До штатов причт содержался на общих основаниях. Со времени штатов получал, по 6 разряду, 220 руб. сер. в год. Ныне священник получает 220 руб., а псаломщик – 70 руб. Доходов получается до 100 руб. в год. Земли при церкви пахатной 31 дес. 383 квадр. саж., сенокосной – 2 саж. и здворочной 1 дес. священник владеет 23 дес. и 267 квадр. саж., дьячок 10 дес. 116 саж. Священник живет в собственном доме, дьячок – в доме, построенном г-жою де-Траверсе. При церкви есть сторожка. Соседние приходы Вычелобский и Петровский. К приходу принадлежали три мызы: Романшина, Солнцев берег и Ропти, и 5 деревень: Бор, Чеголь, Штрешево, Петровско и Ропти. В 1878 г. в состав прихода вошли деревни Заозерье и Щегоща, из Вычелобского прихода. Всех прихожан по клировым ведомостям 1883 года муж. 478 и 535 женск. пола. Грамотных в приходе немного. До 1863 года была школа в деревне «Бор», но она закрыта «от произвола приходских людей, а в особенности, за неимением дома для помещения такового училища». В 1879 г. в Роптях помещик Александр Александрович Половцев открыл школу, в которой учатся до 20 мальчиков. В небольших школах и у крестьян учится до 80 человек. Кроме общих праздников прихожане празднуют: Покрову, Флору и Лавру, Варлааму Хутынскому, Николаю Чудотворцу и Тихвинской Божией Матери. Крестные ходы бывают: 24-го июня – в Петровске, 26-го сентября в деревне «Бор», 8-го июня – в деревне Роптях. На кладбище при церкви погребен морской министр, адмирал Иван Иванович Маркиз де-Траверсе, умерший в 1831 году мая 19-го дня. Часовни находятся в Роптях, в Бору и в Штрешеве. Попечительство открыто в 1873 г. председатель его поручик Владимир Александрович Паткул. Собираемые попечительством деньги тратятся на ремонтировку церковного дома и церкви. О приписной к Романшине церкви св. Николая в селе Заозерье 90 . Церковь находится при озере; она – деревянная, колокольня, за ветхостью, разобрана, и колокола висят на столбах, под навесом. Старая колокольня снята в 1858 году, а церковь поновлена в 1860 году. Антиминс освящен Ларионом епископом Корельским и подписан Новгородским митрополитом Иовом. По антиминсу можно предполагать, что церковь существует в Заозерье раньше 1733 года, а по надписи на подпрестольном кресте видно, что храм освящен при Анне Иоанновне, по благословению вицепрезидента Синода, Феофана Прокоповича , священником Иаковым Трефильским 1733 года декабря 1-го. Согласить эти показания довольно трудно. Приход Заозерской церкви составляют 2 деревни: Заозерье и Щегоща. Но метрические записи по этому приходу велись в церкви погоста Вычелобского. Церковь закрыта в 1833 году. Есть предание, что ее когда-то посетил Император Александр 1-й, проезжая по Новгородскому шоссе в Новгород. Преображенская церковь в селе Торошковичах-Тырковых

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Москва. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове. Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1755. Ссылки:   Адрес: 127495, Россия, город Москва, Дмитровское шоссе, дом 120, корпус 1, строение 1. Координаты: 55.91777, 37.55472 Проезд:Метро " Петровско-Разумовская " , далее автобус 763, метро " Алтуфьево " , далее автобус 273, 685 до остановки " Долгопрудненское шоссе-Храм Успения " и немного менее километра пешком; платформа " Новодачная " Савеловского направления, далее 2.5 км пешком Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1666 году князь Иван Петрович Пронский на пустоши Поберезнике поставил для себя двор и деревянную церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы с приделами Михаила Архангела и Алексея человека божьего. Селение это стало называться Архангельским, Тюриковым тож. Новопостроенная Успенская церковь была обложена данью в 1673 году. После князя Ивана Петровича Пронского селом Архангельским, Тюриково тож, с деревнями владела его жена вдова княгиня Ксения Васильевна, а от нее оно