19 августа следователь в заключении по делу написал: «Рассмотрев дело о гражданине Иване Алексеевиче Артоболевском, бывшем профессоре Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии по кафедре богословия, обвиняемом в использовании своего положения священнослужителя с целью контрреволюционной агитации во время проповедей в храме и в частном быту, в организации в Петровской сельскохозяйственной академии кружков христианской молодежи, в руководстве и придании им черносотенного характера, в разлагающей деятельности среди студенчества в виде постоянной антисоветской и антикоммунистической пропаганды, облеченной в религиозную форму, в распространении и чтении в церкви провокационного послания Тихона перед изъятием ценностей, то есть в пассивном сопротивлении изъятию, и в том, что с момента Октябрьского переворота и до настоящего времени он не только не примирился с существующей в России в течение пяти лет рабоче-крестьянской властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности, причем в моменты внешних затруднений для РСФСР он свою контрреволюционную деятельность усиливал, – нашел, что все вышеизложенное материалами, имеющимися в деле, подтверждается. И посему, на основании статьи 2 литер Е положения о ГПУ от 6.02.1922 года, полагаю: в целях пресечения разрушительной антисоветской деятельности гражданина Артоболевского Ивана Алексеевича, выслать его из пределов РСФСР за границу, но, принимая во внимание его заявление с просьбой о разрешении добровольного выезда за свой счет, из-под стражи освободить, обязав его подпиской о выезде за границу в семидневный срок» . 21 августа 1922 года Коллегия ГПУ постановила выслать священника «из пределов РСФСР за границу... Освободить на семь дней с обязательством явки в ГПУ по истечении указанного срока» . На основании этого постановления отец Иоанн был освобожден. Однако 22 августа следователь революционного трибунала составил свое заключение: «...как видно из заявления обвиняемого Артоболевского, он, Артоболевский, подлежит высылке из пределов РСФСР как являющийся опасным для общественного правопорядка и могущий причинить ущерб диктатуре рабочего класса... по настоящему делу Артоболевскому грозит тяжелое наказание... поэтому пребывание его на свободе является общеопасным – заключить Артоболевского, священника церкви Петра и Павла в Петровском-Разумовском, под стражу в Таганской тюрьме» .

http://fond.ru/kalendar/118/ioann/

146. Варлаама и Иоасафа, на колокольне Новодевичьего монастыря. Колокольня построена неизвестно когда. Патриарх Адриан Ризы положения Господней в Успенском соборе на Донской улице. Строилась с 1680 г. освящена в 1690 г. Придел Екатерины Мученицы построен в 1701 г., Иакова Алфеева в 1708 г. Покрова Пресвятой Богородицы, над главными воротами Высокопетровского монастыря. В 1690 г. церковь обновлена, над нею возведены два этажа колокольни. Воскресения Словущего, что на малой Бронной. Построена в 1689–1690 годах окольничьим Семеном Полтевым. Несколько переделана в 1820 году. Трапезная и колокольня 1832 г. Приделы: 1) Алексея Человека Божия, 2) Иоанна Богослова. Петра Митрополита, в Высокопетровском монастыре. Построена на месте древнего Алевизовского храма, освящена 8 мая 1690 года. Илии Пророка, в селе Черкизове, за Преобра-женской заставой. Построена в 1690 году. Приделы: 1) Алексея Митрополита, 2) Воздвижения Креста Господня. Сергия Преподобного, в Высокопетровском монастыре. Построена в 1690 году. Приделы: 1) Алексея Митрополита, 2) Митрофана Воронежского . Николая Чудотворца, что на Пупышах, близ Краснохолмского моста. Построена в 1690 году. Трапезная построена в 1731 году, но в 1839 году заново перестроена, как и колокольня; архитектором был Буренин. Главный престол Смоленской Божией Матери. Другой придел Утоли моя печали. Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Бережках. Плющиха, Ростовский переулок. Главная церковь XVII века, трапезная и колокольня 1832 года. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Иоанна Воина. Смоленской Божией Матери, что у Смоленских ворот, на Плющихе. Главный храм построен в 1689–1691 годах, пристройки в XIX веке. Главный престол Рождества Богородицы. Приделы: 1) Смоленской Божией Матери, 2) Введения во храм, 3) Рождества Предтечи, 4) Константина и Елены. Боголюбской Божией Матери, в Высокопет-ровском монастыре против главных ворот. Построена в 1691 году на месте древней церкви, существовавшей с XIV века. Усыпальница Нарышкиных. Петра и Павла, в Петровско – Разумовском. Построена А. Л. Нарышкиной в 1691 году, придел Казанской Божией Матери устроен гр. Л.К. Разумовским в начале XIX века. С 1865 года церковь состоит при Сельско-Хозяйственном Институте.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Даль, которого отправили в 1876 году в Олонецкую губернию с инспекцией старинных храмов. Чтобы облегчить работу комиссии, губернский статистический комитет подготовил стостраничный обзор с подробнейшим описанием 88 епархиальных церквей и десятка монастырей. В этом документе читаем: " В Кондопожском приходе на Петровско-Повенецком почтовом тракте деревянная церковь Успения Богородицы, шатровая, одноглавая... Над олтарем - крыша овальная, над папертью - два ската. Вход в паперть с двух сторон - северной и южной, по крыльцам 18 ступеней " . К моменту освящения нового Успенского храма были готовы образа для иконостаса: кроме того, для церкви специально написали Тихвинскую икону Божией Матери, являвшуюся точным списком с чудотворного первообраза. Сам иконостас сначала являлся тябловым, но потом его закрыли резной конструкцией, выполненной в стилистике екатерининского барокко. Стены храма украсили образами из иконостаса предыдущей, разобранной, церкви. Как проходило само освящение - неизвестно. Описаний этого события, увы, не сохранилось; " Епархиальных ведомостей " тогда ещё не издавалось. Ко второй половине XIX века вокруг Успенской церкви в Кондопоге сложился целый храмовый комплекс. Он состоял, помимо Успенского храма, из зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы и шатровой колокольни на шесть колоколов. Последнюю поставили на средства прихожан в 1831 году. Её строительство обошлось в две с половиной тысячи рублей - солидную по тем временам сумму. Срубил колокольню плотник из города Пудожа Василий Акимов. В то же время Кондопога активно росла - через неё прошёл новый почтовый тракт, связавший Петрозаводск и Повенец, по-прежнему велась добыча мрамора. К концу века в селе насчитывалось полсотни домов и 300 жителей, которые довольно быстро собрали средства на строительство зимнего храма. Церковь была пятиглавой, обшитой досками и выкрашенной в белый цвет. Увы, колокольня простояла только сто лет с момента своего возведения, её сломали в 1930-е годы: поставили лебёдку, зацепили трос за шатёр, опорные стойки сооружения подрубили - и дёрнули...

