„Хула же яже на духа, се есть, на духовная дела Христова и нарицаяй я бесовска, аще не покается, не прощен будет“. Благовестник Матф.: зач: 46 и 47 – И паки: Иудее реша Иисусу, не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси ты и беса имаши. Иоанна зач. 32. – Взята убо камение Иудее, да ввергнут нань. Иоанна зач: 33. И в другое время взяша же камение паки Иудее, да побиют его, Иоанн: зач: 38. Но и верующих во Христа всех Архиерей и Фарисей проклинаху сице: егда кто от князь верова в онь ( то есть во Христа) или от Фарисей, но народ сей, иже не весть закона, прокляти суть Иоан: зач: 27. – И он же далее: уже бо бяху сложилися жидове, да аще кто его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет. Иоан: зач: 34. Все же сии злохуления на Христа Спасителя и на божественные его чудотворения происходили от начальнейших властей и пастырей ветхозаветные церкви, да еще к тому и при содержании ересей как то Фарисейские, Саддукейские, Иессейские, и Иеродианские, о чем свидетельствует и Синаксарь в Триоди, в неделю о Мытаре и Фарисее 63 . Бароний в книге 1, на листу 2, в приуготовлении 64 . Хотя же при еретичестве своем столько злохулили Христа Спасителя и его божественны чудеса жидове, однако же дух святый действовал тогда в церкви жидовской чрез существо, по свидетельству Евангельскому и святоцерьковному. Благовестн: Иоан: зач: 40 65 . Да и Христос Спаситель исцеленных им чудесно посылал ко оному существу для выполнения законных чиноположений, как то о семо свидетельствуется во Евангелии тако: муж исполнь прокажения видев Иисуса, пал ниц моляся ему, глаголя: Господи! аще хощещи, можеши мя очистити, и простер руку, коснуся его, рек: хощу, очистися, и абие проказа отыде от него, и той заповеда ему, ни кому же поведати, но шед покажися Иереови и принеси о очищении твоем, яко же повеле Моисей во свидетельство им. Луки зачало 18. – И еще у него же во Евангелии: сретоша его десять прокаженных мужей, иже сташа издалеча и тии вознесоша глас глаголюще; Иисусе наставниче, помилуй ны: и видев рече им: шедшие покажитеся священником: и бысть идущим им очистишася. Луки зач: 55. Хотя по свидетельству вышеприведенного писания ветхозаветные церкви священство при содержании ересей, а Христа Спасителя толико злохулимое как его так и божественные чудотворения: однако же благодатная сила Святого Духа во Священнодействии чрез сие же священство действовала, и Христос Спаситель оного существа Священнодействии не презирал. Лук: зач: 6, 7 и 8, и не учил презирать, даже до распятия его и раздрания церковные завесы на двое. Матф: зач. 116. Тем паче новоблагодатное священство пребывающее неотступно во исповедании веры святого Апостола Петра (Матф: зач. 67) сего не долженствует делать, как о сем уже говорено было в Показании 2-м.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zerkalo-...

1-е Евангелие – Мф. 116 зач. 2-е Евангелие – Мк. 70 зач. 3-е Евангелие – Мк. 71 зач. 4-е Евангелие – Лк. 112 зач. 5-е Евангелие – Лк. 113 зач. 6-е Евангелие – Лк. 114 зач. 7-е Евангелие – Ин. 63 зач. 8-е Евангелие – Ин. 64 зач. 9-е Евангелие – Ин. 65 зач. 10-е Евангелие – Ин. 66 зач. 11-е Евангелие – Ин. 67 зач. Хор (по окончании чтения): «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Хор: «Воскресение Христово видевше…». Во время исполнения этого песнопения диакон стоит на амвоне лицом к народу, держа в руках Евангелие, а пономари со свечами становятся на ступеньку ниже амвона лицом друг к другу. По окончании «Воскресение Христово видевше…» пономари уносят малые свечи в алтарь, а диакон спускается с амвона и полагает Евангелие на центральный аналой (пономарь перед этим берет икону Воскресения Христова и отлагает ее на время целования Евангелия). Чтец: 50-й псалом («Помилуй мя, Боже...»). В это время по Уставу священнослужители и народ целуют Евангелие, которое служащий иерей держит в руках (см. Типикон, глава 2-я). На практике, однако, диакон, как мы уже заметили, сразу после пения «Воскресение Христово видевше…» полагает Евангелие на аналой, а само целование Евангелия бывает во время помазания