В рамках Рождественских чтений прошла секция «Старый обряд в жизни РПЦ» Москва, 3 февраля 2006 г . 1 февраля заседание секции «Старый обряд в жизни РПЦ: прошлое и настоящее» в рамках XIV Международных Рождественских образовательных чтений открыл епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), передает Благовест-инфо. Тема секции близка правящему архиерею епархии, на территории которой проживает много старообрядческих общин. Куратор секции – диакон Иоанн Миролюбов, доктор теологии, секретарь Комиссии Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Епископ Георгий приветствовал участников заседания, среди которых были священнослужители, представители старообрядных приходов Русской Православной Церкви, историки, филологи и издатели, специалисты по истории старообрядчества, студенты и аспиранты. Архиерей призвал к конструктивному и всестороннему изучению жизни старообрядчества и старообрядных приходов, к регулярному проведению церковно-научных форумов по этой проблематике. По его словам, это поможет «снять остроту проблемы» и достичь столь необходимого взаимопонимания в наше время. С докладом «К созданию современной концепции старообрядных приходов РПЦ» выступил о.Иоанн Миролюбов. Он рассказал о том, как на протяжении XIX и ХХ вв. менялось отношение российского общества к старообрядчеству, которое было «одним из столпов существования России»; как в начале ХХ в. началось церковно-научное осмысление этого значения, а на Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. готовилась отмена клятв в отношении старообрядчества, но осуществить это удалось только в 1971 г . По словам о.Иоанна, современная точка зрения на старообрядчество полностью исключает отношение к нему как к «чему-то опасному для государственности», как к явлению, с которым, как в XIX в., надо бороться или вовлекать в какие-то «промежуточные формы». Сейчас нужно говорить о помощи старообрядчеству, о диалоге с ним. О.Иоанн считает, что в современных условиях есть очевидная «внутрицерковная востребованность старины», что проявляется в тяге к традиционному укладу, знаменному пению, древним формам деревянного зодчества, использованию в богослужении древних архиерейских облачений. Это приводит к росту числа старообрядных приходов, особенно в крупных городах, где члены некоторых церковных общин сами проявляют тяготение к использованию элементов традиционной церковной культуры. Количество старообрядных приходов увеличивается и за счет старообрядческих общин (чаще – беспоповских согласий), которые переходят в лоно РПЦ, но хотят сохранить прежние особенности богослужения и старые книги. Об одном из таких приходов в Минске рассказал на заседании председатель правления прихода Вячеслав Клементьев. Подсчитать число старообрядных приходов пока не представляется возможным, т.к. их статус канонически не определен, и подобная статистика до сих пор не велась.

http://pravoslavie.ru/16146.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНЬЕВ Иоанн Васильевич (7.03.1862, Москва - 8.09.1930, там же), прот., церковный историк. Род. в дворянской семье. Закончил Московскую ДС (1884) и МДА (1889). Преподавал в Вифанской ДС гомилетику, литургику и практическое руководство для пастырей. 2 июля 1891 г. рукоположен во священника, назначен преподавателем МДА. С 1892 г. законоучитель московского Учительского ин-та, протоиерей, с 1894 г. законоучитель московского Екатерининского ин-та. В 1897 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Ультрамонтанское движение в текущем столетии до Ватиканского Собора 1869-1870 гг.», в 1914 г. А. была присуждена степень д-ра церковной истории за соч. «От Карла Великого до Реформации». Являлся членом епархиального Училищного совета. Принимал активное участие в миссионерских собеседованиях со старообрядцами (см. Старообрядчество ) и богословских чтениях для широкой аудитории в Москве. 15 янв. 1918 г. назначен настоятелем Христа Спасителя храма . Церковные историки иногда неверно отождествляют А. с его братом Николаем, до 1917 г. служившим священником в храме Христа Спасителя; источником ошибки является работа прот. Михаила Польского , к-рый писал о «протопресвитере о. Николае Арсеньеве, бывшем настоятеле Храма Христа Спасителя» (Новые мученики Российские. Ч. 2. С. 225). 3 апр. 1922 г. А. вместе со священномучениками Александром Хотовицким , Илией Громогласовым и свящ. Илией Зотиковым был арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей и обвинен, как и проч. арестованные, в распространении послания Патриарха Московского свт. Тихона о помощи голодающим от 28 февр. 1922 г., а также в призыве к массовому противодействию декрету ВЦИК от 23 февр. 1922 г. об изъятии церковных ценностей. На Московском процессе по делу «церковников» в нояб.-дек. 1922 г. А. был осужден на 5 лет, по амнистии срок был сокращен до 2 лет. 28 мая следующего года А. обратился в Политический Красный Крест (ПКК) с письмом на имя Е. В. Пешковой, в к-ром писал о своей невиновности. Благодаря ходатайству ПКК А. вскоре был освобожден, но 12 нояб. вновь арестован после обыска на квартире, во время к-рого были отобраны 2 экз. послания Патриарха Тихона, воззвание протопр. Александра Хотовицкого по поводу изъятия церковных ценностей, тюремный дневник А. В янв. 1924 г. А. был выслан в Тверь, в 1925 г., судя по его письмам в ПКК, еще находился в ссылке. Последние годы жизни провел, видимо, в Москве, где и скончался, похоронен на Даниловском кладбище.

