«Положиша мя», сказал Пророк, «в рове преисподнем, в темных и сени смертней» ( Пс.87:7 ). Иосиф же, говорит Евангелист, «прием тело Иисусово, обвит е плащаницею чистою, и положи е в новем своем гробе» ( Мф.27:59–60 ). О воскресении же Иисуса Христа Пророк приводит во-первых самого Иисуса Христа, глаголющего: «Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления» ( Пс.15:10 ): а Евангелист пишет, что Иисус Христос сказал: «Яко аз душу мою полагаю, да паки приму ю» ( Ин.10:17 ). Потом Пророк молится и просит о воскресении Христовом: «востани, слава моя», говорит, «востани, Псалтирю и гусли» ( Пс.56:9 ). Не подумайте, чтобы Пророк просто и случайно произнес сии три именования: нет, он предложил их яко символы трех лиц Божиих, и яко знамения Божества души и тела того, о немже молился, да воскреснет из мертвых. После сей Пророческой молитвы слышан и глас, вещающий: «востану рано» . А Евангелист, описывая время воскресения Христова, говорит: «зело рано приидоша на гроб», (то есть мироносицы), «обретоша же камень отвален от гроба. И вшедше не обретоста телесе Господа Иисуса» ( Лк.24:1–3 ). Пророк, предусмотря вознесение Христово на небеса, воспел в веселии: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне» ( Пс.46:6 ): а Евангелист то свидетельствовал, глаголя: «Господь же убо, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо и седе одесную Бога» ( Мк.16:19 ). Но не достает мне времени, если я буду изъяснять все то, что Пророки предсказали о Иисусе Христе, и на нем получили совершение своих пророчеств. Скажите убо, о вы неверные! Каким физическим средством или какою человеческою силою Пророки, за столько веков до пришествия Христова в мир, все о Нем и с толикою точностию предсказали? Что будете ответствовать? Вы, может быть, скажете, что Пророческие вещания суть вымыслы Христиан? Но Евреи заградят вам уста: они, будучи непримиримые враги Христа и веры в Него, по Божию смотрению хранят книги Пророков, писанные Еврейским их языком, и уважают оные яко Пророческие, и яко содержащие в себе словеса Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

И всему этому следует подтверждение от Бога (стихи 14–16) в том, что Он защитит и спасет верного раба Своего, примет горячую его молитву, что в этот страшный час избавит и прославит его и “долготою дней” насытит его, чтобы жить ему рядом с Богом вечно. Этот боговдохновенный псалом, который почитается “злоотгонительным”, звучит как приветствие христианской душе, которая, прожив благочестиво и теперь разлучаясь с телом, возлагает все надежды свои на человеколюбивого и милосердного Небесного Царя».   ПОСЛЕДНИЕ ПОЧЕСТИ 10. Почему телу умершего христианина необходимо отдавать всяческие почести? Ведь, казалось бы, это только бесчувственный труп? В последних почестях, и особенно в обряжении покойника, когда его представляют в благоприличном виде, заключен глубокий символический смысл, имеющий корни в Евангелии, в особенности в повествованиях о погребении многострадального тела Спасителя Христа ( Мф.27:59-60 ; Мк.15:46 ; Лк.23:53 ; Ин.19:40 ). Эти труды сострадания сопряжены с душевными потребностями человека и отражают древнюю церковную традицию. Церковь приняла на себя заботы о покойных не только потому, что любит человека, чтит тело человеческое и уважает его освященность (именно по причине этой освященности Церковь всегда была против кремирования), но и потому, что Пречистое тело Господа приняло такие почести от двух достойных и благочестивых мужей — Иосифа и Никодима. Так, св. Епифаний, епископ Кипрский, обращаясь в одном из своих Слов к праведному Иосифу Аримафейскому, который вместе с Никодимом удостоился чести совершить погребение тела Христова, говорит: «Разве не трепетал ты, прикасаясь к Тому, перед Кем трепещут даже Херувимы, держащие Его на своих руках? И с каким же страхом ты вообще осмелился снять льняные пелены с этого Божественного тела? Не опускал ли благоговейно глаз? Не трепетал ли, взирая на открывшееся тебе естество тела Божия, которое превыше всякого естества? Скажи мне, о Иосиф, как погребал ты Того Покойника, обратив к востоку лицо Его, Того, Кто Сам есть Восток Востоков? Не закрыл ли своими перстами очи Иисуса, Который Пречистыми перстами Своими отверз зрение слепцу? Не сомкнул ли уста Тому, Кто отверз уста глухонемому? Не скрестил ли ты руки Тому, Кто исцелял отнявшиеся руки? И сложил ли ты, как принято при погребении, ноги Того, Кто даровал недвижным ногам способность ходить? Не возлил ли ты миро на Того, Кто Сам есть небесное Миро и Кто излил Себя и освятил мир? Не омыл ли ты водою тело Господа, Который всех омыл и всем даровал очищение? И какие же свечи возжег ты Тому, Кто есть Свет Истинный, просвещающий всякого человека? И, наконец, какие же погребальные гимны были воспеты Тому, Кто непрестанно воспеваем всем ангельским сонмом?».

