Марта 3 (16) Мученик Михаил (Строев) Составитель священник Максим Максимов Мученик Михаил родился 6 сентября 1876 года в городе Истре (тогда Воскресенске) Звенигородского уезда Московской губернии. Отец его Степан Строев был крепостным живописцем, приписанным к Ново-Иерусалимскому монастырю. Когда Михаилу исполнилось девять лет, отец умер. С двенадцатилетнего возраста Михаил стал помогать деду, тоже живописцу, который заменил ему отца и стал первым учителем живописи. Михаил стал впоследствии иконописцем. В 1902 году Михаил Степанович женился на работнице текстильной фабрики Анне Григорьевне Григорьевой. В 1904 году для повышения образования Михаил Степанович поступил на вечерние курсы Строгановского училища живописи и ваяния. В 1916 году Михаила Степановича призвали в армию. Он служил солдатом в Астраханском запасном полку. После революции в октябре 1917 года он вернулся к семье, которая состояла из тринадцати человек. Чтобы прокормить семью, Михаилу Степановичу и Анне Григорьевне пришлось много трудиться. Детям и внукам Михаил Строев часто любил повторять: «Труд кормит, а лень – портит». Многие годы Михаил Строев являлся церковным старостой в Троицком храме в селе Троицкое на Истре. Однажды, это было в 1937 году, Михаил Степанович шел вместе со священником Александром Машковым, служившим в том же храме, после службы домой. Разговор зашел о колхозах. Оба они сошлись в том мнении, что крестьяне из колхозов бегут в город, потому что жизнь в колхозе плохая. Летом 1937 года сотрудники НКВД приступили к массовым арестам священнослужителей и активных верующих. 7 ноября 1937 года был арестован священник Александр Машков. Во время допросов он оговорил себя, духовенство и старосту Троицкого храма Михаила Строева в том, что они под его руководством организовали контрреволюционную группу для борьбы с советской властью. Все они были арестованы 18 ноября. -Вы арестованы как участник контрреволюционной группы. Дайте показания по этому вопросу, – потребовал следователь от Михаила Степановича.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Февраля 4 (17) Мученик Василий (Иванов) Составитель священник Максим Максимов Мученик Василий родился в 1869 году в городе Москве в семье кузнеца Сергея Иванова. Окончил городское училище. С ранних лет начал он обучаться кузнечному делу у своего отца и всю жизнь тоже проработал кузнецом. До революции 1917 года им была организована кузнечная мастерская, в которой трудилось десять человек. До 1920 года в его владении было два дома, которые он сдавал в аренду жильцам, – в этом году дома были национализированы. С 1925 года он сам стал их арендовать и арендовал до 1928 года. С 1925 по 1928 год у Василия Сергеевича была кузнечная мастерская, где работало два-три человека. Василий Иванов многие годы состоял членом церковноприходского совета храма Николы Студенцы, что на Таганской улице в Москве. Василий Сергеевич был арестован 26 апреля 1932 года по обвинению в антисоветской деятельности и заключен в Бутырский изолятор в Москве. На допросе следователь ОГПУ Булыжников спросил его: – Признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении? – Нет, не признаю. Следователем был вызван в качестве свидетеля некто Самсонов, проживавший в одном доме с Василием Ивановым на Большой Калитниковской улице в Москве. Рассказав, что ему извест-но о жизни Василия, он закончил свои показания тем, что охарактеризовал его как человека, настроенного против советской власти, принимающего «активное участие в церковных делах, его посещают иногда попы, но больше он сам ходит к попам». Постановлением тройки ОГПУ 22 июня 1932 года Василий Иванов был приговорен условно к высылке в Северный край сроком на три года. Несмотря на арест и заключение, Василий Сергеевич продолжал исполнять должность церковного старосты. Во время очередных гонений на Русскую Православную Церковь в конце 1930-х годов, когда безбожные власти поставили своею целью физически уничтожить служителей Церкви и активных мирян, закрыть оставшиеся храмы, Василий Иванов был арестован 17 января 1938 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Справку на арест выписал тот же Булыжников, занимавший в это время должность начальника 8-го отделения НКВД. 28 января начались допросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Февраля 5 (18) Мученик Михаил (Амелюшкин) Составитель священник Максим Максимов Мученик Михаил родился 24 сентября 1893 года в селе Починки Богородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Спиридона Амелюшкина. Окончил сельскую школу и занимался крестьянским