Каждение храма По окончании проскомидии диакон совершает полное каждение храма, начав с жертвенника и престола. Каждение храма перед началом евхаристического собрания – весьма древний обычай. В V веке он упоминается в трактате «О церковной иерархии», надписанном именем Дионисия Ареопагита : Каждение храма Совершив перед святым жертвенником священную молитву, иерарх, начав каждение с жертвенника, обходит весь круг, занимаемый священным собранием, и потом, возвратившись опять к божественному жертвеннику, начинает священное пение псалмов вместе со всем церковным клиром, который участвует вместе с ним в пении псаломского славословия 596 . Здесь описано начало Литургии, совершаемой архиереем. В современной практике при архиерейском служении каждение совершается архиереем после малого входа. При иерейском служении на малом входе каждения не бывает, а совершается оно перед началом Литургии оглашенных диаконом, либо, в его отсутствие, самим иереем. Полное каждение храма перед началом Литургии диакон начинает с жертвенника, после чего кадит с четырех сторон престол, произнося при этом тропарь Великой субботы: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный. Во гробе телом, а в аду душой, как Бог, в раю же с разбойником, и на Престо ле Ты был, Христос, с Отцом и Духом, всё Собою наполняя, не имеющий пределов. В этом тропаре вновь звучит тема погребения тела Спасителя, что соответствует окончанию проскомидии как воспоминания о страданиях и смерти Христа. Речь в тропаре идет о нескольких конкретных событиях, последовавших за смертью Иисуса Христа на кресте: погребении Его тела в новом гробе, где еще никто не был положен ( Мф.27:60 ; Мк.15:46 ; Лк.23:53 ); Его сошествии во ад ( 1Пет.3:19 ); Его пребыванию в раю вместе с разбойником, которому Он пообещал: «ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ); Его вознесению на небеса, когда Он воссел одесную Бога ( Мк.16:19 ). В исторической перспективе эти события следовали одно за другим, однако в перспективе вечности все они происходили как бы одновременно, и Христос, умерший и погребенный как Человек, всё Собою наполнял и везде присутствовал как Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Когда для его боголюбивой души наступила решительная минута подвига, он из потаенного ученика Распятого вдруг делается явным приверженцем Его, дерзновенно идет к игемону и открыто просит позволения погребсти руками его — советника, члена правительства — Тело Того, Кто умер по приговору синедриона как преступник между разбойниками. Открылось, таким образом, что в святом муже обитал и дух крепости, всю силу которого поймет тот, кто сообразит, что Иосиф высказал свою приверженность к Человеку, не только судебно обесславленному, но и всенародно опозоренному именем лжеца, Который не мог спасти Себя ( Лк.23:35 ). Крепость воли в дерзновенном ученике Иисусовом поддерживал дух ведения, говоривший ему, что позорный Крест не есть простое древо казни, а нечто предуставленное к совершению величайших дел и что беспомощность Распростертого на нем не знаменует Его действительного бессилия, а является предвестием необычайного события. В самом деле, кто, как не этот дух ведения, внушил ему — в то время, как не знавшие, что творят ( Лк.23:34 ), думали видеть конец всему делу Иисусову, — прозревать вместе с разбойником благоразумным в уничижении смерти своего Учителя начало славного Царствия Его, которого ожидал ( Мк.15:43 )? Когда получено было согласие игемона, в Иосифе во всей полноте и силе раскрылся дух благочестия. Он спешит положить конец бесчестию Господа славы ( 1Кор.2:8 ), снимает с Креста и погребает пречистое Тело Его в новом своем гробе ( Мф.27:60 ), который был высечен в скале ( Мк.15:46 ) и  в котором еще никто не был положен ( Ин.19:41 ), спеша окончить святое дело милосердия прежде наступления субботы, чтобы не явиться преступником закона. Для такого высокого благочестия могли ли быть когда-нибудь какие-нибудь пределы? И предание церковное свидетельствует, что чудный Иосиф действительно погребением Господа не окончил своего служения Ему. Напротив, здесь-то, можно сказать, и началась его апостольская, проповедническая жизнь. Синедрион, вероятно, не подозревал, что между его членами есть ученики Иисуса, и потому, узнав о деле Иосифа, до того озлобился на него, что немедленно приказал его схватить и заключить в темницу с тем, чтобы по миновании субботы произвести над ним следствие.