10. О таинстве Покаяния Прообразом таинства Покаяния были ветхозаветные священнодействия: жертва за грех и всесожжения, а также обряд с «козлом отпущения». Читай об этом Лев.16 . Козел отпущения, над которым исповедовались грехи народа, а также жертвы за грехи, предображали Христа, Который будет прощать грехи и понесет грехи всех людей. Господь (мало того, что знает грехи всех) еще требует личного сознания человека в грехе и раскаяния: Господь взывает к Адаму после его грехопадения: Адам, где ты? ( Быт.3:9 ). Призыв к покаянию Каина: «сказал Господь Каину: почему ты огорчился, и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт.4:6–7 ). По повелению Божию Ной призывал людей к покаянию: ( 1Пет.3:18–21 , ср. 2Пет.2:5 ). Призыв Ионы к ниневитянам: ( Ион.3 , ср. Мф.12:41 ). Исповедание и прощение грехов в Ветхом Завете священно: «если же он (человек) виновен в чем-нибудь из сих и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой... и очистит его священник от греха его... в чем согрешил по неведению... и прощено будет ему» ( Лев.16 ). Проповедь покаяния Иоанна Крестителя: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... сотворите достойный плод покаяния» ( Мф.3:2–8 ). Проповедь Христова о покаянии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). Отец отдал суд Сыну: «Отец не судит никого, но суд весь отдал Сыну...» ( Ин.5:22 ). Христос Сам сначала прощал на земле людям грехи: «Иисус говорит расслабленному: прощаются тебе грехи твои» ( Мк.2:5 ). Сын Божий отдал часть суда и священникам: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это дунул» ( Ин.20:21–23 ), (Златоуст о священстве III, 5, стр. 60). Господь обещал даровать Апостолам и их преемникам право прощать грехи: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). После Своего Воскресения Господь даровал право прощения грехов Апостолам я их преемникам:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Прощение Если бы на тебе числились общественные долги и состоящим в долгу была объявлена уступка долга, а между тем кто-нибудь старался по злобе лишить тебя части в этом прощении, – конечно, ты вознегодовал бы и возвысил свой голос, как лишаемый принадлежащей тебе доли в общей милости. А когда проповеданы тебе не только прощение прошедшего, но и будущие дары, – сам себе нанося обиду, какой не сделал бы тебе ни один враг, полагаешь, что надлежащим образом обсудил свое дело и придумал для себя полезное, то есть не воспользоваться прощением, но умереть в долгах? Притом знаешь, что и должному десять тысяч талантов был бы прощен долг, если бы сам бесчеловечием к своему сослужителю не возобновил на себя иска (см. Мф. 18:23–35 ). И нам надо беречься, чтобы не потерпеть того же, если, по получении благодати, не прощаем долгов должникам нашим: надо беречься для того, чтобы дар оставался у нас неотъемлемо (1). Войди в таинницу души своей, приведи себе на память дела свои. Если много у тебя грехов, не падай духом по причине их множества. Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать ( Рим. 5:20 ), если только приимешь эту благодать. Ибо много задолжавшему и прощено будет много, чтобы больше возлюбил (см. Лк. 7:41–43 ) (1). Христианин не должен помнить зла, но обязан от сердца прощать тем, которые согрешили перед ним (4). Если обиженный кем-нибудь по терпению и незлобию никому не сообщит об этом, но решит предоставить суд Богу, то поступает ли он согласно с повелением Господа? Поскольку Господь сказал в одном месте: прощайте, если что имеете на кого ( Мк. 11:25 ), а в другом месте: если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18:15–17 ), – то надо показать плод терпения, с истинным расположением принося Богу молитву об обидевшем и говоря: Господи, не постави ему греха ( Деян. 7:60 ), – чтобы, гневаясь на брата своего, не стать повинным