http://sobory.ru/article/?object=00150

Одновременно с Введенским собором выросла над вратами обители и церковь Владимирской иконы Божией Матери. Она-то, к счастью, неплохо сохранилась: единственная уцелевшая из кизицких церквей. Ее кирпичное кружево еще более прихотливо, чем то, что было у Введенского собора. Хотя по размерам она совсем мала: надвратные церкви почти никогда не бывают большими. Ее восьмерик, как фонарик, смотрит на все стороны своими плоскостями, каждая из которых пробита арочным окном и изукрашена вертикальными линиями узоров, напоминающими русскую деревянную резьбу. А вот петровско-екатерининский век – восемнадцатый, – в плане строительства не дал монастырю практически ничего. Только ограда с башенками опоясала обитель, причем, лишь с двух сторон… а с двух других была достроена только в следующем, XIX веке. 30-е – 40-е годы XIX века стали временем второго расцвета Кизического монастыря. Управлял обителью в это время знаменитый архимандрит Гурий (1830 – 45 гг.), обладавший замечательными способностями в хозяйственных делах. В 1830 – 40-х годах жители Москвы и Казани могли наблюдать в своих городах очень похожее зрелище. В местечке Старом Симонове, на тогдашней окраине Первопрестольной, вырастала, ярус за ярусом, высочайшая колокольня в Москве и одна из высочайших на Руси – «великая свеча» Рождество-Богородицкого Симонова ставропигиального монастыря. Она превзошла даже знаменитый «Иван Великий» в Кремле (82 м). А в то же самое время, на окраине Казани, за Гривкой, все больше и больше тянулась вверх на глазах изумленных горожан новая колокольня старого Кизического монастыря. Ее стало видно за несколько километров. Весь город из-за Казанки любовался загородной звонницей о 5 ярусах. Она тоже стала высочайшей на тот момент из всех казанских колоколен – 25 саженей (более 53 м, а вместе с крестом – 56 м) и оставалась таковой до конца XIX века – до постройки колокольни храма Богоявления на Большой Проломной (ныне – ул. Баумана). Она на 6 с лишним метров превосходила Спасскую башню Кремля. Поистине, Кизический монастырь вновь стал напоминать «лавру» – во всяком случае, по красоте своей удивительной звонницы, удачно вписавшейся в древний ансамбль. Эта колокольня 1835-37 годов, замечательное творение архитектора Фомы Петонди, стала первой из череды великих звонниц нашего края XIX – начала XX вв.: построенные через несколько десятков лет раифская и седмиозерная «свечи» во многом копировали ее пропорции и формы. Богатые купеческие пожертвования обеспечили отливку в те же годы крупных колоколов. Всего их на звоннице разместилось 12. Самый большой, на третьем ярусе, весил более 357 пудов 5,7 т) – его отлили в 1840 г на средства купца Петра Котелова. Интересно, что на его же деньги был создан и самый большой колокол соседнего Зилантова монастыря. Вообще «Котеловские» колокола XIX века можно отнести к числу крупнейших в нашем крае до революции.

http://sobory.ru/article/?object=06239

Антоний ( Артемий Медведев ; 1908?) епископ, родился в г. Вильно. Учился в Петровско-Полтавском кадетском корпусе, закончил среднее образование в Крымском кадетском корпусе. В возрасте 22 лет поступил в Мильковский монастырь. В 1932 г. принял монашеский постриг. В годы второй мировой войны был военным священником в Русском охранном корпусе, затем в армии генерала А.А. Власова. Затем переехал в Джорданвилль (США). Занимался миссионерской деятельностью. 