http://azbyka.ru/parkhomenko/dolgie-prov...

Именно скромные почести покойникам, лишенные тщеславия и хвастовства, близки человеколюбивому духу Святой Церкви Христовой. Ветхий Завет, между прочим, советует: «Над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач; прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его; горький да будет плач и рыдание теплое, и продолжи сетование о нем, по достоинству его, день или два, для избежания осуждения, и тогда утешься от печали» ( Сир.38:16–17 ). Почести покойным имеют корни в Евангелии, в особенности в повествованиях о погребении многострадального тела Спасителя Христа ( Мф.27:59–60 ; Мк.15:46 ; Лк.23:53 ; Ин.19:40 ). Святой Епифаний, епископ Кипрский, обращаясь в одном из своих слов к праведному Иосифу Аримафейскому, который вместе с Никодимом удостоился чести совершить погребение тела Христова, говорит: «Разве не трепетал ты, прикасаясь к Тому, перед Кем трепещут даже Херувимы, держащие Его на своих руках? И с каким же страхом ты вообще осмелился снять льняные пелены с этого Божественного тела? Не опускал ли благоговейно глаз? Не трепетал ли, взирая на открывшееся тебе естество тела Божьего, которое превыше всякого естества? Скажи мне, о Иосиф, как погребал ты Того Покойника, обратив к востоку лицо Его, Того, Кто Сам есть Восток Востоков? Не закрыл ли своими перстами очи Иисуса, Который пречистыми перстами Своими отверз зрение слепцу? Не сомкнул ли уста Тому, Кто отверз уста глухонемому? Не скрестил ли ты руки Тому, Кто исцелял отнявшиеся руки? И сложил ли ты, как принято при погребении, ноги Того, Кто даровал недвижным ногам способность ходить? Не возлил ли ты миро на Того, Кто Сам есть небесное Миро и Кто излил Себя и освятил мир? Не омыл ли ты водой тело Господа, Который всех омыл и всем даровал очищение? И какие же свечи возжег ты Тому, Кто есть Свет Истинный, просвещающий всякого человека? И, наконец, какие же погребальные гимны были воспеты Тому, Кто непрестанно воспеваем всем ангельским сонмом?». 789 Из этих слов святого отца явствует, что Церковь приняла на себя заботы о покойниках не только потому, что любит человека и чтит тело человеческое, но и потому, что пречистое тело Господа приняло такие же почести от двух достойных и благочестивых его хоронителей – Иосифа и Никодима. Учительный символизм обрядов

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

53 Путешественники по Св. земле (Нор. Пал. 2, 169. 170) уверяют, что лилии и доселе растут там по долинам. 60 Евангелисты Матфей ( Мф.27:48 ) и Марк ( Мк.15:36 ) повествуют, что распятому Господу подано было питье на трости – αλμος. Слово сие означает всякую трость или стебель (у льна), соломину у хлебных растений. К какому же растению принадлежит, трость, о которой упоминают Евангелисты Матфей и Марк? Сие изъясняет Св. Иоанн ( Ин.19:29 ), который говорит, что губка была возложена на иссоп. Стебель иссопа довольно велик и тверд (по Флавию Antiqq. 8, 2. ιδος δνδρ), и потому на нем легко могла удержаться губка с уксусом и удобно было поднести ее к устам Распятого. 65 В разных видах, особенно с февраля по май: artemisia judaica, art. absynthium L. Кл. – Б. 1, 93, 95. 66 Hieronymus: Est autem νυζα herba vilissima et amara, odorisque pessimi. Розенмиллер в своем исследовании древностей еврейских почитает вероятным, что еврейское растение сирпад означает какую-нибудь малоизвестную степную траву. 67 Tamarix mannifera. Он принадлежит к отделению растений семенных, к классу двусемянодольных, к подклассу раздельнолепестных, и к семейству тамариксовых. Подробное описание тарф можно видеть в первом путешествии архимандрита Порфирия Успенского в Синайский монастырь, в 1845 г. С.-Петербург 1856 г. бол. 8.; во втором путешествии его же в Синайский монастырь в 1850 г. С.