перешло в 1695 году ее внуку Алексею Семеновичу Шеину. В 1704-1710 гг. принадлежало ее сыну Сергею и в 1723 году это село находилось в числе дворцовых вотчин. В Синодальном Казенном приказе по доношению из домовой канцелярии Ея Величества Екатерины Алексеевны, присланному 1723 года февраля 8 дня преосвященному архиепископу Леониду Сирскому и Подонскому, начато дело о построении вновь церкви в селе Архангельском-Тюриково. Доношение подал поп Иван Петров. В нем он указал, что " в селе Архангельском святая церковь издревле и велми ветха, пол и подволоки все обвалилось и снегу много наносит и святые иконы заносит же, и в летнее время от дождя мокрота великая, от чего святым образам есть повреждение; а при одной церкви два предела, а именно: Архистратига Михаила, Алексея человека Божия, в которых пределах служить невозможно того ради, что пол и подволоки в церквях и в алтарях отвалилось и в деисусах из тяблов святые иконы выпадали " .

http://sobory.ru/article/?object=04757

Церковь проклинает их за то, что они убийцы. Но когда губернаторы, солдаты, полиция сжигают селения, засекают до смерти, расстреливают без суда — Церковь молчит… Когда правительство убивает революционера — оно запрещает служить панихиды… боится, что Бог услышит молитвы и простит убийцу. Оно принимает административные меры, чтобы грешник попал в ад!.. Церковь не отвергла их при жизни. Как же может она отвергнуть их ныне, как может она не молиться за убитых? Мы должны помолиться не раз, и не два за душу убиенных, за душу казненных. Теперь под страхом лишения некоторого благополучия заблудшаяся Церковь требует молчания от всех своих членов, и почти все молчат… С каждым днем молчание Церкви становится преступнее. И вот, когда со всех концов России говорилось об отмене казни… Церковь православная опять не остановила кровопролития, опять, — и это на Крестопоклонной Неделе! — промолчала Церковь. Мы с радостью пойдем на какие угодно испытания за свою веру, с радостью и глубокой надеждой, что только в жестоких гонениях может воистину воскреснуть погибающая Церковь! Или они думают, что мы совсем отреклись от Христовых заветов, оставили их, не пойдем за ними на Божье дело, может быть, на страданье?     СВЕНЦИЦКИЙ — ФЛОРЕНСКОМУ Телеграмма: 30 марта 1904. Москва. Остоженка, 1–й Ушаковский пер.   Приходите среду квартиру Шеру 1  буду ждать около девяти Свенцицкий СВЕНЦИЦКИЙ — ФЛОРЕНСКОМУ Открытка: Петровский парк, Старо–Разумовское шоссе, дача д–ра Коппе, N 3 В. И. Звереву для передачи П. Флоренскому. Штемпели: Москва 14. V.1904; Петровско–Разумовское 15. V.1904. Голубчик Флоренский! Мне Эрн говорил Вы очень заняты, — к тому же ему нельзя приехать ко мне раньше 17. Поэтому я решил перенести Ваш визит ко мне на 22 мая 2 . Как Вы на этот счет думаете? В. Свенцицкий СВЕНЦИЦКИЙ — ФЛОРЕНСКОМУ Конверт: В Тифлис, Николаевская, 67. Штемпели: Москва 1. VII.1904; Тифлис 6. VII.1904. Крекшино 3   30/VI 04 г. Дорогой друг! Письмо Ваше вызвало во мне опять-таки ряд недоумений. Прежде всего последний пункт выставленный Вами как причина того тяжелого состояния, которое наступило у Вас после нашего разговора у Эрна 4 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Весной 1919 года, на пятой неделе Великого поста, Московская Духовная академия была закрыта. В Москве был голод и эпидемия сыпного тифа. Чтобы поддержать овдовевшую сестру Екатерину с тремя ее малолетними сыновьями, Василий Федорович вынужден был уехать вместе с нею к своему другу – священнику Иоанну Козлову в село Никольский Поим, находившееся в Чембарском уезде Пензенской губернии. В Поиме он был принят на работу учителем математики в гимназию. С начала 1919 года в России повсеместно вскрывались и изымались мощи святых угодников. В Поиме Великим постом было получено известие о поругании святых мощей в Воронеже. На Божественной литургии 23 марта отец Иоанн Козлов сказал проповедь , обличающую действия безбожной власти по отношению к святым мощам. В тот же день за вечерней Василий Федорович сказал слово о святыне Креста. Вечерня вышла очень торжественная, собралось много народу, интеллигенция и молодежь, пел добровольно собравшийся хор певчих, после вечерни три священника читали акафист Божественным Страстям Христовым. В апреле 1919 года Василий Федорович приехал в Москву. 