при пении канона. Хор: «Слава»: «Молитвами апостолов, Милостиве, очисти множество согрешений наших». «И ныне»: «Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти…». «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». «Воскрес Иисус от гроба…» («стихира по 50-м псалме»). При пении стихиры диакон поднимается на амвон и становится перед иконой Спасителя. Диакон: «Спаси, Боже, люди Твоя…» (начальное прошение литии). Хор: «Господи, помилуй» (12 раз). Священник: «Милостию и щедротами и человеколюбием…». Хор: «Аминь» и поет ирмос первой песни канона. На практике в это время происходит целование Евангелия и бывает помазание народа елеем. Если совершалась лития, то раздаются частицы хлебов, освященных на вечерне. По 9-й песни канона после малой ектении диакон возглашает: «Свят Господь Бог наш».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

38 об., елисаветградское, зач. 79. Речь о хлебе животном ( Ин. 6:48  и след.); подробность: несколько учеников Иисуса Христа, согласно с Ин. 6:66 , удаляются прочь. Евангелие 74, л. 180, елисаветградское, зач. 24. Обличительная речь Фарисеям ( Мф. 23:2  и след.); подробности: Каин убивает Авеля; воины убивают Захарию близ жертвенника. Евангелие 74, л. 45, 46 об., 47. Елисаветградское, зач. 93 и 96. Гелатское, л. 71 об. Проповедь о воскресении мертвых ( Мк. 12:24  и след.). Евангелие 74, л. 90 об., елисаветградское, зач. 55. Лепта вдовицы 1464 ( Мк. 12:42–44 ); подробность: в стороне, возле покрытого киворием стола с деньгами, стоит женщина, тут же народ. Равеннская мозаика 1465 . Евангелие 74, л. 91 об., елисаветградское, зач. 57; ср. гелатское Евангелие, л. 127 (Иисус Христос стоит возле сокровищницы); афоноиверское Евангелие 5, л. 330 об.; Евангелие публ. библ. 105, л. 169 об. В кодексе Григория Богослова 510 изображение поставлено рядом с исцелением слепца (рис. 92): женщина опускает лепту в кружку, стоящую у ворот; перед ней Иисус Христос с благословляющей десницей. Речь перед иудеями ( Ин. 8 ). Евангелие 74, л. 184–185; ср. 194. Елисаветградское, зач. 30 и 33, ср. 42. Гелатское Евангелие, л. 258. Прощальная беседа Иисуса Христа с учениками ( Ин. 13–16 ). Евангелие 74, л. 197 и 200. Елисаветградское, зач. 47 и 53. 92. Миниатюра кодекса Григория Богослова 510. К этой же категории шаблонных изображений относятся: беседа Иисуса Христа с учениками Иоанна ( Лк. 7:20–22 ): Евангелие 74, л. 121 об. Елисаветградское, зач. 31; с сотником ( Мф. 8:5  и след.): Евангелие 74, л. 14. Елисаветградское, зач. 25. Гелатское, л. 31 об.; с некоторым начальником ( Мф. 9:18 ; Мк. 5:22  и след, Лк. 8:41 ): Евангелие 74, л. 17 об. Елисаветградское, зач. 32. Гелатское, л. 35 об.; беседа о дидрахме ( Мф. 17:24–27 ): Евангелие 74, л. 35. Елисаветградское, зач. 73; благословение детей ( Мф. 19:13–15 ; Мк. 10:13–15 ; Лк. 18:15–17 ); подробности: Иисус Христос, сидя на кафедре, возлагает руки на детей; в группе присутствующего народа – женщины с детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

– в случае полиелейного праздника: хор поет полиелей (псалмы 134-й «Хвалите имя Господне…» и 135-й «Исповедайтеся Господеви яко Благ…» ). В начале пения полиелея духовенство выходит на середину храма и поет величание праздника. Затем канонарх или хор произносят стихи избранного псалма, и после каждого стиха хор поет величание. При пении полиелея и величания совершается каждение всего храма. На практике каждение совершается или полностью при пении величания со стихами избранного псалма, или же при пении полиелея иерей кадит алтарь, иконостас и народ, а после величания кадит основную часть храма и притвор. По окончании избранного псалма и величания поется «Благословен еси, Господи…» и тропари «Ангельский собор…», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). Седальны по полиелеи: читаются ипакои гласа. В случае бденного или полиелейного праздника затем добавляются седальны Минеи. Прокимен воскресный гласа. Евангелие воскресное 421 . На воскресной утрене читается одно из 11-ти воскресных утренних евангельских чтений по порядку, начиная от Недели