Лк.24:13–35 . Сказание о явлении воскресшего Господа Еммаусским путникам, о котором лишь кратко упоминает ев. Марк ( Мк.16:12–13 ), составляет особенность Евангелия от Луки, который подробно передает об этом замечательном явлении. Лк.24:13–14 . «В тот же день»: в который утром жены мироносицы и Петр с Иоанном ходили к гробу ( Лк.24:1–12 ), т. е. в самый день воскресения Христова. – «Двое из них»: не из одиннадцати учеников, от которых далее эти два ученика прямо отличаются (ст. Лк.24:33 ), а из бывших в то время вместе с одиннадцатью прочих (ст. Лк.24:9 ), т. е. может быть из числа 70 Апостолов ( Лк.10:1 ), во всяком случае весьма близких к Апостолам (ст. Лк.24:22, 24 ). Один из этих путников называется далее (ст. Лк.24:18 ) Клеопой: это может быть тот Клеопа, о жене которого – сестре Богоматери, Марии, упоминается в Евангелиях и в предании (ср. прим. к Мф.1:24, 12:46–47 ). Другой же, по преданию, был сам ев. Лука (ср. Феофил.), который может быть по тому самому, что был сам свидетелем -очевидцем этого события, и описывает его так подробно и наглядно. – «В селение, называемое Еммаус»: это не тот Еммаус, который лежал в долине Иудейской, недалеко от Геннисаретского озера, и после назывался Никополем (хотя Евсевий и Иероним и разумеют этот Еммаус). Это был довольно большой город, а евангельский Еммаус – селение; тот отстоял от Иерусалима на 176 стадий, а евангельский – на 60 только стадий. – Полагают, что евангельский Еммаус – селение на западе от Иерусалима по дороге в Иоппию (нынешнее Кулониех), в двух добрых часах пути от Иерусалима. – «Стадий шестьдесят»: приблизительно 10–12 верст. – «Разговаривали о всех сих событиях»: т. е. о событиях последних дней жизни Иисуса Христа, или событиях этого дня, описанных в начале этой главы Евангелия. Эти события, как видно, тяжело легли на их душу; они не знали, что думать о них, находились в недоумении и от того были печальны (ст. 17). Лк.24:15–16 . «Приблизившись, пошел с ними»: догнал их дорогой и пошел как спутник их, которому нужно идти дальше одной дорогой с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Стих 16. Искупующе время, яко дние лукави суть. Патриарх Иаков жаловался на то, что мали и зли беша дние жития его ( Быт.47:9 ). Подобную же краткость жизни и опасность от предстоящих гонений или, ещё лучше, от искушений диавола апостол советует иметь в виду, и искупать время, дорожить им, пользоваться удобным случаем к исправлению своей жизни. Стих 18. Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд. Так как апостол имеет здесь в виду церковные собрания, то эти слова могли ближайшим образом относиться к агапам ( 1Кор.11:21 ). Происхождение же или зависимость блуда от пьянства открывается из того, что пьянство прежде всего возбуждает плотские страсти, омрачает разум, ослабляет волю. Такому пьянству апостол противополагает исполнение Духом, которое, по замечанию Златоустого, также может состоять в нашей власти, если мы будем заботиться о душе и очищать её от всяких грехов. Но этим порицанием апостол нисколько не порицает вина, как то делали энкратиты и некоторые сектанты. В другом месте апостол сам советует употребление вина против болезней ( 1Тим.5:23 ). [ Стих 19. Глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных. Указание на древний обычай христиан в своих собраниях воспевать песни Богу ( 1Кор.14:26 )]. Апостол и в другом месте ( Кол.3:16 ) буквально повторяет такое же наставление о пении псалмов, гимнов (славословий) и песней духовных, давая разуметь, что под этими именами он различает три рода песнопений, употреблявшихся в первенствующей Церкви христианской. На основании этого указания, под псалмами разумеют собственно псалмы Давидовы или песни, взятые из книг Священного Писания Ветхого Завета ( Исх.15:1 →= Откр. 15:3 ; Ис.26:1 →, 60:1→). Они пелись по примеру Самого Иисуса Христа ( Мф.26:30 ; Мк.14:26 ) и апостолов ( Деян.4:24 →, 16:25). Под гимнами (в русском: словословия) разумеют собственно песни христианские, которые, несмотря на недавнюю организацию самостоятельного Богослужения христианского, с самых первых времён стали употребляться в Церкви Христовой. Такими песнями могли быть: песнь Богородицы, пророка Захарии, ангелов, Симеона Богоприимца ( Лк.1:46–55; 68–79; 2:14; 29–32 ), малое и великое славословие, вечерняя песнь: Свете тихий, и другие, которые, по свидетельству предания, воспевались в собраниях христиан со времён апостолов (сравните ещё: Откр. 5:9 →; 7:10→; 15:3–4; 19:6–7. Смотрите письмо Плиния к Императору Траяну).