Исидор Пелусиот Письма: Epistolarum, lib. I–V. PG 78, 177–1646. Иустин Философ Диалог с Трифоном: Dialogus cum Triphone. – PG 6, 481–800. Русский перевод: Иустин Мученик , св. Разговор с Трифоном иудеем//Творения/Пер. прот. П. Преображенский . М., 1892, 1995. С. 132–362. Первая апология: Apologia prima pro Christianis. PG 6, 328–440. Русский перевод: Иустин Мученик , св. Первая апология//Творения/Пер. прот. П. Преображенский . М., 1892, 1995 р . С. 31–104. Киприан Карфагенский Книга о единстве Церкви: De unitate Ecclesiae. PL 4, 493–520. Книга о молитве Господней: De Dominica oratione. PL 4, 519–544. Послания: Epistolae. CSEL 3/2, 465–842. Кирилл Иерусалимский Поучения огласительные: Catecheses [illuminandorum]. PG 33, 331–1060. Поучения тайноводственные: Catecheses [illuminandorum et] mystagogicae quinque. PG. 33, 1065–1128. Русский перевод: Кирилл Иерусалимский , свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. Климент Александрийский Педагог: Paedagogus. PG 8, 247–684. Русский перевод: Климент Александрийский . Педагог. М., 1996. Леонтий Византийский Против Нестория и Евтихия. Contra Nestorium et Eutychium. PG 86. Макарий Египетский Духовные беседы. PG 34. Русский перевод: Макарий Великий , преп. Духовные беседы, послания и слова. М., 2002. Максим Исповедник Мистагогия: Mystagogia. PG 91, 658–718. Русский перевод: Максим Исповедник , прп. Мистагогия//Творения. М., 1993. Кн. 1. С. 154–184. Вопросы и недоумения: Quaestiones et dubia. PG 90, 1–78, 785–856. Русский перевод: Максим Исповедник , прп. Вопросы и затруднения. М., 2008. Ориген Гомилии на Бытие: In Genesim, homiliae 1–17. PG 12, 145–262. О молитве: De oratione libellus. PG 11, 415–562. Симеон Новый Богослов Слова нравственные: Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques. Ed. J. Darrouzès. T. I (Theol. 1–3; Eth. 1–3). SC 122. Paris, 1966; T. II (Eth. 4–15). SC 129. Paris, 1967. Слова огласительные: Syméon le Nouveau Théologien. Catéchèses. Ed. B. Krivochéine, J. Paramelle. T. I (Cat. 1–5). SC 96. Paris, 1963; T. II (Cat. 6–22). SC 104. Paris, 1964; T. III (Cat. 23–34). SC 113. Paris, 1965.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В защиту православного учения о двух естествах и волях в Богочеловеке, нашем Спасителе, вместе с Софронием патриархом иерусалимским, Мартином, папою римским, и другими святителями, мужественно выступает и простой инок Максим, впоследствии исповедник и мученик. Переходя по разным местам Александрии, в Кипре, в Константинополе, в разных провинциях Малой Азии, всюду он сильным словом своим утверждал православных в вере, прося и умоляя их неизменно хранить благое наследие веры, и с дерзновением исповедовать ее душой и устами. В таких благотворных для православной Церкви подвигах пр. Максим провел около семи лет от 633 до 640 г. В этом году он прибыл в Африку. Сами епископы африканские охотно поставляли себя в число учеников его, не смотря на то, что он был простой монах. «Рассуждая с ними, он утверждал их в вере, наставлял и вразумлял их, как опровергать лжеумствования еретиков; возбуждал в народе мужество, исполнял его духом ревности. Все привлекались к нему как бы некою силою» 7 . Следствием сего общего доверия и любви к нему было то, что ересь монофелитская потерпела в Африке решительное поражение. Епископы, по убеждению и под руководством преп. Максима, созвали, каждый в своей области, соборы и торжественно прокляли ересь. Прожив в Африке около пяти лет (640–645), в это время он не преставал поражать монофелитскую ересь и на Востоке своими посланиями. В этих посланиях в полном свете является твердая, несокрушимая преданность Максима вере отцов, и его отеческая заботливость о предохранении православных от еретических учений. «Ни в чем не изменим вере; с верою отцов, при содействии их молитв, переселимся из этой жизни; эту