В этот же день мы видим двух учеников, идущих в Эммаус – селение, отстоящее от Иерусалима на 60 стадий, то есть на расстояние, много превышающее субботний путь (5 или 6 стадий), и лица их были печальны ( Лк. 24, 13–17 ). Но явившийся им Иисус преложил и их печаль в радость; и для них первый день недели стал праздником, но не ветхозаветной субботой, состоящей в покое, ибо они тотчас же пошли назад в Иерусалим ( Лк. 24, 33 ), а новозаветным воскресением, состоящим в священной радости о Боге. Еще одну замечательную черту празднования этого торжественного первого вос кресного дня можно усматривать в сказании евангелиста: когда Иисус возлежал с этими двумя учениками на вечери в Эммаусе, то «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им» ( Лк. 24, 30 ). Точно в таких же выражениях изображается первое совершение Евхаристии на Тайной вечери ( Мф. 26, 26 ; Мк. 14, 22 ; подобно и у Лк. 22, 19 и 1Кор. 11, 24 ). Слово «преломление», употребленное в Деяниях ( 2, 42, 46 и других местах ), считается всеми за свидетельство о совершении Таинства Евхаристии. Не имеем ли основания мы поэтому и в данном месте разуметь совершение Таинства Евхаристии? Если да, то в таком случае и самое первое празднование воскресного дня имело уже ту существенную черту, которая и теперь считается необходимой принадлежностью всякого празднования, – совершение Таинства Евхаристии. Ученики Иисуса Христа жили пока вместе и собирались на общей вечери; для такой вечери собрались они и в этот день ( Мк. 16, 14 ). В страхе перед иудеями и в смущении возлежали они на вечери, заперев все двери ( Ин. 20, 19 ). Весть, принесенная женщинами, казалась им пустыми словами ( Лк. 24, 11 ), и они не верили ей ( Лк. 24, 24 ). Луч надежды и сомнение, вера и неверие боролись в их сердцах ( Лк. 24, 11 ; Ин. 20, 8 ). Но вот является вдруг им Иисус и возвещает «мир» их встревоженной душе. «Ученики обрадовались, увидев Господа» ( Ин. 20, 19–20 ). Тогда-то действительно этот первый день недели сделался истинным праздником для учеников Иисуса, тогда-то положено было начало празднованию воскресного дня, но празднованию не ветхозаветному, а новозаветному, состоящему в священной радости о Боге, а не в мертвом покое, в Жертве Евхаристической, а не в жертве двух овнов и двух десятых частей ефы муки.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Темже и Бог его превознесе, и дарова ему имя, еже паче всякого имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных, и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Понятие об истощании Иисуса Христа. § 10 Истощание Иисуса Христа состоит в том, что Он славу, принадлежащую Ему, как Единородному Сыну Божию, сокрыл на некоторое время под немощами восприятого им естества человеческого, в продолжение Своей земной жизни претерпел различные скорби и бедствия, и, наконец, умер на кресте. Рассмотрение обстоятельств, относящихся к сему состоянию. § 11 Состояние истощания Иисуса Христа а) начинается Его рождением; заключает в себе b) частную жизнь, с) служение Его, и d) оканчивается смертию. а) Про неимению места в гостинице, Он родился в вертепе, и был положен в яслях ( Лк.2:7 ). b) Вскоре после рождения, от гонения, воздвигнутого на Него Иродом, должен был бежать в Египет ( Мф.2:13 ); по возвращении из Египта, проводил жизнь Свою в самом презренном городе Назарете ( Мф.2:23 ; Ин.1:46 ); по состоянию и роду жизни мнимого отца Своего Иосифа должен был снискивать Себе пропитание ремеслом ( Мк.6:3 ). с) За частною жизнию Иисуса Христа последовало Его служение спасению человеков, в которое Он вступил, имея около тридцати лет, по крещении, четыредесятидневном посте и молитве. Оно было сопряжено с величавшими трудностями и бедствиями. Иисус Христос жил в бедности, не имел где главы приклонить, всюду Его преследовали злоречие, презрение, ухищрения Фарисеев и Саддукеев, в которых Он имел жесточайших врагов Себе и Своему учению. Как часто самый народ, облагодетельствованный Его чудесами, платил Ему величайшею неблагодарностию! Как часто была в опасности жизнь Его ( Лк.4:29 ; Ин.8:5; 10:31 ). Сколь трудная часто предстояла Ему борьба с непостоянством и слабою верою самых учеников Его ( Мф.17:20 ; Ин.6:60–67 ). Что могло быть прискорбнее, как в числе их видеть будущего Своего предателя? d) Наконец, Иисус Христос Свое служение запечатлел смертию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

