Указываем здесь работы, специально посвященные «Женитьбе». С. С. Данилов. «Женитьба» Н. В. Гоголя. Гос. Академический театр драмы, 1935; «Гоголь и театр», 1936. Вл. Филиппов. «Женитьба» Гоголя и режиссерский комментарий к ней. Теакинопечать, 1930. Н. В. Гоголь. «Женитьба». Режиссерский комментарий засл. артиста Н. М. Горчакова, изд. «Искусство», М. — Л., 1938. А. Л. Слонимский «История создания Женитьбы», в сборнике «Русские классики и театр», изд. «Искусство», 1947. Игроки I Источники текста а) Печатный П — «Сочинения Николая Гоголя». Том четвертый. СПб., 1842. б) Рукописные РК3 — автограф окончательной редакции, Библиотека АН УССР в Киеве. РЛ6 — автограф черновых набросков. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. МТ — писарская копия окончательной редакции. Архив Академического Малого театра в Москве. В настоящем издании основной текст печатается по окончательной редакции «Игроков» ( РК3) с некоторыми исправлениями по изданию 1842 г. и копии МТ. II Комедия «Игроки» была напечатана впервые в издании «Сочинения Николая Гоголя», 1842, том четвертый, в разделе «Драматические отрывки и отдельные сцены», который датировался самим Гоголем периодом с 1832 по 1837 г. Окончательная обработка комедии относится к 1842 г., но начата она была несомненно раньше. Посылая Прокоповичу в конце августа 1842 г. свою комедию, Гоголь писал, что «в силу» ее «собрал» из «черновых листов», написанных «уже давно». Бумага ленинградских набросков ( РЛ6) — русских фабрик. Собственная датировка Гоголя («по 1837 г.») дала основание Н. С. Тихонравову отнести черновые наброски «Игроков» к петербургскому периоду его жизни (до июня 1836 г.). Ленинградский автограф находится в одном переплете с «Женитьбой» (1836 г.), «Отрывком» и т. д. (переплет позднейший) Он занимает листы 26–33 об. и содержит начало пьесы (до явления 8) и наброски продолжения. Начало пьесы представляет собой беловик, подвергшийся позднее правке. Дальнейшие наброски (на двух четвертках, листы 32–33 об.; бумага другого сорта) написаны в беспорядке, с интервалами, и по содержанию соответствуют концу явления 8 и явлению 9.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Хотя защитники подобного вольнодумства народных масс и утверждают, что в раскольничьем вольнодумстве сказываются порывы умов, утомленных темнотою и увлекшихся свободою от мертвящей буквы, но на самом деле как раскольники-буквопоклонники, так и молокане-буквоненавистники одинаково рвутся не к свету Христовой свободы, а к независимости приволья собственного вольнодумства и самоуправства в делах веры, которая по существу своему составляет основание строгого порядка внутренней и внешней жизни человечества. По этим соображениям нельзя признавать ни за раскольниками, ни тем более за молоканами ни малейшего права их на какое-либо сочувствие со стороны государственной власти. Грешно и опасно сочувствовать тому, что вносит анархическое настроение в духовную жизнь каждой отдельной личности и всего государства вообще. Нелепость отрицаний религиозных порядков со стороны молокан особенно ярко выразилась в их отношениях к церковным таинствам и установлениям. Глава. 2-я. Об истинности священства Молокане в подтверждение своих мнений о том, что теперь человечество больше не нуждается в особых священниках, указывают на слова Ап. Петра: – „Устрояйте из себя дом духовный, священство святое»... „Вы род избранный, царственное священство» ( 1Пет. 2:5,9 ). Между тем этому же самому священству святому и царственному внушает Апостол не быть подобным людям, спорящим против требований Божьего закона и не покоряющимся слову (ст. 8). Следовательно, предоставляет не право на священническое звание каждому христианину, а только указывает о необходимости подвизаться в совершенствах христианской жизни, устраивая эту жизнь по правилам закона Христова, как закона положительного, отвечающего всем требованиям внутреннего и внешнего порядка и ведущего всех к свободе и благополучию. Сам Христос сказал: – „Надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мт. 3:15 ). Сам Он обязывал прокаженных, просивших исцеления, идти и показаться священникам ( Мт. 8:4 ; Мр. 1:44 ; Лук. 5:14 и 17,14) и тем подтвердил, что установленное Богом священство стоит на страже церковных законов и что поэтому люди своим повиновением установленному порядку должны содействовать священникам в деле исполнения ими обязанностей своего сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