веру – чистую, чуждую всякой ереси, предоставим Богу вместо всякой заслуги», так убеждал он в одном из этих посланий. Последним славным делом преп. Максима в Африке было публичное прение о вере с отставленным патриархом константинопольским Пирром, преемником главного распространителя ереси патриарха Сергия. Изгнанный из Константинополя по подозрениям, выставляющим очень невыгодно его поведение, он бежал в Африку, и здесь также распространял свои заблуждения; но в лице преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Проповедь Григория имела успех, что навлекло на него преследование со стороны ариан. Однажды толпа под предводительством монахов ворвалась в домашнюю церковь Григория, осквернила алтарь, избила молящихся и в этих беспорядках обвинила потом самого же Григория. Много неприятностей перенес в это время Григорий от Максима Киника. Эта темная личность выдавала себя за потомка мучеников и за исповедника, претерпевшего мучения за верность Никейской вере. Как последователь философии киников, Максим носил белый плащ, в который умел красиво драпироваться, и длинные волосы, которые согласно моде завивал в локоны и красил в рыжий цвет. Чтобы снискать доверие Григория, Максим хвалил его проповеди , превозносил все его планы и громил его противников. Непрактичный и непроницательный Григорий не распознал вовремя этого авантюриста, дал ему убежище в собственном доме, предоставил в его распоряжение стол и все свое имущество и даже имел неосторожность произнести публично речь в похвалу Максима. Между тем Максим питал честолюбивые планы овладеть кафедрой Григория. Все нити интриги исходили из Александрии. Петр, епископ Александрийский, поддерживал Максима и через шпионов следил за успехами предприятия. Когда почва была подготовлена, из Александрии прибыли епископы для посвящения Максима. Для этого ночью они тайно проникли в кафедральную церковь Григория и начали обряд посвящения. Но это было скоро замечено. Собравшийся народ изгнал епископов, которые бежали в квартиру какого-то флейтиста, где и было окончено прерванное богослужение. Получив сан епископа, Максим попытался было овладеть и кафедрой Григория. С этой целью он отправился в Фессалоники, где в это время стоял с войском император Феодосий, искать его благоволения, но был отвергнут императором, который желал иметь епископом столицы только Григория. Потрясенный этим случаем, Григорий хотел удалиться из Константинополя, но был удержан народом. 24 ноября 380 г. император Феодосий вступил в столицу и передал православным церкви, отнятые у них арианами. 26 ноября Григорий вместе с императором торжественно вступил в храм Св. Апостолов. В это время со стороны озлобленных ариан подготовлялось покушение на жизнь Григория, «извлечен был один меч, но опять был скрыт в ножны». Вскоре другой убийца проник в спальню Григорию, но, мучимый совестью, раскаялся в своем намерении и просил у Григория прощения. «Да спасет тебя Бог, – ответил ему на это Григорий, – а мне, спасенному, не трудно быть милостивым». Замечательной чертой Григория служит его терпимость к еретикам и иномыслящим. «Тайна спасения, – говорил он, – для желающих, а не для насилуемых». Сделавшись господином положения в столице, Григорий не был ревностен в отобрании церковных имуществ у ариан и не пользовался своим влиянием, чтобы отплатить им за притеснения. Паства не понимала этого и роптала против него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Ep. 6. 1). В другом письме христиане Моисей, Максим и Никострат именуются «исповедниками вселенной» (universi confessores - Ibid. 26. 1). Сщмч. Киприан различает 2 степени исповедничества: публичное, т. е. произнесение исповедания в суде, и частное, когда кто-либо спасается бегством, чтобы не приносить жертву языческим богам ( Idem. De lapsis. 