суду; а также должно сделать обидевшему увещание и обличение, чтобы и он освободился от гнева, грядущего на сынов непокорных ( Еф. 5:6 ; Кол. 3:6 ). А если вознерадит и под предлогом якобы собственного своего долготерпения смолчит, согрешит он сугубым грехом, как потому, что сам преступает заповедь, которая говорит: обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха ( Лев. 19:17 ), и вследствие своего молчания делается сообщником согрешающего, так и потому, что оставляет погибать во зле человека, которого через обличение, может быть, в состоянии бы он был приобрести, как и Господь это повелел ( Мф. 18:15 ) (5).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Прочим мироносицам (которые от одних учеников переходили к другим с вестью о том, что случилось при гробе), Иисус Христос явился на пути, и приветствовал их: – «радуйтесь!» – Они приступили, припали к ногам Его, и воздали Ему поклонение (они были в страхе). Тогда Иисус Христос говорит им: – «не бойтесь; пойдите, возвестите братиям (ученикам) Моим, чтобы они собирались в Галилею: «там они увидят Меня». Мф. 28:11–15 В эту самую пору, когда разносилась весть между учениками Иисуса Христа о Его воскресении, некоторые из стражей, пришедши в город, донесли первосвященникам обо всем, что случилось в виду их при гробе Иисуса. По этому поводу собрался Синедрион; и, по общему совету, дали довольно денег воинам, наказавши им разглашать повсюду, что ученики Его ночью пришли и украли Его, во время сна их. «Если же, –говорили члены Синедриона воинам, – эти слухи дойдут до Пилата; мы уговорим его, и вас выведем из беды». Те, взявши деньги, поступили, как были научены. И эта лживая молва долго носилась между неверующими Иудеями. Лк. 24:13–35 ; Мк. 16:12, 13 В тот же день двое из учеников, из которых один был Клеопа, а другой, как полагают, Лука, шли в селение Эммаус, отстоявшее на 60 стадий 40 от Иерусалима; и разговаривали между собою обо всем, что случилось в последнее время. Между тем, как они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус Христос, подошедши, пошел с ними. Они посмотрели, но не узнали Его. Он спросил их: – «что это за происшествие, о котором вы, идучи, рассуждаете между собою? и от чего вы печальны?» – Клеопа отвечал Ему: «неужели Ты один, бывши в Иерусалиме, не знаешь, что там случилось в эти дни?» Он спросил: – «а что такое?» – Они сказали Ему: «а об Иисусе Назарее, Который был пророк, прославившийся чудесами и учением пред Богом и всем пародом? – как наши первосвященники и начальники предали Его для осуждения на смерть, и распяли Его. Мы, было, надеялись, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля, но, за всем тем, уже третий день ныне, как это случилось. А, между тем, некоторые женщины, из наших, изумили нас. Бывши в раннюю пору у гроба, они не нашли тела Его; и, пришедши, сказывали, что они видели явившихся Ангелов, которые говорят, будто Он жив. И ходили некоторые из наших ко гробу, и нашли так, как и женщины говорили: но Самого не видали». Тогда Иисус Христос сказал им: – «как вы трудно понимаете, и как вы медленны своим сердцем для того, чтобы веровать всему, предсказанному пророками! не надлежало ли Христу (именно) пострадать и (потом уже) войти в славу Свою?» – И, начавши с Моисея, из всех пророков (приводил и) изъяснял им места, заключающие пророчества о Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Хосе °О’Каллахан (O’Callahan), испанский иезуит и палеограф, вызвал 18 марта 1972 г. сенсацию в мировых СМИ, объявив, что идентифицировал один рукописный фрагмент Кумранских свитков (см. свитки мёртвого моря) в качестве отрывка из Евангелия от Марка. Речь шла о фрагменте из пещеры номер 7. Рукописи из этой пещеры ранее были датированы периодом между 50 г. до Р. Х. и 50 г. по Р. Х., что вряд ли попадает во временные