Значительным было участие И. в совместном с издательством «Аврора» выпуске Остромирова Евангелия . По словам А. А. Турилова , «нелегко назвать издание Московского Патриархата, вышедшее в середине 1960-х - нач. 1990-х годов, к которому он не был бы причастен» (АЕ за 1994 г.). Диапазон научной и общественной работы И. был весьма широк. Он активно участвовал в деятельности ряда фондов, был членом Археографической комиссии АН СССР, Международного фонда славянской письменности и культуры, Славянского фонда России. И. был одним из активных организаторов и непременных участников проходивших в 1988-1989 гг. международных церковно-светских научных конференций, посвященных 1000-летию Крещения Руси, которые положили начало взаимопониманию и тесному сотрудничеству церковных и светских ученых в постсоветский период. Участвовал в работе нескольких Международных съездов славистов, XVIII Международного конгресса византинистов (Москва, 1991). Стал одним из инициаторов научной экспедиции на Афон 12 сент.- 21 окт. 1983 г., в которой приняли участие крупнейшие ученые-археографы страны. В результате была осуществлена фото- и ксерокопия рукописей и актов б-ки Пантелеимонова и др. святогорских мон-рей. Помимо научных и издательских интересов И. во время экспедиции занимался вопросом пополнения братии рус. Пантелеимонова мон-ря. Часть творческих и научных проектов И. остались нереализованными. Так, не удалось завершить и издать книгу-альбом «Русский Пантелеимонов монастырь на Св. Горе Афон» (совместную работу АН и Издательского отдела), «Месяцеслов» архиеп. Казанского и Свияжского Димитрия (Самбикина) , труды митр. Московского Иннокентия, книгу о вкладе РПЦ в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, Деяния Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг.: 12 томов вышли уже после его смерти. Он возглавлял работу группы ученых-архивистов над многотомной серией под общим названием «История Русской Православной Церкви в документах архивов России (аннотированный справочник-указатель)». При жизни И. вышел из печати только 1-й т. этого ценнейшего для историка труда - «История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России» (1993; издание Новоспасского мон-ря, как и 2-й т. «История Русской Православной Церкви в док-тах федеральных архивов, архивов Москвы и С.-Петербурга», 1995).

http://pravenc.ru/text/468751.html

Исп. статья из 3 т. «Памятники архитектуры Московской области», Москва, Стройиздат, 1999 Дворцовое село Ильинское на Москве-реке получило свое название от деревянной церкви, стоявшей здесь издавна. Село было разорено в Смутное время, церковь Илии Пророка сожжена и восстановлена уже после 1620 г. Из отказной книги за 1666 г. известно, что к этому времени в Ильинском было два храма: «…церковь во имя Василия Кесарийского, деревянная, верх шатровый… Да другая церковь, святого пророка Илии, тоже деревянная, 6 местных икон, писанных на золоте и прозелени…». Церковь Василия Великого, построенная в 1640-х гг., обветшала и после 1687 г. не упоминается. Ныне существующий храм во имя Илии Пророка сооружен в 1736 г. при боярине Василии Ивановиче Стрешневе по проекту талантливого русского зодчего А.П. Евлашева. Храм был построен в стиле барокко и имел богатое внутреннее убранство. В 1818 г. к Ильинской церкви пристроены два придела: во имя святого Феодора, иже в Пергии, и во имя апостола Иоанна Богослова. В 1828 г. была построена колокольня. В это время в Ильинском бывали в гостях у хозяина усадьбы графа А.И. Остермана-Толстого поэты П.А. Вяземский, Ф.И. Тютчев, управляющим в имении в конце 1820-х гг. служил писатель И.И. Лажечников. В 1864 г. имение было куплено для императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, и оставалось собственностью императорской семьи до 1917 г. Вскоре после Октябрьской революции усадьба была национализирована. В 1918 г. по предложению В.И. Ленина во дворце создали дом отдыха для рабочих. Поначалу в нем отдыхали рабочие Трехгорной мануфактуры, затем в усадьбе обосновался дом отдыха Московского комитета партии. В 1929 г. усадебный дом сгорел, со временем были уничтожены и другие постройки усадьбы. Уцелел только храм Илии Пророка. В 1937 г. он был закрыт и использовался как склад. Храм возвращен верующим в 1991 г. и восстановлен. Главный алтарь посвящен пророку Божию Илии, приделы — во имя апостола Иоанна Богослова и преподобномученицы великой княгини Елисаветы.

