трапезе. Л. 170 об. В новопосвящённом храме предписано совершать 40 дней ежедневно литургию. Л. 171. По окончании всего чинопоследования приложена а) особая молитва по отпусте литургии в день освящения, «даючи людем прощение и благословение и отпущение грехов». Нач. влко хе бе нашъ, црю нбны, хе слово. сне агнче, прчтный сщенниче; телче непорочный... и б) грамота архиерейская, в которой, с свидетельством об освящении храма, приходящим праздновать оное ежегодно даруется прощение грехов и отпущение епитимий на несколько дней. Вероятно, сие сделано для отвращения православных от униатских послаблений, которые раздавались при подобных обстоятельствах в Римской Церкви. Л. 175. Под заставкою, изображающею церковь , – ставъ и чин бываемы о сты трапезы. Тоже требн. 1639. л. 47. Гоар р. 614. Л. 176 об. Чинъ на цркви и олтар, осквернены зыкъ ил еретикъ. После водоосвящения две молитвы, в печат. требн. 1850. гл. 41 и 40. Л. 178. Под заставкою с изображением нерукотворенного образа Спасителя, – чинъ на град ил храм новом. – Чинопоследование, представляющее довольно особенного в своём составе. После обычного начала и великой ектении, следуют три антифона, теже самые, какие положены на литургии, с молитвами: На вско мсте ег теб хвали ги бе на... Ги бе на изволивый внит по кро в закхеевъ... Влко ги бе вседержителю, пробразивый мосеовою палицею... (Последние две молитвы см. в печ. требнике 1850. гл. 39 и 107.). Потом вход и благословение крестом от святителя на все четыре страны, при пении: «приидите поклонимся». За тем моление: Спаси Боже люди Твоя..., Святый Боже..., Апостол к Коринф. зач. 182. и Евангелие от Мф. зач. 67, ектения сугубая, помазание св. елеем по стенам крестообразно, с окроплением св. водою, и отпуст. Л. 182. Под заставкою, представляющею трёх мучеников – воинов вооружённых, – чинъ хоргви. Ему предшествует изображение, где святитель в мантии и митре совершает моление, а перед ним стоят чиновные казаки: один держит знамя с крестом над луною, другой – булаву. Чинопоследование заключает в себе песнь: с нами Бог.., псалом 143 и две молитвы, которые находятся и в требнике Петра Могилы , ч. 2. стр. 250. Л. 184. Канонъ молебе ко г бг ншем х и къ вс сты ег, пое за ил за люди, исходи т из града против р а т ны. Тот же в старопечатн. требнике 1639 л. 445. А молитва после канона помещена и в нынешнем требнике (1850. гл. 92.). Л. 189 об. Под заставкою – млтвы пращалныи на вск клтв и на мершимъ, чтомы Две молитвы: на Греч. у Гоара р. 684. 685. – Потом л. 192. две молитвы на гробо мершаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Нелегко и неприятно пойти к тому, кто враждует и злобствует против нас… и начать разговаривать с ним. Но если ты размыслишь о высоком достоинстве этой заповеди (примирения), о великости награды и о том, что польза от этого доброго дела обращается не на него, а на тебя, то все покажется тебе легким и удобным (35,284)… Тяжелое и трудное дело – скоро примириться с врагом, тяжелое и трудное не по своему свойству, но по нашему нерадению (34,174). Трудно начать и сделать приступ к примирению; когда он сделан каким бы то ни было образом, тогда все последующее будет легко и удобно (34,175). Был в Александрии вельможа, который, несмотря на все увещания святителя Иоанна Милостивого, не хотел примириться со своим врагом. Однажды святитель пригласил его в свою домовую церковь . В церкви никого не было. Сам патриарх служил, а на клиросе был только один певец, которому вельможа стал помогать в пении. Когда они начали петь молитву Господню, на словах… дажд нам днесь святитель Иоанн остановил певца, и вельможа один допел: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Тогда святитель сказал ему: «Смотри, сын мой, в какой страшный момент ты произносишь слова: остави мне, как я оставляю. Правду ли говоришь? Оставляешь ли?» Эти слова патриарха поразили вельможу. В слезах он бросился к ногам святителя и в тот же день примирился со своим врагом и простил ему все обиды (76,588). ЧЕТВЕРГ. Мф. Зач. 13. (5,27–32) О ПОХОТЛИВЫХ ВЗГЛЯДАХ И ПРЕЛЮБОДЕЯНИИ По учению нашего закона не должно с похотливым желанием и очей устремлять на чужую жену, потому что бесстыдный взор – начало бесстыдной любви, и только избегающий такого взора избежит и греха… (12,234). Прелюбодеяние искореняет в себе, кто око обращает долу, а душу – ко Господу, а кто возобладает над чревом, тот возобладает над взором (23,228). Взирающий на женщину ко еже вожделети ея ( Мф. 5, 28 ), будет ли он мирянин или монах, одинаково будет наказан за это прелюбодеяние (32,107). Для чего засматриваешься не на свое лицо? Для чего стремишься в пропасть? Для чего ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза, прикрывай свое зрение, положи закон очам своим; послушай Христа, Который, угрожая, поставляет бесстыдный взгляд наравне с прелюбодеянием (36,182).