II. День клонился к вечеру и благоговейные чтители Господа видели, что нужно было спешить, чтобы кончить обряды погребения до заката солнца. Они решились исполнить над бездыханным телом своего Наставника самое необходимое, – то, что требовалось общепринятыми у иудеев обычаями. По снятии тела с креста Иосиф и Никодим обвили его чистою плащаницею ( Мф. 27:59 ; Мк. 15:46 ; Лк. 23:53 ); руки и ноги обвернули пеленами с благовониями ( Ин. 19:40 ), а голову обвязали платком ( Ин. 20:7 ). В таком именно виде был положен в погребальной пещере и Лазарь, друг Христа, воскрешенный Им ( Ин. 11:44 ); в таком виде Иудеи хоронили и всех своих усопших. Иерусалим был окружен погребальными пещерами, иссеченными в скалистых возвышенностях. Но краткость времени не позволяла благочестивым погребателям Христа думать о каком-либо отдаленном месте погребения. По соседству с Голгофою был сад, принадлежавший Иосифу, а в саду – в скале, был им приготовлен для себя новый гроб, в котором еще никто не был положен. В этой-то погребальной пещере малого размера, иссеченной в скале, Иосиф и Никодим решились погребсти тело Господа Иисуса Христа. Близость ее к месту распятия давала возможность окончить последнее дело любви к Наставнику до наступления субботнего покоя, а принадлежность ее Иосифу позволяла надеяться на всегдашний невозбранный доступ к гробу Господа всех последователей Его. Премудрость Божия устроила все так, что, по замечанию св. Иоанна Златоустог о, «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-либо другому вместе с Ним лежащему, чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося, и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги» 159 . Положив обвязанное плащаницею и пеленами тела Господа на каменное ложе, которое, обыкновенно, устроялось в погребальной пещере, Иосиф и Никодим заградили вход в пещеру весьма большим камнем, таким, который трудно было бы сдвинуть с места даже соединенным силам нескольких человек ( Мф. 27:60 ; Мк. 16:3, 4 ). Свидетельницами погребения были те благочестивые женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, которым, как бы в награду за их усердие, возвещена радость воскресения прежде всех. Между ними св. евангелисты называют Марию Магдалину и Марию Иосиеву: они сидели против гроба и смотрели, где и как полагали бездыханное тело Учителя ( Мф. 27:61 ; Мк. 15:47 ). Не простое любопытство удерживало их там, где скрывали дорогие для них останки: они хотели знать о месте погребения для того, чтобы и самим, по окончании покоя субботы, придти к гробу с вещественными знаками благоговейной любви к памяти Учителя – драгоценными благовонными мастями и помазать тело Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Это – обязанность каждого христианина. Это – твоя обязанность. Так говорит учитель Церкви. Но нет ли здесь и иных смыслов? Ведь автор канона – преподобный Андрей, – помимо монашества своего, имел еще и святительское послушание, а Крит – остров большой, и под омофором святителя трудилось, надо полагать, немалое число лиц духовного звания. Нет ли здесь и иного поучения, адресованного не всем, а – именно нам: иереям, диаконам, монахам, всему клиру церковному? Пасый, труждаяйся, работаяй, на всяк день снабдения творя, – не к нам ли, душа моя, говорит это преподобный? Не ты ли пасый – ведь тебе вверено от Бога Таинство Священства, пастырское дело, дело заботы о пастве Христовой, о том «малом стаде», коему Господь «благоволил дать Царство» ( Лк. 12, 32 )? Этому-то стаду необходимо творить снабдение, несмотря на времена и сроки 768 , сохраняя его, принося ему пищу духовную, совершая с ним совместные