http://pravenc.ru/text/76336.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТЕМИЙ (Ильинский Александр Матвеевич; 30.07.1870, с. Кошма Архангельской губ.- 30.08. 1937), архиеп. Тобольский и Тюменский. В 1890 г. окончил Архангельскую ДС, в 1898 г.- СПбДА. После окончания семинарии служил учителем, в 1892 г. рукоположен во священника. Будучи студентом академии, участвовал в деятельности Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви. С 17 авг. 1898 г. служил в ц. свт. Тихона Задонского при Александровском детском приюте, с 26 окт. 1899 г.- в ц. св. Александра Невского при гомеопатической больнице, с 3 нояб. 1900 г.- в Воскресенской ц. при Ин-те принцессы Терезии Ольденбургской в С.-Петербурге, с 6 мая 1914 г. в сане протоиерея. 8 мая 1915 г. назначен ректором Уфимской ДС, 8 июня пострижен в монашество с именем А., 14 июня возведен в сан архимандрита. В Уфе А. проводил религиозно-нравственные чтения в праздничные дни. 14-17 июня 1917 г. А. был назначен, 30 июля в Луге хиротонисан во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. В 1918 г. возглавлял комиссию по подготовке встречи в Петрограде свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России. В 1921 г. в Луге основал церковное братство. В 1922 г. уклонился в обновленчество , в янв. 1923 г. обновленцами был назначен временно управляющим Петроградской епархией, затем епископом, а с лета 1923 г.- архиепископом Петроградским. В окт. 1923 г. начал вести переговоры о присоединении к Патриаршей Церкви, однако прервал их и в нояб. был возведен обновленцами в сан митрополита Петроградского. Участвовал в заседаниях обновленческого «Второго поместного собора православной Российской Церкви» (Москва, 29 апр.- 9 мая 1923), на к-ром подписал постановление о лишении сана и монашества Патриарха Тихона. 4 дек. 1923 г. специально разработанным еп. Лужским Мануилом (Лемешевским) чином принес покаяние в уклонении в раскол. В 1924-1928 гг. находился в ссылке. С 19 мая 1928 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский, с 3 апр. 1930 г. епископ Тобольский, с 24 окт. 1934 г. епископ Тобольский и Тюменский. 7 янв. 1937 г. возведен в сан архиепископа, в апр. арестован. Расстрелян по приговору от 23 авг. 1937 г.

http://pravenc.ru/text/76380.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Гавриил (Красновский). Фотография. 1932 г. (Красновский Всеволод Витальевич; 29.09.1885, Москва - 18.08.1941, вероятно, Запорожье), еп. Клинский. Из семьи священника. Окончил Заиконоспасское ДУ (1899), МДС (1905), юридический фак-т Московского ун-та (1911). Работал в чине коллежского секретаря в отд-нии контроля Ведомства учреждений имп. Марии в Москве; одновременно был причислен к Собственной Его Императорского Величества канцелярии по учреждениям имп. Марии. В марте 1916 г. призван в армию. По окончании в окт. 1916 г. Александровского военного уч-ща (с присвоением чина подпоручика) воевал на Румынском фронте, был ранен и контужен. В февр. 1917 г. вернулся в Москву, с апр. 1918 по март 1919 г. работал в Наркомате госконтроля РСФСР. С окт. 1919 г. командир взвода в школе старших инструкторов Тячевской артбригады Красной Армии, в 1920 - мае 1921 г. старший делопроизводитель строевого отд-ния Главного управления военно-учебных заведений. В авг. 1921 г. рукоположен во иерея еп. Иларионом (Троицким) , ок. 2 лет служил в церкви вместе с отцом. В 1923 г. принял монашеский постриг. В авг. рукоположен, 16 сент. 1923 г. хиротонисан Патриархом свт. Тихоном во епископа Клинского, викария Московской епархии. Арестован 10 дек. 1924 г. по обвинению в антисоветской агитации и распространении слухов о гонениях власти на Церковь; заключен в Бутырскую тюрьму. 14 марта 1925 г. освобожден под подписку о невыезде из Москвы; 18 мая дело прекращено. Повторно арестован 7 янв. 1926 г.; обвинен в том, что «группировал вокруг себя реакционный элемент из церковников в контрреволюционных целях». 12 мая освобожден под подписку о невыезде; 8 окт. 1926 г. дело прекращено. Выслан в Топловский мон-рь под Феодосией; в дек. 1927 г. вернулся в Москву и сразу же был выслан в с. Заречье Владимирской губ. С февр. 1928 г. находился в Крыму (в Феодосии, затем в г. Бахчисарае). С февр. 1926 по апр. 1927 г. временно управлял Московской патриаршей областью, возглавляя Совет викариев. В кон. 20-х гг. отделился от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . Поддерживал связи с митр. Иосифом (Петровых) , ленинградскими и московскими иосифлянами. В дек. 1931 г. к нему в Крым приезжал из Москвы тайный еп. Лазарь (Любимов).

