Не остави же ю (Христос Церковь ) убогу и не имущу чем куплю деяти, но десятью мнасами обогати, благодатью святого Духа, хиротонией епископа, пресвитера и диакона, предав их десятью рабам, трем вышесказанным чином, имже и куплю деяти повеле, дóндеже приидет. В сих числе и действе совершение священнического чина, и ни меньше ни больше их быти нелепо (Благовест. от Луки зач. 95, л. 205). И епископам изобильнейшую даде благодать ( Дионисий Ареопагит о священноначалии); кроме того (епископа) ниже жертва, ниже иерей, ни жертвенник, ни хиротония, ниже миро святое, ниже убо христиане; чрез того убо истинное христианство и Христовы чрез того все тайны ( Симеон Солунский кн. 1, гл. 73, кн. 2 гл. 88); без епископа церковь Христова быти не может и никогда не была (Полинадия ч. 2, раздел 8, артик. 1). Ей же (Церкви) в залог вечного спасения, ключи Царства Небесного Христос поручи (Ев. от Матф. зач. 67, от Иоан. зач. 65; кн. о вере слово 8, л. 67), и то вручение ключей Церкви бысть первее в лице апостолов, по них же наследуют их власти преемники, сиречь епископы, а чрез них и священники. Вечность же священства Христос с непреложностию утверди, по силе живота своего неразрушаемого (к Евр. зач. 316); якоже сам Христос не умирает, тако и преданное им священство не престанет (Кн. Кирил. гл. 8, л. 77); с ним же и вечно пребывати обещал (та же кн. л. 59), и обещание его всегда исполняется – еже врата адова не могут одолети Церкви, ниже против его апостольским престолом, то есть епископом (та же кн. о вере гл. 19, л. 173 на об.). Златоуст святой о вечности первопрестольства церковного так утверждает: удобнее солнцу угаснути, нежели Церкви без вести быти (Маргарит л. 193); небеса и стихии и вся тварь изменятся, а Церкви и Евангелие никогда же (Благовест. от Луки зач. 107, от Матф. зач. 61). Вот в каком виде чинов, силе дарований Святого Духа, действии Таин, и с каковыми обетованиями вечности, непреложности, неодолимости Христос Церковь свою основал, по собственному Его неложному свидетельству и святых отец учению. Посмотрим же теперь и старообрядческими наставниками показанную Церковь , носит ли она в себе существенные знамения Церкви Христовы, или нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

106 в пустыне, где нет путей. В этих словах, по-видимому, содержится указание на вавилонское пленение народа Божиего. Возможно, однако, что речь идет об оставленности Богом и это состояние уподобляется пустыне. 106 милость. В данном псалме это слово употреблено также в ст. 1 (см. ком.), 8,15,21 и 31. Глава 107 Пс. 107 Этот псалом составлен, по сути, из отрывков, завершающих собой два других псалма. Стихи 2–6 повторяют Пс. 56,8–12 , а ст. 7–12 Пс. 59,6–14 . Псалмы 56 и 59 представляют собой плачи, оканчивающиеся словами упования на Господа, что придает им мощное оптимистическое звучание. 107 Готово сердце мое. Псалмопевец твердо намерен вознести хвалу Господу; никто и ничто не может помешать ему это осуществить. 107 Я встану рано. В этих словах страстное стремление к общению с Богом. 107 Буду славить Тебя... между народами. Псалмопевец сознает, что Господь Бог не только Израиля, но и всей вселенной. Поэтому и свидетельствовать о великих деяниях Господа он намерен перед всей вселенной. 107 милость Твоя. Т.е. заветная любовь Господа к Своему народу. 107 Бог сказал во святилище Своем. Нижеследующее пророчество было, видимо, передано через одного из пророков, несших служение при иерусалимском храме. Сихем... Сокхоф. Сихем и Сокхоф располагались соответственно к западу и к востоку от реки Иордан именно в них патриарх Иаков обосновался после примирения с Исавом. 