27 апреля, в Фомино воскресенье, он обвенчался с Еленой Сергеевной и вместе с нею возвратился в Поим, где жил и учительствовал до 1921 года. В эти годы, не оставляя намерения послужить Богу в священном сане, самоотверженно трудясь, неся тяготы и скорби своих близких, он укреплялся духом и созревал для служения духовной семье – своей будущей пастве. После скоропостижной кончины в Поиме сестры Василия Федоровича – Анны, также оказавшейся на его попечении, отец их, Федор Алексеевич Надеждин, в письме к сыну писал: «Бедный наш мальчик, как много жизненных осложнений свалилось на твою милую головку! Утешаюсь мыслию, что, может быть, Господь Бог испытует Своего избранника. А все-таки, несмотря ни на какие личные невзгоды и напасти, следует спешить делать добро». Для завершения академического образования Василий Федорович в июле 1920 года приехал в Москву; экзамены выпускники академии сдавали на квартире отца Владимира Страхова. В марте 1921 года Василий Федорович переехал ближе к Москве и устроился счетоводом в Построечном управлении узкоколейки города Орехово-Зуево. Вскоре вместе с Еленой Сергеевной и сыном Даниилом они поселились в Петровско-Разумовском у тестя Сергея Алексеевича Борисоглебского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-41202. Архимандрит Сергий (Королев), впоследствии архиепископ Казанский и Чистопольский; преставился 18 декабря 1952 года. Голубцов Сергий, протодиакон. Московская духовная академия дореволюционного периода. Т. 1, ч. 2. С. 100 Машинопись. Соломенной Сторожкой в Петровско-Разумовском называлась остановка ходившего здесь паровичка, а затем трамвая. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дмитрий 9 июня 2020, 10:26 Большое спасибо автору жития. Вячеслав 19 февраля 2018, 14:34 Отец Василий священномученик моли Бога о нас! Надежда Рябова 14 февраля 2018, 18:41 Да, какой чистоты души и теплоты сердечной был и остаётся в духе священномучениче отче Василий...Сколько же Господь даровал ему Даров... А последнее письмо его невозможно прочесть без слёз и благодарения за ТАКИЕ чувства, за ту ЛЮБОВЬ, которой он окутал и свою Еленушку, и нас коснулось, прочитавших и узнавших...Благодарю за рассказ. Татьяна Якушевич 22 марта 2017, 15:43 Преклоняюсь перед этими людьми. Интересно,а когда отец Василий Надеждин был причислен к лику Святых? Валентина 19 февраля 2016, 22:22 Батюшка, Василий священномученик! Помолись у Престола Господня о сыне моем, Алексее! Петр 19 февраля 2016, 10:23 Спасибо автору составителя жития Ирине Ковалевой! Священномучениче Василие, моли Бога о нас! Спаси вас Господь Ирина за этот рассказ-житие священномученика отца Василия, какая великая вера и любовь Вечная Память! Прости нас Господь, спаси и помилуй. Наталья 19 февраля 2015, 18:24 “Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!” Господи Всемилостивый, в великом трепете души молитвенно прошу, спаси Украину, пощади, Господи, народ Твой, Имени Твоего Святаго ради Ими же веси судьбами!!! Священномучениче Василие Надеждин, моли Всемилостивого Бога, да воссияет благодать Божия и мир на земле Украинской! Священномучениче Василие Надеждин, всею душою своею смиренно прошу неустанной молитвы твоей к Богу о нас грешных Владимире, Наталье, Владиславе, об укреплении и приумножении наших душевных и телесных сил; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия и ненасытности; о вразумлении и прозрении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миротворчества, духа чистоты и правды!