-Петербург 1856 г, бол. 8. Также в путешествии Тишендорфа на Синай. См. Иллюстр. газета. С.-Петербург, 1863 г, 6-й. 68 Слово: манна происходит от евр. ман, что? Когда Израильтяне в первый раз увидели на пустынной поверхности земной манну, или нечто мелкое, снеговидное, как гололедица: то говорили друг другу – ман-гу (что это?), ибо не знали, что такое. Моисей же сказал им: это хлеб, который Иегова дал вам в пищу ( Исх.16:14,15 ). Ныне, на востоке собирают манну, или вещество несколько похожее на нее, не с одних тарф, но также с разных других растений: в Аравии – с деревьев баллут или афс, и с верблюжьей травы (Hedysarum Alhagi); в долине Иорданской – с дерев харраб и терешреш; в Персии и в долинах между Мердиной и Диарбекиром – с дерев дубовых; в малой Азии, в округе Энишегирском просто Ягель (lecanora esculenta). См Т. И. В. Э. О. 1851 г., – О. З. 1846 г. Т. 46., – Э. А. Плюшара: Аравия. Все эти виды манны, по месту происхождения своего, а также по вкусу и виду, совершенно отличны от синайской манны, собираются в незначительном количестве, и употребляются не столько в пищу, сколько как лекарство. Так наприм. кудрет-галвасси или Божья сласть, предписывается врачами в хронической осиплости, сухотке и чахотке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

А Иоанн после того, как рассказал о разбитых голенях тех, которые были распяты с Господом, и о боке Иисусовом, пронзенном копьем, – о чем рассказал только он один, – в согласии с другими присоединил такое сообщение: «После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса» ( Ин. 19:38 ). Здесь нет ничего такого, в чем кто-либо из евангелистов казался противоречащим другим. Но, возможно, кто-нибудь станет спрашивать, каким образом Иоанн не противоречит самому себе, когда вместе с прочими свидетельствует, что Иосиф просил Тела Иисусова, но только он один говорит, что тот был тайным учеником Господа из-за страха перед иудеями. Действительно, почему Иосиф, бывший из страха тайным учеником, осмелился просить Тела Его, чего не осмелился ни один из тех, которые следовали за Господом? Однако каждому должно быть понятно, что он сделал это, полагаясь на свое достоинство, в виду чего он мог смело войти к Пилату; ради оказания последнего долга при совершении погребения он меньше заботился об иудеях, хотя обыкновенно избегал их вражды, слушая учение Господа. Глава XXIII 60 . Матфей продолжает: «И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» ( Мф. 27:59–60 ). Марк говорит так: «Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» ( Мк. 15:46 ). Лука же говорит: «И, сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен» ( Лк. 23:53 ). Из этих трех повествований не может возникнуть никакого вопроса о разногласии. А Иоанн упоминает, что погребение Господа было исполнено не одним только Иосифом, но также и Никодимом. Действительно, он говорит так: «Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

И прежде всего, как вообще суд Божий над иудеями не был подобен судам человеческим, но был следствием дарования людям высочайшего блага – духовной жизни, наступления царства Божия, и неспособности иудеев к этому благу, так и ослепление притчами предполагает, что в притчах заключались глубокие истины для тех, которые их разумели, и что они были ослеплением для тех, которые их или не разумели или, разумея, не принимали тех истин. Таким образом, в то время, как одни ожесточались притчами, других были блаженны очи, что видели, и уши, что слышали притчи ( Мф. 13:16–17 ). Неразумение притчей вызывалось их формою, тем, что они предлагались народу без изъяснения, а непринятие скрывавшихся в них истин при разумении их объясняется свойством этих истин, содержанием притчей, причём первоначальною причиною и непонимания речи