http://pravenc.ru/text/161303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Лобачёв Илья Христофорович; 28.07.1896, дер. Чёрная Грязь Московского у. и губ.- 28.07. 1967, Москва), архиеп. Харьковский и Богодуховский. Из крестьянской семьи. Окончил церковноприходскую школу. В 1909 г. переехал в Москву. Был учеником скорняка в Сокольниках, затем учился в Московском Алексеевском коммерческом уч-ще. В 1916 г., по окончании уч-ща, поступил послушником в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь в Московском Кремле. В том же году был призван на военную службу. В 1918 г. демобилизовался. Поступил послушником в Новоспасский московский в честь Преображения Господня мужской монастырь , где исполнял обязанности канонарха. В 1921 г. был келейником архим. Евгения (Кобранова ; впосл. епископ). В 1925 г. Рыбинским еп. Серафимом (Силичевым) пострижен в монашество с именем Леонид, рукоположен во диакона. 14 июля того же года рукоположен патриаршим местоблюстителем Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) во иерея. Служил священником в г. Рыбинске и в др. городах и селах Ярославской епархии. Был возведен в сан архимандрита. В нач. 1930 г. арестован в с. Резанине Ярославского р-на Ивановской промышленной области. 16 марта 1930 г. приговорен за «антисоветскую агитацию» к 5 годам лагерей. Освобожден в 1934 г. Работал в Центральном морском управлении Наркомата водного транспорта. В 1936 г. осужден за «злоупотребление служебным положением», освобожден в 1937 г., работал в пароходстве. Во время Великой Отечественной войны служил рядовым, потом сержантом в артиллерии, в 1943 г. был ранен. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». С 1946 г. был священником в неск. московских церквах. С июля 1948 г. служил в храме подворья Антиохийского Патриархата в Москве. 17 сент. того же года назначен 1-м после Октябрьской революции 1917 г. начальником Русской духовной миссии в Палестине. Руководил деятельностью миссии в тяжелых условиях арабо-израильской войны, занимался вопросами возвращения церковного имущества, ремонтом храмов и помещений миссии, установлением контактов с гос. властями Израиля, со священноначалием Иерусалимского Патриархата, с инославными конфессиями на Св. земле. 30 дек. 1949 г. освобожден от должности начальника миссии, до апр. 1950 г. был заместителем нового руководителя миссии Порховского еп. Владимира (Кобца) . 25 мая 1950 г. назначен настоятелем храма во имя святых Адриана и Наталии в г. Бабушкине (ныне в черте Москвы). 4 янв. 1951 г. переведен в московский храм во имя прп. Пимена Великого.

