2. Сотник Димитрий сказал: он здесь, господин, покорно докладываю тебе. Правитель Максим сказал: без всякого пустословия, скажи, как тебя зовут? (Мученик) отвечал: во первых и это самое важное, я — христианин; во вторых, между людьми зовут меня Провом. Правитель Максим сказал: какого ты звания? Пров отвечал: по отцу я фракиянин, родился в Сиде Памфилийской, был язычником, а теперь христианин. Правитель Максим сказал: это имя не принесет тебе нимало пользы; послушай меня, принеси жертву богам, если хочешь быть почтен от государей и быть нашим другом. Пров отвечал: я не нуждаюсь в чести от государей и нимало не домогаюсь от тебя какой-нибудь пользы. Я презрел свое немалое состояние, чтобы служить во Христе живому Богу. Правитель Максим сказал: снимите с него одежду и, опоясавши, стягивайте его и бейте сырыми жилами. Сотник Димитрий сказал: пощади себя, человек, ты видишь, как кровь из тебя льется на землю. Пров отвечал: тело мое пред вами, а ваши истязания для меня тоже, что масть благовонного мира. Правитель Максим сказал: оставишь ли наконец ты свое безумие, нечестивый, или еще будешь упорствовать? Пров отвечал: я не безумствую: но, будучи разумнее вас, не хочу служить демонам. Правитель Максим сказал: оберните его и бейте по чреву. Пров сказал: Господи, помоги рабу твоему! Правитель сказал: бейте его и говорите ему: христианин, скажи, где Тот, Кто помогает тебе? Пров отвечал: да, Он помог и помогает мне, ибо я столько презираю твои истязания, что не послушаюсь тебя. Правитель Максим сказал: пощади свое тело, нечестивый, смотри, земля напиталась твоей кровью. Пров отвечал: знай, что чем больше страдает мое тело за Христа, тем большим здравием наслаждается душа. Правитель Максим сказал: наденьте на него оковы, свяжите ему руки и ноги и смотрите, чтоб никто не оказал ему никакого пособия. Ведите теперь следующего к суду. 3. Сотник Димитрий сказал: он представлен, господин, честь имею доложить тебе. Правитель Максим сказал: как зовут тебя по имени? Андроник отвечал: я христианин: без сомнения, ты хочешь слышать от меня это имя.

http://azbyka.ru/muchenicheskie-akty

к нач. IV в. Он указал на то обстоятельство, что И., согласно Мученичеству, погиб незадолго до того как император, живший в Треверах, приговорил к смерти испанца. По мнению Стилтинга, составитель Мученичества подразумевал узурпатора Магна Максима (383-388), чья резиденция находилась в Треверах. Григорий Турский именовал Максима «треверским императором» (imperator Trevericus; в Мученичестве - imperator Trevericae civitatis). Т. о., И. скорее всего был казнен в годы правления имп. Юлиана Отступника (360-363). Вместе с тем Стилтинг отметил, что в Мученичестве И. говорится об императорах во множественном числе (quod uobis a principibus uestris praeceptum est), а в Мученичестве Ферреола упоминается о гонении на христиан по всей империи (per uniuersas prouincias). На этом основании болландист счел возможным связать гибель И. с «великим гонением» и предположил, что мученик пострадал в 304 г., «когда гонение было наиболее жестоким» (ActaSS. Aug. T. 6. P. 170). Попытку радикального решения проблемы достоверности Мученичества И. предпринял Э. Ш. Бабю. По его мнению, сохранившаяся версия Мученичества является переработкой первоначальной редакции (составлена ранее 3-й четв. V в.), в которой сообщалось только о казни И. в Бривате и о сооружении оратория на его могиле. Исследователь отверг традиц. датировку гибели И., указав, что в период «великого гонения» в Галлии при Констанции I Хлоре христиан не казнили за веру. С т. зр. Бабю, упомянутым в Мученичестве «треверским императором» скорее всего был Магн Максим, в правление к-рого И. был казнен. По мнению исследователя, И., сторонник ереси присциллиан , погиб в 385 г., во время гонения, начатого Максимом. По приказу узурпатора в Треверах были казнены неск. видных присциллиан, в т. ч. некий Армений (Арменций?) Юлиан, о к-ром упоминали Сульпиций Север и блж. Иероним Стридонский ( Hieron. De vir. illustr. 123; Sulp. Sev. Chron. II 51. 2-3). По сведениям Сульпиция, тела казненных увезли в Испанию, где возникло почитание этих мучеников.

