Ист.: ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. С. 398-399; Т. 15. Стб. 129-130; 1908. Т. 21. Ч. 1: Книга Степенная царского родословия. С. 317; 1965. Т. 30. С. 138, 143; ДДГ. 1950. С. 371; Роспись жалования 1677 г.//ДАИ. Т. 9. 107; АЮБДР. 1864. Т. 2. С. 338; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 540-552; 1891. Ч. 2. С. 314, 332, 373, 409, 422, 423, 468, 544-545; Игнатий (Лебедев), схиархим. Письма из заключения// Игнатия (Петровская), мон. Старчество на Руси. М., 1999. С. 214-315; он же. Письма мон. Ксении// Игнатия (Петровская), мон. Старчество в годы гонений: Прмч. Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001. С. 290-314. Лит.: Крылов И. З. Достопамятные могилы в моск. Высокопетровском мон-ре. М., 1841; [Высокопетровский мон-рь в 1812 г.]//ЧОИДР. 1858. Т. 4. Отд. 2. С. 41-42; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Высокопетровский мон-рь. М., 1873; он же. Списки настоятелей Моск. Высокопетровского мон-ря и его же надгробные памятники. М., 1874; он же. Древние и др. замечательные предметы в моск. Высокопетровском мон-ре. М., 1875; Высокопетровский мон-рь в Москве//Рус. достопамятности. М., 1880. Т. 3; Высоко-Петровский муж. 2-кл. мон-рь в Москве. М., 1899; Потапов А. А. Очерк др. рус. гражданской архитектуры//Древности: Тр. МАО. 1904. Т. 20. Гл. XXXVIII; Дедушенко Б. П. К истории ансамбля моск. Высоко-Петровского мон-ря//ДРИ. М., 1964: XVII в.; он же. Собор Петра митр. Высоко-Петровского мон-ря в Москве//Вопр. охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1976. Вып. 4; Памятники архитектуры Москвы: Белый город. М., 1989. С. 180-188; Датюк Т. Московский Высоко-Петровский мон-рь: Ист.-археол. справка//ППр. 1993. 1. С. 12-18; Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы по данным археологии. М., 1994. С. 152-176; Гарькавый И. Страница жизни Церкви//АиО. 1995. 1(4). С. 114-125; Игнатия (Петровская), мон. Высоко-Петровский мон-рь в 20-30 гг.//Там же. 1996. 1(8). С. 114-135; она же. Патриарх Сергий и Высоко-Петровский мон-рь//Там же. 1999. 3(21). С. 181-185; Беглов А. Архиеп. Варфоломей (Ремов): Argumentum advocati Dei: Настоятель Высоко-Петровского мон-ря по мат-лам архивов его прихожан//Церковь в истории России. М., 2003. Вып. 5. С. 222-240; Высоко-Петровский мон-рь: Патриаршее подворье. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/161083.html

Именно в это время проходит объединительный собор во Флоренции (1438–1439 гг.), неудача которого во многом объясняется двойным заблуждением, в котором пребывали как византийский император, считавший, что папа продолжает быть теократическим сувереном Запада, так и папа, считавший, что император является полным хозяином Восточной церкви. На Западе о подлинном Предании Церкви, к сожалению, безрезультатно, напоминает в ту эпоху великий философ, друг византийских гуманистов, Николай Кузанский. Он считает неверной саму постановку вопроса: кто выше, собор или папа. Необходимо стремиться к их согласию. В спорных ситуациях главное – понять «на чьей стороне поддержка Вселенской Церкви». «Никоим образом отношения, предполагающие подчинение, как одной, так и другой стороны, не могут считаться безусловными при любых обстоятельствах». Только Церковь может свидетельствовать правоту одной из сторон. Ничто, в конечном итоге, не смогло воспрепятствовать кризису Реформации с ее радикальной критикой папской непогрешимости, со временем ставшей общим местом, и, в итоге, расколу в западной части христианского мира, продолжающемуся и по сей день. Павел отделился от Петра. Полнота власти (Plenitudo potestatis) пап оказалась неспособной сохранить единство Церкви, скорее наоборот, поставило его под вопрос. После этой ампутации, которая осуществлялась нередко огнем и мечом, Контрреформация позволила папству вновь укрепить свои позиции. В духе Тридентского собора Роберт Беллармин утверждал: «Понтифик является викарием Христа, он представляет Христа таким, каким Он был, когда