16 ноября 1956 г. хиротонисан во епископа. Аполлинарий ( Кошевой ; 18741933) епископ Белгородский, в 1919 г. эмигрировал. С 1927 г. епископ Североамериканский и Сан-Францисский. В 1929 г. возведен в сан архиепископа. Архангельский Алексей Петрович (1872?). Закончил Николаевскую академию Генерального Штаба. С 1913 г. Генерального Штаба генерал-майор. В ноябре 1917 г. начальник Главного Штаба Генерального Штаба. С марта 1938 г. до 1957 г. руководитель РОВС. Во время второй мировой войны примкнул к Русскому освободитель ному движению. С 1949 г. председатель Совета Российского зарубежного воинства с центром в Париже. Базилевич Василий Митрофанович – историк литературы, краевед, профессор Киевского университета. Расстрелян фашистами в г. Таганроге в годы Великой Отечественной войны Балабанов Федор Федорович (18971972), богослов, педагог, журналист, общественный деятель. В 1920 г. эмигрировал в Королевство СХС. Закончил богословский факультет Белградского университета. Преподавал в Призренской Духовной Семинарии. С 1934 г. преподавал в Духовной Семинарии св. Саввы в г. Сремские Карловцы Священное Писание , психологию, церковно-славянский язык, патрологию, философию. В 1925 г. редактор «Вестника Союза русских педагогов в Королевстве СХС». Чиновник Св. Синода Сербской Православной Церкви (до 1941 г.). В 1944 г. покинул Югославию. Жил в США. Трудился в русских церковных организациях. Балицкая Г.И. – жена русского офицера, занималась сбором пожертвований на нужды Церкви, после второй мировой войны уехала вместе с семьей в Венесуэлу. После смерти мужа приняла монашество с именем Христина, жила в Гефсиманской обители в Иерусалиме. Белич Александр (18761960), лингвист, славист. В 1937 г. был избран президентом Сербской Академии наук и искусств. Положил много труда на обустройство русских в Югославии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Однако многие до сих пор не знают, что появился такой «Союз старообрядческих начетчиков». — Союз был создан в прошлом году как своего рода наследник дореволюционного союза начетчиков. Предполагалось, что это будет некое историко-богословско-полемическое общество, которое будет защищать Старую Веру и нашу Церковь от нападок еретиков всех мастей. Однако, увы, как часто и бывает в нашей Церкви сегодня, оказалось, что это мертворожденное «дитя». Кроме некоторого количества опубликованных в старообрядческой печати материалов полемического характера, за год ничего не было сделано. В тоже время хоронить союз преждевременно. Не так давно в союз вступило несколько активных членов, с чьей деятельностью и связываются надежды на активизацию работы начетчиков. Кроме того, в последнее время изменилась и концепция подбора членов союза. Если ранее говорилось, что равноправными членами союза могут быть старообрядцы разных согласий, то сейчас говорится, что членами ССН могут быть только чада РПСЦ, а беспоповцы, беглопоповцы и единоверцы могут участвовать в его работе с правом совещательного голоса. — У многих христиан, особенно в среде священства, вызывает опасение участие наших старообрядцев в совместных с беспоповцами проектах: газетах, Интернет-сайтах. Считаете ли Вы подобную озабоченность обоснованной? Как складываются отношения с Вашим соавтором-поморцем? — Вопрос достаточно сложный. С одной стороны, все мы старообрядцы являемся наследниками первых страдальцев за Старую Веру. В этой связи у нас со старообрядцами других согласий единое историко-культурное прошлое, похожая ментальность. Как отмечают светские исследователи: «старообрядец зачастую чувствует на подсознательном уровне свою близость к другим старообрядцем в большей степени, чем с членом господствующей Церкви». Таким образом, мы находим некую единую площадку для, к примеру, совместной проповеди Старой Веры как истинного культурно-исторического наследия Древней Руси в противовес петровско-никоновской культуре. С другой стороны, для нас (рассуждая строго) все прочие староверы, принадлежащие к иным согласиям, являются либо раздорниками, как новозыбковцы или часовенные, либо еретиками, как поморцы, федосеевцы и проч.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204251...