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Наиболее употребительны были просторные, высокие погребальные камеры, в которых по стенам устраивались особые продолговатые ниши, куда и помещались останки умершего. Как на особенно типичную, можно указать на одну из таких гробниц – в Medaїu-Salih (сев. Аравия). Это – в каменном склоне горы пробитая пещера и разделанная в целую комнату, близкую по своей форме к квадрату 6 . Здесь обычно находил упокоение целый род 7 . Не совсем еще отчетливая вера в воскресение тела заставляет однако евреев заботиться при жизни, где можно положить всю семью, род. В этом, конечно, сказывалась тесная, человеческая связь живых, которые свои чувства и представления переносили и за гроб. Погребальные пещеры-склепы употреблялись в Палестине и позже, в христианскую эпоху. Члены христианского общества следовали своему национальному обычаю и устраивали по-прежнему семейные склепы. Очень интересен один такой склеп недалеко от Назарета в деревушке Шефа-Амерь, относимый к IV веку нашей эры. Он также сделан в скале, дверью служит большая каменная плита. Внутри камеры устроено три гробницы в виде римских катакомбных аркосолиев. Стенные плоскости заняты колоннам, изображениями птиц, разными христианскими символами. Снаружи вход украшен виноградной лозой, вырастающей из двух ваз по бокам двери 8 . Таков приблизительно и был склеп-пещера, куда Иосиф Аримафейский положил Пречистое Тело Спасителя (ср. Мф.27:59–60 ; Мк.15:46 ; Лк.23:53 ; Ин.19:40–42 .) С течением времени в Палестину начали проникать иноземные влияния, которые повлияли и на погребальную практику потомков Авраама. Очень рано египтяне принесли сюда свой тип – не пещерный склеп, а тип монолитный, который привился в Иерусалиме. К таким сооружениям прежде всего следует отнести египетский монолит в Силоамской долине недалеко от Иерусалима, который считается одной из самых ранних палестинских одиночных гробниц: архитектурные особенности позволяют отнести к досоломоновской эпохе. Силоамский памятник представляет собой трапецоидальный монумент в 3 метра высоты и по горизонту 6 метр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Protas...

гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы , где было положено тело Иисуса Христа после распятия; величайшая из святынь христианства, свидетельство и символ чуда Воскресения Христова.  Г.Г. с возведенными вокруг него сооружениями (см. ст. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ) оказал существенное влияние на развитие богослужения и литургическое устройство восточно- и западнохрист. Церквей, на символику храмового пространства, на сложение сакральной топографии христ. города, на формирование христ. архитектуры и иконографии. С IV в. Г. Г. является главнейшим и самым почитаемым из св. мест христианства, центром паломничества с особой культурой и лит-рой. Вопрос о доступности Г. Г., его правовом статусе, а порой и стремление к обладанию святыней породило ряд геополитических и религ. конфликтов ( крестовые походы ; борьба за контроль над Святой землей в XIX в.), существенно повлиявших на мировую историю. Евангельские источники кратко рассказывают о гробнице, в к-рую прав. Иосиф Аримафейский положил тело Христа вечером в день Распятия (Мф 27. 57-28. 8, Мк 15. 42-16. 8, Лк 23. 50-24. 10, Ин 19. 38-42). Согласно Евангелиям, тело Иисуса взял (Ин 19. 38-40) Иосиф Аримафейский, богатый (Мф 27. 