Диадох Фотики йский , бл. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного, в Добротолюбие, т. 3. М.: Паломник, 1998. Дионисий Ареопагит , св. О Божественных именах. СПб.: Глагол, 1995. О мистическом богословии. СПб.: Глагол, 1995. О небесной иерархии. СПб.: Глагол, РХГИ, 1997. Евагрий Понтийский Слово о духовном делании, или монах, в Творения Аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. М.: Мартис, 1994. Слово о молитве, в ibid. Евсевий Кесарийский Praeparatio evangelica. ET: E. H. Gifford, Preparation for the Gospel. Eugene: Wipf & Stock Publishers, 2002; или D. S. Wallace-Hadrill, The Greek Patristic View of Nature. Иларий из Пуатье The Trinity. ET: S. McKenna, The Trinity. Washington, D. C.: Catholic University of America Press, 1954. Иоанн Климакос , св . Scalara Paradisi. ET: цит. в G. Florovsky, Bible, Church, Tradition, 108. Ириней Лионский , св. Против ересей. Творения. М.: Паломник-Благовест, 1996. Исаак Сирин, св. Homilies. ET: A. J. Wensinck, Mystical Treatises by Isaac of Nineveh. Amsterdam: Koninklijke Akademie van Wetenschappen, 1923. Иустин Мученик I Apology. ET: Library of the Ante-Nicene Fathers [ANF]. Translated into English with prolegomena and explanatory notes. Ann Arbor, Mich.: Eerdmans, 1955, vol. 1. Климент Александрийский Строматы. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. Максим Исповедник , преп. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, в Творения Преподобного Максима Исповедника . Книга 1. Богословские и аскетические трактаты. М.: Мартис, 1993. Главы о любви, в ibid. Мистагогия, в ibid. The Ambigua. ET: L. Thunberg, Man and the Cosmos, или A. Louth, Maximus the Confessor, или D. Staniloae, The Experience of God. Various Texts on Theology, the Divine Economy, and Virtue and Vice. ET: The Philokalia, eds. G. E. H. Palmer et al., vol. 2. Немезий Эмесский О природе человека. М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, МГУ, 1996. Ориген О началах. Самара: РА, 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/log...

Достаточно постранствовав по разным местам Святой Горы, он обосновался обосновался в местности великих подвижников, известной ныне под названием Кавсокалива. Поселившись в келье при Преображенском храме, он прожил здесь 20 лет, питаясь одним хлебом и дикорастущими плодами не чаще одного раза в три дня. По прошествии этого времени он удалился в маленькую пещеру недалеко от берега, где в своё время подвизался святой Максим Кавсокаливит. Преподобный Акакий вёл превосходящую человеческие возможности духовную брань, сражаясь с бесплотными силами. Преподобный ел ровно столько, сколько было необходимо для поддержания жизни, а иногда крошил камни в коренья, которые принимал в пищу, так что у него шла горлом кровь. Бесы с еще большей яростью стали приступать к нему и пытались сломить его мужество отвратительными помыслами, пугающими явлениями и различными недугами. Но Акакий обращал их в бегство пламенной молитвой, которая исходила от самого его сердца, всегда бодрствующего. В награду за неустанное борение Господь сподобил святого дара чистой молитвы и доверил ему тайны, сокрытые даже от ангельского разумения, тайны, которые будут явлены избранным в будущем веке. Стоя на молитве, человек Божий оставался недвижим, как столп, а ум его возносился к небесам, отложив всякое попечение о мире, тело же излучало радость и приобретало невыразимо прекрасный вид. Некоторые из приходивших к нему, люди благочестивые и достойные доверия, рассказывали, что, когда святой произносил слова молитвы «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!», языки пламени исходили из его уст. Возобновляя учение преподобного Симеона Нового Богослова (память 12 марта), святой Акакий наставлял, что тот, кто желает видеть Христа в вечности, должен еще в этой жизни, посредством нисхождения Божественной благодати, приобрести духовную чувствительность, чтобы созерцать духовные сущности так же ясно, как вещи материального мира. Преподобный уже несколько лет пребывал в пещере, когда к нему пришел святой Роман Карпенисийский. Он хотел пребывать вместе с ним, чтобы подготовиться к мученическому подвигу. Акакий, после бывшего ему видения, постриг Романа в великую схиму и позволил принять мученический венец. После его ухода Акакий некоторое время жил в пещере святого Афанасия Афонского. Там пред ним в видении предстал святой мученик Роман в неизреченной славе, с ликом, сияющим подобно солнцу.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2886

