Колико мните горшия сподобится муки, иже (тело) Сына Божия поправый (не предпочтетший оное телцу и агнцу), и кровь заветную скверну (равну козлей и телчей) возмнив,еюже освятися (зач. 324)? Вопрос тринадцатый Пишется в 94 зач. св. Апостола: аз живях кроме закона иногда, прищедшей же заповеди грех убо оживе, аз же умрох, и обретемися заповедь, яже в живот, сия в смерть. Спрашивается: о своей ли личности писал сие св. Апостол, или другой чьей? Какая заповедь и кого умертвила, и почему оживляющее послужило за орудие умерщвления? Ответ Вопрошая о значении слов Апостола Павла: аз живях кроме закона иногда и проч., вы, почтенный беспоповец, и здесь имеете мысль, приравнять закон благодати закону сеновному, – показать, что и сей оживляющий закон может послужить за орудие умерщвления. Значение слов апостольских: «аз живях кроме закона иногда» и проч., по объяснению св. Златоуста, таково: Живяше человек кроме закона письменного, Моисейского (якоже Енох, Ной, Авраам), управляем естественным законом совести; естественному закону дан в помощь закон письменный, да уразумеет, чтó есть грех , и уклонится от греха. Но закон обличаше грех, а силы на добродетель, якоже закон Духа, т.е., новоблагодатный, не подаяше и грехов не очищаше: невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи (Евр. зач. 323). И убо по немощи человеческой, без помощи Духа и без отпущения по обличении грехов, грех умножися. Сотворися же сие, да обличен человек во грехе, притечет к благодати, туне оправдающей его кровью Христовой, якоже Апостол глаголет: оправдаеми туне благодатью (Кор. зач. 84), и якоже Иоанн в соборном послании пишет: кровь Иисуса Христа Сына его очищает нас от всякого ггреха (зач. 68). И паки Апостол Павел: закон Духа жизни свободил мя есть от закона греховного и смерти (Римл. зач. 96). Таков разум приведенных вами апостольских слов. Вы же, почтенный вопросител, не желая знать силы закона Духа и жизни, освободившего нас от закона греховного и смерти, уподобляете его ничтоже совершившей законной сени, яже за неполезное отложена: ничтоже бо совершил есть закон (Евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Пс.107:4.   Исповемся Тебе в людех, Господи, пою Тебе во языцех. Пророчествует об иудеях и язычниках, уверующих во Христа Господа (Феодорит). Пс.107:5.   Яко велия верху небес милость Твоя, и до облак истина Твоя. Величие «милости» Божией превышает высоту небесную. «Облаками» называет пророков, апостолов и святых учителей; потому что ими, как некиими «облаками» , приносится людям духовное орошение; от них научились мы «истинной» вере (Афанасий, Феодорит). Пс.107:6.   Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. «Вознесися» значит: яви Себя превознесенным выше всех и вся «земля» да познает «славу Твою» . Это сказал и блаженный Аввакум: «покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв. 3:3) (Феодорит). Пс.107:7.   Яко да избавятся возлюбленнии Твои: спаси десницею Твоею и услыши мя. «Возлюбленнии» — люди, спасенные божественным человеколюбием. «Десница» — Сын Божий, тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть (Ин. 3:16) (Златоуст). Пс.107:8.   Бог возглагола во святем Своем: вознесуся и разделю Сикиму, и удоль селений размерю. Пс.107:9.   Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем заступление главы Моея, Иуда царь Мой. Пс.107:10.   Моав коноб упования Моего, на Идумею наложу сапог Мой: Мне иноплеменницы покоришася. «Бог возглагола» благодатию Всесвятаго Духа. В историческом смысле Пророк предсказывает о возвращении из плена и разделении колен иудейских (см. Пс. 59); но в подлинном смысле — здесь пророчество о царствовании от Иуды происшедшего по плоти Владыки Христа над всею тварью (Феодорит). Пс.107:11.   Кто введет мя во град ограждения; или кто наставит мя до Идумеи; Пс.107:12.   