57) член синедриона (Мк 15. 43, Лк 23. 50-52). Недалеко от места Распятия, в саду, Иосифом была вырублена для себя в скале гробница, туда положили тело Иисуса («в новом своем [Иосифа] гробе» - Мф 27. 60; «в гробе новом» - Ин 19. 41; «в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен» - Лк 23. 3), после чего закрыли ее вход камнем (Мф 27. 60, Мк 15. 46), к-рый был «весьма велик» (Мк 16. 4). В дальнейшем изложении событий Евангелия не совпадают. Согласно Евангелию от Матфея, когда равноап. Мария Магдалина и др. Мария (Клеопова) пришли посмотреть Г. Г., «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем» (Мф 28. 1-2). Евангелист Марк сообщает, что мироносицы застали камень уже отваленным и, «войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду» (Мк 16. 4-5). Лука также пишет, что камень к приходу мироносиц был уже отвален и «вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих» (Лк 24. 1-4), при этом не уточняется, где именно «предстали» ангелы. По евангелисту Иоанну, Мария Магдалина, наклонившись в гробницу, увидела 2 ангелов, сидящих на гробе,- «одного у головы, другого у ног, где лежало тело Иисуса» (Ин 20. 11-12). Т. о., из Евангелий следует, что Г. Г. находился вне города, среди садов, недалеко от места Распятия; эта гробница была собственностью, но там еще не было захоронений богатого человека. Г. Г. был вырублен в скале и закрыт большим камнем, к-рый можно было подкатить (придвинуть?) к входу; чтобы заглянуть внутрь гробницы, нужно было наклониться (проем был низким); внутри могли разместиться не менее 5 чел. 

http://pravenc.ru/selected.html

Распятие совершилось на месте под названием «Голгофа», расположенном недалеко от города. Там римский отряд под командованием сотника прибил Иисуса к кресту, а потом воткнул крест в ямку, для него выкопанную. Вместе с Иисусом были распяты два преступника, по бокам от него. В евангельских рассказах о распятии мы находим, в общей сложности, семь фраз, сказанных Иисусом на кресте 42 . Традиционно их располагают в такой последовательности: 1) «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ) – молитва заступничества за палачей. 2) «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мной в раю» ( Лк.23:43 ) – обещание одному из двух распятых с ним преступников, который просил его: «Вспомни обо мне, когда придешь в Царство твое!» ( Лк.23:42 ). 3) «Женщина... вот сын твой... Вот мать твоя» ( Ин.19:26–27 ) -слова любви и заботы, обращенные к матери Иисуса и любимому ученику (обычно отождествляемому с Иоанном). 4) «Боже мой, Боже мой! Для чего ты меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ) – ужасные и загадочные слова одиночества и покинутости, с цитатой из Пс.21:2 . Согласно рассказам евангелистов, этот вопль вырвался у Иисуса по завершении периода неестественной тьмы, окутавшей землю. Он выражал ужас, который испытал безгрешный Сын Божий перед богооставленностью и ощущением, что Отец более не поддерживает его, – испытал, «дабы вкусить смерть за всех» ( Евр.2:9 ). 5) «Жажду» ( Ин.19:28 ) – крик физического страдания и беспомощности. 6) «Совершилось!» ( Ин.19:80 ) – слова, говорящие о победе и исполнении. 7) «Отче! В руки Твои предаю дух мой» ( Лк.23:46 ) – молитва уверенности и доверия. С этими последними словами молитвы, обращенными к Отцу, Иисус испустил дух. Рядом стоял центурион, отвечавший за проведение казни. Когда он увидел, как умер Иисус, что-то заставило его воскликнуть: «Истинно этот человек был Сын Божий» ( Мк.15:39 ). Большинство ученых считает, что Иисус умер в пятницу, 7 апреля 30 года (во второй половине дня). О погребении его тела позаботился некий Иосиф Аримафейский, который был тайным учеником Иисуса. Согласно всем четырем евангелистам, этот уважаемый член совета дерзнул отправиться к самому Пилату и попросить тело Иисуса ( Мф.27:57–61 ; Мк.15:43 ; Лк.23:50–56 ; Ин.19:38–42 ). Пилат убедился, что Иисус умер, и дал разрешение на погребение. Затем Иосиф (к которому присоединился Никодим) взял тело, обернул его полотном, положил в собственной гробнице, высеченной в скале, а вход в гробницу завалил большим камнем ( Мф.27:59–60 ). Согласно Евангелию от Матфея, иудейские вожди поставили у гробницы стражу на несколько дней ( Мф.27:62–60 ). 