Другой афонский подвижник XIV в., Максим Кавсокаливский, получил такую славу от Бога, что Ангел служил ему, принося ему хлеб для пропитания 44 . В том же патерике о преп. Косме, подвижнике того же века, повествуется, что во время болезни он пожелал отведать рыбы и вскоре орел слетел к его келлии и положил у дверей ее свежую рыбу. Когда преп. Косма скончался, то множество зверей и птиц стеклось на его погребение 45 . Св. Григорий Палама еще в бытность свою на Афоне получил от Бога дар слез и блистал Божественным светом после совершения им литургии. Когда св. Нифонт Афонский, подвижник XV в. 46 , молился, то Божественный свет озарял его и всю Афонскую гору, достигая небес 47 . Тем же светом осиявались лица афонских подвижников Каллиста 48 и его сотаинника Игнатия. Преподобномученик Иаков, пострадавший в XVI в., будучи на Афоне, удостоен был от Бога такой же благодатной славы, какой сподобились Ап. Павел и преп. Серафим Саровский : он был вознесен на небо и созерцал райские обители 49 . Когда славный мученик Агафангел в присутствии множества народа в Константинополе был обезглавлен, то дивное благоухание разлилось от его мощей. Повествование о сей славе мученика записал один из лучших богословов того времени, дидаскал Герман, живший на Афоне и скончавшийся там в 1851 г. 50 Он сопровождал с Афона мученика Агафангела до места казни и был свидетелем всех его страданий. По свидетельству Германа, сонм христианских учителей всей вселенной в течение многих лет не сделал бы того, чтó сделали мученическая кровь Агафангела и дивное благоухание от его мощей. От созерцания этой божественной славы в течение трех дней, пока мощи мученика лежали на месте казни, христиане приходили в такое сокрушение, что непримиримые враги примирялись между собою. Многие раздавали щедрую милостыню. Нечистые по жизни делались чистыми. Безбожники делались верующими людьми. Даже турки пришли в благоговейное чувство – называли умерщвленного ими Агафангела мучеником и выдали его тело христианам для погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Из писавших на греческом языке наиболее крупными полемистами были прп. Иоанн Дамаскин (†749), император Лев III Исавр (или автор его письма к халифу), прп. Феофан Исповедник (†817), Георгий Амартол (†867), св. Константин Философ (IX), Никита Византийский (†912), Евфимий Зигабен (XI), Варфоломей Эдесский (XII), в XIV в. свт. Григорий Палама, императоры Иоанн VI Кантакузин и Мануил II Палеолог, в XV в. патриарх Геннадий Схоларий и философ Георгий Трапезундский. На латинском языке особо примечательны Евлогий Кордубский (IX), уделивший много места полемике в своей " Liber Apologeticus Martyrum " , Энрико из Маинца (†1077), составивший по византийским источникам первое полемическое жизнеописание Мухаммеда на латыни, Петр Достопочтенный (†1157), по просьбе которого Робертом Кеттонским был переведен на латынь Коран, миссионер-мученик Раймонд Луллус (XIII), полемист Риккальд де Монте Кроче (XIII), один из антимусульманских трактатов которого был переведен на греческий и получил известность в Византии, Алан Инсулийский, Фома Аквинат, Савонарола и др. Литература этого рода существовала и на национальных языках. Так, на старофранцузском в сер. XIII в. были написаны сочинение Александра ДюПона и анонимный трактат " Вознесение Магомета " , на староанглийском в 1438 Джон Лиджат написал " О лжепророке Магомете " , на славянском языке прп. Максим Грек в XVI в. составил три антимусульманских сочинения. Апологетическая противомусульманская письменность существовала также на армянском, грузинском, коптском и эфиопском языках, но по своим объемам значительно уступала произведениям на основных литературных языках того времени и во многом зависела от них. Эта полемическая и апологетическая литература на арабском и сирийском была вызвана критикой христианства со стороны мусульманских авторов, таких как аль-Гашими (ум. 820), Касим ибн Ибрахим ал-Гасани (ум. 860), Ибн Бахр аль-Джахиз (ум. 869), Хасан ибн Айуб (ум. 988) и др. вплоть до Ибн Тамийи (ум. 1358). На латыни и греческом она была вызвана военным противостоянием и соблазном перехода в ислам - так, совратившийся в ислам арабский христианин Али ибн Раббан ат-Табари (ум. 855), написал обширный трактат против христианства, в Испании в IX веке епископ Самуэль из Эльвиры, лишенный сана из-за того, что погряз в грехах, перешел в ислам, в 907 г. византийский военачальник Андроник перешел на сторону арабов и принял ислам - все это было проблемами не только арабо- и сироязычных христиан.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/eu...