жил среди людей». И далее: « Церковь есть сообщество всех верных, объединенных исповеданием той же веры, участием в тех же таинствах, под руководством законных пастырей и, прежде всего, единственного викария Христа на земле, римского понтифика». Церковь принимает обличье вселенского государства, во главе с папой, который назначает епископов, заключает конкордаты с суверенами, используя уже не легатов (посланников), но постоянных нунциев, дипломатов, являющихся сотрудниками централизованного административного аппарата. В то же время, мифологическое представление о центре мира, присущее большинству религий, и которое восточное христианство преодолевает в исповедании все- присутствия Слова и Евхаристии, для Запада изначально ассоциировавшееся с Иерусалимом, начинает связываться с Римом (о чем свидетельствует судьба Игнатия Лойолы).

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/r...

Ho по соображению обстоятельств, можно предполагать, что такое наследство великокняжеского престола не обошлось без споров и волнений, и что только один св. Александр действовал в этом случае вполне достойно святой души своей. Брат его Андрей, вероятно, считавший, что престол великокняжеский должен перейти от Ярослава к сыну его, тотчас же отправился в Орду, чтобы склонить на свою сторону Батыя. Между тем Александр, хотя был старшим сыном Ярослава, довольствовался тем, что ему досталось еще при жизни отца, – Новгородом и Переяславлем Залесским 144 , и, если поехал также в след за Андреем к Батыю, то уже после, и то по призыву Батыя 145 . Теперешнее путешествие св. Александра в Орду было более продолжительно и трудно, чем прежнее: вместе с Андреем он должен был ехать в великую Татарию к великому Хану 146 . В это время другой брат его Михаил Ярославич, Князь Московский, также, как Андрей, считавший себя вправе искать престола Владимирского, отнял его у Святослава, но в туже зиму на войне с Литвою положил свою голову 147 . В 1249 г. Александр и Андрей возвратились – Александр Князем Киева и всего Приднепровья, а Андрей, добивавшийся Владимира, князем Владимирским, хотя был и моложе Александра 148 . Новое имя Князя Киевского не изменило отношений св. Александра к Новгороду. По возвращении из Татарии, пробыв около двух лет во Владимире, и похоронив двоюродного брата своего Князя Владимира Константиновича в Угличе, также племянника своего Кн. Василия Всеволодовича в Ярославе, св. Александр возвратился в Новгород в начале 1250 г. 149 . Новгородцы приняли его с радостью; только, опять, на короткое время. Замечательнейшим из событий этого времени 150 в жизни св. Александра было посольство от папы. После неудачного похода Шведов, предпринятого в следствие буллы папы Григория IX и кончившегося совершенным поражением их на берегах Невы, папский престол переменил тон сношений своих с Россией, но не отказался от самых сношений в надежде, что тесные обстоятельства заставят Русских Князей искать его помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Валентина Петровская, будучи духовной дочерью о. Агафона, в конце 20-х гг. приняла постриг. В 1926 г. она защитила диплом по антропологии и вскоре стала крупнейшим специалистом по патоморфологии туберкулеза. К началу 1980-х гг., когда она закончила свою профессиональную деятельность, ей принадлежало несколько крупных теоретических трудов в разных областях медицины, она была профессором патоморфологии и вырастила не одно поколение исследователей. Все это время матушка Игнатия находила силы, время и мужество работать для Церкви. Ею написаны статьи по православной гимнографии, а также службы некоторым новопрославленным святым. Эти службы вошли в богослужебный обиход Русской Церкви. Кроме этого, всю свою жизнь, даже в самые беспросветные годы, она писала заметки, которые потом складывались в большие и малые книги, писала без всякой надежды на публикацию, “в стол”, для себя. Публикуемые нами воспоминания матушки Игнатии “Высоко-Петровский монастырь в 20–30 годы” могут служить введением к серии публикаций из истории Высоко-Петровского монастыря тех лет. Сбор материалов был начат несколько лет назад по благословению протоиерея Глеба Каледы группой прихожан храма преп. Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре. О. Глеб внимательно руководил этой работой и не уставал напоминать о том, что годы гонений — это героическая эпоха в истории русского Православия, о том, что подвиг русских новомучеников, опыт их духовной жизни — великое сокровище нашей Церкви и что наше будущее зависит от того, окажемся ли мы достойны их крови, научимся ли использовать опыт их мученической и исповеднической жизни. Помня об этом, мы решаемся опубликовать собранные нами свидетельства и документы. Кроме рукописных материалов той эпохи и воспоминаний о ней, существуют записи бесед с последними ныне здравствующими чадами отцов Высоко-Петровского монастыря. Данные этих записей мы используем в примечаниях. А. Б. В настоящее время появились публикации о Высоко-Петровском монастыре — его истории, архитектуре, судьбе отдельных зданий 6 . Нашей задачей является дать облик Высоко-Петровского монастыря в годы 1923–1935, когда он находился под духовным управлением архиепископа Варфоломея (Ремо­ва). По данным 1922 года владыка Варфоломей, являясь викарием Московской епархии, был последним ректором Московской Духовной Академии перед ее закрытием. Центральным управлением ему был передан Высоко-Петровский монастырь, окормляя который, он продолжал свою научно-педагогическую деятельность. О последнем факте мы узнаем из дневниковых записей владыки Вениамина (Милова), опубликованных в 1990–91 годах 7 .

http://pravmir.ru/vysoko-petrovskij-mona...

Обзор православной блогосферы: три трагедии В последние недели православная блогосфера обсуждала в основном трагедии. 7 июня был найден повесившимся бывший настоятель Успенского собора Трифонова монастыря протоиерей Петр Шак. 17 июня, 2011 В последние недели православная блогосфера обсуждала в основном трагедии. 7 июня был найден повесившимся бывший настоятель Успенского собора Трифонова монастыря протоиерей Петр Шак. В последние недели православная блогосфера обсуждала в основном трагедии. 7 июня был найден повесившимся бывший настоятель Успенского собора Трифонова монастыря протоиерей Петр Шак. Ситуацию жестко прокомментировал в своем блоге протодиакон Андрей Кураев : О. Петр не ангел. И его самоубийство вскрыло язвы, которые давно уже были в его душе. Но в это истории для меня самое  неприятное и узнаваемое — это отказ епископа от встречи с устраняемым  священником. Епископ, призванный быть слугой всем, зная, что ломает судьбу человека, убирая его, обычно даже и не встречается с ним, не пробует выслушать, понять, в чем-то добром поддержать. Об увольнении сообщают через  вторых лиц. И это не только в  Вятке или Тобольске. Так — ВЕЗДЕ. Впрочем, далеко не все поверили в самоубийство . Даже после появления информации об обнаружении предсмертной записки высказываются сомнения (надо сказать, вполне имеющие право на существование): Что-то долго её найти не могли. И что-то слишком длинная записка для подобного случая… Вне зависимости от причин гибели священника, от степени его или чьей-либо еще вины, сейчас нуждаются в поддержке его близкие. Кировское издание «Вятский наблюдатель» публикует номер счета для сбора пожертвований семье отца Петра . Одновременно с трагедией в Вятской епархии разворачивается грандиозный скандал вокруг Сыктывкарского епископа Питирима. Питерский блогер Игорь Гаслов опубликовал в своем Живом Журнале материалы, компрометирующие архиерея , однако в связи с вятской трагедией особого внимания заслуживает самоубийство настоятеля храма свв. апп. Петра и Павла в селе Усть-Кулом игумена Ионы (Скибина), произошедшее в 2003 году . По версии, представленной блогером, священник, оказавшись без средств к существованию, обратился за помощью к архиерею, но просьба осталась без ответа.