Христа и непринятия её было то, что иудеи не могли слышать слова Его ( Ин. 8:43 ), оно не вмещалось в них (поэтому Мк. 4:33 ). Следствие было одинаково: когда иудеи не понимали притчей Христа ( Ин. 10:6 ), они отходили от Него ( Ин. 6:60–66 ), и когда понимали их, они старались схватить Его ( Мф. 21:45–46 пар.), а между тем те и другие притчи заключали в себе глубокие истины и делали блаженными апостолов. Поэтому в притчах Христа форма и содержание нераздельны. Не входя в рассуждения о том, что такое притча, легко видеть ту особенность притчей Христа, что в них форма не была (не говорим уже чуждою, но даже) внешнею для содержания, внешним образом, как это бывает в художественных произведениях вообще и, в частности, в баснях. В притчах Христа образы служат формами или символами живых отношений (Его к народу), а не образами мыслей и чувств. Семя в Его притчах символизирует слово Его, потому что слово Его действительно растёт в человеческом сердце или заглушается, – всходит и растёт так, что человек не знает; Он уподобляет царство Божие доброму семени, вместе с которым вырастают плевелы, потому что как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет и при кончине века сего; Он уподобляет Себя пастырю, жениху, сыну хозяина виноградника, потому что Он действительно пастырь, жених, сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Еще при земной жизни Иисуса « иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» ( Ин. 9:22 ). Иисус говорил вождям иудейским: « Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» ( Ин. 8:44 ), а « книжники и первосвященники, искали, как бы погубить Его» ( Мк. 11:18 ), что им в итоге и удалось. А затем они ополчились на учеников Христа. Библия повествует, как иудеи забили камнями до смерти диакона Стефана, обличавшего их ( Деян. 7:51–60 ), а царь Ирод « убил (апостола) Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно иудеям, вслед за тем взял и Петра, и, задержав его, посадил в темницу» ( Деян. 12:1–4 ). А при виде апостола Павла иудеи кричали римскому чиновнику: « истреби от земли такого! ибо ему не должно жить» ( Деян. 22:22 ), а затем « более сорока человек из них заклялись не есть и не пить, доколе не убьют его» ( Деян. 23:21 ). Об этих гонениях иудеев на христиан сообщают не только христианские, но и еврейские источники. Например, Иосиф Флавий упоминает, как иудеи убили апостола Иакова, брата Господня 26 . А когда позднее, в 132 году по P. X., в Палестине вспыхнуло восстание под началом Симона Бар-Кохбы, то этот лидер восставших по рекомендации рабби Акивы убивал христиан-евреев. Откуда такая ненависть? Дело в том, что часть иудейского народа не хотела принимать той истины, что Бог откроет Свой путь другим народам, что все не крутится вокруг них одних . Поэтому когда Иисус сказал им прямо: « отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» ( Мф. 21:41 ) они возненавидели Его. И последняя заповедь, которую Христос дал апостолам: « Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ), это было исполнение того, о чем предсказывали еще пророки в Ветхом Завете, но с чем не хотели согласиться те евреи, которые отвергли Христа. И вот, например, что сказали апостолы Павел и Варнава собравшимся в синагоге иудеям: « вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» ( Деян. 13:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В доказательство последней мысли проследим употребление слова μυστριον в св. Писании нового завета 46 . В речах И. Христа слово это имеет весьма широкий смысл, особенно в соединении с βασιλεα τν οπανν, βασιλεα το Θεο, – выражением, имевшим в устах Христа Спасителя весьма обширное содержание. Так как выражение «царство небесное, царство Божие» в устах И. Христа обозначало иногда все учение