рамки, отводимые наукой для создания Нового Завета. Применяя общепризнанные методы папирусологии и палеографии, О’Каллахан сравнивал последовательности букв в рукописях с известными документами и в итоге идентифицировал девять фрагментов в качестве выдержек из одного евангелия, Книги Деяний и нескольких посланий. Часть из них получила датировку несколько позднее 50 г., но все равно чрезвычайно раннюю. Текст Фрагмент Прибл. дата Мк. 4:28 7Q6 50 г. по Р. Х. Мк. 6:48 7Q15 ? г. по Р. Х. Мк. 6:52, 53 7Q5 50 г. по Р. Х. Мк. 12:17 7Q7 50 г. по Р. Х. Деян. 27:38 7Q6 60+ г. по Р. Х. Рим. 5:11, 12 7Q9 70+ г. по Р. X. 1Тим. 3:16; 4:1–3 7Q4 70+ г. по Р. Х. 2Пет. 1:15 7Q10 70+ г. по Р. Х. Иак. 1:23, 24 7Q8 70+ г. по Р. Х. Заключение. Критики, настроенные как дружественно, так и оппозиционно, признают, что выводы О’Каллахана, если окажутся верны, способны произвести переворот в теориях о Новом Завете. Даже если выдержки из Нового Завета представляют собой лишь часть этих фрагментов, следствия для христианской апологетики оказываются грандиозными. Тогда Евангелие от Марка и/или Книга Деяний должны были быть написаны ещё при жизни апостолов и свидетелей событий. Совершенно не остаётся времени для развития в повествованиях мифологической компоненты (см. мифология и Новый Завет). Их следует расценивать как чисто исторические. Евангелие от Марка можно тогда считать одним из первых по времени создания. Вряд ли остаётся время для предшествующей серии так называемых документов Q (см. документ Q ). А поскольку эти рукописи представляют собой не оригиналы, а копии, можно заключить, что некоторые части Нового Завета были скопированы и получили распространение ещё при жизни священнописателей. Любая вмещающаяся в первое столетие датировка не оставляет времени на то, чтобы в повествование о Иисусе вкрались мифы и легенды. Как показал Шервин-Уайт (Sherwin-White), возникновение легенд занимает, по меньшей мере, два полных поколения (см. Sherwin-White, 189). Физическая удалённость от места реальных событий тоже этому способствует. В данном случае ничего этого не было. Сама идея о легендах в случае датировки Евангелия от Марка приблизительно 50-м г. выглядит до крайности нелепо. Даже если отказаться от некоторых спорных выводов О’Каллахана, совокупное свидетельство указывает на датировку Нового Завета первым столетием, временем жизни очевидцев.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Фрагменты Нового Завета? Хосе °О’Каллахан (O’Callahan), испанский иезуит и палеограф, вызвал в 1972 г. мировую сенсацию, объявив, что переведённые им фрагменты СММ представляют собой выдержки из Евангелия от Марка. Это древнейшие известные документы с текстом из данного Евангелия. Найденные в пещере номер 7 фрагменты были предварительно датированы периодом между 50 г. до Р. X. и 50 г. по Р. X., отнесены к категории «библейских текстов», но отмечены как «не идентифицированные». В конечном счёте, О’Каллахану удалось идентифицировать девять фрагментов. В средней графе приведённой ниже таблицы используется установленная для СММ система нумерации. Например, «7Q5» означает: фрагмент номер 5 из Кумранской пещеры номер 7. Мк. 4:28 7Q6? 50 г. по Р. X. Мк. 6:48 7Q15 ? г. по Р. Х. Мк. 6:52, 53 7Q5 50 г. по Р. X Мк. 12:17 7Q7 50 г. по Р. X Деян. 27:38 7Q6? 