3). Впрочем, сщмч. Киприан не всегда последователен в различении мучеников и И.: употребление того или иного термина у него во многом зависит от его расположенности или нерасположенности к адресатам писем. Обращаясь к некоторым И., сщмч. Киприан называл их мучениками, поскольку был к ним расположен или хотел склонить на свою сторону, но, когда он писал к др. И., нарушителям спокойствия в Церкви, то обычно был сдержанным в употреблении титулов и предпочитал отличать их от мучеников. ( Labriolle. 1911. P. 54). В актах Карфагенского Собора 256 г. (Sententiae episcoporum numero LXXXVII de haereticis baptizandis), к-рые во мн. рукописях помещаются после сочинений сщмч. Киприана, почетные титулы епископов приводятся с четким различением мучеников и И.: martyr (мученик), confessor (исповедник), confessor et martyr (исповедник и мученик), confessor et postea martyr (исповедник и впосл. мученик) ( Mercati G. D " alcuni nuovi sussidi per la critica del testo di S. Cipriano//Studi e documenti di storia e diritto. R., 1898. Vol. 19. P. 345-349). Строгая точность в использовании двух терминов характерна для произведений свт. Дионисия Великого , еп. Александрийского († ок. 264/5), а также церковных писателей последующих веков. Описывая гонения в Александрии, он сообщает: «Скончавшихся от болезни пережили диаконы Фавст, Евсевий, Херимон. Евсевию Господь с самого начала послал сил и приготовил его мужественно служить исповедникам (μολογητν), находящимся в темнице, и погребать - с опасностью для себя - тела совершенных и блаженных мучеников (μαρτρων)» ( Euseb. Hist. eccl. VII 11. 24). В сочинении Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках» упоминается некий Селевк, к-рый сначала был исповедником, а затем стал мучеником ( Euseb.

http://pravenc.ru/text/675007.html

Но он не захотел отказывать в духовном просвещении и утешении приходящим. И хотя он совершенно не мог передвигаться и принимать участия в какой-либо деятельности, он был обвинен в том, что будто бы «выдавал себя за святого», что было причиной того, что к нему приходили «служители культа и вся контрреволюционная банда, устраивая совещания по вопросу подготовки к вооруженному восстанию и свержению советской власти». В том же была обвинена блаженная Матрона Анемнясевская, что будто бы, выдавая себя «за блаженную и прозорливую, организовала у себя на квартире в деревне Анемнясево массовый прием верующих — своих почитателей, которых обрабатывала в антисоветском духе». Блаженная схимонахиня Александра (Червякова), расстрелянная в 1937 году, отвечая на вопросы приходящих, использовала куклы. Обвинена она была опять же в том, что «в контрреволюционных целях выдавала себя за блаженную, проводила массовый прием верующих». Спорным остается юродство епископа Варнавы (Беляева, ум. в 1963 году). Хотя его на юродство благословил прп. Алексий Зосимовский, для епископа Варнавы принятие юродства было формой разрешения и его личной, хотя и имевшей церковный характер, проблемы. Он был викарием Нижегородской епархии, правящий архиерей которой, архиепископ Евдоким (Мещерский), перешел в обновленчество и принуждал к тому же своих викариев. Будучи поставленным в необходимость послушания правящему архиерею и в то же время не желая присоединяться к обновленцам и не решаясь ответить архиепископу Евдокиму отказом, владыка Варнава принял юродство и таким образом вышел за штат. Его случай был очень индивидуальным случаем выхода из конкретного создавшегося положения. Но не случись того, что глава обновленцев стал главой именно Нижегородской епархии, он, может быть, никогда и не стал бы юродствовать. Блаженный Максим (Румянцев Максим Иванович). Блаженный и Христа ради юродивый мученик Максим Иванович (Румянцев) родился в середине XIX века в крестьянской семье в деревне Вандышки Костромской губернии.

http://pravmir.ru/vo-vremena-gonenij-yur...