6. Воскресение и вознесение Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Мф.27:58 .  он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; (Ср. Мк.15:43–45 ; Лк.23:52 ; Ин.19:38 .) Обыкновенно римляне оставляли тела казненных преступников на крестах. На этот раз иудеи не хотели оставить тел на крестах по случаю наступления великого дня – пасхальной субботы. Таким образом, просьба, обращенная Иосифом к Пилату, была в настоящем случае согласна и с желаниями самих иудеев, и, конечно, Пилата, который знал, что предал казни невинного Человека. Таким образом, удовлетворение просьбы Иосифа не могло встретить препятствий ни с чьей стороны. Он и Никодим хотели теперь отдать последний долг своему Учителю. Так как до наступления субботы оставалось мало времени, то с погребением нужно было спешить. Мф.27:59 .  и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею (Ср. Мк.15:46 ; Лк.23:53 ; Ин.19:38–41 .) Подробнее других евангелистов рассказывает о погребении Иоанн. Оно совершилось обычным способом. Враги Христа успокоились после Его казни и не принимали почти никаких предосторожностей. Плащаница по-гречески у всех синоптиков σινδν – тонкая льняная или бумажная материя иноземного происхождения, получавшаяся из Индии («синд», «инд», «Индия») и, по свидетельству Геродота («История», II, 86), употреблявшаяся у египтян ( λοσαντες τν νεκρν κατειλσσουσι πν ατο τ σμα σινδνος βυσσνης – омыв мертвого, оборачивают все тело его льняным синдоном). Обряды погребения у египтян, описанные у Геродота, интересны и могут служить к объяснению евангельских мест. Сравнивая известия о погребении Христа с этими египетскими обрядами, можно прийти к заключению, что Иосиф и Никодим намерены были тело Христа набальзамировать. Мф.27:60 .  и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. (Ср. Мк.15:46 ; Лк.23:53 ; Ин.19:41–42 .) Лука и Иоанн добавляют, что в этот гроб «еще никто не был положен»; Матфей и Иоанн называют гроб новым. В этом гробе Иосиф хотел похорониться сам, почему у Матфея и встречаем выражение: ν τ καιν ατο μνημε. Вероятно, большой камень, приваленный ко гробу, был не вне его, а в самой пещере. Об этом можно заключать из Ин.20:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

57. Чем завершилась земная жизнь Христа? Она завершилась Его победой над смертью. Сила Божия, заключенная в Нем (Деян. 3.15), и сила человека, свободного от греха (Деян. 2.2) восторжествовали над распадом и смертью. Смерть, согласно Библии, есть результат сил, действующих в мире вопреки воле Творца. Побеждая смерть, Христос свидетельствует: — о конечном торжестве Бога; — о будущем уничтожении смерти; — о непобедимости света и правды (Ин. 12.31; 1 Кор. 15.3–28; 11–17). 58. Почему говорится, что Христос воскрес «по Писаниям»? Пророки говорили, что с наступлением мессианского Царства зло и смерть будут сокрушены (Ис. 11.1–9; 27.1). Воскресение Христа положило начало этой победе. 59. Что означает «вознесение и пребывание одесную Отца»? Во дни земной жизни Христос был связан границами пространства и времени. Победив смерть, Он как Богочеловек получил «всякую власть на небе и на земле» (Мф. 28.18). Отныне Он пребывает и действует во всем мире и в человечестве (Мф. 28.20). Поэтому можно говорить, что Он «там», где Отец, т. е. имеет вездесущность Бога. 60. Что такое Последний Суд? Согласно Библии, всякое столкновение человеческой неправды с правдой Божией есть «суд» над миром (Ин. 12.31).. Но Последний Суд, очистив мир от зла, станет рубежом между старым миром и новым этапом бытия, который есть Царство Божие. Мир готовится к Последнему Суду постепенно (см. притчу Мк. 4.25–29). Но поскольку Суд Божий настигает каждого в решающий момент его жизни, все должны быть готовы к «встрече Господа» (притчи Мф. 24.42–51). Примечание: Понятие ,,муки вечной» (Мф. 25.46) нельзя связывать с бесконечностью во времени. Это состояние последнего и крайнего богопротивления в Откр. 20.14 названо «смертью второй», т. е. окончательной. По мнению многих богословов, это означает отказ от жизни, от бытия, которое дарует Бог, и уход в небытие, в ничто. Тема 10 ДУХ БОЖИЙ. ЦЕРКОВЬ. 