Спасителя и все вообще домостроительство спасения человека, которое Он имел совершить 47 , иногда частнее дело искупления, и усвоение дела искупления 48 , иногда еще частнее общество верующих в Него, будущую Его Церковь 49 , то и τ μυστρια τς βασιλεας τν οπανν обнимало у Него все то, что входило в объем понятия царства небесного. Еще одна особенность: μυστριον противополагается παραβολα 50 . В евангелиях   Мк. 4:11 , Лук. 8:10  (срав. Мф. 13:11 ) под μυστριον ближайшим oбpaзov разумеется таинственное учение, сообщаемое некоторым только лицам без прикровенности, без притч. Апостолы употребляли это выражение для обозначения 1) или всего учения веры Христовой, рассматриваемой с объективной и субъективной стороны (т. е. как веры и верования Христиан) или частных пунктов веры, 2) в значении символа, образа. Так в первом смысле ап. Павел говорит о диаконах, что они должны хранить таинство веры в чистой совести 51 просит христиан холиться о себе, дабы ему дано было слово – устами, открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования 52 , чтобы Бог отверз ему дверь для слова возвещать тайну Христову 53 . О себе он выражается, что он служитель церкви, имеющий то назначение, чтобы исполнить слово Божие, тайну сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Господь показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы 54 . Верующие соединены в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения 55 . Как ни велико значение знания тайн веры, но оно ничего не значит без любви 56 . Дар языков не служит к назиданию других, так как говорящий языками говорит не людям, а Богу; ибо его никто не понимает; он говорит тайны духом 57 . В частности апостол называет великою благочестия тайною все важнейшие дела Христовы, начиная с воплощения и оканчивая вознесением 58 ; Бог , по апостолу, открыл тайну своей силы о спасении чрез Христа 59 ; ему – апостолу Бог чрез откровение возвестил ту тайну (о чем уже в прежде писал он – апостол и из чего его читатели могли понять, как он разумеет эту тайну), что и язычники войдут в состав тела Христова 60 . Ему, меньшему из апостолов, даровано было открыть всем, в чем состоит причастие тайне, сокрытой от вечности в Боге 61 . Апостол не хочет оставить верующих в неведении той тайны, что иудеи некогда, по исполнении времен, обратятся ко Христу 62 ; сообщает он также и ту тайну, что при кончине мира не все мы умрем, но все изменимся 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Действительно, в плоти и крови еврейского народа времён Христа не было идеи воплощения Сына Божия и даже не было благоприятной почвы для этой идеи. «Идея Эммануила, в Своём богочеловеческом лице явившего природу идеально-совершеннейшую, выходила за пределы тогдашнего иудейского, как и вообще греховного-человеческого, сознания» 37 . Мысль о Боге воплотившемся казалась иудеям не только соблазном, но и богохульством. Иудеи говорили Христу: «не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь себя Богом» ( Ин.10:33 ), Когда Господь на суде признал Себя Христом, Сыном Божиим, первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! вот теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти (Мф.2:63–66. Мк.14:60–64 . Лк.22:70–71 ). В одном месте Иерусалимского талмуда богохульной называется мысль, что Бог может иметь Сына 38 , а в другом читаем: «сказал равви Аббагу: если скажет тебе человек: Я – Бог , так он лжёт» 39 . В диалоге Иустина философа с Трифоном мы можем видеть, как идея воплощения не укладывается в сознание иудея: «невероятное и почти невозможное нечто пытаешься ты доказать, что Бог претерпел рождение и стал человеком» 40 . Тот же иудей определённо выражает свои мессианские чаяния: «мы все ожидаем, что Мессия будет человеком от человеков – τν Χριστν νϑρωπον ξ νϑρπων προσδοκμεν γενσεϑαι» 41 . Подобное же говорит о мессианских чаяниях иудеев и св. Ипполит Римский : «рождение его, говорит, будет из рода Давида, не от Девы и Св. Духа, но от мужа и жены, как всем определено рождаться – из семени» 42 . В науке формулируется даже тезис, по которому иудейские мессианские понятия не дают материала для учения об особности предсуществующего Христа 43 . Во всяком случае в иудейском богословии Мессия мыслится как человеческий царь и владыка, только наделённый от Бога особыми дарами и силами 44 . Уже в христианский период все ереси, возникавшие под влиянием иудейства, уклонялись от истины именно в решении вопросов хронологических. Иудействующие, по выражению Евсевия Кесарийского , имели скудное и унизительное понятие о Христе. Они считали Его бедным и обыкновенным человеком, который только за усовершенствование нрава признан праведным и который родился от соединения мужа с Марией 45 . Эвиониты, говорит св. Ириней Лионский , «не принимают в свою душу верою соединения Бога и человека» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Иисус показал, что умирает, когда провозгласил на кресте: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23:46 ). «И сие сказав, испустил дух» ( Лк. 23:46 ). Иоанн об этом говорит, что Он «предал дух» ( Ин. 19:30 ). Его предсмертный стон слышали все, кто стоял поблизости ( Лк. 23:46–47 ). Римские воины, привычные к распятиям и смертям, объявили Иисуса мёртвым. Хотя распространённым обычаем было перебивать голени жертвы для ускорения прихода смерти (вследствие того, что человек не мог больше приподниматься и дышать), они в данном случае не сочли необходимым перебивать голени у Иисуса ( Ин. 19:33 ). Пилат дважды удостоверился в том, что Иисус мёртв, прежде чем разрешил Иосифу взять тело для похорон. Он, «призвав сотника, спросил его: давно ли умер? И узнав от сотника, отдал Тело Иосифу» ( Мк. 15:44–45 ). Тело Иисуса было завёрнуто почти в 50 кг ткани и благовоний и помещено в запечатанный гроб на три дня ( Мф. 27:60 ; Ин. 19:39–40 ). Если бы Он ещё не был к тому времени мёртв, отсутствие еды, питья и медицинской помощи наверняка бы Его убило. Упоминания о распятии. В статье (см. Новый Завет: археология) содержатся свидетельства нескольких нехристианских историков и писателей первого и второго столетия, которые отмечали смерть Иисуса как бесспорный факт. В число этих источников входят Талмуд и известный еврейский историк времён Христа, Иосиф Флавий, а также древнеримский историк Корнелий Тацит (55 ? – 117 по Р. X.). Согласно Юлию Африканск ому (ок. 221), один историк первого столетия родом из Самарии, Талл (ок. 52), «рассказывая о тьме, которая пала на землю во время распятия Христа», считает её следствием затмения (Bruce, 113; курсив Н. Г.). Греческий писатель второго столетия Лукиан называет Христа «человеком, который был распят в Палестине за то, что принёс в мир новый культ». Он также называет Его «распятым софистом» (Geisler, 323). В «Письме Мары Бар-Серапиона» (ок. 73 по Р. X.), хранящемся в Британском музее, после рассказа о смерти Христа задаётся вопрос: «Что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя?» (Bruce, 114). И наконец, был ещё древнеримский писатель Флегон, который говорит о смерти и воскресении Христа в своих «Хрониках» так: «Иисус, пока был жив, ничем не мог помочь себе, но воскрес после смерти и сохранил следы перенесённых мучений и показывал раны на руках, пронзённых гвоздями» (Phlegon, цитируется Оригеном , 4:455). Флегон даже упоминает «затмение во времена Тиберия Кесаря, в правление которого, по-видимому, и был распят Иисус, а также великое землетрясение, произошедшее тогда же» (ibid., 445).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010