Но разве у нас может что-то проходить мирно и достойно, даже если это вопрос прославления героя? Нет, не может. Тут разгорелись целые баталии между? скажем покультурнее? излишне горячими сторонниками и противниками канонизации. Не знаю, кто первым начал, но я стал следить за разворачивающимися сражениями с высказывания секретаря Комиссии по канонизации о. Максима Максимова. Вот, что пишет этот священник в официальной газете Московской патриархии " Церковный Вестник " : " Эпоха новомучеников и исповедников Российских, как бы мы ни растягивали, уже закончилась " . Одна лишь эта фраза официального лица заставляет задуматься о том - понимает ли сам о. Максим - что он написал? Если он имел в виду эпоху мучеников при Советском времени - то да, закончилась, но при здесь Советское время? По его логике вообще больше ни одного мученика у нас не будет прославлено, ибо любой следующий мученик будет новым, то есть, новомучеником? Далее секретарь продолжает: " Никаких сведений о том, что Евгений или кто-либо из погибших вместе с ним воинов сознательную церковную жизнь, нет, и фактов, подтверждающих их мученическую - в церковном смысле этого слова - кончину, синодальной Комиссией по канонизации не обнаружено " . Наверное, батюшка плохо учился в семинарии и не изучал должным образом Жития Святых. Для него и цитируем: " Один из стражников, увидев сияющие венцы, которые спускались с небес на головы мучеников, сбросил с себя одежду и побежал по льду, крича: - Я тоже христианин! Господи, Боже, сподоби и меня пострадать с Твоими рабами, чтобы и я был достоин Тебя... " Отец Максим, как на Ваш взгляд, ли сей стражник - один из Севастийских мучеников - " сознательную церковную жизнь " ? Он даже не был? А за Христа мученическую смерть принял и стал святым... Поражает то, что это пишет не комический персонаж - эдакий бюрократ советской эпохи, - а лицо духовное. Спрашивается, зачем выставлять Комиссию по канонизации в неприглядном свете? Но на этом о. Максим Максимов не заканчивает своего " резюме " и оскорбляет мать Евгения Родионова, обвиняя эту достойную и убитую горем женщину в том, что она любит сына до " обожествления " . Впрочем, эта неумная и грубая статья, опубликованная, к сожалению, в официальном органе Московской Патриархии, оказалась не единственным шедевром современной Православной мысли. Батюшку ждал достойный ответ. Один из наиболее ярых сторонников канонизации Евгения Родионова - Леонид Донатович Симонович - в газете " Завтра " (N 40) заявил, что расстрел детишек в Беслане - это результат того, что воина Евгения немедленно не канонизировали. Впрочем, ему слово:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Таково, в схематическом виде, житие преп. Максима. Наполнить эту схему полножизненным содержанием поможет вам святитель Димитрий Ростовский , к январской книге Миней которого я вас и отсылаю. Нечто из этой книги я возьму и для настоящего письма, а пока остановлю ваше внимание на некоторых пунктах вышеприведенной житейской схемы, которые имеют отношение к главной теме письма. Прежде всего обратите внимание на то, что «св. Максим не имел иерархической степени», – значит был простым монахом. Несмотря на это он «своими многочисленными писаниями, рассылавшимися по всем странам, – а также личным влиянием на Софрония , африканских епископов и особенно на Мартина – мужественно отстоял православно-церковное учение о лице Спасителя». «По непосредственному влиянию св. Максима африканские епископы составляют соборные осуждения ереси». «По его внушению папа Мартин собрал (Латеранский) собор (в Риме) и анафематствовал на нем как императорские эдикты..., изданные с целью ввести монофелитское лжеучение, – так и вообще все монофелитство и его приверженцев». И этих немногих цитат было бы, пожалуй, достаточно, чтобы преп. Максим занял видное место наряду с теми свидетелями истины, о которых шла речь в предыдущих письмах, и которые своей жизнью и деятельностью утверждали господственное значение нравственного авторитета в Церкви. В самом деле, простой монах является центром напряженнейшей борьбы православия с монофелитской ересью. Не имея иерархического сана, он укрепляет на эту борьбу: на востоке – иерусалимского патриарха Софрония, на западе – папу Мартина, на юге, между восточными и западными патриархатами, африканских епископов. Но мне хочется более яркими чертами обрисовать то положение, которое занимал в эту страдную эпоху жизни Церкви св. Максим, и ту полную потрясающего драматизма роль, которая выпала на его долю по воле руководившего им православия. Настаивая на том, чтобы вы, мои дорогие, с благоговейным