http://sobory.ru/article/?object=03295

Храм стоит на стрелке улиц Погодинской и Еланского. Он как бы начинает собой Аллею жизни – трассу, образованную двумя рядами построек Клинического городка. Даритель храма А.М. Макеев был человеком глубоко верующим. Он задумал устроить больничную церковь во имя архангела Михаила – небесного покровителя своего брата. Кроме единовременного пожертвования на проект и строительство, он финансировал ее обустройство и содержание. В ходе строительства на храм поступило еще одно пожертвование, по завещанию сотрудницы акушерской клиники Е.В. Соловьевой. Больничный храм находился в собственности университета и был одним из лучших в Москве. В 1911 году были устроены приделы Александра Невского и Екатерины мученицы, в честь главного жертвователя храма и его сестры. Во время Первой мировой войны клинический городок был обращен в госпиталь, и священники церкви окормляли множество лечившихся здесь раненых воинов. Так продолжалось до революции 1917 г. В 1918 г. Храм святого архистратига Михаила стал обычным приходским, а его имущество было объявлено «народным достоянием». В 1922 году имущество было изъято, в том числе более пуда драгоценных богослужебных предметов и даже плащаница. В 1931 году храм закрыли для организации в нем рабочего клуба завода «Каучук». В здании в разное время располагались «культпросветчитальня», спортзал, аптека, склад, институтский музей. Главы и колокольня были снесены, пробиты новые окна, внутренняя отделка полностью уничтожена, устроены перегородки. В 1976 г. по инициативе 1-го Московского медицинского института им. И.М. Сеченова здание решено было снести. От уничтожения его спас известный реставратор П.Д. Барановский. Однако треть храма к тому моменту уже была разрушена. Полуразрушенным храм простоял до 1990-х гг., когда нашлись средства на его восстановление. По инициативе ректора Медицинской академии М.А. Пальцева оба здания бывших клинических храмов были переданы Русской православной церкви. Великое освящение храма состоялось 19 сентября 2002 года, в день, когда Церковь вспоминает чудо святого архистратига Михаила в Хонех. Освящение совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Храмовая икона архангела Михаила, увешанная крестиками, была принесена сюда из церкви Николая Чудотворца в Хамовниках. Также в церкви хранятся редкие иконы: образ Богоматери «Помощница в родах», «Целительница» и икона великомученицы Екатерины, тоже почитающейся помощницей в родах и покровительницей детей. Хранятся здесь частицы мощей великомучеников Пантелеимона и Феодора Тирона.