Разделы портала «Азбука веры» ( 27  голосов:  4.5 из  5) Москва До сих пор я писал только о Питере. Но в 20е годы я часто бывал и в Москве. Отец работал на Спиртоводочном заводе и жил на противоположном конце Москвы, или, точнее, за Москвой. Там, где теперь остановка метро «Сокол», а тогда это было село Всехсвятское. До Москвы ходил трамвай, или, вернее, два трамвая, т. к. надо было на одном трамвае ехать до Петровско — Разумовского, а там пересаживаться на другой. Для ребят поездка в Москву была событием. До нее надо было добираться часа полтора. «Село Всехсвятское» — это было не просто название; это было самое настоящее село, состоящее исключительно из деревянных домиков, обсаженных садиками. Много рябин. Яблони. Над местностью господствовали два здания: церковь Всех Святых и пожарная каланча. Оба здания сохранились, но теперь, в обрамлении десяти- и пятнадцатиэтажных домов, они кажутся игрушечными. Кроме церкви и каланчи, ничего не осталось от старого Всехсвятского. Отец жил в деревянном домике, в Изоляторном переулке, снимал комнату в 15 метров. Он иногда брал меня в Москву, а в 1928 году, утомленный вечными жалобами на мою лень и озорство, решил взять меня туда на постоянное жительство. Переехала также и Поля. Так я и прожил в Москве 8 месяцев. Если Питер 20х годов для меня ассоциировался с церквами, то Москва 20х годов для меня ассоциируется с театрами. В Москве у меня не было прежней вольницы. По воскресеньям я ходил в нашу Всехсвятскую церковь, а в остальные дни должен был регулярно посещать школу. Но зато отец (страстный театрал) считал своим долгом развлекать сынишку: раз в неделю (в воскресенье вечером) я обязательно бывал с отцом в театре. Таким образом, я за полгода узнал все московские театры как свои пять пальцев. И может быть, самое интересное, что тогда было в Москве, — это театр. Свою работу о романе Булгакова «Мастер и Маргарита», напечатанную в «Гранях», я начинаю с рассказа о московских театрах 20х годов. Сейчас опять повторю: кто не жил тогда в Москве, никогда не поймет, что значил для нас всех театр.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

16 июня. Понедельник. Вторично приехал в свою дачу – Ахтырку. Сил у меня слишком мало. Вечером, со священником прогуливаясь по улице и по саду князя, несколько раз должен был останавливаться, чтобы перевести дух – одышка одолевала. 24 июня. Вторник. Рожд. св. Иоанна Предтечи... Сижу дома. Где лечиться и как лечиться? Нужно бы жить при семье. А. Павлычу хочется, чтобы я переселился под ближайший его надзор, напр., в Петровско-Разумовское. Но где же там остановиться? У пр. Леонида? В его министерской даче хорошо жить здоровому, а не хворому. У других? Знакомых и родных нет. Среди чужих жить не могу. 1 июля. Вторник. Дышу, – слава Богу и за то, что дышу. Но, признаюсь, после шестимесячного лечения желал бы и ожидал бы более того. Но власть Божия, видно, такова. Источник жизни сокращается, а не расширяется. 4 ч. июля. В 10 часу утра пожаловал, навестил меня, владыка митрополит. Главной целью его было вызнать, чем имеется в виду закончить лечение, для которого переместился я в нижний этаж здания академического. Не предвидя такого вопроса при первом свидании и не зная, до какого градуса доведено будет излечение к концу вакации, я просил у владыки позволения отвечать ему в конце июля или в начале августа. Частности вопроса могут вести: к избранию ли какого мне помещения в Москве, где удобно было бы сноситься с врачами, или к поездке куда-либо за границу, или в южные страны России. – Грудь моя слаба теперь: я не могу писать даже об этом без волнения. 6 июля. Воскресенье. Посетил меня пр. Гавриил Ив. Вениаминов 882 и, между прочим, предложил доктора гомеопата Гольденберга, у которого лечится теперь владыка, давно отказавшись от аллопатов... Но я предупредил, что спрошу моих докторов, действительно ли так хладнокровно они относятся к вопросу: лечиться у того или другого рода докторов. И обещал известить Гавриила Ивановича относительно Гольденберга. «Во всяком случае я могу явиться к вам с доктором, осмотреть вас, без всяких обязательных для вас последствий?» – «Против этого ничего не могу вам возражать», отвечал я.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Над нами Пастырь бдит… Светлой памяти новопреставленного о.