вниманием прочитали у св. Димитрия Ростовского подробное повествование о преп. Максиме (января 21), я приведу сейчас ряд фактов из минейного жития его, относящихся к последним годам жизни преподобного, когда он был многократно вызываем на суд высокопоставленных особ, духовных и светских, и подвергался настойчивым допросам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Благоверный Великий Князь Александр Невский. Ноябрь, 23 1263 Мученик Благоверный Князь Роман (Ольгович) Рязанский. Июль, 19 1270 Святитель Серапион, епископ Владимирский. Июль, 12 1275 Преподобный Киприан Устюжский. Сентябрь, 29 1276 Преподобная Харитина Новгородская (Литовская). Октябрь, 5 1281 Благоверный князь Роман Угличский. Февраль, 3 1285 Святитель Игнатий, епископ Ростовский. Май, 28 1288 Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской. Февраль, 3 1289 Преподобный Петр, Царевич Ордынский. Июнь, 29 1290 Святитель Василий, епископ Рязанский. Июль, 3 1295 Память Псковских угодников: преподобных Иоасафа Снетногорского и Василия Мирожского и дружины их. Март, 4 1299 Благоверный князь Феодор Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1299 Благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский. Май, 20 1299   XIV в.   Преподобный Захария Постник, Печерский. Март, 24 XIII-XIV вв. Преподобный Симон Радонежский. Май, 10 XIV в. Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие. Сентябрь, 25 XIV в. Преподобный Тит Печерский, бывший воин. Февраль, 27 XIV в. Преподобная Марфа Псковская. Ноябрь, 8  Преподобный Макарий Писемский. Январь, 10 XIV в. Благоверный князь Константин Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 XIV в. Преподобные Варлаам и Гедеон Серпуховские. Май, 5 XIV в. Благоверный князь Даниил Московский. Март, 4 1303 Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец. Июль, 8 1303 Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский. Декабрь, 6 1305 Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский. Декабрь, 23 1310 Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской. Ноябрь, 22 1318 Благоверный князь Давид Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1321 Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Декабрь, 21 1326 Святой благоверный князь Феодор Стародубский. Июнь, 21 1330 Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители Преподобного Сергия Радонежского. Сентябрь, 28 ок.1337 Преподобная Анна Кашинская. Октябрь, 2 1338 Святые мученики Литовские (Виленские) Антоний, Иоанн и Евстафий. Апрель, 14 1347

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В 15 лет ушел странствовать, вернулся спустя тридцать лет на родину. Знал церковную службу наизусть, хотя был неграмотным. Начал подвиг юродства еще до гонений, односельчане почитали его за прозорливость и молитвенную помощь. Духовное общение вел с епископом Кинешемским Василием. «Многих я видел подвижников, молитвенников и духовных людей, но этот ближе всех к Богу», — говорил о нем владыка. Блаженный Максим неоднократно арестовывался и прославлен Русской Православной Церковью за верность Христу как мученик, хотя и проводил жизнь среди людей как Христа ради юродивый.  Блаженный и Христа ради юродивый мученик Алексий (Алексей Иванович Ворошин) родился в 1886 году в деревне Каурчиха Костромской губернии в крестьянской семье. Вел благочестивую жизнь, много молился. После 1917 года крестьяне избрали Алексея председателем сельсовета за рассудительность и честность. При этом Алексей продолжал молитвенную жизнь, посещал церковные службы, часто хозяйственные вопросы решал, не выходя из храма. Через год на посту председателя его сменил человек из города, а Алексей уединился в своей келье (рядом с родительским домом), почти не выходил из нее, жил затворником девять лет. В 1928 году принял подвиг юродства и подвизался среди людей, единомысленных в вере и восприятии церковной традиции. Он стал жить , где придется, одеваться в лохмотья. Его юродство выражалось, как ни у кого другого, не в форме поношений и провокаций на унижение, а в форме прозрений в виде «чудачеств». Например, он ходил с палкой, мерил ею землю крестьян, они тогда этого не понимали, а когда пришло время колхозов и землеустроители стали перекраивать землю, стал ясен смысл его действий. Или когда он начал выносить вещи из одного крестьянского дома, а потом хозяина дома раскулачили, также стало ясно, что имел в виду блаженный Алексей. Много раз власти сдавали его в психиатрическую больницу, но всякий раз врачи признавали его здоровым и отпускали. Ему была открыта и собственная кончина, что он умрет в тюрьме, как и случилось.