Не Ты ли, Боже, отринувый нас; и не изыдеши, Боже, в силах наших; «Град ограждения» есть Церковь, огражденная Божиею силою; ее же называет и «Идумеею» . Пророк эти слова говорит как бы от лица кающегося и желающего получить веру во Христа народа иудейского, отринутого за грехи от благодати Божией. Приличны эти слова и всякому кающемуся (Афанасий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Раскольники, прочитав слова св. Иоанна Богослова ( 1Ин.2:18 ), усиливаются вытолковать, что антихристом назван всякий, отвергающий истинное учение Христа Спасителя. В опровержение такого толкования необходимо выяснить, что «антихрист» в собственном смысле отличается от антихристов – еретиков, которые называются предтечами последнего антихриста: он будет человек греха ( 2Фес.2 ), родится от колена Данова ( Втор.33:22 ; св. Ипполит «слово об антихристе, 1 Андр. Кесар. Толк. На Апокал. Зач.19, л. 410, кн. О вере л. 270), от девицы жидовки скверныя (св. Ипполит, Богосл. Иоанна Дамаскина гл.26, триодь постная, синаксарь в ед. Мясоп., кн. О вере л. 270, св. Ефрем Сирин л. 300) и явится в мире пред вторым Христовым пришествием (триодь постная, синаксарь, св. Кир. Иерус. «поуч. огласительныя» поуч. 15). Раск.: Златоуст в толк. на слова апостола ( 2Фес.2 ) говорит: «что есть отступление? Того самого антихриста отступление», – всякое отступление от истинного учения есть антихрист. В опровержение этого следует прочитать дальнейшие слова св. Злат., который называет антихриста «человеком многих имущим погубите и отставите» – след., Златоуст назвал антихриста отступлением (а не отступление антихристом), употребил вместо собственного имени «деяние», вместо причины – явление. Под антихристом нельзя понимать чувственного человека и потому, возражают раск., что о нем сказано: сядет в церкви Божией, аки Бог (Злат. Бес. на 14 посл. стр. 2312), а Бог восседает в церкви не чувственно, но духовно. Раньше были указаны свидетельства, что антихр. будет человек, явится в мире так же чувственно, как и Христос Спаситель (Иоанн зач. 17); но духовное царствование Спасителя в Своей св. церкви не отрицает его чувственного, во плоти явления в мире, так и царствование (седение) антихриста в церкви не отрицает его чувственного явления. Седение же в церкви должно понимать в смысле властвования: мучительским образом нимало не принадлежащую власть похитит (Бес. св. И. Злат. на Ев. Мф. зач. 17). При этом не должно замывать, что антихрист будет только среди неверовавших истине (2Фес. зач. 275), придет к иудеям (Ин. зач. 17), восстановит их царство (Иппол. слово об ант.). будет почитать их церковь (Ефр. Сир. сл. 105): Сести ему в церкви Божией... не в нашей, но в ветсей иудейстей (Богосл. И. Дамаск. гл. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Все таинство смотрения своего соверши Господь: воплотися, пострада, погребеся, попра ада, и воста от мертвых ради нашего спасения, да нас, мертвых сущих, совоскресит с собою, да мы, избывше смерти, живот имамы и лишше, сиречь Царство Небесное, имамы. Како же и чесо ради изливаются на нас, и нами восприяты быть могут сии спасительные смотрения Христова плоды, сии, наследие жизни вечной имущие, Дары Господа Спасителя нашего? Изливаются не ради наших дел праведных, но по велицей его милости; восприемлются не трудами нашими и не по праву наших собственных заслуг, по туне, единою верою во Христа, чрез крещение во имя Его и подчинение святым Его заповедям. »Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет« (Мар. зач. 71). Так по слову самого Господа, без веры и без Таинств несть спасения. »Како же уверуют, егоже не услыша? Како же услышат без проповедающего? Како же проповедят, аще не послани будут?» (Римл. зачало 104). Из сих слов апостола Павла ясно зрится, что без апостольского послания на проповедь не уверовали бы языцы, а не веровавше не получили бы спасения. И тако без послания апостолов на проповедь великое таинство смотрения Бога Слова, ради нашего спасения содеянное, было бы не доведено до окончания, подобно тому, как если бы кто уготовал вечерю велию, учредити любимых своих, а ихже ради уготова, сим не возвестил бы о вечери. Но якоже домохозяин в притче