10. Путешествие мое по Волге в 1871 году 1. Нижний-Новгород Имея намерение съездить в Сызрань, на мою родину, после праздника Успения Богородицы отправился я в Нижний. В Нижнем остановился я на ярмарке у одного близко знакомого мне почтенного московского единоверца, В.Е. Хухлина. К нему в одно время пришел какой-то незнакомый мне человек, которому он сейчас же меня представил, сказавши: «Вот это отец Павел; с ним вы давно желали видеться и поговорить о законе Божьем: вот и поговорите теперь». А мне сказал о нем, что это большой ревнитель старообрядчества. Я спросил пришедшего, какого он упования (ибо таков обычай у ревнителей старообрядчества, чтобы при встрече с новыми людьми спрашивать их о религиозных убеждениях). Пришедший ответил, что он по древней св. церкви. На это я сказал собеседнику: Такое ваше упование мнится мне, не совсем согласно с евангельским учением. – Что же, спросил он, нашли вы в моем исповедании несогласно с учением евангельским? Я ответил: Евангелие не предало, чтобы веровать в церковь , могущую обветшать; церковь не стареет, но присно юнеет (Кн. о вере, гл. 2). Пришедший заметил мне: Это вы только к слову придираетесь. Я ответил: Нет, я не к слову придираюсь, а против самого смысла исповедания, высказанного вами, возражаю. Ведь вы не без цели сказали, что принадлежите к древней церкви, а для того, чтобы показать, будто вы принадлежите к церкви, существовавшей до лет патриарха Никона . Пришедший ответил: Да, это правда. Я сказал: Вот это исповедание ваше, будто церковь православная с устроенными в ней от Христа чинами и полнотой таинств, существовала только до лет Никона, а потом лишилась благодати истинного священства и таин, я и назвал несогласным евангельскому учению; ибо Господь сказал: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. зач. 67), и паки: Небо и земля мимо идут, а словеса Моя не прейдут (Лк. зач. 107). Исповедовать же в церкви прекращение Христом устроенного священства и таинств, значит именно проповедовать одоление церковное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Рубрики 1 мин., 24.05.2012 Поделиться Седмица 3-я по Пасхе Поста нет. Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня (107). Сщмчч. Павла и Иоанна пресвитеров, мчч. Петра, Николая, Авксентия, Сергия и мц. Анастасии (1922). Прмц. Марии (1938). Сщмч. Иоанна пресвитера (1941). Прославление сщмч. Илариона, архиепископа Верейского (1999). Прав. Евлогия странноприимца (IV). Прп. Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского (1094). БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ Деян., 22 зач., IX, 19-31. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Мф., 56 зач., XIII, 54-58. ПРИТЧА ДНЯ Один человек спросил однажды старца, дарует ли Бог прощение грешникам. И старец ответил: - Скажи мне, если ты порежешь руку или сломаешь ногу, ты отрежешь их и выкинешь? Человек ответил: - Ну уж нет. Я буду лечить их, пока не выздоровею. Старец заключил: - Если ты так заботишься о своем теле, неужели же Бог не будет милосердным к Своему собственному образу? Рубрика ведется при поддержке издательства " Никея " Сохранить Поделиться: Единоразово Ежемесячно Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Запомнить меня Δ Подписаться на e-mail рассылку Подписаться Наверх

http://foma.ru/calendar-5-10.html

Беседа на Евангелие Недели мясопустной 5 Учение о посте и прощении обид (О прощении других, об истинном посте и о большей заботливости о небесных благах, чем о земных) Какое Евангелие читалось сегодня? О Страшном Суде Христовом, имеющем быть над родом человеческим после кончины мира ( Мф. 25:31–46 . Зач 107). ... «Когда... приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: поскольку вы сделали сие одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: поскольку вы не сделали сего одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». ... Для объяснения сегодняшнего Евангелия о Страшном Суде следует ответить на несколько вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Иаков говорит: «Что у нас епископов 200 лет не было, (то) не нашим отрицательным произволением, но Божиим