61. Что такое Дух Божий? 1) В Ветхом Завете Бог явлен как .Сокровенный и Неисповедимый Отец: в Новом Завете — как Сын–Слово, творящее и открывающееся людям и явленное в лице Христа (эта ипостась или Лик Божий именуется еще премудростью), а так же как Дух, Дух в библейской фразеологии означает силу, могущество, животворящую мощь. Он действует в природе (уже созданной: Пс. 32.6; 103.30) и в человечестве (через покров: Иез. 11.24). Мы преклоняемся перед Ним и славим Его как Господа (Бога), ибо дух не просто свойство Бога, а — Он Сам. Дух Божий именуют «третьей ипостасью Божества». Отсюда понятие о Триедином Божестве, или Святой Троице. Все три ипостаси принадлежат одной Божественной природе (сущности).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Иосиф, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею… ( Мк.15:46 ). Плащаница – длинный кусок полотна, купленный Иосифом для погребения своего Учителя, сохранился до нашего времени – это Туринская плащаница. Она является вещественным свидетелем страданий, распятия, смерти, погребения и Воскресения Христовых. Евангелист Иоанн свидетельствует, что к трудам Иосифа присоединился и другой тайный ученик Христов – Никодим, приходивший на беседу к Иисусу Христу под покровом ночи (см. Ин. 3, 1-21 ). Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи ( Ин.19:39-40 ). Никодим принес последний дар своему тайному Учителю – огромное количество ароматических веществ – около 33 кг (1 литра=372 г). Это был состав из мирры и алойного дерева для того, чтобы в изобилии умастить и Тело, и погребальные пелены Иисуса Христа, и сам погребальный одр. Состав мог быть частично в жидком виде, частично в порошке. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко ( Ин.19:41-42 ). Евангелист Матфей уточняет: И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился ( Мф.27:60 ). Эту гробовую пещеру Иосиф приготовил для своего погребения. Большой камень закрывал гроб от проникновения хищных зверей и птиц. Иосиф и Никодим очень торопились с погребением, чтобы успеть совершить его до наступления субботы. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «Иосиф был из числа людей весьма знаменитых, как это видно и из самого погребения, и что он был известен Пилату, потому-то он и получил позволение совершить погребение Иисуса; и он погребает Его уже не как преступника, но, по иудейскому обычаю, великолепно, как человека великого и славного». И смотрели гроб, и как полагалось тело Его… ( Лк.23:55 ). Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба… ( Мф.27:61 ), …возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди ( Лк.23:56 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Имущественные отношения, прием пожертвований были и остаются неотъемлемой частью функционирования храма. Исцеляя больного проказой, рассматривая случай с корваном как имуществом, посвященным Богу, или случай обиды на брата, Иисус Христос не только не запрещал, но и побуждал учеников жертвовать на храм: «Примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 24; см. также: Лк. 5: 14; Мк. 7: 11). В зависимости от социального статуса и материального состояния приносителей, жертвы могли варьироваться от вола до двух горлиц (см. книгу Левит). При этом оценку той или иной жертве в древности давали священники, они же вели соответствующие записи в специальных книгах – так сказать, «за