107 Галаад... Манассия. Галаад и большая часть владений колена Манассиина находились к востоку от Иордана. Ефрем... Иуда. Эти два колена были самыми сильными из всех колен израилевых. скипетр Мой. См. Быт. 49,10 . Скипетр символ власти и могущества. 107 Моав, Едом, земля Филистимская. Соседние с Израилем народы, которые часто с оружием в руках выступали против народа Божиего. простру сапог Мой. То же, что «распространю (проявлю) Свою власть». 107 Кто введет меня..? Эти слова, по всей видимости, произносит царь от имени своего народа. 107 С Богом мы окажем силу. Псалмопевец убежден, что только с Божией помощью Израиль одержит победу над своими врагами. Глава 108

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3) Обличение людей, имеющих привычку хвастаться. Как опасно и дурно хвастаться своими качествами и делами! Хвастовство уничтожает даже действительное достоинство доброго дела (ст. 11, 12). 4) Не хуже ли мы фарисея? Он хранил внешний закон, подавал милостыню и однако осужден за то, что считал себя праведным. А мы гордимся, что мы люди крещеные, но не делаем даже то, что делал фарисей. 5) Не следует завидовать житейскому преуспеванию злых и порочных людей на земле! (ст. 13 из Апостольского чтения). Неделя о блудном сыне (Евангелие от Луки, зач. 79, гл. 15, ст. 11–32; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 135, гл. 6, ст. 12–20). 1) Предупреждение юношей об опасностях и искушениях жизни в молодости и наставление им о необходимости вести праведную жизнь с юных лет (ст. 13; Притч.29, 3 ; Еккл.12:1 ; Плач.2:27 ). 2) Мы ушли от Господа. Мы живем на стороне от Него среди товарищества грешного и расточили блудно чистоту души. Но разве не свиные рожцы – наши радости и удовольствия? Вернемся – Господь ждет. 3) Значение недели блудного сына как подготовительной к Великому посту: «Блудник аще кто, яко аз, дерзай, гряди, Божиих бо щедрот всем отверзеся дверь», (см. Синаксарь). Неделя мясопустная (Евангелие от Матфея, зач. 106, гл. 25, ст. 31–46; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 140, гл. 8, ст. 8–13; гл. 9, ст. 1–2). 1) Масленица – преддверие поста. Неуместность разгула, когда церковь читает молитвы Ефрема Сирина . 2) Суд Страшный. В чем он состоит. Разгнутся книги живота, книги совести. Мы увидим все грехи свои, все обиды, какие наносили ближнему. Увидим пред собою пред судом Божиим нищего, которого не накормили, нагого, которого не одели, гибнущего, которого не спасли; и совесть, и Господь осудят нас. 3) Напоминание слушателям о несомненности мздовоздаяния в будущей жизни, хотя в сей жизни многие наши злые дела, по-видимому, остаются без наказания, – и изображение вечности и неизменяемости райского блаженства и адских мучений (ст. 31, 46; Апок.22:12 ). Неделя сыропустная (Евангелие от Матфея, зач. 17, гл. 6, ст. 14–21; Апостол к Римлянам, зач. 112, гл. 13, ст. 11–14; гл. 14, ст. 1–4).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Они отвечали: Несправедливо; кто не причастник нового завета, тот и наследником царства небесного быть не может. Я спросил: А самих себя вы веруете быть причастниками нового завета? Они сказали: Веруем. Я спросил: А что есть новый завет? Они ответили: Новый Завет Господни заповеди, преданный во Евангелии. Кто сии заповеди исполняет, тот есть и причастник нового завета. Я сказал: Ино есть заповеди, и ино завет. Когда кто-либо кому-либо заповедует, чтó делать и чего не делать, это есть заповедь; а завет бывает тогда, когда кто завещает кому что-либо дать. Заповеди Господни во Евангелии обретаются там, где Господь заповедует творить добрые дела и уклоняться от злых, якоже: аще принесеши дар твой к алтарю, и ту