http://pravenc.ru/text/1237819.html

Следствием такого убеждения был и еще один основополагающий постулат новозаветного толкования Ветхого Завета, а именно – «что как Ветхий Завет служил подготовительной стадией и прообразом в отношении к благодатному Царству Христову, так точно относится и это последнее к Царству Славы» 631 . Следовательно, типологическое толкование в Новом Завете и первоначальной христианской письменности было немыслимо без эсхатологической перспективы. Данная перспектива являлась одной из существенных граней христианского учения о ведении, которую великий Апостол языков суммировал в одной фразе: Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан ( 1Кор. 13, 12 ) 632 . И вся последующая история христианского толкования Писания запечатлелась такой эсхатологичностью, без которой невозможно понять суть и смысл православной экзегезы. На первоначальной стадии развития древнецерковной письменности наблюдается и то глубокое убеждение, определившее всю последующую православную экзегезу, что толкование Писания не есть дело только интеллектуальных усилий человека, а представляет собою в первую очередь дар Божий человеку 633 . Об этой «благодати понимания» ( χριν το νοσαι) говорит уже св. Иустин Философ и Мученик: «Если кто не получил от Бога великой благодати для разумения того, что говорили и делали пророки, тому не мало не будет пользы в том, что он по-видимому пересказывает их слова и деяния, тогда как не может дать в них отчета» 634 . Именно этот «дар разумения», полученный от Бога, вкупе с верой и благочестием позволяет обрести здравие ума, без которого невозможно понимание Священного Писания. Св. Ириней на сей счет рассуждает так: «Здравый ум, благонадежный, преданный благочестию и любящий истину, будет охотно размышлять о вещах, которые Бог отдал под власть человеков и подчинил нашему познанию, и будет успевать в том, облегчая для себя изучение их посредством ежегодного упражнения. Сюда относится то, что подлежит нашему зрению и что ясно и необоюдно в точных словах выражено в Священных Писаниях» 635 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Когда архимандрит Дионисий уезжал в Москву, Дорофей был уже слаб и лежал на одре болезни, и преподобный Дионисий попросил, чтобы до его возвращения тот не умирал. На что преподобный Дорофей смиренно ответил: «Да будет воля Божья! Как угодно Ему, так пусть всё и устроит». Вернувшись в обитель, архимандрит Дионисий начал благословлять братию, и в крайнем изнеможении к нему вышел преподобный Дорофей, испрашивая благословение. И только он его принял, как сразу отошёл ко Господу. Преподобные Максим Грек и архимандрит Антоний В Трапезном храме находятся раки с мощами преподобных исповедника Максима Грека и архимандрита Антония (Медеведева; 1792–1877). Преподобный Максим Грек – страдалец за веру, учёный муж, приехавший из Греции в Россию. Преподобный Антоний – наместник Троицкой обители, собеседник и духовник святителя Филарета Московского (Дроздова; 1782–1867). Придел прп. Серафима Саровского и мощи прп. Антония (Медведева) в Трапезном храме Лавры Преподобный Максим Грек Труды преподобного Максима Грека актуальны и в наше время. Всякий благочестиво живущий христианин умудряется наставлениями этого ученого монаха, который был несправедливо осужден на Русской земле. Укрепляясь незыблемой верой, преподобный Максим утешался словами и до сих пор утешает и нас: «Не столько отец печется о своих детях, сколько Преблагой наш Создатель и Промыслитель промышляет и печется о тех, которые право в Него веруют и твердо уповают на Него» (из поучений преподобного Максима Грека). Преподобный Антоний был духовным чадом преподобного Серафима Саровского , который и предрёк ему будущее настоятельство великой Сергиевой лавры. Мощи преподобного Антония находятся перед алтарём, который освящён в честь Святого Серафима Саровского. «Горо Маковецкая избранная, собором мученик светло украшенная» Ежегодно на Бутовском полигоне в день убиения преподобного Кронида братия служит Божественную литургию Вместе с сонмом учеников игумена Радонежского и преподобных, живших в лавре до 1919 года, прославляются и новомученики ХХ века во главе с архимандритом Кронидом, который вместе с насельниками был расстрелян на Бутовском полигоне в 1937-м году.

