Дионисий Ареопагит 1334 Достоверных известий о личности св. Дионисия Ареопагита очень мало. Обращенный ко Христу проповедью апостола Павла в афинском ареопаге, он был, по свидетельству Дионисия Коринфского у Евсевия, первым епископом в Афинах. Там же претерпел он мученическую кончину. В IX в. аббатом Галдуином он был ошибочно отождествлен с Дионисием Парижским, и эту ошибку до сих пор защищают некоторые из французских богословов. Однако это отождествление не имеет для себя никаких оснований. Ни Дионисий Коринфский, ни Евсевий, ни даже древние французские хроники не говорят о том, что Дионисий Ареопагит предпринимал миссионерское путешествие в Галлию. Согласно древнейшему свидетельству о Дионисии Парижском ( Григорий Турский , VI в. ), этот последний пришел в Галлию в царствование Декия, т. е. в половине III в., и, следовательно, не мог быть Дионисием Ареопагитом. С именем Дионисия Ареопагита сохранились следующие сочинения: 1) «Об именах Божиих»; 2) «О таинственном богословии»; 3) «О небесной иерархии»; 4) «О церковной иерархии»; 5) десять писем к разным лицам. Кроме перечисленных сочинений, автор их упоминает еще о некоторых из своих трудов, отчасти уже написанных, отчасти только предполагаемых. Сюда относятся трактаты: 1) «О душе»; 2) «О свойствах и чинах ангельских»; 3) богословские очерки; 4) «Символическое богословие»; 5) «О духовном и чувственном»; 6) «Божественные гимны»; 7) «О праведном суде Божием». Однако правдивость автора в этом свидетельстве о собственной литературной деятельности подвергается большому сомнению: от упоминаемых им сочинений не осталось ни малейшего следа в истории. Переводчик Ареопагитик на сирийский язык (ранее 536 г.) Максим Исповедник , написавший в VII в. на них комментарии, и римский библиотекарь Анастасий (IX в.) имели перед собой только те из них, которые сохранились и до настоящего времени. Приписываемые также Дионисию Ареопагиту послания – 1) к Титу об Успении Богоматери, сохранившееся в сирийском переводе; 2) к Тимофею о кончине апп. Петра и Павла – существующее в сирийском и армянском переводах, и 3) к Алоллофану в латинском переводе – настолько отличаются по своему характеру и стилю от прочих Ареопагитик, что решительно не могут быть приписаны одному и тому же автору.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Одиннадцатый день. Поучение 2-е. Священномученик Мокий. (Чему научает нас воспоминание о первых днях и прошедшей судьбе церкви Божией?) I. Во время страшного гонения при Диоклитиане, в Македонском городе Амфиполе жил священник по имени Мокий, память коего совершается ныне. Полный горячей ревности к Богу и любви к ближним, он не мог видеть равнодушно жертвоприношения идолам, и громогласно увещавал народ отстать от ложных богов. Когда прибыл в город анфипат, или судья той области, язычники принесли ему жалобу на Мокия: «есть здесь учитель христианский», говорили они, «который прельщает народ, убеждая всех веровать в распятого и умершего человека, и многие слушаются его. Таким образом, если не воспрепятствовать этому, весь город последует ему, и упразднятся храмы богов». Анфипат призвал к себе Мокия и стал убеждать его отречься от Христа; увещания остались тщетны. Тогда он велел жестоко мучить Мокия; терзали его тело железными когтями, он же был спокоен и восклицал: «Владыко, царствующий во веки и сияющий нам лучами правды, яви рабам Твоим Божество Твое, и даруй мне силу страдать за заповеди Твои». Господь, вняв молитве его, даровал ему крепость и терпение, и, по истязании, исцелил раны его. Вслед затем Мокий вытерпел жесточайшие истязания на колесе, оставался невредим в огне, молитвою сокрушил идолов. При всем том анфипат не уразумел истины, и казнь постигла его. Огонь, возженный для мученика, опалил самого анфипата с некоторыми служителями его. Мокия заключили в темницу. Новый анфипат, по имени Максим, прибывший по некотором времени, призвал его, и велел поклониться богам, если не хочет умереть. «Я