http://pravenc.ru/text/2463439.html

Новости Епископ Венский Иларион: Святой Дух подскажет Церкви, когда может быть использован современный язык в богослужении 11.07.2008 15:32 Москва, 11 июля, Благовест-инфо. Епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) считает, что необходимо продолжать работу по исправлению и переводу богослужебных текстов, начатую в период Поместного собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. В эксклюзивном интервью «Благовест-инфо» 10 июля он подчеркнул, что эта работа, требующая многолетнего труда большой группы компетентных лиц, должна носить «соборный» характер; в ней должна проявляться «осторожность и мудрость со стороны Церкви». Напомним, что, выступая на международной богословской конференции в ноябре 2007 г., епископ Илларион призвал продолжить церковную дискуссию о языке богослужения. В беседе с «Благовест-инфо» он отметил, что с помощью «спокойного соборного обсуждения» необходимо решать «проблему малопонятности» церковных текстов. Конечно, человек, который каждое воскресенье участвует в литургии, «рано или поздно» начинает понимать тексты богослужения. Но существуют тексты, которые «прочитываются или поются в Церкви раз в год», например, каноны Пятидесятницы: «они настолько сложные, что сделать что-нибудь, чтобы люди могли понимать не 10%, а 15% – думаю, что в этом нет не только ничего греховного, но в этом могла бы быть большая польза для людей». Венский архиерей подчеркнул, что «не следует самовольно вносить какие бы то ни было изменения в богослужения, ни в масштабах одной епархии, ни в масштабах даже одного прихода». Работать над «облегчением» славянских текстов и их переводами нужно «осторожно, так, чтобы не нарушить церковный мир, чтобы не смутить верующих». Епископ напомнил тяжелый исторический урок, связанный с церковными реформами Патриарха Никона в XVII в.: «ведь все началось с каких-то, на первый взгляд, второстепенных вещей: писать имя Иисус с одним «И» или с двумя и т.д., а кончилось дело расколом, который не уврачеван до сих пор». «Единство Церкви важнее любых возможных реформ, улучшений, нововведений. А Святой Дух подскажет Церкви, соборному разуму тот момент, когда, если это будет нужно, может быть введено использование современных языков», -- сказал епископ Иларион.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Патриарх Кирилл возглавил последнее в 2017 году заседание Священного синода РПЦ 28.12.2017 16:37 Москва, 28 декабря. 28 декабря в зале заседаний Священного синода Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проходит последнее в уходящем 2017 году заседание Священного синода Русской Православной Церкви, сообщает патриаршая пресс-служба . Открывая заседание, предстоятель РПЦ обратился к членам синода с приветственным словом: «Приветствую всех членов Священного Синода на последнем заседании в нынешнем году. Год был насыщен событиями, и, конечно, в центре всего был столетний юбилей избрания и интронизации Святейшего Патриарха Тихона, юбилей Поместного Собора Русской Православной Церкви, который сыграл очень большую роль в формировании церковного сознания в ХХ веке. Влияние Собора мы в полной мере чувствуем и сегодня, в нашей современной жизни, и, как уже отмечалось не раз, многие решения, принятые Архиерейскими Соборами последних лет, своими корнями уходят в размышления и постановления, сформулированные в ходе Собора 1917-1918 гг. У нас была возможность еще раз вспомнить о мучениках и исповедниках Церкви нашей, в ХХ веке за Христа пострадавших, и Архиерейский Собор, который был созван в связи с этой юбилейной датой, стал самым большим по количеству участников за всю тысячелетнюю историю нашей Церкви. Это было большое и очень важное событие. Я благодарю Бога за ту атмосферу братства и единомыслия, которая, при всей свободе дискуссии, не просто сохранялась, но и наполняла глубоким духовным смыслом всю нашу работу. А теперь нам с вами надлежит подвести черту под этим юбилейным годом и принять целый ряд важных решений». Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Конференция «Уроки столетия: Поместный Собор 1917-1918 гг.» состоялась в Москве 23.08.2017 12:05 Ведущий - журналист С. Ганьжин, о. Димитрий Сафонов, А. Беглов Москва, 23 августа, Благовест-инфо. Конференция «Уроки столетия: Поместный Собор 1917-1918 гг . в истории и современной жизни Русской Церкви» состоялась 22 августа в Москве, в Выставочном центре «Сокольники», в рамках православного фестиваля «Артос». Мероприятие носило просветительский характер и было посвящено столетию Поместного Собора Российской Церкви 1917-1918 гг.  Фестиваль открыл епископ Воскресенский Савва, викарий Патриарха Московского и всея Руси, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, председатель научно-редакционного совета по изданию документов Священного Собора 1917-1918 гг. На конференции прозвучал ряд докладов, в которых были раскрыты различные аспекты значения и деятельности Поместного Собора 1917-1918 гг.  – беспрецедентного события в новой истории Русской Православной Церкви – по числу участников, составу, продолжительности и количеству рассмотренных вопросов.  