«И помилую непомилованную и скажу не Моему народу: ты — Мой народ, и он скажет: Ты — мой Бог!» (Ос. 2:18–23).   Обличает пророк и священников, которые веру в Бога свели к бездушным обрядам, пренебрегая наставлением народа в законе Божием:   «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения. Так как ты отвергнул ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною. И как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих. Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие. Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию стремится душа их. И что будет с народом, то и со священником: и накажу его по путям его и воздам ему по делам его» (Ос. 4:6–9).   Далее пророк призывает тех, которые еще способны внимать его проповеди: «Итак, будем стремиться познать Господа. Как утренняя заря явление Его, и Он (Сын Божий) придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю». Вот, что Богу дорого в поступках людей: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжении» (Ос. 6:1–3, 5–6).   При виде надвигающегося уничтожения Израильского царства, пророк напрягает все усилия, чтобы пробудить чувство покаяния. Но видит пророк и то, что будет после бедствий, что относится к концу времен, когда произойдет полное обновление народа Божия, когда все бедствия и самая смерть будут уничтожены: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (Ос. 13:14). Отдельные фразы из книги пророка Осии часто цитируются новозаветными писателями (смотри: Ос. 11:1, Мт. 2:15; Ос. 6:6, Мт. 9:13; Ос. 2:23, 1 Пет. 2:10; Ос. 13:14, 1 Кор. 15:55; Ос. 10:8, Лук. 23:30 и другими).   Содержание книги пророка Осии следующее: о неверной жене и неверности Израиля (1–2), о верности Божией (3), обличение Израиля (4–7), суд Божий над Израилем (8-10), ряд кратких бесед на ранее затронутые темы (11–14). Заканчивается книга обещанием спасения праведным (14). Книга пророка Исайи В первой половине восьмого века до Р. Х. жил Исайя — один из величайших пророков всех времен. Наделенный от Бога высокими духовными дарованиями, Исайя принадлежал к высшему столичному обществу и имел свободный доступ в царский дом. Обладал пророк широким государственным кругозором и крупным поэтическим талантом. Сочетание в нем этих исключительных качеств делают его книгу уникальной в древней письменности. Книга пророка Исайи обилует предсказаниями о Мессии, о Его благодатном Царстве и о новозаветных временах, благодаря чему пророка Исайю называют «ветхозаветным Евангелистом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

4. Кулльманн считает, что Мт. 16, 17—19 стоит не на своем месте. Не допуская возможности, что слова Христа к Петру были сказаны воскресшим Христом, К. почти категорически высказывается, что оно были сказаны Им перед страданием на Тайной вечери. Это предположение К. до некоторой степени продиктовано его пониманием Церкви в Мт. 16, 18. «Созидание» Церкви, как мессианской общины могло начаться, согласно мессианскому сознанию Христа, после Его страданий и воскресения. Поэтому, К. представляется естественным, что Христос произнес на Тайной вечери, накануне своих страданий свое торжественное обещание о созидании Церкви на Петре. Допуская, что наше изречение Христа находится не на своем месте, я решительно высказываюсь, с точки зрения евхаристической экклезиологии, против предположения, что оно было сказано на Тайной вечери, а особенно воскресши Христом. Мое расхождение с К. не относится только к вопросу о литературной композиции Евангелия Матфея, но обусловлено разным пониманием понятия «созидания Церкви» и разным определением момента созидания Церкви. Прежде чем перейти к этому вопросу я бы хотел сделать одно предварительное замечание.   В только что вышедшем из печати этюде «Предание» К. с полной ясностью высказал то, что только чувствовалось в его книге «Св. Петр». Возвращаясь к своей терминологии, нашедшей свое выражение в «Christ et le Temps», К. пишет в своем новом этюде, что время Церкви начинается от смерти последнего апостола, а следовательно деятельность апостолов относится ко времени Воплощения. Если мы сравним эти высказывания К. с тем, что имеется в его книге «Christ et le Temps», то мы должны констатировать, что у него произошел некий сдвиг в сторону удлинения времени Воплощения. Там говорится, что время Церкви начинается с Пасхи и с этого же момента начинается деятельность апостолов, а потому вся деятельность апостолов падает на время Церкви. Этот сам по себе как будто незначительный сдвиг очень важен, так как в нем лежите ключ к пониманию основных мыслей книги К. «Св. Петр». В частности это удлинение времени Воплощения определяет его понимание понятия «созидания» Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3719...