умру, если, забыв благодеяния Бога, моего, пристану к идолам», отвечал мученик. Снова начались жесточайшие истязания, во время которых Мокий только славил и благодарил Бога. Осудили его на съедение зверям, но звери не тронули его; и весь народ, пораженный чудом, стал восклицать: «отпусти этого человека; и звери не вредят ему, потому что Бог его любит!». Тогда анфипат отправил Мокия в Византию, и там осудили его на смертную казнь. Приведенный на место казни, Мокий громко прославил Бога и услышал с неба голос: «радуйся, добрый подвижник; приди, водворись в царствии небесном; ты в мире трудился, на небесах тебе радость и покой!». Мученику отсекли голову мечем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Письмо пятнадцатое 7 декабря 1924 г. День св. Амвросия Медиоланского . Ровно два года тому назад, 7-го декабря, в день св. Амвросия Медиоланского , я отослал вам, мои дорогие, первое свое письмо. Сегодня приступаю к пятнадцатому. Неоднократно выражавшееся вами сочувствие, по поводу моих писем к Вам, служит для меня ободрением и побуждением к продолжению бесед с вами. Молитвы великого Святителя Медиоланского да сопутствуют нашему общению в наступающую третью годину. Признав в последних письмах непогрешимость Церкви и отвергши непогрешимый авторитет в Церкви, на котором, как вы помните, упорно настаивал иезуит в разговоре с православным (см. 11-е письмо), мы отгородились от католицизма, исказившего догмат о Церкви. Но, минуя Сциллу католицизма, не попадаем ли мы в Харибду протестантизма? Отвергнув " камень Петров» ( Мф.16:18 ), своеобразно отшлифованный в мастерской Рима, не рискуем ли мы очутиться среди моря песчинок, рассеянных по всему миру смелой рукой Виттенбергского реформатора 366 , софистически связывавшего себя и свое дело с именем другого первоверховного апостола, Павла? Отстраняя непререкаемый авторитет и верховную власть римского первосвященника, не вступаем ли мы в безбрежное море того субъективизма и лжесвободы, которые, с роковой необходимостью, привели протестантов к распылению на множество сект и, в конечном счете, к неверию и материализму? Возвращаясь к преп. Максиму Исповеднику , спросим: «чем отличается от пути отщепенца Лютера путь, по которому шел верный сын Церкви Максим, подобно Лютеру не считавшийся с авторитетом иерархии, ни с требованием императоров, и смело противопоставлявший свое религиозное сознание «всей вселенной?» При некотором формальном сходстве действий, сближающих как будто основоположника реформации с великим исповедником Православия, внутреннее, духовное самочувствие и религиозное самосознание того и другого были несходны до противоположности, почему и места, занятые ими в христианском мире, так далеки одно от другого. Я позволю себе предложить вашему вниманию некий фантастический «диалог» между Мартином Лютером и преп. Максимом, давно мною набросанный под влиянием помысла, сопоставившего жизненные пути этих двух личностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Письмо четырнадцатое 1 октября 1924 г. Покров Пресвятыя Богородицы Прошло уже почти три месяца со времени нашей последней беседы с вами, дорогие друзья мои. И немощи, и непредвиденные хлопоты, и переезды с одного места на другое, и, наконец, леность, – все это соединилось, чтобы отвлечь меня от всегда утешительного для меня общения с вами. Берясь за перо в этот раз, я особенно желал бы иметь дар художественного изображения людей и жизни, чтобы живописать пред вами исключительный по духовной красоте образ одного из величайших отцов Церкви, славного исповедника истины Христовой и просвещеннейшего, воистину богомудрого защитника ее. Я говорю о преподобном Максиме, жизнь и деяния которого способны умилить и восхитить и каменное сердце. Сколько раз перечитывал я житие этого стойкого страдальца за истинную Христову веру, и каждый раз с неослабным интересом и душевным волнением, доходящим иногда до восторга. Этот великий муж, требующий, чтобы изобразить