http://pravoslavie.ru/140578.html

Фото: Георгий Петров Священномученик Михаил Белороссов явился во сне… генералу МВД и благословил того возрождать Троицкий храм Удивительную историю я узнала, например, когда редактировала брошюру Троицкого храма. Когда священномученик Михаил Белороссов явился во сне генералу МВД и благословил возрождать Троицкий храм в Тутаеве, тот даже не понял, кто это. Однако спустя время он увидел икону святого мученика Михаила на стене этого храма. Под впечатлением чуда высокопоставленный милиционер начал реставрацию церкви, потом и друзей своих на помощь позвал. Есть и другие свидетельства о чудесной помощи романовских новомучеников тем, кто им молится. Каким будет музей – И вы решили сделать музей, посвященный местным новомученикам? – Рассказать о новомучениках – одна из главных задач. Мы с нее начали, но на этом пути предстоит большой исследовательский труд и работа по визуализации. Задачи нашего медиа-музея шире – рассказать о всех святынях и храмах Романова-Борисоглебска, в том числе о том, как они представлены в изобразительном искусстве, в фотографии. Это очень богатый материал… Требуется найти, собрать биографии, сохранить эти исторические документы о небесных покровителях города, визуализировать свидетельства… Стараемся использовать для этой цели все доступные аудио-визуальные средства. Например, режиссер Максим Орехов снял короткий музыкальный видеофильм на песню «Мученик», которую Никита Вятчанин подарил нашему музею. Никита посвятил песню памяти своих прадедушек: ректора Вифанской семинарии епископа Германа (Ряшенцева) – священномученика, прославленного Русской Православной Церковью, – и его родного брата епископа Варлаама (Ряшенцева), прославленного РПЦЗ. Потом обе ветви Церкви соединились. Кстати, в их семье святых братьев всегда почитали, даже до прославления. Клип с песней Никиты Вятчанина почти сразу же поставила в эфир ТК «Союз» – спасибо им! Параллельно нам удалось познакомиться и сделать интервью с родственниками священномученика Иакова Архипова. Его внуки, слава Богу, хранят и даже собирают в архивах историю семьи. С тех пор как мы начали работу по созданию музея, мы постепенно узнаем о родственниках других новомучеников, иногда просто люди подходят и дают контакты. Эти воспоминания, мемуары, интервью… Знаете, само прикосновение к памяти этих людей меняет не только тех, кто этим занимается, меняет, кажется, и само пространство вокруг.

http://pravoslavie.ru/119636.html

— И глубокое. — Да, и глубокое, потому что оно определило на многие десятилетия и нашу жизнь, и нашу сплоченность, и деятельность каждого из нас на своем поприще. Я думаю, что эта деятельность принесла обильные плоды по молитвам отца Павла. Он это видел и благословлял. — Пока батюшка не прославлен, служатся панихиды. Но ведь есть его почитание? — Отец Владимир приложил большие усилия для этого прославления. Но сам отец Павел как-то сказал, что не хотел являть себя миру. Это при том, что он, согласно живому преданию, был монахом Данилова монастыря в эпоху архиепископа Феодора (Поздеевского) . Отец Павел сказал, что хочет разделить участь всех безвестных узников, умереть в безвестности. По поводу канонизации существуют различные искушения. Он не хотел в этом участвовать, и я это очень глубоко разделяю. Для меня совершенно неважно, канонизирован человек или нет. Так, изображение Цесаревича Алексия мы создали в нашем храме ещё до того, как тот был прославлен. И храм в честь Елизаветы Феодоровны, который у нас за стенкой, мы начали организовывать до ее прославления — и к завершению ее уже прославили. Потому что я твердо верил: с таким житием невозможно не быть прославленным. Максим Фаюстов. Русский мученик Евгений Родионов      Так что вопрос даты — условный. По крайней мере, никакого сомнения не вызывает его святость. Или, например, Женя Родионов: про него снимают фильмы, пишут картины, стихи и иконы, посвящают ему храмы, хотя Евгений еще не прославлен. Разве это не народное прославление? Если это не народное прославление, тогда расскажите мне, что такое народное прославление. Могила его постоянно в цветах, свечах. Постоянно люди приезжают. И не только в день его памяти, кончины или день ангела. Огромное, бессчетное количество чудес и его молитвенного ходатайства за людей. У нас нет акта о канонизации преподобного Сергия. Так случилось, была лишь одна народная канонизация. Как и с Семьей Императора Николая Александровича : в какой дом ни придешь — там его иконы, которые издавалась Зарубежной Церковью. Их люди из Америки привозили и ставили у себя. И у меня такая была. А до этого я повесил портрет-фоторепродукцию кисти Валентина Александровича Серова. Прекрасный портрет, просто необыкновенный. Я его даже больше люблю, чем тот, который у меня раньше висел, где Государь в тужурке. Использовал его как икону.