60 г. по Р. X Рим. 5:11, 12 7Q9 70+ г. по Р. Х. 1Тим. 3:16; 4:1–3 7Q4 70+ г. по Р. Х. 2Пет. 1:15 7Q10 70+ г. по Р. Х. Иак. 1:23, 24 7Q8 70+ г. по Р. Х. И дружественно, и критически настроенные учёные с самого начала признали, что заключения О’Каллахана, если они верны, станут революцией в современных новозаветных исследованиях. Газета New York Times сообщила: «Если теория отца О’Каллахана будет признана всеми, это докажет, что по крайней мере одно из Евангелий – от св. Марка – было написано всего через несколько лет после смерти Иисуса». Как отмечало агентство ЮПИ (United Press International), эти заключения означают, что «люди, ближе всех стоявшие к событиям – первоначальные последователи Иисуса, – сочли рассказ Марка точным и достоверным, не мифологическим, а подлинно историческим» (ibid., 137). Журнал Time процитировал одного учёного, который заявил, что эти выводы, если окажутся верными, «позволят отправить в печь 70 тонн плодов неудобоваримой немецкой учёности» (Estrada, 136). Разумеется, критики О’Каллахана возражают против его выводов и стараются подыскать другие возможные объяснения. Из-за фрагментарного характера рукописей трудно придерживаться догматической позиции в вопросе идентификации. Тем не менее предложенная О’Каллаханом интерпретация, несмотря на всю свою революционность, вполне правдоподобна. Коль скоро верна идентификация в качестве выдержки из Нового Завета хотя бы одного из этих фрагментов, следствия для христианской апологетики оказываются грандиозными. Тогда это доказывает, что Евангелие от Марка создано ещё при жизни апостолов и свидетелей событий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Ныне же будешь со Мною в раю — персидское по происхождению слово ‘сад, парк’, было использовано в переводе Семидесяти для передачи понятия ‘сад в Едеме’ (Быт 2:8), а также и просто в значении ‘сад’, ср. о грядущем утешении Сиона в Ис 51:3. Согласно еврейским представлениям в новозаветное время, рай скрыт от человечества до наступления грядущего века и может быть местом временного пребывания душ умерших праведников. Здесь этим словом означается полнота Божиего благословения, которая ныне же, то есть в день распятия, а не в день второго пришествия, ожидает покаявшегося разбойника. Ему будет дано больше, чем он просит. Смерть Иисуса Христа (23:44–49) Лука упоминает два знамения, сопровождавшие смерть Иису­са Христа — тьма по всей земле и разрыв завесы в храме, причем упоминание второго вынесено вперед сравнительно с Мк и Мф. Первое может быть понято как знак Божиего гнева на людей, отвергнувших Спасителя, хотя у Марка в контексте возгласа Мк 15:34, о котором не упоминает Лука, тьма выступает скорее как знак пережитого Иисусом ужаса отдаления Бога Отца. Второе знамение указывает на грядущее осуждение и разрушение храма (19:44). После этого Иисус возглашает громким голосом слова молитвы, которой благочестивые иудеи выражали перед сном доверие к Богу. Опуская при этом возглас о богооставленности, Лука единственный из всех Евангелистов свидетельствует о мирной кончине Иисуса; кроме того, сотник у Луки говорит не о том, что Иисус — Сын Божий (Мк 15:39), а о том, что Он — праведник (ст. 47), — заключительное указание на невиновность Распятого. Только у Луки рассказано об оплакивании Иисуса народом, возвращающимся с казни. Тьма стоит в течение трех часов; под всей землей может подразумеваться и окружающая местность. Ср. Иер 15:9; Мк 13:24; тот же мотив встречается в языческой литературе, например, у Вергилия (Георгики 1:463–464). Померкло солнце — ср. Иов 31:26; Ис 60:20; по мнению некоторых комментаторов, Лука здесь использовал образ солнечного затмения, которое случилось незадолго до того 24 ноября 29 г. по Р. Х.; в период пасхального полнолуния солнечного затмения в точном астрономическом смысле произойти не могло. Предполагают также, что Лука особо упоминает о солнце ввиду исполнения пророчества Иоил 2:31, ср. Деян 2:20.