молитвы, ежедневное возношение бескровной Жертвы, труждаясь в совершении Божественных Таинств во спасение души. Для этого-то стада призвана ты, душа моя, прежде всего над собой работать, ведь ты – совершитель Таинства, твоими руками оно возносится о всех и за вся 769 , твой ум – и в совместной с приходом молитве, и в молитвах отдельных, тайных, – с блаженными ангельскими силами 770 , с тысящами Архангелов и тьмами Ангелов, с Херувимами, Серафимами шестокрылатыми, многоочитыми, возвышающимися, пернатыми 771 поет и глаголет победную песнь 772 Воскресшему Христу, твое сердце – первое Его вместилище, ибо ты первым из стоящих в храме припадаешь к явившемуся на святом престоле Источнику " воды живой» ( Ин. 4, 14 ), ты веселыми ногами 773 износишь из недр алтаря – погребальной пещеры 774 , куда Иосиф Аримафейский с Никодимом, «плащаницею чистою обвив и благоуханьми», положили Пречистое Тело Христово, «потому что гроб был близко» ( Мф. 27, 57–60 ; Мк. 15, 43–46 ; Ин. 19, 38–42 ), куда в день Воскресения, «зело рано, еще сущей тме», пришли мироносицы «посмотреть гроб», где увидела Мария Магдалина «Садовника» и обратилась к нему с недоуменным вопросом: «взяша Господа моего от мене, и не вем, где положиша Его» ( Ин. 20:1–16 ; Мк. 16, 1–8 ; Мф. 28, 1–8 ), – и воздвигаешь перед предстоящим народом церковным Самого Живого Господа, Святая – святым 775 , призывая их: «Вот Хлеб жизни, Который вы видите.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

42 Благовест. от Мк. зач. 60: «Мерзость запустения андреан (идол) граду запустевшу, мерзость бо всяк идол глаголется: запустения же, зане яко воюему Иерусалиму запустение страждут, поставиша внутрь невходимых церкве. Но и Пилат кесареву икону в нощи в церковь внес многу укору винен бысть». 43 Злат. беседа 75 на Евангелие от Мф.: «Посем убо, рече, приидет кончина Иерусалиму. А яко сие гадательствует, прочее изъяви: приведе и пророчество, уверяя их гибель; и глаголя: егда же увидите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе, чтый да разумеет, посла их и к Даниилу паче. Мерзость же идола иже тогда град емшего, рече, иже и запустошивый град и храм постави внутрь, темже и запустение сего нарицает. Таже да уведят, яко и живущим неким от них сия будут, сего ради глаголаше: егда увидите мерзость запустения» (л. 311 обор.). 44 Благовест. Евангелие от Мф. зач. 99: «И проповестся сие Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем языкам, и тогда приидет кончина». От толкования: «И тогда приидет кончина не всего мира, рече, но Иерусалима. Прежде бо окончаться Иерусалиму, проповедано бысть Евангелие, якоже и Павел глаголет Евангелия проповеданного во всей поднебесной, понеже бо скончание Иерусалимско глаголет». 46 Вот чтó писал о Дионисии святой Василий Великий : «Причиной сего (т.е., ошибочных его выражений) полагаю не лукавое его намерение, а сильное желание оспорить Савелия. Обыкновенно уподобляю я его садовнику, который начинает выправлять кривизну молодого растения, а потом, не зная умеренности в разгибе, не останавливается на средний и перегибает стебель в противную сторону. Подобное нечто, нахожу я, было и с Дионисием. В сильной борьбе с нечестием Ливианина, чрезмерным своим ревнованием, сам того не примечал, вовлечен он в противоположное зло» (Послание к Максиму философу). 47 Сие беспоповское учение, отвращающее от должного благоговения к святым тайнам тела и крови Господни, не вновь появляется: оно раскрыто в книге поморского сочинения «Меч духовный» и в других подобных. Отказавшись от священства и с тем вместе лишив себя таинства тела и крови Христовы, беспоповцы в свое оправдание и придумали это учение, якобы жертва тела и крови Господни не необходима для спасения и якобы можно заменить оную жертвами внутренними, т.