http://pravoslavie.ru/59545.html

Поблизости от этих мест прозвучал один из первых зловещих сигналов грядущей революции. В 1869 году революционер Сергей Нечаев организовал жестокое убийство студента Петровской земледельческой академии Иванова за отказ беспрекословно подчиняться ему. Это громкое убийство совершилось в парке академии и, прогремев на всю Россию, попало на страницы романа Достоевского «Бесы», где Нечаев стал прототипом Петра Верховенского.   Произошло это не в собственно Петровском парке, а в другом, главном крыле древнего села Петровского, которое потом стало именоваться Петровско-Разумовским. Революция открыла черную страницу в летописи как Благовещенского храма, так и Петровского парка. Началось помпезно. Петровский парк был выбран для революционного спорта: уже в мае 1918 года здесь прошло первое после революции соревнование легкоатлетов, словно в преддверии строительства стадиона «Динамо» в 1928 году по проекту А.Я. Лангмана и Л.З. Чериковера. В 1937 году здесь вырос павильон одноименной станции метро, возведенный архитектором Я.Г. Лихтенбергом. Примечательно, что все упомянутые архитекторы возводили в Москве свои сооружения на месте храмов: Чериковер строил жилой дом на месте Златоустовского монастыря, Лангман — Дом Совета ТрудаиОбороны(здание Государственной Думы РФ) на месте церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду, а Лихтенберг помогал А.Н. Душкину возводить павильон станции «Дворец Советов» («Кропоткинская») на месте Святодуховской церкви. Петровский Дворец в 1923 году был передан Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского и получил новое революционное имя — «Дворец красной авиации», как считается, придуманное лично Троцким. Дачи были, естественно, ликвидированы, а сам парк привели сначала в относительный порядок, но, поскольку, здоровых и крепких деревьев в нем почти не осталось, то большую его долю вырубили и отвели освобожденную территорию под строительство стадиона «Динамо». Оставшаяся, дожившая до наших дней часть парка — маленький скверик, по сравнению с его былым могуществом.