«Как смел ты бесчестить идолов? Я научу тебя чтить их», кричал свирепый префект. Страдалец отвечал: «поступок мой – не бесчестие, а слава и хвала Богу истинному». Префект велел переворотить его и бить по груди и чреву. Долго снова били страдальца. «Раб или свободный ты?» спросил префект. «Раб градоначальника», отвечал страдалец. Префект велел взыскать с градоначальника в царскую казну фунт серебра, за то, что держит у себя слугу непокорного богам, с города вытребовал фунт золота, за то, что граждане сказали, будто нет между ними христиан, а Емелиана велел сжечь. Не скажут ли, что это – глупый деспотизм? Скажут неправду: это – чистый либерализм, дозволяющий всякому языческому нечестию полную свободу и провозглашающий всякое слово, сказанное в пользу истины вечной, – нетерпимым делом. За городом, на берегу Дуная, разложен и зажжён был огромный костёр; мученика бросили в костёр; сильным пламенем многие из язычников были сильно опалены, тогда как тайные христиане, стоявшие тут же, не потерпели вреда. Последние, тайно явясь к жене префекта, скрытной христианке, просили, чтобы дозволено было похоронить останки мученика. По просьбе жены, дано разрешение, и св. мощи похоронены были в 3-х верстах от города. Святой мученик пострадал 18 июля 362 года 232 . Мужество св. Емелиана одушевило твёрдостью и других, которые дотоле скрывались от страха. Свирепый префект рад был, узнав о других христианах, на которых указали. В угоду повелителю своему, отступнику Юлиану, он готов был терзать христианина, лишь бы он стал язычником. Так вслед за св. Емелианом преданы были истязаниям святые Васс, Максим, Павел, Секунда, Доната, Марин и Юст, и все они скончались мученически. Так показано в древнем мартирологе. † Преставление преп. Иоанна Многострадального Преп. Иоанн представляет собой пример тяжкой борьбы с плотской похотью, окончившейся славной победой, при совокупном действии твёрдой воли и благодати небесной. «Послушай, говорил Иоанн одному брату, находившемуся в унынии от борьбы с страстными помыслами, я расскажу тебе, что было со мной.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Клеман не мыслил церковь в категориях конфессиональной исключительности, увы, ставшей еще одним «брендом православности». Потому и озабоченность христианским разделением выражалась у него в умении видеть изменения позиции другого и идти на сближение сразу же, как только для этого появились предпосылки. Вступая в диалог, он был нацелен именно на диалог – на прояснение позиций, а не на утверждение во что бы то ни стало собственной позиции. Обратившись во многом под влиянием Вл. Лосского, Клеман не унаследовал «неовизантинистского» триумфализма, свойственного школе, к которой тот принадлежал. Свидетельство о православии не звучало в его устах тем навязчивым заклинанием, каким звучит столь часто. Не случайно ему оказался так близок патриарх Афинагор, совместно с папой Иоанном XXIII предпринявший титанические усилия по преодолению многовековой вражды между православием и католичеством. Книга бесед Клемана с патриархом Афинагором, исполненных мудрости и глубины, стала одной из самых проникновенных христианских книг ХХ века. Сочувствовал Клеман и деятельности экуменической общины Тэзе, где любил бывать и в которой видел возможность для православных не только свидетельствовать Западу о своем опыте, но и самим встретиться с реальным Западом, который тоже «молится и ищет истоки», имеет свою глубокую духовную жизнь, «таинственное общение святых, которые жили до нас». Именно Клеман в начале 70-х гг. ХХ века поддержал с православной стороны усилия католиков по преодолению богословских разногласий в связи с проблемой Filioque, в течение веков бывшей камнем преткновения между Православной и Католической церквами. Рассмотрев католическую версию согласования богословских позиций сторон, Клеман увидел в предложенных формулировках доказательства совместимости греческой и латинской традиций как отражающих разные стороны общехристианской пневматологической доктрины. Кстати, раз уж речь заходила о святых отцах, вспомним, что такой непреклонный поборник чистоты веры и мученик за нее, как св. Максим Исповедник , не видя особой необходимости в западной добавке к Символу веры , одновременно не находил в ней и предмета для разделения. Усилия Клемана и других диалогично настроенных богословов с обеих сторон могли бы сделать проблему Filioque исчерпанной. Однако, к сожалению, такой подход не нашел достаточного числа продолжателей в православном мире, и огромная часть православного богословского истеблишмента предпочитает ориентироваться на груз старой полемической литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/e...