е., добродетелями. В доказательство они выбрали из писаний отеческих такие места, где говорится, что внутренние подвиги и добродетели христианские важнее ветхозаветных жертв, применили эти изречения к жертве новозаветной, и стали учить, что можно спастись и без приобщения тела и крови Господни, заметив оное совершением добрых дел. А то забыли, что бескровная жертва (якоже св. Златоуст пишет) не только грехи ваши очищает, но и силу на совершение превосходных христианских добродетелей, и победу на бесы и страсти подает (Беседы на Евангелие от Иоанна, нравоуч. 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Это те же памяти, что и в месяцеслове Райта (расхождение в числах – явление, свойственное древним месяцесловам). Сверх месяцеслова Райта в данном положена еще 1 января память святителей без указания их имен; из приведенных же здесь песнопений этим святителям видно, что они «мученьми и зверьми плоть попраша» 12 . Здесь, по-видимому, имеются в виду пострадавшие за Христа мужи апостольские: св. Игнатий Богоносец , растерзанный зверями, и св. Поликарп Смирнский , сожженный на костре. Состав этих древнерождественских памятей не случаен. Первый из перечисленных святых, мученик диакон Стефан, по словам Дееписателя, видел «славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:55 ), и засвидетельствовал свое видение мученическою кончиною ( Деян.6:8–15, 7:1–60 ). Трое из апостолов: Петр, Иаков и Иоанн, были свидетелями Преображения Господня на Фаворе ( Мф.17:1–8 ; Мк.9:2–9 ; Лк.9:28–36 ) и моления Его о чаше страданий в саду Гефсиманском ( Мф.26:37–46 ; Мк.14:33–42 ). Четвертый – апостол Павел [еще будучи Савлом] – слышал Его призывающий голос с неба, когда шел в Дамаск, «дыша угрозами и убийством на учеников Христовых» ( Деян.9:1–6 ). Из отцов Церкви, «мученьми и зверьми плоть поправших», епископ Игнатий принял антиохийскую паству от Еводия, преемника апостола Петра, так что только 11 лет отделяли его архипастырство от апостола Петра. Св. Поликарп был учеником апостола Иоанна Богослова. Чествуя в связи с празднованием Рождества Христова память этих апостолов и первых мучеников – учеников апостольских, Церковь указывала на них как на людей, знавших Иисуса Христа лично или слыхавших о Нем из уст самовидцев Его. В утверждении этой исторической истины и заключалась главная цель празднования Рождества Христова во время св. Ипполита. В IV веке празднование Рождества Христова 25 декабря распространяется в Восточных Церквах. Император Константин вскоре после I Вселенского Собора (около 333 г.) соорудил в Вифлееме храм, под алтарем которого была пещера, в которой родился Господь Иисус Христос 13 . Мать императора св. Елена построила еще церковь в честь Божией Матери и св. Иосифа Обручника на том месте, где, по преданию, находились пастухи, когда ангел возвестил им о рождении Спасителя ( Лк.2:8–11 ) 14 . На этих святых местах, по словам нашего древнерусского паломника игумена Даниила, расположенных одно от другого на расстоянии около одной версты 15 , вскоре после сооружения их стали совершаться рождественские празднества, которые к концу IV века успели получить характер общепалестинских рождественских торжеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В России были лица, которые по своему неразумному разсуждению учили людей быть хлебопоклонниками. Так раскольник, поп Никита полагал, что в проскомидии, в самом заклании агнца совершается просуществление хлеба в тело Христово и вина в кровь пребожественную и учил поклоняться дарам, переносимым во время великого входа, как истинному Телу и Крови Христа Бога нашего. – За такое учение поп Никита Московским собором 1666–1667 г. был осужден (Дополнение к актам историческим, т. 5, 102, стр. 449). 82 Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета Иудеев ( Мк. 15:43 ), ученик Иисуса Христа, но не явный, а тайный, – из страха пред иудеями; человек богатый ( Мф. 27:57 ), добрый и правдивый, не участвовавший в деле священников, ожидавший Царствия Божия ( Лк. 23:50–51 ), просил у Пилата позволения снять с креста тело Иисуса и, получив это позволение, снял тело Господа, взял его при участии Никодима, другого тайного ученика Христова, обвил пеленами с благовониями (состав, из смирны и алоя, который принес Никодим) и положил в новом гробе, в своем саду, близ того места, где Христос Спаситель был распят ( Ин. 19: 38–4 2). 