трудом. С 1914 по 1917 год Михаил Амелюшкин служил в Царской армии рядовым. Проживал Михаил Спиридонович в родном селе. Будучи глубоко верующим человеком, он, несмотря на начавшиеся с приходом безбожной власти гонения на Русскую Православную Церковь , еще более утвердился в исповедании своей веры во Христа. Молиться он ходил в храм в честь Рождества Христова в селе Ямкино Ногинского района Московской области. В разгар гонений на верующих во Христа власти решили арестовать Михаила Спиридоновича. По их требованию местный сельсовет выдал справку для Ногинского районного отделения НКВД. В ней говорилось, что Михаил Амелюшкин «ведет разлагательскую работу среди колхозников, агитируя против советской власти и партии, склоняя массу к религии». На допрос были вызваны лжесвидетели. Один из них показал: «В конце апреля 1937 года Амелюшкин, в целях срыва первомайской демонстрации, среди населения говорил: колхозники, все приходите в церковь на пасхальное богослужение, а на демонстрацию не ходите. Пусть коммунисты одни ходят с красными флагами. 29 апреля 1937 года Амелюшкин в беседе со священником Покровским и диаконом Широгоровым говорил: я ваше указание выполню, сделаю так, что ни один колхозник в день Пасхи на работу в колхоз не выйдет, и 1 мая на демонстрацию не пойдет, а в церкви народу будет полно. Я уже договорился со всеми старыми певчими, чтобы они пришли в церковь , мы устроим особо торжественное богослужение». 26 ноября 1937 года Михаил Спиридонович вместе с настоятелем храма протоиреем Николаем Покровским и диаконом Николаем Широгоровым был арестован и заключен в Ногинскую тюрьму. На следующий день он был допрошен. – С какого и по какой период вы являлись служителем религиозного культа? – спросил следователь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Крутицкий Ювеналий совершил Литургию в храме Смоленской иконы Божией Матери в подмосковной Ивантеевке 22 июля 2020 г. 17:45 21 июля 2020 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в храме Смоленской иконы Божией Матери в городе Ивантеевке Московской области. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Королевского округа Московской областной епархии священник Димитрий Поповский, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери протоиерей Иоанн Монаршек, благочинный Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек (мл.), настоятель храма иконы Божией Матери «Помощница в родах» в городе Киеве протоиерей Павел Козарь, настоятель храма Живоначальной Троицы в Листах игумен Кирилл (Коровин), заместитель благочинного Королевского округа священник Сергий Монаршек, духовенство благочиния. На богослужении присутствовал глава городского округа Ивантеевка М.В. Красноцветов. После сугубой ектении владыка Ювеналий вознес молитву, чтомую во время распространения вредоносного поветрия. На богослужении было совершено молитвенное поминовение болящих священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви. По заамвонной молитве перед иконой праздника было совершено славление. По окончании богослужения с приветственным словом к митрополиту Ювеналию обратился М.В. Красноцветов. В дар Его Высокопреосвященству он преподнес богослужебные сосуды, которые владыка пообещал передать в один из восстанавливаемых подмосковных храмов. В качестве благословения архиерей передал М.В. Красноцветову икону Божией Матери «Казанская». От имени прихода митрополита Ювеналия приветствовал протоиерей Иоанн Монаршек. Настоятель преподнес в дар владыке архиерейский жезл. Затем с архипастырским словом к собравшимся обратился митрополит Ювеналий: «Дорогой Максим Валерьевич, дорогой отец Иоанн, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Направляясь на богослужение, я восстановил в своей памяти историю этого храма. Это храм-мученик, храм-исповедник, потому что в минувшем столетии священнослужители и прихожане, которые мужественно его отстаивали, приняли мученическую кончину. Мне в свое время досталось благословить его восстановление. Я помню, в каком он был состоянии, и вижу его нынешнее благолепие. Это сделала ваша и отца Иоанна любовь к храму Божию, который, не жалея сил, порой в болезненном состоянии, усердно и мужественно осуществляет свое пастырское служение.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