на то устроением». Нельзя и с этим согласиться, что будто «не отрицательным вашим произволением не было у вас епископа». Ибо вы лишились иерархии не вынужденным, невольным от нее отторжением, но добровольным вашим уклонением от православной церкви, ни в чем не изменившей исповедание православные веры. Можно ли такое отторжение от православные церкви, а чрез то лишение и иерархии, считать «не отрицательным вашим произволением», то есть недобровольным? А чтобы лишение епископства было у вас Божиим устроением, это мнение совершенно противоречит и Божиим обетованиям о св. церкви и действительному существованию церкви Божией, засвидетельствованному ее историей. По учению св. апостола Павла, Бог создал церковь , по подобию тела человеческого, со всеми потребными ей членами на раздаяние даров Св. Духа, положив в ней первое Апостолов (Кор. зач.182 и 183), которые, по толкованию св. Златоуста, имут вся дарования; а наместники Апостолов суть епископы, по толкованию на 14 пр. Неокесарийского собора. В таковом устроении, с таковыми членами, церковь должна и пребыть до скончания века, по неложному своего Создателя обетованию: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. зач.67); небо и земля мимоидет, а словеса Моя не имут прейти (Лк. зач.107). Посему утверждать, что будто бы прекращение иерархии последовало у старообрядцев по Божию устроению, значит именно противоречить Божиим обетованиям о вечности и неодолимости св. церкви и проповедывать учение, нигде во св. Писании не содержащееся, учение явно еретическое. Также и история церкви Христовой опровергает такое неправое мнение. Сколько было мучителей, все силы свои положивших на ниспровержение церкви? Но мучители побеждены, а церковь осталась в целости (Маргарит, о Озии царе, слово 3 л.192). И в Книге о вере (л. 19-й) читаем: «Церкви ничтоже равно есть, и никогда же стареет; выше небес взыде; ни варвары, ни беси преодолеют ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Но напрасно я винил в том антихриста: он не силен раззорить Божие обетование. Христос сказал св. апостолу Петру: созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей (Мф. зач. 67). Аще и тварь изменится, верных же церкви, и словеса ея, и евангелие никогда же (Лук. зач. 107, благовест.). Итак, я был во тьме неведения, не знал, что и делать. К поповцам пристать, но у них священство, как говорил мне дедушка, принято от еретиков. Сам я тогда еще не читал и не слыхал, как поповцы принимали митрополита Амвросия, а слышал только, что их хиротония еретическая. В этом упрекал беспоповцев на беседах и дед мой, а они нас упрекали в неимении нового завета, таинства тела и крови Христовой. Беспоповцы, в успокоение своей совести, решились сами месить тесто на Богоявленской воде и печь пышки, которыми в великие праздники и причащались, вместо агнца Христова. Об этом узнали поповцы, и стали смеяться над безпоповским причащением, спрашивая их: какая у вас служилась литургия и наскольких просфорах? Беспоповцам пришлось всячески от этого отказываться, что у них этого не было. Вот до чего доходил раскол! Воистину их предал Бог в нескусен ум творити неподобная. К ним именно относятся слова апостола Павла: всегда учащеся, и николе же в разум истины приити могущи (Тим.3:7). Естественно я и должен был испытывать себя, согласно словам апостола Павла: испытывайте самих себя, в вере ли вы? Самих себя изследуйте ( 2Кор.13:2 ), и должен был обратиться к писанию, согласно словам Христа: испытайте писания, яко в них мните имети живот вечный ( Ин.5:39 ). И начал я по мере силы своей испытывать писание, желая найти путь истинный. Однажды я взял св. библию и начал читать главу из пророка Иеремии: Се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нове, не по завету его же завещах отцем их, в день, в он же емшу Ми за руку их, извести я от земли Египетския, яко тии не пребыша в завете Моем, и Аз небрегох их, глаголе Господь ( Иер.31:31 ). И завещаю им завет вечный, его же не отврашу последи их, и страх Мой дам в сердце их, во еже не отступити им от Мене.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/moe-obra...