Всех святых, в которую читается 1-е Евангелие: 1-е Евангелие – Мф. 116 зач. 2-е Евангелие – Мк. 70 зач. 3-е Евангелие – Мк. 71 зач. 4-е Евангелие – Лк. 112 зач. 5-е Евангелие – Лк. 113 зач. 6-е Евангелие – Лк. 114 зач. 7-е Евангелие – Ин. 63 зач. 8-е Евангелие – Ин. 64 зач. 9-е Евангелие – Ин. 65 зач. 10-е Евангелие – Ин. 66 зач. 11-е Евангелие – Ин. 67 зач. После Евангелия всегда поется «Воскресение Христово видевше…» (это песнопение не отменяется даже в тех случаях, когда не читается воскресное Евангелие, а полагается чтение праздника, то есть на двунадесятые Богородичные и храмовые праздники в неделю). Стихиры по 50-м псалме: на «Слава» поется «Молитвами апостолов…». После припева «Помилуй мя, Боже…» поется стихира «Воскрес Иисус от гроба…». Канон: всегда полагается не более 4 канонов. В Октоихе помещаются 3 канона: воскресный (читается всегда, исключая 24 декабря в неделю), крестовоскресный (опускается в случае бденного праздника, а также если в Минее 2 канона) и Богородице (опускается редко, например, в случае полиелейного святого в период пред- или попразднства).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Регулярное же, ничем не стесняемое чтение воскресных евангелий начинается с первой недели (воскресенья) по Пятидесятнице — т. е. со Дня Всех святых. В этот день мы слышим первое воскресное евангелие, на следующей неделе — второе, и так далее, до последнего — одиннадцатого. После этого цикл возобновляется. Так продолжается даже во время Великого поста — вплоть до воскресенья, предшествующего Входу Господню в Иерусалим  — 6-го воскресенья Великого поста. Воскресное евангельское чтение на утрене может быть отменено лишь в том случае, если с воскресеньем совпадает двунадесятый праздник — так будет в 2014 году в день Богоявления. Итак, какие же именно евангельские сюжеты мы слышим по воскресеньям? 1) Мф 28:16–20 (зач. 116) — Христос отправляет учеников на проповедь; 2) Мк 16:1–8 (зач. 70) — ученицам является ангел; 3) Мк 16:9–20 (зач. 71) — краткое изложение различных явлениий воскресшего Спасителя ученикам, вознесение; 4) Лк 24: 1–12 (зач. 112) — ученицам является ангел; Петр прибегает к пустой гробнице; 5) Лк 24:12–35 (зач. 113) — Христос является Луке и Клеопе, идущим в Эммаус; 6) Лк 24: 36–53 (зач. 114) — явление Христа ученикам и вознесение; 7) Ин 20:1–10 (зач. 63) — ученицы и ученики приходят к гробнице Учителя; 8) Ин 20:11–18 (зач. 64) — явление Христа Магдалине; 9) Ин 20:19–31 (зач. 65) — неверие и вера Фомы; 10) Ин 21:1–14 (зач. 66) — чудесный улов рыбы; 11) Ин 21:15–25 (зач. 67) — диалог Иисуса и Петра; предсказание о судьбе Иоанна. Как видим, на Евангелие от Матфея приходится лишь один фрагмент, на Евангелие от Марка — два, на Евангелие от Луки — три, на Евангелие от Иоанна — остальные пять. Такая диспропорция почти целиком объясняется вполне естественными причинами: у Иоанна событиям после Воскресения отведено две главы против одной у прочих евангелистов; у Луки в 24-й главе действительно выделяется три эпизода; у Марка последняя глава очевидным образом распадается именно на две части (причем не только сюжетно, но и с точки зрения текстологии). Но вот с Матфеем картина несколько сложнее. То, что мы читаем в качестве первого воскресного евангелия, — это всего лишь пять стихов в самом конце 28-й главы. Но ведь первые 15 стихов этой главы образуют еще два эпизода (стт. 1–8, 9–15) вполне праздничного содержания — почему же их не включили в число воскресных евангельских чтений? Неужто только для того, чтобы соблюсти верность числу 11? Отчасти, несомненно, по этой причине. Но эти 15 стихов отнюдь не обижены: они (впрочем, и концовка 28-й главы также) читаются на самой торжественной службе всего церковного года. Мы знаем ее как литургию свт. Василия Великого в день Великой субботы . Эта служба, которая по уставу должна совершаться вечером (а вовсе не утром, как у нас заведено, — чтобы потом весь день можно было освящать куличи), по сути дела, первая литургия Пасхи. И вот на этой службе мы впервые после Страстной седмицы слышим весть о Воскресении Христа.