Смирение, вера, послушание и стремление к добру — это необходимые для верующих качества. «Блаженны нищие духом» (смиренные) — это первая заповедь Христова. «Если не обратитесь и не будете как дети, то не войдете в Царство Небесное» (Мт. 18:3). «Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:14—15). Потом идут заповеди: блаженны плачущие (кающиеся), кроткие, любящие правду, милостивые, чистые сердцем, гонимые за правду (Мт. 5 гл.). «Овцы слушаются голоса Его (Иоан. 10:3). Взор христианина направлен к небу: Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах» . Следует отдельно сказать и об отличии праведной жизни от греховных и чуждых Церкви обычаев светского мира: «Я избрал вас от мира» , т. е. выделил из него и «Царство Мое не от мира сего» , — говорит Спаситель (Иоан. 18:36). Сила Церкви не в многочисленности ее членов, но в помощи свыше: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32). Принадлежность к Царству Божию — не внешняя регистрация, но внутреннее обновленное состояние: «Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: Вот оно здесь, или: вот там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21). «Мы (Святая Троица) придем к нему (возлюбившему Бога) и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23). «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). «Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор. 4:20). Раскрытие природы Церкви в образных сравнениях Образные сравнения (притчи) помогают понять природу Царства Небесного. Каждая притча о Церкви раскрывает какую-нибудь сторону ее жизни, в своей же совокупности они учат об единстве Церкви: один овечий двор, один виноградник, одна лоза, один Ноев ковчег, одно Тело, одно здание и т.д. Как Бог един, а душа неделима, так и истинная Церковь должна быть единой и неделимой, сохраняя свою сущность на протяжении всего своего существования и не подвергаясь дроблению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2621...

В силу этого понятие «созидание», а особенно «основание» неприложимо к народу Божьему в Мт. 16, 18, так как он уже был образован Богом на Синае. Поэтому предлагаемый К. перевод-толкование «На этой скале Я созижду Мой народ Божий» мне представляется неточным. Христос имел в виду создать Свое мессианское общество, обозначенное Им неизвестным нам арамейским словом, которое должно быть составлено не из нового народа Божьего, а из народа Божьего, призванного Богом в Ветхом Завете, но в его особом состоянии. 3. Исходя в своей книге из понятия Церкви, как народа Божьего, К. совершенно не затрагивает понятия Церкви, как тела Христова. Это тем более поразительно, что о Церкви, как теле Христовом, он часто говорит в своей предыдущей большой работе «Christ et le Temps». Объяснение этого эклипса, по-видимому, надо искать в том, что К. старается показать отсутствие анахронизма в словах Христа, когда Он говорил о Церкви. Вероятно, ему казалось рискованным осложнять понятие Церкви, как народа Божьего, приложением к нему понятия «тела», существование которого в иудейском сознании того времени доказать трудно. Я хочу отметить, что мне кажется мало приемлемым критериум, который ставит подлинность изречений Христа в полную зависимость от соответствия с тем, что содержалось в Его время в иудейском сознании. Как мы уже знаем, сам Кулльманн признает, что в словах Христа Мт. 16, 18 имелось нечто новое по сравнению с тем, что содержала иудейская мысль. Я готов в этом направлении идти гораздо дальше. Должны ли мы думать, что учение о Церкви, как теле Христовом, является личным вкладом ап. Павла в учение о Церкви, заимствованное им из популярной стоической философии? Хотя это мнение очень распространено, я не могу к нему присоединиться. Не говоря о том, что между стоическим учением о «сома» и учением ап. Павла о Церкви, как теле, имеется существенное различие, маловероятно само по себе, чтобы Павел внес в христианскую мысль стоическое учение. Зачем оно было ему? Он имел в своем распоряжении достаточно образов В.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3719...

На Пинскую кафедру Феофан назначил епа Стагонского грека Авраамия. После совершения этих хиротоний пх Феофан, сопровождаемый казаками, направился к границе. Здесь произошло его прощание с православными русинами, в ходе которого он разрешил казаков от тяготившего их совесть греха - участия в походе королевича-католика Владислава на православную Москву. Феофан призвал православных твердо стоять в своей вере и еще раз возгласил анафему на епов, уклонившихся в унию, и всех, клириков и мирян, которые находились в общении с ними. Пх свей грамотой утвердил право западно-русских епов по причине гонений самостоятельно избирать себе мта и лишь затем испрашивать благословения на его поставление у КПлского пха. Таким образом, православные обрели мта и шестерых епов. Точнее - семерых, так как Феофан признал законным православным архиереем Львовского владыку Иеремию Тиссаровского и не стал поставлять другого епа на эту кафедру. Тем самым была полностью восстановлена de jure каноническая структура Киевской митрополии в юрисдикции КПлского Пхата. Это был огромный успех православных, что возбуждало жгучую ненависть и ярость униатов. Однако до реального восстановления полноценного канонического порядка во всех православных епархиях, расположенных на территории Речи Посполитой, было очень далеко. Прежде всего этому препятствовал отказ стоявших на стороне униатов властей признать законность Феофановых хиротоний и допустить поставленных им епов в свои епархии. Лишь на Востоке, где польская власть была слаба и господствовало казачество, мт Киевский мог реально осуществлять свою юрисдикцию над своей митрополичьей областью. На новохиротонисанных православных иерархов с особой яростью ополчился униатский мт Иосиф Вельямин-Рутский, которых видел в их поставлении большую угрозу унии. Глава униатской церкви перед лицом короля Сигизмунда III объявил Феофана самозванцем, не имеющим пшего сана, и турецким шпионом. На основании такого заявления поставленные Феофаном архиереи также объявлялись незаконными.