Максим, инок Афонского Ватопедского монастыря, был родом грек, но по своим великим подвигам вполне принадлежит Святой Русской Церкви, для которой он был светильником при жизни и остался светильником по смерти в своих сочинениях. 24 2007 р. 20:41 27 января — память святителя Саввы, первого архиепископа Сербского [Стаття] Святитель Савва, основатель Сербской Церкви, почитается во всем православном мире. Память святого отмечается в Русской Православной Церкви 25 января, а в Сербской — 27 января. 23 2007 р. 20:27 24 января — память преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника [Стаття] Преподобный Феодосий Великий жил в V-VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. При жизни он совершал много исцелений и других чудес, приходя на помощь бедствующим. 22 2007 р. 16:13 23 января — память святителя Феофана, затворника Вышенского [Стаття] «Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учениями твоими многих людей просветил еси, со ангелами ныне предстоя Престолу Святой Троицы, моли непрестанно о всех нас» — так прославляет Русская Православная Церковь одного из своих великих святых — святителя Феофана, епископа и Затворника Вышенского. 21 2007 р. 14:46 Мученик за Христа Иоанн Щербинин, владикавказский перс [Стаття] 8/21 января Православная Церковь отмечает память святого Або Тбилисского, молодого араба, обратившегося ко Христу и принявшего мученическую смерть в 786 году. Как показали недавние исследования в архивах Северной Осетии, в конце XIX столетия крестным путем святого Або проследовал 27-летний владикавказский башмачник Абдул-оглы. 21 грудня 2006 р. 15:57 22 декабря — празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» [Стаття] Икона, в которой так ярко запечатлелись чаяния народа на милосердное заступничество и помощь Пресвятой Богородицы, была всегда чтима в России. И в наши дни православные люди в теплой сердечной молитве к ней получают утешение в скорбях и бедах. ← попередня 7 8 9 10 11 12 13 14 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Петр был поставлен на митрополию в 1308 г. А в 1309 он приехал на Русь. К разочарованию Юрия Галицкого он отправился туда же, где резидировал митрополит Максим, - во Владимир на Клязьме. Однако, здесь его ожидал весьма прохладный прием. Святой князь-мученик Михаил был, конечно же, недоволен тем, что митрополитом стал Петр, а не отправленный им на поставление Геронтий. Вероятно, угождая неприязни своего князя к Петру, епископ Тверской Андрей, сын литовского князя Герденя, отправилв Константинополь клеветнический донос на Петра. Этому делу в Царьграде дали ход, так как, видимо, весьма серьезные обвинения содержались в послании Андрея. В первую очередь, Петра обвиняли в симонии, с которой так боролся митрополит Кирилл. Для разбирательства в Переславле-Залесском был около 1311 г. созван Собор, в котором приняли участие, кроме митрополита Петра, епископы Андрей Тверской и Симеон Ростовский, множество игуменов монастырей, представители приходского духовенства, князья и бояре. Замечательно в этом Соборе столь активное участие мирян в разбирательстве важнейшего вопроса церковной жизни. Оно было весьма бурным. В конечном итоге Петр был полностью оправдан, а Андрей изобличен как клеветник. Все его обвинения строились на том, что Петр действительно при поставлении духовенства взимал какую-то небольшую денежную сумму, что было предусмотрено Правилами Кирилла II. Речь шла не о плате за поставление в священный сан, а о возмещении издержек, связанных с хиротонией: оплата проезда архиерея и его свиты, средства на их содержание (если речь шла о выездах в другие города), оплата всего необходимого для богослужения и хиротонии. Ведь и сегодня в случае хиротонии кого-либо во епископа, ставленник сам приобретает облачение, панагию, посох и т.д. Это вполне нормально. До революции, например, даже всякий награжденный каким-либо орденом Российской империи заказывал его за свои деньги на " Монетном Дворе " . Так что проводивший независимое расследование представитель патриарха Константинопольского признал, что Петр ни в чем не погрешил против Кириллова правила о симонии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436251/