евангельской, устроив вечерю велию, «посла рещи званным: грядите, яко уже готова суть вся» (от Луки, зач. 76): так и Сын Божий, исполнив все еже о спасении нашем смотрение, посылает апостолов своих в мир весь проповедати Евангелие, научити вся языки, крестяще их. Како же проповедят, аще не послани будут? И Господь апостолов своих посылает на проповедь; равно и каждый истинный проповедник Евангелия должен иметь послание свыше. Но и сего недостаточно. Посылаемому на проповедь надлежит получить еще и силу свыше, дабы с успехом совершить великое дело проповеди, и вместе служить преданным от Христа Таинствам, каковою силою и были облечены апостолы: «Аз избрах вы, и положих вы, – говорил Господь, – да вы идете, и плод принесете. Без мене не можете творити ничесоже» (Ев. Иоан. зач. 50 и 51). И не облеченным еще силой свыше Он не повелел им исходити на проповедь: «Седите, – рече, – во граде Иерусалимсте, дóндеже облечетеся сплою свыше» (от Лук. зач. 114). И паки: «повеле им от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетованиа Отча». И паки: «приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетели» (Деяи. зач. 1). Здесь яве показуется, что на дело проповедаиия могут исходить точию приемшии Духа Святого и облеченные силою свыше; а не приемшим Духа и не облеченным силою свыше Господь не повелевает проповедати. Ко апостолом изреченные слова сии, на них первее и исполнились: посланные от Господа и облеченные силою Духа, они вышли на проповедь Евангелия, и все концы вселенныя ко Христу привели, и дело созидания Церкви Христовой совершили.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

зач. 1–16 I.l-IV,44. зач. 17–38 V.I-VIII,39. зач. 39–62 VIII, 40-XII.1. зач. 63–82 XII. 2-XVI.18. зач. 83–105 XVI, 19-XXI.11. зач. 106–114 XXI. 12-XXIV, 53. Если на 6-й седмице случится праздник Благовещения или храмовый праздник, тогда Евангелия могут быть прочитаны в 4 дня: 1-й день зач. 1–25 1.1-VIII.13. зач. 26–52 VIII. 14-XIII, 30 . зач. 53–78 XIII, 31-XIX,15. 2-й день зач. 79–101 XIX, 16-XXIV, 35. зач. 102–116 XXIV. 36-XXVIII. 20 зач. 1–39 I, 1-IX, 16. 3-й день зач. 40–71 IX. 17-XVI. 20. зач. 1–21 I,l-V.39. зач. 22–49 VI. I-IX.62. 4-й день зач. 50–76 Х. 1-XIV, 24. зач. 77–101 XIV. 25-ХХ, 26. зач. 102–114 ХХ, 27-XXIV, 53. Великий Четверг Утреня. Начало обычное. «Аллилуиа», глас 8. Тропарь: Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души. Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе. (Трижды.) Кафизм нет. После окончания пения: тропаря открываются царские врата, и диакон возглашает: «И о сподобитися нам слышанию...» Евангелие от Луки, зач. 108-е. от полу: «Приближашеся праздник опреснок...» без преступки (конец в зач. 109-м: «По Нем же идоста ученицы Его»). Чтец псалом 50-й. Молитву «Спаси, Боже, люди Твоя...» не глаголем, но сразу канон, глас 6-й. творение св. Космы Маюмского: «Сеченое сечется...», ирмосы по дважды, тропари -на 6 с припевами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По каждой песни поется ирмос песни. По 3-й песни малая ектения и седальны Триоди со «Слава» и «И ныне». По 6-й песни ектения малая, кондак Триоди и икос. Кондак, глас 2: Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека; и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец. «Честнейшую» не поем, но ирмос 9-й песни: «Странствия Владычня...» По 9-й песни и малой ектении ексапостиларий «Чертог Твой...» (трижды). Хвалитные псалмы и стихиры на 4. глас 2. По «Слава. и ныне» чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. Ектения просительная. Стихиры на стиховне. глас 8. с особыми припевами. «Благо есть...» По Трисвятом тропарь: «Егда славнии ученицы...» и сугубая ектения. По возгласе: «Премудрость» «Сый благословен...» «Утверди, Боже...» и 1-й час.