http://pravmir.ru/evangelskie-chteniya-n...

На Литургии – антифоны Пасхи, и прочее, как в 1-й день. Прокимен, глас 8-й – «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их»; стих «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Апостол: Деян., зач. 2. Евангелие: Ин., зач. 2. Причастен «Тело Христово приимите». Отпуст, как в первый день Пасхи. Во всю Пасхальную седмицу после утрени и 1-го часа указан в Уставе крестный ход. В большинстве случаев он совершается в конце Литургии по заамвонной молитве с пением канона Пасхи и чтением воскресного Евангелия (от Мф., зач. 116 или Лк., зач. 114). При совершении крестного хода вокруг храма нужно заранее сделать указания звонарям, чтобы звон совершался только во время шествия, а на время остановок прекращался. О служении в один из дней Светлой седмицы с полиелейной службой великомученику. Георгию или другому святому или с бдением святому или храму святого см. том 1, с. 108–110. Во всю Пасхальную седмицу богослужение совершается по тому же чину, который указан в понедельник Пасхи. Не читается только Евангелие на вечерне, и меняются стихиры и прокимны. В понедельник (вечером) на вечерне прокимен великий, глас 7-й – «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхотé, сотвори», со стихами. Вторник Светлой седмицы На Литургии прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем». Стих «Яко призрé на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди». Апостол: Деян., зач. 4. Евангелие: Лк., зач. 113. Во вторник вечером на вечерне прокимен великий, глас 8-й – «Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми», со стихами. Среда Светлой седмицы На Литургии прокимен, глас 6-й – «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде». Стих «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Апостол: Деян., зач. 5. Евангелие: Ин., зач. 4. В среду вечером на вечерне прокимен великий, глас 7-й – «Внуши, Боже, молитву мою и не прéзри моления моего», со стихами. Четверг Светлой седмицы На Литургии прокимен, глас 3-й – «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царéви нашему, пойте». Стих «Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования». Апостол: Деян., зач. 6. Евангелие: Ин., зач. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вопрос пятый Святой пророк Давид о Христе пророчествовал: снидет яко дождь на руно и яко капля на землю каплющая, воссияет во днях его правда и множество мира, дóндеже отымется луна. Спрашивается: чтó под словом отнят луны разуметь должно? Вопрос шестой Объявил праведный Бог чрез пророка: «Что подобаше сотворить винограду моему, и не сотворих ему: занеже ждах, да сотворит гроздья, но сотвори терние. Ныне убо возвещу уже вам, чтó сотворю винограду моему: отыму ограждение его и будет в расхищение, и разорю стену его и будет в попрание; и оставлю виноград мой, и не порежется, ниже покопается, и взыдет на него яко на лядину терние, и облаком заповем еже не одождить на него дождь. Виноград бо Господа Саваофа дом Израилев есть» ( Ис.5 ). Исполнение сего обетования ограничивается над одним ли подзаконным Израилем, или простирается и на церковь новозаветную при подобном, или паче большем терноплодии? Ответ на сии вопросы Евангельскими обетованиями и апостольскими свидетельствами, неодоленность церкви Христовой и непрестающее бытие Христова священства уверяющими, вы, почтенный беспоповец, увериться не хотите; но всячески тщитесь в Евангелии обещанную неодоленную церковь (Мф. зач. 67) показать одоленной, до скончания века существовать имущую (Лк. зач. 95; Ин. зач. 65 и 48; Кн. о вере сл. 7, л. 59) – уже приявшей конец, непревратные слова Христовы (Мф. зач. 106; Мк. зач. 62). – превращенными, новый завет Христов (Мф. зач. 108; Мк. зач. 68; Лук. зач. 108) тщитесь уподобить ветхому, вечный (Евр. зач. 115; Маргар. лист 480) – показать привременным и преходящим, лучший (Евр. зач. 318) – недостаточным и ненуждным, по силе