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сила Господа проявится во время второго Его пришествия в Его славных действиях: так Он произведет потребление земли огнем ( 2Пет.3:7 ), воскресит тела мертвых ( Ин.5:29, 30 ), изменит живых во образ воскресших ( 1Фес.4:17 ) и произведет суд над всеми живыми и мертвыми ( Мф.25:34, 46 ); слава же Христова явится тогда в величии всего Его пришествия, в сопровождении тем Ангелов ( Мф.25:31 ). У еванг. Матфея сказано, что пред явлением Господа для суда явится на небе знамение Его, т. е. крест, – орудие, на котором Иисус Христос совершил спасение рода человеческого ( Лк.24:30 ). Для чего при втором пришествии Христовом явится крест? «Для того, говорит блаж. Феофилакт, чтобы совершенно посрамить бесстыдство Иудеев. Ибо Христос придет на сей суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть. Крест назван знамением Господа, потому что он служит победным и царским знамением Его». В Евангелии же Матфея тут прибавлено: Тогда восплачутся вся колена земная, восплачутся от страха славного пришествия Христова и великого переворота в мире; в частности восплачутся все колена земли Иудейской, оплакивая свое непослушание Христу – Мессии, Его отвержение и даже распятие на кресте; восплачутся и все, которые, хотя были христианами, но мудрствовали земная, т. е. жили не так, как требовала Христова вера. (Феоф.) Зач. 107. Пророчество Христово о разрушении Иерусалима и втором Своем пришествии. (Продолжение). Читается в четверг 29-й недели по Пятидесятнице. Лк.21:28 . Начинáющым же сим бывáти, восклонитеся и воздвигните главы вáшя: Занé приближáется избавлéние вáше. (Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.) Начинающим сим бывати (когда начнет это сбываться), т. е. когда начнут совершаться предсказанные Господом скорби пред разрушением Иерусалима и вторым пришествием Его, о чем доселе была ведена Им речь. Восклонитеся и воздвигните (поднимите) главы ваша, т. е. ободритесь. Образ взят от того, что печальные обыкновенно ходят понурив голову, а потом обрадованные поднимают ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

1) Разбор учения безпоповцев о возможности существования Церкви без иерархии По учению безпоповцев иерархия не составляет существенной и всегдашней принадлежности Церкви Христовой. Со дня призвания апостолов до Пятидесятницы, говорят они, иерархии в Церкви совсем не было, 106 а явилась она, по словам Софрония патриарха (т. I, стр. 265) лишь со дня Пятидесятницы: однако это не препятствовало Церкви быть истинною Христовою Церковью. Поэтому и наше общество, не смотря на отсутствие иерархии, составляет истинную Церковь Христову. Такое учение совершенно не справедливо. Церковь Христова, подобно кораблю Ноя, созидалась не сразу, а постепенно (Иерон. твор., ч. IV, стр. 86); первые моменты её созидания падают на время всего служения Христа Спасителя, а последующие на время после воскресения Его до Пятидесятницы и даже после 50-цы. 107 Вполне дары Св. Духа сообщены Церкви, в лице её предстоятелей, в день Пятидесятницы; однако и до этого времени она не была без иерархии. Сначала была она со Христом, Который есть вечный первосвященник, а потом были в ней апостолы, которые заключали в себе всю полноту божественных дарований и власти, полученных имя от Христа. Это установленное Христом в апостолах священство должно друго-преемственно пребывать в Церкви до окончания века. 108 Чтобы доказать правоту своего учения безпоповцы изменяют самое понятие о Церкви Христовой, говоря, что она заключается в правом исповедания веры и потому может состоять из одних мирян, право исповедующих веру. В подтверждение этой мысли они приводят, напр., следующие места Священного и святоотеческих писаний. а) Господь сказал: «идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» ( Мф. 18:20 , зач. 76); значит, собравшись во имя Христово, и без священства и таинств можно составить Церковь соборную и спасаться, говорят безпоповцы. 