http://sobory.ru/article/?object=02270

с 4 декабря 1935 г. – начальник Беломорско-Балтийского комбината НКВД с 7 октября 1936 г. – начальник Беломорско-Балтийского ИТЛ НКВД с 2 сентября 1937 г. – начальник управления Соликамского гидроузла; с 5 февраля 1938 г. – начальник Усопьского ИТЛ НКВД (по совместительству); с 28 августа 1938 г. – начальник Усть-Боровского ИТЛ НКВД Спецзвание: старший лейтенант гб. Награды: орден Ленина (22 марта 1935 г.). Арестован – 4 апреля 1939 г.; Осужден Военной коллегией Верховного Суда СССР к ВМН – 3 декабря 1939 г.; Расстрелян – 28 января 1940 г.; Реабилитирован – 18 апреля 1957 г. АНТОНОВ–ГРИЦЮК Николай Иосифович (1893–1939 гг.), уроженец Волынской губернии, украинец, партстаж с 1918г., чекстаж с 1920г., образование – низшее; с 1913 г. – служил в царской армии (рядовой, прапорщик); с 1918 г. – служил в РККА; с августа 1923 г. – уполномоченный ПП ОГПУ по Северо-Кавказскому краю; с 1929 г. – помощник начальника Кабардино-Балкарского облуправления ГПУ; с 1932 г. – начальник (там же); с 10 июля 1934 г. – начальник УНКВД Кабардино-Балкарской АССР; с 23 октября 1937 г. – зам. начальника 10 отдела ГУГБ НКВД СССР (г. Москва); с 9 июня 1938 г. – начальник Тюремного отдела НКВД СССР. Спецзвания: с 25 декабря 1935 г. капитан гб; с 21 апреля 1937 г. майор гб. Награды: орден Красной Звезды (11 июля 1937 г., за выполнение заданий правительства). Арестован – 23 октября 1938 г.; Осужден Военной коллегией Верховного Суда СССР к ВМН и расстрелян – 22 февраля 1939 г.; Реабилитирован – 5 марта 1955 г. АПЕТЕР Иван Андреевич (1890–1938 гг.), уроженец Лифляндской губернии, латыш, партстаж с 1917г., чекстаж с 1918г., образование – высшее (академия внешней торговли в 1933 г.); с августа 1914 г. – служил в 26 Сибирском стр. полку (Западный фронт); с марта 1917 г. – пред комитета 3 Сибирского стр. корпуса; с февраля 1918 г. – комиссар Ставки Верховного Главнокомандующего (г. Могилев); с 1918 г. – нач. отдела военного контроля Брянского района; с 1918 г. – нач. ОО ВЧК Западного фронта; с 1919 г. – нач. ОО Украины;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1903 г. основал любительский муж. Малороссийский хор, концерты к-рого проходили с большим успехом. Подружившись с Беневским, К. организовал их совместную поездку в Харьков и Киев (1904); переписка 2 музыкантов длилась почти 30 лет. В 1903-1905 гг. в летних экспедициях в 13 станицах Кубани К. записал ок. 1 тыс. песен. За расшифровки песен был награжден золотой медалью на Кубанской краевой выставке 1908 г. (записи тогда же были похищены). В окт. 1904 г. переехал в Киев, где работал учителем пения и регентом в КДС (до 1909), в епархиальном уч-ще (1907). В 1906-1910 гг. параллельно учился в муз. школе Лысенко (по классу теории музыки и композиции Г. Л. Любомирского) и вел занятия с хором, готовя вместе с Лысенко концертные программы. В 1908-1918 гг. совершенствовал мастерство дирижера в работе со студенческим и с церковным хорами Киевского ун-та св. Владимира . В концертных выступлениях 1914-1916 гг. университетский хор объединялся с хором Высших женских курсов, исполняя рус. и западноевроп. хоровую классику, укр. песенный репертуар (колядки, щедривки, веснянки, канты , псальмы) с элементами театрализации, что способствовало их успеху в Киеве и на гастролях в др. городах (Москва, Воронеж, Кишинёв и др.). Служил капельмейстером в театре Н. К. Садовского (1912-1916) и Киевском оперном театре (1916), преподавал хоровые дисциплины в Музыкально-драматическом ин-те им. Н. Лысенко (1913-1919). С марта 1917 г. К. принимал участие в создании научных и творческих орг-ций Украинской народной республики (УНР). В нач. 1919 г. К. стал художественным руководителем организованной по его инициативе и поддержанной правительством УНР Украинской республиканской капеллы (др. название - Украинский национальный хор), подготовил с ней за 2 месяца программу народных песен в аранжировках совр. укр. композиторов - П. Д. Демуцкого , Лысенко, Н. Д. Леонтовича, К. Г. Стеценко, В. П. Ступницкого и собственных. До 1922 г. капелла совершила гастрольные поездки в Чехословакию, Австрию, Швейцарию, Францию, Бельгию, Нидерланды, Великобританию, Германию, Испанию, Польшу.

http://pravenc.ru/text/2458915.html

Б. был организатором «Кружка любителей искусств» по изучению эпохи ампира (1908), устроителем разд. «Москва в эпоху Отечественной войны» на юбилейной выставке в память войны 1812 г., одним из создателей «Исторической выставки архитектуры» (1913), где были впервые представлены чертежи Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьева, найденные им в Императорском Российском Историческом музее. После 1917 г. Б. занимался организационной и историко-архитектурной работой. С 1918 г. член коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР. В течение 2 лет возглавлял Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, в состав к-рой входили Ю. А. Олсуфьев , свящ. Павел Флоренский . В 1919 г. Б. стал первым руководителем музея «Старая Москва». В 1919-1921 гг. был директором Управления художественных музеев в Уфе. В кон. 20-х - 30-х гг. Б. вернулся к активной архитектурной практике, разработав и осуществив перестройку ряда музейных зданий и учреждений в Москве и в др. городах. В 1945-1946 гг. участвовал в восстановлении Путевого дворца в Твери (архит. Казаков). Работал в архитектурных подразделениях различных гос. учреждений, а также в Главном управлении охраны памятников архитектуры и в Музее русской архитектуры. Б.- автор ряда историко-архитектурных исследований по зодчеству Москвы, в т. ч. первой монографии о творчестве архит. М. Ф. Казакова . В 30-х гг. написал мемуары, в к-рых отразилась художественная и культурная жизнь Москвы нач. XX в. Арх.: РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Д. 735, 964 [персон. ф. Бондаренко И. Е.]. Соч.: Архитектурные памятники Москвы: Альбом. М., 1904-1905. Вып. 1-3; Остатки Москвы XVII в.//Старые годы. 1909. 11. С. 425-439; Подмосковные дворцы XVIII в.//Там же. 1911. 3. С. 11-32; Горенки//Там же. 1911. 12. С. 69-70; Архитектор М. Ф. Казаков, 1738-1812. М., 1912; Зодчество Москвы XVIII и нач. XIX в.//Путеводитель по Москве, изд. МАо для членов V Съезда зодчих в Москве/Под ред. И. П. Машкова. М., 1913. С. 1-14; Переизд.: 1998; Здание Посольского приказа: Сб. ст. в честь гр. П. С. Уваровой. М., 1916. С. 98-107; Здание Малого театра//Московский Малый театр, 1824-1924. М., 1924. С. 649-660; Архитектор М. Ф. Казаков, 1738-1812. М., 1938.

