Мк.5:37 . И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна брата Иакова. Петр, Иаков и Иоанн. Это были ближайшие и довереннейшие ученики Христовы, которых Он и после не раз удостаивал быть свидетелями особенно великих событий, напр. Своего преображения ( Мф.17:1 ) и др. Мк.5:38 . Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих, и вопиющих громко. У евангелиста Матфея сказано: увидел свирельщиков (сопцы, Мф.9:23 ). На востоке, при оплакивании умерших, рвали на себе волосы и плакали с особенными причитаниями. Мало этого, приглашали, иногда нанимали особых плакальщиков и плакальщиц, для которых дело плача было ремеслом ( Иез.24:17 ; Иер.9:17, 20 ;. Ам.5:16 ); при причитаниях обыкновенно восхваляли качества умершего лица. И все это сопровождалось игрой на каком-либо одном или нескольких музыкальных инструментах, напр., на флейтах или свирелях. Мк.5:39 . И вошед говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. Мк.5:40 . И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним, и входит туда, где девица лежала. Не умерла, но спит. Господь здесь назвал действительную смерть сном, как Он делал и в других случаях. напр., при смерти Лазаря ( Ин.11:11 ). Св. Апостолы нередко называют умерших спящими ( Деян.7:60 ; 1Фес.4:13–14 и др.). Смерть они называли сном в том смысле, что, хотя тело человека и лишается жизни, когда он умирает, но душа не уничтожается; и придет время, когда все умершие воскреснут – как бы пробудятся от сна. Сам же Господь и святые силой Его воскрешали умерших еще до всеобщего воскресения. И ругахуся ему (смеялись над Ним), т. е. когда услыхали слова Христовы, что дочь Иаира не умерла, но спит. Изгна вся (выслал всех), – как недостойных присутствовать при великом чуде, кроме родителей умершей и Апостолов. Мк.5:41 . И взяв девицу за руку, говорит ей: талифа куми, что значит: девица, тебе говорю, встань. Мк.5:42 . И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

И помáле другий видев егó, речé: и ты от них еси. Пéтр же речé: человече, несмь. (Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!) Воззревши нань (всмотревшись в него, т. е. в ап. Петра). Несомненно, что лице ап. Петра выражало глубокую скорбь и мучительный страх за судьбу Учителя, и это не могло не возбудить против него подозрения в видевших его. Потому служанка и прочие спрашивали его, он не из учеников ли Иисуса Христа. И этот был с Ним, по Евангелию Матфея: и ты был с Иисусом Галилейским ( Мф.26:69 ), по Марку: с Назарянином Иисусом. ( Мк.14:67 .) Иисуса Христа называют Галилейским и Назарянином, потому что Он вырос и жил в Галилее, в Назарете, в доме Иосифа, обручника Пресв. Богородицы. ( Мф.2:23 ). Не знаю Его. Так ап. Петр отрекся не только от того, что он ученик Христов, но и от того, что он знает Его, даже, как сказано далее (ст. 60), представился непонимающим того, о чем говорили ему. Так начал свое отречение ап. Петр, и так начинает исполняться предсказание Христово об отречении его! Так скоро и глубоко падает добродетель человеческая без Божией помощи, добродетель самоуверенная! Это было первое отречение ап. Петра. Ап. Петр конечно был смущен предложенным ему вопросом, а еще более тем ложным ответом, который он дал на вопрос и потому, по Марку ( Мк.14:68 ), поспешил удалиться из внутреннего двора во внешний, за ворота, в надежде, что там он не будет так заметен. (Мих.) Но что же? Здесь он снова отрекается, и это второе отречение свое, по Матфею и Марку, подкрепляет даже клятвою, что еще более увеличивало тяжесть его поступка. Лк.22:59 . И мимошéдшу яко часý единому, ин некий крепляшеся глагóля: воистинну и сéй с ним бе: ибо Галилéанин éсть. Лк.22:60 . Речé же Пéтр: человече, не вем, éже глагóлеши. И áбие, ещé глагóлющу емý, возгласи петель. (Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Эммаус-Никополь находится приблизительно в 30 км к северу от Иерусалима. Это больше, чем 60 римских стадий (=11 км), упоминаемых у Луки 661 . Однако некоторые рукописи, в том числе Синайский кодекс IV века, говорят о 160 стадиях вместо 60. 