109 – Но толкуя так слова Христовы, безпоповцы поступают подобно тем ложным толкователям, которых имел в виду священномученик Киприан в книге о единстве Церкви, потому что они, как и те, приводят последующие слова, а предыдущие пропускают и «рассекают целость одного и того же места».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Литургия святого Василия Великого начинается вечерней. Возглас «Благословено Царство». Чтец – «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш», «Царю Небесный» и прочее. Псалом 103-й. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры – на 10, «Слава, и ныне», глас 6-й. «Рождение ехиднов воистину Иуда». Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен «Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя». Паримия. Прокимен «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя». Две паримии. На чтение паримий царские врата затворяются. Малая ектения. Возглас «Яко Свят еси, Боже наш», Трисвятое. Прокимен, глас 7-й – «Князи людстии собрáшася вкупе на Господа и на Христа Его». Стих «Вскую шатáшася языцы и людие поучишася тщетным». Апостол – Кор., зам. 149. Евангелие – Мф., зач. 107: «Рече Господь Своим учеником: весте, яко по двою дню Пасха будет». Далее по чину Литургия святого Василия Великого . Вместо Херувимской песни – «Вéчери Твоея Тайныя» (трижды): дважды до перенесения Святых Даров (без «Аллилуиа»), 3-й раз, после перенесения Даров – с «Аллилуиа». За «Достойно» – ирмос «Странствия Владычня». Вместо причастна, во время причащения и вместо «Да исполнятся» – «Вечери Твоея Тайныя». «Аллилуиа» (трижды) Отпуст «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показáвый, внегдá умыти ноги учеником, даже до Креста и погребения снизшéдый нам, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет...» На трапезе разрешается ястие с растительным маслом. Повечерие малое. На нем трипеснец, глас 8-й. По Трисвятом – кондак, глас 8-й – «Нас ради Распятаго». Отпуст малый. Ради умилительного трипеснца повечерие не следует опускать и в том случае, когда последование Святых Страстей совершается в Великий Четверг вечером. Глава 5. Великая Пятница Утреня. Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Это последование совершается обычно в Великий Четверг вечером. По Уставу оно должно начинаться во 2-м часу ночи, то есть по соврееменному счету в 8-м часу вечера. Иногда оно совершается и утром в Великую Пятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– не допускают новоженов (лиц, венчанных в православной Церкви после перехода в раскол) до общения с собою в пище и питии до тех только пор, пока у них родятся дети; однако принимают их на исповедь и приношения – свечи и ладан – приемлют. Называются польскими по месту жительства. Федосеевцы рижские – те, которые молятся за царя и совершают браки в молельне с пением избранных из чина венчания псалмов, чтением апостола и Евангелия, причем наставник говорит: «Бог благословит», а по окончании церемонии читает положенное в чине венчания поучение. 2. Обще-методические указания для собеседований с раскольниками Беседа миссионера должна всегда, после общей молитвы, предваряться кратким и точным изложением учения правосл. Церкви об избранном предмете. Предмет беседы Исходя из того положения, что вне Церкви Христовой не может быть спасительными никакой обряд, никакое упование, ни даже мученичество (Б. Кат. 120–122; Злат. толк, на 14 посл. Ап. Павла, стр. 1692; ср. Ис.1:11–15 ; Иер.6:19–20 ), первым предметом своего собеседования с раскольниками миссионер должен ставить вопрос о Церкви Христовой, имущей пребывать с полнотою трехчинной иерархии и 7 таинствами неодоленною (Благ. Мф. 67 ) и неизменною (Бл. Лк.95 107 зач.) до второго Христова пришествия (Толк. Ап. л. 536 об.). Обстоятельная беседа по одному этому вопросу в состоянии обнаружить ложь и гибельность всех раскольнических толков, как не составляющих символьной церкви. Переходя, затем, к предметам апологетического характера – «старым» обрядам мисс. должен предварительно выяснить причины появления раскола и отличие догмата от обряда. В беседе об обрядах нет нужды в долгих историко-археолог. справках. Какая ересь заключается в любом из обрядов православной Церкви и каким св. собором вместе с этим обрядом была проклята? Вот вопрос, на который должен отвечать миссионеру его собеседник. Дальнейшие предметы беседы зависят от упования беседующих раскольников: с безпоповцами – об антихристе, с австрийскими – о незаконности и безблагодатности Амвросиевской иерархии; с беглопоповцами – о противоканоничности действий беглых попов. Иногда раск. начетчики представляют миссионеру свои условия беседы, в коих избегают предметов, приводящих их в безответное положение. Миссионер должен с своей стороны оговорить или пополнить эти условия, имея в виду вышеуказанное.