помянешь, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред алтарем и шед прежде смирися с братом твоим (Мф. зач. 12). Паки: не кленитеся всяко, буди же слово ваше: ей ей, ни ни (зач. 14). Паки: всяк иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (зач. 13), и иная тому подобная. Это есть заповедь. А се завет, реченный ко Апостолам: вы же есте пребываше со мною в напастех моих, и аз завещаю вам, якоже завеща мне Отец мой, царство: да ясте и пиете на трапезе моей во царствии моем (Лк. зач. 108). Здесь Господь не дает заповеди, чтó творить, или чтó не творить, но глаголет, чтó завещавает любимым дать. Итак заповедь Господня есть Господне повеление, а завет Господа и Спаса есть любимым, по милости Его, назначение даяния. И самое даяние, при животе дающего получаемое, есть дар, а не завет; по завету же получаемое даяние, или наследие, получается только по смерти завещающего, якоже и Апостол глаголет: идеже завет, смерти нужно есть вноситися завещавающаго (Евр. зач. 321). Дар тогда же, по дарованию от дарителя, приемлется одаренным; а по завету данное получается не при жизни завещавающего, а по смерти, якоже паки Апостол глаголет: завет в мертвых известен есть, понеже ничесоже может, егда жив есть завещаваяй (в том же зач.). Они ответили: Теперь мы поняли чтó есть заповедь, чтó дар, и чтó завет. Завет, по-нашему, духовное завещание, что делается при смерти, кому какое получить наследие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Это мнение ваше ясно показует себя в третьем и главном из предложенных здесь вопросов: «совершенность второго закона состоит в жертвоприношении ли, и каком именно?». На сей вопрос ваш ответствую: в жертвоприношении, и именно в приношении тела и крови Господни. Ибо сам Господь назвал кровь свою кровью завета: сия есть кровь Моя нового завета (Мф. зач. 108), назвал и самым заветом: сия чаша новый завет Моею кровью. И сия жертва нового завета есть источник, корень и вина всех добродетелей христианских: без нее истинного совершенства, сподобляющего жизни вечной, достигнуть невозможно; тем паче невозможно заменить оную какою-либо внутренней жертвой. А о том, что новозаветная жертва тела и крови Господни паче и совершеннее всех жертв ветхозаветных, ясно глаголет Апостол Павел: Христос пришед архиерей грядущих благ, большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, сиречь не сея твари, ни кровию козлею, ниже телчею, но своею кровью. (Ниже:) Кольми паче кровь Христова, иже Духом Святым себе принесе непорочна Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел (зач. 321). И паки: приступисте… и к ходатаю новаго завета Иисусу, и крови кропления, лучше глаголющей, нежели Авелева (зач. 332). И паки: имуще убо дерзновение, братие, входити во святая кровью Иисус Христовою, путем новым и живым (Евр. зач. 324). Равным образом о немощи жертвы ветхозаветной тот же Апостол пишет: невозможно крови козлей и юнчей отпущати грехи (зач. 323). И паки: дарове и жертвы приносятся, не могущия по совести совершити служащаго, точию в брашнах и питиях и различных омовениях и оправданиях плоти, даже до времени исправления належащая (зач. 321). Так учит Апостол. Вы же, беспоповец, вопреки его учению, совершенства жертвы новозаветной пред ветхозаветными признать не хотите, и крови козлей и юнчей не предпочитаете кровь Христову, очистившую совесть нашу от мертвых дел, и вопиющую за нас паче, нежели кровь Авелева! 47 Посему прилично напомнить вам Апостольское слово: Отверглся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих, или трех свидтелях умирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