живота Христова неразрушимого николиже престающее священство Христово (Кн. Кирил. сл. 8, л. 77) – преставшим и не существующим. И презрев евангельские и апостольские указания, все сие вы тщитесь подтвердить свидетельствами ветхозаветных пророчеств. Но так, как и ветхозаветные пророки, когда говорили о церкви и священстве Нового Завета, предрекали им вечное, непрестающее бытие, то сии пророчества вы такожде преходите молчанием, а все ваше внимание обращаете на пророческие предсказания о скончании священства и церкви ветхого завета, и произвольно переносите оные на священство новоблагодатное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

зач. 116), и сказав: »иже веру имет (во Евангелие) и крестится, спасен будет« (Марк. зач. 71), и: »аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие« (Евангел. от Иоан. зач. 8). Сице и Петр апостол глаголет: »покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа, во оставление грехов« (Деян. зач. 6). О Таинства! Со измовением тела в воде во имя Святой Троицы, измывается и душа от грехов и возрождается в сынотворение: »елицы бо прияша его (Христа) и, даде им область чадом Божиим быти« (Еванг. от Иоан. зач. 1). Вси вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе: »елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся« (Галат.зач. 208). О, великого Божия милосердия! Первородный грех и все с ним прочие грехи не трудами нашими, подвигами и потами законополагает Господь очищати, но трикратным с верою и приглашением трех Божественных ипостасей в воду погружением очищает и новотворит человека! И влепоту сице бывает. Ибо не трудами нашими и подвигами потребися первородный грех, и не добродетелями нашими от него избавихомся, и не дела наши праведные даны за очищение наше: но Христос предал себя самого на смерть грех ради наших, якоже апостол глаголет: »Христос умре грех ради наших, по писанием« (1 Коринф, зач 158), и спас нас туне своею благодатию: »оправдаеми туне благодатию« Его (Рим. зач. 84). Очищает же нас Бог крещением от греха, да ктому не работаем, но мертвы будем греху (Рим. зач. 91), сиречь, якоже мертвый не делает греха, тако и мы да не творим. Но и здесь милосердый Бог не положил предела своему милосердно, – не ограничил тем своего к нам благоволения, что водою крещения туне, без дел наших праведных, омывает грехи наши, верою очищает сердца наши, и Духа Святого творит причастники. Ведый немощь нашу, яко аще и подобает нам по крещении ктому не согрешати, по слову апостола: »да не царствует убо грех в мертвеннем теле вашем« (Рим. зач. 92), но человецы суще, и паки греху работаем, – сие ведый Бог, и исполняя свое обещание новому Израилю, древле чрез пророка реченное: »милостив буду неправдам их» (Иерем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

После Евангелия ектении сугубая и просительная и «стиховны». Первая стихира собственно воскресная: «Христе Спаситель! Твое воскресение просветило всю вселенную, и (им) Ты восстановил все созданное Тобою; Господи всемогущий, да будет Тебе слава». Затем стихи Пасхи: «Да воскреснет»… Вечерня оканчивается, как и утреня. Так, за исключением лишь одного Евангелия, совершаются вечерние богослужения во всю Пасху. Меняются стихиры «на Господи воззвах» и стиховныя (так же как на утрени «хвалитныя»), но все прочее: состав богослужений, песни пасхальные, – одинаково, как в первый, так и в последний день, т. е. собственно говоря, вся эта неделя – один великий, светлейший и святейший день. Считаю не лишним указать чтения из Апостолов и Евангелий в продолжение пасхальной недели. В понедельник – Апостол зач. 2 ( Деян. 1:12–26 ), Евангелие Иоанна, зачало 2 ( Ин. 1:18–28 ). Во вторник – апостол зачало 4 ( Деян 2:14–21 ), Евангелие Луки, зач. 113 ( Лк. 24:12–31 ), об учениках, шедших в Еммаус). В среду – Апостол, зач. 5 ( Деян. 2:22–36 ), Евангелие Иоанна, зач. 4 ( Ин. 1:35–51 ). В четверг – Апостол, зач. 6 ( Деян. 2:38–43 ), Евангелие