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Против этих беспоповщинских положений докажем, во-первых, что церковь в своем внутреннем устройстве останется неизменной до скончания мира и второго пришествия Христова, а не до явления антихриста, и, во-вторых, что вселенская церковь никогда не находилась и не может находиться в таком состоянии нужды, в силу которого в ней совершались бы только два таинства мирянами, а совершение прочих таинств прекратилось бы. I) Цель основания церкви заключается в том, чтобы совершать освящение и спасение всех верующих по всей вселенной и во все века. Отсюда ясно, что для того, чтобы вполне соответствовать своему назначению, истинная церковь Христова должна существовать до скончания века в том самом неизменном устройстве, какое дано ей Божественным Основателем. Что это, действительно, так – доказательств тому много; главное же из них следующее. Созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей, говорит Сам Спаситель. Под вратами адовыми, по учению св. отцов, разумеется вся совокупность зла и бедствий, которые дьявол и слуги его направляют против церкви, чтобы поколебать ее. Самую жестокую брань на церковь диавол воздвигнет в лице антихриста, но и тогда он возможет стеснить церковь только во внешнем ее положении, но не поколеблет ее внутреннего устройства. Далее. Пред вознесением на небо Господь сказал Своим ученикам: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Здесь под словом «с вами» нужно разуметь всех верующих времен, потому что св. апостолы не жили до скончания века. Если же Христос обещает пребыть с верующими до мирского конца, а Он есть глава церкви, то ясно, что и тело Его – церковь – пребудет до того же времени. Согласно с Словом Божиим учат и св. отцы о вечности церкви без всякого изменения. Так, бл. Феофилакт замечает: «аще и тварь вся изменится, Евангелие же и церкви верных никогда же» (на Лук. зач. 107-е). Св. Златоуст , говоря о неодоленности церкви Божией, замечает, что она никогда ни слабее, ни старее не будет. «Церкви ничто же равно есть и никогда же старее; ни варвари, ни беси преодолеют ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Зависть – страшное зло и полна лицемерия. Она наполнила вселенную бесчисленными бедствиями. От этой болезни судилища наполнены подсудимыми. От нее страсть к славе и стяжанию; от нее властолюбие и гордость (39,435). Какое ни увидишь зло, знай, что оно от зависти. Она вторглась и в церкви. Она издавна была причиною множества зол. Она породила сребролюбие. Эта болезнь извратила все и растлила правду (39,435). Будем остерегаться зависти, чтобы не стать нам сообщниками в делах сопротивника – диавола и впоследствии не подвергнуться одному с ним осуждению (4,155). Три путешественника нашли драгоценную находку, надлежало поделить ее поровну. Но диавол тотчас явился, – завистью, жадностью и коварством: каждый думал, как бы присвоить найденное. Один из них пошел в город за припасами, а оставшиеся решили убить третьего, но тот, в свою очередь, купив пищи, отравил ее ядом. Когда он пришел, то немедленно был убит своими спутниками, а эти, в свою очередь, отведав отравленной пищи, скончались. И драгоценность осталась дожидаться других подобных безумцев или руки более достойной (107,359). СУББОТА. Мф. Зач. 104. (25,1–13) О ДОБРЫХ ДЕЛАХ Вот приблизился Небесный Жених; пусть каждый обратит взор на самого себя и в напутие себе приготовит добрые дела, чтобы Господь милостиво приял его, когда плоть его просияет непорочностью и истинною верою. Кто приобрел силы к совершению добрых дел, тот делается достойным Божия благословения (1,213). Всякое время должно почитать удобным к тщательному совершению богоугодного Богу (3,322). Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам (5,51). Делая хорошее, старайся и стоять в этом, потому что к худому переход скор (11,364). Подвиги добродетели должно нести с удовольствием, а освобождение души от страстей относить к Богу, дабы душа, таким образом став превыше самой себя и сильнейшей злобы врагов, представила себя благим жилищем поклоняемому и Святому Духу, прияв от Которого бессмертный мир Христов, чрез оный соединялась с Господом и прилеплялась Ему (20,282).