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК Мф. Зач. 107. (26,1–20); Ин. (13,3–17); Мф. (26,21–39); Лк. (22,43–45); Мф. (26,40–27,2) О ПРИЧАЩЕНИИ Бог Слово, священно совершив в Себе Самом наше восстановление, Сам Себя потом принес за нас в Жертву через Крест и смерть, и всегда дает жрему быти Пречистому Телу Своему, и каждодневно предлагает его нам в душепитательную обильную Трапезу, чтобы, вкушая его и пия Пречистую Кровь Его, в чувстве души соделывались мы чрез сие Причащение лучшими, нежели каковы есмы, срастворяясь с ними, претворяясь из худшего в лучшее и едино соделываясь с сугубым Словом сугубо – и телом, и душою разумною, яко с Воплощенным Богом и нам по плоти единосущным; так что мы не свои, но Того есмы, Кто едино сотворил нас с Собою через бессмертную Трапезу и тем нас соделал по Домостроительству, что есть Сам Он по естеству. Если, испытаны быв в трудах добродетелей и предочищены слезами, приступая, вкушаем от Хлеба сего и от Чаши сей пием, то сугубое Слово, с двумя естествами нашими в кротости нашей срастворяясь, всецело претворяет нас в Себя Самого, яко воплощенное и нам по человечеству единосущное, и всех боготворит и Себе, яко сообразных с Ним, усвояет яко Бог и Отцу единосущный. Если же приступаем, будучи срастворены с веществом страстей и осквернены скверною греховною, то Оно, приближаясь к нам, естественным Ему грехоистребительным огнем пожигает и попаляет нас всех и жизненность нашу подсекает не благоволением благости Своей, а отвращением к нечувствию нашему, будучи к тому понуждаемо (65,141). Причащаться Господа в Таинстве Тела и Крови можно только в определенные времена, кто как может и как усердствует, не более, однако ж, одного раза в день. Внутренне же, в духе, причащения Ему можем сподобляться каждый час и каждое мгновение, то есть пребывать, по благодати Его, в непрестанном общении с Ним и, когда благоволит Он, сердцем ощущать сие общение. Причастившись Тела и Крови Господа, Его Самого, по обетованию Его, приемлем, и Он вселяется в нас со всеми благодатями Своими, давая и сердцу, к тому готовому, ощущать сие.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Итак проповедуемую старообрядческими наставниками церковь , без перстня обручения признать обрученицей, без причастия таинств – живот имеющей и стелесницей, без ключей царства небесного – небом обладающей и грехов отпустительницей, без мнасов – обогащенной, и без делателей купли – куплю дающей, ее извествованную Богом – извествованной, не помазанную Духом – помазанной, без устроенных от Христа трех чинов священства – Христом основанной, лишенную вида, силы и действа церкви Христовой признать неодоленной и вечною, без крови нового завета – новозаветной, не иначе возможно, как только на опровержение верности зело несомнительных слов Христовых, на уничижение верности Христова Евангелия, на разрушение Божьих обетований, на умаление силы Христовы, на пребывание в связании грехов, на безнадежие царства небесного. Но верен Господь во всех словесах своих и верны о святой церкви обетования Его, яко врата адова не одолеют ее (Евангелие от Мф. зач. 67): небо и земля мимоидут, а словеса Его не могут прейти (Евангелие от Лк. зач. 107). 35 Где же, на коей церкви сбываются сии святые его словеса? Прочие именуемые церкви суждены Вселенской церковью, яко не соблюдшие во всей чистоте православное исповедание веры: остается каждому старообрядцу мысленным оком воззреть точно на церковь греко-российскую. Греко-российская церковь неповрежденной соблюдает веру о существе трех Божественных ипостасей: исповедует Отца Бога, Сына Бога и Духа Святого Бога, в трех лицах едино, нераздельно и присносущно Божество. Такожде и о свойствах ипостасных лиц Святой Троицы в православии не погрешает: исповедует Отца не рожденна, Сына от Отца рождшася прежде всех век, Святого Духа от Отца исходяща, от единого единого. Такожде и о смотрении Сына Божьего православно верует, и исповедует Христа совершенна Бога, и совершенна человека, в двух естествах во единой ипостаси, имуща две воли и два действа, страсть приемша нашего ради спасения, пострадавша плотью, бесстрасна божеством. И рождшую Христа воистинну Богородицу исповедует, угодников Божьих почитает и празднует память их, крест, честный прославляет, святые иконы чествует и поклоняется им.