http://pravmir.ru/obzor-pravoslavnoj-blo...

Итак, Даниил начинает свое истолкование, Даниил прочитывает эти таинственные письмена: «мене, мене, текел, упарсин» ( Дан.5:25 ), – такие слова были начертаны на стене, и никто не знал значения их: что означает «мене», что означает «текел», что означает «упарсин». И Даниил объясняет: «Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» ( Дан.5:26–28 ). Страшные слова, очень тяжелые слова. Оказывается, пока мы живем, нас уже взвешивают на весах. Оказывается, пока мы еще живем, суд уже совершается над нами, тот самый Страшный Суд, на котором взвешиваются поступки человека. И не дай Бог, если явится Ангел смерти и скажет кому-либо из нас: «текел – ты взвешен на весах и найден очень легким». Это ужасно, когда у нас нет добрых дел, нет дел милосердия, когда мы творим только зло, когда мы внешне можем быть очень полными, можем быть очень тяжелыми, но внутри – совершенно пусты; это ужасное состояние. И вот Валтасар услышал приговор, и он уже ничего не может поменять в своей жизни. Мы видим, как жизнь и этого царя оказывается в руках Божьих. Мир Навуходоносора был в руках Божьих, и сейчас мир богохульника Валтасара, который осквернил сосуды дома Господня, тоже в руках Божьих, он на весах – «текел» – найден очень легким. Тогда, по повелению Валтасара, облекли Даниила в багряницу и возложили на шею его золотую цепь и провозгласили его третьим властелином в царстве. Царь хочет откупиться от Бога, он испугался и думает, что если он позаботится о пророке, назначит его третьим человеком, третьим властелином в своем царстве, то, может быть, за это Бог простит его. Сейчас тоже есть очень много грешников, которые хотят откупиться от Бога и тем избежать Божьего гнева; они приходят в храмы, ставят там множество свечей, они подходят к нищим, щедро подают им. Все это хорошо само по себе. Но плохо, если мы считаем, что этим выплачиваем весь свой долг Богу. Богу нужны не свечи, не наши деньги, Богу нужно, чтобы вся наша жизнь от начала до конца, как свеча сгорает на подсвечнике, была отдана на служение Ему. Богу нужно все наше сердце, каждый поступок нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Исиномаки (60 семей,133 прихожанина) Цунами затопила церковь, глубина воды составила 40 см. Волна принесла с собой множество грязи. 5-го апреля прихожане Исиномаки вместе с прибывшими для помощи прихожанами из Сэндай совершили уборку внутри церкви и на церковной территории. Мы сообщали о преставившемся Никаноре Ками Цутому (Nikanol Kami Tsutom). Числившийся пропавшим без вести Андрей Кимиёси (Andrei YONESATO Kimiyosi) был найден мертвым. Его сын Феодосий Хадзимэ (Feodosii Hajime) все еще не найден. В светских газетах и на веб-сайтах была опубликована фотография разрушенного здания церкви. Однако это здание – недействующая старая церковь, культурное сокровище города (возведена в 1879 году и с 1978 года являлась музеем в прибрежном парке Накасэ). Ныне действующая церковь возведена в 1978 году. Территория внутри острова Каннари (15 families, 44 прихожанина) Церковь св. апостола Иоанна возведена в 1934 году. Первое землетрясение 11 марта принесло множество трещин на стенах церкви и разрушение фундамента. Здание колокольни накренилось. Стоимость восстановительных работ была оценена в 60 тысяч долларов США. Однако 7 апреля сильное землетрясение вновь ударило по уже поврежденному зданию. Был разрушен крест над куполом церкви, трещины в фундаменте увеличились, со стен посыпались куски штукатурки. Теперь для восстановления потребуется еще больше средств. Сэндай (185 семей,435 прихожан) Одна прихожанка, пока еще некрещеная – Ямамото Митико (YAMAMOTO Michiko) числится пропавшей без вести. Землетрясение и множество повторных толчков привели к появлению трещин в здании консистории рядом с Кафедральным собором. Из-за землетрясения 7-го апреля появились новые трещины.   Фукусима (принадлежит к балгочинию Сэндай) Две православные семьи живут на расстоянии большем, чем 30 км от АЭС. Семья Кояма, которая жила в 10 км от АЭС, переехала (сведения получены от друзей семьи). Вакуя (16 семей,42 прихожанина) Числившийся пропавшим без вести Моисей Накагава Иёдзи (Moisei NAKAGAWA Iyoji) был найден мертвым. Ранее было найдено тело его жены Софии Накагава Цунэко (Sophia NAKAGAWA Tsuneko).