http://pravoslavie.ru/87465.html

В Омск епископ Максим прибыл 2 января 1975 года. В архиерейском доме, который был закрыт и опечатан он распорядился сделать ремонт. В комнате же, где было совершено убийство архиепископа Мефодия владыка Максим решил устроить крестовый храм, а престол установить на том месте где еще оставалась запекшаяся кровь мученика. Вскоре владыка освятил этот храм в честь Благовещения Божией Матери в котором почти ежедневно совершал богослужение. Первый год пребывания в Омске епископ Максим получал ежедневно по почте угрозы: «Уходи отсюда, иначе будет то, что с твоим предшественником». Владыка молился, спокойно переносил всё это и через год угрозы прекратились. Церковный историк Николай Селищев в своей книге приводит важные факты по поводу убийства владыки Мефодия («Архиепископ Максим (Кроха) Могилевский и Мстиславский. Жизнеописание». М. 2008, стр. 134-146). Автор указывает, что милиция долго не ехала по вызову служителей епархии, заподозривших недоброе, что убийство архиепископа так и не было раскрыто, что в некрологе почему-то было написано - «скончался» (Журнал Московской Патриархии 1974, с. 12-16). В книге со ссылкой на материалы следственного дела показано, что смерть владыки Мефодия была мученической. Убийца (или убийцы) сначала сломал владыке шею, затем нанес множество ударов бронзовой статуэткой и ножницами, а в завершение задушил шнуром от электролампы. Н. Селищев высказывает свою версию относительно заказчиков и исполнителей этого жестокого преступления и приводит убедительные аргументы в ее подтверждение. Более того, автор книги считает, что и покушение на владыку Максима (Кроха) в Аргентине было организовано теми же силами. Через некоторое время епископ Максим совершил поездку в Тобольск поклониться мощам Святителя Иоанна Тобольского. С прискорбием он обнаружил, что мощи Святителя находятся не в храме, а в кладовой в полном небрежении. По его просьбе Патриарх Пимен прислал комиссию для освидетельствования мощей, после чего мощи Святителя Иоанна с подобающей честью были уложены в раку и установлены в храме. Так в Тобольске было возрождено почитание Святителя Иоанна Тобольского и ежегодно в день его памяти 10/23 июня приезжали поклониться ему паломники со всей Сибири. Святые мощи обносили вокруг храма и проносили возле дома, где в 1917 году под арестом был наш Государь - святой мученик Царь Николай II.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/28/svyati...