После возгласа иерея обычное начало. Псалмы 19 и 20-й. Шестопсалмие и великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й, и тропарь «Егда славнии ученицы» (трижды). Хотя Церковный Устав указывает читать Евангелия Святых Страстей в алтаре, у нас твердо установился обычай читать Евангелие на средине храма. Посему при начале пения тропаря отверзаются царские врата, и предстоятель в фелони износит Евангелие на средину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Свечи по прочтении каждого Евангелия погашаются и возжигаются к началу следующего Евангелия. Во время пения тропаря предстоятель совершает полное каждение. По окончании тропаря и каждения – малая ектения. Возглас «Яко Твоя держава и Твое есть Царство». Посем «И о сподобитися нам», «Премудрость, прости», «Мир всем» и прочее. Пред каждым Евангелием ударяют в большой колокол столько раз, какое по счету читается Евангелие. По окончании двенадцатого Евангелия – краткий трезвон. После первых пяти Евангелий положены нарочитые антифоны, всего 15. Если будет затруднительно все их пропеть, то должно прочитать, повторяя каждый стих дважды, как положено. Чтение их рекомендуется совершать самому настоятелю антифонно с диаконом или псаломщиком, а при соборном служении – с сослужáщими иереями. После 3-го, 6-го, 9-го, 12-го и 15-го антифонов следуют малые ектении, затем поются седальны, во время которых совершается малое каждение, ввиду чего на этих седальнах не сидим. После того, как седален будет пропет, поется «Слава» и конец седальна, затем «И ныне» – и весь седален вторично. 1-е Евангелие – Ин., зач. 46. Возглас по ектении – «Яко подобает». 2-е Евангелие – Ин., зач. 58. Возглас – «Яко благословися и прославися». 3-е Евангелие – Мф., зач. 109. Возглас – «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем». 4-е Евангелие – Ин., зач. 59. Возглас – «Буди держава Царствия Твоего». 5-е Евангелие – Мф., зач. 111. Возглас – «Яко благословися Всесвятое Имя Твое и прославися Царство Твое». 5-м Евангелием кончаются антифоны и седальны. 6-е Евангелие – Мк., зач. 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Зач.77). Чтением Апостольским в XI неделю по Пятидесятнице Церковь внушает, что каждый от трудов своих имеет право питаться, а потому и проповедники Евангелия. Апостол говорит: кто воинствует своими оброки когда; аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем ( 1Кор.9:2–12 . Зач.141). Двенадцатая В XII неделю читается Евангелие о христианском пути к вечному блаженству в исполнении заповедей Божиих, и для ревнующих о высшем совершенстве, – в совершенном нестяжании и проследовании Иисусу Христу. Так совершенство духовное достигается по мере отрешения от земных и временных благ, с ослаблением земных уз уменьшается заботливость и суетность, очищается сердце, возрастает христианское святое самосознание ( Мф.19:16–26 . Зач.79). Чтением Апостола в XII неделю Церковь внушает, что верующие спасаются, следуя благовествованию, преданному Апостолами, и что исполняющим заповеди Божии надобно все подвиги веры и благочестия приписывать благодати Божией. Благодатию Божиею есмь, говорит Ап. Павел, еже есмь, и благодать Его, яже во мне, не тща быстъ, но паче всех их потрудихся: не Аз же, но благодатъ Божия, яже со мною ( 1Кор.15:1–11 . Зач.128). Тринадцатая Приближаясь к концу Своей спасительной проповеди, Господь предсказывал о Своих страданиях, смерти и воскресении: и Церковь в чтениях Евангелия от Матфея, приближаясь к последним событиям земной жизни Иисуса Христа, благовествует о сих событиях. Так в XIII неделю читается притча Иисуса Христа о винограде Божием – о Церкви, произнесенная Им за три дня до Его страданий, указанная выше в Великий вторник ( Мф.21:33–42 . Зач.87) 660 . Согласно с Евангелием, похваляющим тех делателей винограда Божия, иже воздадят Господу плоды во времена своя, Церковь словами Апостола в XIII неделю внушает: бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся: вся вам любовию да бывают. Повинуйтеся всякому споспешествующему и труждающуюся ( 1Кор.16:13–24 . Зач.166). Четырнадцатая В XIV неделю по Пятидесятнице благовествуется притча о браке сына царева, произнесенная Иисусом Христом за три дня до страданий и смерти Его, и также указанная в Евангелии Великого вторника ( Мф.22:2–14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Согласно изложению П. Могилы, в чин над бесноватыми входят псалмы – 142, 22 и 27, – ряд молитвенных воззваний к Богу, Богородицей святым всех видов, псалом 90 и затем – «Канон молебный к Господу нашему И. Христу... к всем святым, о избавлении недужнаго от обуревания бесовскаго». Таким образом известность в Русской церкви принятого ныне «Молебного последования» начинается не с выхода новоисправленного Московского Требника, а е изданием Требника II. Могилою. В этом «Молебном каноне», однако, по Могилинской редакции, после 6-й песни вводится чтение Евангелия от Марка, из зачала 71 (гл. XVI, ст. 14–17), а молитва – «Отче святый, врачу душ я телес...» заменена особою молитвою («Господи Иисусе Христе... всея твари творче и содетелю»). После указываемой теперь молитвы, заканчивающей «Молебный канон», священник кропит св. водою бесноватого и всех присутствующих, крестообразно знаменует себя и произносит энергическую заклинательную формулу, знаменает крестом бесноватого с произнесением особой краткой формулы, возлагает на голову мощи или крест, а на голову конец епитрахили и свою правую руку и раздельно читает псалом 67 («Да воскреснет Бог»). Затем, прочее содержание чинопоследования имеет здесь такой вид: а) Первое (из принятых ныне) заклинание св. Василия Великого (с добавлением краткого другого, произносимого при возложении на шею бесноватого «священного» пояса) и Евангелие от Матея – зач. 34 (гл. X, от. 1, 5–8). б) Псалом 53, второе заклинание Василия Великого и Евангелие от Луки, из зач. 51 (гл. X, ст. 17–20). в) Третье запрещение из чина оглашения, псалом 117 и Евангелие от Луки, зач. 57 (гл. XI, ст. 14–22). г) С именем Григория Чудотворца первое запрещение из чина оглашения и Евангелие от Иоанна, зач. 1 (гл. I, ст. 1–17), т. е. читаемое на пасхальной утрени. д) (Чтение Символа веры , молитвы Господней и Богородице Дево и) Первое заклинание с именем Иоанна Златоуста , псалом 34 и Евангелие от Марка, зач. 40 (гл. IX, ст. 17–30). е) Четвертое заклинание с именем Иоанна же Златоуста и Ев. от Марка, из зач. 4 (гл. I, ст. 23–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

великих Псалтырях напечатано явствует. февр. 12. Лука 24, зач. 114, ст. 50 и зач 113, ст. 30, и Евангельская стихера 5. Древняя история о принесенной на Тихвину святыню ангелами по воздуху богородичн. иконы. Минея праздничная в каноне иконы Тихвинския, в 3-м тропаре 5-й песнь. Таже и в прочих службах явлению богородичных икон, в месячных минеях, напечатанных в Москве при древних царех и патриархах. Св. Максим Грек в сл. 40. Таже во Псалтыре со возследованием, в слове о крестном знамении, и в Катихизисе великом, и в прочих древлепечатных книгах. Иоанн I, зач. I, ст. 1 Псалтирь со возследованием, в слове о крестном знамении. Св. Максим Грек в слове 40, таже и во Псалтыри со возследованием. Номоканон свят. Отец Афонския горы, в правилах о вселетнем посте. Кормчая от правил св. Апосгол 69, и прочих свят, соборов. Книга Сборник, от многосложного свитка восточных свят. отец числом 1455 подписавшихся, гл. 28, л. 391. В Евангелии новом, святий Леонтий папа Римский, в неделю 1-ю поста. Беседа 1-я на посл. 1-е в Галатам, зач. 199, ст.1477, гл. 1,ст.7, 8 и 9. †) Соборник гл. 28, л. 389. Лука гл. 15, зач. 78, ст. 4, 5 и 6. Иоанн гл.10, зач. 36, ст. 16. Стих тотже. 