http://pravmir.ru/v-rezultate-novogo-zem...

Мать императора Константина, святая Елена, была христианкой. После этих видений сына она решила найти Гроб Иисуса Христа и Его Крест. В свою очередь и сам император Константин задумал соорудить храм Воскресения Христова на месте Гроба Господня. Для этого нужно было вначале найти его. Нелегко это было сделать, потому что император Адриан (117–138) приказал засыпать пещеру Гроба Господня и сравнять её с землёй. Для исполнения этого желания святая Елена отправилась в Иерусалим в 326 году. Долго продолжались розыски этих святынь. Наконец, после некоторого времени и по указанию одного старого еврея Крест Христов был найден, но с ним и другие два креста. Узнать Крест Христов было трудно, потому что дощечка с надписью: “Иисус Назарянин Царь Иудейский” лежала отдельно. Нужно было небесное свидетельство, и это свидетельство явилось чудесным образом. По совету патриарха Макария возлагали кресты один за другим на умершего. От возложения Креста Господня умерший воскрес. Таким чудесным образом был найден Крест Господень. Это событие собрало множество народа, желавшего видеть Крест Господень. Патриарх Макарий и царица Елена, став на возвышенном месте, поднимали Крест и показывали его народу. В память этого события Православная Церковь установила праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня 14(27) сентября. Явление Креста Господня в Иерусалиме празднуется 7(20) мая. Старый еврей, указавший место закопанного Креста Господня, принял Христианство и позже был Иерусалимским патриархом Кириаком. Тогда же был найден и Гроб Господень. На месте Гроба имп. Константин и цар. Елена соорудили величайший храм Воскресения Христова, который был торжественно освящён в 335 году. Память об этом празднуется 13(26) сентября. Какой формы и вида был Крест Иисуса Христа, доселе археологами не определено с точностью. Но большинство древних свидетельств говорят о том, что он был четырёхконечный и высотою приблизительно в два обыкновенных мужских роста. Известно, что над головою Распятого Христа была прибита к кресту дощечка с надписью на трёх языках: еврейском, греческом и римском – “ Иисус Назарянин Царь Иудейский.” Кроме дощечки с надписью на кресте находилось подножие, о чём свидетельствуют древние историки Тертуллиан , Ириней, Иустин, Григорий Турский и другие. С древних пор существует мнение, что Крест Христов был составлен из разных видов дерева: продольный брус – из кипариса, поперечный – из финикового, подножие – из кедра, дощечка с надписью – из масличного дерева. Но это мнение основано лишь на апокрифических сказаниях.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Эта работа выполнена весьма неискусно, что видно из отсутствия какой бы то ни было системы в изложении. 7) Самое содержание Стоглава представляет много недостойного просвещенных архипастырей собора 1551 года, каков был, например, митрополит Макарий. 8) Только со второй четверти XVII века Стоглав стали называть в официальных актах соборным уложением 1551 года, ранее же, хотя и упоминается о каком-то соборном уложении, но нельзя с определенностью сказать, разумеется ли здесь именно соборное уложение 1551 года, или же какое-либо иное уложение. 