его во всем его действительном величии, – пера великого и даже богодухновенного художника, представляет в своей личности и жизни блестящее подтверждение той истины, уяснению которой посвящены три предыдущие письма мои, а именно, что в недрах Церкви ни количество лиц, ни высота их иерархического положения не имеют значения в деле раскрытия и утверждения религиозных учений. Количеству и высокому внешнему положению людей Дух Святый нередко противопоставляет нравственный авторитет одиноких не сановных личностей, которые и являются верными выразителями и истолкователями Божественных истин в противоположность (как это вы видели в предшествующих письмах) заблуждающимся и упорствующим в заблуждениях многочисленным сановникам, духовным и светским. Ярким примером такой богоизбранной личности и является св. Максим Исповедник . Будучи не в силах художественно изобразить духовный облик этого поистине удивительного человека, я предложу вам довольно сухую схему его жития, заимствованную мною из изданной в 1916 г. Московской Духовной Академией книги, озаглавленной «Творения святаго отца нашего Максима Исповедника . Часть первая». Там помещено обширное житие его в греческом подлиннике и русском переводе, а предшествуют этому житию «предварительные краткие сведения» о св. Максиме. Их я и предлагаю вашему вниманию, чтобы те из вас, кто не знаком с жизнью преподобного, получили хотя бы некоторые общие сведения о нем 343 . Но я очень прошу вас познакомиться с личностью и деяниями этого великого человека, если не по упомянутой выше книге (ее теперь найти трудно), то по Четьям Минеям св. Димитрия Ростовского 344 . Вы не пожалеете, исполнив мою просьбу, так как, уверен, получите высокое духовное наслаждение при чтении этого жития, из которого я в настоящем письме буду пользоваться лишь краткими выдержками, идущими непосредственно к основной теме письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Главная Новости Фонд Материалы о новомучениках Слово новомучеников Книги Аудио Видео Отправить письмо в Фонд Баннер сайта   Наши материалы на   Яндекс Дзен   " Чтец смыслов "   " Живое слово "   Наш канал на You Tube   Наша страница в Telegram     Наша страница в Контакте     Мученик Иоанн Попов мирянин 1938   Оборот фотографии с факсимиле подписи узников Соловецкий концлагерь. 1925 год. В первом ряду (в центре) архиепископ Приамурский и Благовещенский Евгений (Зернов) и епископы, участвовавшие в составлении «соловецкой декларации»; во втором ряду (3-й слева) Иван Васильевич Попов Иван Васильевич Попов. Москва, тюрьма НКВД. 1935 год 03.04.2024 5 апреля в 20:00 гостями программы «Светлый вечер» на радио «Вера» будут архимандрит Дамаскин (Орловский), научный руководитель Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», и протоиерей Максим Максимов, главный редактор книжной серии «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников. Разговор пойдет о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, о почитании новомучеников, их духовном наследии и проекте «Живое слово» по созданию документальных фильмов о новомучениках. 31.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Научиться узнавать Христа. 23.03.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). В Неделю Православия. 16.03.2024 В рамках реализации проекта " Живое слово " по созданию фильмов о новомучениках, вышел трейлер фильма " Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться неразрывно к совершенству " . 11.03.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Страшное и гибельное заблуждение. 06.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников – духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь. Интервью порталу bogoslov.ru . 05.03.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в неделю о блудном сыне. Воскресшая от духовной смерти душа. 27.02.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Дверь к покаянию.

http://fond.ru/kalendar/person_page/phot...