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Зависть – страшное зло и полна лицемерия. Она наполнила вселенную бесчисленными бедствиями. От этой болезни судилища наполнены подсудимыми. От нее страсть к славе и стяжанию; от нее властолюбие и гордость (39,435). Какое ни увидишь зло, знай, что оно от зависти. Она вторглась и в церкви. Она издавна была причиною множества зол. Она породила сребролюбие. Эта болезнь извратила все и растлила правду (39,435). Будем остерегаться зависти, чтобы не стать нам сообщниками в делах сопротивника – диавола и впоследствии не подвергнуться одному с ним осуждению (4,155). Три путешественника нашли драгоценную находку, надлежало поделить ее поровну. Но диавол тотчас явился, – завистью, жадностью и коварством: каждый думал, как бы присвоить найденное. Один из них пошел в город за припасами, а оставшиеся решили убить третьего, но тот, в свою очередь, купив пищи, отравил ее ядом. Когда он пришел, то немедленно был убит своими спутниками, а эти, в свою очередь, отведав отравленной пищи, скончались. И драгоценность осталась дожидаться других подобных безумцев или руки более достойной (107,359). СУББОТА. Мф. Зач. 104. (25,1–13) О ДОБРЫХ ДЕЛАХ Вот приблизился Небесный Жених; пусть каждый обратит взор на самого себя и в напутие себе приготовит добрые дела, чтобы Господь милостиво приял его, когда плоть его просияет непорочностью и истинною верою. Кто приобрел силы к совершению добрых дел, тот делается достойным Божия благословения (1,213). Всякое время должно почитать удобным к тщательному совершению богоугодного Богу (3,322). Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам (5,51). Делая хорошее, старайся и стоять в этом, потому что к худому переход скор (11,364). Подвиги добродетели должно нести с удовольствием, а освобождение души от страстей относить к Богу, дабы душа, таким образом став превыше самой себя и сильнейшей злобы врагов, представила себя благим жилищем поклоняемому и Святому Духу, прияв от Которого бессмертный мир Христов, чрез оный соединялась с Господом и прилеплялась Ему (20,282).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В четвертый день недели (теперь среда) где пребывал и что делал Иисус – у евангелистов нет ясных указаний. В пятый день недели (теперь Великий четверг), вечером, Иисус в Иерусалиме совершил пасху и ночью удалился на гору Масличную. Ночью, с пятого на шестой день недели, Иисус предан, и до рассвета был у Анны и Каиафы. В шестой день недели (великий пяток, 30-е марта), утром, Иисус пред Пилатом; к полудню осужден и распят; около трех часов по полудни умер; перед закатом солнечным погребен (сейчас после заката и начиналась Пасха). В седьмой день недели (Великая суббота) Господь Иисус во гробе. В церковном богослужении Страстной недели евангельские чтения расположены следующим образом. Неделя ваий на утрени – Матфея, зач. 83 ( Мф.21:1–11, 15–17 ) о царственном входе Господа Иисуса в Иерусалим; на литургии – Иоанна, зач. 41 ( Ин.12:1–18 ) о вечери в Вифании и о входе в Иерусалим. Понедельник: на утрени – Матфея, зач. 84 ( Мф.21:18–43 ) об иссохшей смоковнице, начало беседы Господа Иисуса в храме; на литургии – Матфея зач. 98 ( Мф.24:3–35 ), начало беседы Господа Иисуса с учениками на горе Елеонской. Вторник: на утрени – Матфея зач. 90 ( Мф.22:15 – до конца главы; Мф.23 – вся) продолжение и окончание беседы Господа Иисуса в храме; на литургии – Матфея зач. 102 ( Мф.24:36 – до конца главы; Мф.25 – вся; Мф.26:1–2 ), продолжение и окончание беседы на горе Елеонской. Среда: на утрени – Иоанна зач. 41, 42 ( Мф.12:17 – до конца главы), беседа Господа Иисуса в храме по входе в Иерусалим; на литургии – Матфея зач. 108 ( Мф.26:6–16 ), о вечери в доме Симона прокаженного. Четверг: на утрени – Луки зач. 108 ( Лк.22:1–39 ), пасхальная вечерь и установление таинства причащения; на литургии – Матфея зач. 107 ( Мф.16:1–21 ) о вечери в дому Симона прокаженного и начало пасхальной вечери; Иоанна ( Ин.13:3–17 ) – умовение ног; Мф.26:21–39 указание предателя, установление таинства причащения и начало скорбей в Гефсимании; Лк.22:43–44 явление ангела для укрепления; Мф.26:43 – до конца главы, Мф.27:1–2 предательство и взятие Господа Иисуса, допрос у Каиафы и приговор, отречение ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

в средневековой латинской литературе: Алан Инсулийский. Отличия богословских речений//PL. 210. Col. 819D. «Далее замечает место, где Христос в Евангелии: Царство Божие внутрь вас есть, то есть Я Царство Божие внутрь вас». 50 Пасхазий, диакон. О Святом Духе//PL. 62. Col. 35D. «И посему о Святом Духе написанное верно понимаем: Царство Божие внутрь вас есть». 63 Проповедь на Литургии после чтения Евангелия в храме Преображения Господня 24.12.2015 (Святая Гора Афон, Вершина). Лк., 107 зач., 21:28–33. 76 Проповедь на Литургии в храме Святых Царственных Страстотерпцев (д. Пушков Городок) 24.12.2017. Лк., 76 зач., 14:16–24. 89 Проповедь на Литургии 30.12.2017. Лк., 62 зач., 11:47–12:1. Лк., 72 зач., 13:18–29. Лк., 74 зач., 14:1–11. 118 Проповедь на Литургии 2.01.2016. Лк., 72 зач., 13:18–29. Мф., 11 зач., 5:14–19. Мк., 41 зач., 9:33–41. 146 Катены на евангелиста Марка//Catenae Graecorum patrum in Novum Testamentum/ed. J. A. Cramer. Vol. l. Oxford, 1840 (r. Hildesheim, 1967). P. 280:19–20. 154 Феодор Студит , прп. Малое огласительное слово 15:38–40//Theodori Studitis Parva Catechesis/ed. E. Auvray. Paris, 1891. «...не по их природе, но что они являются сосудами Божественной энергии и через них и в них соблаговолил Бог устроить наше спасение». Ср.: Иоанн Дамаскин , прп. Слово третье в защиту святых икон 34:1–18//PTS. 17. S. 139. 167 Проповедь на Литургии в Покровском храме Московской духовной академии 14.01.2015. Лк., 6 зач., 2:20–21, 40–52. Лк., 24 зач., 6:17–23. 177 Проповедь на Литургии в Покровском храме Московской духовной академии 19.01.2016. Мф., 6 зач., 3:13–17. 200 Здесь говорится о Светах и в богословском смысле, и о замене праздником Богоявления языческого праздника солнцестояния и новолетия. Подробнее см.: Дионисий (Шленов) , игум. Время празднования Рождества и Кре­щения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI в.//БВ. 8–9. 2009. С. 244–245. 209 См.: Житие и чудеса Петра Атройского (под авторством Саввы монаха) 37:30–40//Subsidia hagiographica. 29. Р. 147. 225 Cp.: Каллист Ангеликуда, npn. Опровержение Фомы Аквината 540:6–7//Καλλστου γγελικοδη Κατ Θωμ κιντου/κδ. Σ. Γ. Παπαδπουλος. θναι, 1970. Σ. 255. «Таков и наш первообраз, а именно Бог Троица, будучи разумом и словом и духом» (Οτω τονυν κα τ μτερον πρωττυπον, τοι Θες, Τρις, νος οσα κα λγος κα πνεμα) 228 Иоанн Евгеник. Побудительное напоминание Феодору Порфирогениту//Παλαιολγεια κα Πελοποννησιακ/κδ. Σ. Π. Λμπρος. Α θναι, 1912/23. Σ. 96:18–19. γρ ναχρησις κ το κσμου οδν λλο πφυκεν τεχνς νκρωσις τν παθν κα φανρωσις τς ν Χριστ κρυπτομνης ζως. Читать далее Источник: Вслед за Рождественской звездой: проповеди, произнесенные в период Рождественского поста и Святок/Дионисий (Шленов), игум. - Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2019. - 176 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010