     День памяти Святого мученика Трифона – 14 февраля – совпадает с так называемым днем святого Валентина (всех влюбленных). О маркетинговых технологиях, противостоящих православной традиции, размышляет профессор Московской духовной академии, первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве митрофорный протоиерей Максим Козлов. – Отец Максим, сегодня даже в детских садах делают «валентинки». В чем, по вашему мнению, причина популярности этого «праздника»? – В советском прошлом было и нечто разумное, в частности, противостояние низкопоклонству перед Западом, которое в данном случае было бы уместно. В праздновании Валентинова дня нет ничего ни национального, ни религиозного, ни даже просто разумного. В Русской Православной Церкви этот день весьма и весьма насыщен: с одной стороны – канун праздника Сретения Господня, который, если говорить о новациях, объявлен еще и Днем православной молодежи. Но главное, 14 февраля – это день памяти святого мученика Трифона, очень почитаемого церковными людьми, по крайней мере в Москве. Я хорошо помню конец 70-х – 80-е гг. прошлого века, когда в этот день храм Знамения на Рижской, где находится чудотворная икона святого мученика Трифона, был местом паломничества всей православной Москвы – он не вмещал всех, кто собирался на богослужение. В этот день, как правило, литургию совершал приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Но и помимо 14 февраля, дважды в неделю, в храме служился молебен с акафистом мученику Трифону. На этом богослужении всегда было множество людей, приезжавших со своими нуждами. Они совершали если не подвиг, то определенное усилие – добирались со всех концов Москвы, отрывались от работы – с теплой верой в этого святого. Святой мученик Трифон      Причины такого почитания понятны: мученик Трифон воспринимается Русской Православной Церковью (начиная с чудесного явления сокольнику Трифону) как святой, помогающий в чрезвычайных жизненных обстоятельствах, когда уже нет никакой рациональной надежды на выход. Подобные чудеса эпохи царя Иоанна Грозного находили живой отклик в душе русского народа. В этой связи можно вспомнить и преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, почитание которого тоже весьма распространилось в то время, и, конечно, святителя Филиппа.

http://pravoslavie.ru/110718.html

Преподобный мученик Виссарион Сарай (версия для печати)/Православие.Ru Преподобный мученик Виссарион Сарай Православие.Ru , 3 ноября 2004 г. Память 21 октября/3 ноября Прп. Виссарион Сарай, нмч.Опря Миклэуш и нмч. Софроний из Чоары / Преподобный исповедник и мученик Христов Виссарион Сарай родился в 1714 году в местечке Майдан в Отца его звали Максим, а мать Марией. В Крещении будущий подвижник получил имя Николай и с детства отличался особым благочестием и стремлением к уединенной молитвенной жизни. В семнадцатилетнем возрасте он отправился на Святую землю, чтобы поклониться ее святыням. Там в монастыре Саввы Освященного он принял монашеский постриг с именем Виссарион. На обратном пути подвижник посетил Святую гору Афон и, вернувшись на родину, поступил в монастырь Пакра расположенный в Славонии где семь лет прослужил диаконом. Здесь же он сподобился священнического рукоположения. Вскоре преподобный Виссарион был уже хорошо известен в народе свой благочестивой жизнью и прекрасным даром проповеди слова Божьего. Движимый любовью к месту, где жил и проповедовал сам Господь, преподобный второй раз посетил Святую землю и снова вернулся просвещать свой православный народ Евангельским учением. В то время православные христиане на Балканах, и особенно в Австровенгерской империи, страдали от сильной римокатолической пропаганды. Всеми правдами и неправдами католики старались заставить их отречься от своей отеческой веры и подчиниться Римскому папе. Это давление было особенно сильным в правление австрийской императрицы Марии Терезии (1741—1780 гг.), и особенно в Банате и Трансильвании (территория современной Румынии). К этому добавлялась еще и активная пропаганда кальвинистов, но православные сербы и румыны, не смотря ни на что, оставались верны Православию. Узнав о проповеднических и миссионерских способностях святого, Сербский патриарх Арсений IV Йованович (1726-1748 гг.), послал его в 1742 году в Банат и Трансильванию, чтобы тот своей проповедью и примером поддержал православное население в его борьбе с насаждаемой унией. Проживающие в этих краях православные христиане под давлением церковных и государственных католических властей начинали волей-неволей попадать под пагубное влияние. Преподобный Виссарион со смирением принял это послушание и с апостольской ревностью отстаивал в Трансильвании Православную веру. Он путешествовал от села к селу и повсюду убеждал верующих оставаться твердыми в вере. Чувствуя силу и спасительность его богодухновенных проповедей, народ встречал проповедника с особой любовью. Нередко его прибытие сопровождалось торжественными крестными ходами и колокольным звоном.