http://sedmitza.ru/lib/text/436338/

Мелетий не только предал Православие сам, но и втянул в бесплодные переговоры с униатами мта Иова Борецкого и Петра Могилу, молдавского воеводича, ставшего в 1627 архмтом Киево-Печерской Лавры. Тем самым Смотрицкий бросил на них тень и вызвал подозрения в их адрес со стороны наиболее непримиримых к униатам православных верующих. В частности, еп Исаия Копинский обрушился в своих посланиях на мта Иова, своего старого друга, порицая его за сношения с изменником Смотрицким, а через него - с Велямин-Рутским. В 1628 Мелетий принял участие в соборе православных архиереев, который собрался в Гродске на Волыни. Смотрицкий утверждал, что между католицизмом и Православием по сути нет никакого противоречия в догматике, а существующие различия не являются принципиальными и не противоречат Истине Евангелия. Мелетию своими софизмами удалось на время убедить мта Иова и других в том, что возможно соединиться с униатами, не повредив при этом сути православного вероучения. Мелетию Смотрицкому было поручено разработать проект такого соединения. В результате он написал трактат " Апология " , которым всячески восхвалялась уния. Одновременно в книге Мелетия содержались яростные нападки на КПлскую Церковь и греков вообще, как уклонившихся в кальвинизм. " Апология " фактически объявляла католическую церковь единственно сохранившей истинную веру и призывала православных соединиться с Римом. Мелетий наконец-то своим творением сорвал с себя маску православного и предстал в своем подлинном обличье католика. Вскоре он опубликовал свою " Апологию " , и его настоящие убеждения перестали был тайной. Мт Иов собрал в Киеве собор, который должен был обсудить проект Мелетия, но после выхода в свет " Апологии " собор был вынужден заняться разбором высказанных в ней убеждений Смотрицкого. В результате " Апология " была осуждена как неправославное изложение веры. Книгу было предписано сжечь, а Мелетию преложено отречься от высказанных в ней католических взглядов. В ответ на " Апологию " Смотрицкого протопоп Андрей Мужиловский написал книгу " Антидот " , изобличающую униатские воззрения Полоцкого архиепа. Однако Мелетий так и не покаялся, но стал открыто исповедывать униатство и призывать к тому же других. Он даже обратился ко всем русинам, призвав их в своей книге " Паренесис к русскому народу " ( " Увещание… " ) принять унию. Смотрицкий скончался в 1633 в лоне униатской церкви. Интересно отметить, что объявивший самозванцем пха Феофана и не признававший законности поставленных им православных епов униатский мт Иосиф Велямин-Рутский принял Мелетия в сущем сане как епа и не перерукополагал его.