Максима Обухова 26.04.2023 691 Время на чтение 5 минут Так Господу было угодно, что мне, многогрешной, пришлось узнать о смерти отца Максима из уст одного из ближайших его друзей. Ещё не было нигде ничего сказано и написано. Ещё недавно с этим человеком мы старались что-то сделать для болящего батюшки Максима, созванивались с ним, советовали, помогали, чем могли. Он деликатно выслушивал и … следовал своим курсом. Он напоминал мне Антона Павловича Чехова, тоже как он выпускника лучшего российского медицинского вуза. Чехов закончил медицинский факультет Императорского Московского Университета, и отец Максим – выпускник Первого Московского медицинского университета им. И.М.Сеченова – детища ИМУ. Он тоже, как А.П. Чехов, всё знал о своей болезни. Могу сказать, что врачи, его лечившие, удивлялись его мужеству. Так же, как великий А.П.Чехов, он, как русский врач, наследник великой отечественной медицинской школы, жертвовал собой ради сирых и убогих, беззащитных и обреченных обществом. Лично мне пришлось познакомиться с отцом Максимом в конце 90-х годов, когда в клубе знаменитой фабрики «Вымпел» на Старо Петровско-Разумовском проезде активно работало одно из замечательных духовно-патриотических обществ «Наследники Александра Невского». Это Всероссийское общество возглавлял к.т.н., кандидат богословия, один из руководителей Госстроя России Н.В.Маслов. Воспитанник Глинских старцев. Здесь готовились и печатались труды по Глинской пустыни, ее наследии. Изданная «СимфонИя по трудам Святителя Тихона Задонского» в 1999 году получила Гриф Министерства образования России на использование этого великого Труда как учебного пособия в общеобразовательных учреждениях. Впервые святоотеческий труд был рекомендован как учебное пособие. Здесь, в клубе фабрики «Вымпел», в обществе «Наследники Александра Невского» велась работа с ещё живыми орденоносцами этой высокой воинской награды, проводились встречи с молодежью. Здесь, 23 октября 1998 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, состоялась первая конференция православных учителей. И здесь началась подготовка к проведению Первого Всероссийского духовно-просветительского форума «Глинские чтения», которые традиционно стали проходить в Троице-Сергиевой Лавре в течение многих лет 27-29 июля.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/26/na...

Узнав о необычной маленькой крестьянке, в Себино потянулись люди. И просили: пусть помолится. Так ребенок, который грозил стать «лишним ртом» и обузой семье, стал ее кормить. Первое путешествие и переезд в Москву В 14 лет Матрона уехала за пределы своей деревни: в первое и единственное большое путешествие в жизни ее взяла дочь помещика, жившая по соседству, Лидия Янькова. Паломницы побывали в Киево-Печерской лавре, в Троице-Сергиевой лавре и, по преданию, в Кронштадте, где маленького слепого подростка подозвал к себе сам праведный Иоанн Кронштадтский: «Иди, иди ко мне, Матронушка. Смена моя идет…». А в 17 лет у девочки отнялись ноги. С этих пор блаженная принимала людей сидя. И тогда впервые стала говорить о грядущих страшных днях: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать»… Но, казалось, никто не принимал ее слова за близкое пророчество: будет, может, но — вряд ли с нами. Село Себино, родина блаженной Матроны Для нее гонения начались с ее дома: оба брата, вступившие в партию, не могли терпеть рядом с собой блаженную сестрицу, к которой вереницей шли люди. В 1925 году Матрона перебралась в Москву и жила там уже до конца своих дней. «Жила» не всегда повернется язык сказать — скиталась по подвалам, сараям, по квартирам, где нельзя было долго задерживаться, чтобы не подставить хозяев. На Ульяновской улице, на Пятницкой, в Сокольниках, в Вишняковском переулке, у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, в Царицыне, наконец, в Староконюшенном переулке. И еще не раз умудрялась возвращаться в родное село, навещать своих престарелых родителей. Много раз чудом избегала ареста: уезжала за считанные минуты до приезда милиции. Однажды «служитель порядка» все же выследил слепую старицу, победоносно пришел забирать и услышал от нее: «Беги скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался, уехал домой и обнаружил там обгоревшую от полыхнувшего керогаза жену — успел отвезти ее в больницу, все закончилось благополучно. Слепая действительно никуда не делась, но на следующий день, придя на работу, милиционер наотрез отказался ее забирать. Как ребенок…

http://ruskline.ru/opp/2023/03/07/blazhe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010