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Современный исповедник и мученик за Христа Валериу Гафенку Валериу Гафенку Румынскому народу, живущему, согласно историческим хроникам, «на пути всех зол», было суждено пройти через множество испытаний. Самым ужасным из них было последнее – гонения коммунистического режима. Эта демоническая идеология, которую один человек, прошедший через тюрьмы, назвал «религией сатаны на земле», унесла жизни сотен тысяч румын. Однако этой системе не удалось сломить тех, кто, не желая погибели души, до конца был верными Христу. Как сказал архимандрит Арсений (Папачок), коммунизм наполнил Рай святыми. Среди сонма современных румынских исповедников выделяется Валериу Гафенку (1921–1952) – глубоко почитаемый мученик, прославленный Церковью. Прозванный старцем Николаем (Стейнхардтом) «святым из заключенных», Валериу Гафенку – один из наиболее впечатляющих примеров глубочайшей духовной жизни в невыносимых тюремных условиях. Вспоминая долгие годы тюремного заключения, отец Арсений (Папачок) видит в них Богом данную возможность укрепиться в вере: «Вряд ли где еще можно так возрастать в вере, достичь такой глубины духовной жизни и иметь живое общение с Богом, как терпя тяготы тюремного заключения. Благословляю те блаженные времена! Я провел годы в пустыне, но не приблизился к пониманию вечности и Бога, мучительная монотонность жизни в коммунистической тюрьме дала мне такую возможность. Страдания нас объединяли. Те из нас, кто узнали друг друга на кресте, остались едиными». Душой эти узники были настоящими монахами, хотя вместо монашеских одеяний они «облеклись» в суровую тюремную жизнь. «Тюрьма создала особые условия, – говорил Виргил Максим. – Камера стала святилищем для молитвы, местом вкушения духовной пищи; дала условия для аскезы, уединения, отвержения материальных благ и радостей жизни; дала возможность нищенствовать, жить в чистоте и непорочности. Постоянная неопределенность положения побудила нас полностью довериться воле и Промыслу Божиему. Послушание предполагает наличие наставника – духовного отца, и Господь подарил нам пастырей в лице священников, отбывавших заключение вместе с нами. При этом мы должны были повиноваться и светским властям. Так Господь учил нас сознательно подчинять свою волю Божественной».

http://pravoslavie.ru/98217.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОСОБЕННОСТИ ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И В РОССИИ В ХХ ВЕКЕ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Протоиерей Максим Максимов, член Синодальной комиссии по канонизации святых 27 января 2015 Часть первая 1. Свидетельство Священного Писания о мучениках и мученичестве. Библейско-богословский аспект Традиционно принято считать, что мученик – это человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Но если быть более точным, то слово мученик (μαρτυς) переводится с греческого как «свидетель». Такой перевод по-другому ставит акцент на понимании личности и подвига мученика. Поэтому правильнее говорить не о свидетельстве Священного Писания о мучениках и мученичестве, а об учении Священного Писания о свидетелях и свидетельстве. Священное Писание большое значение придает свидетелям и свидетельству. Свидетели из людей привлекаются для подтверждения определенных фактов (Иер. 32:10, 12; Руф. 4: 9–11; Ис. 8:2; Деян. 10:39). К сожалению, встречаются и лжесвидетели, о них говорится с осуждением, например: · Исх. 20, 16: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; · Исх. 23, 1: Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды; · Пс. 30, 19: Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем; · Притч. 12, 22: Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему; · Притч. 19, 5 и 9: Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется... Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет; · Притч. 25, 18: Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего; · Ис. 59, 3: руки ваши осквернены кровью и персты ваши – беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду; · Иер. 9, 3–6: Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь. Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы. Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости. Ты живешь среди коварства; по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь; 