Иоанна, зач. 8 ( Ин. 3:1–15 ). В пятницу – Апостол, зач. 7 ( Деян. 3:1–8 ), Евангелие Иоанна, зач. 7 ( Ин. 2:12–22 ). В субботу – Апостол, зач. 8 ( Деян. 3:11–16 ), Евангелие Иоанна, зач. 11 ( Ин. 3:22–23 ). Несколько слов о внешних особенностях Пасхи Теперь несколько слов о внешних особенностях Пасхи. «Христос воскресе!» Вот слова, которые непрестанно слышатся во всю неделю Пасхи, как в церкви, так и вне ее. Окаживает ли иерей православных на каком бы то ни было богослужении, осеняет ли крестом после трех главных богослужений (утрени, литургии и вечерни) – он непрестанно произносит эти слова. Встречаются ли православные между собой, где б ни пришлось, сколько бы раз ни было – их же произносят они. Что же выражает это? Выражает то светлое, благодатное, святое настроение, которое испытывает всякая христианская душа в праздник Воскресения Христова. Всякая истинная и полная радость общительна. Когда ликует душа, слово невольно льется с языка: «от избытка сердца уста глаголят». Так общительна и радость христианина о воскресшем Господе, потому что она полна, потому что источник ее неисчерпаем и неиссякаем. Она не в состоянии замкнуться в себе, как помыслы самолюбия, нет, она открывается при всяком возможном случае, искренно и с любовью, как и всякое духовное сокровище, которое тем больше растет, чем больше расточается. Христианская любовь, которая так редко обнаруживается в людях из-за жесткости и холодности житейских отношений, в эти дни невольно прорывается наружу как огонь из-под пепла, и образует светлый круг той христианской жизни, которую может испытать только христианин и никто более. «Воскресения день! просветимся торжеством и друг друга обнимем!» – и буквально исполняют это христиане: с именем и о имени Господа воскресшего обнимают и целуют друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

253 Еще приносим Ти словесную (λογικν – духовную) сию и бес­кровную службу (λατρεαν – евхаристическую жертву) и просим и молим и милися деем (κετυομεν – на коленях умоляем), ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия дары сия. 254 На четыре части раздробленный святой Агнец представляет образ креста, на котором распят Господь Иисус Христос. Но как душа вся находится всецело в каждом члене также, как во всем теле, так и Господь Иисус Христос находится весь в каждой раздробленной части св. Агнца, а потому священнослужитель, раздро­бляя св. Агнец, произносит следующие слова: раздробляется и раз­деляется Агнец Божий раздробляемый и неразделяемый всегда ядомый и никогда же иждиваемый, но причащающиеся освящаяй. 256 По приобщении от чаши, приобщающий напоминает приняв­шему Тайны о плодах святой Евхаристии: се прикоснуся устном твоим и отъимет беззакония твоя и грехи твоя очистит. Те же слова древле произнес один из Серафимов, прикоснувшись к устам пророка Исаии углем, взятым из алтаря. Ис.6:7 . 258 Есть предание, что одна женщина, принявши на руки частицу святого тела Христова, смешала его с другим веществом для волхвования. Св. Златоуст ввел в употребление лжицу, и с того времени миряне приобщаются телу и крови Христовой не отдельно, как священнослужители, но под обоими видами вместе. Камень веры, ч. I, гл. 7 о святой Евхаристии. Никиф. Каллис. кн. гл. 7. 265 Тропари сии на все гласы собраны в Часослове. Тропарь первого гласа начинается: ангельские силы на гробе Твоем. 266 Всех тропарей, или стихир воскресных шесть, которые начинаются так: ангельский собор удивися.... 268 1-е, воскресное Евангелие от Матфея зач. 116. гл.28:16–20. 2-е, – – от Марка зач. 70, гл.16:1–8. 3-е, – – от Марка зач. 71, гл.16:9–20. 4-е, – – от Луки зач. 112, гл.24:1–12. 5-е, – – от Луки зач. 113, гл.24:12–35. 6-е, – – от Луки зач. 114, гл.24:36–53. 7-е, – – от Иоанна зач. 63, гл.29:1–10. 8-е, – – от Иоанна зач. 64, гл.20:11–18. 9-е, – – от Иоанна зач. 65, гл.20:19–31. 10-е, – – от Иоанна зач.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010