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Зимою и морозом обозначает ночь, и таким образом сутки обращены в один день. Это подобно тому, как если бы сказал: в то время, когда Он, придя с небес, будет преобразовывать все и переменять к лучшему, как Творец, тогда не будет ночи, ни света дневного. Нечто подобное говорит и блаженный пророк Исаия: «не будет тебе солнце во свет дне, ниже восход луны просветит нощь, но будет тебе Господь свет вечный и Бог слава твоя» ( Ис.60:19 ). А что некогда упразднится и самое действие стихий, в этом удостоверит Сам Христос, говоря: «абие же по скорби днии тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего» ( Мф.24:29 ). Христос послужит для нас светом вечным и Он будет постоянным и всегдашним днем. А «день той, говорит, знаем Господеви», ибо один только Бог и Отец знает день кончины, в чем удостоверяет нас и Сам Сын, говоря так: «о дни же том и часе никто же весть, ни ангели на небесех, ни Сын, токмо Отец един» ( Мф.24:46 , ср. Мк.13:32 ). Поскольку мыслится Он (Сын) подобным нам человеком, Он мог не знать то, что в Отце. Но поскольку Он есть по естеству Бог и из Него явился, Он конечно знает и последний день, хотя и говорил, что не знает по человечеству. Толкуя нам и представляя яснее то, что сказал, пророк присовокупил потом: «и не день, и не нощь будет, но при вечере будет свет», то есть во время ночи, свет будет опять освещающий поднебесную чрез Христа, когда совершенно уничтожится тьма и уже не будет застилать очи святых. Имеет свое основание и та мысль, что и сама тварь преобразуется к лучшему, о чем достодолжным образом говорит ученик Спасителя, что «приидет день Господень яко тать, небеса же с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят все ... нова же небесе и новы земли по обетованиям Его чаем» ( 2Пет.3:10–14 ). Впрочем, мы должны прийти к этой мысли и по необходимому умозаключению, ибо если наше состояние будет в обновлении жизни, то для нас потребуется и новая тварь, о чем и божественный Павел пишет: некогда «и сама тварь свободится от работы в свободу славы чад Божиих» ( Рим.8:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

И вся овцы Кидарския соберутся тебе, и овни Навесфстии приидут к тебе, и вознесутся приятная на жертвенник Мой, и дом молитвы Моея прославится ( Ис.60:7 ). В Сион испытают стези, тамо бо обративше лица своя приидут, и приложатся ко госопду заветом вечным, иже забвению не предастся ( Иер.50:5 ). Дах в Сионе спасение Израилю в прославление ( Ис. 46:13 ). 6) Пророчества о торжественном входе Иисуса Христа во Иерусалиме: Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл Его, дóндеже приидут Отложеная Ему: и той чаяние языков. Привязуй к лозе жребя свое, и к винничию жребца осляте своего ( Быт.49:10–11 ). Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жеребца юна ( Зах.9:9 ). Воцарится Госопдь посреде Тебе, и не узриши зла ктому ( Соф.3:15 ): Се бо Госопдь слышано сотвори до последних земли; рцыте, дщери Сионове: се Спаситель твой грядет, имеяй с Собою мзду, и дело Свое пред лицем Своим ( Ис.62:11 ). Красуйся и веселися, дщи Сионя, зане се Аз гряду, и вслеюся посреде тебе, глаголет Господь. И прибегнут языцы мнози ко Госопду в той день, и будут Ему в люди, и вселятся посреде тебе, и уразумееши, яко Госопдь Вседержитель посла Мя к тебе ( Зах.2:10–11 ). И воцарится госопдь над ними в горе Сионе от ныне и до века ( Мих.4:7 ). И тому дадеся власть и честь и царство, и вси людие, племена, и языцы Тому поработают: власть Его, власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не разсыплется ( Дан.7:14 ). Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Госопдь Бог престол Давида Отца Его, И воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лк.1:32–33 ). Се Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицем Моим: и внезвпу приидет в церковь свою Госопдь, егоже вы ищите, и Ангел завета, егоже вы хощете, се грядет, глаголет Госопдь Вседержитель ( Малах.3:1 ; Мф.21:12–13 ; Мк.11:15–17 ; Лк.19:45–46 ; Ин.2:14–17 ). Замечание Приведенные свидетельства Священного Писания прямо осуждают молокан и всех иконоборцев. Если бы не нужен был храм для Иисуса Христа, то Он не стал бы так торжественно входить в него, не стал бы изготавливать из него бесчинных иудеев и не стал бы называть его Своим домом Си домом Отца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Мк.14:46 .  А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Мк.14:47 .  Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо. Мк.14:48 .  Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Мк.14:49 .  Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. Мк.14:50 .  Тогда, оставив Его, все бежали. Мк.14:51 .  Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Мк.14:52 .  Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. (См. Мф.26:47–56 ). «Ведите осторожно» (стих 44). Точнее, крепко, под крепким наблюдением ( σφαλς), чтобы Он как-нибудь не ускользнул. «Равви! Равви!» (стих 45). Это двукратное обращение Иуды ко Христу представляет собой знак особого уважения (ср. Мф.23:7 ). «Один юноша...» (стих 51). Здесь содержится описание случая, бывшего во время взятия Христа. Об этом случае, именно о попытке воинов захватить одного юношу, разбуженного ночной тревогой и одетого только в легкое покрывало ( σνδονα), сообщает только один евангелист Марк. Очень вероятно предположение, что здесь он передает случай, бывший именно с ним. Мк.14:53 .  И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Мк.14:54 .  Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. Мк.14:55 .  Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Мк.14:56 .  Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. Мк.14:57 .  И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: Мк.14:58 .  мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Мк.14:59 .  Но и такое свидетельство их не было достаточно. Мк.14:60 .  Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отчего записаны все эти подробности, если таких приготовлений не происходило? Как насчёт тех женщин, которые присутствовали при подготовке Тела Христа к погребению Иосифом из Аримафеи и Наводимом? Они «Последовали... и смотрели гроб...» ( Лук. 23:55 ), «...сидели против гроба...» ( Матф. 27:61 ), «смотрели, где Его полагали» ( Мк. 15:47 ). Эти женщины явно не сомневались в существовании гробницы. Евангельские записи надёжно об этом свидетельствуют. Как можно не обращать внимания на записи, касающиеся самой гробницы? «И взяв Тело, Иосиф... положил его в новом своём гробе...» ( Матф. 27:59–60 ). «...который был высечен в скале...» ( Мк. 15:46 ). «...где ещё никто не был положен» ( Лук. 23:53 ). Гробница была расположена «на том месте, где Он распят... в саду...» ( Иоан. 19:41 ). Профессор Олфорд, специалист по древней Греции, делает следующие наблюдения по поводу евангельских рассказов о погребении Иисуса: «Только Матфей сообщает, что это была собственная гробница Иосифа. Иоанн отмечает, что она располагалась в саду, на том месте, где Он был распят. Все, кроме Марка, пишут о новой гробнице. Иоанн не упоминает, что она принадлежала Иосифу...» Об Иосифе из Аримафеи он пишет: «У него были причины положить Тело в эту гробницу: она располагалась недалеко, а приготовления к погребению обязывали к спешке». На основании своего анализа профессор Олфорд делает такие выводы о гробнице: «(I) Это была не естественная пещера, а искусственное углубление в скале. (2) Оно было вырублено не вертикально, как у нас копают могилы, но горизонтально или почти горизонтально в поверхности скалы». Почему иудеи попросили Пилата приставить стража к гробнице, если такой гробницы не существовало? «На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: «после трёх дней воскресну»; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «воскрес из мёртвых»; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» ( Матф. 27:62–66 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Слова, которые слышат ученики из облака, перекликаются с теми, которые произносит глас Божий при Крещении (3:22), с Ис 42:1 (Вот, Отрок Мой избранный Мой, к которому благоволит душа Моя) и с Пс 2:7 (Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя).В отличие от Марка, Лука, однако, не повторяет слов в Тебе Мое благоволение, но приводит заповедь Его слушайте, за которой стоит Втор 18:15. Слова Иисуса, предваряющие Преображение (9:23), здесь торжественно подтверждаются, так как смысл повиновения Христу — в следовании за Ним по крестному пути, ибо таков земной удел Отрока (Слуги) Господня, о котором говорил Исайя. Предсказание о предательстве (9:43–45) Краткое предсказание о предании Иисуса в руки Его врагов остается не понятым учениками. Смысл предсказания скрыт от них (18:34) по предведению Божиему до того времени, когда воскресший Господь отверз им ум к уразумению Писаний (24:45) и показал предначертанность Своего пути через страдания к славе. Вложите вы себе в уши слова сии — явный гебраизм, причем не имеющий точного соответствия в переводе Семидесяти. Сын Человеческий будет предан в руки человеческие — как предположил Иеремиас 60 , расплывчатое выражение ‘людей’ может соответствовать арам. b“n ‘сынов человеческих’, что образует резкую иронию игры слов с начальным bar ‘Сын Человеческий’, тем более, что и выражение e„j ce‹raj ‘в руки’ по-гречески звучит неестественно и представляет собой кальку арамейского Предсказание ничего не говорит о смерти и воскресении, и поскольку кажется невероятным, чтобы Лука опустил упоминание об этом в Мк 9:31, остается предположить, что здесь он опирался на другой документ или на устное предание, независимое от Марка. Гп аЩтоп ‘оно было закрыто от них’ — пассивная конструкция предполагает действие Божие, что подтверждается союзом †na, который может быть понят и как вводящий придаточное цели ‘чтобы они не постигли его’, хотя большинство комментаторов считает, что придаточное здесь выражает результат: ‘так что они не постигли его’. Спросить Его о сем слове боялись — многозначительное добавление к рассказу Марка. Чего боялись ученики? Может быть, имеется в виду благоговейный страх 61 ? Скорее они не спрашивали Его, потому что боялись услышать ответ — ясное и определенное подтверждение тому, что в глубине души они все-таки понимали, но не хотели принять. Спор среди учеников (9:46–48)

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

В отечественной науке недавно высказано предложение увидеть за Марковым εθς арамейское «тогда», в определенных контекстах принимающее значение «тотчас» ( Свящ. Л. Грилихес, Археология текста. Сравнительный анализ Евангелий от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции, М., 1999, с. 66–70). Для Мт характерно употребление в сходной функции лексемы ττε «тогда», применяемое в Септуагинте при переводе арамейских текстов для передачи того же оборота (ibid. 69–70). Ср. также специальную работу: D. Daube, The Sudden in the Scripture, Leiden, 1964, особо о Мк pp. 46–60. Разверзающиеся небеса. Ср. апокалиптико-мессианское пророчество в апокрифическом Завете Левия, 18, 5: «Небеса разверзнутся…». Из канонических ветхозаветных текстов можно вспомнить Ис 64:1 ( «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!») и Иез 1:1 ( «И было […], отверзлись небеса, и я видел видения Божии»). Этот же визионерский мотив встречается в мистических текстах Кумрана (4 Q 213, фрагм. 1, кол. 2); ср. К. Berger, Qumran und Jesus: Wahrheit unter Verschluß Stuttgart, 1993, S. 95–96. И Духа, подобно горлице, нисходящего на Него. Хотя при слове «Дух» отсутствуют поясняющие слова «Божий», как у Мт 3:16 («И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него»), или «Святой», как у Лк 3:22 («и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»), идентификация Духа как Духа Святого явственно дана при помощи грамматического средства, не передаваемого по-русски: существительному придан артикль (το πνεμα), отымающий к прямому упоминанию Духа Святого чуть выше, в словах Иоанна Крестителя (1:8). Горлица (περιστερ) — слово женского рода, как и слово «дух» в семитских языках (евр. [р у ах], арам. [руха]); с этим, как и с особым семантическим ореолом лексемы «горлица» в русском языке, связан выбор слова в нашем переводе в отличие от привычного «голубь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