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Не было тут и порядка в заседании, какой предписывается законом. Частный дом конечно не был приспособлен для размещения членов синдриона в виде полугумна, с председателем, двумя его помощниками, секретарями и пр. Не видим и присутствия учеников – кандидатов (ап. Павел, как ученик знаменитого Гамалиила, преуспевавший более сверстников своих в изучении закона, наверно бы находился в числе этих кандидатов, на что однако же не находим у него нигде указаний). Нет и защитника у Обвиняемого. Все дает видеть, что заседание шло без формально узаконенного порядка, просто как сходка синедрионалов не для суда, а для объявления уже давно задуманного убийства намеченной Жертвы. Уголовные дела, как мы знаем, наказуемые смертью , в отличие от гражданских, начинались рассмотрением доводов в пользу обвиняемого, причем каждый мог выступить в защиту подсудимого (Мишна Санг. IV, 1–2 и V, 4–5 Переф. 4, 266 сл. 276 сл. ср. Sanhedr. 40а и 32а). Во всем процессе мы не видим вызова таких свидетелей в пользу Христа. Да их и не могло быть, так как за признание Иисуса Мессию и за свидетельство в доказательство мессианства Обвиняемого, по ранее уже объявленному решению синедриона ( Ин. 9:22 ), грозила бы смерть. Начинают, напротив, тем, что ждут (лже)свидетельства (Мк. свидетельства, но А и нек: лжесвидетельства, лжесвидетельств) и именно против Иисуса, чтобы иметь предлог предать Его смерти ( Мф. 26:59 , Мк. 14:15 ). Архиерейские прислужники конечно были посвящены в замыслы своих господ и друг перед другом рвались выслужиться. Но их рвение было не по разуму. Показания давались хотя и многими, но нелепые, явно лживые и для утверждения даже предрешенного приговора недостаточные ( Мф. 26:60 , Мк. 14:56 : κα σαι α μαρτυραι οκ σαν). По уголовному кодексу за такие лжесвидетельства полагалась тоже смертная казнь. Но здесь они сходят также безнаказанно, как и издевательства архиерейской челяди над Христом до суда – у Анны. Выступают наконец двое (Мк: некоторые), слышавшие слова Господа при изгнании Им торгашей и менял из храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

5 Мережковский Д. Иисус Неизвестный. Т.2, ч.I, с.167. 6 Мф 15, 1—9; Мк 7, 1—13; Лк 11, 38. Говоря о жертве на Храм, Христос употребил слово «корван». В позднейшей иудейской литературе оно приобрело иной смысл, и на этом основании критики подвергали сомнению точность Евангелия. Но найденная в 1955 г. вблизи Иерусалима надпись показала, что в I b. «корван» обозначал именно жертву, посвященную Богу. (см.статью Fitzmyer J. в «Journal of Biblical Literature», 1959, р.60—65). 7 Ин 6, 22 сл. 8 «Манной» называлась зерноподобная пища, которую собирали израильтяне в период странствия в пустыне при Моисее (Числ 11, 7). Она стала символом чудесного насыщения, совершенного Богом; ср.Откр 2, 17. 9 Песикта, 80 в. 10 Мк 8, 15—21.   Глава десятая 1 Мф 15, 21—28; Мк 7, 24—30. Близ Тира Христос исцелил дочь финикиянки, хотя вначале отказал ей в просьбе. Этот эпизод часто вызывал недоумение. В самом деле, почему Христос, без колебаний исцеливший слугу римского сотника и не отклонивший просьбы эллинов о беседе с Ним, проявил в данном случае такую суровость? В какой–то мере ответ дается тем, что известно о религии сирофиникиян. Это был наиболее изуверский вид язычества, стяжавший мрачную славу массовыми ритуальными убийствами, принесением в жертву детей, разнузданными чувственными обрядами. Для Израиля как ближайшего соседа финикиян их религия была синонимом предельного нечестия. Быть может, именно поэтому Христос произнес столь резкие слова, показывая, что не может быть равного отношения к исповедникам единого Бога и к последователям этой демонической религии. И лишь когда женщина смиренно согласилась с Ним, но продолжала молить Его, Он совершил исцеление ради ее великого доверия к Нему. 2 Мф 16, 13—20; Мк 8, 27—30; Лк 9, 18—21. Обращение «бар–Иона» (сын Ионы) сохранилось в греческом тексте Евангелия от арамейского предания. 3 Если мудрецы Индии и говорили иногда о своем слиянии с Божеством, то это проистекало из их богословия, которое рассматривало Бога как внутреннюю основу всего сущего (см.: Мень А. У врат Молчания).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010