http://pravoslavie.ru/486.html

494. Антония и Феодосия, при трапезной Страстного монастыря. Построена в 1899 году. 495. Михаила Архангела, на дворе Голицынской больницы, на Калужской. Освящена 2 октября 1899 года. 496. Всех Скорбящих Радости, при Яузской больнице. Построена в 1899 году. Внизу церковь Преподобного Сергия. 497. Всех Скорбящих Радости, при Старо-Екатери-нинской больнице, на Третьей Мещанской. Построена на средства Н. П. Каверина. Освящена 3 ноября 1899 года. Внизу церковь Павла Исповедника. 498. Петра, Алексея, Ионы и Филиппа, при училище на свечном заводе. Лефортово, Посланников переулок. Училище открыто 22 ноября 1899 года . 499. Великомученика Георгия, что в Грузинах. Главная церковь новая, 1899 года. Старая церковь оставлена как трапезная при новой; она была построена в 1792–1799 годах, расширена около 1870. Колокольня 1870 года. Приделы: 1) Рождества Христова, 2) Петра и Павла . 500. Иосифа Обрученика, при богадельне имени Геер. Красносельская, за Алексеевским монастырем. Построена в 1899 году. Архитектором был Л. Н. Кекушев. Иоанна Лествичника , в Донском монастыре. Усы­ пальница семьи г.-м. Терещенка. Николая Чудотворца, при Доме приказчиков, на Большой Серпуховской. Освящена 23 января 1900 года. 503. Преподобной Ксении, в Ксениинском училище. Хамовники, Несвижский переулок. Построена в 1900 году. 504. Рафаила Архангела, в Скорбященском монастыре. Построена в 1900 году. 505. Иоанна Рыльского. Вторая церковь на Канатчиковой даче. Освящена в декабре 1900 года. 506. Иверской Божией Матери, при Иверской Общине, на Полянке. Построена на средства Е. С. Ляминой. Заложена 15 октября 1896 года, освящена 19 апреля 1901. 507. Григория Богослова , в Шелапутинской гимназии. Хамовники, угол Трубецкого и Оболенского переулков. Освящена 25 ноября 1901 года. 508. Князя Владимира, в Епархиальном Доме. Каретная Садовая, Лихов переулок. 509. Николая Чудотворца, на Даниловском кладбище. Построена в память Н. И. Гребенского его вдовою в 1902 году. 510. Анастасии Узорешительницы. Деревянная церковь в Петровско-Разумовском проезде на Новой Башиловке. Освящена 1 октября 1902 года. В 1913 году устроены приделы: 1) «Скоропослушницы», 2) Патриарха Ермогена.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

24 июня 1921 года Василий Федорович был рукоположен во диакона, а 26 июня, в неделю Всех святых, – во иерея к церкви во имя святителя и чудотворца Николая у Соломенной Сторожки 6 . Никольский храм – единственное место священнического служения отца Василия до дня его ареста в 1929 году – был построен усердием офицеров расквартированной в Петровско-Разумовском 675-й пешей тульской дружины и освящен епископом Можайским Димитрием (Добросердовым) в 1916 году. Церковь была построена на земле Сельскохозяйственного института и приписана к институтской Петропавловской церкви. Институтский храм, как и все храмы при учебных заведениях, после революции был закрыт, и прихожане его перешли в Никольскую церковь . К 1924 году в южной части летнего неотапливаемого храма был устроен теплый придел. Приход Никольской церкви в основном составляла научная интеллигенция, жители поселка при Сельскохозяйственном институте. Группа профессоров института после закрытия институтского храма обратилась к отцу Василию Надеждину с просьбой заняться христианским просвещением их детей. Отец Василий с радостью принял это предложение. Он сумел привлечь к участию в богослужении приходскую молодежь, и таким образом из юношей и девушек составился прекрасный церковный хор. Вел с духовными детьми беседы об основах православного вероучения, посещал с ними концерты классической музыки, разбирал литературные произведения. Просветительскую деятельность среди молодежи вели по благословению отца Василия и некоторые члены приходской общины. За год до ареста у отца Василия началось обострение туберкулеза, и ему пришлось летом уехать в Башкирию на лечение кумысом. В отсутствие отца Василия в Никольском храме по его просьбе служил священник Владимир Амбарцумов, впоследствии мученической смертью засвидетельствовавший верность Христу. Находясь на лечении, отец Василий молился за богослужением в местной церкви и сблизился со служащими в ней священниками Иоанном и Сергием. Как пастырь, он не мог обойти вниманием особенностей местной церковной жизни. «Служат здесь хорошо. Уставнее нашего. Это очень приятно, когда духовенство на высоте… Местный архиерей