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Календарь Материалы 5 апреля 2012 г. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Во времена, когда тысячи боголюбивых людей покидали города и деревни, чтобы населить пустыни Египта, св. Карион также удалился в Скитскую пустыню, оставив жене заботу о воспитании двух маленьких детей. Некоторое время спустя в Египте начался голод, и бедная женщина, лишившись всего, отправилась в Скит вместе с двумя детьми, чтобы попросить Кариона не оставить их умирать от голода. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Был произнесен смертный приговор, и мученик так быстро направился к месту казни, что оттолкнул одного из своих стражей, который воскликнул: «Ты что, на свадьбу идешь с такой поспешностью?» Затем Лука попросил дать ему несколько минут и вознес горячую молитву за всех христиан, в особенности за тех, кто помог ему в обращении. [Встреча с Православием/Православная библиотека] 12 декабря 1943 г. состоялась хиротония архимандрита Феодора (Текучева) во епископа. [Интернет-журнал/Книжная закладка] Священник Димитрий Шишкин Он жил по соседству с нами, на одной лестничной площадке, он и его жена с сыном от первого брака. А своих детей у дядь Вовы не состоялось. Был он моложе своей жены лет на восемь. И сошлись они, как я понимаю, на любви к искусству. [Интернет-журнал/Общество] Диакон Димитрий Цыплаков Как происходит введение " Основ православной культуры " в регионах? В некоторых школах на местах продолжают рассматривать «Светскую этику» как базовый предмет модуля, а ОПК как нежелательное отклонение. Идет глухое сопротивление: родителей запугивают дороговизной учебников, неготовностью преподавателей. В иных школах сопротивление явное: руководство школы, к примеру, заявляет, что весь класс будет изучать только один предмет (и это будет, конечно, «светская этика» или «основы мировых религиозных культур», они, мол, подходят всем учащимся). Протоиерей Максим Козлов Как найти жену, с которой счастливо проживешь всю жизнь? На какие критерии должны опираться будущие священники при выборе матушки? Ведет ли взаимная воцерковленность к семейному счастью? На эти вопросы семинаристов из Коломны ответил протоиерей Максим Козлов, причем сделал это так, что присутствующие сразу разобрали его советы на цитаты.

http://pravoslavie.ru/archive/120405

О проблемах написания икон новопрославленных святых воинов В связи с канонизацией новых святых появились и проблемы, связанные с их изображением; особые трудности возникли при живописании святых воинов. Остановимся на тех проблемах, которые, на наш взгляд, являются самыми существенными и актуальными. Икона мученика Евгения Родионова в Успенском соборе г. Астрахани Многократно в церковной литературе подвергались критике иконы Евгения Родионова И, надо сказать, не без оснований, ибо пока нам не известен ни один его образ, который соответствовал бы иконописным канонам. Хотя, по данным одной из передач НТВ, в России существует уже более полутора сотен икон этого мученика. Недавно официальный сайт Казанской епархии «Православие в Татарстане» сообщил о прославлении воина Евгения Астраханско-Енотаевской епархией в лике мучеников . Отныне Евгений Родионов якобы внесен в списки местночтимых святых, а в пригороде Грозного, Ханкале, во имя новомученика заложен каменный храм. Однако секретарь синодальной комиссии РПЦ по канонизации святых протоиерей Максим Максимов в интервью газете «Комсомольская правда» опроверг эту информацию . По его словам, свидетели подвига Родионова «убиты, время упущено», канонизация невозможна. Тем не менее, в Успенском соборе Астрахани находится моленная икона Евгения .. По поводу почитания новомученика в православной печати идет оживленная полемика, прозвучали доводы, опровергающие слова протоиерея Максима Максимова. Однако здесь не место вступать в дискуссию по данному поводу. У нас другая задача. Не канонизирован Родионов – пройдет время, канонизируют другого воина, нашего современника, жизнь отдавшего за православную веру. И острота проблемы его иконографии станет той же, что возникает и в связи с изображениями Евгения Родионова. Не исключено появление в будущем основательных причин для комиссии РПЦ по канонизации, и мученик Евгений будет все-таки прославлен. Пути Господни неисповедимы. Поэтому весьма полезно уже сейчас проанализировать причины неудач современных изографов, пишущих иконы воинов нашего времени. Ведь если авторы всех известных образов Родионова не попадают в цель, то дело, наверное, не в способностях иконописцев, среди которых встречаются и несомненные таланты.

http://pravoslavie.ru/44910.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010