1 Исключению подвергаются главным образом многочисленные, приводимые в тексте и особенно в примечаниях, подлинные выписки из раскольнических и иных сочинений, на основании коих излагается ход событий; исключаются также все примечания, в которых опровергаются неверные, большею частью самоизмышленные сказания о повествуемых событиях автора „Исторических очерков поповщины “ г. Мельникова. Считаем достаточным сделать здесь общее замечание для читателей, чтобы они с осторожностью пользовались собственно историческими произведениями сейчас названного автора, который был необыкновенно талантливым беллетристом, но не особенно дорожившим историческою истиною историком. 2 Кроме Павла Коломенского, по уверению раскольников, были против соборного исправления церковно-богослужебных книг, и вообще приняли будто бы сторону раскола, епископы: Макарий Новгородский, Маркелл Вологодский и Александр Вятский (Денис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

были двучастные или четырехконечные. Итак, вот прямое свидетельство о древности последнего вида креста 6 , – свидетельство собора, бывшего, за 100 лет до патр. Никона. Добросовестно ли после этого со стороны старообрядцев – отвергать совершенно древность креста двучастного, считать его «новшеством» Никона и лишь осьмиконечный крест называть древле-православным? Только под конец всех этих действий, по словам Евангелиста, налагается на крест «вина Его написана», т.-е. титло с надписью: «сей есть Иисус, Царь Иудейский». Если бы только один Матфей располагал обстоятельства распятия Христова в таком именно порядке, то старообрядцы имели бы повод говорить, что расположение у Матфея случайное и вовсе не указывает на то, что титло было наложено на крест уже после распятия. Но дело в том, что такое же расположение событий мы находим и у Марка, у Луки и Иоанна ( Мк. 15 , зач. 68, ст. 22–26; Лк. 23 , зач. 111, ст. 33–38; Ин. 19 , зач. 60, ст. 17–22), так что считать это расположение произвольным и случайным нет, кажется, никакого основания. Теперь обратимся, собственно, к рассказу о распятии Христовом у Иоанна; вот его описание: И нося крест Свой изыде на глаголемое лобное место, еже глаголется еврейски, Голгофа: идеже пропята Ею, и с Ним ина два, сюду и сюду, посреде же Иисуса. Написа же и титла Пилат и положи на кресте. Бе же написано: Иисус Назорянин, Царь Иудейский. Сею же титла мнози чтоша от Иудей, яко близь бе место града, идеже пропяша Иисуса: и бе написано еврейски, гречески, римски. Глаголаху убо Пилату архиерее иудейстии: не пиши: Царь Иудейский: но яко сам рече: царь есмь Иудейский. Отвеща Пилат, еже писах, писах ( Ин.19 , зач. 60, ст. 17–22). Здесь еще подробнее описано, как происходило распятие, причем здесь та особенность пред другими Евангелиями, что Иисус Христос представляется сам несущим крест свой. Замечательно при этом выражение: «нося крест Свой», из которого видно, что и до распятия и, следовательно, до наложения на крест титла крест был уже крестом Христовым, а не пустою его сению, как думают старообрядцы; на это же указывают и выражения других Евангелистов – Матфея и Марка, которые, описывая, как воины заставили некоего Симона Киринеянина нести за Иисусом крест, говорят: «и сему задеша понести крест Его» ( Мф. 27 , зач. 112, ст. 32), и: «и задеша мимоходящу некоему Симону Курипею, да возмет крест Его» ( Мк. 15, 67 зач., ст. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010