http://sedmitza.ru/lib/text/436338/

В конце 1623 киевский войт униат Федор Ходыка и его присные опечатали в Киеве некоторые православные храмы. Мт Иов сообщил об этом в Запорожскую Сечь, откуда гетман Калинник Андреев незамедлительно прислал отряд казаков на помощь православным единоверцам. Казаки, прибывшие в Киев в начале 1625 вновь распечатали церкви, заточили Ходыку и его помощников, а униатскому попу Ивану, который, как выяснилось, руководил акцией по закрытию православных храмов, запорожцы отрубили голову. Новый натиск католиков удалось погасить. Но надежды на легализацию Православной Церкви в Речи Посполитой, которые в православных вселил было сейм 1623, увы, полностью исчезли. Оказавшись в угрожающем положении, мт Иов и православные епы решают искать помощи в Москве. Еще ранее Иов Борецкий и другие малороссийские иерархи обращались в Москву за милостыней, откуда неоднократно получали щедрые подарки от царя Михаила Феодоровича Романова и пха Московского и всея Руси Филарета. В 1624 в Москву прибыл с письмами от мта Иова к царю и пху еп Луцкий Исаакий Борискович. Однако на сей раз он привез государю не только просьбу о материальной помощи, но и предложение принять Малороссию в свое подданство, дабы охранить православных от гонений со стороны католиков. Исаакия вновь щедро одарили дорогими подарками и выделили ему " милостыню " для Киевской митрополии, но принять его предложение не могли: Москва была еще слишком слаба после недавно пережитой смуты, чтобы затевать с Польшей новую войну. Истощенной России это было пока что не по силам. В обстановке вновь возникшей острой конфронтации некоторые представители как православных, так и униатов, стали искать пути к достижению взаимного примирения и согласия. Некоторые униаты не могли не сознавать, что уния обманула их ожидания, так и не уравняв их в правах с римо-католиками, но став орудием латинизации. На Рим и Варшаву роптали даже униатские епы, не получившие обещанных привилегий и ощущавшие себя католиками второго сорта. В то же время и некоторые православные деятели готовы были пойти на определенный компромисс с униатами, дабы положить конец насилию и гонениям, нормализовать церковную жизнь.

http://sedmitza.ru/lib/text/436338/

Вторая группа примеров — личные имена, которые СП иногда путает с географическими названиями. Так, одним словом «Вирсавия» переводится как географическое название ([b " v, raeB] — Беер-Шева так и имя жены Урии Хеттеянина — ([b " v,AtB " - Бат-Шева . Тот же «Хеттеянин» (МТ - yTij - хитти ) - пример использования архаического чтения, вместо «хетт». Точно так же не соответствуют общепринятому чтению имена исторических личностей: фараонов Шешонка (СП - Сусаким) (МТ - qvwv - Шишак) и Априя (СП - Вафрий) (МТ - [r " p]j - Хефра) , царей Тиглатпалассара (СП - Феглаффелассар) (МТ - rs,a,l]Pi tl " gTi - Тиглат Пилесер) и Пулу (СП - Фул) (МТ - lWP - Пул) и многих других. Таким образом, библейская история искусственно вычленяется из всемирной и загоняется в некое историко-культурное гетто. Имена в СП смешиваются постоянно: как два различных персонажа именуются одним и тем же именем, так и наоборот, одна и та же личность может носить разные имена — в зависимости от вкусов переводчиков различных частей Ветхого Завета. Среди примеров первого рода наиболее знаменательно смешение имён swm[ — Амос (пророк) и Xwmoa — Амоц . Последнее носил отец пророка Исаии, что часто приводит к представлению о том, что пророк Исаия был сыном пророка Амоса. Иногда личные имена появляются вследствие присоединения определённого артикля ha к определяемому слову, в результате чего младший сын (МТ - nf;Q;h " AnB, - бен- наккатан) превращается в «сына Гаккатана» (Ездр.8.12), и даже дети рабов — писцов (соферов) (МТ - tr,p,Soh " AynEB] бней- нассоферет) становятся «сыновьями Гассоферефа» (Ездр.2,55). Третья группа примеров — флора и фауна библейского мира, о которой кабинетные переводчики позапрошлого века имели весьма приблизительное представление. Так, огурцы СП (МТ - µyaiVuQi " - кишуим. Числ. 11,5) — это на самом деле дыни ( Cucumis melo ), те ее сорта, которые имеют сочные, хорошо утоляющие жажду плоды, напоминающие по форме огурцы. Поэтому упоминаемые в Ис 1:8; Иер 10:5 огороды (досл. " огуречные поля " ; в СП Иер 10:5 это выражение просто опущено) были бахчами, на которых выращивали дыни. Бук СП (МТ - rWVa " t]- теашур. Ис 41:19; 60:13; Иез 27:6) — это кипарис с развесистой кроной, похожей на крону кедра ( Cupressus sempervirens ). Певг СП (МТ - µyGImul]a " - эцей альмугим. 3Цар 10:11 и след.; 2Пар 2:8; 9:10 и след.) — красное сандаловое дерево (Pterocarpus santalinus ). Верба СП (МТ - арави. Иов 40:17; Ис 44:4) — тополь евфратский ( Populus euphratica ), верба же (МТ - hp;x;p]x " - цафцафа) в Иез 17:5 названа ивой. Дерево ситтим СП (МТ - µyFivi - эцей шиттим) — нильская акация ( Acacia Nilica ).

http://bogoslov.ru/article/385577

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010