богослужебную утварь. Восстановленный храм свт. Николая Чудотворца в Сергиевском Помимо церкви Воскресения Христова в Кадашах, Николай Григорьевич помогал еще нескольким, в особенности – храму апостолов Петра и Павла в Петровско-Разумовском, близ которого располагалась его дача. Здесь его выбрали старостой. Следует отметить, что в дореволюционной России церковный староста – это не председатель приходского совета, как сегодня, а человек, который фактически берет на себя попечение о материальных нуждах храма. Именно таков был купец Николай Григорьев. Однако главным его добрым делом стало возведение Свято-Никольской церкви в селе Сергиевское близ Ратманова, которое завершилось к 1911 году. Построить храм в родных краях было мечтой, к которой Николай Григорьевич стремился с юности. Священноначалие благословило осуществить ее в Сергиевском – на старинном намоленном месте. Результатом стал красивый белокаменный храм в стилистике русское узорочье – с горкой кокошников, шатровым верхом, пятью главками-маковками. Его возведением Николай Григорьевич ознаменовал 50-летие открытия своего производства. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» – русский купец не уставал благодарить за свои достижения Творца! Отапливаемый храм был рассчитан на 600 человек. Осенью 1911 года его освятил архиепископ Ярославский Тихон (Белавин) – будущий святой Патриарх. Местные жители ликовали и благодарили храмоздателя – и никто не знал, что пройдет совсем немного времени, и возведение церкви – «очага религиозного дурмана» – поставят Николаю Григорьеву в вину… Анна Феофановна с невесткамиНу а пока Николай Григорьевич не остановился на постройке храма.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/06/kupec_...

3 августа 1946 г. епископ Арсений направляет Хевронову собственноручное письмо. В итоге 27 июля 1946 г. ходатайство верующих было удовлетворено. Первым священником храма был зарегистрирован Илья Львович Карликов. Вот его анкета: «Карликов Илья Львович священник родился 1899 года 20 июля. 1) Приход села Спас-Забережье с 1930 по 1932 год. 2) г. Ленинград с 1939 по 1941 год работал текстильная фабрика. 3) с 1932 по 1939 годы работал г. Вышний Волочек текстильная фабрика. 4) с 1941 по 1945 годы РККА Отечественная война. 5) с 1945 по 1946 годы в колхозе работал Лесной район д. Абавары. На оккупированной территории не находился, судимостей нет. Образовательный ценз 5 классов приходской школы». За годы служения о. Илья не раз жаловался уполномоченному на чрезмерное обложение его продналогом, но ни его ни его семью от переобложения не освободили. В добавок ко всему священника обвинили в систематическом неисполнении предписаний власти и нетрезвости поведения. В итоге, 27 декабря 1949 г. он был освобождён от должности. Тут же этим воспользовался уполномоченный. И храм был закрыт. Но верующие не успокоились. Стали требовать открытия храма. Подписи собирала монахиня Евдокия Большакова. Подписей было много, от 600 до 700 человек одписывалось в пользу открытия церкви. Но власть всё же сумела надавить на людей. И в райком посыпались написанные под копирку заявления... Храм в селе Петровском – погосте Петровско-Тихвинском так и не был открыт. Сейчас здание храма умирает. Уже на моей памяти сгорел на храме шатёр, упал крест. Грустно видеть гибель созданного трудами десятков поколений людей, живших в этих местах, веривших в то, что есть на этой земле высшая справедливость. Как грустно от сознания того, что мы эту справедливость потеряли. Денис Ивлев. По материалам издания Иерей Дмитрий Лихачёв, Мария Лихачёва, Денис Ивлев Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни. - Москва, 2012 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=10586

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/16 Существовавшая ранее церковь Петра и Павла в селе Петровском. Каменная Петропавловская церковь построена в селе Петровском в 1692 г. О ней встречается первое сведение в приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа: «в нынешнем 1693 г., ноября в 1 день, по указу св. патриарха и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, велено: новопостроенной церкви св. апостолов Петра и Павла в вотчине боярина Льва Кирилловича Нарышкина, в селе Петровском, на попа с причетники дани положить: с дворов попова, с дьячкова, с пономарева, с просвирницына, с вотчинникова, с 15 крестьянских, с церковной земли с пашни с 10 четвертей в поле, с сенных покосов с 10 копен, по указной статье, 18 алтын, заезда гривна, и по тому окладу данные деньги в нынешнем 1693 г. взять и о взятье тех денег послать указ старосте поповскому. Марта в 19 день те деньги на нынешний 1693 год платил той церкви поп Федор Корнилиев». За последующие 1694-1740 гг. в приходных книгах казенного приказа Петропавловская церковь писалась под Селецкою десятиною «в вотчине боярина Льва Кирилловича Нарышкина, в селе Петровском». Церковной дани платилось с 1712 г. 31 алтын 2 деньги. Село Петровское в 1585 г. было пустошью Семчино, принадлежавшею князю Александру Ивановичу Шуйскому. В писцовых книгах 1623 – 24 гг. Московского уезда, Манатьина, Быкова и Коровина стана, написано: «за князем Иваном Ивановичем Шуйским в вотчине, что преж сего было за братом его родным за князем Александром Ивановичем Шуйским, деревня Семчина, а в ней двор вотчинников, живут деловые люди, двор крестьянский и двор бобыльский, людей в них 3 чел.». После князя И. И. Шуйского вотчина его отдана в 1639 г. его племяннику князю Семену Васильевичу Прозоровскому. Он близ деревни Сечиной построил для себя двор боярский и это место потом называлось сельцо Семчино. В переписных книгах 1646 г. значится: «за князем С. В. Прозоровским сельца Семчина деревня старое Семчино, а в ней крестьян и бобылей 10 дворов; полдеревни Слободки, а в ней крестьян и бобылей 8 дворов, да на боярском дворе живут по бедности 3 бобыля в деловых людях, и всего 13 дворов крестьянских, людей в них 24 чел., и 5 дворов бобыльских, в них 5 чел.».

http://sobory.ru/article/?object=34828

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010