9) Списки Стоглава всегда были очень редки: о нем не упоминается даже в описи царского архива 1575 – 1584 г. г., а в 1639 году в Москве – средоточии церковного управления – не оказалось ни одного списка Стоглава, так что пришлось выписать его из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря посредством нарочитой царской грамоты. Рассмотрим эти мнения по порядку. Соборное уложение 1551 года не слишком нуждалось в подписи членов собора, ибо в нем помещаются не одни постановления, но и деяния собора, не требовавшие подписи. А что до сих пор не найден подлинный соборный акт с подписью отцов собора, то в этом нет ничего удивительного: Судебников 1497 и 1550 годов мы также не имеем со скрепою хотя бы государственного дьяка. 298 Подлинный законодательный акт, изданный 100 лет спустя после Стоглавого собора – Уложение царя Алексея Михайловича – был найден с большим трудом после долгих и тщательных поисков, и то по Высочайшему повелению императрицы Екатерины II, и притом найден в 1767 году 299 , т. е. спустя всего 118 лет после издания Уложения, а со времени Стоглавого собора до нашего времени прошло более трех столетий. 2) Нет оснований думать, что в половине XVI века существовал такой же канцелярский порядок, какой существует в настоящее время. Не было никакой надобности рассылать соборное уложение епископам, ибо последние, возвращаясь с собора в свои епархии, могли взять с собой списки соборного уложения. 300 А что последнее имелось у всех владык, это видно из упомянутого нами ранее окружного царского наказа об обязанностях поповских старост, изданного в декабре 1552 года (А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Служители благодати Божией по вдохновению Духа Святого говорили о покаянии; и Сам Владыка всего говорил о покаянии с клятвой: «Жив Я, говорил Господь, не хочу смерти грешника, но покаяния» 552 ; и присовокупил еще следующую прекрасную мысль: «Дом Израилев, обратитесь от нечестия вашего». 553 «Скажи сынам народа Моего 554 : хотя грехи ваши будут простираться от земли до неба, и хотя будут краснее червлени и чернее власяницы, но если вы обратитесь ко Мне от всего сердца и скажете: Отче! – то Я услышу вас, как народ святой». 555 И в другом месте так говорит: «Омойтесь и очиститесь; удалите лукавство из душ ваших пред очами Моими; отстаньте от злодейств ваших; научитесь делать добро, ищите правды, избавьте обиженного, рассудите о сироте, оправдайте вдовицу. И придите, и будем судиться, говорит Господь. И если будут грехи ваши, как пурпур, то убелю их, как снег; и если будут, как червлень, то убелю их как волну. И если хотите и послушаете Меня, то будете наслаждаться благами земли; если же не хотите и не послушаете Меня, то меч истребит вас; ибо уста Господни сказали это». 556 Итак, Он всех Своих возлюбленных хочет сделать участниками покаяния и утвердил это всемогущей Своей волей! Глава IX. Примеры святых, которые получили благодать Божию через веру и послушание. Енох и Ной Поэтому покоримся величественной и славной воле Его и, оставив суетные дела, раздор и зависть, ведущую к смерти, припадем и обратимся к Его милосердию, умоляя Его милость и благость. Будем постоянно взирать на тех, которые совершенно послужили величественной Его славе. Возьмем Еноха, который по своему послушанию был найден праведным и преставился, и не видели его смерти. 557 Ной был также найден верным и по своему служению проповедал мipy обновление 558 , и чрез него спас Господь животных, согласно вошедших в ковчег. Глава X. Продолжение. Авраам Авраам, названный другом 559 , найден верным по своему послушанию словам Божиим. Он из послушания вышел из земли своей и от родства своего, и из дому отца своего, чтобы, оставив землю малую, родство малосильное и небольшой дом, наследовать обетование Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010