83 Покровцы, как видно из молитвы, читаемых при положении их на дискос и чашу во время проскомидии, изображают Божественную силу и славу Господа; поэтому, посла великого входа, когда порядок службы начинает напоминать страдания Спасителя, покровцы снимаются с святых Даров и последние закрываются только воздухом». 84 Поставление св. Даров на Престоле и покрытие их «воздухом» изображают снятие Тела Господа с креста и погребение его; в виду этого сперва вышеприведенные тропари (три) читаются все вместе; затем, когда вспоминается только повитие Тела Христова плащаницею, читается вторично первый из них. По некоторым толкованиям покрытие «воздухом» чаши и дискоса (означает «приваление камня к двери гроба» ( Мк. 15:46 ; Мф. 27:60 ). 85 Типикон, или церковный Устав, гл. 23. Закрытие завесы означает приваление ко гробу Христову камня и приставление стражи. Вместе с тем оно показывает, что люди не видели прославленного состояния Богочеловека во время Его крестных страданий и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

   Но этим порицанием Апостол нисколько не порицает вина, как то делали энкратиты и некоторые сектанты. В другом месте Апостол сам советует употребление вина против болезней (1 Тим. 5:23).    [Стих 19. Глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных. Указание на древний обычай Христиан в своих собраниях воспевать песни Богу (1 Кор. 14:26)]. Апостол и в другом месте (Кол. 3:16) буквально повторяет такое же наставление о пении псалмов, гимнов (славословий) и песней духовных, давая разуметь, что под этими именами он различает три рода песнопений, употреблявшихся в первенствующей Церкви Христианской. На основании этого указания, под псал­мами разумеют собственно псалмы Давидовы или песни, взятыя из книг Священного Писания Ветхого Завета (Исх. 15:1→ ­­ Откр. 15:3; Ис. 26:1→, 60:1→). Они пелись по примеру Самого Иисуса Христа (Мф. 26:30; Мк. 14:26) и Апосто­лов (Деян. 4:24→, 16:25).    Под гимнами (в Русском: словословия) разумеют собственно песни Христианския, которыя, несмотря на недавнюю организацию самостоятельного Богослужения Христианскаго, с самых первых времён стали употребляться в Церкви Христо­вой. Такими песнями могли быть: песнь Богородицы, пророка Захарии, анге­лов, Симеона Богоприимца (Лк. 1:46-55; 68—79; 2:14; 29—32), малое и великое славословие, вечерняя песнь: Свете тихий, и другия, которыя, по свидетельству предания, воспевались в собраниях Христиан со времён Апостолов (сравните ещё: Откр. 5:9→; 7:10→; 15:3—4; 19:6—7. Смотрите письмо Плиния к Императору Траяну).    Под песнями, или пениями духовными разумеют импровизированныя песни отдельных лиц, присутствовавших при Богослужении и удостоившихся особого откровения или вдохновения от Духа Святаго. Импровизации со временем умножились, были обработаны, вошли во всеобщее употребление и составили круг Христианских песнопений.    На такия импровизированныя песнопения указывает тот же Апостол, когда го­ворит, что каждый из присутствующих в Церкви может иметь свой псалом (1 Кор. 14:26). В последствии времени дар импровизации песнопений во время Богослужений оскудел, и только немногие стяжали себе славу Церковных пес­нотворцев: Роман Сладкопевец, Иоанн Дамаскин, Феодор и Феофан Начертанные, Косма Маиумский и некоторые другие. Слово духовныя следует относить и к псал­мам и гимнам, потому что, как замечает один наш Отечественный толкователь (Смотрите: толкование воскресных Апостольских чтений), кроме духовных, есть и светския песни и гимны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В общем это пророчество исполнилось в распятии Господа, частнее же – именно в пронзении копием ребр Его. Конечно, пронзил не народ, а воин римский, но воин был только внешним орудием; народ в лице своих представителей довёл Господа до распятия, частным случаем которого было пронзение ребр. На Господе пророчество это исполнилось в самом