обязал священников всякое Таинство предварять объяснительным поучением… Вот это правильно, а мы еще не додумались до этого…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1742 г., когда Арсений прибыл в Москву на коронацию Елизаветы, Амвросий представляет его императрице и добивается ее согласия перевести его митрополитом Ростовским и в члены Синода. И тут опять инцидент: Арсений отказывается приносить присягу царице в петровско-феофановской формулировке, где монарх назван «крайним судией» епископа. Соглашаясь, что эта формулировка богословский абсурд и что крайним судией является только Бог , Елизавета разрешает Арсению произнести присягу без этих слов, но он просит простить его, что он не может произнести всю остальную присягу из-за существования этой формулировки в принципе. Елизавета прощает и отпускает его на кафедру в Ростов. Такое снисхождение вызвано тем, что в это же время его благодетель митрополит Амвросий Новгородский подает записку императрице от своего лица и двух других епископов с альтернативным текстом присяги, составленным Мацеевичем, где «крайним судией» назван Христос, и присяга приносится ему, а не монарху. После смерти Амвросия в 1743 г. члены Синода великороссы, недовольные такой непокорностью императрице, запросили снова Арсения о его отказе присягать. Он повторил свое объяснение и приложил свой альтернативный текст. Елизавета, по-видимому, согласилась с доводами Арсения, ибо оставила его на месте; но не решилась на такой антипетровский переворот, приказав сжечь его ответ и его альтернативный текст. Однако сожжены эти документы будут уже при Екатерине II, как покажет будущее. Отобранная в 1738 г. у Синода Коллегия экономии была вскоре после воцарения Елизаветы по ходатайству Синода, при поддержке Шаховского, снова возвращена с передачей Синоду в управление всех бывших церковных имуществ. Но это владение окажется недолговечным. Уже в 1757 г. Елизавета собирает конференцию из представителей Сената и Синода, предлагая передать архиерейские и монастырские земли в управление отставным офицерам, а деревни были бы переложены в помещичьи оклады. Доходы должны были идти в значительной степени на содержание инвалидов войн, а какая-то часть на компенсацию Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 октября 1929 года отец Василий был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму. Во время обыска он сумел передать матушке Елене Сергеевне письмо, обнаружение которого могло повлечь за собою арест его духовного чада. 1 ноября он был допрошен старшим уполномоченным шестого отделения Секретного отдела ОГПУ А. В. Казанским и дал следующие «показания по существу дела»: Что касается степени моей политической грамотности, то я совершенно теряюсь при политике в жизни. Я, например, разбирал в свое время трактат Данте «De monarchia»; принимаю или, вернее, мог бы принять его стройную систему: помазанника Божия на престоле, возглавляющего нацию, и т[ак] д[алее]. Но практика монархизма меня отталкивает. Священномученик Василий Надеждин У меня, действительно, был доклад профессора Лосева «Об имени Божием», на котором были Педашенко — сейчас, кажется, безработный, историк, Шенрок — библиотекарь 1-го МГУ, возможно, что Некрасова Лидия Ивановна с дочерью; в общем , было человек до десяти. Бывал у меня Новоселов раза два — в последнее время перед арестом. То, что он скрывался и конспирировался, я знал, но вовсе не представлял себе четко действительные причины этой необходимости скрываться. Чтобы Новоселов был по убеждениям, как я представляю, каким-нибудь особым революционером, это вряд ли. Его критика распутинщины касалась, главным образом, влияния Распутина на церковную жизнь. Как я себе представляю, Новоселов хотел бы просто «почистить» самодержавие. Сам я с ним на эти темы не беседовал. Флоренский был у меня один раз. Новоселов также считал себя имяславцем. О близкой ко мне молодежи могу сказать следующее: пришла ко мне она сама. Все лица, впоследствии бывавшие у меня, были связаны между собой еще школой, где они вместе учились. Вероятно, поэтому они также всей группой и перешли ко мне. У меня в церкви эта молодежь пела в хоре. Девушки из общины Никольского храма. 20 сентября 1925 г. Петровско-Разумовское Собираясь у меня на квартире, молодежь обыкновенно пела из опер под аккомпанемент моей жены.

http://pravoslavie.ru/59545.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010