http://pravmir.ru/vo-vremena-gonenij-yur...

Иоанн, комит: 266. 267. Иоанн Креститель: 151. Иоанн, магистр: 167. 169. Иоанн Марк, Евангелист: 3. 86. LXXXVI. Иов праведный, ветхоз.: 12. 223. Ионафан, ветхоз.: 252. Иосиф Аримафейский: 130. 144. Иосиф, праведный, обручник Приснодевы Марии: 151. Иосиф, ветхоз. патриарх: 83. Иофор, тесть Моисея: 77. Иудея: 145. Иустин мученик , апологет: 145. Кандидиан, епископ Писидийский: 147. Кандидиан, комит: 152. 153. 154. 167. 264. Каппадокийцы: 146. 248. Каппадокия вторая: 170. Карфаген: 29. 30. 31. 33. 35. 151. 202. Келестин, епископ Римский: 149. Келестий: 148. 170. Кердон (еретик): 145. Киликийцы, Киликия (2-я): 45. 256. 257. 259. 260. Киприан, епископ (в Африке): 52. 53. Кипр, остров: 76. Киприан, епископ Карфагенский: 145. 151. Кирилл, епископ Александрийский: 83. 86. 112. 149. 150. 151. 152. 153. 154. 155. 156. 157. 158. 159. 161. 164. 165. 166. 167. 168. 169. 170. 172. 174. 177. 178. 180. 233. 234. 235. 236 (382). 238. 242. 245. 246. 248. 256. 260. 263. 265. 266. 267. 268. Кир – город, Киррестия: 42. 43. 44. 45. 47. 79. 80. 81. 111. 113. 114. 119. 138. 145. 172. 197. 203. 210. 212. 221. 237. Клириви Озроинские (Едессцы): 87. 222. Константинополь, город: 110. 112. 161. 163. 167. 174. 180. 201. 228. 231. 236. 249. 255. 256. 262. Константинопольцы: 236. 237. Константин в., император: 166. Косма, мученик: 144. 249. Ксенофонт, греч. полководец и писатель: 188. Лаван: 156. Лев в., епископ Римский: 116. 118. 121. 144. 145. 181. Ливия: 32. 33. 34. 52. 53. 70. 151. 201. 202. Лонграс, комит: 231. Лукиан, циник: 180. Маги Персидские: 82. 113. Мадиамская земля: 3. Макарий, епископ Лаодикийский: 149. 163. 165. 233. 268. Македоний (еретик): 82. 116. 151. Македония: 149. Максимиан: 202. Максим, епископ Антиохийский: CXIII. Манес, еретик: 81. 82. 104. 113. 125. 151. Мара, епископ: 248. 250. Марбафима, местечко: 244. Мариниан, епископ Варвалисский: 247. 249. Мария Приснодева: см. Богородица на стр. 497. Мария, дочь Евдемона из Ливии, попавшая в плен: 70. Маркелл Галатийский (еретик): 104. 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010