46. Созерцание монаха должно быть устремленным к Священным Писаниям, а благоволение его – ко Господу 900 . 47. Дверь монаха не должна запираться на железные запоры 901 . 48. Не на телесное здравие следует уповать монаху. 49. Дивен лик монаха, когда он просветлен воздержанием. 50. Душа монаха исцеляется молитвой, а благодаря милостыне познается [здравие] ее. 51. Монах, веселый видом, – отдохновение для подвижников, и [лицезрение] его очищает [душу их] от лукавых помыслов 902 . 52. Пусть образцом для тебя, монаше, служит Иоанн [Креститель], носящий «одежду из верблюжьего волоса» ( Мк. 1, 6 ) 903 , а [пророк] Илия, облаченный в милоть, пусть возведет тебя на небо. 53. Пусть [апостол] Иаков дланью своей поддерживает тебя, научая терпению в случившихся с тобою искушениях ( Иак. 1, 2 ). 54. А [апостол] Иоанн пусть ведет тебя к безначальному Слову 904 . 55. Воздух радости, обвевающий чело монаха, веселит [сердце] многих братий; монах же дерзкий разгоняет братий, собравшихся вместе. 56. Равенство между братиями искореняет [грех] гордыни и насаждает смиренномудрие. 57. Равноангельским будет тот монах, который презирает [насыщение] чрева своего и не любит пьянства 905 . 58. Когда монах блюдет свое девство незапятнанным, душа его [озаряется] невыразимой красотой, а когда оно оскверняется, то лицо его делается отвратительным. 59. Великой пагубой становится монах, сожительствующий с «духовной сестрой» 906 ; подобен он огню, занесенному в солому. 60. Монах, обманувший мир, становится собеседником Христовым 907 . Монах же, запутавшийся в делах мирских, не может угодить Христу, набирающему воинство [Свое] 908 . 61. Несребролюбивый монах – надежнейший глашатай Царства Небесного. Монах же, одержимый злой страстью сребролюбия, обретет бесславную гибель. 62. Украшением юного монаха является целомудрие и девство неоскверненное 909 . 63. Сокровище монаха – послушание; монах, стяжавший его, будет услышан [Богом]. 64. Порок не должен поселяться в сердце монаха 910 . 65. Монах обязан произносить [только такие] слова, которые [присущи] благим [мужам], и на устах его [всегда] должны быть глаголы Всевышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Александр 3 октября 2012, 13:36 Спасибо, отец Владимир. Очень поучительная статья! Дмитрий. 3 октября 2012, 12:59 Дмитрий, не " совет " был нам дан а гораздо больше чем совет- ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими И ОБРАТИВШИСЬ, НЕ РАСТЕРЗАЛИ ВАС. «Евангелие от Матфея гл. 7, ст. 6» Дмитрий 3 октября 2012, 08:59 Замечательная статья, полностью за неё, устал от хамства в интернете, тем более, что невыносимо тяжело и противно читать все гадости про РПЦ, Православие и всём, что с этим связано. Действительно, чем больше говоришь, тем больше вляпываешься в грязь. " Не мечите бисер перед свиниями... " , такой нам был дан совет от Иисуса Христа. Ирина 3 октября 2012, 08:48 Браво, Геннадий! Сталкивалась со многими Вашими комментариями и практически под каждым могла бы подписаться - Ирина-захожанка (так называют тех, кто заходит в храм поставить свечу и уходит оттуда, потому что ещё ни один батюшка и постоянный прихожанин не обратил внимания человека делающего робкие шаги к храму). Виталий Я-ЗА 3 октября 2012, 07:30 Геннадий, поскольку Вы читали Евангелие, не могли бы подсказать, что ответил Господь и Бог наш Иисус Христос на вопрос Пилата: " откуда Ты? " ? что Он там отвечал на " их территории " когда судили Его в Синедрионе: «Разве не слышишь, что они против Тебя свидетельствуют?» (Мк. 14, 60)? Может Вы полагаете себя выше Учителя? Да нет, опять подбираете удобные Вам цитаты, очевидно, чтобы судить. Может быть, остановитесь и будете поступать как велено рабам, а не судить, как апостол? А что за образы Божии были удостоины наименования " Порождения ехиднины! " Матф. 12:34 и Кем? Все-таки Геннадий, это у Вас заблуждение или намеренное жонглирование цитатами? Грешен, не люблю зануд 3 октября 2012, 01:46 Господи, помоги нам многогрешным выдержать на этом портале Генадия- либерала. Аминь. Господи, еще надоумь, вразуми модераторов пожалеть нас слабых и обремененных христиан и безщадно отмодерачивать Генадия-либерала отправляя его в его " улей " под названием " Эхо Москвы " к другим трутням, а не разносить его " медовую " вонь по всему и так довольно таки " замедовленому " рунету. Аминь.

http://pravoslavie.ru/56462.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010