662 Эта цифра соответствует расстоянию от Иерусалима до Эммауса-Никополя. Мы не знаем, с какой целью два ученика шли в Эммаус. Поначалу мы также не знаем, о чем они разговаривали. Сюжет их беседы выясняется из их ответа Путнику, Который присоединился к ним и Которого они приняли за одного из паломников, пришедших в Иерусалим на Пасху. Почему они не узнали Иисуса? Евангелист объясняет это тем, что глаза их были удержаны. Однако вполне правдоподобным кажется приведенное выше объяснение Феофилакта Болгарского , основанное на том, что внешний вид Иисуса после воскресения изменился и Его тело приобрело особые, сверхъестественные свойства. Из Евангелия от Иоанна мы узнали, как Мария Магдалина приняла Иисуса за садовника. Теперь видим, как два ученика не узнают Его. Параллелизм двух историй усматривается еще и в том, что Иисус начинает беседу с вопроса. Там Он спрашивал Марию : жена! что ты плачешь? кого ищешь? ( Ин.20:15 ). Здесь Он спрашивает учеников: О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Ученики начинают рассказывать Иисусу об Иисусе, и Он имеет возможность узнать, что они о Нем думают. Они признают Его не за Мессию, а за пророка, сильного в деле и слове пред Богом и всем народом. Более того, они выражают нескрываемое разочарование в связи с тем, что мессианские чаяния в отношении Его, как кажется, не сбылись: а мы надеялись было (λπζομεν), что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля. В то же время до них уже дошел слух о пустом гробе, который видели женщины. Это их изумляет, но не более того: они еще весьма далеки от веры в то, что Он мог воскреснуть из мертвых. Ответом на сбивчивое повествование учеников является упрек Иисуса: О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки. Он напоминает аналогичные упреки ученикам из других евангельских эпизодов: Неужели и вы еще не разумеете? ( Мф.15:16 ); Что помышляете в себе, маловерные... еще ли не понимаете и не помните?.. ( Мф.16:8–9 ); Неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете?.. ( Мк.7:18 ); Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? ( Мк.8:17–18 ). За всеми этими упреками просматривается тема непонимания учениками слов и действий Учителя, неверия в Его Божественную силу. Неверие и сомнение сквозят и в словах двух путников, направляющихся в Эммаус.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мк.14:61 .  Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Мк.14:62 .  Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Мк.14:63 .  Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Мк.14:64 .  Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. Мк.14:65 .  И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам. (См. Мф.26:57–68 ). «Петр... грелся у огня» (стих 54). Точнее: «грелся у света» ( τ φς). Огонь был зажжен, очевидно, для того, чтобы осветить двор. А может быть, разложен был огонь и для того, чтобы около него сторожа могли погреться, так как на Востоке ночи весной бывают очень холодные. «Свидетельства сии не были достаточны» (стих 56), вероятно, потому, что не были согласны одно с другим. «Храм сей рукотворенный...» (стих 58). Евангелист Марк точнее формулирует высказанное против Христа обвинение, чем Матфей. Очевидно, что здесь имеется искаженное повторение слов Христа, сказанных Им при первом выступлении в Иерусалимском храме: «разрушьте храм сей» ( Ин.2:19 ). «Тогда первосвященник стал посреди» (стих 60). Процесс плохо двигался вперед, все свидетельства против Христа были не достаточно сильны и даже не согласны между собою. Поэтому первосвященник выступает «на средину» синедриона, намереваясь, как прежде фарисеи ( Мф.22:15 ), заставить Христа Самого проговориться о Своих намерениях и взглядах. «Опять первосвященник спросил» (стих 61). Точнее: «спрашивал» ( πηρτα – прошедшее время несовершенного вида), чем евангелист намекает, что вопросов Христу было на этот раз предложено немало. «Благословенного». Только здесь во всем Новом Завете называется так Бог 15 . «Разодрав одежды» (стих 63), точнее: «нижние одежды» (ср. Мф.5:40 ). В холодное время первосвященник мог иметь на себе две нижние одежды (по-гречески χιτνας – множественное число).