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В послед. Мясопустной субботы не говорится о литии за усопших после 1 часа. В послед. суббот 2, 3 и 4 седм. Великого поста не говорится о литии за усопших после 1 часа. На часах Тропарь: Апостоли, мученицы, пророцы... Тропарь: Глубиною мудрости... Тропарь: Апостоли, мученицы, пророцы... Слава, Помяни, Господи, яко благ... Слава, Помяни, Господи, яко благ... Кондак: Со святыми упокой... Кондак: Со святыми упокой... Кондак: Со святыми упокой... На литургии Златоуста После изобразительных псалмов на 3 антифоне – блаженны гласа из Октоиха на 6. Блаженны из канона Триоди 3 и 6 песни, обе на 8. Блаженны гласа из Октоиха на 6. По входе – тропари: Апостоли, мученицы, пророцы... Помяни, Господи, яко благ... Слава, кондак: Со святыми упокой... И ныне, богородичен: Тебе я стену, и пристанище... Тропарь: Глубиною мудрости... Слава, кондак: Со святыми упокой... И ныне, богородичен: Тебе и стену, и пристанище.. Тропари: Апостоли, мученицы, пророцы... Помяни, Господи, яко благ... Слава, кондак: Со святыми упокой... И ныне, богородичен: Тебе и стену, и пристанище... Прокимен гл. 6: Веселитеся о Господе... со стихом: Блажени, их же оставишеся беззакония, – и заупокойный: Души их во благих водворятся. Прокимен гл. 6: Души их во благих водворятся... со стихом: В тебе, Господи, воздвигох душу мою... Прокимен: Веселитеся о Господе... со стихом: Блажени, их же оставишася беззакония, – и заупокойный: Души их во благих водворятся. Апостолы – рядовой и заупокойный: Солун.,зач. 270: Братие, не хощу вас не ведети... Апостолы: Коринф. зач. 146 и заупокойный Солун., зач. 270. Апостолы – в субботу 2 седм.Евр., зач. 309 и заупокойный Солун., зач. 270. В субб. 3 седм. Евр., зач. 325 и заупокойный Солун., зач. 270. В субб. 4 седм. Евр., зач. 313 и заупокойный Коринф., зач. 163. Аллилуиарий: Воззваша праведни... со стих.: Многи скорби праведным... и Блажени, яже избрал... Аллилуиарий: Блажени, яже избрал... со стих.: И память их в род и род... Аллилуиарий: Воззваша праведнии... со стих.:Многи скорби праведным...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

606 стр.); после этого отпуста поется: «Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго» 318 (Служ. на кажд. день Страст. седм.). Первый час. Тропарь, гл. 1. Распеншуся Тебе Христе, погибе мучительство, попрана бысть сила вражия: ниже бо ангел, ниже человек, но Сам Господи, спасл еси нас, слава Тебе. Парем. ( Зах.11:10–13 ; Ап. Гал.6:14–18; 215 зач. (от половины); Ев. Мф.27:1–56; 210–213 зач.). Третий час. Тропарь, гл. 6. Господи, осудиша Тя Иудев на смерть, Жизнь всех: иже Чермное море жезлом прошедшии, на крест Тя пригвоздиша, и иже от камене мед ссавшии, желчь Тебе принесоша; но волею претерпел еси, да нас свободиши от работы вражия, Христе Боже, слава Тебе. Парем. ( Ис.8:4–10 ; Ап. Рим.5:6–10; 88 зач. (от половины); Ев. Мк.15:1–41; 66–68 зач.). Шестой час. Тропарь, гл. 2. Спасение соделал еси посреде земли Христе Боже, на крест пречистыей руце Твои простерл еси, собирая вся языки, зовущия: Господи, слава Тебе. Парем . ( Ис.52:13–15; 53:1–12; 54:1 ; Ап. Евр.2:14–18; 306 зач.; Ев. Лк.28:32–49; 111 зач.). Девятый час. Тропарь, гл. 8. Видя разбойник Начальника жизни на кресте висяща, глаголаше: аще не бы Бог был воплощся, Иже с нами распныйся, не бы солнце лучи (своя) потаило, ниже бы земля трепещущи тряслася; но вся терпяй, помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Парем. ( Иер.11:18–23 ; Ап. Евр.10:19–31; 384 зач.; Ев. Ин.18:1–28; 19:1–37; 59–61 зач.). Вечерня. В «10 часу дня» (по нашему счету – в 4-м часу пополудни) бывает благовест в большой колокол и потом «во вся». Священник, по входе во алтарь, облачается во все священнические одежды, и совершается великая вечерня показанным в Уставе порядком. По возгласе священника («Благословен Бог») читается: «Аминь», «Слава Тебе Боже», и проч. (см. 587 стр.); после стихир «на Господи воззвах» бывает вход с Евангелием, поется: «Свете Тихий», а затем (после возглашений: «Вонмем» «Мир всем», «Премудрость», «Вонмем», прокимен) поется прокимен. Далее положены три паремии и апостол, в которых изображается и прообразовательно и в прямом учении сила крестной смерти Господа Иисуса Христа (перед чтением каждой из паремий и перед чтением апостола возглашается: «Премудрость», надписание чтения, «Вонмем» и, кроме того, между 1-й и 2-й паремиями и перед апостолом положен прокимен перед которым возглашается – «Вонмем»); после чтения апостола и обычных затем возглашений («Мир ти» и проч., как на литургии) поется «Аллилуиа»; затем (после возглашений: «Премудрость, прости услышим святаго евангелия», «Мир всем» и т.