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Телец упитанный – причащение – л. 4. Без причащения душа испытывает глад – л. 58 об. 63. Без причащения душа мертва есть – 94 лист. Именуются христианами только причащающиеся Тела и Крови Христовой: л.79 об. По причащении – будет Церковь Бога живого – 80 об. Трижды в лето причащаться; умершему без причащения лучше бы не родиться – л. 99. Не должно осуждать священнослужителей – л. 99. Илия и Енох и доныне живы суть – л. 19 об., 56 об. Антихрист будет за З12 года до второго Христова пришествия: л. 297. При апостолах было только два поста – л. 76 об. Радуйся благодатная – л. 136. Благовестник (старопечатный) О вечности церкви – Мф. зач. 67, л. 138 об., Лк. – 107, 224. О вечности евангельских обетований –Мк. л. 812. О трехчинной иерархии – Лк. зач. 95, л. 205. Очи – учители церковнии – Лк. зач. 45, л. 87. Разрешать грехи могут только приемшие власть – Мф. зач. 67, л. 329, зач. 76, л. 144. Благодать действует и недостойными священниками – Мф. зач. 23, л. 57; Лк. зач. 45, л. 92; Ин. зач. 65, л. 301. О необходимости св. причащения – Ин. зач. 23. л. 107 об. О пришествии Илии пророка – Мф. зач. 40, л. 83 (или 93), зач. 71, л. 135 (145), 136 (146); Мк. 39 , л. 50. Лк. зач. 2, л. 9; Ин. зач. 67, л. 310 об. Об антихристе – Ин. зач. 7, л. 86 об. Осьмой век – царствие Божие – Мк. зач. 64, к. 87 об.; Ин. зач. 14, л. 71. О четвероконечном кресте – Мф. зач. 413, л. 2о6 об., Ин. зач. 60, л. 288 об. О неисправности книг (в послесловии). Беседы Златоуста на 14 посланий апостола Павла О вечности церкви – стр. 574, 598, 1639. Должно следовать учению Церкви – предисл. стр. 5, 10. Без священства нет и христианства – стр. 2552. Как за веру, так и за хиротонию должно ратоватися – стр. 1692 и дал. Без епископа церковь не имеет света – стр. 2444. Епископ глава церковного тела – 1677. Благодать действует и чрез недостойного священника – стр. 601 и дал., 707, 1476, 2067, 2300, 2552, 3012, 3113. О вечности св. Причащения – стр. 871, 2057. О необходимости св. Причащения – стр. 3035. И диавол научает сохранять посты – стр. 1867.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

1) Вайи – символ воскресения. Умершие за зиму ветки снова дали ростки. Но начинают ли цвести и дают ли росток наши души? Горят наши свечи, но есть ли огонь Божий в душе? 2) Против тех, кто говорит, что не нужно жертвовать в храм. Не речи ли это Иуды, пожалевшего нищих. Помощь храму есть духовная помощь тем, кому храм дает утешение и своею красотой зовет к Богу. Святый и Великий Четверг (Евангелие от Матфея, зач. 107, гл. 26, ст. 1–20; от Иоанна – гл. 13, ст. 3–17; от Матфея – гл. 26, ст. 21–39; от Луки – гл. 22:43–45; от Матфея –26, ст. 40, гл. 27, ст. 2; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 149, гл. 11, ст. 23–32). 1) Тайная Вечеря – первая Божественная литургия ( Мф.26: 26–28 ). Святая литургия – вечеря любовного общения. Радость и спасительное привитие к лозе, Христу. Примите Господа в душу свою, приготовьте ему горницу светлую и чистую. Святый и Великий Пяток (Евангелие на вечерне от Матфея, зач. 110, гл. 27, ст. 1–38; Луки -гл. 23, ст. 39–43; Матфея – гл. 27, ст. 39–54; Иоанна – гл. 19, ст. 31–37; Матфея – 27, ст. 55–61; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 125, гл. 1, ст. 18, гл. 2, ст. 2). 1) Побуждение слушателей, взирая на страдания и смерть Спасителя, к скорби и слезам. О чем мы должны плакать, воспоминая страдания и смерть Спасителя? О злобе и неблагодарности человеческого сердца, о наших грехах, распинающих Христа. О том, что делаем смерть Господа напрасною небрежением о своем спасении. 2) Благоразумный разбойник как пример истинного покаяния ( Лк. 22:40–43 ). 3) Молитва благоразумного разбойника есть прекрасный образец молитвы ( Лк. 22:42 ). Не надейтесь покаяться во едином часу. Это трудно: не легко покаяние на одре болезни, когда диавол особенно владеет ослабевшим человеком, накопившим тяжелый груз греха. Слово пред Плащаницей Вот Господь лежит во гробу... Теперь не время для речей: нужно молиться и плакать (Филарет). Но о чем плакать? О том, что грехами своими мы вторично распинаем Господа, вбиваем гвозди в пречистые руки Его. О том, что вместо того, чтобы творить Царство Его, – мы разрушаем грехами дело Его, ради которого Он пролил кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010