свящ. Иоанн Верюжский Век XVII. Преподобные: Иосиф Заоникиевский, Антоний и Иоанникий Заоникиевские, преподобно-мученик Галактион Вологодский, иерей Петр Черевковский, преподобный Вассиан Тиксненский, преподобный Симон Воломский, праведный Максим Тотемский, преподобный Леонид Устьнедумский, праведный Андрей Тотемский, преподобные Тихон Крестогорский, Филипп Яиковский и Марко Блавинский Преподобный Иосиф Заоникиевский Не хощет Бог смерти грешника, но как Отец сердобольный всем желает спасения и блаженства, всех призывает к Себе, хотя не всех одинаково. Одни слышат это призывание Его еще в юности, другие в летах зрелых и старости, иных Он возбуждает от духовного сна необычайными мерами, других обыкновенными способами, этим является в знамениях и чудесах, в громах, вихрях и молниях, потрясая землю и сокрушая горы, тем – во гласе хлада тонка, в каком-либо обыкновенном событии жизни. Это дело премудрости Божией, которая знает, кого как позвать к себе, кому достаточно сказать: гряди по мне – и пойдет, кого необходимо прежде ослепить, чтобы он мог узреть истину. И блажен, кто, услышав глас отца небесного, тотчас же отзовется на него и неизменно последует ему до конца своей жизни. Таков именно и был преподобпый Иосиф Заоникиевский. Когда телесная слепота отверзла мысленные очи его сердца, и в постигшей его болезни он услышал призывающий к себе глас Отца Небесного, – то принял на себя благое иго Христово, и шествуя путем скорбей и лишений, не изнемог под бременем и не уклонился с крестного пути до самого гроба ни на десно, ни на шуее. Крестьянин Иларион – деревни Обухова Вологодского уезда, Кубенской волости – тихо и спокойно проводил жизнь свою в трудах земледелия. Не нажив большего богатства, но не испытав и бедности или других каких-либо несчастий, он счастливо прожил полвека, как вдруг его поразила болезнь самая чувствительная и тяжелая и разрушила все его благосостояние. Без всякой видимой причины заболели у него глаза и вскоре болезнь усилилась до того, что он не только не мог уже по прежнему работать, но даже и по знакомой дороге с трудом стал ходить без вожатая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Содержание Предисловие переводчика Предисловие автора Введение Часть 1 Глава 1. Мужи апостольские. Свв. Игнатий Антиохийский и Поликарп Смирнский Глава 2. Борьба с гностицизмом. Св. Ириней Лионский Глава 3. Ранние христианские апологеты. Св. Иустин Мученик Глава 4. Тертуллиан Богословское учение Тертуллиана Глава 5. Св. Киприан Карфагенский Глава 6. Климент Александрийский Глава 7. Ориген Богословская система Оригена Глава 8. Оригенизм в третьем веке. История арианства Глава 9. Святой Афанасий Великий Творения св. Афанасия Богословское учение св. Афанасия Глава 10. Святой Кирилл Иерусалимский Часть 2 Глава 1. Каппадокийский синтез Глава 2. Святитель Василий Великий Глава 3. Святитель Григорий Богослов Глава 4. Святитель Григорий Нисский Глава 5. Монашеская литература в IV веке: Евагрий Понтийский и преподобный Макарий Египетский Глава 6. Святитель Иоанн Златоуст Глава 7. Латинские отцы Церкви Святитель Иларий Пиктавийский Святитель Амвросий Медиоланский Блаженный Иероним Стридонский Глава 8. Блаженный Августин Глава 9. Несторианство и христологические споры Глава 10. Святитель Кирилл Александрийский Глава 11. Блаженный Феодорит Киррский и Халкидонский собор Часть 3 Глава 1. Последствия Эфесского и Халкидонского соборов (Дифизиты и монофизиты. Севир Антиохийский) Глава 2. Оригенизм в VI веке. Леонтий Византийский Глава 3. Завершение Халкидона. Пятый Вселенский Собор Глава 4. Псевдо-Дионисий Ареопагит Глава 5. Продолжение христологических споров. Преподобный Максим Исповедник Глава 6. Преподобный Иоанн Дамаскин и православная защита иконопочитания Глава 7. Патриарх Фотий Глава 8. Преподобный Симеон Новый Богослов Глава 9. Святитель Григорий Палама Глава 10. Православное богословие поздневизантийского периода. Николай Кавасила     ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА В 1979–81 гг. мне посчастливилось учиться в Свято-Владимирской Духовной Академии (Нью-Йорк), где я прослушала курс лекций протоиерея Иоанна Мейендорфа по святоотеческому богословию. Перевод записей этих замечательных лекций вначале был задуман с более скромными целями, нежели эта публикация. Все же, зная по собственному опыту, насколько трудно, практически невозможно в Советском Союзе достать книги по богословию, я приветствовала возможность издать этот перевод в виде книги. В моей работе меня поддерживала уверенность, что свобода вероисповедания, которой мы пользуемся на Западе, может быть полностью реализована, только если мы будем делиться ее плодами с теми, кто этой свободы лишен – нашими братьями и сестрами во Христе, живущими в России. Поддержка моих друзей укрепляла меня в этой уверенности. Очень надеюсь, что книга отца Иоанна найдет своих читателей и они разделят со мной те удовлетворение и радость, которые я испытывала, работая над ее переводом. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

поиск:   разделы   рассылка Дмитрий Бабич Евангельский ключ советской литературы Несколько лет назад я услышал от верующего человека фразу, буквально бросившую меня в другой мир. " А зачем давать детям читать классическую русскую литературу? – задал мне огорошивший меня вопрос симпатичный человек лет сорока. – Там столько гадостей " . К атакам на русскую литературу я к тому времени привык. Но прежде они исходили, как правило, из либерально-западнического лагеря. То Ирина Ясина в " Московских новостях " задастся вопросом, почему в нашей школьной программе еще есть Максим Горький и повесть Достоевского " Бедные люди " (судя по ее тексту на знаменитой тогда странице трех авторов, ей это произведение показалось повествованием о материальных недостачах с левым уклоном, а не историей двух одиноких сердец); то вот Анатолий Чубайс пройдется по тому же Достоевскому за " постановку ложных альтернатив " (вопроса " брать или не брать? " перед Чубайсом, очевидно, никогда не стояло). Но тут было, очевидно, что-то совсем другое. Моего православного собеседника не надо было убеждать, что не хлебом единым жив человек. Надо было показать кровную связь литературы с христианством и ее отталкивание от греха. Но как это было сделать? Если с девятнадцатым веком все обстояло неплохо, то вот двадцатый у нас считается – и несправедливо! – почти сплошь веком одного лишь " великого эксперимента " . Но давайте не будем поднимать запыленные анкеты и перечитывать казенные речи. Давайте посмотрим тексты. И не будем впадать в то, что американские " новые критики " называли ересью парафразы: цитаты из русской литературы советского периода, пусть и немного длинные, говорят сами за себя. Вот перед нами " Сын полка " Валентина Катаева: история мальчика по имени Ваня Солнцев, потерявшего при немецкой оккупации всю свою семью, примкнувшего к части нашедших его советских разведчиков. После новых боев и страданий маленький мученик отправляется в суворовское училище, где жизнь регулируется играющими то зарю, то отбой трубными звуками, а над мраморной лестницей его внимание привлекает большой портрет Суворова. Ваня спит в общей спальне с другими воспитанниками, и вдруг Катаев переходит на другой, совсем не советский язык:

http://religare.ru/2_102457.html

Протоиерей Максим Козлов: я убежден, что отец Даниил – мученик за Христа Москва, 21 ноября 2009 г. Протоиерей Максим Козлов, профессор Московской Духовной Академии, помнит убитого священника еще студентом. Он считает, что отец Даниил своей кончиной призвал нас быть неравнодушными, сообщает сайт " Татьянин день " . " Отца Даниила Сысоева, я уверен, знал каждый человек, хотя бы несколько лет причастный к церковной жизни Москвы. Проистекавшее из его глубокой убежденности и, несомненно, связанное с его деятельной натурой активное миссионерское служение доходило до самых разных людей. Мы знаем, что отец Даниил проповедовал