д., как на утрене и литургии) читается Евангелие (после которого поется обычное: «Слава Тебе Господи, слава Тебе»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Потом я сказал наставникам: Нужно знать, почему причастие Св. Таин Тела и Крови Господни Новым Заветом именуется. О том нас св. апостол Павел поучает, глаголя: «И сего ради новому завету ходатай есть (Христос), да смерти бывшей, во искупление преступлена бывших в первом завете, обетование вечнаго наследия приимут званнии. Идеже бо завет, смерти нужно есть вноситися завещающаго. Завет бо в мертвых известен есть: понеже ничесоже может, егда жив есть завещаваяй» (к Евреям зач. 321). Здесь апостол уясняет понятие о Завете Христовом чрез уподобление общим заветам человеческим, т. е. духовным завещаниям, какие делаются пред смертью: в них завещавающие делают распоряжения о своих имуществах, кому что по смерти их получить в наследие, и такое завещание при жизни завещателя еще не даст права наследнику получить завещанное. Посему-то и говорить апостол: «Завет в мертвых известен есть (т. е. по смерти завещателя), понеже ничесоже может, егда жив есть завещаваяй». А по смерти завещателя никто не имеет права делать наследнику препятствие на получении наследия, заслужил ли он завещанное, или не заслужил: ибо завет не по достоинству заслуг наследника, но по любви и по воли завещателя завещавается. Сие утверждает той же апостол Павел в послании к Галатам (зач. 207): «Братие, по человеку глаголю, обаче человеческаго предутверженна завета никтоже отметает, или приповелевает». А небесного царствия блаженство столь велико, что и помыслами человеческими не вообразимо, якоже апостол глаголет: «на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим его» (1 Коринф, зач. 127), и на получение такового блаженства чтобы сделать достойные заслуги человек немощен. Посему Господь наш Иисус Христос, хотя нас по человеколюбию сподобит своего царствия и ведая, яко мы не только никаких за оное заслуг показать не можем, но и еще в преступлениях обретаемся: «вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия» (к Римлян. зач. 84). ущедри нас не по заслугам нашим, но приняв на себя грехи наши и вкусив за нас вольную смерть на кресте, нам недостойным свое Царствие, как наследие, по завету завеща, якоже сам глаголет: и «Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец мой, царство» (Лук. зач. 108) и свое святое Тело и Кровь на получение сего Царства даде нам, яко заветное писание, ибо сам глаголет: «ядый мою плоть и пияй мою кровь, имать живот вечный» (Иоан. зач. 23). Таинство Тела и Крови Господни есть притом не заветное только писание на получение небесного наследия, но в Таинстве сем вносится выну и смерть завещателя, дабы завещание имело силу на получение завещанного, якоже апостол глаголет: «елижды аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приндет» (1Кор.зач 149). Сего божественного Завета Тела и Крови Господни не имущии не могут иметь и надежды на наследие вечного живота, что утверждает сам Господь, глаголя: «аще не снесте плоти сына человеческаго, ни пиете крови его, живота не имате в себе» (Иоан. зач. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Возглас: «Яко подобает...» По возгласе седален, глас 7: «На вечери ученики питая..... Малое каждение (Евангелия на аналое, царских врат, местных икон и предстоящих). Читается 2-е Евангелие от Иоан., зач. 58-е. По 2-м Евангелии антифоны: 4-й, 5-й и 6-й. Каждение малое. Ектения малая (3-я). Возглас: «Яко благословися и прославися...» Седален. глас 7: «Кий тя образ, Иудо...» Читается 3-е Евангелие от Матф., зач. 109-е. По 3-м Евангелии антифоны: 7-й, 8-й и 9-й. Каждение малое. Малая ектения (4-я). Возглас: «Яко Ты еси Бог наш и Тебе славу возсылаем...» Седален, глас 8: «О, како Иуда, иногда Твой ученик...» 