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Даже такое, чисто духовное (срав. ст. 63) понимание этих слов оказалось для «многих учеников» (ст. 60 и далее) столь непонятным, что сначала они спрашивали: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (ст. 52), а потом: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» (ст. 60). В результате «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (ст. 66). И это так и должно было произойти, ибо возвышенная идея спасения мира воплотившимся Сыном Божиим, отдавшим «душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ), не могла быть легко усвоена слушателями, еще внутренно не преобразованными действием Духа Святого. Ведь даже самые близкие ученики, притом в более позднее время – уже перед преданием Спасителя, не могли многого «вместить», и нужно было пришествие Духа истины, чтобы наставить их «на всякую истину» (Ии.16:12–13). Совершение Христом первичной Евхаристии на Тайной Вечери, подробно описанное синоптиками (косвенное указание на Евхаристию есть и у евангелиста Иоанна – см. Ин.13:23 ), пролило совершенно иной свет на содержание шестой главы Евангелия от Иоанна и, придавая словам Спасителя ярко выраженное евхаристическое значение, связало евхаристический акт с евангельской сотериологией в единую мистерию Богоявления. Можно, поэтому, думать, что, возвещая великую истину Своего прихода в мир для спасения людей, для преподания людям необходимого для вечной жизни хлеба, сшедшего с небес, Спаситель имел в виду и знал, что Его слова будут иметь для всех последующих поколений и недоступное тогда еще для Его слушателей евхаристическое значение. «Сие есть Тело Мое... Сие есть Кровь Моя» ( Мк.14:22–24 ), – говорил Он, «на Вечери учеников питая» 12 и тем самым утверждал и уяснял евхаристический смысл много ранее сказанных Им слов: «Ядуший Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:54–55 ). Наиболее близкое к нашей теме отношение имеют последующие слова: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Евангелист Марк замечает, что миро было приготовлено «из нарда» – по-еврейски «неред» ( Песн.1:12, 4:13 и сл.), т.е. из цветка, растущего в горах Ост-Индии, принадлежащего к породе valeriana, в пядень длиной. Сок, из него добываемый, шел на приготовление особой ароматической жидкости, которая лучше всего выделывалась в г. Тарсе и рассылалась оттуда на продажу в маленьких алебастровых банках. «Чистого» ( πιστικς), т.е. без посторонних примесей. «Разбив сосуд» (стих 3). У банки, вероятно, было приспособление для наливания из нее мира, в виде горлышка, и женщина, не желая, не думая что-нибудь оставлять для своих нужд из находившегося в банке мира, прямо отбила горлышко и все содержание банки вылила на голову Христа. «Триста динариев» (стих 5) – около 60 рублей, что соответствует стоимости 1200 г серебра (динарий – 20 коп., т.е. 4 г серебра). «Роптали на нее» ( νεβριμντο, ср. Мк.1:43 ) – очень рассердились на нее. «Сделала, что могла» (стих 8), точнее: что получила, то сделала или отдала ( σχεν ποησεν). Господь, кажется, здесь дает понять, что женщина отдала, пожертвовала для Него тем даром, какой сама получила перед этим. Мк.14:10 .  И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Мк.14:11 .  Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его. (См. Мф.26:14–16 ). Помазание Христа миром имело место «за шесть дней до Пасхи» (см. Ин.12:1 ), и если Марк, как и Матфей, изображает его как будто совершившееся перед самым днем предательства Христа Иудою, то делает это для того, чтобы выявить всю гнусность поступка Иуды в противоположность любви, проявленной по отношению ко Христу женщиной, апостол Христа является предателем Его! Поэтому стих 10 и должен, собственно, следовать непосредственно за 5-м стихом рассматриваемой главы. Днем предания или уговора Иуды с первосвященниками церковное предание полагает среду. Мк.14:12 .  В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ап. Лука. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30-е - 40-е гг. XI в. Ап. Лука. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30-е - 40-е гг. XI в. У Л. отсутствуют 2 добавления к словам Иисуса Христа, объясняющим, почему Он учит притчами (см.: Лк 8. 10; Мк 4. 11-12). Первое добавление представляет собой пространную цитату из Книги прор. Исаии с характерной для Матфея вводной фразой: «И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф 13. 14-15). Этой цитатой заменен краткий перифраз текста Исаии у Марка (Мк 4. 12). Второе добавление - макаризм, обращенный к ученикам, слышащим и видящим то, к чему желали, но не могли приобщиться ветхозаветные праведники (Мф 13. 16-17). Кроме того, Матфей скорректировал Мк. 4. 