среди мусульман и старался вести активный диалог с теми представителями ислама, кто был к нему готов. Мы знаем, что он проповедовал сектантам. Мы знаем, что был одним из тех, кто стремился организовывать свидетельство и для огромной массы наших равнодушных к церковной жизни соотечественников. Не во всем и не всегда я, как и многие другие, соглашался со взглядами отца Даниила; не скажу, что и сейчас нужно со всем согласиться. Но главное подтверждение, главное свидетельство того, что его вера и учительство были не биением воздуха и не просто словами, он дал. Господь не случайно выбирает своих свидетелей – в этом, как христиане, мы сомневаться не можем. Убежден, что главное, о чем мы должны сохранить благодарную память отцу Даниилу, а в каком-то смысле и укор для самих себя, - это его неравнодушие. Для него дело спасения других людей, Евангельской истины, подлинности христианского свидетельства, напоминания о том, что прежде всего мы граждане Неба и ради Неба должны жить, было не риторической фразой. Дай Бог нам все это помнить. Исключительно важные слова в сегодняшнем соболезновании были сказаны Святейшим Патриархом Кириллом. Патриарх и призывает нас не быть малодушными, выражает надежду на справедливый гражданский суд, и призывает к ответственности в вынесении предварительных суждений о том, кто, как и зачем совершил это преступление. Помня эти слова Святейшего Патриарха, пожелаем, чтобы наряду с судом Божиим (он, конечно же, осуществится над убийцей и теми, кто за ним стоял) ради блага нашего Отечества, гражданского общества осуществился и суд человеческий, государственный. Не должны такие преступления оставаться нераскрытыми и безнаказанными.

http://pravoslavie.ru/32799.html

Марта 28 (10 апреля) Мученик Иоанн (Чернов) Составитель священник Максим Максимов Мученик Иоанн родился в 1880 году в селе Алексеевка Верейского уезда Московской губернии в семье крестьянина Алексея Чернова. Начавшиеся после прихода к власти безбожников гонения на Русскую Православную Церковь не только не изменили отношения Ивана Алексеевича к гонимой Матери Церкви, но еще более укрепили его в ревности исповедания православной веры; при Петровской церкви он исполнял должность псаломщика. Власти, не добившись того, чтобы он прекратил посещать храм Божий, уволили его с Наро-Фоминской фабрики, где он одно время работал. Дочь Ивана Алексеевича избрала монашеское житие, за что стала подвергаться гонениям и арестам. В 1937 году должны были пройти выборы в Верховный Совет СССР – высший законодательный орган власти в стране. Иван Алексеевич, не имея возможности встретиться с кандидатом от Наро-Фоминского округа, в состав которого входила деревня Алексеевка, опустил в урну для голосования вместе с бюллетенем письмо. «Добрый день тебе, многоуважаемый наш помощник и посредник народа Михаил Петрович… – написал он. – Мы граждане Советской Республики считаем себя свободными гражданами. По сталинской конституции, можем свободно свои нужды выявлять. Мы от лица верующих в Бога и Святую Церковь просим посодействовать за нас, старичков и старушек, дайте нам молиться Богу за весь мир и за вас, чтобы нам под вашим руководством проводить тихую, мирную жизнь и ходить в церковь молиться Богу, где мы ощущаем отраду души. Мы радуемся за конституцию, которая в статье 124-й говорит о свободе отправления религиозных обрядов. Вот что нам дороже всего на свете. Молодым нужно повеселиться, песни попеть. А нам, старичкам и старушкам, в Божий храм сходить, приобщиться, отпеть усопшего. Вот нам это дороже всего земного богатства, это все на земле временно, а за гробом вечно. Дорогие наши собратья и друзья, почтите нашу старость. Нам нужно псалмопение, молитва , пост, кротость, повиновение властям. Всякая власть от Бога. Глас народа – глас Божий. Дорогой друг! Народа будь защитником, партийным и беспартийным, верующим в Бога и неверующим. Будь ко всем равным».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010