4-е Евангелие – от Иоан., зач. 59-е. По 4-м Евангелии антифоны: 10-й, 11-й и 12-й. Каждение малое. Малая ектеиия (5-я). Возглас: «Буди держава Царствия Твоего...» Седален, глас 8: «Егда предстал еси Каиафе, Боже...» 5-е Евангелие от Матф., зач. 111-е. По 5-м Евангелии антифоны; 13-й, 14-й и 15-й. Малое каждение. Малая ектения (6-я). Возглас: «Яко благословися всесвятое имя Твое и протвися Царство Твое...» Седален. глас: «Искупил ны еси от клятвы законныя...» (5-м Евангелием кончаются антифоны и седальны.) 6-е Евангелие от Марка, зач. 67-е. По 6-м Евангелии Блаженны Триоди на 8. с тропарями (от Елажени алчущии...»). Малое каждение. Малая ектения (7-я). Возглас: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя...» «Вонмем». «Премудрость». Прокимен, глас 4; «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий». Стих: «Боже, Боже Мой, вонми Ми! Вскую оставил Мя еси?» 7-е Евангелие отМатф., зач. 113-е. По 7-м Евангелии каждения и малой ектении нет. Псалом 50-й и тотчас: 8-е Евангелие от Луки. зач. 111-е. По 8-м Евангелии поем трипеснец Триоди, глас 6, который состоит из 5-й. 8-й и 9-й песней. Ирмосы по дважды, тропари на 12. Катавасия тот же ирмос. По 5-й песни ектения малая. Возглас: «Ты бо есн Царь мира...» И читаем кондак Триоди: «Нас ради Распятаго...» и икос «Своего Агнца...» По 8-й песни «Честнейшую» не поем, но после «Хвалим, благословим...» сразу нрмос 9-й песни: «Честнейшую Херувим...» На 9-й песни каждение. «Достойно есть» не поется. Заканчивается трипеснец пением на катавасию ирмоса 9-й песни: «Честнейшую Херувим...» Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Их специальный разбор мог бы увеличить массу однообразного материала, но не увеличил бы числа оригинальных композиций и типов. Иконописный шаблон, как уже сказано выше, пустил глубокие корни в византийской иконографии: исцеление скорченной женщины построено по обычному шаблону исцелений (сир. Евангелие, Евангелие нац. библ. 74, л. 139 1662 . Елисав., зач. 71 Лук. Гелат., л. 189. Давидгаредж. код., л. 4); также и исцеление хромых (сир. Евангелие 1663 ; Евангелие 74, л. 114 об., 118. Афонопантел. Евангелие 2, л. 90 об.), глухих и немых (Евангелие 74, л. 79, 83 и 133. Елисав., зач. 31, 40, 57 Лук. Лаврент. Евангелие, л. 24. Гелат. Евангелие, л. 36, 43, 117 и 182 об.), страждущего водянкой (Евангелие 74, л. 190. Лаврент. Евангелие, л. 138 об. Гелат., л. 191 об. Евангелие публ. библ. 105, л. 144. Давидгаредж. код., л. 5). Хананеянка (равен. моз. Аполлинария Нового; код. Григория Богослова 510 1664 ; Евангелие 74, л. 31 об. и 79. Елисав., зач. 30 Марк. Гелат., л. 112. Лаврент., л. 77. Код. Эгберта) 1665 припадает к ногам Иисуса Христа, подобно кровоточивой, а само исцеление ее дочери ничем существенно не отличается от исцеления тещи Петровой или воскрешения дочери Иаира. Сходна с хананеянкой блудница, прощенная Иисусом Христом ( Григорий Богослов 510; Евангелие нац. библ. 115, л. 400. Код. Эгберта 1666 ). Сложные миниатюры «исцеления многих больных» (Евангелие 74, л. 8, 15, 31 об., 77 об. и 118. Елисав., зач. 9, 26 и 62–63 Матф.; зач. 27 ев. Марк.; зач. 24 ев. Лук. Гелат. Евангелие, л. 32 об., 51 и 159. Копт. Евангелие, л. 44) представляют механическую комбинацию отдельных исцелений. Проклятие смоковницы (Евангелие 74, л. 42, 88 об. Елисав., зач. 84 Матф. и 50 Марк. Гелат., л. 65, 123 об. Лаврент., л. 43 и 85. Евангелие нац. библ. 115, л. 93. Евангелие нац. библ. suppl. 27, л. 96. Евангелие suppl. gr. 914, л. 63) следует также шаблону: Иисус Христос, идя с апостолами, обращается с жестом к стоящей перед ними смоковнице 1667 ; а если на месте смоковницы поставить изображение человека, сидящего на дереве, то это будет беседа с Закхеем (Кембридж.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010