Священник Дмитрий Сафонов, кандидат богословия и кандидат исторических наук, в докладе «Значение Поместного собора 1917-1918 годов и возрождения патриаршества» сосредоточил свое внимание на единственном решении  Собора, которое удалось реализовать и которое действовало в течение столетия: это восстановление патриаршества. Церковный историк рассказал о том, какие дискуссии предшествовали этому соборному решению (многие опасались «папизма», разрушения соборности и т.д.). Однако патриаршество было восстановлено, и в деятельности Патриарха Тихона, в сложных условиях революционной России, реализовалось «сочетание патриаршего единоначалия и соборной коллегиальности». О. Димитрий  кратко представил свою книгу «Святитель Тихон Патриарх Московский и всея России и его время», в которой он восстановил по дням и даже по часам служение предстоятеля в 1921-1925 гг. Рассказав о давлении большевистской власти на Патриарха Тихона, он подчеркнул, что «сломить его не удалось». Автор книги уверен, что и кончина первосвятителя «не была естественной».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Круглый стол «Традиции и современность в христианском искусстве: пути развития». День первый Семинар «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии». Москва Цикл встреч Константина Мацана «Верю – не верю». Лекция «К.С. Льюис: не только Нарния» Москва Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва Пресс-конференция «Гармония буддизма и современные вызовы». Москва Все » Новости Бурлящий котел «приходской революции» 1917-1918 гг. Историк Алексей Беглов начал курс лекций о малоизвестном явлении русской церковной истории 30.06.2020 11:56 Версия для печати Историк Алексей Беглов/ screenshot  Москва, 30 июня, Благовест-инфо. «Приходская революция» – это словосочетание может вызвать массу вопросов у тех, кто интересуется русской церковной историей. И это неудивительно, ведь изучение «приходской революции» 1917-1918 гг.  находится еще в самом начале, утверждает известный историк Алексей Беглов, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН (ИВИ РАН). Этому малоизученному феномену он посвятил авторский курс из трех лекций, который будет прочитан онлайн на УоиТиве-канале лектория Центра по изучению истории религии и Церкви ИВИ РАН. Первая лекция состоялась 29 июня, она была посвящена теме «Приходская революция» 1917 года. Миряне берут власть в приходах». Хронологические рамки этого нового для историографии явления – март 1917- лето 1918 гг. – период, когда Россию сотрясали революционные события. И «приходская революция» – один из элементов «бурлящего котла» социальных процессов, которые вырвались на поверхность после того, как рухнула созданная имперской властью система функционирования общества, и через «творчество масс» стихийно утверждались новые формы жизни социума.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В МГИМО состоялся круглый стол, посвященный 100-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви и 100-летию со дня избрания Святейшего Патриарха Тихона Окт 26, 2017 Новости , Событие Москва, 26 октября. 25 октября 2017 года в Московском государственном институте международных отношений (университете) Министерства иностранных дел Российской Федерации состоялся круглый стол, посвященный 100-летней годовщине проведения Поместного Собора Русской Православной Церкви и 100-летия со дня избрания Святейшего Патриарха Тихона. В ходе круглого стола участники обсудили значение Поместного Собора и событий 1917-1918 гг. для новейшего периода истории Русской Православной Церкви, затронули основные вопросы и решения членов Собора, а также их отклик в восприятии современников. Модератором круглого стола выступил главный научный сотрудник Центра истории религии и Церкви ИРИ РАН В.М. Лавров. В начале круглого стола к собравшимся с приветственным словом обратился В.В. Печатнов, доцент кафедры философии МГИМО, исполнительный директор Учебно-исследовательского центра МГИМО «Церковь и международные отношения». Он отметил большое значение Русской Православной Церкви в истории России и важность конструктивного диалога МИД России и Русской Православной Церкви в XXI веке в вопросах защиты христиан в мире и помощи русской диаспоре за рубежом. С приветственным словом к участникам обратился протоиерей Владислав Цыпин, профессор кафедры церковной истории Московской духовной академии, отметив значение Собора в развитии церковно-государственных отношений в 1917-1918 гг. Первый доклад был представлен священником Александром Щелкачёвым, заведующим кафедрой общей и русской церковной истории и канонического права Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Он обратил внимание участников на центральные темы Поместного Собора 1917-1918 г. и затронул наиболее острые проблемы, затронутые на Соборе. Затем в своем докладе «Вопросы международных отношений на Священном Соборе 1917–1918 гг.: зарубежные делегаты и приветствия, Отдел об инославии, устройство миссии за пределами России» научный руководитель проекта по изданию документов Священного Собора 1917-1918 гг. А.И. Мраморнов рассказал об иностранных православных делегациях на Соборе и инициативах международного и межконфессионального взаимодействия, озвученных на Соборе, отчасти реализованных десятилетиями позже.

http://sinfo-mp.ru/v-mgimo-sostoyalsya-k...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010