Проконсул сказал: – Щадя старость твою и оказывая снисхождение, советую тебе оставить безумную веру христианскую и принести жертву богам. – Не сделаю такого беззакония, – отвечал Тарах, – потому что люблю закон Бога моего, и не отступлю от него. Проконсул сказал: – Есть другой закон, который нужно исполнять, о, злая голова. Тарах отвечал: – Пагубен закон ваш, повелевающий вам, нечестивым, почитать камни и деревья, дела рук человеческих, и поклоняться им. Проконсул приказал предстоящим ударить Тараха в шею. Мученик, терпеливо перенося удары, говорил: – Не отступлю от сего исповедания, которое спасает меня. – Я заставлю тебя, – сказал Проконсул, – отвратиться от этого безумия и сделаю благоразумным. – Делай, что хочешь, – отвечал мученик, – ты имеешь власть над моим телом. Проконсул Максим сказал: – Снимите с него одежды и бейте его прутьями. Тарах же, когда его били, говорил: – Ныне ты сделал меня поистине мудрым и благоразумным, ибо в сих мучениях я еще более уповаю на Бога и на Христа Его. – Нечестивейший и преступный, – сказал проконсул, – ты сначала говорил, что Единому служишь Богу, а вот теперь двух исповедуешь, – Бога и Христа Его; как же ты теперь двум служишь, а наших многих богов отвергаешь? – Я исповедую, – отвечал Тарах, – Единого Истинного Бога. Проконсул сказал: – Не назвал ли ты Бога и Христа Его? Тарах отвечал: – Христос есть Сын Божий (Един по Божеству со Отцом и Духом Святым), надежда всех христиан, и мы спасемся, страдая за Него. Максим проконсул сказал: – Оставь многословие и принеси жертву нашим богам. – Я не пустословлю, – сказал Тарах, – но говорю истину, уже шестьдесят пять лет живу, веруя так, и теперь от истины не отступлю. Стоявший там один сотник, именем Димитрий, сказал: – Пощади себя, старик, и поклонись богам, послушайся моего совета. – Отойди от меня, – отвечал Тарах, – со своим советом, слуга сатаны. После сего проконсул Максим, приказав связать страдальца Христова железными цепями и бросить в темницу, сказал слугам: – Приведите ко мне другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Родился св. Максим около 580-го года, в знатной константинопольской семье. Получил широкое образование: его многочисленные сочинения проявляют в нем не только сильный природный ум и незаурядный талант, но и высокоразвитое формально-логическое мышление и обширное знакомство как с церковными писаниями – священными и отеческими, так и с языческими, особенно философскими, творениями Платона, Аристотеля и др. Из мирской жизни св. Максима имеется известие, что при императоре Ираклии (610–641 гг.) он был «первым секретарем царским». Стало быть, первая молодость, а, может быть, и половина жизни св. Максима прошла на придворной службе. Из приказа Констанса, внука Ираклия, видно, что Максим стоял к Ираклию в очень близких отношениях, быть может, даже родственных, – пользовался у него большим почетом. Но, судя по созерцательно-мистическому характеру творений св. Максима и проявленному в них обширному знакомству с греко-философской и церковной литературой, надо думать, что ему были не по душе постоянные интриги, политиканство с церковью и вообще нравственная муть тогдашнего византийского двора. Желание «по мере сил преуспевать в добродетели и божественной философии, пренебрежение ко всему земному и стремление к высшей жизни духовной, – предпочтение низшего места у Бога (св. Максим не имел иерархической степени) пред первыми должностями у царя земного» побудили византийского царедворца почетную службу при Ираклии переменить на созерцательно-подвижническую жизнь скромного монаха в уединенной обители Хрисополя, на другом берегу Босфора (теперешний Скутари). Славившаяся подвижничеством и любовью к богословию братия монастыря скоро сделала св. Максима настоятелем или аввою, каковым он оставался всю жизнь. Но подвижническое уединение св. Максима прервано было монофелитским движением: в постоянной и напряженной борьбе с этою ересью протекла вся дальнейшая жизнь святого. Вместе с иерусалимским патриархом Софронием, учеником своим Анастасием и папою римским Мартином Максим является оплотом православия и главным борцом против монофелитства .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

16 мая 1877. г. Царское Село Сведения о жизни и творениях святого священномученика Мефодия Св. Мефодий принадлежит к знаменитым учителям и Отцам первых трех веков Христианской Церкви, и притом таким, которых высота учения и святость жизни приобрели им великое и всеобщее уважение не только от православных христиан, но и отступников от православной Церкви – еретиков. Церковный писатель VII века († около 624 г.) Леонтий Византийский , подвизавшийся в одном из Иерусалимских монастырей, исчисляя знаменитых учителей и Отцев Церкви, живших от Рождества Христова до царствования Императора Константина великого , ставитъ между ними и Мефодия Патарского в таком порядке: « Игнатий Богоносец , Ириней, Иустин Философ и мученик, Климент и Ипполит Епископы Римские, Дионисий Ареопагит , Мефодий Епископ Патарский (Παταων), Григорий Чудотворец , Петр Александрийский Епископ и мученик», и затем прибавляет: «всех их принимают и бывшия после них ереси» 1 . Другие древние писатели, свидетельствуя о многостороннем просвещении и мудрости св. Мефодия (Патарскаго), благотворной деятельности его в утверждении и защищении православной веры и славных подвигах мученичества, вообще отзываются о нем с высокими похвалами; а некоторые из них, как то: Андрей Епископ Кесарийский (VI века), Иоанн Епископ Фессалоникийский (VII века) и Патриарх Фотий († 886) называют его великим 2 ; и вся святая Церковь , празднуя память священномученика Мефодия 20 июня, воспевает в честь его: «учений пучину, и скрижаль наказаний, и зрения высокого сокровище тя знаем, и чувств престол, поюще благочестно Христа Царя во вся веки» (Канон. Пес. 8. троп. 4). В свидетельствах древности Св. Мефодий называется Епископом не только Патарским, но и Олимпийским и Тирским. Так, кроме Леонтия Византийского , св. Иоанн Дамаскин († около 780 г.), выписывая одно место из сочинения Св. Мефодия о воскресении мертвых, называет его Епископом Патарским 3 , Между тем другие, именно церковный историк Сократ († 440 г.) и Св. Максим Исповедник († 662), упоминая об этом самом сочинении того же св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010