http://pravenc.ru/text/153069.html

18 апр. 1918 г. Поместный Собор заслушал доклад Отдела о благоустроении прихода «Об образовании Всероссийского союза приходов» для защиты Церкви от притеснений и принял предложение председательствовавшего на заседании митр. Арсения (Стадницкого) поручить Синоду и ВЦС составить проект устава союза. Летом 1918 г. Самарина обвинили в «разрабатывании плана организации православного духовенства в целях борьбы с советской властью на религиозной платформе», с 25 сент. 1918 по 19 апр. 1919 г. и с 15 авг. 1919 г. он находился под арестом. В янв. 1920 г. Московский губ. ревтрибунал выдвинул против деятелей Совета объединенных приходов г. Москвы («дело Самарина-Кузнецова») обвинение в контрреволюции, в проведении политики Собора и Патриарха, направленной на создание по всей стране «советов объединенных приходов, которые организовали крестные ходы, звонили в набат, собирали народ для противодействия советской власти». Обвиняемые получили различные тюремные сроки. ВСОППЦ в условиях гражданской войны не проявил себя как всероссийская орг-ция. Арх.: ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 12. Д. 470; Ф. 5062. Оп. 3. Д. 6-7; ЦГИАМ. Ф. 421. Оп.1. Д. 7783. Лит.: Голубцов С. А. , протодиак. Моск. духовенство в преддверии и начале гонений, 1917-1922. М., 1999; Собор, 1918. Деяния. 2-я сессия; Правосл. Москва в 1917-1921 гг.: Сб. док. и мат-лов/Авт.-сост. А. Н. Казакевич, В. В. Марковчин, Т. С. Тугова, А. М. Шарипов. М., 2004. А. М. Шарипов Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.)

http://pravenc.ru/text/155538.html

2 февраля 1885 года церковь была освящена. В том же году «Московские церковные ведомости» в разделе «Московская хроника» сообщали, что «7 ноября в храме во имя Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радосте», что при доме призрения братьев Ляпиных на Малой Серпуховской улице, благотворителями по- жертвованы драгоценные серебряные вызолоченные ризы на иконы: Св. Николая чудотворца и Св. Архангела Гавриила. Каждая из риз весит более пуда и исполнена на фабрике золотых и серебряных изделий О.Ф. Курлюкова». С самого своего освящения церковь числилась среди домовых церквей при Вознесенской церкви за Серпуховскими воротами. В клировых ведомостях этой церкви читаем, что приписных церквей при ней нет, но есть две домовые церкви, одна из которых, в честь св. Архистратига Михаила, находилась при Садовнической богадельне, а другая - в честь иконы Богоматери Всех скорбящих радость при Ляпинском благотворительном доме. С 1895 года церковь стала приписной дворовой, которая посещалась большим количеством людей. В 1917 году в нем наметился расцвет: владелец маслобойного завода Грачев не жалел средств на благолепие помещения церкви. Вместо маленькой колокольни Грачев хотел построить двухъярусную, для которой купил двухсот пудовый колокол. Приглашал в храм для служений архиереев: служили архиереи, участвовавшие во Всероссийском Поместном Соборе 1917-18 гг., в мае 1918 года служил Тихон, Патриарх Московский. 26 февраля 1919 года Московский Совет рабочих и красноармейский депутатов передал церковное здание общине в бессрочное и бесплатное пользование. В мае 1923 года храм был закрыт, а 21 июня того же года церковное здание было передано в пользование завода «Радио-машина» и парфюмерной фабрике «Новая Заря» под устройство клуба. На нем были разобраны главки, колокольня, переделан фасад. Клуб «Новой зари» просуществовал в храме до 1990 года. Сам Ляпинский приют после революции также прекратил свое существование, дома были переданы под жилье рабочим и служащим, а в 1925-1927 годах на их месте началось новое жилое строительство, продолжавшееся и в 1930-е годы.