10: если в Евангелиях от Марка и Л. ученики спрашивают Иисуса Христа о значении притчи о сеятеле, то в Евангелии от Матфея их вопрос обращен к самой форме поучения: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?» (Мф 13. 10). Все эти добавления и корректура Матфея не отражены в тексте Л., к-рый обнаруживает лишь свою зависимость от Евангелия от Марка. Тем не менее эти параллельные места у 3 синоптиков и «молчание» Л. могут быть убедительно интерпретированы и в др. ключе, в рамках «гипотезы Марка без Q». Сравнение Лк 8. 10 с Мк 4. 10-12 показывает, что Л. сознательно сократил аллюзию на Ис 6. 9-10 у Марка: «Так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи» (Марк); «так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лука). Л. устранил ту часть пророчества, в к-рой народ объявляется непрощенным, и эта авторская правка Л. хорошо согласуется с тенденцией, отраженной как в его Евангелии, так и в кн. Деяния св. апостолов: именно Л. приводит молитву Иисуса Христа о прощении Его распинателей, которые «не знают, что делают» (Лк 23. 34); подобную молитву произносит диак. Стефан, побиваемый камнями (Деян 7. 60); ап. Петр, обращаясь к иудеям, говорит, что они предали Иисуса Христа смерти «по неведению» (Деян 3. 17). При таком подходе Л., предельно сокративший обличительное пророчество Исаии, сознательно не стал бы принимать авторскую вставку Матфея. Т. о., отсутствие текста, аналогичного Мф 13. 14-15, у Л. не означает, что он не знал о тексте Матфея. Поскольку правка в Мф 13. 10 непосредственно связана с добавлениями Мф 13. 14-17, ее отсутствие в Лк 8. 10 также может быть объяснено сознательным авторским решением Л.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Пойдем умом и сердцем нашим во двор беззаконного архиерея, куда был приведен Иисус, Заступник наш, и посмотрим на суд, на котором связанным стоит связавший море повелением Своим, и Судия праведный всего мира беззаконными судится. Первосвященники же и весь синедрион, – говорит евангелист, – искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили (Мк. 14:55). Ищут свидетельства, но не обретают, ибо ищут на Того, Кто не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Петр. 2:22). Многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны (Мк. 14:56). Ибо там, где свидетельствуется не истина, а ложь, должно быть разногласие. Посмотри еще на производство того суда. Тогда, – говорит евангелист, – первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: «Что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?» (Мк. 14:60). Что отвечает на это наш Заступник? Какие ответы дает на беззаконный вопрос? Не слышим ничего! Не отвечает ничего! Но Он молчал, – говорит Евангелист, – и не отвечал ничего (Мк. 14:61). Стоит и молчит Заступник наш, как повинный, сама неповинность, и не отвечает, как обличенный, Тот, Который не сделал никакого греха, как агнец незлобивый, не отверзает уст Своих Тот, о Котором пророчил Исаия: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53:7). Вместо нас стоит на суде Иисус, Заступник наш, и Праведный, за нас, беззаконных, неправедными судится. Мы суду Божиему подлежали, мы достойны связанными вестись на суд Божий, судиться, и навечно быть осужденными. Нас не ложные, но праведные обличают свидетели. Нас праведно обличает закон Божий, нами бесстрашно разоренный. На нас лежит рукописание, которое было против нас (Кол. 2:14). На нас праведно вопиет наша совесть, законопреступлением раздраженная, вопиет более многих свидетелей. Здесь мы стоим безгласными, без ответа, со стыдом, ибо праведно обличаемы, потому что повинны. Ибо весь мир становится виновен пред Богом, потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:19,23). Все уклонились, все стали совершенно негодны, нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13:3). Поэтому мы достойны суда и осуждения, и как негодные рабы выброшены будем во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 26:30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Он изгнал торговцев из храма: Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть? Иисус отвечает вопросом на вопрос: Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они уклоняются от ответа. Тогда Иисус отвечает: И Я вам не скажу, какою властью это делаю ( Мф.21:23–27 ; ср. Мк.11:27–33 ; Лк.20:1–8 ). Таким образом, у синоптиков первосвященники и старейшины оспаривают власть Иисуса поступать так, как Он поступил