Так вдохновенно и пламенно ратовал за патриаршество безвременно угасший святитель-мученик. Много положил кропотливого труда архиепископ Иларион в свою магистерскую диссертацию: «Очерки из истории догмата о Церкви» (559 стр.), где им отлично и всесторонне обоснована идея единства Церкви Христовой и на историческом материале и на церковном самосознании. Есть у него также замечательно написанная брошюра «Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету». С удивительной четкостью и чарующей ясностью написаны им статьи: «Краеугольный камень Церкви», «Церковное богословие» и др. Им сделан самый восторженный отзыв о книге С. Л. Епифановича , профессора Киевской Духовной Академии: «Преподоб. Максим Исповедник и Византийское богословие». После поездки в западные страны появилась его книга «Письма о Западе», в которой нещадно критикуется западная религиозная жизнь во всех ее внутренних и внешних проявлениях сравнительно с Божественной красотой Православия. И в уставных обрядах и в учениях западные исповедания рассматриваются им как обыкновенные человеческие организации. И еще укажем его статью: «Единство идеала Христова»... Нами только указаны здесь те книги и статьи, кои побывали в наших руках. Умер владыка Иларион 44-х лет. Рукоположен был во епископа 20 мая 1920 г. Архиепископ Иларион и митрополит Антоний – две крупных величины в православном богословии и в православной Церкви. Память о них незабвенна. Общность идеалов и убеждений свидетельствуют о их самой тесной умственной близости и духовном родстве, о чем сам архиепископ Иларион часто любил говорить. Надо полагать, что представляют интерес и описания его личности, характера и взглядов одного его соузника по Соловкам 3 . Архиепископ Иларион – человек молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный,. прекрасный церковный проповедник-оратор и певец, блестящий полемист с безбожниками, всегда естественный, искренний, открытый; везде, где он ни появлялся, всех привлекал к себе и пользовался всеобщей любовью. Большой рост, широкая грудь, пышные русые волосы, ясное, светлое лицо. Он остается в памяти у всех, кто встречался с ним. За годы совместного заключения являемся свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Это означает серьезную атрофию канонического сознания. И последствия этих хиротоний были плачевны. Греческие Церкви, до того относившиеся к Зарубежной Церкви спокойно и скорее лояльно, стали видеть в ней своего канонического противника, а кроме того, Зарубежная Церковь оказалась втянутой в хаос греческого старостильного движения с его доброй дюжиной «синодов» и «юрисдикций», признающих безблагодатными не только «новостильников», но и друг друга. А в последние годы даже Сербская Церковь, которую всегда связывали с Зарубежной Церковью самые тесные узы, стала подвергаться нареканиям за свой мнимый «экуменизм». Когда на Сербию падали западные бомбы с «обедненным» ураном, наш Патриарх поспешил в Белград, чтобы вместе с Сербским Патриархом Павлом молиться о спасении сербского народа. И в это самое время в Зарубежной Церкви раздавались голоса о необходимости прекращения всякого общения с Сербской Церковью. Наше время ставит не перед Русской только Церковью, но перед всем Вселенским Православием важнейший вопрос, вопрос жизни и смерти. Куда мы идем? Будем ли мы продолжать идти путем разделения, дробясь, что неизбежно на этом пути, на все новые и новые церковные институции? Не только события последних лет в Зарубежной Церкви, но и многие явления в жизни других Православных Церквей говорят о реальности этой опасности. Но чтобы уйти от нее, нужно сознать неправильность этого пути, нужно перестать систематически оправдывать разделения, как это делают некоторые идеологи Зарубежной Церкви. Если немножко расширить церковный горизонт, рухнет система обоснований и прецедентов нынешних ревнителей разделения. Нам импонирует святой Киприан Карфагенский, но мы забываем, что ему (в споре о крещении раскольников) противостоял Стефан Римский, тоже мученик и тоже святой. И мы забываем также, что Церковь решила этот спор не в пользу святого Киприана (см. правило 95 VI Вселенского Собора). Нас увлекает своей последовательной акривией прп. Феодор Студит, но мы забываем, что он дерзал осуждать великих защитников Православия, святителей Цареградских Тарасия и Никифора, и Церковь в итоге анафематствовала «все написанное или сказанное» против этих святителей (Синодик в неделю Православия). Даже бескомпромиссная акривия прп. Максима Исповедника, который отказывался причащаться со всеми пятью патриархами и со «всей Вселенной», небезальтернативна. Прп. Максим обвинял в ереси монофелитства тех, кто отменил монофелитский Экфесис и им не руководствовался. VI Вселенский Собор, осудивший ересь монофелитства, ни словом не упомянул прп. Максима. И даже когда еретик Макарий патр. Антиохийский изрыгнул на прп. Максима клеветы и хулы, Собор не сказал ни единого слова в его защиту.

http://pravoslavie.ru/498.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010