http://sobory.ru/article/?object=08521

В 1922 году переехал в Москву и сразу рукоположен во священника. После освобождения патриарха Тихона из-под ареста в 1923 году стал одним из его помощников по управлению Московской епархией и был назначен благочинным Пречистенского «сорока». В это время он выступил непримиримым противником обновленчества в частности против идеи примирения патриарха Тихона со свящ. В. Д. Красницким. Активно участвовал в диспутах на религиозные темы, в которых отстаивал религиозное мировоззрение. Святителем Тихоном возведён в сан протоиерея. 5 сентября 1924 года был арестован по обвинению в " активной реакционной деятельности в тихоновской церкви " вместе с о. Александром Хотовицким, по списку, составленному Е.А.Тучковым, начальником 6-го отдела СООГПУ, и заключён в Бутырский изолятор. Проходил по групповому делу " Дело протоиерея Александра Хотовицкого и других. Москва, 1924г. " Справки о реабилитации в деле 1924 году нет. 19 сентября 1924 года осуждён как " социально вредный элемент " и приговорён к трем годам ссылки в Туркестанский край. В ссылку за ним последовали жена Евдокия Трофимовна и дочь Наталия Дмитриевна. По постановлению Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 27 марта 1925 года после пересмотра дела был освобожден от ссылки и ему было разрешено свободное проживание на территории СССР, и он вернулся в Москву с семьей в апреле 1925 года. В 1926 году был осужден по административному приговору и сослан на три года в Томскую область. В 1929 году был освобожден. В 1930 году вновь арестован, приговорен к 10 годам заключения в лагерях. В 1944 году написал письмо патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому) с просьбой дать ему работу в духовном учебном заведении. Патриарх Сергий хотел назначить его ректором вновь открывавшегося Богословского института, но председатель Совета по делам религии Г. Г. Карпов воспротивился, сославшись на его антисоветские выступления на Соборе 1917-1918 гг. Был включён в корпорацию преподавателей православного богословского института. Назначен заведующим кафедрой истории обличения раскола и сектантства. 7 июня 1944 года ученым собранием богословского института на заседании утверждён в ученом звании доцента.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Собор неоднократно переделывался в XVIII–XIX веках. На алтарной части сохранились красивые наличники с разорванными фронтонами, характерными для конца XVII века, автором которых считается прославленный мастер Степан Полубес. В 1765 г. Андреевский монастырь упразднили. Часть построек, в том числе Покровскую церковь, снесли. Храм Воскресения Христова стал приходским. В 1803 г. помещения бывшей обители передали Московскому купеческому обществу для устройства богадельни. Корпуса богадельни, образовавшие каре вокруг монастырского двора, строились с 1805 по 1879 год. Храм Воскресения Христова, включенный в общий комплекс, стал ее домовым храмом. В 1900 г. при храме была открыта церковно-приходская школа. Богадельня просуществовала до 1924 г. После закрытия все ее помещения, в том числе и храмы, использовались как жилые дома, затем в них разместился научно-исследовательский институт. В 1966–1981 гг. проходили реставрационные работы, при которых восстановили внешний облик храма Воскресения Христова. Его освятили в апреле 1992 г. Ансамбль бывшего Андреевского монастыря и богадельни имеет статус патриаршего подворья. В настоящее время здесь располагается Синодальная библиотека. В соборе сохранилась святыня – чтимая Казанская икона Божией Матери. Нынешний храм Воскресения, что в Пленницах, был построен на месте прежнего (1648 г.) храма, также Воскресенского, в 1689 г., но освящен был митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) лишь в 1703 г. В подклете храма находился придел великомученика Феодора Стратилата над склепом, в котором по преданию был погребен Ф.М. Ртищев. К северу от Воскресенского храма был расположен храм Покрова Пресвятой Богородицы, по некоторым сведениям построенный в 1701 г. Впоследствии он был разобран, а на его месте был сооружен корпус Богаделен, примыкающий к Воскресенскому храму. До 1917 г. при храме Воскресения существовала церковно-приходская школа, открытая в 1900 г. по инициативе настоятеля священника Николая Молчанова. В 1918 г. богадельня прекратила существование, так как в корпусах бывшей обители были размещены дома-коммуны 1-й Московской фабрики Гознак. В 1925 г. «по просьбе трудящихся» Моссовет передал рабочим храм Воскресения для устройства в нем клуба.

http://sobory.ru/article/?object=03276

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010