распятии и прободении ребр, на иудеях же, которые по пророчеству воззрят на пронзённого, восплачут и возрыдают, оно начало исполняться с самого времени распятия Господа ( Лк. 23:48 ), исполнялось и исполняется постоянно в обращении их к вере в распятого Мессию своего, при чём необходимо покаяние, и исполнится окончательно при всеобщем обращении народа ко Христу, которое предвидел и предрёк св. Ап. Павел ( Рим. 11 и далее). И в повествовании о снятии с креста и погребении Господа Иоанн восполняет сказания первых трёх евангелистов несколькими новыми чертами. – По сем Иосиф из Аримафеи и пр.: см. прим. к Мф. 27:57–60 ; Мк. 15:42–46 ; Лк. 23:50–53 . – Тайный, из страха Иудеев: см. прим. к 9:22; 12:42. – Пришёл также и Никодим: о нём повествует из евангелистов один только Иоанн. – Приходивший ночью: см. 3 и далее. Этим евангелист, может быть, указывает на противоположность его теперешнего поведения в отношении к Господу с прежним: тогда к чудотворцу, начинавшему входить во славу, Учителю Израилеву, он приходил тайком ночью, теперь к Распятому идёт открыто. Видно, в распятом Иисусе он узнал прообразованного медным змием в пустыне Мессию (3:14). «Но почему не пришёл никто из 12 учеников, ни Иоанн, ни Пётр, ни другой кто из знаменитых? Евангелист не скрывает и этого (что не пришли). Что же это значит? – Мне кажется, что Иосиф был из числа людей весьма знаменитых, как это видно и из самого погребения, и что он был известен Пилату. Потому-то он и получил дозволение погрести Иисуса, и он погребает Его уже не как преступника, но – по обычаю иудейскому – великолепно, как человека великого и славного» (Злат., ср. Феофил.). – Состав из смирны, или мирры, и алоя: о составах благовоний или ароматов см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Возвысясь на Кресте, на воздухе, по изъяснению святого Афанасия Великого , Господь наш показал победу над князем власти воздушной (см.: Еф. 2:2 ) и, простирая руки Свои к народу непокорному (см.: Ис. 55:2 ), «одною рукою привлекал к Себе ветхий народ, а другою званых из язычников, и тех и других соединял в Себе» 302 . Святой Григорий Нисский , толкуя слова апостола Павла (см.: Еф. 3:18 ), говорит, что «он (то есть апостол) созерцал образ Креста, который являет всепроницающую силу и промышление Явившегося на нем, и потому каждый рог назвал приличными именами: нижний – глубиною, верхний высотою, а те, которые простираются поперек с той и другой стороны – долготою и широтою, чем ясно означается то, что нет ничего из существующего, что не было бы объято Божественным естеством, пренебесное ли то, преисподнее ли или горизонтально простирающееся во все стороны до пределов существующего. Ибо, присовокупляет святой отец, высотою Апостол означает пренебесное, глубиною – преисподнее, а долготою и широтою – пределы того, что находится среди оных, содержимое вседержащею силою» 303 . Святой Василий Великий видит в четверочастном составе креста указание на четыре страны света и говорит, что предпочтена крестная смерть для того, чтобы «все части мира приведены были ко спасению частями креста» 304 , или, как выражается святой Кирилл Иерусалимский , Господь «простер руки на Кресте, чтобы объять концы вселенной» 305 . Когда жертвоприношение Голгофское было окончено, Господь умер на Кресте, и пречистое тело Его было снято и погребено руками Иосифа и Никодима (см.: Мф. 28:59–60 ; Мк. 15:46 ; Лк. 23:53 ; Ин. 19:38–40 ), – орудие нашего искупления осталось в руках врагов Христовых. Потаенные ученики Господа, получив дозволение Пилата оказать Учителю последнюю почесть, всецело занялись этим делом и спешили кончить его до наступления субботнего вечера (см.: Ин. 19:42 ). Но и враги Христовы, приготовляясь к великому празднику, старались окончить богоубийственное дело как можно скорее и, окончив, без сомнения, приняли все меры к тому, чтобы не оставалось на Голгофе ничего такого, что могло бы напоминать празднующему народу о Распятом (см.: Ин. 19:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010