в храме. У Иоанна же иудеи требуют знамения, которое подтвердило бы правоту Иисуса. В то же время Матфей свидетельствует о том, что одним из обвинений против Иисуса на суде у Каиафы было следующее: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его ( Мф.26:61 ). У Марка это же обвинение приведено в следующей редакции: Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный ( Мк.14:58 ). Разница в формулировках может объясняться тем, что свидетелей было два ( Мф.26:60 ) или несколько ( Мк.14:57 ). То же обвинение, согласно Матфею и Марку, звучало, когда Иисус был распят и проходившие мимо злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста ( Мф.27:39–40 ; Мк.15:29–30 ). Читая Евангелия от Матфея и Марка без учета сказанного у Иоанна, можно было бы предположить, что Иисус никогда не произносил слов, которые были инкриминированы Ему на суде, тем более что показания тех, кто ссылался на эти слова, названы в обоих Евангелиях лжесвидетельствами. Только Евангелие от Иоанна проливает свет на событие, которое легло в основу этих показаний. Это же Евангелие содержит объяснение слов, на тот момент не понятых ни иудеями, к которым они были обращены, ни учениками Иисуса: Он говорил о храме тела Своего. Иисус многократно предсказывал Свою смерть, в том числе в ответ на требование иудеев показать им знамение: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф.12:39–40 ). В устах Иисуса «три дня» имели пророческий смысл, символизируя Его смерть и трехдневное воскресение 116 . В храме Иерусалимском, отвечая на вопрос, каким знамением Иисус сможет доказать, что имеет власть так Себя вести, Он говорит о трех днях. Вполне естественно, что пророчество остается непонятым. Лишь после Его смерти и воскресения ученики вспомнят о том, что Он произносил эти слова, и поймут их истинный смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сорок шесть лет строил царь храм, великолепное сооружение архитектуры, к тому же – главная святыня народа, а Он хочет разломать! Ну что бы сделали сейчас, например, с человеком, который бы решил сломать Кремль в Москве! Казалось бы, что еще нужно, чтобы осудить на смерть?! Но вот «малость» – не могли те двое доказать, что Он говорил: «Я разрушу». Нет! Говорил Он: «Разрушьте, а Я воздвигну» ( Ин.2:19–21 ). И говорил-то о Своём теле. «Но и такое свидетельство их не было «достаточно» ( Мк.14:59 ) даже для Каиафы. И так легко было опровергнуть и, опровергнув, выиграть суд... Но с этим-то желанием выиграть и с безумием клеветы и боролся Иисус... молчанием! Не выдержал сам первосвященник: «Что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?» ( Мф.26:62 ; Мк.14:60 ) «Что?» – и Иисус молчанием Своим как бы отвечает: «Сам знаешь, что они свидетельствуют ложь и говорят неправду». Иисус молчит... Что же молчишь Ты, Подсудимый? Ведь Твоя свобода так близка?! Скажи слово, опровергни, и Ты будешь свободен! Но Иисус молчит. Борется и молчит. Тогда в отчаянии, понимая, что ничего у него не получается, что Иисус снова, как раньше, уйдёт невредим от них, судия–первосвященник Каиафа с клятвою восклицает: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.26:63 ). Ну а теперь, Иисус–Подсудимый, промолчи ещё раз, и Ты выиграл суд и на свободе! Не отвечай на этот вопрос, и ни в чём Тебя не осудят! Но Подсудимый больше не молчал. Он даже как бы рад, вот теперь вы говорите то, за что сможете меня осудить. Видя, что у них ничего не получается, Сам спешит им помочь, давая повод против Себя. «Ты сказал, даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ; Мк.14:62 ). Иисус, что говоришь Ты?! Ты губишь себя! Разве Ты не знаешь, что по их закону смерти повинен, кто Себя делает равным Богу?! Но боролся Иисус не за Себя, а за судей, за спасение мира на Божием Суде. Дальше уже больше ничего не нужно было. Сам предал Себя Подсудимый на осуждение. Дальше еще только краткий спектакль иудеев, нужный для формы. Разрывают одежды на себе от негодования мнимого, крики возмущения: «Он богохульствует!» Смакуя победу, Каиафа не сам выносит приговор, а разыгрывает некую коллегиальность решения суда, обращаясь к синедриону: «Как вам кажется? Вот теперь вы слышали» ( Мф.26:65–66 ; Мк.14:63–64 ). Пусть не сам выскажет решение, пусть ласкают его слух их истошные крики «Повинен смерти!»

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010