свечным ящиком». Согласно книге Деяний, первые христиане имели общее имущество (см.: Деян. 2: 45), из фондов которого специально назначенные диаконы оказывали помощь нуждающимся, вдовам и сиротам (Деян. 6: 1–6). Вполне возможно, что уже в древности были не только диаконы, но и диакониссы (см.: Рим. 16: 1), которые помогали оказывать помощь из кассы Церкви и вели учет всех расходов, так сказать, за «свечным ящиком». Если Господь не запрещает человеку приносить в храм пожертвования и даже хвалит ту женщину, которая потратила на Него лично миро стоимостью в 300 динариев (см.: Мк. 14: 4–6), значит, проблема не в том, что у нас в притворах храмов собираются пожертвования за записки и свечи, а в чем-то большем. Иисус Христос в первую очередь противопоставляет «дом молитвы» – «дому торговли» (Ин. 2: 16), обвиняя иудеев в том, что они сделали «дом молитвы» – «вертепом разбойников» (Лк. 19: 46). Понятие «дом молитвы» в данном контексте восходит к еврейскому выражению «бэйт тфила» ( – Ис. 56: 7). Тфила ( ) – это в первую очередь мольба, прошение, плач. Давид плакал о себе: «Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!» (Пс. 60: 1). Через пророка Исаию Господь сказал царю Езекии, что Он услышал молитву его и «увидел слезы его» (Ис. 38: 5). Тфила – это также ходатайство царя или пророка пред Богом за народ (см.: Ис. 37: 4; Иер. 7: 16, 11: 14); это благословение народа священниками (см: 2 Пар. 30: 27); это молитва покаяния (см.: Дан. 9: 3; Неем. 1: 6).

http://pravoslavie.ru/78441.html

Рубрики Коллекции Туринская плащаница. Что это такое и почему о ней до сих пор спорят? 4 мин., 07.05.2024 Поделиться Содержание Среди многочисленных христианских святынь Туринская плащаница одна из самых обсуждаемых. О ней спорят и ученые, и верующие разных конфессий, и даже люди, далекие от Церкви. Как получилось, что кусок ткани, обнаруженный в конце XIX века, оказался прямым свидетелем и подтверждением евангельской истории? И почему есть люди, которые по-прежнему в этом сомневаются? Разбираемся вместе в слайдах журнала «Фома». 01 Что такое Туринская плащаница? Это льняное погребальное полотно, в которое было завернуто тело Иисуса Христа после распятия. На одной половине плащаницы четко различим образ мужчины со сложенными руками и ровно лежащими ногами, а на другой — то же тело, но со спины. Над головой следы крови, оставшиеся после того, как шипы тернового венца прокололи сосуды на голове. Вся спина, грудь и ноги покрыты следами от ударов бича. В области рук видны следы от гвоздей, а в правой стороне груди — большая рана от удара копьем. 02 А в Евангелие о плащанице вообще что-то сказано? Да, о ней упоминают все евангелисты (см. Мф 27:57–60, Мк 15:43–46, Лк 23:50–53). Особенно ценно свидетельство апостола Иоанна Богослова, поскольку он единственный из авторов Евангелий лично присутствовал при погребении Христа (Ин 19:38–40). Он же, вместе с апостолом Петром, видел плащаницу, лежащую на месте, где находилось тело Иисуса Христа (Ин 20:2–7). 03 Но каким образом плащаница оказалась в Турине? Плащаница имеет долгую историю странствий по миру. По преданию, сперва она хранилась у апостола Петра, а потом у его учеников. Затем долгое время пребывала в Эдессе (совр. Турция). В 436 г. сестра императора Феодосия II святая Пульхерия поместила ее в базилику Пресвятой Богородицы во Влахерне близ Константинополя. В период иконоборчества плащаницу укрыли в Иерусалиме, но не позднее XI века вновь вернули в столицу империи. В 1204 году, во время разгрома Константинополя крестоносцами, плащаница исчезла и начала долгий путь по городам Европы, пока в 1578 году наконец не оказалась на хранении в Туринском соборе Иоанна Крестителя. Правда, учитывая долгие странствия плащаницы, понимание, что это покрывало, которым был обвит Христос, оказалось утраченным.

http://foma.ru/turinskaja-plashhanica-ch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010